2256

Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков

Конспект урока

Иностранные языки, филология и лингвистика

Цели: познакомить учащихся с понятием слог, научить детей делить слова на слоги, развивать речь, внимание, память, воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе.

Русский

2013-04-29

18.21 KB

129 чел.

План-конспект

по обучению грамоте в 1 классе

студентки 241 группы

Калашниковой Елены Сергеевны

Тема: Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.

Цели: 1)познакомить учащихся с понятием слог; научить детей делить слова на слоги;

          2) развивать речь, внимание, память;

          3) воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе.

Школа: №5

Дата: 21.09.12.

1. Орг. момент

1) Самоопределение

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

3) Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Все успокоились и тихонько сели за парты. Сегодня урок проведу у вас я. Меня зовут Елена Сергеевна.

2. Повторение пройденного.

1) -Ребята, на какие группы можно разбить все звуки, которые мы слышим?(речевые и неречевые)

- Приведите примеры неречевых звуков. ( пение птиц и т.д.)

- Чем звуки речи отличаются от неречевых? ( речевые звуки произносят люди)

- Ребята, а сколько у нас гласных звуков в русском языке? (6)

- Давайте произнесем эти звуки.( а, о, у, ы, и, е)

- А сейчас мы посмотрим, насколько хорошо вы их знаете.

2) Игра « Молчанка»

- Ребята, сейчас поиграем в игру. Я буду без звука произносить гласные звуки, а вы должны будете угадать, что это за звук. ( а, о, у, ы, и, е)

3) Работа со звуками.

- Ребята, откройте « Азбуку» на с.26. Теперь представьте, что вы попали в магазин игрушек. Все представили? Какие игрушки продаются в магазине? (лев, жираф, кот, кукла, машина, робот)

- Давайте запишем схемы этих слов в тетрадь для печатания.спросить у учителя ( дети записывают схему каждого слова, и называют сколько гласных звуков)

Лев      схемы сделать                                                        

Жираф

Кот

Кукла

Машина

Робот

3. Сообщение темы

- Сегодня мы продолжим знакомство с гласными звуками и узнаем о них много нового и интересного.

4. Изучение нового материала.

1)Знакомство с понятием « слог». Обучение делению на слоги.

- Ребята, вы смотрели хоккей?

- Какое слово кричат зрители, когда хотят, чтобы хоккеисты забили гол?        ( Шайбу)

- Давайте представим, что мы болельщики и крикнем, как они: « Шай-бу!» « Шай-бу!»

- Как мы кричали это слово: целиком или по частям?( по частям)

- Ребята, эти части называются слогами. Повторим хором.( слоги)

- Слоги- это такие части, на которые делится слово, но его можно узнать на слух.

- Давайте еще раз скажем слово шайбу по слогам.

- Какой первый слог? ( Шай)

- Какой второй слог? ( бу)

- Молодцы!

- А что кричат болельщики, если их команда выигрывает?  ( « Молодцы!»)

- Давайте произнесем это слово по слогам.  ( Мо-лод-цы) сколько слогов услышали? Показываем хлопками

- Ребята, у меня на доске нарисованы две схемы.

сделать

- Как вы думаете, какая относится к слову шайбу, а какая к слову молодцы?

- Почему вы так думаете? (потому что в слове « шайба» 2 слога и 2 гласных звука, а в слове « молодцы» 3 слога и 3 гласных звука)

- Теперь давайте потренируемся. Я сейчас буду вам называть слова, а вы мне его будете делить на слоги хлопками. ( малина, кошка. Лиса, комната, шар, дом)

2) Знакомство со слогообразующей ролью гласных. Работа с « Азбукой» с. 26

- Ребята, рассмотрим первую пару картинок на с.26

- Кто изображен слева? ( кот)

- Сколько гласных звуков? ( один)

- Какой?( о)

- Кто изображен справа? ( кит)

- Сколько гласных звуков? ( один)

- Какой? ( и)

- Почему две картинки, два разных слова, а схема одна? Что общего? ( у этих слов всего один звук. В первом слове (о), во втором (и)

-Рассмотрим следующую пару картинок.

- Что изображено слева? ( домик)

- Сколько гласных звуков? ( два)

- Какие? ( о), ( и)

- Рассмотрим рисунок справа.

- Что изображено ? ( труба)

- Сколько гласных звуков?( два)

- Какие? ( у), (а)

- Ребята, а как вы думаете, что показывает вертикальная черта на схеме?

( она показывает, что в слове 2 слога)

- Ребята, а как вы думаете, почему в первой схеме нет ее? ( потому что в этих словах один слог)

- Рассмотрим третью пару слов.

- Что изображено слева? ( барабан)

- Сколько гласных звуков? ( три)

- Какие? ( а)

- Что изображено справа? ( гармошка)

- Сколько гласных звуков? ( три)

- Какие? ( а), ( о). ( а)

- Ребята, что вы заметили в этой схеме? ( что здесь у нас две черточки)

- Что это значит? ( в слове три слога)

- Ребята, какой мы сделаем вывод?( Нужно запомнить, что сколько в слове гласных, столько и слогов)

- Итак, как же мы можем проверить, правильно ли мы разделили слово на слоги или нет? ( посчитать количество гласных)

- А может быть слог без гласного? ( нет, не может)

5. Работа в прописи

- Откройте пропись на с. 20

- Кто изображен на рисунке?( Жар-Птица)

- Ребята, вам нужно будет обвести по контуру и раскрасить рисунок.

6. Закрепление

- Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?

- Что такое слог?

- Какое нужно запомнить правило, чтобы правильно разделить слово на слоги?

- На этом наш урок закончен. До свидания!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26394. Головная кишка 21 KB
  ответ и глотки. Глотка pharynx полостной орган в котором перекрещиваются дыхательный и пищеварительный пути: воздух из хоан через глотку проходит в гортань расположенную в вентральной части ее мощная мускулатура передвигает корм из глотки в пищевод расположенный над гортанью. Стенки глотки состоят из 3 слоев: а слизистая оболочка; 6 мышечный слой состоит из парных правых и левых поперечно исчерченных мышц заканчивающихся на дорсальном сухожильном шве глотки raphe pharyngis.
26395. Головной мозг (encephalon) и черепные нервы 22.5 KB
  Ромбовидный мозг представлен продолговатым отходят с 6 по 12 пары черепных нервов и задним мозгом а задний cocтоит из мозжечка и мозгового моста отходит 5 пара черепных нервов. Большой мозг представлен средним отходят 3 и 4 пары нервов промежуточным 2 пара нервов и концевым 1 пара черепных нервов В ромбовидном мозге расположен 4й мозговой желудочек в среднеммозговой водопровод в промежуточном 3й а в концевом 1й и 2й мозговые желудочки.
26396. Гортань larynx 25 KB
  Остов гортани образован 5 хрящами на которых прикрепляются мышца гортани и глотки: кольцевидный хрящ cartilagо cricoidea гиалиновый состоит из пластинки и дужки. На переднем крае пластинки заметны фасетки для сочленения с черпаловидными хрящами. Черпаловидные хрящи соединяются суставами с пластинкой кольцевидного хряща. Основание хряща соединено связкой с телом щитовидного хряща вершина отогнута вперед.
26397. Грудная клетка и полость 23.5 KB
  Мышечный аппарат грудной клетки представлен дыхательными мышцами которые образуют 2 функциональные группы: вдыхатели инспираторы и выдыхатели экспираторы. Грудная клетка замыкает грудную полость cavum thoracis при этом форма грудной клетки определяет объём грудной полости и как следствие функциональные возможности органов грудной полости прежде всего лёгких и сердца При этом важное значение имеет форма диафрагмы которая отделяет грудную и брюшную полости друг от друга и образует купол вершина которого расположена в плоскости 67...
26398. Дыхательный аппарат apparatus respiratorius 20 KB
  Состав у млекопитающих: носоглотка гортань трахея лёгкие. У птиц: носовая полость носоглотка верхняя гортань состоит из 3 хрящей отсутствуют щитовидный и надгортанник трахея длинная тесно связана с пищеводом у бифуркации трахеи нижняя певчая гортань макроскорически прозрачна несколько расширена пузыревидно является резонатором звуков лёгкие очень компактные и врастают в грудной отдел позвоночника.
26399. Закономерности строения и ветвления сосудов. Круги кровообращения 21.5 KB
  Отработанная венозная кровь собирается в посткапилляры венулы вены. Вены снабжены клапанами складками эндотелия. Все вены объединяются в 2 крупные краниальную и каудальную полые у которых отсутствуют клапаны впадают в правое предсердие.
26400. Законы биологического развития. Онтогенез и филогенез 21 KB
  Закон взаимосвязи организма и внешней среды закон целостности и неделимости организма: целостность биологических систем поддерживается в процессе развития за счёт интеграции систем закон экономии биоматериала и места основной биогенетический закон Геккель филогенез определяет онтогенез. Филогенез phylon род племя исторический путь развития вида. дифференциации: в процессе развития организма органа ткани или клетки однородные структуры разделяются на обособленные отличающиеся друг от друга части благодаря чему меняются формы...
26401. Застенные железы тонкой кишки 24 KB
  Выводной проток ductus pancreaticus открывается в 12перстную кку: лошадь: объединяется вместе с печёночным протоком в фатеров дивертикул; свинья КРС: расстояние между печёночным и панкреатическим протоками 35 см; собака: может быть несколько добавочных протоков. и вегетативное печёночное нервное сплетение и выходит общий печёночный проток и лимфатические сосуды в воротах лимфоузел. Пузырный проток соединяется с печёночным образуя желчный проток который идёт в 12перстную кишку. Отток лимфы в поясничную истерну грудной лимфатический...
26402. Зев (fauces) 20.5 KB
  Образован мягким нёбом сверху корнем языка снизу и по бокам небноязычными дужками arcus palatoglossus в виде складок слизистой оболочки соединяющих мягкое нёбо с боковыми поверхностями корня языка. В составе кольца язычная миндалина tonsilla lingualis в виде углублений слизистой с лимфатическими фолликулами в корне языка непарная нёбная миндалина tonsilla veli palatini на основании мягкого нёба у лошадей и свиней парные нёбные tonsilla palatina по бокам от нёбноязычных дужек и миндалины евстахиевых труб у их оснований.