2260

Анализ современных дидактических концепций

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: способствовать формированию представления у студентов о современных дидактических концепциях.

Русский

2013-01-06

18.35 KB

44 чел.

Семинарское занятие 2 (2 часа)

Анализ современных дидактических концепций

Цель: способствовать формированию представления у студентов о современных  дидактических концепциях.

Задачи:

  1.  содействовать формированию представлений у студентов об основных понятиях темы;
  2.  способствовать формированию умений студентов устанавливать соответствие между целями и видами обучения;
  3.  содействовать осмыслению студентами основных дидактических концепций: традиционной, педоцентрической и современной.

Основные понятия: цель, цель обучения, традиционное обучение, проблемное обучение, программированное обучение, концепция, дидактическая концепция, педоцентризм.

План

Сообщение 1. Цель и виды обучения.

Вопросы для дискуссии:

  1.  В современном обществе большое внимание уделяется алгоритмизации. Как вы думаете, в дальнейшем не упразднится ли профессия учителя?
  2.  Как вы считаете, зависит ли цель обучения от развития общества и государства?

Сообщение 2. Дидактические концепции: традиционная, педоцент-рическая и современная.

Вопросы для дискуссии:

  1.  В.П. Вахтеров писал: «Надо, чтобы каждый из учеников сам проделал тот или иной опыт: сам дорисовал схему той или иной фигуры, предмета и пр.»; «искусство умственного и нравственного воспитания есть искусство возбуждения сердца и ума учащихся, а не простого сообщения сведений и назидания».

Как вы считаете, сущность какой  из дидактических концепций больше отражает данные высказывания, ответ обоснуйте.

Самостоятельная работа

Заполните сравнительную таблицу по основным дидактическим концепциям.

Традиционная
концепция

Педоцентрическая концепция

Современная

концепция

Цель обучения

Деятельность
учителя

Деятельность
ученика

Результат
деятельности

Вопросы для самопроверки:

  1.  Заполните пропуски.

Формальные ступени

И. Гербарт

  1.  ясность
  2.  ……
  3.  система ……
  4.  ………..

  1.  Заполните пропуски.

«Полный акт мышления», по Дьюи, имеет следующие ступени:
1) ощущение…….; 2) формулировка …….; 3) выдвижение …….;
4) логическая проверка гипотез; 5) деятельность в соответствии с принятой гипотезой.

  1.  Выберите правильный ответ, доказав ошибочность остальных.

Современная дидактика утверждает, что процесс обучения развивается по схеме:

  1.  ясность, ассоциация, система, метод;
  2.  ощущение трудности, формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, логическая проверка гипотезы, деятельность в соответствии с гипотезой;
  3.  подготовка к изучению знаний, решение познавательной проблемы, обобщение и систематизация добытых знаний, применение на практике.

Требования к знаниям и умениям

В результате изучения данной темы студент должен:

знать:

  1.  основные идеи дидактических концепций;
  2.  особенности построения современной дидактической концепции;

уметь:

  1.  определять целеполагание, уровни взаимодействия учителя и ученика и результат обучения в различных дидактических концепциях.

Литература

  1.  Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения): учебное пособие. – М., 2003.
  2.  Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998.
  3.  Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин и др. – М., 2003.
  4.  Подласый И.П. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. – М., 2001.
  5.  Сарапулов В.А. Дидактика: теория и практика обучения: учебное пособие. – Чита, 2000.
  6.  Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9688. Понятие информационного процесса 69.5 KB
  Понятие информационного процесса. Для целенаправленного использования информации ее необходимо собирать, преобразовывать, передавать, накапливать и систематизировать. Информационный процесс - это совокупность последовательных действий, производимых ...
9689. Понятие и виды информации 64.5 KB
  Понятие информации Слово информация происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие информация в курсе информатики является базовым (основным), его нел...
9690. Понятие управления. Кибернетика 46.5 KB
  Понятие управления. Кибернетика. Жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование технического устройства связаны с процессами управления. Процессы управления включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информаци...
9691. Основные понятия информатики. Информация и ее виды 38 KB
  Сообщение - это материальная форма информации. Сообщения могут передаваться между людьми с помощью самых разнообразных способов. Однако любое сообщение всегда материально, то есть, представлено некоторой материальной субстанцией...
9692. Правовая охрана программ и данных. Методы защиты информации. Лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы 43.5 KB
  Правовая охрана программ и данных. Методы защиты информации. Лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы. Все программы по их юридическому статусу можно разделить на три большие группы: лицензионные, условно бесплатные (shareware) и своб...
9693. Понятие структуры. Индекс массива 149.5 KB
  Понятие структуры До сих пор мы работали с простыми типами данных - логический (boolean), целый (integer, word, byte, longint), вещественный (real), символьный (char). Для оптимизации обработки больших объемов информации требуются да...
9694. Формы и виды оптовой продажи 35 KB
  Формы и виды оптовой продажи Оптовый товарооборот является одним из основных показателей хозяйственной деятельности оптовых предприятий. Его объем и структура характеризуют степень развития производства и уровень народного потребления. В зависимости...
9695. Транзитная форма продажи товаров с участием и без участия торговых посредников в расчетах 34 KB
  Транзитная форма продажи товаров с участием и без участия торговых посредников в расчетах. В сфере торговли широко распространены так называемые транзитные сделки. Транзитная торговля позволяет ускорить товарооборот и сократить цепочку последователь...
9696. Складская форма продажи товаров и ее особенности 31 KB
  Складская форма продажи товаров и ее особенности. Складская форма товародвижения подразумевает оптовую продажу товаров со складов. Это позволяет выполнять предварительную подсортировку имеющихся товаров и предлагать товары оптовым покупателям в необ...