2249

Разработка организационной структуры управления объектом сферы услуг, как целеустремленной системой на примере блинной Солнцепек

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Теоретические основы методологии системного анализа. Системный анализ и моделирование объекта исследования. Предложения по совершенствованию устойчивости функционирования системы.

Русский

2012-11-16

143.39 KB

40 чел.

Федеральное агентство по образованию

Государственное общеобразовательное учреждение

Высшего Профессионального Обучения

Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления

Кафедра Макроэкономики, Экономической Информатики и Статистики

Курсовая работа по Теории систем и системному анализу на тему:

«Разработка организационной структуры управления объектом сферы услуг, как целеустремленной системой (на примере блинной «Солнцепек»)»

Выполнила: студентка Б-5198 гр.

Плотникова М.А.

Проверила: Антохонова И.В.

г. Улан-Удэ, 2011


Содержание

Введение                                                                                                                 3-5

Глава 1. Теоретические основы методологии системного анализа

  1.  История возникновения общей теории систем                            6-9
  2.  Понятие системного анализа и его основные принципы            9-11
  3.  Системный подход к формированию предприятия                         как системы                                                                                    11-18
  4.  Предприятие как целеустремленная система                              18-22

Глава 2. Системный анализ и моделирование объекта исследования

  1.    Общие сведения                                                                             23-24
  2.    Организационно-правовая форма                                                24-26  
  3.    Структура предприятия                                                                 27-28
  4.    Анализ внешней среды предприятия                                           28-34
  5.    SWOT анализ предприятия                                                           34-37
  6.    Построение «дерева целей»                                                          37-38
  7.    Предложения по совершенствованию устойчивости функционирования системы                                                              38-40

Заключение                                                                                                           41-43

Список использованной литературы                                                                  44

Приложения                                                                                                          45-53

  1.  

Введение

Системный анализ — это совокупность определенных научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности общества, на основе системного подхода и представления объекта исследования в виде системы. Характерным для системного анализа является то, что поиск лучшего решения проблемы начинается с определения и упорядочения целей деятельности системы, при функционировании которой возникла данная проблема. При этом устанавливается соответствие между этими целями, возможными путями решения возникшей проблемы и потребными для этого ресурсами.

Системный анализ характеризуется главным образом упорядоченным, логически обоснованным подходом к исследованию проблем и использованию существующих методов их решения, которые могут быть разработаны в рамках других наук.

Целью системного анализа является полная и всесторонняя проверка различных вариантов действий с точки зрения количественного и качественного сопоставления затраченных ресурсов с получаемым эффектом.

Системный анализ предназначен для решения в первую очередь слабоструктуризированных проблем, т.е. проблем, состав элементов и взаимосвязей которых установлен только частично, задач, возникающих, как правило, в ситуациях, характеризуемых наличием фактора неопределенности и содержащих неформализуемые элементы, непереводимые на язык математики.

Одна из задач системного анализа заключается в раскрытии содержания проблем, стоящих перед руководителями предприятий, принимающими решения, настолько, чтобы им стали очевидны все основные последствия решений и их можно было бы учитывать в своих действиях. Системный анализ помогает ответственному за принятие решения лицу более строго подойти к оценке возможных вариантов действий и выбрать наилучший из них с учетом дополнительных, неформализуемых факторов и моментов, которые могут быть неизвестны специалистам, готовящим решение.

Процессы, идущие в цивилизованном обществе, делают предприятие все более сложной системой, поскольку усложняются интересы персонала и потребителей продукции, экономическая, политическая и экологическая среда, усиливается взаимовлияние научно-технического прогресса и социально-духовной сферы. По этой причине усложняются и процессы управления предприятием. Возрастает значимость системно-аналитической деятельности, обеспечивающей целостность в развитии предприятия как системы.

Целью данной курсовой работы является изучение объекта сферы услуг, как целеустремленной системы, с помощью системного анализа на примере блинной «Солнцепек». Для достижения цели необходимо решить задачи:

  1.  определить сущность системного анализа и выделить основные его принципы;
  2.  исследовать системный подход к формированию предприятия как системы;
  3.  рассмотреть предприятие как целеустремленную систему;
  4.  дать характеристику объекта исследования;
  5.  проанализировать внешнюю среду предприятия;
  6.  дать формулировку цели и провести декомпозицию цели.

Структура данной работы включает введение, две главы (теоретическая и аналитическая), заключение, список использованной литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, отражаются цели и задачи исследования, дается краткая характеристика работы.

В первой (теоритической) главе представлена информация о сущности системного анализа и его принципах, понятии целеустремленной системы.

Во второй  (аналитической) главе дается характеристика объекта исследования – блинная «Солнцепек», анализ структуры объекта и описание его типа, как системы. Формулируется цель и проводится декомпозицию цели.

В заключении подводятся общие итоги исследования и делаются основные выводы по работе.

Информационной базой исследования послужили материалы учебных пособий по теории систем и системному анализу, а также материалы, найденные в сети интернет. В работе применены методы логического и системного анализа.


Глава 1.  Теоретические основы системного анализа

  1.  История возникновения общей теории систем.

Круг значений понятия «система» в греческом языке весьма обширен: сочетание, организм, устройство, организация, союз, строй, руководящий орган. Первенство в использовании этого понятия приписывается стоикам. Также это понятие прослеживается у Аристотеля.

Некоторые идеи, лежащие в основе общей теории систем встречаются уже у Гегеля. Они сводятся к следующему:

  1.  Целое есть нечто большее, чем сумма частей.
  2.  Целое определяет природу частей.
  3.  Части не могут быть познаны при рассмотрении их вне целого.
  4.  Части находятся в постоянной взаимосвязи и взаимозависимости.

В явной форме вопрос о научном подходе к управлению сложными системами первым поставил М. А. Ампер. В своей работе «Опыт о философии наук, или аналитическое изложение классификации всех человеческих знаний» (ч. 1-1834г., ч. 2-1843) при построении и классификации всевозможных, в том числе и не существовавших тогда, наук, он выделил специальную науку об управлении государством и назвал ее кибернетикой. Однако первый по-настоящему научный труд по этой тематике написал польский философ-гегельянец Б. Трентовский. В 1843г. он опубликовал книгу «Отношение философии к кибернетике как искусству управления народом». Трентовский ставил целью построение научных основ практической деятельности руководителя («кибернета»). Он подчеркивал, что действительно эффективное управление должно учитывать все важнейшие внешние и внутренние факторы, влияющие на объект управления. Главная сложность управления, по мнению Трентовского, связана со сложностью поведения людей. Используя знания диалектики, Трентовский утверждал, что общество, коллектив, да и сам человек-это система, единство противоречий, разрешение которых и есть развитие.

Однако в середине XIX века знания Трентовского оказались невостребованными. Практика управления еще могла обходиться без науки управления. Кибернетика была на время позабыта.

В 1891г. академик Е. С. Федоров, работавший в области минералогии и кристаллографии, изучавший особенности строения кристаллических решеток, отметил, что все невообразимое разнообразие природных тел реализуется из ограниченного и небольшого числа исходных форм. Развивая системные представления, он установил и некоторые закономерности развития систем. Ему принадлежит наблюдение, что главным средством жизнеспособности и прогресса систем является не их приспособленность, а способность к приспособлению («жизненная подвижность»), не стройность, а способность к повышению стройности.

Следующая ступень в изучении системности как самостоятельного предмета связана с именем А. А. Богданова. С 1911 по1925гг. вышли три тома книги «Всеобщая организационная наука (тектология)». Богданову принадлежит идея о том, что все существующие объекты и процессы имеют определенную степень, уровень организованности. Все явления рассматриваются как непрерывные процессы организации и дезорганизации. Богданову принадлежит ценнейшее открытие, что уровень организации тем выше, чем сильнее свойства целого отличаются от простой суммы свойств его частей. Особенностью тектологии Богданова является то, что основное внимание уделяется закономерностям развития организации, рассмотрению соотношений устойчивого и изменчивого, значению обратных связей, учету собственных целей организации, роли открытых систем. Он подчеркивал роли моделирования и математики как потенциальных методов решения задач тектологии.

По настоящему явное и массовое усвоение системных понятий, общественное осознание системности мира, общества и человеческой деятельности началось с 1948г., когда американский математик Н. Винер опубликовал книгу под названием «Кибернетика». Первоначально он определил кибернетику как «науку об управлении и связи в животных и машинах». Такое определение сформировалось у Винера, благодаря его особому интересу к аналогиям процессов в живых организмах и машинах, однако оно неоправданно сужает сферу приложения кибернетики. Уже в следующей книге «Кибернетика и общество» Н. Винер анализирует с позиций кибернетики процессы, происходящие в обществе.

С кибернетикой Винера связаны такие продвижения, как типизация моделей систем, выявление особого значения обратных связей в системе, подчеркивание принципа оптимальности в управлении и синтезе систем, осознание информации как всеобщего свойства материи и возможности ее количественного описания, развитие методологии моделирования вообще и, в особенности идеи математического эксперимента с помощью ЭВМ.

Параллельно, и как бы независимо, от кибернетики прокладывался еще один подход к науке о системах- общая теория систем. Идея построения теории, приложимой к системам любой природы, была выдвинута австрийским биологом Л. Берталанфи. Один из путей реализации этой идеи Берталанфи видел в том, чтобы отыскивать структурное сходство законов, установленных в различных дисциплинах, и, обобщая их, выводить общесистемные закономерности. Одним из важнейших достижений Берталанфи считается введение им понятия открытой системы. В отличие от винеровского подхода, где изучаются внутрисистемные обратные связи, а функционирование систем рассматривается просто как отклик на внешнее воздействие, Берталанфи подчеркивает особое значение обмена веществом, энергией и информацией с открытой средой.

Отправной точкой общей теории систем как самостоятельной науки можно считать 1954г., когда было организовано общество содействия развитию общей теории систем. Свой первый ежегодник «Общие системы» общество опубликовало в 1956г. В статье, помещенной в первом томе ежегодника, Берталанфи указал причины появления новой отрасли знания:

  1.  Существует общая тенденция к достижению единства различных естественных и общественных наук.
  2.  Такое единство может быть предметом изучения общей теории систем.
  3.  Эта теория может быть важным средством формирования строгих теорий в науках о живой природе и обществе.

Развивая объединяющие принципы, которые имеют место во всех областях знания, эта теория приблизит нас к цели-достижению единства науки.

Все это может привести к достижению необходимого единства научного образования.

Приведенный исторический экскурс показывает, что развитием системного анализа занимались ученые самых различных специальностей: Ампер-физик, Трентовский-философ, Федоров-геолог, Богданов-медик, Винер-математик, Берталанфи-биолог. Это еще раз указывает на положение общей теории систем- в центре человеческих знаний. По степени общности Дж. ван Гиг ставит общую теорию систем на один уровень с математикой и философией.

Близко к общей теории систем на дереве научного знания расположены другие науки, занимающиеся изучением систем: кибернетика, телеология, теория информации, инженерная теория связи, теория ЭВМ, системотехника, исследование операций и сопряженные с ними научные и инженерные направления.

  1.  Понятие системного анализа и его основные принципы

В настоящее время системный анализ представляет собой широко применяемый методологический инструмент в области анализа, проектирования и совершенствования различных экономических систем, в том числе и предприятия.

Системный анализ определяется:

  1.  Как совокупность правил для решения сложных проблем;
  2.  Как комплексная нормативная методология анализа и синтеза сложных систем;
  3.  Как способы исследования сложных проблем выбора в условиях неопределенности;
  4.  Как нормативная методология для решения сложных проблем в условиях изменения внешних воздействий, основывающаяся на системном подходе;
  5.  Как научно-прикладное направление, обеспечивающее на основе системного подхода решение слабо структурированных проблем при наличии существенной неопределенности.

Объектом системного анализа выступают системы.

Системный анализ основывается на системном подходе к решению проблем, что в случае сложных систем большого масштаба является единственной гарантией принятия решения, близкого к оптимальному.

Сущность системного подхода заключается в решении частных проблем, подчиняющихся решению проблем, общих для всей системы в целом.

Системному подходу присущи следующие отличительные черты:

  1.  в результате его принятия возможно решение проблем с новых точек зрения;
  2.  требует обобщенного понимания объекта исследования, который определяется как система;
  3.  процесс развития, структуры и функционирования системы рассматривается во взаимосвязи;
  4.  динамическое понимание объекта, предполагая, что речь идет о развивающейся системе, которая в процессе развития изменяет свое состояние, структуру и поведение;
  5.  исследование подчинено определению общей цели;
  6.  понимание самого процесса исследования как системы – наиболее важная отличительная черта.

Для того, чтобы системный анализ при решении конкретных проблем давал ожидаемый эффект, необходимо обеспечить соблюдение определенных принципов, вытекающих в первую очередь из системного подхода.

1. Принцип общности систем. Определение системы, выбор, описание ее входов и выходов должно быть осуществлено таким образом, чтобы незначительные отклонения на входах не приводили к существенным изменениям в поведении системы.

2. Принцип «черного ящика» (моделирования). Две системы, имеющие одинаковые входы и выходы, функции и поведение считаются одинаковыми независимо от того, как происходит процесс трансформации входа и выхода.

3. Принцип относительности цели. При описании цели нет необходимости (иногда бессмысленно) описывать ее во всех подробностях. Значительно проще создать несколько моделей исследуемой системы в зависимости от типов задач, которые надо решить.

4. Принцип единого критерия. Главным критерием для каждой частной задачи должна являться эффективность системы в целом.

5. Принцип правильной формулировки проблемы. Необходимо максимально точно определить сущность проблемы во всей ее глубине, а также цель решения и критерии оценки.

6. Принцип системной направленности. При разбиении (декомпозиции) общей проблемы, задачи на составляющие необходимо последовательно обеспечить неразрывность существенных связей между составляющими, чтобы постоянно видеть систему в целом.

  1.  Системный подход к формированию предприятия как системы

Подход к объектам исследования как к системам выражает одну из главных особенностей современного научного познания. Системное восприятие сути явлений и процессов в природе и обществе обязывает рассматривать каждую систему как взаимосвязанную, взаимообусловленную совокупность входящих в ее состав элементов.

Одним из основных положений системного подхода является использование категории системы при исследовании объективных процессов и явлений. Системой называется объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов или целое, состоящее из частей, упорядоченных по определенному закону или принципу.

Термин «система» охватывает большой круг понятий, которые используются для выделения явлений, объектов, методов, правил из окружающей нас природы. Понятие системы может быть использовано для определения некоторой совокупности в живой и неживой природе. Это могут быть: система знаний в определенной области науки, система материальных объектов, система показателей, т.е. все то, что может представлять собой совокупность элементов, находящихся во взаимной связи и взаимодействии.

Системный подход как важнейшее средство диалектического метода исследования объективного мира рассматривает каждое явление как единое целое с учетом всех его взаимосвязей, предполагает необходимость четкого формулирования целей и задач системы, учет всех обстоятельств, связанных с решением этих задач. При этом следует иметь в виду, что системный подход не является каким-либо набором правил и методов решения задач, а рассматривается как инструмент исследования. Под системным подходом понимают систематизированный способ мышления, в соответствии с которым процесс обоснования решений базируется на определении общей цели системы и последовательном подчинении этой цели множества подсистем, планов их развития, а также показателей и стандартов работы.

В этом случае любая система рассматривается, с одной стороны, как элемент (подсистема) системы более высокого порядка, находящийся в особом единстве с окружающей средой, а с другой — как совокупность составляющих ее элементов — подсистем, пребывающих во взаимной неразрывной связи.

К сложным системам относятся комплексы функций и виды деятельности, осуществляемые на предприятиях. Как единую сложную систему можно рассматривать всю деятельность предприятия, которая состоит из сети подчиненных менее сложных систем.

Производственная система — это искусственное, но объективное единство закономерно упорядоченных, связанных и взаимодействующих друг с другом личностных и вещественных частей и элементов и их отношений, объединенных для достижения общих целей - производства экономических благ и удовлетворения общественных потребностей. Искусственное, так как создается человеком, а не природой. Объективное, так как объективно существует и подчиняется объективным общественным и экономическим законам. Организация, функционирование и развитие производственной системы определяется сознательной и целенаправленной человеческой деятельностью и находится под действием детерминированных и случайных внешних и внутренних факторов.

В определение производственной системы введено понятие «экономическое благо», чтобы, с одной стороны, ограничить круг рассматриваемых систем только теми, которые производят продукцию и услуги в коммерческих целях (повышение прибыли, рост товарооборота, достижение определенного уровня рентабельности, расширение рыночной доли и т.д.), с другой, чтобы подчеркнуть важнейший принцип существования коммерческой производственной системы — произведенная продукция или услуга должна стать товаром, следовательно, должен совершиться акт купли-продажи товара, позволяющий производителю получить доход, а покупателю (потребителю) удовлетворить свои потребности.

Современная наука считает каждое предприятие системой деятельности, т.е. выделенным из общественно-экономической среды самоорганизующимся комплексом элементов (коллективов людей, материальных и финансовых средств), связанных между собой цепью причинно-следственных взаимоотношений и управляемых на основе получаемой и передаваемой информации, с целью получения конечного продукта. Сущность функционирования системы в данном случае сводится к движению информации, энергии и материалов, связанному с переработкой определенных входов (например, материалы, информация, инструменты, финансовые средства) для получения желаемых выходов (готовые изделия, услуги, информация, прибыль).

Для решения возложенных на предприятие задач оно осуществляет самоорганизацию и выделяет в своем составе подсистемы, в рамках которых осуществляются определенные виды деятельности. Первичным звеном системы (подсистемы) является элемент. Элемент — это объект, не поддающийся дальнейшему делению на части. Элементы можно рассматривать как простые системы, т.е. системы, которые в данной взаимосвязи и на данном уровне исследований не расчленяются на подсистемы. Так, при системном анализе объединения элементом может быть входящий в его состав завод, а при анализе завода таким первичным элементом может быть цех. Элементами могут выступать не только материальные объекты, но и производственные процессы, функции и т.д.

Для целей исследования и изучения производственной системы осуществляется классификация элементов, составных частей предприятия, а также отношений между ними.

1)  Классификация элементов по содержанию. В этом случае выделяются следующие элементы: коллектив людей, машины и оборудование, материалы, энергия и информация. Все эти элементы взаимодействуют друг с другом, и предприятие можно рассматривать как сложную систему, включающую людей, материальные ресурсы и информацию. В производственной системе выделяются следующие подсистемы:

  1.  социальная — комплекс отношений между людьми как организационное проявление системы;
  2.  производственно-техническая — материальные средства:
  3.  комплекс машин и оборудования, материалов, инструментов, энергии;
  4.  подсистема информации — информационные элементы и их взаимосвязи.

Каждая из перечисленных подсистем имеет признаки системы, но не обладает обособленностью, присущей самостоятельным системам. Нельзя назвать системой группу работающих на предприятии людей без материальных средств, и наоборот.

Следует обратить внимание на то, что производственная система изучается разными науками. Так, предприятие как систему работающих на нем людей изучают экономические науки и прикладная социология, техническую систему — технические науки, систему информации — теория информации и кибернетика. Комплексно во взаимосвязи всех аспектов предприятие рассматривается наукой об организации производства, в которой исследуются сочетание его элементов и методы совершенствования предприятия как единого целого.

2)  Классификация элементов по признакам управления и исполнения. Предприятие как система состоит из управляемой и управляющей подсистем, соединенных между собой каналами передачи информации.

В качестве управляемой подсистемы предприятия выступает совокупность производственных процессов, реализация которых обеспечивает изготовление продукции и выполнение услуг. Это обстоятельство вызывает деление управляемой системы на подсистемы в соответствии с характером протекающих на предприятии процессов: подготовки производства и освоения новой продукции, производственных процессов, производственной инфраструктуры, обеспечения качества продукции, материально-технического снабжения, сбыта и реализации продукции.

Управляющая подсистема представляет собой совокупность взаимосвязанных методов управления, реализуемых людьми с помощью технических средств, для обеспечения эффективного функционирования производства. К управленческой деятельности относятся: планирование, регулирование, контроль, учет, стимулирование.

Предприятие обладает рядом черт, которые характеризуют его как систему. К ним относятся открытый характер предприятия по отношению к внешней среде, его комплексность, динамизм, саморегулирование.

Предприятие следует рассматривать как открытую систему, которая тесно взаимодействует с внешней средой. Средой для предприятия являются народное хозяйство, другие предприятия и организации, органы управления, зарубежные фирмы, учебные заведения — все те части внешнего для предприятия мира, которые с ним взаимодействуют и связаны с ним договорными отношениями или обменом информацией.

Предприятию как системе присуща и комплексность, которая определяется комплексностью его целей и задач, а также высоким разнообразием протекающих на предприятии процессов производства и управления. Предприятие представляет собой динамичную систему, обладающую способностью изменяться, развиваться, переходить из одного качественного состояния в другое, оставаясь системой.

Наконец, предприятие — это саморегулирующаяся система, в которая может приспособиться в определенных пределах как к внутренним, так и внешним изменениям.

Предприятию как системе присуще свойство эмерджетности. Свойством эмерджентности, или целостности, системы называют появление у системы качественно новых свойств, отсутствующих у ее элементов. Иными словами, система в целом — это нечто большее, чем сумма составляющих ее частей. Чтобы все элементы и подсистемы производственной системы воссоединились в единое целое, в комплексную систему, ее необходимо организовать, т.е. спроектировать, построить и обеспечить функционирование интегральной производственной системы — предприятия.

При этом реализация принципов системности при проектировании производственных систем и организации производства предполагает следующее:

  1.  рассмотрение предприятия как особой самоорганизующейся системы, которая фактически взаимодействует с другими системами в рамках рыночной экономики;
  2.  необходимость создания на предприятии системы организации производства, охватывающей во взаимосвязи все процессы по изготовлению, реализации и обслуживанию в эксплуатации конкретных видов техники;
  3.  применение целевого начала при разработке мероприятий по совершенствованию организации производства;
  4.  ориентация на комплексное решение проблем экономики, техники, организации производства и социальных задач коллектива;
  5.  внедрение многовариантного проектирования производственных систем, анализ и выбор альтернативных решений в процессе определения рациональных направлений совершенствования организации производства;
  6.  использование систем оценок, критериев и нормативов;
  7.  эффективной организации производства в процессе ее проектирования и функционирования.
  8.  Предприятие как целеустремленная система

Среди систем, создаваемых людьми, можно выделить особую категорию так называемых целеустремленных систем. Это такие системы, которые содержат в себе в качестве своих компонентов людей. С точки зрения анализа целей такие системы представляют собой особо сложные объекты.

До Первой мировой войны любое предприятие рассматривалось только в одном ключе — как механизм, обеспечивающий прибыль своему хозяину. Как и любой другой механизм, он строился по принципу: предполагалось, что не существует каких-то закономерностей функционирования и развития предприятия. В силу этого и отношение к работникам предприятия было как к частям механизма без учета их потребностей, интересов, желаний, возможностей, закономерностей их собственного, человеческого существования.

После Первой мировой войны многие социальные, политические, экономические процессы, происходившие в обществе, заставили новыми глазами взглянуть на предприятие. Пришло осознание того, что оно представляет собой скорее организм, нежели механизм, т. е. такой объект, такую систему, которая обладает собственными законами развития. Такими, например, как рост, выживание, наличие взаимодополняющих органов, необходимость интеллектуального руководящего органа.

И, наконец, процессы ряда последних десятилетий, особенно после Второй мировой войны, привели мир к представлениям о предприятии как организации в широком социальном смысле этого слова, т. е. добровольном объединении собственников и работников, являющихся носителями индивидуальных целей. Поэтому цель современного предприятия не может быть сведена к получению максимальной прибыли; цель современного предприятия представляет собой сумму целей всех его работников, собственников, потребителей и всех остальных субъектов общества, как-то связанных с ним.

Чтобы отличать цели человекосодержащих систем от любых иных следует все системы разделить на два класса — механические и органические системы. Механические системы могут быть построены в значительной мере по произволу их создателей; они обладают раз и навсегда заданными извне свойствами и собственных целей не имеют. А органические системы по аналогии с живыми, биологическими организмами обладают способностью к сознательному изменению, к саморазвитию. Такие системы создают недостающие им органы, средства для достижения своих целей. Если руководство предприятия создает условия для его развития, то такое предприятие способно выжить в современных экономических условиях и добиться определенного успеха. Это является следствием того, что предприятие становится открытой системой за счет отражения в целях его работников окружающего мира, его меняющихся идей, ценностей и интересов. Если же пытаться строить предприятие по законам функционирования механизмов, то такое предприятие не может стать ничем большим, чем механизмом, обреченным на умирание в условиях современного рынка, становясь закрытой системой, нежизнеспособной и деградирующей.

Давно ушли в прошлое представления, что главная цель работника заключается только в получении максимальной зарплаты, что именно материальный стимул является основным мотивом его трудовой деятельности. Специальные исследования показали, что потребности современного работника, которые лежат в основе его целей — многоаспектны, многогранны. В цивилизованных обществах на первый план выходят не материальные стимулы, а мотивы духовного, психологического плана, морального характера. И действительно, современный человек испытывает потребность в самореализации, в творчестве, в свободе, в общественном признании, в надежном будущем и, конечно, в хорошем материальном обеспечении. Лишь такая фирма будет в полной мере стабильной и процветающей, где важнейшие человеческие и профессиональные потребности ее работников будут удовлетворены.

Однако цели фирмы как целого нельзя свести только к целям ее работников или к целям ее хозяев. На самом деле цели предприятия должны представлять собой гармоническое сочетание — систему четырех категорий целей: целей его работников, целей его собственников, целей потребителей его продукции и целей общества в целом.

Среди всех целей фирмы необходимо выделить стержневую, базовую цель, которая будет ведущим стимулом деятельности фирмы; она должна играть не только организующую и интегрирующую роль, но выполнять и вдохновляющую, пропагандистскую функцию. Такая цель представляет собой миссию фирмы, ее предназначение для потребителей. Она, естественно, публично объявляется, рекламируется, а, главное, доводится до сознания каждого работника предприятия, побуждая его к активному служению на благо потребителя. Ясно, что максимизация прибыли не может служить миссией предприятия, поскольку является лишь его внутренней целью, в то время, как миссия представляет собой цель, выходящая за рамки предприятия. Например, миссией фирмы “Макдональдс” является быстрое, качественное обслуживание клиентов с помощью стандартного набора продуктов.

Все остальные цели предприятия должны представлять собой средства реализации его миссии. К таким средствам можно отнести службу маркетинга, производство, подбор и обучение персонала, проведение научно-исследовательских работ и многое другое. Естественно, что эффективно осуществить миссию фирмы можно лишь тогда, когда все, используемые для этого средства связаны в единую гармоничную систему. При этом каждое из средств, в свою очередь, тоже представляет собой систему, состоит из разных компонентов. Например, производство состоит из взаимосвязанных цехов, отделов, служб. Каждый цех — тоже система, включающая в себя станки, оборудование, обслуживающий персонал и многое другое. Можно сделать вывод, что совокупность средств, предназначенных для достижения какой-то цели, например, миссии фирмы, или любой иной цели, представляет собой систему, содержащую в себе множество подсистем, как бы “вложенных” друг в друга, напоминая собой конструкцию “матрешки”. При этом любая из этих систем обладает двойственностью, являясь одновременно и целью, и средством: с одной стороны интегральное качество, роль этой системы представляет собой цель, для достижения которой предназначены компоненты системы в качестве средств, а с другой стороны, сама данная система является средством для достижения цели более высокого порядка. Например, производство моторов является целью для работников моторного цеха, но средством для предприятия в целом.

Методом системного анализа, направленным на обеспечение единства выбранной цели и средств ее достижения и является построение “дерева целей”. Существенное достоинство указанного метода заключается в органическом единстве анализа и синтеза. Опыт показывает, что нередко организации пользуются в основном анализом в узком смысле этого слова, расчленением задач, проблемных ситуаций на составные части. Гораздо хуже дело обстоит с синтезом, для которого необходимо диалектическое мышление, определенная философская культура. Вместе с тем организация требует синтетического, системного подхода в управлении, поскольку управление — это деятельность, которая в первую очередь направлена на объединение, на синтез интересов людей. Применение метода “дерева целей” служит соединению в процессе создания управленческого решения аналитической и синтетической работы. Сам процесс расчленения общей цели на подцели служит способом их объединения, т. к. выявляются не только отдельные компоненты, но и отношения между ними, связь с главной целью. Хотя дерево целей отражает структуры систем далеко не полностью, и заменить собой всю совокупность процедур системного анализа не может, но, вместе с тем, оно помогает наглядным образом выразить “целевой” подход к организации современного предприятия, что особенно важно в условиях динамичной среды, постоянно влияющей на цели предприятия.


Глава 2. Описание предприятия

  1.  Общие сведения

Организацией, рассматриваемой в данной курсовой работе, является Блинная «Солнцепек»  (г. Улан-Удэ).

Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, созданным для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, учредительными документами и законодательством РФ.

Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается своей продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Вид деятельности предприятия − розничная торговля, организация общественного питания.

Фактический адрес: Россия, Республика Бурятия, город Улан-Удэ, ул. Калашникова, 17

Почтовый адрес: 670042, Россия, Республика Бурятия, город Улан-Удэ, ул. Калашникова, 17

Телефон: +7(3012)55-64-46

E-mail: blinkam@yandex.ru

Сайт: отсутствует

Общая площадь: 100 кв. м.

Торговая площадь: 48 кв. м.

Зал рассчитан на 28 посадочных мест

Режим работы предприятия: 10.00-22.00, без выходных

Средняя стоимость счета на персону (средний чек): 150 рублей

Расчет можно производить наличными и по картам Байкал Банка

  1.  Организационно-правовая форма

Блинная «Солнцепек»  основана 17 мая 2007 года, путем создана общества с ограниченной ответственностью «Блинная компания».

Управление деятельностью предприятия осуществляется его собственником, который является директором предприятия.

Перечень руководящего состава и обслуживающего персонала, и их функциональные обязанности:

  1.  Директор (1 чел) .
  2.  организует всю работу предприятия
  3.  несет полную ответственность за его состояние и состояние трудового коллектива
  4.  представляет предприятие во всех учреждениях и организациях
  5.  распоряжается имуществом предприятия
  6.  заключает договора
  7.  поиск поставщиков материала
  8.  сбыт продукции (т.е. поиск клиентов)
  9.  издает приказы по предприятию в соответствии с трудовым законодательством, принимает и увольняет работников
  10.  применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия
  11.  открывает в банках счета предприятия
  12.  Заместитель директора (1 чел). Подчинятся непосредственно директору. В отсутствии директора выполняет все его обязательства.
  13.  Бухгалтер (1 чел). Непосредственно подчиняется директору. Является также заместителем директора по экономическим вопросам.
  14.  руководит работой по планированию и экономическому стимулированию на предприятии, повышению производительности труда, выявлению и использованию производственных резервов улучшению организации производства, труда и заработной платы
  15.  разрабатывает нормативы для образования фондов экономического стимулирования
  16.  проводит всесторонний анализ результатов деятельности предприятия
  17.  разрабатывает мероприятия по снижению себестоимости и повышению рентабельности предприятия, улучшению использования производственных фондов, выявлению и использованию резервов на предприятии
  18.  осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами
  19.  устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  20.  производит финансовые расчеты с заказчиками и поставщиками, связанные с реализацией готовой продукции, приобретением необходимого сырья, в его задачи также получение кредитов в банке, своевременный возврат ссуд, взаимоотношение с государственным бюджетом
  21.  Администратор (1 чел). Подчиняется заместителю директора.
  22.  обеспечивает работу по эффективному и культурному обслуживанию посетителей ресторана, созданию для них комфортных условий
  23.  осуществляет контроль за рациональным оформлением зала, барных стоек, витрин, и т.д.
  24.  принимает меры к предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций
  25.  принимает заказы и разрабатывает планы проведения и обслуживания детских праздников
  26.  контролирует соблюдение работниками организации трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда, техники безопасности, требований производственной санитарии и гигиены
  27.  Бармен (1 чел). Находится в подчинении у администратора.
  28.  обслуживает посетителей, куда входит: приготовление холодных и горячих напитков, коктейлей, а также подача закусок и кондитерских изделий
  29.  получает заказ на изготовление блюд и передает заказ на кухню
  30.  фиксирует заказ в ведомости заказов
  31.  составляет заявки для поставщиков
  32.  Официант (1 чел). Находится в подчинении у администратора.
  33.  доставляет заказ посетителю
  34.  следит за чистотой зала
  35.  производит сбор использованной посуды
  36.  Шеф-повар (1 чел). Находится в подчинении у администратора.
  37.  контролирует работу персонала кухни
  38.  делает заявки поставщикам
  39.  Повар (2чел). Подчиняется Шеф повару. Занимается непосредственным приготовлением блюд.
  40.  Посудница (1 чел). Подчиняется непосредственно администратору. Занимается мытьем посуды.
  41.  Уборщица (1 чел). Подчиняется непосредственно администратору.
  42.  следит за чистотой в заведении
  43.  убирает подсобные помещения, зал
  44.  Структура предприятия

Блинная «Солнцепек» имеет линейно-функциональную структуру управления (Приложение 1).

Линейно-функциональная структура - наиболее распространенная и поэтому привычная схема. Распоряжения и соответствующие доклады идут от генерального директора и его заместителей по двум независимым линиям: одна - к линейным руководителям (руководителям производственных подразделений и далее по команде) и другая - к функциональным руководителям. Особенностью этой схемы является то, что функциональные руководители (например, бухгалтер, кадровик, технолог) не являются прямыми руководителями всего персонала предприятия и руководят только деятельностью своих функциональных подразделений. Поэтому предусматривается, что они могут отдавать распоряжения всему персоналу лишь по кругу своих профессиональных вопросов. Возможен также вариант, когда распоряжения функциональных руководителей персоналу предприятия отдаются ими через ближайших к ним по иерархической лестнице линейных руководителей.

Достоинства структуры:

  1.  освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированием финансовых расчетов, материально-техническим обеспечением и др.;
  2.  построение связей «руководитель — подчиненный» по иерархической лестнице, при которых каждый работник подчинен только одному руководителю.

Недостатки структуры:

  1.  каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы;
  2.  отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными подразделениями;
  3.  чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали;
  4.  аккумулирование на верхнем уровне полномочий по решению наряду со стратегическими множества оперативных задач.
  5.  Анализ внешней среды предприятия

При рассмотрении внешнего окружения на предприятие важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с её факторами (Приложение 2). Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределённости описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Классификация факторов внешней среды вследствие их многообразия довольно различна и в её основу могут быть положены различные принципы. Но большинство придерживаются классификация факторов на факторы прямого и косвенного воздействия. В среде прямого воздействия на организацию общественного питания, будь то ресторан, кафе или бар, можно выделить такие как: поставщики продуктов и оборудования, потребители и конкуренты (другие заведения). Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Тем не менее, руководству необходимо учитывать их.

Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Руководство зачастую вынуждено опираться на предположения о такой среде, основываясь на не полной информации, в попытках спрогнозировать возможные последствия для организации. К факторам сферы косвенного воздействия относятся технология, состояние экономики, социокультурные и политические факторы.

Анализ внешней среды косвенного воздействия (PEST - анализ)

PEST – Анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

 Политические факторы (Приложение 3) весьма непредсказуемы и всегда представляют собой угрозу для данной отрасли, положение организации может усложниться в связи с новыми постановлениями относительно торговли алкоголем и табачными изделиями.

 Экономические факторы (Приложение 3).

- В последнее время наблюдается рост инфляции, что весьма неблагоприятно сказывается на деятельности предприятия.

-  Повышение цен на сырьё повышает себестоимость готовых блюд, что значительно понижает прибыль.

- Ситуация с оплатой труда в регионе отражает общероссийские тенденции - цена труда в Республике Бурятии растет. Это можно проследить на примере изменения заработной платы. За январь-август 2011г. номинальная среднемесячная заработная плата одного работающего в Республике Бурятии достигла 19090 руб., реальная заработная плата (с учетом инфляции 109,7%) увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 0,6%.  В рейтинге регионов Сибирского Федерального округа за январь-июль 2011г. (последние имеющиеся данные), по уровню доходов и заработной платы Республика Бурятия заняла 8 место. По темпам роста реальных располагаемых денежных доходов и реальной заработной платы – 6 место.

Динамика заработных плат специалистов в сфере продаж характеризуется ростом рынков в целом: наблюдается активный потребительский спрос на товары и услуги.

Технологические факторы (Приложение 3).

Блинная «Солнцепек» имеет хорошее техническое оснащение: компактные настольные блинницы , быстрые и качественные кофе-машины, компьютер для расчётов оснащен лучшими программами, например "1С-Рарус" для автоматизации предприятий общественного питания. Программа полностью поддерживает количественно-суммовой учет товаров и блюд по местам хранения, что позволяет получать информацию не только о количественных, но и о суммовых остатках по каждому месту хранения. Для каждого блюда можно вести несколько рецептов. Выбор нужного рецепта выполняется в момент приготовления. Предусмотрено оформление операций по разделке поступившего товара с помощью документа "Акт проработки".  В нем формируются бухгалтерские проводки по производству блюд и заготовок. Данная программа автоматизирует и значительно упрощает работу заведения.

Социальные факторы (Приложение 3).

- Миграция населения: по данным статистики число выбывших за пределы Республики Бурятии, 2855 человек в 2011 г. Что говорит о снижении потенциальных потребителей.

- Демография: по данным статистики на 1 января 2010 года численность населения Республики Бурятия составила 963,5 тыс. человек. Процентный состав городского и сельского населения следующий: 60% городского населения и 40% сельского. В Республике Бурятия, как и во всех практически регионах России наблюдается снижение демографического потенциала.

- Наличие трудоспособного населения (потенциальные потребители): трудоспособное население составляет 607005 чел - 63% от общего числа, моложе трудоспособного - 154160 - 16%, старше трудоспособного - 202335 - 21%.

Социальный фактор оказывает прямое влияние на деятельность организации, статистика показывает снижение потенциальных потребителей, что отрицательно сказывается на деятельности блинной «Солнцепек».

Проведённый анализ показал, что угроз больше чем возможностей.

Анализ среды прямого воздействия

Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для предприятия почти все, относящееся к результатам его деятельности. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия предприятия с поставщиками материалов и трудовых ресурсов.

Заведение, расположенное в спальном районе, пользуется популярностью у:

1. Жителей города;

2. Работников ближайшие организации (школы №47 и 49, БСМП);

3. Учащихся в ближайших организациях  (школы №47 и 49);

4. Любых клиенты, желающие приобрести продукцию блинной.

Закусочная в жилом районе привлекает внимание посетителей с детьми, в дневное время. В целом, основной контингент посетителей состоит из детей и взрослых образованных людей со средним уровнем достатка. Ценовая политика рассчитана исходя из этих параметров.

В блинной «Солнцепек» организуются обслуживание банкетов, проведение детских праздников. Закусочная имеет кроме обычной вывески, вывеску световую с элементами оформления. Имеются удобные подъездные пути для транспорта.

С точки зрения системного подхода предприятие - это механизм преобразования входов и выходов. Основные разновидности входов - это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на организацию и успешность деятельности организации. Как правило, предприятие общественного питания имеет группу определенных поставщиков, у которых периодически заказывает определенный набор продукции. Это прежде всего продукция, которой непосредственно торгует предприятие (алкогольные и безалкогольные напитки, табачные изделия, хлеб, хлебобулочные изделия и другие готовые продукты), а также сырье и полуфабрикаты для приготовления блюд и напитков (продукция собственного производства).

Поставщиками являются организации, занимающиеся оптовой торговлей, которые удовлетворяют организацию по следующим показателям:

1. стоимость поставляемого товара;

2. гарантия качества поставляемого товара

3. график поставки товаров;

4. пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки

товаров.

Блинная «Солнцепек» имеет хозяйственные связи с такими поставщиками, как: ООО «Сервико» (пиво, снеки, соки, минеральные воды), ООО «Кока-кола ЭйчБиСи Евразия» (газированные воды), торговая группа «Абсолют» (продукты питания).

Конкуренты – это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия чётко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.

Так как закусочная располагается далеко от центре города, то конкурентов у кафе мало. Месторасположение блинной «Солнцепек» довольно выгодно, т. к по близости нет заведений подобного типа и концепции. В таком случае будем рассматривать в качестве конкурентов заведения с похожей концепцией заведения: " Сергей Блинов ", " Лакомка ".

В связи с закрытостью данной информации, полноценный анализ стратегии конкурентов провести невозможно.

" Сергей Блинов ".

Стратегические намерения: лидировать на рынке.

Масштаб конкуренции: местный

Цели в борьбе за долю рынка: ряд маркетинговых мероприятий, с целью привлечения большего количества посетителей.

Цели в борьбе за конкурентную позицию: укреплять и расширять существующую позицию.

Сильные стороны: отличная репутация, хорошо проработанный имидж, известность, удачное месторасположение - центр города, есть место для парковки

Слабые стороны: высокий средний счёт

Кафе " Лакомка ".

Стратегические намерения: удерживать рыночную позицию

Масштаб конкуренции: местный

Цели в борьбе за долю рынка: укреплять существующую позицию.

Цели в борьбе за конкурентную позицию: укреплять и расширять существующую позицию.

Сильные стороны: завоёванный сегмент рынка, благоприятное месторасположение – центр города, однако неудачные подъездные пути.

Слабые стороны: высокий средний счёт, маленький выбор блюд.

  1.  SWOT анализ предприятия

Помимо PEST-анализа, который рассматривает политические, экономические, социальные и технологический аспекты внешней среды предприятия, можно воспользоваться SWOT- анализом, посредством которого исследуются сильные и слабые стороны предприятия, его возможности и угрозы.

SWOT-анализ – это один из самых распространенных видов анализа в стратегическом управлении на сегодняшний день. SWOT - это аббревиатура начальных букв английских слов:

  1.  Strengths - силы;
  2.  Weaknesses - слабости;
  3.  Opportunities - возможности;
  4.  Threats - угрозы.

Таким образом, SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны компании, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет сравнения внутренних сил и слабостей своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес.

  1.  Strength - сильная сторона: внутренняя характеристика компании, которая выгодно отличает данное предприятие от конкурентов.
  2.  Weakness - слабая сторона: внутренняя характеристика компании, которая по отношению к конкуренту выглядит слабой (неразвитой), и которую предприятие в силе улучшить.
  3.  Opportunity - возможность: характеристика внешней среды компании (т.е. рынка), которая предоставляет всем участникам данного рынка возможность для расширения своего бизнеса.
  4.  Threat - угроза: характеристика внешней среды компании (т.е. рынка), которая снижает привлекательность рынка для всех участников.

На основании последовательного рассмотрения этих факторов принимаются решения по корректировке целей и стратегий предприятия (корпоративных, продуктовых, ресурсных, функциональных, управленческих), которые, в свою очередь, определяют ключевые моменты организации деятельности.

Проведем SWOT-анализ блинной «Солнцепек» (Приложение 4).

К основным сильным сторонам блинной «Солнцепек» можно отнести:

  1.  Широкий список оказываемых услуг;
  2.  Разработка новых блюд;
  3.  Знания директора в области финансов и банковского дела.

К слабые сторонам организации относятся:

  1.  Малый охват территории;
  2.  Слабая программа продвижения товаров;
  3.  Работники - переквалифицированные специалисты других областей;
  4.  Отсутствие маркетинговых исследований.

Возможности внешней среды:

  1.  Работа с юридическими лицами;
  2.  Отсутствие конфликтов с местными властями;
  3.  Сотрудничество с другими организациями.

Наиболее опасные угрозы внешней среды:

  1.  Выход на рынок общественного питания предприятий конкурентов;
  2.  Нестабильность законодательства о торговле;
  3.  Экономический кризис.

Таким образом, в результате проведенного SWOT-анализа был выявлен список слабых и сильных сторон компании, а также угроз и возможностей. Так же необходимо установить связи между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT (Приложение 5).

Составим парные комбинации "сила - возможность", "сила - угрозы", "слабость - возможность" и "слабость - угроза", которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения предприятия.

На каждом из полей матрицы SWOT необходимо выбрать те комбинации, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения предприятия. В отношении тех пар, которые были выбраны с поля "Сила и возможность", следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон компании для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле "Слабость и возможность", стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле "Сила и угроза", то стратегия должна предполагать использование силы предприятия для устранения угроз. Наконец, для пар, находящихся на поле "Слабость и угроза", предприятие должно вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ему избавиться от слабости и попытаться предотвратить нависшую над ним угрозу.

Следует отметить, что сильные стороны деятельности блинной «Солнцепек» делают его конкурентоспособным среди улан-удэнских предприятий общественного питания. Так как рынок услуг общественного питания является растущим и непредсказуемым, блинная «Солнцепек» имеет возможность, разрабатывая и запуская новые меню, получить хорошую прибыль. Но компания имеет также и слабые стороны, к числу которых относится слабая политика продвижения товаров услуг, не высокий уровень профессионализма работников, малый охват территории.

Таким образом, анализ внутренней и внешней среды блинной «Солнцепек» указал на необходимость разработки системы мероприятий, обеспечивающих выполнение плана деятельности организаций.

  1.  Построение «дерева целей»

Цель предприятия – это управленческое обязательство добиться конкретно заданных результатов.

Дерево целей - это структурированный иерархический перечень целей предприятия, в котором цели более низкого уровня подчинены и служат для достижения целей более высокого уровня.

Соответственно, наверху находится главная, генеральная цель предприятия. Поскольку достижение генеральной стратегической цели предприятия является достаточно сложной задачей, то производят декомпозицию цели - разложение цели на несколько более мелких целей, совокупное достижение которых приводит к достижению основной цели.

При построении «дерева целей» его проектирование идет по методу «от общего к частному». Прекращение декомпозиции цели на более мелкие прекращается в тот момент, когда дальнейший процесс является нецелесообразным в рамках рассмотрения главной цели.

Блинная «Солнцепек» ставит перед собой генеральную цель "увеличить прибыль предприятия". Увеличить прибыль можно двумя методами - увеличением доходной части или сокращением расходной (Приложение 6).

Увеличить доходы предприятия можно различными способами, такими как: повышение цен на выпускаемую продукцию; увеличение объема продаж на одного человека; расширение географии продаж, то есть открытие новых точек; расширение ассортимента; сосредоточение на наиболее доходных позициях; привлечение клиентов. Наиболее важным является привлечение клиентов. Привлечь клиентов можно посредством рекламы, предоставлением дополнительных услуг, а так же увеличением качества продукции. В свою очередь увеличения качества продукции можно добиться путем повышения профессионализма работников и подбором наилучших поставщиков.

Издержки предприятия делятся на постоянные и переменные. Для сокращения постоянных издержек  можно провести изменение структуры управления предприятием, сокращение персонала. Для сокращения переменных издержек можно уменьшить материалоемкость изделия, провести глубокую автоматизацию производственных процессов, усовершенствовать технологию производства изделия.

  1.  Рекомендации по совершенствованию системы планирования

Блинная «Солнцепек» длительное время оказывает услуги в области общественного питания жителям Улан-Удэ. Для того чтобы блинная «Солнцепек»  не только продолжала существовать на рынке услуг в области общественного питания, но и развивалась во всех направлениях, необходимо произвести некоторые изменения.

Поскольку стратегия Блинная «Солнцепек» была определена на основе анализа возможностей компании, ее слабых и сильных сторон, а также анализа угроз внешней среды, то я рекомендую внести изменения, которые позволили бы избавиться от слабых сторон в организации, препятствующих дальнейшему развитию компании. Для этого следует обратиться к основным проблемам, существующим во внутренней среде организации: слабая программа продвижения услуг, необходимость повышения качества услуг, необходимость повышения профессионального уровня служащих компании.

Итак, на сегодняшний день блинной «Солнцепек» просто необходимо пересмотреть политику продвижения товара, т.к она совершенно незаметна, а ведь закусочной нужно привлекать как можно больше клиентов. Рекомендуется рекламировать услуги, предоставляемые компанией среди населения при помощи средств массовой информации (радио - и телереклама, создание официального сайта в сети Интернет). Хорошим шагом на этом пути будет также размещение рекламных щитов на улицах. Также очевидна необходимость проведения маркетинговых исследований. Маркетинговые исследования, проведенные своими силами, позволят выявить потребности посетителей для построения соответствующей работы закусочной. Если закусочная будет наиболее полно удовлетворять потребности посетителей, то повысится посещаемость, и следовательно увеличится объем продаж.

Так же привлечь посетителей можно проведением каких-либо акций. Например, купив пять порций блинов, шестую посетитель получает бесплатно. Или  можно предложить акцию «Счастливые блины» - скидка 20% в вечернее время с 20:00-22:00 действует на блины. Еще можно предложить бизнес-ланчи (комплексный обед, который обойдется дешевле, чем заказ блюд по отдельности). По мимо акций на предлагаемую продукцию, посетителям можно предоставить бесплатный Wi Fi.

Другая проблема состоит в том что, большая часть работников блинной «Солнцепек» - это переквалифицированные специалисты других областей, которые раньше ничего общего с услугами общественного питания не имели. Повышение профессионализма сотрудников возможно за счет проведения различных лекций, семинаров, курсов повышения квалификации. Компании следует присматриваться к студентам, обучающимся по специальности "Повар", приглашать их на практику, а в дальнейшем лучших из них трудоустраивать. Повышение профессионализма работников позволит еще больше улучшить уровень обслуживания клиентов и ускорит разработку новых блюд и меню, а так же увеличить качество продукции.

Еще увеличение качества продукции можно осуществить посредством контроля качества поставляемого сырья. Необходимо провести подбор поставщиков, основываясь на отзывах других предприятий общественного питания и на личном опыте.


Заключение

В заключение исследования следует отметить, что современный системный анализ является прикладной наукой, нацеленной на выяснение причин реальных сложностей, возникших перед «обладателем проблемы» (обычно это конкретная организация, учреждение, предприятие, коллектив), и на выработку вариантов их устранения. В наиболее развитой форме системный анализ включает и непосредственной практическое улучшающее вмешательство в проблемную ситуацию. Для того, чтобы системный анализ при решении конкретных проблем давал ожидаемый эффект, необходимо обеспечить соблюдение определенных принципов.

В результате проделанной работы нами:

  1.  изучены история возникновения, сущность и принципы системного анализа;
  2.  рассмотрен системный подход к формированию предприятия как системы;
  3.  предприятие рассмотрено как целеустремленная система;
  4.  рассмотрены основные характеристики блинной «Солнцепек»;
  5.  осуществлен анализ факторов внутренней и внешней среды предприятия, проведены PEST-анализ и SWOT-анализ;
  6.  сформулирована цель предприятия и проведена ее декомпозиция;
  7.  разработан комплекс мероприятий по совершенствованию устойчивости функционирования предприятия.

По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:

  1.  Объектом системного анализа выступают системы. Системный анализ основывается на системном подходе к решению проблем. Сущность системного подхода заключается в решении частных проблем, подчиняющихся решению проблем, общих для всей системы в целом.
  2.  Современная наука считает каждое предприятие системой. Предприятие обладает рядом черт, которые характеризуют его как систему. Таких как, открытый характер предприятия по отношению к внешней среде, его комплексность, динамизм, саморегулирование.
  3.  Предприятие является целеустремленной системой. Цель современного предприятия представляет собой сумму целей всех его работников, собственников, потребителей и всех остальных субъектов общества, как-то связанных с ним.
  4.  Благодаря проведенным исследованиям внешней и внутренней среды блинной «Солнцепек» были сделаны определенные выводы, которые помогли сформулировать рекомендации по совершенствованию устойчивости функционирования предприятия. Следует отметить, что сильные стороны деятельности блинной «Солнцепек» делают ее конкурентоспособной. Но компания имеет также и слабые стороны, к числу которых относится слабая политика продвижения услуг, не высокий уровень профессионализма работников, малый охват территории.
  5.  Для блинной «Солнцепек» существует ряд возможностей, которые дают шансы для дальнейшего развития.
  6.  Изучив все сильные и слабые стороны блинной «Солнцепек», а также открывающиеся возможности была построена комбинированная стратегия, которая направлена на снижение расходов и увеличение прибыли путем привлечения потребителей.
  7.  Для того чтобы блинной «Солнцепек» добилось наилучших результатов, необходимо провести некоторые изменения: активное продвижение услуг, повышение уровня знаний работников компании, повышение качества предлагаемых услуг.

Таким образом, цель работы, заключающаяся в проведении всестороннего анализа  деятельности предприятия и разработке рекомендаций по совершенствованию устойчивости функционирования предприятия на примере блинной «Солнцепек», и задачи выполнены.


Список использованной литературы

  1.  Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. –М.: Высш.шк., 1989г. –367с.
  2.  Системный анализ в экономике и организации производства. / Под ред. С.А. Валуева, В.Н. Волкова. –Л.: Политехника, 1991г. –228с.
  3.  Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. –М.: Мысль, 1978г. –245с.
  4.  Голубков Е.П. Использование системного анализа в принятии плановых решений. –М.: Экономика, 1982г. –234с.
  5.  Акофф Р. Л., Планирование в больших экономических системах, пер. с англ., М., 1972;
  6.  Антонов А.В. Системный анализ. — М.: Высшая школа, 2004. — 454 с.
  7.  Анфилатов В.С., Емельянов А.А., Кукушкин А.А. Системный анализ в управлении: Учебное пособие / Под ред. А.А. Емельянова. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 368 с.
  8.  Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода- М: Наука, 1973- 269с.
  9.  Гиг Дж., ван. Прикладная общая теория систем-М.: Мир, 1981-733с.
  10.  Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах-М.: Сов. радио, 1974- 272с.
  11.  Абчук В. А. Менеджмент: Учебник. - СПб.: Издательство «Союз», 2002. - 463 с. - (Серия «Высшая школа»).
  12.  Ансофф И. Стратегическое управление - М.: "Экономика", 2005.


Приложение 1

Линейно-функциональная структура управления

Повар

Уборщица

Посудница

Бармен

Официант

Шеф-повар

Администратор

Зам. директор

Директор

Бухгалтер

 


Приложение 2

Факторы внешней среды

Факторы прямого воздействия

Факторы косвенного воздействия

Поставщики

Конкуренты

Предприятие

Потребители

Политические факторы

Экономические факторы

Технологические факторы

Социальные факторы


Приложение 3

PEST-анализ

Политические факторы

Ранг

Факторы

Возможность; угроза

Политические

1. 

Изменения в законодательстве
Изменения в нормативных актах, требованиях к помещению и пр. 

угроза

Экономические факторы

Ранг

Факторы

Возможность; угроза

Экономические. 

1. 

Уровень инфляции
В последнее время наблюдается рост инфляции, что весьма неблагоприятно сказывается на деятельности предприятия

угроза

2. 

Рост цен: 
Повышение цен на сырьё повышает себестоимость готовых блюд, что значительно понижает прибыль

угроза

3. 

Уровень жизни населения
Ситуация с оплатой труда в регионе отражает общероссийские тенденции - цена труда в
Республике Бурятии растет. Это можно проследить на примере изменения заработной платы

возможность

Технологические факторы

Ранг

Факторы

Возможность; угроза

Технологические. 

1. 

Развитие технологические инновации значительно упрощают деятельность предприятия

возможность

Социальные факторы

Ранг

Факторы

Возможность; угроза

Социальные. 

1. 

Миграция населения: 
По данным статистики число выбывших за пределы Республики Бурятии,
2855 человек в 2011 г. Что говорит о снижении потенциальных потребителей. 

угроза

2. 

Демография: 
По данным статистики на 1 января 2010 года численность населения Республики Бурятия составила 963,5 тыс. человек. Процентный состав городского и сельского населения следующий: 60% городского населения и 40% сельского. 
В Республике Бурятия, как и во всех практически регионах России наблюдается снижение демографического потенциала. 

угроза

3. 

Наличие трудоспособного населения (потенциальные потребители) 
Трудоспособное население составляет 607005 чел - 63% от общего числа, моложе трудоспособного - 154160 - 16%, старше трудоспособного - 202335 - 21%.

возможность


Приложение 4

SWOT-анализ

Сильные стороны

Слабые стороны

  1.  Широкий список оказываемых услуг;
    1.  Разработка новых блюд;
    2.  Знания директора в области финансов и банковского дела;
    3.  Современное высококачественное оборудование;
    4.  Малая конкуренция

  1.  Малый охват территории;
  2.  Слабая программа продвижения товаров;
  3.  Работники - переквалифицированные специалисты других областей;
  4.  Отсутствие маркетинговых исследований;
  5.  Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии организации;
  6.  Высокая текучесть кадров;
  7.  Неизвестность торговой марки

Возможности

Угрозы

  1.  Работа с юр. лицами;
  2.  Отсутствие конфликтов с местными властями;
  3.  Сотрудничество с другими организациями;
  4.  Снижение цен на исходные материалы
  1.  Выход на рынок общественного питания предприятий конкурентов;
  2.  Нестабильность законодательства о торговле;
  3.  Экономический кризис;
  4.  Снижение рождаемости;
  5.  Рост уровня цен арендной платы


Приложение 5

Матрица SWOT

Возможности внешней среды

Угрозы внешней среды

1. Работа с юр. лицами;

2. Отсутствие конфликтов с местными властями;

3. Сотрудничество с другими организациями

1. Выход на рынок общественного питания предприятий конкурентов;

2. Нестабильность законодательства о торговле;

3. Экономический кризис;

Сильные стороны организации:

1. Широкий список оказываемых услуг;

2. Разработка новых блюд;

3. Знания директора в области финансов и банковского дела.

Выход на новый рынок с новыми меню позволит увеличить число клиентов.

Разработка последовательности действий, способных минимизировать последствия экономического кризиса.

Пополнение списка услуг новыми меню и ценами.

Слабые стороны организации:

1. Малый охват территории;

2. Слабая программа продвижения товаров;

3. Работники - переквалифицированные специалисты других областей;

4. Отсутствие маркетинговых исследований.

Разработка программы маркетинговых исследований на основе заимствования опыта других организаций.

Расширение территории посредством открытия новых точек общественного питания.

Совершенствование программы продвижения товаров и услуг.

Постоянное повышение уровня квалификации персонала, привлечение специалистов в области общественного питания.


Приложение 6

«Дерево целей»

  1.  Увеличить прибыль компании
  2.  Увеличить доходы
    1.   Повысить цены на продукцию
    2.  Увеличить объемы продаж каждому клиенту
      1.  Предложить бизнес-ланчи
    3.  Расширить географию продаж 
    4.  Расширить ассортимент
    5.  Сосредоточиться на наиболее доходных позициях
    6.  Привлечь клиентов
      1.  Проведение рекламных акций
      2.  Увеличение качества продукции
        1.  Повышение профессионализма работников
        2.  Подобрать наилучших поставщиков
      3.  Предоставление дополнительных услуг
  3.  Сократить издержки 
    1.  Сократить постоянные издержки
      1.  Провести изменение структуры управления предприятием
      2.  Провести сокращение персонала
    2.  Сократить переменные издержки
      1.  Провести глубокую автоматизацию производственных процессов
      2.  Уменьшить материалоемкость изделия
      3.  Усовершенствовать технологию производства изделия


Приложение  7

Меню блинной «Солнцепек»

Блины:

Блин                                                                            100гр                     16р

Блин со сгущенкой                                                    100/40гр                40р

Блин с варенной сгущенкой                                     100/60гр                 40р

Блин со сметаной                                                       100/40гр                40р

Блин «Земляничная поляна»                                     100/40гр                45р

Блин «Забава»                                                            100/70гр                45р

(банан, сгущ.молоко)

Блин «Парижская сладость»                                     100/90гр                50р     

(соус шоколадный, бананы)    

Блин «Бабье лето»                                                      100/60гр                50р

(сливки взб., бананы)

Блин «Сибирский купец»                                           100/85гр                55р

(окорочок отв., огурец св., огурец конс., горошек зел.)

Блин «Орловский»                                                       100/90гр               55р

(фарш мясной, рис, морковь, перец болг., лук)

Блин «Сочная ветчина»                                               100/60гр               60р

(ветчина, сыр, перец болг.)

Блин «Грибник»                                                           100/75гр                60р

(шампиньоны, лук, сыр, соус чесночный)                 100/75гр               60р

Блин с курицей и сыром                                              100/80гр               60р

(окорок отв., сыр)

Блин ветчина, сыр, соус чесночный                           100/65гр               65р

(ветчина, сыр, соус чесночный)

Блин «Сибиряк»                                                           100/90гр                70р

(свинина, лук, морковь, соевый соус)

Блин «Барбекю»                                                           100/70гр                70р

(говядина отв, лук, огурец конс., сыр, кетчуп)  

Салаты:

Салат сельдь под шубой                                              100гр                      25р

(картофель отв., свекла отв., морковь отв., лук, сельдь сол., майонез)

Салат Вкусненький                                                      100гр                       35р

(капуста, шампиньон пас., масло раст., специи)

Салат Прибой                                                               100гр                          35р

(крабовые палочки, яблоки, яйцо, сыр, майонез)

Салат Фантазия                                                             115гр                         40р

(курица, морковь пас., лук пас., кукуруза конс., ананс конс., майонез)

Салат Красотка                                                             100гр                          45р

(ветчина, огурец, помидор, чеснок, майонез, перец бол., сыр)

 

Первые блюда:

Борщ с пампушками                                                     250гр                          40р

(картофель, морковь, лук, свекла, капуста, томат, специи)

Солянка Домашняя                                                       250гр                          65р

(картофель, морковь, лук, колбаса, огурцы конс., томат, специи)   

Вторые блюда:

Азу с овощами                                                              120гр                          45р

(сердце говяжье, лук, морковь, огурец конс., специи)

Свинина с грибами                                                       100гр                          55р

(свинина, лук, шампиньоны, специи)

Говядина в луковом соусе                                            100гр                         60р

(говядина, лук, сливки, специи)

Котлета куриная с сыром и зеленью                           110гр                         65р

(фарш куриный, сыр, зелень, специи)

Голубцы ленивые                                                          120гр                         65р

(говядина, свинина, лук, капуста, специи)

Горбуша воздушная                                                      130гр                         65р

(горбуша филе, лук пасер., морковь пасер., специи)

Гарниры:

Картофельное пюре                                                      150гр                          20р

Спагетти                                                                         150гр                          20р  

Ризотто с овощами                                                        150гр                          35р   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21989. Германия в XVI-первой половине XVII вв. 182.5 KB
  Международная экономическая роль Германии выражалась в том что она занимала первое место в мире по добыче серебра 80 шло из Германии в Европу. Альбрехт не был в состоянии уплатить Фуггерам и добился от папы Льва X разрешения провести продажу индульгенций в Саксонии и других местах Германии за что обещал уплатить курии 10. На востоке Германии большое значение приобретают ярмарки в Лейпциге с конца XV в. Процесс созревания некоторых предпосылок генезиса капитализма был приостановлен в Западной Германии и Австрии феодальной реакцией...
21990. Гуманизм Италии XIV-XV вв. 147 KB
  Гуманисты были творцами новой системы знания в центре которого стояла проблема человека его земного предназначения термин humanista полагает П. Мишле выдвинул принципиально отличное от средневекового решения проблемы отношения человека к миру. Бурдаха где он писал что новое понимание искусства литературы науки новая концепция человека не вступали в противоречие в христианской религией ибо были предопределены ее пышным цветением в XIII в. Наиболее значительной для Тоффанина была идея божественности человека.
21991. Западная Европа в конце XI в. 30 KB
  Отношения между представителями класса феодалов в государствах Западной Европы строились по принципу т. На ее вершине находился император король который считался верховным сеньором всех феодалов их сюзереном – главой феодальной иерархии. Среди церковных феодалов тоже существовала иерархия по рангу занимаемой ими должности: папа римский кардиналы архиепископы епископы аббаты приоры кюре викарий. Многие из них были вассалами светских феодалов по своим земельным владениям и наоборот.
21992. Западные славяне 61.5 KB
  начинается серия войн с Византией велись они с переменным успехом но в целом удачно для Болгарии. престиж Болгарии как международной державы был высок. Послов Болгарии за императорским столом сажали выше чем послов германского императора Оттона I. в Болгарии появилось богомильское движение дуализм.
21993. Индия в IV-VI-VII-XII вв. 50 KB
  Упадок империи Гуптов в Индии явился рубежом отделяющим древность от средневековья. Индии. вождем эфталитов стал Торомана который овладел Гандхарой – областью на северозападе Индии затем двинулся в пределы самой империи. Инд частью Центральной Индии совр.
21994. Индия в XII-XVII вв. 74.5 KB
  Завоеванные индийские земли были включены в состав гос. земель державы Гуридов и Мухаммед Гури как их верховный собственник стал раздавать эти земли в условное феодальное держание икта своим военачальникам поставив над ними в качестве наместника Кутбаддина Айбека. Военачальники которым он роздал индийские земли в феодальное держание отказались признать нового правителя Газни своим господином и создали на территории Северной Индии собственное государство получившее название по имени своей столицы – Делийский султанат 12061526 гг....
21995. Иран в V-VII – X- XIII вв. 50.5 KB
  Сасанидский Иран – крупнейшее государство Передней Азии. Эти изделия вывозились в страны Средиземноморья Азии Китай. Азии. Азии.
21996. Средневековая культура 107 KB
  Не откажите прислать с подателем сего письма деньги а также туфли и чулки. появилось деление на семестры – большой ординарный учебный период – magnus ordinaries – с октября день св. Поскольку смех был изгнан из официальной жизни то поэтому появились праздники дураков которые проводились на Новый год день невинноубиенных младенцев Богоявление Иванов день. Здесь и страдающий Христос окруженный мальчикамиангелами; Тайная вечеря где присутствовал и Фома Аквинский борьба архангела Михаила с демонами источник бьющий вином гроб...
21997. Средневековый город 107.5 KB
  – речь идет о функциях и свойствах города его месте в средневековом обществе. В средние века официально городом считалось поселение получившее от властей статус города закрепленный особыми грамотами имеющее внешние атрибуты – стены ров укрепления много улиц жителей ратушу собор церкви большие здания порт рынки административные учреждения скопление властей уличную толпу. Существует свыше десятка теорий происхождения средневекового города: романистическая идея непрерывного развития города от римских времен до нового времени...