2253

Экономическая теория прав собственности

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Современная экономическая теория получила развитие направление называемое неоинституционализм. Одним из важнейших направлений этого подхода является экономическая теория прав собственности. У истоков стоял такой известнейший экономист Рональд Коуз.

Русский

2013-01-06

16.42 KB

23 чел.

Лекция № 6 27.09.2012.

Экономическая теория прав собственности.

Современная экономическая теория получила развитие направление называемое неоинституционализм. Одним из важнейших направлений этого подхода является экономическая теория прав собственности. У истоков стоял такой известнейший экономист Рональд Коуз.

Отношение собственности включает пучок прав, называется "перечень оноре", включает 11 элементов:

1. Право владения

2. Право использования

3. Право управления

4. Право на доход

5. Право суверена (право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага.)

6. Право на безопасность

7. Право на наследство.

8. Право на бессрочность обладания блага

9. Запрет вредного использования

10. Право на ответственность в виде взыскания

11. Право на остаточный характер (то есть на осуществление процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий)

Права собственности определяют поведенческие отношения между людьми. В итоге права собственности это определенные правила игры принятые в обществе.

Виды прав собственности:

1. Частная собственность

2. Государственная собственность

3. Коммунальная собственность (права принадлежат неким сообществам)

4. Общая собственность или свободный доступ

Модели социально экономических систем:

1. Традиционная экономика - основана на обычаях и традициях определяющих особенную практику использования ограниченных ресурсов. Основные вопросы экономики решаются на основе обычай и традиций.

2. Командная экономика (тоталитарная) - основные материальные ресурсы собственность государства, поэтому координация осуществляется из единого центра, путем директивного планирования и управления. Основные вопросы экономики решает государство.  

3. Рыночная экономика - экономические проблемы решаются посредством использования рыночных инструментов: цены, конкуренция, процентная ставка и прочее. Основные вопросы экономики решаются следующим образом: вопрос "Что производить?" решает потребительский спрос; вопрос "Как производить?" решают компании; вопрос "Для кого производить?" решается в пользу потребителей у которых есть деньги.

4. Смешанная экономика - когда рыночные отношения сочетаются с государственным регулированием экономических процессов. В большей степени вмешивается государство неоконсианство в меньшей степени неоклассика.

Рыночный механизм и его элементы.

Сущность рынка, функции, виды классификации.

Конкуренция, её сущность и виды.

Преимущества и недостатки рыночной организации экономики.

Экономические субъекты рыночной экономики. Модель экономического кругооборота.

Сущность и функции денег. Виды денег.

Рынок - это система экономических отношений складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг,  а также движения денежных средств.

Условия предопределяющие возникновение рынка:

1 условие (необходимое, но недостаточное) - это общественное распределение труда или специализации производителей по различным видам деятельности.

2 условие (достаточное) - экономическое обособление производителей, которое впервые проявилось как частная собственность на средство производства.

3 условие - свободный обмен ресурсами

Функции рынка:

1. Информационная - рынок предоставляет информацию, а соотношения спроса и предложения о ценах, о качестве товаров и т.д

2. Посредническая - устанавливает экономические связи между участниками рынка.

3. Ценаобразующая - устанавливается рыночная цена в результате колебания спроса и предложения.

4. Координирующая - осуществляется перелив капитала из одних сфер экономики в другие. В итоге обеспечивается сбалансированность общественного воспроизводства. Воспроизводство - возобновление процесса производства.

5. Контролирующая - в результате конкуренции те производители, которые не отвечают требованиям рынка покидают его.

Товар - это продукт труда удовлетворяющий какую-либо потребность человека и произведенный для обмена.

Продукт труда превращается в товар когда он перестает удовлетворять потребность производителя и начинает удовлетворяет потребности других членов общества.

Марксистское понимание товара:

Потребительная стоимость - способность вещи употреблять потребность человека.

Стоимость - время затрачиваемое на создание товара.

Виды рынков.

Для того чтобы рынок развивался нужны 2 момента:

1. Наличие и реализация многообразных форм собственности.

2. Наличие рыночной инфра структуры, включающей в себя три основных вида рынка:

1. Рынок товаров и услуг

2. Рынок факторов производства

3. Финансовый рынок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52475. Про що шепотіли дерева 99 KB
  вихователь м. Вихователь. Вихователь. Дідусь заблукав і прийшов до нас але це дідусь не простий а казковий з ним завжди трапляються якісь пригоди вихователь читає вірш: Жив у світі старий дідусь Маленького зросту І сміявся старий дідусь Надзвичайно просто.
52476. СИМВОЛЫ И ЗНАКИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ. «ДЕРЕВО ЖИЗНИ» 271 KB
  ДЕРЕВО ЖИЗНИ ЦЕЛЬ: О. Оформление доски: дерево из картона радуга название урока запись темы. Это – Дерево Жизни. Итак тема сегодняшнего урока – Дерево Жизни.
52477. Утворення Галицько-Волинської держави за Романа Мстиславича 87.5 KB
  Утворення Галицько-Волинської держави за Романа Мстиславича Мета уроку. –утворення ГалицькоВолинської держави 1199-1205 рр. визначати поняття і терміни: ГалицькоВолинська держава громадянська війна самодержавство; давати коротку характеристику князям Роману Мстиславичу; Данилу Романовичу; показувати на карті територію держави утвореної Романом Мстиславичем та її столицю; території сусідніх держав; називати історичні писемні джерела що стосуються утворення ГалицькоВолинської держави зокрема періоду правління Романа...
52478. Провідні держави світу в 20 - 30-х рр. ХХ ст 48 KB
  Бойка Тип уроку: Урок – узагальнення Вид уроку: урок змагання Мета: Повторити та узагальнити вивчений матеріал з теми; Розвивати вміння учнів працювати з підручником документами історичною картою додатковим матеріалом в групах парах логічне мислення шляхом аналізу історичних подій підвести учнів до самостійного визначення ролі політичних постатей в історії формувати вміння висловлювати та аргументувати власну думку; Формувати творчий підхід у вивченні історії демократичні погляди інтерес до історії; Обладнання: карта...
52479. Describing people / The pen-friends 49.5 KB
  Прийоми. Прийом: бесіда з учнями класу. Прийом 1: хорове та індивідуальне повторення звуків за вчителем. Прийом 2:слухання скоромовки у виконанні вчителя.
52480. Десмургия. Правила наложения мягких повязок 1.1 MB
  Правила наложения мягких повязок. Тема занятия: Изучение правил наложения мягких повязок. Изучение техники наложения повязок на голову. Правила наложения мягких повязок.
52481. Урок-воспоминание «Дети военной поры» 49 KB
  В бывшем фашистском лагере Равенсбрюк где в ад душегубок и печей отправлялись лишь дети и женщины есть фотография детского сердца. Но дети в ту суровую пору были не только жертвами они становились и воинами Ещё не достигнув совершеннолетия ребята достигали таких высот мужества что оказывались достойными Золотых звёзд героев орденов медалей.Воронов Ученица: Из дневника Миши Тихомирова Из книги Дети военной порыМ.
52483. Тест Кеттелла, дитячий варіант. Адаптований Е.М.Александровською 12ФЛО-120 551.5 KB
  Читаючи питання вибирай ту частину яка підходить тобі більше. Тоді відмічай ту яка підходить тобі більше чи як частіше буває. Коли учитель вибирає іншого хлопчика для роботи яку ти сам хотів зробити тобі стає образливо чи ти швидко про це забуваєш 10. Тобі сподобалося б більше працювати з книгами в бібліотеці чи бути капітаном дальнього плавання 15.