2253

Экономическая теория прав собственности

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Современная экономическая теория получила развитие направление называемое неоинституционализм. Одним из важнейших направлений этого подхода является экономическая теория прав собственности. У истоков стоял такой известнейший экономист Рональд Коуз.

Русский

2013-01-06

16.42 KB

23 чел.

Лекция № 6 27.09.2012.

Экономическая теория прав собственности.

Современная экономическая теория получила развитие направление называемое неоинституционализм. Одним из важнейших направлений этого подхода является экономическая теория прав собственности. У истоков стоял такой известнейший экономист Рональд Коуз.

Отношение собственности включает пучок прав, называется "перечень оноре", включает 11 элементов:

1. Право владения

2. Право использования

3. Право управления

4. Право на доход

5. Право суверена (право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага.)

6. Право на безопасность

7. Право на наследство.

8. Право на бессрочность обладания блага

9. Запрет вредного использования

10. Право на ответственность в виде взыскания

11. Право на остаточный характер (то есть на осуществление процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий)

Права собственности определяют поведенческие отношения между людьми. В итоге права собственности это определенные правила игры принятые в обществе.

Виды прав собственности:

1. Частная собственность

2. Государственная собственность

3. Коммунальная собственность (права принадлежат неким сообществам)

4. Общая собственность или свободный доступ

Модели социально экономических систем:

1. Традиционная экономика - основана на обычаях и традициях определяющих особенную практику использования ограниченных ресурсов. Основные вопросы экономики решаются на основе обычай и традиций.

2. Командная экономика (тоталитарная) - основные материальные ресурсы собственность государства, поэтому координация осуществляется из единого центра, путем директивного планирования и управления. Основные вопросы экономики решает государство.  

3. Рыночная экономика - экономические проблемы решаются посредством использования рыночных инструментов: цены, конкуренция, процентная ставка и прочее. Основные вопросы экономики решаются следующим образом: вопрос "Что производить?" решает потребительский спрос; вопрос "Как производить?" решают компании; вопрос "Для кого производить?" решается в пользу потребителей у которых есть деньги.

4. Смешанная экономика - когда рыночные отношения сочетаются с государственным регулированием экономических процессов. В большей степени вмешивается государство неоконсианство в меньшей степени неоклассика.

Рыночный механизм и его элементы.

Сущность рынка, функции, виды классификации.

Конкуренция, её сущность и виды.

Преимущества и недостатки рыночной организации экономики.

Экономические субъекты рыночной экономики. Модель экономического кругооборота.

Сущность и функции денег. Виды денег.

Рынок - это система экономических отношений складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг,  а также движения денежных средств.

Условия предопределяющие возникновение рынка:

1 условие (необходимое, но недостаточное) - это общественное распределение труда или специализации производителей по различным видам деятельности.

2 условие (достаточное) - экономическое обособление производителей, которое впервые проявилось как частная собственность на средство производства.

3 условие - свободный обмен ресурсами

Функции рынка:

1. Информационная - рынок предоставляет информацию, а соотношения спроса и предложения о ценах, о качестве товаров и т.д

2. Посредническая - устанавливает экономические связи между участниками рынка.

3. Ценаобразующая - устанавливается рыночная цена в результате колебания спроса и предложения.

4. Координирующая - осуществляется перелив капитала из одних сфер экономики в другие. В итоге обеспечивается сбалансированность общественного воспроизводства. Воспроизводство - возобновление процесса производства.

5. Контролирующая - в результате конкуренции те производители, которые не отвечают требованиям рынка покидают его.

Товар - это продукт труда удовлетворяющий какую-либо потребность человека и произведенный для обмена.

Продукт труда превращается в товар когда он перестает удовлетворять потребность производителя и начинает удовлетворяет потребности других членов общества.

Марксистское понимание товара:

Потребительная стоимость - способность вещи употреблять потребность человека.

Стоимость - время затрачиваемое на создание товара.

Виды рынков.

Для того чтобы рынок развивался нужны 2 момента:

1. Наличие и реализация многообразных форм собственности.

2. Наличие рыночной инфра структуры, включающей в себя три основных вида рынка:

1. Рынок товаров и услуг

2. Рынок факторов производства

3. Финансовый рынок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60229. Свято «Чаювання – родинна традиція» 142.5 KB
  Розширити уявлення учнів про напій який виготовляють люди а саме чай. Сьогодні чай називають напоєм №1. Чай це прекрасний корисний напій який тамує спрагу знімає втому додає бадьорості підіймає настрій.
60230. Поспішайте робити добро! 47.5 KB
  Мета: формувати уявлення дітей про моральні якості людини – доброту, доброзичливість; проектувати стратегії своєї поведінки з урахуванням інтересів та потреб інших; удосконалювати уміння аналізувати власні вчинки...
60231. Милосердя і доброта - людства два крила 517.5 KB
  Навчальна:дати визначення поняттю «добро». На основі християнської та загальнолюдської моралі формувати в учнів риси людяності допомогти тим, хто в біді; наголосити на важливості гармонії виховання у сімї та школі.
60233. Інтелектуальний турнір «Ігри ерудитів» 175 KB
  МЕТА: розвивати логічне мислення, кмітливість вміння та навички розмірковувати, робити висновки; розвивати інтерес до математики, фізики та інформатики через гру; виховувати свідоме відношення до набування знань, які допомагають перемагати, бути першим.
60234. Харчова промисловість України. Шоколад. Ліки чи задоволення? 140 KB
  Щорічне споживання шоколаду в різних країнах світу Додаток №8 Гра Найбільші виробники шоколаду Вступ Урок в сучасних умовах повинен носити творчий характер. Ліки чи задоволення...
60235. Хлеб – всему голова! 769.5 KB
  Цель: расширить знания детей о выращивании и изготовлении хлеба; развивать наблюдательность и познавательный интерес; воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отношение к хлебу.
60236. Виховний проект «Як баба Катря хліб пече» 99.5 KB
  У чому полягає задум Для чого це потрібно Дізнатися якомога більше про дбайливе ставлення українців до хліба Щоб учні знали скільки праці покладено щоб кожного дня був на столі окраєць хліба.
60237. Будуйте храм в своїй душі 100.5 KB
  Мета: продовжувати знайомити із людськими чеснотами; довести до свідомості дітей що добро й милосердя чиняться безкорисливо; розвивати почуття доброти чуйності милосердя; викликати бажання творити добро бути милосердними й уникати злих вчинків...