2256

Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков

Конспект урока

Иностранные языки, филология и лингвистика

Цели: познакомить учащихся с понятием слог, научить детей делить слова на слоги, развивать речь, внимание, память, воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе.

Русский

2013-04-29

18.21 KB

129 чел.

План-конспект

по обучению грамоте в 1 классе

студентки 241 группы

Калашниковой Елены Сергеевны

Тема: Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.

Цели: 1)познакомить учащихся с понятием слог; научить детей делить слова на слоги;

          2) развивать речь, внимание, память;

          3) воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе.

Школа: №5

Дата: 21.09.12.

1. Орг. момент

1) Самоопределение

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

3) Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Все успокоились и тихонько сели за парты. Сегодня урок проведу у вас я. Меня зовут Елена Сергеевна.

2. Повторение пройденного.

1) -Ребята, на какие группы можно разбить все звуки, которые мы слышим?(речевые и неречевые)

- Приведите примеры неречевых звуков. ( пение птиц и т.д.)

- Чем звуки речи отличаются от неречевых? ( речевые звуки произносят люди)

- Ребята, а сколько у нас гласных звуков в русском языке? (6)

- Давайте произнесем эти звуки.( а, о, у, ы, и, е)

- А сейчас мы посмотрим, насколько хорошо вы их знаете.

2) Игра « Молчанка»

- Ребята, сейчас поиграем в игру. Я буду без звука произносить гласные звуки, а вы должны будете угадать, что это за звук. ( а, о, у, ы, и, е)

3) Работа со звуками.

- Ребята, откройте « Азбуку» на с.26. Теперь представьте, что вы попали в магазин игрушек. Все представили? Какие игрушки продаются в магазине? (лев, жираф, кот, кукла, машина, робот)

- Давайте запишем схемы этих слов в тетрадь для печатания.спросить у учителя ( дети записывают схему каждого слова, и называют сколько гласных звуков)

Лев      схемы сделать                                                        

Жираф

Кот

Кукла

Машина

Робот

3. Сообщение темы

- Сегодня мы продолжим знакомство с гласными звуками и узнаем о них много нового и интересного.

4. Изучение нового материала.

1)Знакомство с понятием « слог». Обучение делению на слоги.

- Ребята, вы смотрели хоккей?

- Какое слово кричат зрители, когда хотят, чтобы хоккеисты забили гол?        ( Шайбу)

- Давайте представим, что мы болельщики и крикнем, как они: « Шай-бу!» « Шай-бу!»

- Как мы кричали это слово: целиком или по частям?( по частям)

- Ребята, эти части называются слогами. Повторим хором.( слоги)

- Слоги- это такие части, на которые делится слово, но его можно узнать на слух.

- Давайте еще раз скажем слово шайбу по слогам.

- Какой первый слог? ( Шай)

- Какой второй слог? ( бу)

- Молодцы!

- А что кричат болельщики, если их команда выигрывает?  ( « Молодцы!»)

- Давайте произнесем это слово по слогам.  ( Мо-лод-цы) сколько слогов услышали? Показываем хлопками

- Ребята, у меня на доске нарисованы две схемы.

сделать

- Как вы думаете, какая относится к слову шайбу, а какая к слову молодцы?

- Почему вы так думаете? (потому что в слове « шайба» 2 слога и 2 гласных звука, а в слове « молодцы» 3 слога и 3 гласных звука)

- Теперь давайте потренируемся. Я сейчас буду вам называть слова, а вы мне его будете делить на слоги хлопками. ( малина, кошка. Лиса, комната, шар, дом)

2) Знакомство со слогообразующей ролью гласных. Работа с « Азбукой» с. 26

- Ребята, рассмотрим первую пару картинок на с.26

- Кто изображен слева? ( кот)

- Сколько гласных звуков? ( один)

- Какой?( о)

- Кто изображен справа? ( кит)

- Сколько гласных звуков? ( один)

- Какой? ( и)

- Почему две картинки, два разных слова, а схема одна? Что общего? ( у этих слов всего один звук. В первом слове (о), во втором (и)

-Рассмотрим следующую пару картинок.

- Что изображено слева? ( домик)

- Сколько гласных звуков? ( два)

- Какие? ( о), ( и)

- Рассмотрим рисунок справа.

- Что изображено ? ( труба)

- Сколько гласных звуков?( два)

- Какие? ( у), (а)

- Ребята, а как вы думаете, что показывает вертикальная черта на схеме?

( она показывает, что в слове 2 слога)

- Ребята, а как вы думаете, почему в первой схеме нет ее? ( потому что в этих словах один слог)

- Рассмотрим третью пару слов.

- Что изображено слева? ( барабан)

- Сколько гласных звуков? ( три)

- Какие? ( а)

- Что изображено справа? ( гармошка)

- Сколько гласных звуков? ( три)

- Какие? ( а), ( о). ( а)

- Ребята, что вы заметили в этой схеме? ( что здесь у нас две черточки)

- Что это значит? ( в слове три слога)

- Ребята, какой мы сделаем вывод?( Нужно запомнить, что сколько в слове гласных, столько и слогов)

- Итак, как же мы можем проверить, правильно ли мы разделили слово на слоги или нет? ( посчитать количество гласных)

- А может быть слог без гласного? ( нет, не может)

5. Работа в прописи

- Откройте пропись на с. 20

- Кто изображен на рисунке?( Жар-Птица)

- Ребята, вам нужно будет обвести по контуру и раскрасить рисунок.

6. Закрепление

- Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?

- Что такое слог?

- Какое нужно запомнить правило, чтобы правильно разделить слово на слоги?

- На этом наш урок закончен. До свидания!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10255. Различные методологических подходов к оценке экономических результатов деятельности таможенных органов 115 KB
  Различные методологических подходов к оценке экономических результатов деятельности таможенных органов. В данной теме поставлена задача исследовать накопленный опыт анализа и оценки экономических результатов деятельности таможенных органов. Следует сказать...
10256. Восточная философия XIX–XX веков 206.5 KB
  Восточная философия XIXXX веков Б. Джинджолия Философское знание и религиозный опыт Восточная философия важнейшая составляющая мировой философии обладающая значительным историческим содержательным и идейным своеобразием. Ее современный этап конец 19-го 20 в...
10257. Характерные черты русской философии. Лосев А.Ф. (1893-1988) 18.01 KB
  Характерные черты русской философии. Лосев А.Ф. 1893-1988 Если мы возьмемся кратко сформулировать общие формальные особенности русской философии то можно выделить такие пункты: 1. Русской философии в отличие от европейской и более всего немецкой философии чуждо стре...
10258. Русская философская традиция 160.5 KB
  Русская философская традиция. СУДЬБЫ РОССИИ. славянофилы и западники Чаадаев П.Я. 1794-1856 Одна из самых прискорбных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том что мы все еще открываем истины ставшие избитыми в других странах и даже у народов гора
10259. Філософія права: деякі наукознавчі аспекти 69 KB
  Філософія права: деякі наукознавчі аспекти Сучасний період розвитку українського суспільствознавства зокрема правознавства відзначається розширенням та інтенсифікацією досліджень з філософії права. Проявами цього є низка нових публікацій з цієї проблематики за...
10260. Роль философии права в изучении юриспруденции в Италии 149.81 KB
  О роли философии права в изучении юриспруденции в Италии В последнее время все чаще можно встретить утверждение о том что обучение студентовюристов стало сегодня гораздо более интенсивным правда знаний при этом они получают гораздо меньше. Суждение довольно ре...
10261. К основному вопросу философии права 97 KB
  К основному вопросу философии права С тех пор как в теоретических исследованиях право стало изучаться с точки зрения философии а уже у Гесиода прозвучало: Следуй всегда закону который среди всех благ является наивысшим никогда не учиняй насилия и особенно с того ...
10262. Философия права и естественное право 81 KB
  А. Основные положения. 1. Философия права и естественное право. Философия права является отраслью философии о человеке т.е. той философии которая имеет целью познать положение человека и человеческой культуры во вселенной и в мировом развитии. Право как и другие ...
10263. Вальденберг. В. О задачах философии права 75 KB
  В. Вальденберг О задачах философии права Поднимая вопрос о задачах какой-нибудь науки мы можем давать этому вопросу двоякого рода постановку. Может быть так что наука существует и существование ее не подлежит никакому спору, но мы сомневаемся что те задачи которые ...