2260

Анализ современных дидактических концепций

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: способствовать формированию представления у студентов о современных дидактических концепциях.

Русский

2013-01-06

18.35 KB

44 чел.

Семинарское занятие 2 (2 часа)

Анализ современных дидактических концепций

Цель: способствовать формированию представления у студентов о современных  дидактических концепциях.

Задачи:

  1.  содействовать формированию представлений у студентов об основных понятиях темы;
  2.  способствовать формированию умений студентов устанавливать соответствие между целями и видами обучения;
  3.  содействовать осмыслению студентами основных дидактических концепций: традиционной, педоцентрической и современной.

Основные понятия: цель, цель обучения, традиционное обучение, проблемное обучение, программированное обучение, концепция, дидактическая концепция, педоцентризм.

План

Сообщение 1. Цель и виды обучения.

Вопросы для дискуссии:

  1.  В современном обществе большое внимание уделяется алгоритмизации. Как вы думаете, в дальнейшем не упразднится ли профессия учителя?
  2.  Как вы считаете, зависит ли цель обучения от развития общества и государства?

Сообщение 2. Дидактические концепции: традиционная, педоцент-рическая и современная.

Вопросы для дискуссии:

  1.  В.П. Вахтеров писал: «Надо, чтобы каждый из учеников сам проделал тот или иной опыт: сам дорисовал схему той или иной фигуры, предмета и пр.»; «искусство умственного и нравственного воспитания есть искусство возбуждения сердца и ума учащихся, а не простого сообщения сведений и назидания».

Как вы считаете, сущность какой  из дидактических концепций больше отражает данные высказывания, ответ обоснуйте.

Самостоятельная работа

Заполните сравнительную таблицу по основным дидактическим концепциям.

Традиционная
концепция

Педоцентрическая концепция

Современная

концепция

Цель обучения

Деятельность
учителя

Деятельность
ученика

Результат
деятельности

Вопросы для самопроверки:

  1.  Заполните пропуски.

Формальные ступени

И. Гербарт

  1.  ясность
  2.  ……
  3.  система ……
  4.  ………..

  1.  Заполните пропуски.

«Полный акт мышления», по Дьюи, имеет следующие ступени:
1) ощущение…….; 2) формулировка …….; 3) выдвижение …….;
4) логическая проверка гипотез; 5) деятельность в соответствии с принятой гипотезой.

  1.  Выберите правильный ответ, доказав ошибочность остальных.

Современная дидактика утверждает, что процесс обучения развивается по схеме:

  1.  ясность, ассоциация, система, метод;
  2.  ощущение трудности, формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, логическая проверка гипотезы, деятельность в соответствии с гипотезой;
  3.  подготовка к изучению знаний, решение познавательной проблемы, обобщение и систематизация добытых знаний, применение на практике.

Требования к знаниям и умениям

В результате изучения данной темы студент должен:

знать:

  1.  основные идеи дидактических концепций;
  2.  особенности построения современной дидактической концепции;

уметь:

  1.  определять целеполагание, уровни взаимодействия учителя и ученика и результат обучения в различных дидактических концепциях.

Литература

  1.  Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения): учебное пособие. – М., 2003.
  2.  Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998.
  3.  Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин и др. – М., 2003.
  4.  Подласый И.П. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. – М., 2001.
  5.  Сарапулов В.А. Дидактика: теория и практика обучения: учебное пособие. – Чита, 2000.
  6.  Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63315. Удаленный интерфейс. Remote Method Invocation 66.5 KB
  Традиционный подход к выполнению на удаленной машине сбивал с толку, а также был утомителен и подвержен ошибкам при реализации. Лучший способ представить эту проблему – это думать, что какой-то объект живет на другой машине, и что вы можете посылать сообщения удаленному объекту и получать результат, будто бы объект живет на вашей машине.
63317. Древняя письменность, знаки-иероглифы 7.68 MB
  В этих рисунках человек эпохи палеолита воплощал весь комплекс своих мыслей они служили ему одновременно и письмом. Эти два понятия рисование и письмо тысячелетиями остаются близки.
63319. Сутність та організація обліку валютних операцій 7.38 MB
  Облік операцій в іноземній валюті Лекція 15 Сутність та організація обліку валютних операцій План Організація обліку валютних операцій. Характеристика рахунків для обліку валютних операцій. Облік ведення операцій за рахунками клієнтів в іноземній валюті.