22499

Использование дидактических игр на уроках у учащихся младших классов

Курсовая

Педагогика и дидактика

Значение использования игр в младшем школьном возрасте велико и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание. Выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение

Русский

2014-11-24

134 KB

19 чел.

Аннотация

Тема: «Использование дидактических игр на уроках у учащихся младших классов»

Цель и задачи работы:   

 

- систематизировать   формы  и  методы  работы  в  рамках    темы     

« Использование дидактических игр на уроках у учащихся младших классов»;

- раскрыть подходы к подбору и организации игр, направленные на всестороннее гармоничное развитие  личности, её индивидуальных, творческих способностей.

Учителем начальных классов СОШ № 21 г. Гомеля  Шкаль Надеждой Петровной выполнена курсовая работа по теме: «Использование дидактических игр на уроках у учащихся младших классов». Учителем показана совокупность целенаправленных и систематически проводимых игровых упражнений, дидактических и сюжетно-ролевых игр, способствующих формированию познавательного интереса, развитию познавательных способностей, овладению приёмами  процесса познания, освещён широкий круг вопросов, связанных с теорией игры и методикой организации руководства ею, раскрыто значение дидактической игры во всестороннем развитии и воспитании детей, показана связь игры с обучением.

Включая почти ежедневно дидактическую игру в урок, Надежда Петровна  старается выйти на определённые результаты, прежде всего в развитии способностей у детей. Для этого учитель в первую очередь  организовывает предметно-игровую среду и применяет следующие виды работы:

  •  игровые упражнения;
  •  дидактические игры;
  •  сюжетно-ролевые игры;
  •  игры-путешествия;
  •  интеллектуальные, сенсомоторные, психомоторные, мнемонические тренинги.

Используя игру в процессе обучения  младшего школьника, Надежда  Петровна решает не только задачи, определяемые программным содержанием конкретного  урока, но и воспитательные задачи.

 В результате разумного применения дидактических игр возрос познавательный интерес учащихся в учебной деятельности, у детей стали расширяться интересы, наметились проявления  склонностей к определённым видам деятельности. Эффективность системы работы учителя подтверждена высокими показателями развития познавательного интереса у учащихся.

Зам. директора по УВР  СОШ №21                                            С.А. Макарова

Введение

 

В игре ребёнок живёт, и следы этой  жизни  

глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни,

в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и         

                                    интересов.                                                      

К.Д. Ушинский  

             Можно ли представить себе младшего школьника ничем не занятым? Жажда деятельности, подвижность этого возраста постоянно ищут выхода. Поэтому естественно, что в свободное время от обязательных занятий он либо читает, либо рисует, либо подолгу и с большим интересом играет.

Об игре сказано много добрых и хороших слов. Её называют и источником радости, и королевой, и восьмым чудом света. И все определения правильны, ибо игра для ребёнка – сама жизнь со всеми её прелестями, волнениями, тревогами, удачами и огорчениями. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом – обаяние игры. В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живёт народ. Но окружающий мир воспринимается ребёнком по иному, чем взрослыми. Ребёнок «новичок», всё для него полно новизны, значения; ребёнок в игре делает «открытия» того, что давно известно взрослому.

Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть. Но было бы не правильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей.

Длительное время педагоги и психологи недооценивали роль игры в школьном возрасте. Они ошибочно полагали, что с поступлением ребёнка в школу, когда основным видом деятельности становится учение, игра перестаёт занимать в жизни детей сколько-нибудь значительное место.

Среди современных дидактических средств активизации психолого-педагогического процесса в школе всё большее применение стали занимать игровые формы обучения. Игра сочетает игровую ситуацию и учебную деятельность, содействует истреблению барьера между «внешним миром знаний» и психикой ребёнка, позволяет неназойливо осуществить переход требование учителя во внутреннюю потребность самого ученика. Она стимулирует включение школьника в процесс совместного творчества, оказывает животворное влияние на формирование умения правильно и легко совмещать внутренние потребности с необходимостью, даёт возможность согласовывать мысль и действие, сохраняя при этом индивидуальный стиль самореализации. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры.

Значение использования игр в младшем школьном возрасте велико и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание. Выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу и т.д.       

Работая с младшими школьниками, я поняла, что использование игровых моментов и уроков в игровой форме, особенно в 1-м классе, являются необходимым средством активизации познавательной деятельности учащихся, помогают создать для учащихся более комфортные условия в переходный период от дошкольного детства к школьной жизни.

Конечно, за годы учительской деятельности много накопилось наблюдений, собран большой методический материал. Цель данной работы – раскрыть наиболее интересные и эффективные игры и упражнения, используемые в учебном процессе.

  1.  Игра как форма организации детей младшего школьного возраста

                                                                              Игра – это фантастический мир,

                                                                              освобождённый от деспотизма и

                                                                              подавления взрослых,

                                                                              мир реализации нереализуемого.

                                                                                                А.С.Спиваковская

Я не случайно начинаю эту работу эпиграфом из книги А.С.Спиваковской «Игра – это серьёзно», т.к. в моей работе речь пойдёт именно о «мире открытия  вытесненных желаний» и «реализации нереализуемого».

С приходом в школу начинается этап в жизни ребёнка. Возникает новая социальная позиция личности – учащийся, т.е. непосредственный участник одной из форм общественно значимой деятельности – учебной, требующей большого напряжения сил.

Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где основная учёба, должен быть педагогически продуманным.

Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы.

Отмечу, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает всю деятельность ученика.

Игра -  наиболее освоенная малышами деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Поэтому опора на игру (игровая деятельность, игровые формы, приёмы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательное воздействие и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны.

 Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

 Успешность любой организованной деятельности учеников зависит от способностей учителя мгновенно создать разнообразные игровые ситуации, в которых условие и имитационный характер сочетаются с реальностью действий, что способствует зарождению у детей уверенности в своих способностях и позволяет принять решение даже при отсутствии знаний.

Всегда  планирую свою работу в тесной взаимосвязи с учебной и трудовой деятельностью, чтобы ребята могли знания и умения, полученные ранее, применить на практике.

К каждой игре старательно готовлюсь: продумываю её организацию и методику проведения, способы её объяснения детям, а также определяю в ней своё место для каждого ученика.

К игре подготавливаю и детей, восстанавливаю или даю им определённые знания. Чётко продуманная подготовительная работа к игре, способствует закреплению знаний, которые дети усвоили на занятиях и в повседневной жизни.

Педагогу важно умело начать игру. Сразу организовать детей, кратко и вразумительно объяснить им, в какую игру и как они будут играть. Большое значение при этом имеет заинтересованность и эмоциональность самого учителя, его способность заинтересовать игрой своих учеников, образность и чёткость речи, выразительность жестов, степенные отношения ко всем участникам, желание их объединить. Поэтому в игре я могу быть и доброй волшебницей, и хитрой лисичкой-сестричкой, и даже серым волком, только бы мои маленькие ученики заинтересовались и увлеклись.

 В процессе игры особое внимание уделяю темпу. Медленный темп утомляет, расхолаживает детей, им подолгу приходится ждать своей очереди. Но и чрезмерно быстрый темп возбуждает детей, приводит к суете, временами вызывает споры между участниками игры.

В ходе игры могу выступать и  в роли участника, и в роли ведущего, но не  забываю о функции педагога: направляю игру репликами, вопросами, незаметно поддерживаю отдельных детей, создаю условия для проявления инициативы, даю оценку неправильным ответам или предупреждаю их.

Серьёзное внимание нужно обращаю и на то, как ученики относятся к правилам игры. От соблюдения правил зависит воспитательное значение игры – осознание детьми норм поведения в коллективной деятельности, отношение требовательных и справедливых отношений к ровесникам, умение обратить внимание на мысли товарищей, согласовывать с ними свои желания. Для этого разработаны общие правила в организации и управлении детскими играми, правила честной игры и состязаний, есть памятка к организации игр на уроках. (См. приложение 1)

Подбирая игры к урокам,  добиваюсь, чтобы они были достаточно сложными и в тоже время доступными детям. При организации игры опираюсь на опыт, знания детей.

Если на уроках невозможно организовать сюжетно-ролевую игру, то ввожу хотя бы игровые упражнения. Предлагаю некоторые упражнения, наиболее удачные на мой взгляд

Собери букет

Образовательные задачи:

формирование умения делить слова на слоги, определять их количество в слове;

упражнение учащихся в подборе слов с определённым количеством слогов, составлении и преобразовании слов из названных слогов;

формирование умения определять и называть ударный слог.

Оборудование: два листа бумаги с нарисованными на них вазами и одинаковым количеством стебельков, над которыми сделаны прорези; вырезанные из почтовых открыток цветы.

Описание игры: учитель сообщает игровую задачу: «Каждый ряд (группа) должен собрать свой букет. Первый ряд собирает его из цветов, название которых состоит из двух слогов, второй – из цветов с трёхсложными названиями». По сигналу учителя учащиеся каждого ряда по очереди подбегают к наборному полотну, снимают с него нужные цветы и устанавливают их в прорези над стебельками. Побеждает тот ряд, который первым соберёт свой букет.

При проведении игры следует помнить, что названия цветов используют в единственном числе: роза, ромашка, пион, ландыш, василёк, нарцисс, лилия и др.

Вариант 1. Учитель может назначить садовников-контролёров, которые будут проверять правильность составления букетов, проговаривая слова по слогам.

Вариант 2. Цветы размещаются в вазах в зависимости от места ударения в слове.

Свяжи варежки

Дидактические задачи:

  •  Поэлементный анализ графического облика буквы;
  •  Сравнение конфигурации печатной и прописной буквы;

Оборудование: бумажные варежки (каждая пара варежек с одноименными буквами – одинакового цвета).

Описание игры. На доске вразброс прикреплены варежки. Дети по вызову учителя подходят к доске, находят пару варежек с одинаковыми буквами, соединяют («связывают») их мелом и говорят: «Я связал варежки с буквой Н».

Вариант 1. Используются варежки, на одной из которых – печатная буква, на другой – рукописная.

Вариант 2. Используются варежки, на одной из которых – большая буква, на другой – маленькая.

Вариант 3. Варежки по одной раздаются детям. По сигналу учителя каждый ищет пару своей варежке. Выполнив задание, оба ученика подходят к учителю и говорят: «У  нас варежки с буквой Н».

 

Алфавит

Дидактическая задача: развитие произвольного внимания.

Описание игры. Между у учащимися распределяются буквы, которые присутствуют в предлагаемых фразах. Далее учитель диктует или пишет на доске какую-нибудь фразу. А ученики, как на пишущей машинке, должны «распечатать» эти фразы. Печатание нужной буквы обозначается хлопком в ладоши того участника игры, за которым данная буква закреплена. Предлагаемые фразы:

  1.  Чёрный ворон на дубу

С белой крапинкой на лбу.

2. От дождя блестит кора.

Вдалеке видна гора. И т.д.

В цирке

Дидактическая задача:

Закрепление знания табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через разряд.

Оборудование: рисунки артистов цирка, сделанные на картоне, которые вывешиваются в процессе игры. На доске записи примеров. У каждого ученика на столе билет в цирк. На первый ряд билеты зелёного цвета, на них записаны разные примеры, но с одним и тем же ответом – 11. на втором ряду билеты голубого цвета и примеры с ответом 12, на третьем ряду билеты жёлтого цвета и примеры с ответом 13.

Ход игры: учитель, обращаясь к классу, говорит:

- Мы приглашены на цирковое представление. У каждого входной билет. Входим рядами.

Первый ряд! Внимательно посмотрите на свои билеты (примеры) и сигнальными карточками просигнальте свои ответы. (Аналогично входят дети второго и  третьего рядов)

-Рассаживайтесь поудобнее.

Соблюдая правила культурного поведения, дети приветствуют артистов цирка.

Представление началось!

-Встречайте зебру! (Дети хлопаю в ладоши.)

-Где вы могли её видеть?- спрашивают учитель. (На проезжей части дороги – указатель перехода для пешеходов.)

-Почему пешеходную дорожку называют зеброй? (совё название эта разметка получила за сходство с окраской экзотического животного.)

- Для чего нужна такая разметка? (Для контраста.)

- Итак, Зебра предлагает вам перейти дорогу. Правильно сделает это тот, кто решит примеры: 12-5    8+3    13-9   6+7   14-8   9+5  11-7   6+7

-Молодцы!

На арену цирка выезжает косолапый Мишка.

- Говорят – «косолапый медведь». А как он умеет педали вертеть! Помогите Мишутке проехать  по математическому лабиринту.Откуда он начнёт свой путь? 13-7       13-9    13-8      14-7

                                                         

               8+6       14-5        8+5  

Учитель называет ответы: 14, 6, 13, 9, 7, 4. 5. дети решают примеры и стрелками указывают путь.

- Поздравьте Мишутку с успешным выступлением. (Дети хлопают в ладоши.)

На арене цирка выступает слонёнок. Он лопоухий, смешной, хочет подружиться с вами, ребята, если вы справитесь е его заданием:

12 - … = 8

… - 6 = 9

15 – 8 = …

… - 5 = 7

9 + … = 12

Молодцы, дети! Вы правильно решили примеры, и теперь у вас есть новый друг – добрый смешной слонёнок.

- А вот перед вами тюлень-жонглёр. Он считает себя самым ловким из всех. Скромно ли это? (Нет.)

- А действительно ли так он ловок? Давайте проверим.

Дети решают примеры и проверяют ответы:.

17- 8 =9  16 – 8 =9   18 – 9 =9  15 – 6 = 8  13 – 7 = 5  14 – 5 =9

- Самый ли ловкий тюлень? (Нет.)

- Сколько раз он менял мяч? (Три раза.)

- Кто же оказался ловким – он или вы? (Дети, естественно, скажут: «Мы!»)

- А это скромно? (Нет, не скромно. Скромность украшает человека.)

На арену выходит знаменитый Маг!

- Я узнал, - говорит он, - что вы учитесь в школе с шести лет, и очень хорошо научились считать, думать, соображать. Так ли это? Я сейчас хочу проверить вашу сообразительность.

  1.  Определите, сколько мне лет. А мне столько, сколько изображено на рисунке (показывает иллюстрацию с изображением сороки), только без последнего знака. Сколько же мне лет?
  2.  Масса моей дрессированной собачки, когда она стоит на двух задних лапках, 3 кг. Какова её масса, если она стоит на двух лапках?

-Молодцы, ребята!

Артисты цирка прощаются с вами и ждут на следующее представление.

 Игры на уроках могут быть разной продолжительности и проходить на разных этапах урока. Важно учесть следующее: какие умения и навыки формируются в процессе игры, какие преследуются цели, материалы и пособия для игр, знакомство с правилами игры в минимально короткий срок, время её проведения, организацию детей, изменение правил игры в целях активизации класса, подведение итогов игры.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. Во время её проведения формируются многие положительные качества, интерес и готовность к учению, развиваются познавательные процессы, способности. Игра нужна для подготовки ребёнка к будущему, для того, чтобы сделать его жизнь насыщенной и счастливой.

2. Дидактические игры как эффективный способ повышения         познавательной активности учащихся младших классов.

                                                        

«Игра тем и интересна, что позволяет детям

                                                         мыслить и действовать нестандартно.

                                                         Стремление к победе побуждает их искать

                                                         пути преодоления возникающих во время

                                                         игры разного рода предприятий. Успеха в

                                                         игровых ситуациях можно достичь лишь

                                                         с помощью творческих решений».

                                                                                А.А.Огородников

Развитие познавательных интересов ребёнка в процессе его обучения в младших классах – один из важнейших факторов успешности учения, причём не только в начальной, но  и в основной школе. Все усилия педагога сформировать у детей какое-либо представление или понятие обречено на неуспех, если учеников не удалось заинтересовать предметом рассуждений.

Познавательный интерес в работе с детьми младшего школьного возраста выступает и в качестве средства обучения, и в роли мотива учебной деятельности.

Нельзя добиваться осознанных, глубоких и прочных знаний у учащихся, если не воспитать у них познавательный интерес.

Каким же образом возбуждается интерес к познавательной деятельности, к овладению знаниями? Поскольку интерес является своеобразной формой потребности, то для формирования интереса использую те же методы и приёмы, что и для воспитания потребности в знаниях. Создание противоречий в процессе изучения нового материала, использование запоминающихся ярких примеров и фактов, теоретических обобщений, глубокая содержательность изложения – вот важнейшие из них. Именно эти приёмы помогают ученику пережить радость успеха, почувствовать веру в свои силы.

Одной из самых распространённых причин школьной неуспеваемости является отсутствие у детей интереса к учебной информации. Ребёнку, особенно младшего школьного возраста, не всегда понятны цели изучения того или иного материала. Утверждения учителей и родителей, что всё это понадобится им в самостоятельной взрослой жизни, как правило, не помогает. Возникает необходимость найти такие весомые аргументы, которые приведут к тому, что ребёнок САМ ЗАХОЧЕТ найти ответ на вопрос задачи или усвоить правило.

Одним из эффективных методов работы с малышами является увлекательная деятельность, дидактическая игра, способствующая созданию у учеников эмоционального настроя, позволяющая многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки. Вместе с тем процесс игры, её результаты заставляют задуматься некоторых учащихся о пробелах в знаниях и путях их ликвидации.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое  рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Я рассматриваю игру   как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребёнка.

Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определённое русло. Если  общение учеников делать целенаправленным, таким, чтобы они почувствовали пользу от такого общения в процессе познавательной деятельности, то можно получить положительные результаты, как в обучении, так и в формировании личности, поскольку в этом случае по-настоящему реализуется принцип воспитания в коллективе.

Игру не  путаю с забавой, а смотрю как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.  

Наблюдения показывают, что игровые приёмы, использующие программный материал, и особенности игр школьников вызывают у них активизацию умственной деятельности, способствуют возникновению внутренних мотивов учения.

Использую на уроках огромное количество дидактических игр и упражнений. Например:

«Что у тебя?»

Цель: развивать речь детей, учить описывать какой-либо предмет.

«Из какой я сказки?»

Цель: учить угадывать сказку по небольшому отрывку.

«Подбери слово»

Цель: учить называть слова с нужным звуком в начале, середине и конце слова.

«Поставь букву»

Цель: учить детей дописывать букву к сочетанию букв, чтобы получилось слово.

«Цепочка»

Цель: учить читать слоги, слова, текст цепочкой на скорость и правильность.

«Разговор чисел»

«Сложи целое из частей»

Цель: учить складывать целые фигуры из отдельных геометрических фигур.

Цель: учить детей ориентироваться в последовательности чисел, их зависимости друг от друга, местонахождении.

«Найди дерево»

Цель: отгадывать деревья по описанию.

«Что сначала, что потом»

Цель: расширить знания детей о сезонных изменениях в природе и труде людей.

«ИЗ какой мы песенки?»

Цель: развивать музыкальный слух, прививать интерес к музыке, песням.

«День рождения куклы Тани»

Цель: обсудить подарок, вручение подарка, поведение за столом.

«Важные слова»

Цель: провести беседу о важных словах, учить определять важные слова (Родина, мама, школа, мир, друг и т.д.)

 Математическая, филологическая и др. сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в предметном развитии детей и воспитании интереса к тому или иному учебному предмету.

 В термине «дидактическая игра» подчёркивается её педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Поэтому есть основания утверждать, что использование дидактической игры в системе обучения является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель, ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Оборудование дидактической игры в значительной степени включает в себя оборудование урока. Это наличие ТСО, различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы и т.д.

Дидактические игры имеют определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.

 При подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру,  составляю краткую характеристику хода игры (сценарий), указываю временные рамки игры, учитываю уровень знаний и возрастные особенности учащихся, не забываю о  межпредметных связях.

При использовании дидактических игр  очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – её эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю необходимо своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой. Что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.

Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр.  Дидактические игры часто бывают связаны с определёнными сюжетами. Сюжеты эти весьма просты, рассчитаны на детское воображение. Иногда сюжеты подсказываются названиями игры: «Борьба за цифру», «Таблицу знаю» и др. В ряде игр сюжеты связаны с путешествиями. Сюжеты героического поиска, романтики путешествий в этих играх питают воображение младших школьников.

Во многих играх взят принцип соревнования, который усиливает эмоциональный характер. При этом следует иметь в виду, что лучше, когда соревнование проводится не на личное первенство, а на первенство команды учащихся, чтобы дети не только сами стремились выполнить задание, но и побуждали к этому своих товарищей, помогали им. Мотив соревнования может быть выражен по-разному, в частности в названии игр: «Кто скорее, кто вернее», «Хоккей», «Телефон» и др.

При организации дидактических игр с предметным содержанием придерживаюсь следующих вопросов методики:

1. Цель игры. Какие умения и навыки в области учебного предмета школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?

2. Количество играющих. Каждая игра требует определённого минимального или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.

3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?

4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?

5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней ещё раз?

6. Как обеспечить участие всех школьников в игре?

7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в игру?

8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?

9. Какие выводы следует сообщить учащимся в заключение, после игры (лучшие моменты игры, недочёты в игре, результат усвоения знаний, оценки отдельным участникам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)?

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры, как уже говорилось, у учащихся вырабатывается целеустремлённость, организованность, положительное отношение к учёбе.

Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причём результат усвоения знаний будет тем лучше, чем чётче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре. Но и в самом содержании материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определённая подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

При организации дидактических игр придерживаюсь следующих положений:

1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводится формально.

 2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать зоркость и внимание.

3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.

4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за её результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учёт результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учёте, неясности в самой организации учёта приводят к несправедливым выводам о победителях, а следовательно, и к недовольству участников игры.

5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.

6. Если на уроке проводится несколько игр, то лёгкие и более трудные по содержанию должны чередоваться.

7. Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Это положение необходимо последовательно и строго соблюдать при проведении логических игр.

8. Игровой характер должен иметь определённую меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всём будут видеть игру.

9. В процессе игры учащиеся должны грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.

10. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.

Многие дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания школьников, но они приносят большую пользу тем, что учат учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности. Дидактическая игра является средством умственного развития, так как в процессе игры активируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснения учителя. Решения задач, поставленных играми, требуют сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения.

В свою очередь, дидактические игры в зависимости от содержания материала, способа организации, уровня подготовки школьников, цели урока могут приобретать различный характер, например быть продуктивными, репродуктивными, творческими, конструктивными, практическими, воспитывающими.

Подводя итог подчеркну, что в игровых формах занятия реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщения детей к научно-техническому творчеству, воспитания ответственности каждого за учёбу и дисциплину в классе, а главная – стимулирование познавательных интересов. Поэтому использование дидактических игр даёт наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету.

 

  1.  Неисчерпаемые возможности игровых технологий

 

Наряду с учением игра – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, Л.С.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной – З.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессе социализации – в усвоении и использовании человеком общественного опыта.

Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времён. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется  в следующих случаях:

  •  в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  •  в качестве элементов (иногда даже существенных) более обширной технологии;
  •  в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  •  в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Мне очень нравится технология развивающих игр Б.П.Никитина, она интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

В отечественной педагогике имеется целый ряд таких игровых технологий («Сам самыч» В.В.Репкина, Мумми-троль, персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключения Буратино»).

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика. Использую предлагаемые  Никитиным  развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами М.Монтессори, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячом, верёвками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками, что способствует развитию мелкой моторики. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и способствуют развитию интеллекта.

 В развивающих играх, в этом заключается их главная особенность,  удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно по способностям, когда ребёнок может подняться до «потолка» своих возможностей. Помогают в этом и различные тренинги.

Интеллектуальные тренинги

Помогают в учебной деятельности, в запоминании и установлении связей между различными явлениями в решении проблем и практических ситуаций; развивают устойчивость внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления, воображения. Например: «Найди отличия», «Запомни квадрат», «Что лишнее?», «Найди рифму», «Назови соседей».

Сенсомоторные тренинги

Развивают и стимулируют восприятие и воображение, зрительную, осязательную, слуховую, тактильную чувствительность, перцептивные действия, формируют навыки обследования формы, величины, взаимного расположения предметов, творческое воображение, коммуникативные способности. Например: «Найди одинаковые предметы», «помоги художнику дорисовать предмет», «Чьи похожи домики?», «Отгадай загадку, нарисуй отгадку», «Разрезные картинки».

Психомоторные тренинги

Направлены на интенсивное стимулирование психомоторных возможностей детей (координация и соразмерность движения кисти руки, мелкой моторики пальцев, развитие зрительно-двигательной координации). Развивают пространственную ориентацию, внимание, память. Например: «Пальчиковая гимнастика», «Кто больше завяжет узелков», «Дорисуй картинку и раскрась», «Продолжи узор», «Графический диктант».

Мнемонические тренинги

Совокупность приёмов, облегчающих запоминание. Развивают зрительную, слуховую, двигательную, тактильную, эмоциональную память. Например: «Посмотри, запомни, нарисуй», «Отгадай загадки и запомни отгадки», «Что изменилось?», «Запомни слова парами».

 Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются имитационные игры.

Результативность развивающих  игр зависит, во-первых, от систематического использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого учителя начальной школы.

     

Заключение

Из изложенного можно сделать вывод, что дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Её правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к учебному предмету, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса.

В ходе работы я раскрыла, что основным в дидактической игре на уроках является обучение предмету, создание игровых ситуаций на уроках повышает интерес, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную деятельность, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Словом, дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводится формально. Чем интереснее игровые действия, которые я  использую на уроках и во внеклассных мероприятиях, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.                     

В заключении хочу ещё раз сказать о важности систематического использования дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру материала, что является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.

 

 

 

 

Список используемых источников

  1.  Аникеева Н.П. Воспитание игрой.- М.: Просвещение, 1987.
  2.  Воспитание и обучение детей шестого года жизни./ Под редакцией О.С.Ушаковой, Л.А.Парамоновой.- М.: Провещение, 1987.
  3.  Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой.- М.: Просвещение, 1991.
  4.  Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста./ Под  редакцией

    С.Л.Новосёловой. Изд. 3-е. испр. М.: Просвещение, 1977.

5. Игровая деятельность в процессе обучения учащихся в 1 классе.- Мн.:   «Пачатковая школа», 2005.

6. Максимчук Н.М. Дидактические игры для шестилеток.- Мн.: Народная асвета, 2000.

7. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей: Книга для учителя.- Мн.: Народная асвета, 1989.

8. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе.- М.: Просвещение, 1986.

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – Москва: Народное образование, 1998.

10. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1982.

11. Спиваковская А.С. Игра – это серьёзно. – М.: Педагогика, 1981.

12. Ткачёва В.И. Играем каждый день.- Мн.: Народная асвета, 2001.

13. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение. 1979.

14. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. – М.: Просвещение, 1974.

15. Агаркова.: «Дидактические игры на уроках трудового обучения»//Начальная школа.- 2003.- №10.- С. 92-95.

16. Брейва В.В.: «Контроль в занимательной форме»//Пачатковая школа.- 2003.- №5.- С. 29-30.

17. Жукова З.П.: «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры»//Начальная школа.- 2006.- №5.- С. 30-31.

18. Капалыгина И.И. «Принципы активного обучения и их использование в общеобразовательной школе»//Пачатковае навучанне: сям’я. Дзiцячы сад. Школа.-2001.- №2.- С. 36-37.

19. Климович Н.А. «Гульня як сродак арганiзацыi узаемадзеяння настаунiка i вучня»//Пачатковая школа.-2000.- №2.- С. 24-25.

20. Корзун А.В. «Как помочь ребёнку стать успешным в учении»//Пачатковая школа.-2003.- № 6.- С. 20-22.

21. Ксёнда В.Р. «Шасцiгодкi: праблемы навучання» //Пачатковая школа.- 2003.- № 5.- С. 16-17.

22. Ларисова А.В. «Выкарыстанне элементау гульнi на уроках матэматыкi у падрыхтоучым классе»//Пачатковая школа.- 2002.- № 5.- С. 36-38.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21293. Методологія обєктно-орієнтованого аналізу і проектування ПЗ. Мова UML 72.5 KB
  Мова UML Зіставлення і взаємозв'язок структурного та об'єктноорієнтованого підходів Граді Буч сформулював головне достоїнство об'єктноорієнтованого підходу ООП наступним чином: об'єктноорієнтовані системи більш відкриті і легше піддаються внесенню змін оскільки їх конструкція базується на стійких формах. Буч відзначив також ряд наступних переваг ООП: об'єктна декомпозиція дає можливість створювати програмні системи меншого розміру шляхом використання загальних механізмів що забезпечують необхідну економію виразних засобів. Системи...
21294. Структурний підхід до проектування інформаційних систем 477 KB
  Основними з цих принципів є наступні: принцип абстрагування полягає у виділенні істотних аспектів системи і відволікання від несуттєвих; принцип формалізації полягає в необхідності суворого методичного підходу до вирішення проблеми; принцип несуперечності полягає в обгрунтованості та узгодженості елементів; принцип структурування даних полягає в тому що дані повинні бути структуровані і ієрархічно організовані. Кожній групі засобів відповідають певні види моделей діаграм найбільш поширеними серед яких є наступні: SADT...
21295. Мета та завдання дисципліни 88.5 KB
  CASEтехнологія являє собою методологію проектування ІС а також набір інструментальних засобів що дозволяють в наочній формі моделювати предметну область аналізувати цю модель на всіх етапах розробки і супроводу ІС і розробляти програми відповідно до інформаційними потребами користувачів. Поняття моделі та моделювання Модель це об'єкт або опис об'єкта системи для заміщення однієї системи оригіналу іншою системою для кращого вивчення оригіналу або відтворення будьяких його властивостей. Слово модель лат. При моделюванні...
21296. Діаграма варіантів використання (use case diagram) 504 KB
  Діаграма варіантів використання use case diagram Вступ Візуальне моделювання в UML можна уявити як певний процес поуровневого спуску від найбільш обший і абстрактної концептуальної моделі вихідної системи до логічної а потім і до фізичної моделі відповідної програмної системи. Для досягнення цих цілей спочатку будується модель у формі так званої діаграми варіантів використання use case diagram яка описує функціональне призначення системи або іншими словами те що система буде робити в процесі свого функціонування. Діаграма...
21297. Життєвий цикл програмного забезпечення 1.58 MB
  Життєвий цикл програмного забезпечення Одним з базових понять методології проектування ІВ є поняття життєвого циклу її програмного забезпечення ЖЦ ПЗ. Структура ЖЦ ПЗ за стандартом ISO IEC базується на трьох групах процесів: основні процеси ЖЦ ПЗ придбання поставка розробка експлуатація супровід; допоміжні процеси які забезпечують виконання основних процесів документування управління конфігурацією атестація оцінка аудит рішення проблем; організаційні процеси управління проектами створення інфраструктури проекту...
21298. Моделювання за допомогою методу Баркера 243 KB
  З їх допомогою визначаються важливі для предметної області об'єкти сутності їх властивості атрибути і відношення один з одним зв'язки. Графічне зображення сутності Кожна сутність повинна мати унікальний ідентифікатор. Кожен екземпляр сутності повинен однозначно ідентифікуватися і відрізнятися від всіх інших примірників даного типу сутності. Одна і та ж інтерпретація не може застосовуватися до різних імен якщо тільки вони не є псевдонімами; володіє одним або декількома атрибутами які або належать сутності або успадковуються через...
21299. Діаграми класів 160.5 KB
  При цьому можливе використання графічних зображень для асоціацій та їх специфічних властивостей таких як відношення агрегації коли складовими частинами класу можуть виступати інші класи. У цих розділах можуть зазначатися ім'я класу атрибути змінні та операції методи.1 Графічне зображення класу на діаграмі класів Обов'язковим елементом позначення класу є його ім'я. На початкових етапах розробки діаграми окремі класи можуть позначатися простим прямокутником із зазначенням тільки імені відповідного класу рис.
21300. Технології та інструментальні засоби проектування 62.5 KB
  Інструментальні засоби моделювання та проектування інформаційних систем Технології та інструментальні засоби проектування Технології та інструментальні засоби проектування CASEзасоби Computer Aided System Engineering складають основу проекту будьякої інформаційної системи. Методологія реалізується через конкретні технології та підтримують їх стандарти методики та інструментальні засоби які забезпечують виконання процесів життєвого циклу. Особливостями сучасних CASEзасобів є наочні графічні інструменти для створення моделей...
21301. Основы проектирования операционной части АЛУ 273.5 KB
  Рассмотрим все возможные комбинации знаков чисел и действий и сделаем ряд преобразований так чтобы знак результата совпадал со знаком первого операнда: 1. При отсутствии переноса из старшего разряда для представления результата в прямом коде все разряды результата включая знаковый инвертируется и к младшему разряду прибавляется единица. В блок схеме используются два типа блоков: Блоки выполнения действия над значениями исходных переменных с присваиванием результата новым переменным или одной из старых. В минимальном варианте операционная...