2267

Права и обязанности детей и родителей

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Сущность и анализ основных прав и обязанностей детей. Основные права и обязанности детей. Практика Европейского суда по защите прав детей. Сущность и анализ основных прав и обязанностей родителей. Основные права и обязанности родителей. Практика Европейского суда по правовым вопросам родителей.

Русский

2012-12-08

65.5 KB

114 чел.

Правовое обеспечение

Тема Права и обязанности детей и родителей


Введение

Актуальность данной темы В современном мире вопросы прав и обязанностей детей и их родителей являются наиболее актуальными. В век современных технологий для граждан являются доступны законодательные и нормативные акты, излагающие сущность и содержание основных прав и обязанностей. Современная молодежь все чаще интересуется своими правами и обязанностями и прибегают к их защите в силу необходимости.

Вопросам прав и обязанностей как детей, так и их родителей посвящен Семейный Кодекс РФ, так же в публикациях доступны выдержки из нормативных актов и постановлений судов по решению тех или иных правовых вопросов родителей и их детей.

Добавить еще примерно на 1 страницу ..!!

Написать обязательно Степень научной разработанности нужно указать на пол страничке авторов перечислить работы указать и т.д.ссылки на работы

Объектом нашего исследования являются правовые вопросы детско-родительских отношений.

Предметом  исследования являются права и обязанности детей и родителей.

Цель исследования – изучить правовые вопросы касательно прав и обязанностей детей и родителей.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- проанализировать основные обязанности и права детей;

- проанализировать основные права и обязанности родителе;

- проанализировать практику Европейского суда по вопросам детско-родительских отношений.

Гипотеза исследования: вопросы прав и обязанностей детей и родителей являются актуальными для современного общества.

Методы исследование: теоретический анализ литературы, нормативных актов.

Основным источником информации для изучения являются нормативные и законодательные акты РФ.

Структура курсовой работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Глава 1. Сущность  и анализ основных прав и обязанностей детей

1.1 Основные права и обязанности детей

Вопрос правового обеспечения детей в современном обществе является, бесспорно, актуальным. Для всех развитых стран характерна тенденция развития правовой системы защиты и охраны прав и свобод несовершеннолетних детей.

Данный факт находит подтверждение и закрепление соответственно во многих международных документах, посвященных как напрямую правам ребенка, так и косвенно затрагивающих права последних. К ним относятся, в частности, Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровне, Семейный кодекс РФ и ряд других.

Согласно Декларации прав ребенка, принятой ООН в 1959 году, ребенком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18 – летнего возраста (совершеннолетия). Здесь же провозглашается, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. В Декларации содержится призыв к родителям, различным добровольным организациям, местным властям, национальным правительствам о том, чтобы они признали права детей и старались соблюдать их путем законодательных и иных мер.

Семейный кодекс РФ разделяет права несовершеннолетних детей на два вида: личные неимущественные права и имущественные права. 

К личным неимущественным правам детей, имеющих статус несовершеннолетних, относятся:

- право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);

- право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);

- право на защиту (ст. 56 СК РФ);

- право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);

- право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).

Одним из самых важных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье.

Нормы Семейного кодекса РФ о праве ребенка на семейное воспитание согласуются с правилом, установленным в пункте 2статьи 20 Гражданского кодекса РФ, где место жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, определяется как место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Несовершеннолетние дети, но достигшие четырнадцати лет, вправе выбирать свое место жительства с согласия их законных представителей. Так же ребенок имеет право остаться проживать со своими родителями при достижении возраста четырнадцати лет.

Совместно с правом ребенка проживать со своими родителями, несовершеннолетние дети имеют право:

- знать своих родителей;

- на заботу родителей;

- на воспитание своими родителями;

- на обеспечение его интересов и всестороннее развитие;

- на уважение его человеческого достоинства.

Статья 7 Конвенции о правах ребенка также включает в себя и описывает право ребенка знать своих родителей. Данный факт основывается на происхождении детей от данных родителей.

Так же несовершеннолетние дети имеют право на свое воспитание, соблюдение его интересов и всестороннее развитие. Данные права  предполагают предоставление каждому ребенку в его семье возможности расти как физически, так и духовно, быть здоровым и способным к полноценной самостоятельной жизни. Уважение человеческого достоинства, в том числе и достоинство ребенка в семье - неотъемлемая часть полноценного воспитания ребенка.

Право ребенка жить и воспитываться в семье не может быть реализовано лишь в исключительных случаях, если совместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка, при лишении родителей родительских прав или при ограничении их в родительских правах. Решение о раздельном проживании ребенка с родителями может быть принято только судом с соблюдением установленных СК РФ процедур и условий.

С правом детей жить и воспитываться в семье неразрывно связано закрепленное статьей 55 СК РФ право детей на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками, что создает необходимые предпосылки для полноценного воспитания и образования детей.

Семейный кодекс РФ не только наделяет ребенка соответствующими правами, но и предусматривает гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий является закрепление в статье 56 СК РФ права ребенка на защиту своих прав и законных интересов.

Статья 56 СК РФ устанавливает, что непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (то есть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями), а в прямо предусмотренных СК РФ случаях - органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений согласно статье 147 СК РФ.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия (эмансипация), а также приобретший полную дееспособность в связи с вступлением в брак, вправе самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе свое право на защиту.

Ребенок независимо от возраста вправе самостоятельно принимать некоторые меры в случае нарушения его законных прав и интересов. Например, при злоупотреблениях со стороны родителей, а также при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка. В таких ситуациях ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет - в суд. Родители могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. Ребенок может быть незамедлительно отобран у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ), а сами родители - лишены или ограничены в родительских правах в судебном порядке (ст.ст. 69, 73 СК РФ).

Ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных Семейным Кодексом РФ (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Согласно пункту 1 статьи 58 СК РФ ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Право ребенка на имя, включающее собственно имя, фамилию и отчество, появляется у ребенка с момента рождения одновременно с правом на приобретение гражданства (ст. ст. 7, 8 Конвенции о правах ребенка).

Помимо основных прав, законодательные акты предусматривают также и обязанности детей.

Обязанности несовершеннолетних:

- слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание, за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращение или оскорбления;

- получить основное общее образование (9 классов);

- соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

- на участие в детском общественном объединении.

- соблюдать устав, правила детского общественного объединения.

- выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;

- встать на воинский учет: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство.

В 18 лет человек становится совершеннолетним, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Вывод по параграфу Таким образом

1.2 Практика Европейского суда по защите прав детей

В современном мире мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда все имеющиеся внутригосударственные средства защиты прав ребенка исчерпаны, а право ребенка так и не получило соответствующей защиты. Данная ситуация может получить разрешение с помощью международных механизмов, основанных на международных нормативных актах, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы Российской Федерации. Более того, ч. 3 ст. 46 Конституции РФ закрепляет право каждого на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

В данном параграфе  затронем положения Европейской конвенции,  так как ее положения могут применяться к ребенку, как к субъекту международного права, а напрямую Европейская конвенция не регулирует права несовершеннолетних детей

Рассмотрим основные нормы, которые наиболее часто применяются при защите прав детей.

Статья 3 Конвенции полностью запрещает пытки или бесчеловечное и унижающее достоинство обращение или наказание. В рамках данной статьи Европейский суд считает: чтобы плохое обращение, в частности с детьми, представляло собой нарушение данной нормы, оно должно достигнуть минимального уровня жестокости, оценка которого по своей сути относительна, так как зависит от конкретных обстоятельств дела: от его продолжительности, воздействия на психическое или физическое состояние, а также от пола, возраста, состояния здоровья жертвы такого обращения.

При толковании данной нормы Суд исходит из того, что пытка представляет собой преднамеренное бесчеловечное обращение, вызывающее очень сильные и жестокие страдания (речь идет об обращении, которое состоит в явном непонимании элементарных принципов гуманности). Европейский суд считает обращение бесчеловечным, если оно причиняет сильнейшие физические и моральные страдания, которые могут повлечь острые психические расстройства. В то же время под бесчеловечным наказанием подразумевается наказание, вызывающее страдания особого уровня, т.е. определенное насилие.

В практике Европейского суда немаловажным является на сегодняшний день решение вопроса о передаче государству права на опеку над ребенком.

Во-первых, Европейский суд отмечает, что разделение семьи в любом случае предстает серьезным вмешательством государства в дела конкретной семьи, которое всегда должно быть оправдано интересами ребенка.

Основному фундаментальному праву на образование соответствует дополнительное право родителей на уважение их религиозных и философских убеждений, под которыми Суд понимает убеждения, заслуживающие уважения в демократическом обществе и являющиеся совместимыми с достоинством личности и в то же время не противоречащими основополагающему праву ребенка на образование. Опосредованное отношение к защите прав детей в рамках Европейского суда имеет и ст. 14 Конвенции, запрещающая любую форму дискриминации в отношении детей. Так, Суд придает особое значение равенству в сфере прав гражданского характера между детьми, рожденными в браке, и детьми, рожденными вне брака; только веские причины могут привести к тому, чтобы считать совместимым с Европейской конвенцией различие по признаку рождения вне брака.

Возвращаясь к рассматриваемому делу, необходимо отметить, что поданная жалоба заявительницей была признана неприемлемой. Кроме того, на момент обращения заявительницы в Европейский суд дело уже было прекращено в национальном суде посредством заключения мирового соглашения, согласно которому ребенок оставался с отцом, матери предоставлялось право встречаться с ребенком по вечерам в выходные дни, а также забирать сына к себе во время школьных каникул. Тем не менее, очевидно, что на пересмотр состоявшегося решения по делу гражданки Н. повлияла позиция Европейского суда.

Добавить и изменить ..

Учитывая сложившуюся практику Европейского суда по вопросам, касающимся защиты прав детей, следует отметить, что обычно интересы несовершеннолетних в Суде представляют их родители. Тем не менее, ребенок наделен правом воспользоваться помощью адвоката или общественной организации в соответствии с национальным законодательством, если по каким-либо причинам законное представительство родителями невозможно. Подобный подход особенно актуален, когда интересы ребенка входят в противоречия с интересами его родителей или опекунов.

Как правило, Европейский суд при разрешении конфликтных ситуаций стремится к максимальному учету мнения детей, не упуская из внимания и принципы «охраны здоровья и нравственности» и «права на семейную жизнь». Так, в одном из дел право на неприкосновенность частной жизни вступило в конфликт с правом других лиц на семейную жизнь. 14-летняя девочка убежала из дома, для того чтобы жить со своим другом. Органы власти вернули ее к родителям. Рассматривая жалобу, Комиссия пояснила, что «в качестве общего положения при условии отсутствия каких-либо особых обстоятельств обязанность детей проживать вместе со своими родителями или иным образом быть объектами социального контроля является необходимой для охраны здоровья и нравственности детей, хотя с точки зрения каждого конкретного ребенка это может представлять вмешательство в его личную жизнь... Комиссия считает, что вмешательство с целью принудить ее вернуться к своим родителям... было направлено на то, чтобы обеспечить уважение жизни ее семьи, а также было необходимо для защиты здоровья и нравственности девочки по смыслу пункта 2 статьи 8 Конвенции».

Практика Европейского суда показывает, что механизмы защиты граждан на международном уровне являются на сегодняшний день необходимым условием эффективной защиты прав, а особенно прав детей.

Вывод по параграфу Таким образом


Список литературы

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. М. Закон. 1994.

2. Семейный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ (с изм. от 2 января 2000 года). М. НОРМА. 2003.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (с изм. от 21 марта 2002 года). ТК Велби. 2005.

4. Кодекс законов о браке и семье РСФСР 1961 года. М. Юрлитиздат 1990.

5. Уголовный кодекс Российской федерации. М. ТК Велби. 2005.

6. Закон РФ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. от 20 июля 2000 года).

7. Закон РФ от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (с изм. от 29 апреля 2002 года). М. 2003.

Основная литература

8. Афанасьев Д.В., Рожкова М.А. К вопросу о предварительных мерах, принимаемых Европейским судом по правам человека // Законодательство. 2004. N 9. – с.13-18

9. Горшкова С.А. Обращения Европейского суда по правам человека к нормам международных конвенций // Журнал российского права. 2004. N 5. – с.10-14

10. Гражданское право: Учеб.: В 3т. Т.2 - 4-е изд., перераб. и доп. / Е.Ю.Валявина, И.В.Елисеев и др.; Отв.ред.А.П,Сергеев, Ю.К.Толстой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 848с.

11. Дюжева О.А. О международном обществе семейного права // Защита прав ребенка в современной семье. М., 2004. – 306с.

12. Ковлер А.И. Европейское право прав человека и Конституция России // Журнал российского права. 2004. N 1. – с.4-8

13. Ковлер А.И. Европейское право прав человека и Конституция России // Журнал российского права. 2004. N 1. – с.23-27

14. Кравчук Н.В. Защита семьи. М., 2006. – 218с.

15. Кравчук Н.В. Деятельность международных органов по защите прав ребенка, предусмотренных семейным законодательством Российской Федерации // Защита прав ребенка в современной семье. М., 2004. – 213с.

16. Лукашук И.И. Международное право. Изд. Третье, перераб и доп.- Волтерс Клувер, 2005. – 301с.

17. Международно-правовые способы защиты прав человека / Под ред. Н.А. Баринова. Саратов, 2003. – 234с.

18. Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации. Избранные права. М., 2002. – 405с.

19. Семейное право России: Учебник для вузов. Пчелинцева Л.М. - 4-е изд., перераб. - М.: Норма, 2006. - 704с.

20. Травников М.А. Будущее Европейского суда по правам человека: тупик или смена концепции // Журнал российского права. 2002. N 6. – с. 3-10

21. Туманова Л.В., Владимирова И.А. Защита семейных прав в европейском суде по правам человека. М, 2009. – 207 с.

22. Туманов В.А. Европейский суд по правам человека: Очерк организации и деятельности. М., 2001. – 204с.

23. Фриберг Э. Европейский суд по правам человека: сегодняшние заботы и завтрашние реформы // Российская юстиция. 2002. N 12.- 34с.38

24. Шебанова Н.А. Семейные отношения в международном частном праве. М., 2004. – 213с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49259. Привод цепного конвейера 975.19 KB
  Выбираем допустимое контактное напряжение: Скорость скольжения в зацеплении предварительно принимаем равной Берем коэффициенты табл. 67 Находим допустимое напряжение изгиба для нереверсивной работы Так как венец червячного колеса изготовлен из бронзы то где KFLкоэффициент долговечности суммарное число циклов перемен напряжений Определяются основные параметры передачи и сил действующих в зацеплении: Передаточное отношение червячной передачи Червяк четырехзаходный поэтому z1=4 Находим число зубьев червячного колеса ...
49261. Проект организации ТО и ремонта МТП в ЦРМ хозяйства с годовым объемом работ 56 тыс. часов 729.34 KB
  В курсовом проекте рассчитана центральная ремонтная мастерская хозяйства, обоснован технологический процесс технического обслуживания и ремонта машинного парка, в ЦРМ хозяйства с годовым объемом работ 56000 часов, разработан компоновочный план ЦРМ...
49264. Исследование четырехзвенника на кинематический и силовой анализ 1005.3 KB
  Определить скорости и ускорения во всех узлах механизма. Провести силовой анализ всех звеньев,определить уравновешивающую силу, действующую на ведущее звено.
49267. Расчет основных характеристик цифровой системы передачи непрерывных сообщений 277.47 KB
  Формирователь первичного сигнала непрерывное сообщение преобразуется в первичный электрический сигнал bt непрерывный сигнал соответствующий передаваемому сообщению. 3 Дискретизатор Дискретизирование непрерывного сигнала непосредственное умножение непрерывного сигнала ut на вспомогательную последовательность yt дискретизирующих прямоугольных импульсов единичной амплитуды. {bti} совокупность значений сигнала в моменты времени ti 4 Квантователь Округление дискретизированных мгновенных значений до ближайших...