2253

Экономическая теория прав собственности

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Современная экономическая теория получила развитие направление называемое неоинституционализм. Одним из важнейших направлений этого подхода является экономическая теория прав собственности. У истоков стоял такой известнейший экономист Рональд Коуз.

Русский

2013-01-06

16.42 KB

23 чел.

Лекция № 6 27.09.2012.

Экономическая теория прав собственности.

Современная экономическая теория получила развитие направление называемое неоинституционализм. Одним из важнейших направлений этого подхода является экономическая теория прав собственности. У истоков стоял такой известнейший экономист Рональд Коуз.

Отношение собственности включает пучок прав, называется "перечень оноре", включает 11 элементов:

1. Право владения

2. Право использования

3. Право управления

4. Право на доход

5. Право суверена (право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага.)

6. Право на безопасность

7. Право на наследство.

8. Право на бессрочность обладания блага

9. Запрет вредного использования

10. Право на ответственность в виде взыскания

11. Право на остаточный характер (то есть на осуществление процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий)

Права собственности определяют поведенческие отношения между людьми. В итоге права собственности это определенные правила игры принятые в обществе.

Виды прав собственности:

1. Частная собственность

2. Государственная собственность

3. Коммунальная собственность (права принадлежат неким сообществам)

4. Общая собственность или свободный доступ

Модели социально экономических систем:

1. Традиционная экономика - основана на обычаях и традициях определяющих особенную практику использования ограниченных ресурсов. Основные вопросы экономики решаются на основе обычай и традиций.

2. Командная экономика (тоталитарная) - основные материальные ресурсы собственность государства, поэтому координация осуществляется из единого центра, путем директивного планирования и управления. Основные вопросы экономики решает государство.  

3. Рыночная экономика - экономические проблемы решаются посредством использования рыночных инструментов: цены, конкуренция, процентная ставка и прочее. Основные вопросы экономики решаются следующим образом: вопрос "Что производить?" решает потребительский спрос; вопрос "Как производить?" решают компании; вопрос "Для кого производить?" решается в пользу потребителей у которых есть деньги.

4. Смешанная экономика - когда рыночные отношения сочетаются с государственным регулированием экономических процессов. В большей степени вмешивается государство неоконсианство в меньшей степени неоклассика.

Рыночный механизм и его элементы.

Сущность рынка, функции, виды классификации.

Конкуренция, её сущность и виды.

Преимущества и недостатки рыночной организации экономики.

Экономические субъекты рыночной экономики. Модель экономического кругооборота.

Сущность и функции денег. Виды денег.

Рынок - это система экономических отношений складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг,  а также движения денежных средств.

Условия предопределяющие возникновение рынка:

1 условие (необходимое, но недостаточное) - это общественное распределение труда или специализации производителей по различным видам деятельности.

2 условие (достаточное) - экономическое обособление производителей, которое впервые проявилось как частная собственность на средство производства.

3 условие - свободный обмен ресурсами

Функции рынка:

1. Информационная - рынок предоставляет информацию, а соотношения спроса и предложения о ценах, о качестве товаров и т.д

2. Посредническая - устанавливает экономические связи между участниками рынка.

3. Ценаобразующая - устанавливается рыночная цена в результате колебания спроса и предложения.

4. Координирующая - осуществляется перелив капитала из одних сфер экономики в другие. В итоге обеспечивается сбалансированность общественного воспроизводства. Воспроизводство - возобновление процесса производства.

5. Контролирующая - в результате конкуренции те производители, которые не отвечают требованиям рынка покидают его.

Товар - это продукт труда удовлетворяющий какую-либо потребность человека и произведенный для обмена.

Продукт труда превращается в товар когда он перестает удовлетворять потребность производителя и начинает удовлетворяет потребности других членов общества.

Марксистское понимание товара:

Потребительная стоимость - способность вещи употреблять потребность человека.

Стоимость - время затрачиваемое на создание товара.

Виды рынков.

Для того чтобы рынок развивался нужны 2 момента:

1. Наличие и реализация многообразных форм собственности.

2. Наличие рыночной инфра структуры, включающей в себя три основных вида рынка:

1. Рынок товаров и услуг

2. Рынок факторов производства

3. Финансовый рынок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55331. Взаєморозуміння 152 KB
  Мета й завдання проекту: поглибити знання гімназистів про етикет і його важливість у житті людини; навчити дітей жити у злагоді з оточуючими; сприяти розвитку культурного рівня учнів; вдосконалити практичні уміння учасників проекту; виховувати повагу одне до одного.
55332. Система взаємодії у профорієнтаційній роботі школи та вищого навчального закладу 173 KB
  Забезпечення максимально сприятливих умов для професійного розвитку учнів формування мотивації професіональних намірів. Виявлення можливостей учнів їх корекція і розвиток розвиток професійних інтересів і необхідних якостей.
55333. Градусна сітка Землі. Географічні координати точок 282.5 KB
  Практикум Мініпрактикум Географічна розминка Світлофор Текст параграфа; позначити на контурній карті рівнини України Відносна і абсолютна висота точок місцевості Географічна мозаїка Географічний крос Проблемне питання Дивуй Кути Проблемне...
55334. Таємниці підводного царства 251 KB
  Мета проекту: освітня: розширити знання дітей про море як складну екосистему зі своїми законами і умовами для існування всіх його мешканців; сформувати елементарні уявлення про рослинний та тваринний світ морів та океанів...
55335. Десяткові дроби. Додавання та віднімання десяткових дробів 5.39 MB
  Мета роботи: використання комп’ютерних технологій при створенні математичних проектів для узагальнення і систематизації знань учнів з вивченої теми. Розвиток навичок самостійного одержання інформації, формування вміння відбирати й структурировати матеріал.
55336. Культура та мистецтво спілкування 201 KB
  Виховні завдання проекту: розширити знання учнів про етичні норми безконфліктного спілкування та мистецтва володіти собою; формувати в учнів розуміння значення спілкування в житті людини; розвивати почуття відповідальності самодисципліни...
55337. Проектна технологія 83.5 KB
  Основними характеристиками проекту є те, що він передбачає конкретні результати має інноваційний характер. Виконання проекту передбачає звязок із реальним життям незвичайність форми і самостійність виготовлення створення матеріалів що по суті є різними видами документування.
55338. Підготовка педагогів до взаємодії з обдарованими дітьми 74.5 KB
  Мета і завдання проекту Основна мета проекту: створити умови для виявлення підтримки і підготовки вчителів до взаємодії з обдарованими дітьми для ефективного розвитку інтелектуального і творчого потенціалу цих учнів.
55339. Інструмент для видалення бур'янів в саду, на городі 260.5 KB
  Мета проекту: вдосконалити навички роботи з різним інструментом для обробки деревини та металів, розвивати естетичний смак, економічно використовувати матеріали.