22489

ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ ПОЛИКЛИНИКА. ОБЗОР. ПРИНЦИПЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ, СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Отчет о прохождении практики

Медицина и ветеринария

Повышение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие современных медицинских технологий и расширение их доступности. Улучшение финансового обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. Сглаживание неравенства в доступности медицинской помощи для различных групп населения. Расширение возможностей граждан влиять на систему здравоохранения.

Английский

2014-11-24

133 KB

4 чел.

КУРСОВАЯ РАБОТА

«ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ ПОЛИКЛИНИКА. ОБЗОР. ПРИНЦИПЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ, СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………….…………………………………………………………3

1. Организация работы поликлиники……………………………………………6

1.1. Общие принципы организации работы поликлиники………………6

1.2. Структура поликлиники………………………………………………8

2. Анализ деятельности поликлиники………………………………………….13

2.1. Основные показатели деятельности поликлиники………………...13

 2.2. Перспективное и текущее планирование амбулаторно-

поликлинической деятельности………………………………………….14

3. Перспективы развития центральной районной поликлиники в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..18

3.1. Проблемы организации медицинской помощи

населению, предоставляемой в поликлиниках………………………….18

3.2. Перспективы развития центральной районной

поликлиники в Республике Беларусь……………………………………25

Заключение………………………………………………………………..27

Список литературы и использованных источников……………………29

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.

Приоритетным структурным элементом системы здравоохранения является профилактическая деятельность медицинских работников, развитие медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных групп населения.

Главное направление в развитии и совершенствовании здравоохранения на современном этапе — охрана материнства и детства, создание оптимальных социально-экономических, правовых и медико-социальных условий для укрепления здоровья женщин и детей, планирование семьи, решение медико-демографических проблем.

Всемирной организацией здравоохранения определены 4 категории обобщенных показателей, которые характеризуют состояние здравоохранения в стране:

1) показатели, относящиеся к политике в области здравоохранения;

2) социальные и экономические показатели;

3) показатели обеспеченности медико-социальной помощью;

4) показатели состояния здоровья населения.

Цель государственной политики - улучшение состояния здоровья населения, в первую очередь - снижение детской смертности и смертности в

трудоспособном возрасте, увеличение продолжительности жизни, снижение заболеваемости на основе развития профилактики болезней и повышения качества и доступности медицинской помощи.

Достижение этой цели требует сохранения стратегии приоритетного развития здравоохранения.

К числу наиболее важных задач государственной политики в сфере здравоохранения относятся:

  1.  Повышение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни.
  2.  Развитие современных медицинских технологий и расширение их доступности
  3.  Улучшение финансового обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.
  4.  Сглаживание неравенства в доступности медицинской помощи для различных групп населения.
  5.  Расширение возможностей граждан влиять на систему здравоохранения.
  6.  Преодоление структурных диспропорций в системе оказания медицинской помощи.
  7.  Создание конкурентного рынка медицинских услуг и расширение возможностей выбора медицинской организации и врача.
  8.  Усиление профессиональной и экономической мотивации медицинских работников к повышению качества и эффективности медицинской помощи.
  9.  Усиление позитивного влияния медицинского страхования на показатели деятельности здравоохранения.
  10.  Развитие государственно-частного партнерства в решении проблем здравоохранения.

Немалую роль в выполнении и реализации задач государственной политики в сфере здравоохранения принадлежит амбулаторно-поликлинической деятельности. Это самый массовый и доступный вид медицинской помощи, обеспечивающий высококвалифицированное медицинское обслуживание населения.

Важнейшими современными характеристиками амбулаторно-поликлинической службы наряду с массовостью и доступностью являются ее универсальность и экономичность. С точки зрения социальной значимости и потребности в медицинской помощи все заболевания могут быть разделены на 3 основные группы:

  •  заболевания, которые являются основными причинами смертности населения;
  •  заболевания, приводящие к различным жизненным ограничениям, включая инвалидность;
  •  заболевания, вызывающие кратковременные расстройства здоровья, и ввиду массовости случаев наносящие значительный экономический ущерб.

В условиях амбулаторно-поликлинических организаций комплексно решаются проблемы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации всех 3-х групп заболеваний. До 80% обратившихся за медицинской помощью начинают и заканчивают медицинское лечение в данных медицинских организациях. При этом затраты на оказание амбулаторно-поликлинической помощи (при такой ее масштабности) в несколько раз уступают затратам на оказание стационарной медицинской помощи населению. В этой связи эффективность происходящих реформ здравоохранения связывают с тем, насколько рационально произойдет перераспределение видов и объемов оказываемой медицинской помощи со стационара на амбулаторный этап.

Поэтому в системе медицинского обеспечения населения нашей республики развитие амбулаторно-поликлинической помощи всегда было и остается в числе важнейших приоритетов.


1. организация  работы  поликлиники

1.1. Общие принципы организации работы поликлиники

К основным задачам, решаемым амбулаторно-поликлиническими организациями, относятся:

  •  накопление и анализ информации о состоянии здоровья обслуживаемого населения (заболеваемости, инвалидности, смертности);
  •  проведение широких профилактических мероприятий и работы по формированию здорового образа жизни;
  •  раннее выявление больных;
  •  проведение диспансерных мероприятий среди здоровых и больных;
  •  оказание квалифицированной, в т.ч. и специализированной, медицинской помощи;
  •  развитие ресурсосберегающих, в т. ч. стационарзамещающих технологий.

От того, в какой мере и насколько качественно решаются данные задачи, зависит объем работы других медицинских организаций, а также многие показатели, характеризующие деятельность системы здравоохранения в целом.

Основным принципом организации работы поликлиники является участковый принцип оказания медицинской помощи, который заключается в том, что территория, обслуживаемая поликлиникой, делится на территориальные участки, исходя из численности населения на участке. К каждому участку прикрепляются определенный врач-терапевт и медицинская сестра, которые признаны оказывать лечебно-профилактическую помощь жителям своего участка. Н. А. Семашко писал, что участковый принцип дает возможность лечащему врачу лучше знать свой участок, условия труда и быта своего населения, выявлять часто и длительно болеющих, знать своих пациентов, проводить не только лечебные, но и профилактические мероприятия, лучше бороться с возникновением и распространением заразных болезней. Участковый врач делается, таким образом, «домашним» врачом, другом семьи. Знание своего участка и жителей его дает возможность лучше распознать и лечить больных.

Соблюдение участкового принципа повышает ответственность врача за судьбу больных и, в конечном счете, определяет эффективность работы поликлиники. В современных условиях ежегодной диспансеризации всего населения вопросы организации работы поликлиники по участковому

Постарение населения, рост числа хронических заболеваний, дифференциация и специализация медицинской помощи вызвали необходимость распространить участковый принцип на работу и врачей других специальностей. Каждому терапевтическому отделению придаются врачи: хирург, невропатолог, отоларинголог и окулист, а при наличии стоматологического отделения — и врачи-стоматологи.

Этот метод получил название бригадного, когда указанные специалисты стали обслуживать больных в поликлинике и на дому с определенных терапевтических участков. Все члены бригады оперативно подчинены заведующему терапевтическим отделением.

1.2. Структура поликлиники

Поликлиника - это многопрофильное, специализированное, учебно-профилактическое учреждение, предназначенное оказывать медицинскую помощь на амбулаторном приеме и на дому, а также осуществлять комплекс профилактических мероприятий.

По номенклатуре поликлиники делятся:

По профилю:

общие (территориальные);

детские;

стоматологические;

физиотерапевтические;

курортные;

консультативно-диагностические (специализированные).

По территориальному признаку:

городские;

сельские.

По организационному признаку:

объединенные;

самостоятельные

Мощность поликлиники определяется числом посещений. Категорийность определяется числом врачебных должностей. Сеть и кадровое обеспечение поликлиники планируется исходя из основных планово-нормативных показателей (потребность взрослого городского населения в амбулаторной помощи - 13.4 посещений на жителя в год). Важно отметить,что  40%  населения могут  не посещать ее ни разу в год.

Финансирование учреждений осуществляется из средств госбюджета, поэтому медицинская помощь является для населения бесплатной.  Утвержден перечень дополнительных (платных) медицинских услуг, однако их доля в общем объеме амбулаторной помощи мала.

Основными организационно-методическими принципами работы поликлиник являются участковость (закрепление за врачебной должностью нормативного числа жителей) и широкое использование диспансерного метода (систематическое активное наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов). Основными планово-нормативными показателями, регламентирующими работу поликлиник, обозначены:

— норматив участковости (1700 человек на 1 должность участкового терапевта);

— норма нагрузки (5 посещений в час на приеме в поликлинике и 2 — при обслуживании пациентов на дому терапевтом);

— штатный норматив участковых терапевтов (5,9 на 10000 жителей взрослого населения).

Главный врач поликлиники имеет право изменять эти показатели в зависимости от местных условий. Например, может увеличить или уменьшить численность участка и нагрузку врачей.

Основными направлениями деятельности учреждений первичной медико-социальной помощи являются:

— профилактическая работа, диспансеризация, гигиеническое обучение и воспитание населения, пропаганда здорового образа жизни;

— лечебно-диагностическая работа (включая экспертизу временной нетрудоспособности);

— организационно-методическая работа (управление, планирование, статистический учет и отчетность, анализ деятельности, взаимодействие с другими учреждениями здравоохранения, повышение квалификации и пр.);

— организационно-массовая работа.

Особое место в работе врачей, обеспечивающих население первичной медицинской помощью, занимает диспансеризация (активное раннее выявление, динамическое наблюдение и лечение, комплексное оздоровление).

Оценка организации диспансеризации проводится с помощью таких показателей, как:

1) качество диспансеризации (охват диспансерным наблюдением не наблюдавшихся в течение года, охват различными социально-оздоровительными и лечебно-профилактическими мероприятиями — санаторно-курортное лечение, диетпитание, рациональное трудоустройство и др.);

2) эффективность диспансеризации (динамика заболеваемости и болезненности по данным ЗВУТ — для работающих; общей заболеваемости — по основной и сопутствующей патологии; госпитализированной заболеваемости; инвалидизация, в том числе первичная; летальность; исходы диспансеризации по данным годовых эпикризов — выздоровление, улучшение, без перемен, ухудшение).

Поликлиника возглавляется главным врачом. В структуру поликлиники входят: регистратура, отделение профилактики, лечебно-профилактические отделения и кабинеты, лечебно-диагностические подразделения, административно-хозяйственная часть, отделения восстановительного лечения и др.

Регистратура является основным структурным подразделением по организации приема больных. В функции регистратуры входит:

- регистрация первичных пациентов;

- организация предварительной и неотложной записи больных на прием к врачу как при непосредственном обращении в поликлинику, так и по телефону;

-обеспечение регулирования интенсивности потока пациентов с целью создания равномерной загрузки врачей и распределения пациентов по видам оказываемой помощи.

Основным медицинским документом, отражающим состояние больного и эффективность медицинского обслуживания, является медицинская карта амбулаторного больного, которая хранится в регистратуре поликлиники. Все пациенты поступают в онкологический диспансер с направлением местного лечебно-профилактического учреждения. На первичных больных заводится медицинская карта амбулаторного больного (МКАБ), на повторных больных МКАБ отыскивается в картотеке регистратуры. Направление вклеивается в медицинскую карту. Работник регистратуры передает МКАБ врачу-специалисту в соответствии с заболеванием пациента. После осмотра больного врач выписывает направление на обследование, которое выдается на руки больному. МКАБ передается врачу соответствующего лабораторно-диагностического подразделения. Результаты обследования поступают в регистратуру. Медсестра забирает результаты обследования и раскладывает их по картам, хранящимся у врача-специалиста. Врач-специалист изучает результаты обследования и принимает решение о ходе дальнейшего лечения пациента. Здесь возможно несколько вариантов:

а)специальное лечение (хирургическое, лучевое, химиотерапевтическое, дневной стационар);

б)направление на лечение в другое лечебно-профилактическое учреждение (в случае выявления заболевания неонкологического профиля);

в)направление в поликлинику по месту жительства (в случае отказа пациента от предложенного лечения);

г)направление в поликлинику по месту жительства для симптоматического лечения (в случае выявления запущенного онкологического заболевания, лечение которого невозможно).

В функции регистратуры входит также оформление и учет больничных листов, справок, направлений и других документов, регистрация и учет рецептурных бланков. По каждому виду документа ведется журнал регистрации. Врачи консультативно-диагностического отделения решают задачу по оказанию квалифицированной медицинской помощи населению в амбулаторных условиях и на дому. Врач, обследуя больного и проводя лечение, заполняет его медицинскую карту, выписывает направления на анализы, на дополнительные обследования и процедуры, направление на госпитализацию, рецепты на лекарства. Учет работы врачей ведется организационно-методическим кабинетом (ОМК) диспансера на основании статистических талонов для регистрации уточненных диагнозов, которые выписываются при уточнении диагноза заболевания. ОМК осуществляет также формирование отчетных документов, характеризующих состояние здоровья населения и эффективность работы медперсонала.


Основные показатели деятельности поликлиники

При амбулаторно-поликлинической помощи используются такие виды оперативно-учетной документации, как талон на прием к врачу, дневник работы врача, индивидуальная медицинская карта, статистический талон для записи заключительных (уточненных) диагнозов, экстренное извещение об инфекционной заболеваемости, извещение о больном с впервые установленным диагнозом рака или другого злокачественного новообразования.

При оценке деятельности поликлиники обычно анализируются: общие данные о поликлинике; информация об организации работы поликлиники (прием пациентов, помощь на дому, нагрузка врачей); проведение профилактической работы и ее результаты (медицинские осмотры, диспансеризация); качество врачебной диагностики и лечения больных; преемственность работы поликлиники и стационара. Среди общих данных оцениваются среднее число населения, прикрепленного к участку, укомплектованность штатов и др. Организация работы поликлиники оценивается по показателям, характеризующим:

— динамику посещений (отношение числа посещений поликлиники в данном году к числу посещений в прошлом году, умноженное на 100);

— структуру посещений — по поводу заболеваний или с профилактической целью (отношение числа посещений по поводу заболеваний или с профилактической целью к числу всех посещений, умноженное на 100);

— нагрузку на врачебную должность (отношение числа посещений всех врачей к числу занятых врачебных должностей);

— активность посещения врачами пациентов на дому (отношение числа активных посещений на дому к числу всех посещений на дому, умноженное на 100).

Профилактическая работа поликлиники оценивается:

— полнотой охвата медицинскими осмотрами (отношение числа осмотренных к числу населения, подлежащего осмотру, умноженное на 100);

— процентом населения, осмотренного с целью выявления заболевания (отношение числа осмотренных к численности населения);

— частотой выявленных заболеваний (отношение числа выявленных заболеваний к числу осмотренных);

— показателями диспансеризации (полнота охвата, своевременность взятия на диспансерный учет, удельный вес вновь взятых под наблюдение, среднее число диспансеризуемых на одном участке, исходы и эффективность диспансеризации).

Качество врачебной диагностики определяется на основе сравнения диагнозов, поставленных больным при направлении на госпитализацию, с диагнозами, установленными в стационаре. Преемственность работы поликлиники и стационара оценивается числом пациентов, подготовленных к плановой госпитализации, и обменом документацией до и после лечения их в стационаре.

Перспективное и текущее планирование амбулаторно-поликлинической деятельности

Планирование можно считать одним из принципов организации медицинской помощи. Оно является важнейшей функцией управления здравоохранением. В условиях перехода на новые экономические принципы хозяйствования планирование теряет свои обязательные централизованные функции, приобретает рекомендательный характер, сводится к прогнозированию, составлению различного рода программ по охране здоровья населения и окружающей среды. Планирование должно быть сосредоточено на рациональном и эффективном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Это означает, что следует учитывать объем, характер и потребности населения в медицинской помощи, возможности их удовлетворения, использовать рациональные экономические формы медицинской помощи. Планирование включает: составление плана, организацию его исполнения и контроль, проверку исполнения. Любой план должен показывать не только то, что должно быть достигнуто, но и способы достижения. План - это документ, определяющий сущность, последовательность, направленность и тактику деятельности конкретных исполнителей, в конкретные сроки и на конкретных участках деятельности. В здравоохранении планируются: потребность в кадрах, развитие материально-технической деятельности, перспективы финансирования. Планы бывают перспективные (на длительный период) и текущие (оперативные, месячные и годовые). Кроме того, составляются планы деятельности учреждений и планы развития (строительство, ремонт, реконструкция). Наиболее действенными являются комплексные планы, планы-задания на объект и др. Рациональное планирование отвечает таким требованиям, как четкое определение целей и задач, реальность и конкретность планируемых мероприятий, выделение ведущих задач, сравнимость и сопоставимость показателей, конкретизация сроков исполнения и исполнителей. Среди методов планирования наиболее часто применяются: аналитический (анализ исходных планов), нормативный (для определения потребности в нормативных показателях), экспериментальный (расчет показателей на основе предыдущего эксперимента) и другие специальные методы (балансовый, соотношений, пропорций и др.). При планировании необходимо руководствоваться программно-целевым методом, который обеспечивает системный подход к составлению плана, позволяет выделить цели и задачи и направить каждое планируемое мероприятие на выполнение определенной цели. Это требует изменения технологии планирования (определение целей и задач, поэтапное выполнение мероприятий, согласование с исполнителями, комплексирование, расчет ожидаемой эффективности и др.). Планирование деятельности специалистов медицинских учреждений предусматривает определение функции врачебной должности (в соответствии с конкретными показателями и измерителями).

При планировании амбулаторной помощи сначала формируют кадры врачей, а затем сеть амбулаторных учреждений. Нормативом при определении потребности населения в амбулаторной помощи является число посещений поликлиники на одного жителя в год. Зная число жителей, можно определить общее число предстоящих посещений пациентами терапевта. Для определения функции врачебной должности (нагрузка на врача в течение года) учитывают нагрузку на терапевта за час приема (в поликлинике 5, на дому 2), число часов приема в день, число рабочих дней в году.

План работы поликлиники должен содержать следующие данные: мощность поликлиники; объем деятельности поликлиники; кадровый состав и показатели деятельности врачебной должности; объем необходимых для содержания поликлиники финансовых средств. Перспективные направления развития здравоохранения, оздоровления окружающей среды, производственных условий, оптимизации образа жизни и укрепления здоровья населения предусматриваются в целевых региональных и местных программах «Здоровье», в планах экономического и социального развития. При их составлении используются методы программно-целевого планирования, моделирования и прогнозирования.

Простейшей формой текущего планирования является индивидуальное планирование. С этой целью каждый сотрудник составляет план-график работы на определенный период. Составляется план-график деятельности, командировок, научно-практической работы и т. п. При этом необходимо учитывать задачи годового плана учреждения (отдела); эффективность выполненных мероприятий за предыдущий год; изменение плановых нормативов, режима работы; реконструкцию, ремонт и т. п. Индивидуальный план позволяет повысить ответственность и заинтересованность врача в результате своей работы, улучшить дисциплину, контроль. При его составлении необходимо руководствоваться положением о враче-специалисте, должностной инструкцией, годовым планом и показателями работы учреждения и другими исходными данными, характеризующими конечные результаты. В плане указываются мероприятия, рабочие дни месяца, выполнение мероприятий (плановых, внеплановых), сроки их исполнения и исполнители. Мероприятия и сроки их исполнения должны быть конкретными. Утверждает и контролирует план руководитель учреждения. В индивидуальных планах и графиках работы должны соблюдаться принципы приоритетности и выделения ведущих задач. Показатели качества и эффективности работы необходимы для оценки деятельности специалиста; они должны быть заранее оговорены и утверждены в соответствующих официальных документах, должны носить обязательный характер (в должностных инструкциях, в стандартах качества и др.). Их можно разделить на следующие 2 группы. 1. Общие показатели эффективности, которые зависят от работы не только специалиста, но и всего медицинского учреждения, а также от санитарно-эпидемических условий, экологических факторов внешней среды и др. В первую очередь к ним можно отнести показатели заболеваемости населения и санитарно-демографические данные. 2. Специальные, или частные, показатели качества специфичны и конкретны для каждой специальности. Однако есть и общие для всех врачей показатели, которые должны отражать качество диагностики, лечения и профилактики заболеваний, частоту осложнений и рецидивов заболеваний, средние сроки лечения и др. Для оценки конечных результатов деятельности врача служат также данные о частоте жалоб или благодарностей пациентов за оказанную медицинскую помощь, об интенсивности и плотности нагрузки, использовании медицинского оборудования и аппаратуры, исходах лечения и эффективности оздоровительных мероприятий.

3. Перспективы развития центральной районной поликлиники в Республике Беларусь

3.1. Проблемы организации медицинской помощи

населению, предоставляемой в поликлиниках

Повышение удовлетворенности населения возможностью получения и качеством медицинской помощи — важная задача реформирования отрасли. В условиях поиска новых подходов к повышению доступности, качества и культуры оказания медицинской помощи на фоне ограниченных экономических возможностей здравоохранения и совершенствования финансовых отношений мнение пациентов может быть одним из критериев оценки деятельности лечебно-профилактических учреждений. В силу этого все больший вес в принятии решений приобретает социологическая информация, основанная на изучении общественного мнения.

Результаты социологических исследований достаточно точно отражают позитивные и негативные тенденции развития и реформирования здравоохранения, позволяют выявить факторы, снижающие удовлетворенность пациентов медицинским обслуживанием. При этом многие проблемы негативного восприятия здравоохранения могут быть решены без значительных финансовых затрат.

Неудовлетворенность людей в первую очередь обусловлена работой поликлиник. Качество лечения в поликлинике в целом оценивается как более низкое, чем в больницах. Свою неудовлетворенность выразили 71,5% опрошенных из числа тех, кто обращался в поликлиники, и 56,4% пациентов больниц. Основные претензии, которые предъявляются гражданами к медицинскому обслуживанию, связаны с общим низким уровнем лечебного процесса, недоступностью высокоэффективных лекарственных препаратов, дефицитом врачей ряда специальностей, недостаточным оснащением больниц современным оборудованием. Данные о распространении неофициальной формы оплаты лечения свидетельствуют о постепенном превращении отечественного здравоохранения из бесплатного в платное. Оказалось, что из числа тех, кто обращался за соответствующими медицинскими услугами, за диагностику платили 41,1%, лечащему врачу — 38,4%, за госпитализацию — 21,3%, за операцию — 31,8%. Одновременно более половины опрошенных приобретали за собственные средства медикаменты, перевязочные материалы и т.п.

Только 62,8% респондентов cмогли попасть на прием к врачу-специалисту в день обращения в поликлинику, 14,3% — на следующий день, 16,4% —на 2—7-й день, 3,0% — через неделю, 3,5% опрошенных вообще не попали на прием к нужному специалисту. Лишь 27,4% респондентов считают, что обследования в поликлинике соответствуют современному уровню. К услугам скорой медицинской помощи за последние 12 месяцев обращались 60,3% опрошенных, из них 26,5% дали «скорой» хорошую оценку, 45,1% — удовлетворительную, 19,2% — плохую. Только 26,9% взрослого населения оценили состояние своего здоровья как хорошее, 55,8% — как удовлетворительное, 17,3% — как плохое или очень плохое.

Организацией амбулаторной врачебной помощи полностью удовлетворены только 31,9% сельских жителей. Врачебную амбулаторную помощь считали доступной 40,5% опрошенных, причем доступность определяется возможностью пациентов попасть на прием к врачу.

Изучение мнения пациентов крупных многопрофильных показало, что 23,1% опрошенных высказались за улучшение финансирования, 6,7% — улучшение организации медицинской помощи, 2,9% — увеличение численности медперсонала, 5,8% — улучшение работы хозяйственных служб, 9,6% — увеличение зарплаты медперсонала. Более половины (51,2%) опрошенных условия пребывания и лечения в больницах оценили как хорошие. Большинство пациентов были ограничены в финансовых возможностях для оплаты медицинских услуг. Только 24,9% ответивших на этот вопрос могли позволить себе услуги за любую цену. Аналогичные данные получены и другими авторами.

Большинство опрошенных жителей (59,5%) считали стационарную помощь доступной, 25% — не совсем доступной, 10% — труднодоступной [2] .

Отличаются данные анкетирования пациентов, обращавшихся за медицинской помощью в коммерческую многопрофильную клинику: 72,5% опрошенных высказали положительное отношение к платным медицинским услугам, 9,9% — отрицательное, 5,5% — безразличное и 12,1% затруднились ответить. Среди основных причин обращения за платной медицинской помощью 30,4% опрошенных выделили факт наличия заболевания, 27,5% — невозможность получить лечение бесплатно, 20,3% — экономию времени, 13,0% — качество медицинской помощи, 8,7 % — доверие к платной медицине .

Целью выполненного нами исследования было изучение мнения и отношения населения к существующей системе оказания медицинской помощи в Беларуси, оценка степени доступности медицинской помощи — амбулаторной, стационарной и скорой, отношение к переходу на страховую и платную медицину.

Было проведено анонимное анкетирование жителей базовых сельских районов (Верхнедвинский, Миорский, Клецкий, Смолевичский, Кореличский, Осиповичский, Костюковичский, Наровлянский, Гомельский, Пружанский) и жителей г. Минска.

Проведено цензурирование ответов — взаимоисключающие ответы откорректированы без изменения мнения авторов по сути вопроса.

Обобщены 394 анкеты: 174 — жителей г. Минска и 220 — жителей базовых районов. Ответивших на анкету мужчин было 107 (27,2%), женщин — 287 (72,8%). В возрасте 16—30 лет было 133 (33,8%) человека, от 31 года до пенсионного возраста — 203 (51,5%), пенсионного — 58 (14,7%). 

Следует отметить осторожность пациентов при заполнении анкет.

Из общего числа ответивших на анкету 60,9% страдают хроническими заболеваниями (практически одинаково и мужчины, и женщины), из них основные: болезни системы кровообращения — 23,9%, органов пищеварения — 23,1%, костно-мышечной системы — 14,5%, нервной системы — 13,7%. У каждого из страдающих хроническими заболеваниями диагностировано в среднем две болезни.

Состояние своего здоровья считают хорошим 15,0% опрошенных (в основном молодые люди), чаще мужчины, чем женщины; удовлетворительным — 70,1%, плохим — 12,2%; 2,7% на этот вопрос не ответили.

Данные по числу обращений в поликлинику: чаще обращаются 1—2 раза в год; в среднем на одного ответившего на этот вопрос пришлось по 4 обращения (3,4 — у мужчин и 4,2 — у женщин; 4,6 — у жителей г. Минска и 3,4 — у жителей сельских районов); в расчете на 1000 жителей — в среднем 3847,7, в том числе 3243,0 — мужчины и 3870,9 — женщины; 4505,7 — жители г. Минска и 3327,3 — сельских районов.

Организация работы поликлиники удовлетворяет 69,3% граждан (86,9% мужчин и 62,7% женщин), не удовлетворяет — 12,9% (отмечены случаи грубости и равнодушия медперсонала, не всегда доступная помощь врачей-специалистов, неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние медучреждений, неудобные графики работы врачей и служб). Затруднились с ответом 16,8% респондентов.

Прием к специалистам был доступным в 62,7% случаев в день обращения, в 16,5% — на следующий день, через 2 и более дней — в 14,7%. 6,0% опрошенных отметили невозможность попасть к ним на прием. Доступность специалистов была выше в поликлиниках сельских районов (в первый день обращения в сельских районах — 76,8%, в Минске — 44,8%).

Доверие квалификации врачей поликлиники выразили 68,5% ответивших, недоверие — 3,6%, затруднились с ответом 22,1%. Уровень обследования в поликлинике, по мнению 41,1% респондентов, соответствует современному, по мнению 26,1% — не соответствует, затруднились с ответом 27,2%.  

Лечение у своего участкового врача удовлетворяло пациентов в 67,8%, не удовлетворяло — в 8,1% случаев, затруднились с ответом 15% опрошенных.

Обращались к услугам скорой медицинской помощи (СМП) в течение года 43,9% респондентов, при этом среднее число обращений на одного обратившегося составило 1,5 в год, в расчете на 1000 жителей, исходя из числа ответивших на анкету, — 467. Обращаемость женщин была на 23% выше, чем мужчин. Хорошую и удовлетворительную работу СМП отметили 92,8% опрошенных,   плохую — 5,6%.

Доступность бесплатной амбулаторно-поликлинической медицинской помощи отметили 63,7% респондентов, недоступность — 10,7%, затруднились с ответом 19,0%, не ответили 6,6%; стационарной — соответственно 40,4%, 18,0%, 24,9% и 26,7%; СМП — соответственно 54,8%, 6,1%, 28,2% и 10,9%.

Положительно относятся к системе оказания медицинской помощи 35,0% опрошенных, отрицательно — 25,4%, затруднились ответить 29,9%; 9,7% респондентов не дали ответа. Ответы практически не отличались у городских и сельских жителей.

Пользовались стационарным лечением в последние 12 месяцев 42,9% ответивших (чаще один раз). Жители сельских районов пользовались стационарным лечением в два раза чаще, чем жители Минска. Из числа получивших стационарное лечение 84,6% доверяют квалификации врачей, 5,9% — не доверяют, 9,5% затруднились с ответом; 34,9% считают, что уровень обследования соответствует современным требованиям, 37,9% — не соответствует, 16,6% затруднились его оценить.

Организацию работы стационара оценили как удовлетворительную 55,6% лечившихся, как неудовлетворительную — 18,9%; 14,8% затруднились с оценкой. Причинами неудовлетворительной оценки были в основном внешний вид и санитарно-гигиеническое состояние, работа врачей, вспомогательных служб, случаи нетактичного, грубого, равнодушного отношения медперсонала.

Личные расходы пациентов на стационарное лечение имели место в 59,2% случаев, из них на лекарства — в 85%, на неофициальную оплату — в 6%, на другое — в 24%. Считают нужным введение обязательного медицинского страхования (ОМС) 58,6% респондентов, не считают — 8,4%, затруднились с ответом или не ответили на вопрос 33%. Считают целесообразным введение ОМС достоверно чаще жители г. Минска, нежели сельских районов. О том, что в Беларуси имеется возможность добровольного медицинского страхования, информированы 42,4% респондентов, не информированы — 35%, 22,6% затруднились с ответом или не ответили на вопрос.

Наиболее приемлемой формой медицинского обслуживания считают стационарную 36,3% респондентов, амбулаторно-поликлиническую — 28,7%, дневной стационар — 24,6%, стационар на дому — 21,6%. При этом 11,1% отметили по две приемлемые формы медицинской помощи.

Введение в лечебных учреждениях платных медицинских услуг одобряют 51,1% ответивших на анкету, скорее не одобряют — 47,7%; 1,1% не ответили на этот вопрос.

Положительное отношение к введению врача общей практики выразили 59,1%, отрицательное — 6,6%, затруднились с ответом или не ответили на вопрос 34,3% респондентов.

Свои права достаточно защищенными считают 24,9% пациентов, недостаточно — 51,8%, вообще незащищенными — 13,7%, затруднились ответить или не ответили 9,6%.

Доступными для себя цены на платные медицинские услуги считают 25,6% респондентов, недоступными — 46,4%, затруднились с ответом или не ответили 28%.

Следует подчеркнуть, что в анкетах имели место указания на трудности с выпиской льготных рецептов (32 случая), на случаи отказа в обследовании и лечении в поликлинике (11) и отказа в направлении на стационарное лечение (14). Такие случаи отмечались с одинаковой частотой в ответах как жителей г. Минска, так и жителей сельских районов.

По многим из перечисленных вопросов частота тех или иных ответов в г. Минске и сельских районах была практически одинаковой. Однако количество посещений поликлиники жителями Минска больше, чем в сельских районах, что в определенной степени может свидетельствовать о недостаточной доступности амбулаторно-поликлинической помощи на селе (транспортная проблема). Но вероятность попасть на прием к врачам-специалистам у жителей сельских районов в день обращения выше, чем в г. Минске. Сельские жители чаще, чем минчане, отмечают, что обследование в поликлинике и стационаре не соответствует современному уровню (34,5% и 15,5%; 43,1% и 23,9% соответственно). Доступность стационарной помощи выше в сельских районах. Отрицательное отношение к введению платных медицинских услуг чаще высказывали жители сельских районов, нежели г. Минска (54,1% против 39,7%).

Неудовлетворенность в ряде случаев доступностью и качеством медицинского обслуживания, с одной стороны, диктует необходимость совершенствования работы медицинских организаций, с другой — требует пересмотра отношений врач—пациент, повышения деонтологической грамотности и профессионализма медицинского персонала.

 

 

3.2. Перспективы развития центральной районной

поликлиники в Республике Беларусь

Амбулаторно-поликлиническая помощь населению Беларуси в 2008 г. оказывалась в 1983 лечебно-профилактических организациях (ЛПО), из которых 1461 относятся к системе Министерства здравоохранения.

Из числа амбулаторно-поликлинических организаций системы Минздрава медицинская помощь населению оказывалась в 796 самостоятельных (необъединенных) поликлиниках и амбулаториях, 456 поликлинических отделениях больниц и роддомов, 53 врачебных здравпунктах, 67 стоматологических поликлиниках и 91 диспансере.

Медицинская помощь городскому населению оказывалась в 173 самостоятельных поликлиниках и 243 поликлинических отделениях в составе больниц и роддомов. В сельской местности насчитывались 623 врачебные амбулатории и 221 поликлиническое отделение участковых больниц.

С 1994 г. число самостоятельных поликлиник и амбулаторий в системе Минздрава увеличилось с 511 до 717, а число поликлинических отделений сократилось с 738 до 511.

В 90-е гг. в связи с уменьшением численности населения происходило уменьшение количества врачебных участков. С 1994 по 2008 г. число городских терапевтических участков увеличилось с 3025 до 3400. В настоящее время нагрузка на участкового врача-терапевта составляет 1748 человек (2003 г. — 1618), на педиатра — 581 ребенок (2003 г. — 534).

Потребность в амбулаторно-поликлинической помощи оценивается по числу посещений врачей (включая зубных) на одного человека в год. В 2004 г. каждый житель в среднем 12,4 раза посетил врачей (2002 г. — 11,7). Среднее число посещений врачей на одного жителя за этот период увеличилось во всех областях, кроме  г. Минска, где в 2004 году оно составило 14,9, а в 2008 – 12,9 на одного жителя.

Таким образом, в течение 90-х гг. общее количество амбулаторно-поликлинических организаций в Беларуси в целом увеличилось. При этом возросло число самостоятельных амбулаторно-поликлинических организаций и сократилось число поликлинических отделений ЛПО.

В настоящее время в Беларуси проводится активная работа по реформированию системы здравоохранения. Одним из направлений является реструктуризация ЛПО и смещение приоритетов в сторону первичной медико-санитарной помощи. Усиление амбулаторно-поликлинического звена происходит за счет внедрения новых технологий, применявшихся ранее только в стационарах, развития перспективных догоспитальных форм медицинской помощи — дневных стационаров и стационаров на дому, перераспределения ресурсов и функций между амбулаторно-поликлинической и стационарной помощью в пользу первой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Качество и эффективность деятельности медицинских учреждений принадлежит к числу наиболее актуальных проблем в управлении здравоохранением любой страны, в том числе и Республики Беларусь.

Любая система здравоохранения учитывает национальные особенности, но принимает во внимание состояние экономического развития, здоровье популяции и потребности здравоохранения.

Любая система работает превосходно на результаты, которых она достигает. В системе здравоохранения: для пациентов (клиентов) это качество; для медицинских профессионалов – это степень профессионализма; для финансовых организаций – качество для определения стратегии покупок услуг здравоохранения; низкие цены на услуги и высокие цены для их поставщиков; для политиков – социальный консенсус и стабильность в обществе; а в целом – достижение win-win (беспроигрышной) ситуации в системе здравоохранения. Медики напрямую участвуют в процессе, медики лучше понимают процессы, медики определяют правила лучшей медицинской практики, медики могут оценивать свою собственную работу согласно клятвы Гиппократа.

Почему страны всего мира проявляют заинтересованность к основным проблемам системы здравоохранения? В первую очередь, это потребность населения, во-вторых, необходимость более пристального внимания к эффективности и конечным результатам, в-третьих, необходимость новых подходов к управлению качеством (доказательная медицина, методы управления качеством) и, в-четвертых, это потребность в повышении эффективности здравоохранения.

Основные принципы системы здравоохранения в условиях Республики Беларусь должны быть основаны на этических ценностях, нацелены на улучшение здоровья, направлены на удовлетворения нужд населения, основаны на надежности системы финансирования, ориентированы на первичную медико-санитарную помощь и нацелены на улучшение качества медицинской помощи.

Здравоохранение сегодня может многое сделать в плане восстановления нарушенного здоровья. Однако оно одно не может нести ответственность за сохранение здоровья населения. Это под силу всем общественным институтам – семье, учреждениям образования, культуры, науки, спорта, и, главное, - каждому отдельному человеку. Свою часть ответственности здравоохранение реализует в повседневной работе, совершенствуя формы и методы предоставления медицинских услуг, инициируя медицинскую активность всех слоев населения.

Список литературы и использованных источников

 

  

  1.  Гриненко А.Я., Тришин В.М. // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2003. — № 3. — С. 51—52.
  2.  Гриненко А.Я., Тришин В.М. // Проблемы управления здравоохранением. — 2003. — № 3. — С. 38—40.
  3.  Заборовская И.Г. // Вопр. организации и информатизации здравоохранения. — 2003. — № 4. — С. 39—43.
  4.  Калиновская И.А., Лученок А.И., Шумейко О.Л. Совершенствование системы финансирования здравоохранения города Минска. — Мн., 2002.
  5.  Котова Г.Н. и др. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 2001. — № 4. — С. 22—27 .
  6.  Максименко Л.Л., Курьянов А.К. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 2003. — № 1. — С. 20—22.
  7.  Петрова Н.Г. и др. // Экономика здравоохранения. — 2003. — № 4. — С. 52—55.
  8.  Петрова Н.Г., Железняк Б.С., Блохина С.А. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 2003. — № 3. — С. 20—23.
  9.  Татарников М.А. // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2003. — № 1. — С. 7—11.
  10.  Чернова Т.В. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 1998. — № 1. — С. 28—29.
  11.  Щепин О.П. и др. // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2003. — № 4. — С. 25—27.
  12.    Бушуева Г.А. и др. Некоторые подходы к оценке эффективности экономической деятельности лечебно-профилактических учреждений // Экономика здравоохранения, 2000, № 7.-С.39-44.
  13.  Вахрушина М.Н. Вопросы эффективности управленческих решений // Экономика здравоохранения, 2000, № 1/42.-С.28-35.
  14.  Вялков А.И., Райзберг Б.А., Шиленко Ю.В. Управление и экономика здравоохранения. Учеб. пособие / Под ред. А.И. Вялкова. – М., 2002.
  15.  Кузьмина Н.Б. и др. Оценка экономической эффективности здравоохранения // Экономика здравоохранения, 2000, № 1/42.-С.23-27.
  16.  Кульпанович О.А. Экономика труда медико-социальной сферы. Учеб.-метод. пособие Минск: БГУ, 2003.- 100 с.
  17.  Методы экономической оценки программ и проектов в сфере здравоохранения / Под ред. Н.Б. Окушко. – Кемерово, 2000.
  18.  Директива Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства», 14.06.2007.
  19.   Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах», 2003.
  20.  Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 года «О здравоохранении» в редакции  Закона  Республики Беларусь от   20.06.2008 № 363-3.
  21.   Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2006 №1116 «Программа развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006-2010 годы».
  22.  Васнецова О.А. Маркетинг в фармации. – М., 2000.
  23.  Вахрушина М.Н. Вопросы эффективности управленческих решений // Экономика здравоохранения. – 2000, №1. - С. 28-29.
  24.  Вялков А.И., Райзберг Б.А., Шиленко Ю.В. Управление и экономика здравоохранения. Учебное пособие / Под ред. А.И. Вялкова. – М., 2002.
  25.  Гордин В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. – СПб., 1998.
  26.  Каплан М.З., Бутова В.Г. Методы продвижения платных стоматологических услуг к их потенциальным потребителям // Экономика здравоохранения, 1999,№11,12/41.-С.18-19.
  27.  Кучеренко В.З., Семенов В.Ю., Сырцова Л.Ю. и др. Основы медицинского маркетинга. – М., 1998
  28.  Методы экономической оценки программ и проектов в сфере здравоохранения / Под ред. Н.Б. Окушко. – Кемерово, 2000.
  29.  Шамшурина Н.Г. Практическая экономика здравоохранения России. – М., 2001.
  30.  Шеенко Ю.А., Воропаева И.М. Прогрессивные экономические механизмы финансового менеджмента в ЛПУ // Современные технологии управления в практическом здравоохранении в рыночных условиях. – Курск, 2000.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

869. Корреляционно-регрессионный анализ методик лечения больных 224 KB
  Коэффициент Корреляции Кендалла. Выявление статистической связи. Коэффициент корреляции Пирсона. Статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин. Суммарное число наблюдений, следующих за текущими наблюдениями с большим значением рангов.
870. Биологическое оружие 186 KB
  Начало применения биологического оружия. При наиболее распространенных формах заболеваниях, смерть наступает в 30 процентах случаев.Заражение сибирской язвой происходит через контакт кожи со спорами.
871. Административное право 382.49 KB
  Административно-правовые гарантии реализации прав граждан. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений. Ознакомление студентов с основными понятиями и категориями административного права. Исполнительно-распорядительная деятельность. Приостановление действия (исполнения) акта управления.
872. Анализ свойств линейной непрерывной статической системы 376 KB
  Расчет передаточной функции замкнутой системы по управлению. Исходная структурная схема (f=0). Элементарные правила преобразования структурных схем. Алгоритм преобразования для многоконтурных систем. Заменяем последовательное соединение в прямой цепи. Расчет передаточной функции по возмущению (U=0). Определение устойчивости замкнутой системы по теореме Ляпунова.
873. Общие принципы регуляции в живых организмах 62 KB
  Упорядоченная совокупность объектов (элементов системы), взаимодействующих и взаимосвязанных между собой. Сравнительная характеристика гуморального и нервного механизмов регуляции
874. Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий 159.5 KB
  Соусное отделение горячего цеха: схема цеха, оборудование, инвентарь. Организация снабжения, формы и способы доставки продуктов. Оформление зала и сервировка столов для завтрака, обеда и ужина. Тепловая обработка продуктов.
875. Шпаргалка по мировой экономике 576.5 KB
  Совокупность национальных хозяйств и экономических взаимосвязей между ними. Характеристика факторов, влияющих на развитие мирового хозяйства. Международная специализация и кооперирование производства. Показатели, характеризующие производство основных видов продукции на душу населения, уровень и качество жизни.
876. Свободные и вынужденные колебания в контуре 182.5 KB
  Ознакомление с приборами и лабораторным стендом. Свободные колебания в одиночном контуре. Вынужденные колебания в последовательном контуре. Получение синусоидальных колебаний звуковых и ультразвуковых частот в диапазоне 20 Гц - 200 кГц с напряжением от долей вольта до 30 вольт.
877. Сущность и методология маркетинговых исследований 506.5 KB
  Уменьшение неопределенности и риска при принятии коммерческих решений. Теоретические основы проведения маркетинговых исследований. Проведение маркетингового исследования эффективности рекламы. Анализ рынка шоколадных батончиков.