2256

Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков

Конспект урока

Иностранные языки, филология и лингвистика

Цели: познакомить учащихся с понятием слог, научить детей делить слова на слоги, развивать речь, внимание, память, воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе.

Русский

2013-04-29

18.21 KB

129 чел.

План-конспект

по обучению грамоте в 1 классе

студентки 241 группы

Калашниковой Елены Сергеевны

Тема: Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.

Цели: 1)познакомить учащихся с понятием слог; научить детей делить слова на слоги;

          2) развивать речь, внимание, память;

          3) воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе.

Школа: №5

Дата: 21.09.12.

1. Орг. момент

1) Самоопределение

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

3) Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Все успокоились и тихонько сели за парты. Сегодня урок проведу у вас я. Меня зовут Елена Сергеевна.

2. Повторение пройденного.

1) -Ребята, на какие группы можно разбить все звуки, которые мы слышим?(речевые и неречевые)

- Приведите примеры неречевых звуков. ( пение птиц и т.д.)

- Чем звуки речи отличаются от неречевых? ( речевые звуки произносят люди)

- Ребята, а сколько у нас гласных звуков в русском языке? (6)

- Давайте произнесем эти звуки.( а, о, у, ы, и, е)

- А сейчас мы посмотрим, насколько хорошо вы их знаете.

2) Игра « Молчанка»

- Ребята, сейчас поиграем в игру. Я буду без звука произносить гласные звуки, а вы должны будете угадать, что это за звук. ( а, о, у, ы, и, е)

3) Работа со звуками.

- Ребята, откройте « Азбуку» на с.26. Теперь представьте, что вы попали в магазин игрушек. Все представили? Какие игрушки продаются в магазине? (лев, жираф, кот, кукла, машина, робот)

- Давайте запишем схемы этих слов в тетрадь для печатания.спросить у учителя ( дети записывают схему каждого слова, и называют сколько гласных звуков)

Лев      схемы сделать                                                        

Жираф

Кот

Кукла

Машина

Робот

3. Сообщение темы

- Сегодня мы продолжим знакомство с гласными звуками и узнаем о них много нового и интересного.

4. Изучение нового материала.

1)Знакомство с понятием « слог». Обучение делению на слоги.

- Ребята, вы смотрели хоккей?

- Какое слово кричат зрители, когда хотят, чтобы хоккеисты забили гол?        ( Шайбу)

- Давайте представим, что мы болельщики и крикнем, как они: « Шай-бу!» « Шай-бу!»

- Как мы кричали это слово: целиком или по частям?( по частям)

- Ребята, эти части называются слогами. Повторим хором.( слоги)

- Слоги- это такие части, на которые делится слово, но его можно узнать на слух.

- Давайте еще раз скажем слово шайбу по слогам.

- Какой первый слог? ( Шай)

- Какой второй слог? ( бу)

- Молодцы!

- А что кричат болельщики, если их команда выигрывает?  ( « Молодцы!»)

- Давайте произнесем это слово по слогам.  ( Мо-лод-цы) сколько слогов услышали? Показываем хлопками

- Ребята, у меня на доске нарисованы две схемы.

сделать

- Как вы думаете, какая относится к слову шайбу, а какая к слову молодцы?

- Почему вы так думаете? (потому что в слове « шайба» 2 слога и 2 гласных звука, а в слове « молодцы» 3 слога и 3 гласных звука)

- Теперь давайте потренируемся. Я сейчас буду вам называть слова, а вы мне его будете делить на слоги хлопками. ( малина, кошка. Лиса, комната, шар, дом)

2) Знакомство со слогообразующей ролью гласных. Работа с « Азбукой» с. 26

- Ребята, рассмотрим первую пару картинок на с.26

- Кто изображен слева? ( кот)

- Сколько гласных звуков? ( один)

- Какой?( о)

- Кто изображен справа? ( кит)

- Сколько гласных звуков? ( один)

- Какой? ( и)

- Почему две картинки, два разных слова, а схема одна? Что общего? ( у этих слов всего один звук. В первом слове (о), во втором (и)

-Рассмотрим следующую пару картинок.

- Что изображено слева? ( домик)

- Сколько гласных звуков? ( два)

- Какие? ( о), ( и)

- Рассмотрим рисунок справа.

- Что изображено ? ( труба)

- Сколько гласных звуков?( два)

- Какие? ( у), (а)

- Ребята, а как вы думаете, что показывает вертикальная черта на схеме?

( она показывает, что в слове 2 слога)

- Ребята, а как вы думаете, почему в первой схеме нет ее? ( потому что в этих словах один слог)

- Рассмотрим третью пару слов.

- Что изображено слева? ( барабан)

- Сколько гласных звуков? ( три)

- Какие? ( а)

- Что изображено справа? ( гармошка)

- Сколько гласных звуков? ( три)

- Какие? ( а), ( о). ( а)

- Ребята, что вы заметили в этой схеме? ( что здесь у нас две черточки)

- Что это значит? ( в слове три слога)

- Ребята, какой мы сделаем вывод?( Нужно запомнить, что сколько в слове гласных, столько и слогов)

- Итак, как же мы можем проверить, правильно ли мы разделили слово на слоги или нет? ( посчитать количество гласных)

- А может быть слог без гласного? ( нет, не может)

5. Работа в прописи

- Откройте пропись на с. 20

- Кто изображен на рисунке?( Жар-Птица)

- Ребята, вам нужно будет обвести по контуру и раскрасить рисунок.

6. Закрепление

- Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?

- Что такое слог?

- Какое нужно запомнить правило, чтобы правильно разделить слово на слоги?

- На этом наш урок закончен. До свидания!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

373. Мировые религии и их связь с общественными институтами 242.5 KB
  Целью данной работы является раскрытие понятий религии и нравственного воспитания. На основе сформулированных понятий найти и проследить их взаимосвязь на протяжении её исторического развития.
374. Техногенные чрезвычайные ситуации 40.39 KB
  Радиационно-опасные объекты. Опасные химические вещества. Аварии на гидротехнических сооружениях. Аварии на морском и речном транспорте. Чрезвычайные ситуации на железной дороге. Опасность, возникающая во время аварий на РОО.
375. Рухова активність і здоров’я 49.5 KB
  Переконати учнів, що рух – це життя, а гіподинамія – основний чинник виникнення хронічних хвороб і скорочення життя. Сприяти формуванню вміння самостійно працювати, аналізувати, роботи висновки. Впливати на виховання потреби у здоровому способі життя.
376. Еволюція поглядів на феномен ризику 71.5 KB
  Поняття ризику та його основні причини. Феномен ризику у вітчизняній економіці. Новий етап активізації розвитку ризикології. Несвоєчасна сплата відсотків, податків та інших платежів. Можливість збитку або втрат.
377. Полиграфические издания. Рекламная полиграфическая продукция 57 KB
  В работе мы детально рассмотрели все типы рекламной полиграфической продукции которая активно используется современными предприятиями для продвижения своих товаров и услуг.
378. Экологическая ситуация 53.81 KB
  Экологическая ситуация в стране определяется количеством и качеством антропогенных изменений в природе, последствиями техногенного вмешательства в природу. Экологическая ситуация в Мурманской области.
379. Обеспечение безопасности на предприятии 295.1 KB
  Техническая безопасность при использовании малотоннажных газов. Емкости для хранения сжиженных газов и легких фракций бензина. Экономические аспекты обеспечение химической безопасности при функционировании предприятий в условиях ужесточения экологических требований.
380. Коллекции объектов java. Определение порядка на множестве 208.78 KB
  Определение порядка на множестве на такой простой вопрос, если это понятие нужно поддерживать в программе. Создание записной книжки очень простой структуры, методика создания визуальных программ.
381. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЕ СВЯЗИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ В СОПОСТАВИТЕЛЬНО-ПЕРЕВОДОВЕДЧЕСКОМ АСПЕКТЕ 358.81 KB
  Изучение культурного и национально-культурного компонента единиц художественного текста в сопоставительно-переводоведческом аспекте является одним из приоритетных направлений современного переводоведения.