2268

Синхронизация процессов. Обмен данными между процессами

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Цель работы: получить представление о сигналах в операционной системе UNIX и способах их перехвата и обработки, а также о синхронизации процессов при помощи сигналов и обмене данными между процессами с использованием разделяемой памяти.

Русский

2013-01-06

56 KB

12 чел.

Министерство образования РФ

Костромской Государственный Технологический Университет

Кафедра АМТ

Курс «Управляющие системы реального времени»

Лабораторная работа №2

Синхронизация процессов. Обмен данными между процессами

Выполнил:  Швайко А.В.

Группа:       99-А-18 «а»

Проверил:   Ершов В.Н.

Кострома 2003

Цель работы: получить представление о сигналах в операционной системе UNIX и способах их перехвата и обработки, а также о синхронизации процессов при помощи сигналов и обмене данными между процессами с использованием разделяемой памяти.

 

Иcпользуемые средства: ОС Linux, графическая оболочка KDE, среда разработки Anjuta, терминал.

 

1. Составить программу, содержащую бесконечный цикл с вызовом sleep и выводом на экран. Заблокировать сигнал SIGINT при помощи

а. Функции signal

б. Критической секции

Убедиться, что программа не реагирует на Control-C.

а)

#include <stdio.h>
#include <signal.h>
int main()
{
 
int c;
 c=
0;
 signal(SIGINT, SIG_IGN);
 
while(1)
 {
   sleep(
1);
   fprintf(stderr,
"We want to write programs on C++ %d\n",c++);
 }
 
return 0;
}

б)

#include <stdio.h>
#include <signal.h>
int main()
{
 
int c;
 sigset_t mysig;
 c=
0;
 sigaddset(&mysig, SIGINT);
 sigprocmask(SIG_SETMASK, &mysig, NULL);
 
while(1)
 {
   sleep(
1);
   fprintf(stderr,
"We want to write programs on C++ %d\n",c++);
 }
 sigprocmask(SIG_UNBLOCK, &mysig, NULL);
 
return 0;
}

2. Модифицировать программу, установив обработчик сигнала SIGINT, выводящий на экран запрос на подтверждение завершения программы и по получении положительного ответа вызывающий функцию exit. Убедиться, что нажатие на Control C досрочно завершает сон процесса.

#include <stdio.h>
#include <signal.h>
void obrab(int key)
{
 printf(
"Are you ready to stop process. Yes-1, No-0\n");
 scanf(
"%d",&key);
 
if (key == 1) exit(0);
}
int main()
{
 
int c;
 c=
0;
 signal(SIGINT, obrab);
 
while(1)
 {
   sleep(
1);
   fprintf(stderr,
"We want to write programs on C++ %d\n",c++);
 }
 
return 0;
}

3. Модифицировать обработчик сигнала SIGINT таким образом, чтобы он вызывал exit после получения третьего сигнала.

#include <stdio.h>
#include <signal.h>
int n=0;
int obrab()
{
 n++;
 printf(
"Control-C number=%d\n",n);
 
if (n==3) exit (0);
}
int main()
{
 
int c;
 c=
0;
 signal(SIGINT, obrab);
 
while(1)
 {
   sleep(
1);
   fprintf(stderr,
"We want to write programs on C++ %d\n",c++);
 }
 
return 0;
}

4. Модифицировать бесконечный цикл основной программы таким образом, чтобы вызов sleep и вывод на экран находились внутри критической секции (но не весь цикл). Убедиться, что пока процесс «спит» внутри критической секции, для него откладывается только один сигнал SIGINT, независимо от числа нажатий на Control C.

#include <stdio.h>
#include <signal.h>
int n=0;
int obrab()
{
 n++;
 printf(
"Control-C number=%d\n",n);
 
if (n==3) exit (0);
}
int main()
{
 
int c;
 sigset_t mysig;
 sigaddset(&mysig,SIGINT);
 c=
0;
 signal(SIGINT, obrab);
 
while(1)
 {
   sigprocmask(SIG_SETMASK, &mysig, NULL);
   fprintf(stderr,
"In critical part%d\n",c++);
   sleep(
3);
   sigprocmask(SIG_UNBLOCK, &mysig, NULL);
 }
 
return 0;
}

5. Составить программу, устанавливающую обработчик сигнала от таймера реального времени и устанавливающую интервал между сигналами в 1,5 сек. Для контроля работы программы поместить в обработчик сигнала вывод на экран кода 0х07 (звуковой сигнал) или какой-либо строки. Перевести основную программу в

неактивное состояние

а. Вызовом pause()

б. Циклом while(1) pause()

Сравнить результаты.

#include <stdio.h>
#include <signal.h>
#include <sys/time.h>
int c;
void obrab()
{
 
char sig=0x07;
 c+=
1;
 fprintf(stderr,
"%cSignal number\t%d\n",sig,c);
}
int main()
{
 
struct itimerval tm;
    tm.it_value.tv_sec=
0;
    tm.it_value.tv_usec=
500000;
    tm.it_interval.tv_sec=
1;
    tm.it_interval.tv_usec=
500000;
   setitimer(ITIMER_REAL,&tm,NULL);
   signal(SIGALRM, obrab);
 
while(1) pause();
 
//pause();
 
return (0);
}

6.Составить 2 программы, обменивающиеся информацией через разделяемую память. Достаточно использовать одну переменную целого типа для обмена информацией и одну переменную целого типа для синхронизации. Оба процесса устанавливают обработчики от таймера реального времени. Первый с интервалом 0.2 сек, второй – 1 сек. Обработчик сигнала от таймера в первом процессе инкрементирует переменную в разделяемой памяти, а второй – выводит значение этой переменной на экран. Оба процесса должны завершиться после срабатывания обработчика сигнала от таймера во втором процессе 15-20 раз.

Передатчик:

#include <stdio.h>
#include <signal.h>
#include <sys/time.h>
#include <sys/ipc.h>
#include <sys/shm.h>
#include <sys/types.h>
#include <sys/stat.h>
#define mem 0xAAAA

int* c;
int dmem;
char* pmem;
int* start;
int* end;

void obrab()
{
 fprintf(stderr,
"%d\n",*c);
 *c+=
1;
}
int main()
{
 
struct itimerval tm;
  tm.it_value.tv_sec=
0;
  tm.it_value.tv_usec=
500000;
  tm.it_interval.tv_sec=
0;
  tm.it_interval.tv_usec=
200000;
 setitimer(ITIMER_REAL,&tm,NULL);
 signal(SIGALRM, SIG_IGN);
 dmem=shmget(mem,getpagesize(),IPC_CREAT|S_IRUSR|S_IWUSR);
 pmem=(
char*)shmat(dmem,0,0);
 start=(
int*)pmem;
 c=(
int*)(pmem+sizeof(int));
 end=(
int*)(pmem+sizeof(int)+sizeof(int));

 signal(SIGALRM,obrab);
 *start=
0;

 
while(!*end) pause();
 *c=
0; *end=0;
 shmdt(pmem);
 
return 0;
}

Приемник:

#include <stdio.h>
#include <signal.h>
#include <sys/time.h>
#include <sys/ipc.h>
#include <sys/shm.h>
#include <sys/types.h>
#include <sys/stat.h>
#define mem 0xAAAA
int* c;
int dmem;
char* pmem;
int* start;
int* end;
int ch;

void obrab()
{
 ch+=
1;
 fprintf(stderr,
"%d\t%d\n",*c,ch);
}
int main()
{
 
struct itimerval tm;
  tm.it_value.tv_sec=
0;
  tm.it_value.tv_usec=
200000;
  tm.it_interval.tv_sec=
1;
  tm.it_interval.tv_usec=
0;
 setitimer(ITIMER_REAL,&tm,NULL);
 signal(SIGALRM, SIG_IGN);
 dmem=shmget(mem,getpagesize(),IPC_CREAT|S_IRUSR|S_IWUSR);
 pmem=(
char*)shmat(dmem,0,0);
 start=(
int*)pmem;
 c=(
int*)(pmem+sizeof(int));
 end=(
int*)(pmem+sizeof(int)+sizeof(int));

 *end=
0;
 *start=
1;
 
while(*start);
 signal(SIGALRM, obrab);

 
while(ch<15) pause();
 *end=
1;
 
return 0;
}

7. Переработать схему взаимодействия «модели» и «регулятора». Для этого заменить сигналы от таймера пользовательскими сигналами. А источником пользовательских сигналов сделать третий процесс «диспетчер», который будет в цикле, исполняемом 15-20 раз, посылать 5 сигналов «модели» и 1 сигнал «регулятору».

    а) выполнить посылку сигналов от «диспетчера» к «модели» и «регулятору» без подтверждения приема:

for(i=0; i< 20; i++){
   kill(*p_reg, SIGUSR2); 

   for(j=0; j<5; j++)kill(*p_mod, SIGUSR1);
}

убедиться, что схема не работает. Объяснить почему.

    б) выполнить посылку сигналов от «диспетчера» к «модели» и «регулятору» с подтверждением приема:

for(i=0; i< N; i++){
    kill(*p_reg, SIGUSR2); if(!gotcha2) pause(); gotcha2=0;
    for(j=0; j<M; j++){

      kill(*p_mod, SIGUSR1); 

      if(!gotcha1) pause(); gotcha1=0;

   }
}

Диспетчер:

#include <stdio.h>
#include <signal.h>
#include <sys/time.h>
#include <sys/ipc.h>
#include <sys/shm.h>
#include <sys/types.h>
#include <sys/stat.h>
#define mem 0xABCD
int* c;
int dmem;
char* pmem;
int* end;
int i;
int* pid1;
int* pid2;
int* ch;
int j;
int* flag1;
int* flag2;

int main()
{
 dmem=shmget(mem,getpagesize(),IPC_CREAT|S_IRUSR|S_IWUSR);
 pmem=(
char*)shmat(dmem,0,0);
    pid1=(
int*)pmem;
    pid2=(
int*)(pmem+sizeof(int));
       c=(
int*)(pmem+sizeof(int)+sizeof(int));
     end=(
int*)(pmem+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int));
      ch=(
int*)(pmem+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int));
   flag1=(
int*)(pmem+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int));
   flag2=(
int*)(pmem+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int));

 *end=
0;
 j=
0;
 printf(
"\tGo!!!\n");

 
for(i=0;i<20;i++)
   {
   kill(*pid2, SIGUSR2);
   
if(!*flag2) pause();
   *flag2=
0;
   
for(j=0;j<5;j++)
     {
     kill(*pid1, SIGUSR1);
     
if(!*flag1) pause();
     *flag1=
0;
     fprintf(stderr,
"\t| %d\t| %d\t|\n",*c,*ch);
     }
   }

 kill(*pid1, SIGTERM);
 kill(*pid2, SIGTERM);
 
if(!shmdt(pmem)) fprintf(stderr,"\tMEMORY ALL RIGHT\n");
   
else fprintf(stderr,"ERROR!!!\n");

 
return 0;
}

Передатчик:

#include <stdio.h>
#include <signal.h>
#include <sys/time.h>
#include <sys/ipc.h>
#include <sys/shm.h>
#include <sys/types.h>
#include <sys/stat.h>
#define mem 0xABCD

int* c;
int dmem;
char* pmem;
int* pid1;
int* pid2;
int* end;
int* ch;
int* flag1;
int* flag2;

void obrab()
{
 *c+=
1;
 fprintf(stderr,
"%d\n",*c);
 *flag1=
1;
}
int main()
{
 dmem=shmget(mem,getpagesize(),IPC_CREAT|S_IRUSR|S_IWUSR);
 pmem=(
char*)shmat(dmem,0,0);
    pid1=(
int*)pmem;        *pid1=getpid();
    pid2=(
int*)(pmem+sizeof(int));
       c=(
int*)(pmem+sizeof(int)+sizeof(int));
     end=(
int*)(pmem+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int));
      ch=(
int*)(pmem+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int));
   flag1=(
int*)(pmem+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int));
   flag2=(
int*)(pmem+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int));

 *c=
0;
 signal(SIGUSR1,obrab);
 printf(
"Peredatchic on start\n");

 
while(!*end) pause();

 
return 0;
}

Приемник:

#include <stdio.h>
#include <signal.h>
#include <sys/time.h>
#include <sys/ipc.h>
#include <sys/shm.h>
#include <sys/types.h>
#include <sys/stat.h>
#define mem 0xABCD

int dmem;
char* pmem;
int* ch;
int* pid1;
int* pid2;
int* end;
int* c;
int* flag1;
int* flag2;

void obrab()
{
 (*ch)++;
 fprintf(stderr,
"%d\t%d\n",*c,*ch);
 *flag2=
1;
}

int main()
{
 dmem=shmget(mem,getpagesize(),IPC_CREAT|S_IRUSR|S_IWUSR);
 pmem=(
char*)shmat(dmem,0,0);
    pid1=(
int*)pmem;
    pid2=(
int*)(pmem+sizeof(int));      *pid2=getpid();
       c=(
int*)(pmem+sizeof(int)+sizeof(int));
     end=(
int*)(pmem+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int));
    ch=(
int*)(pmem+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int));
   flag1=(
int*)(pmem+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int));
   flag2=(
int*)(pmem+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int)+sizeof(int));

 *ch=
0;
 signal(SIGUSR2, obrab);
 printf(
"Priemnic on start\n");

 
while(!*end) pause();

 
return 0;
}


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76539. Теоретические методы усвоения русского языка 26.5 KB
  Теоретические методы усвоения русского языка. Федоренко выделяет методы практического изучения языка объяснение непонятных слов подготовка устных сообщений письменных сочинений составление планов конспектов тезисов исправление ошибок грамматических и стилистических обучение работе со справочной литературой методы теоретического изучения языка беседа сообщение чтение правил в учебнике методы теоретикопрактического изучения языка различные упражнения: при изучении грамматики грамматический разбор анализ готового материала...
76540. Языковой разбор и его роль в формировании знаний, навыков и умений обучающихся 30 KB
  Языковой разбор и его роль в формировании знаний навыков и умений обучающихся. Языковый разбор представляет собою лингвистический анализ и толкование предложенного учителем дидактического материала: это могут быть отдельные слова предложения небольшие тексты. Языковый разбор основывается на рецептивной деятельности учащихся так как проводится на готовом языковом материале восприятие которого сквозь призму изученных понятий и правил и составляет суть метода. В зависимости от того какое умение отрабатывается различаются следующие виды...
76542. Методы практического изучения языка и обучения речи. Анализ текста на уроке русского языка 26.5 KB
  Анализ текста на уроке русского языка. Сочинение – вид письменной школьной работы – изложение своих мыслей знаний на заданную тему Анализ текста. анализ текста создаёт условия для формирования у школьников представления о языковой системе реализации внутрипредметных межуровневых а также метапредметных связей включает уроки русского языка в единую систему филологического образования. Определить тему и проблему текста 3.
76543. Урок как основная форма обучения. Основные свойства и структура урока 32.5 KB
  Урок как основная форма обучения. Основные свойства и структура урока. Классификация: урок объяснение новых знаний введение новых теоретических понятий уроки закрепления формирования умений и навыков урок повторения и обобщения урок контролирования или контрольный урок. комбинированный урок классический Классификация в соответствии с ведущим методом обучения: урок лекция урок семинар урок практикум урок зачетТак же выделяются уроки развития речи2 направления: развитие речи на уроке с любой темой то есть изучение грамматики и...
76545. Методика изучения раздела «фонетика, графика, орфоэпия». Цели, содержание, методы обучения 31 KB
  Необходимо при изучении словообразования: буквы имеющие два один звук. Цель изучения: осознаное усвоение звуковой системы языка; знакомство с орфоэпическими нормами СРЛЯ; формирование орфографических навыков.Задачи:Формирование основных фонетических понятий: звук слог ударение интонация; ать представление о русской графике как науке устанавливающей общие принципы передачи звучащей речи на письме; Развивать фонематический слух учащегося и на этой основе формировать орфографическую грамотность школьника; Закрепить умение обозначить звуки...
76546. Методика обучения лексике и фразеологии. Цели, содержание, методы обучения 34 KB
  Цель формирование представлений о лексико фразеологической системе русского языка; знакомство со лексическим и нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса учащихся; Задачи: формирование основных лексических понятий знакомство с разными способами пополнения словарного запаса научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц речи сформировать умение школьников использовать лексику и фразеологизмы в соответствии с лексич значением научить пользоваться разными видами словарей В начальной школе...
76547. Обзор лингвистических терминов по морфемике и словообразованию 27.5 KB
  Морфема служит для образования новых слов или форм слова и может воспроизводиться в составе слова. Выделить в составе слова его значимые части то есть морфемы корень приставка суффикс окончание В 56 классах школьники знакомится с морфемой и словообр системой как с элементами системы языка. На первых же уроках по изучению морфемики учащиеся учатся различать два понятия словообразование и словоизменение Корень слова основная морфема в которой заключено основное лексическое значение слова. Окончание флексия значимая часть слова изменяемая...