22738

Зовнішня політика адміністрації Трумена. «Доктрина Трумена»

Доклад

Международные отношения

Американский империализм стремился использовать финансовоэкономические трудности Англии усугубленные кабальным займом полученным ею от США в июле 1946 г. Американские дипломаты убеждали своих английских коллег что для их правительства самым благоприятным выходом была бы передача этой доли наследства в руки США как для облегчения финансового бремени Англии так и для ухода от той критики которой повсеместно подвергался британский империализм за его интервенцию в Греции. правительство США получило две британские ноты в которых...

Украинкский

2013-08-04

33 KB

8 чел.

5. Зовнішня політика адміністрації Трумена. «Доктрина Трумена».

Речь Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 г. имела далеко идущие  последствия. Она предала гласности враждебные социализму планы наиболее реакционной части правящих кругов Запада. Но имело значение и другое. Американский империализм стремился использовать финансово-экономические трудности Англии, усугубленные кабальным займом, полученным ею от США в июле 1946 г., огромными расходами на поддержку сил реакции в Европе и борьбу с национально-освободительным движением.

Со второй половины 1946 г. начались англо-американские переговоры, которые свелись главным образом к обсуждению вопроса о судьбах Греции и Турции. Американские дипломаты убеждали своих английских коллег, что для их правительства самым благоприятным выходом была бы передача этой доли «наследства» в руки США как для облегчения финансового бремени Англии, так и для ухода от той критики, которой повсеместно подвергался британский империализм за его интервенцию в Греции.

21 февраля 1947 г. правительство США получило две британские ноты, в которых официально сообщалось о согласии Англии передать оказание «помощи» Греции и Турции Соединенным Штатам Америки. Английское правительство объявило о выводе своих войск из Греции. Бывший сотрудник государственного департамента Джонс пишет, что ноты были оценены как свидетельство, что Англия «передала США руководство миром со всеми его трудностями и славой».

Чиновники внешнеполитического ведомства США в спешном порядке составили документ, озаглавленный «Позиции и рекомендации государственного департамента относительно немедленной помощи Греции и Турции». На его основе было подготовлено послание президента конгрессу, с которым он выступил 12 марта 1947 г.

Выступление президента было приурочено к открытию в Москве сессии Совета министров иностранных дел СССР, США, Англии и Франции. По выражению некоторых американских журналистов, оно было призвано стать «политической атомной бомбой», предназначенной заставить «задрожать стекла» в зале заседаний сессии. Иначе говоря, заокеанские дипломаты рассчитывали, что выступление президента заставит Советский Союз отступить в германском вопросе — главном вопросе сессии СМИД.

В послании Трумэна Греция и Турция были названы странами, якобы находящимися под непосредственной «коммунистической угрозой», для преодоления которой им выделялась срочная американская помощь в 400 млн. долл. Эти средства должны были обеспечить превращение Греции и Турции в передовые бастионы империализма Соединенных Штатов, которые он рассчитывал использовать против СССР и стран народной демократии.

В послании утверждалось, что Советский Союз будто бы создает угрозу для США, и отвергалась возможность мирного сосуществования и сотрудничества государств с различными социальными системами. Трумэн призывал к осуществлению «доктрины сдерживания», составными частями которой стали военные приготовления США, сколачивание агрессивных военных блоков, подчинение воле американских монополий других стран и народов.

В своих воспоминаниях Трумэн назвал свое послание конгрессу «поворотным пунктом американской внешней политики» '. Он не поясняет смысл этого поворота. Публицист Д. Уорберг назвал речь президента новым призывом к «крестовому походу» против социализма.

Большое внимание уделяла американская печать чисто военной стороне правительственной политики. Известный американский журналист У. Липпман, раскрывая подлинные цели этой «доктрины Трумэна», писал: «Мы выбрали Грецию и Турцию не потому, что они особенно нуждаются в помощи, и не потому, что они являются блестящими образцами демократии, но потому, что они представляют собой стратегические ворота, ведущие в Черное море и к сердцу Советского Союза». Еще более откровенно заявление бизнесмена Брауна: «Мы сможем бомбить мягкое подбрюшье России и почти все ее крупные города со сравнительно близкого расстояния. Наши же города находятся на чрезвычайно большом расстоянии от баз ее бомбардировщиков. Более того, у нас имеется «эта бомба»».

Конгресс принял предложение президента. В Турцию и Грецию были также направлены вооружение из военных запасов США, американский военный и гражданский персонал.

Наиболее реакционная часть турецкой буржуазии, напуганная ростом демократического движения, шла на сотрудничество с империализмом США, пренебрегая национальными интересами своей страны. В Греции у власти находились прямые преемники довоенных монархо-фашистов, получившие бразды правления от английских интервентов, они готовы были сотрудничать с новыми претендентами на господство в этой части Средиземноморья. В последующие несколько лет американская военщина создала военные базы в Греции и Турции, что способствовало превращению Ближнего и Среднего Востока в один из наиболее тревожных очагов международной напряженности.

Объектом наиболее алчных стремлений американских монополий была ближневосточная нефть. Если в 1938 г. на долю монополий США приходилось 14% (3,2 млн. тонн добычи ближневосточной нефти), то в 1951 г.—57,8% (56,6 млн. тонн).

«Доктрина Трумэна» положила начало новому этапу в истории международных отношений и дипломатии. Этот этап быстро обрел свое наименование. Так, Липпман озаглавил сборник своих статей, посвященных «доктрине Трумэна»,— «Холодная война». Вскоре это наименование употребил один из видных идеологов американского империализма — Р. Осгуд. Однако ни тот, ни другой не поставили перед собой вопроса об исторических корнях «холодной войны». Более добросовестные буржуазные исследователи вынуждены признать, что «холодная война» возникла как прямое продолжение и развитие в новых исторических условиях давнишней антисоветской политики. Английский историк-международник Вудхауз пишет: «Холодная война... не началась внезапно. Мыслящие люди — более или менее задумывающиеся над происходящими событиями — обнаруживают ее корни не только во второй мировой войне, но и ранее, даже еще в Мюнхенском соглашении сентября 1938 года».

Агрессивная сущность «доктрины Трумэна» была разоблачена 7 апреля 1947 г. в выступлении советского представителя в Совете Безопасности ООН и в беседе Председателя Совета Министров СССР Н. В. Сталина с видным политическим деятелем США Гарольдом Стассеном 9 апреля 1947 г. Вместе с тем правительство СССР заявило, что Советский Союз твердо стоит па ленинской позиции признания возможности и желательности сотрудничества государств различных социальных систем.

На информационном совещании представителей ряда коммунистических партий в Варшаве в конце сентября 1947 г. отмечалось, что «доктрина Трумэна» «носит откровенно агрессивный характер». Она рассчитана на предоставление американской помощи реакционным режимам, активно выступающим против демократических народов.

Отрицательное отношение масс к «доктринам» американского империализма представляло естественную реакцию, основанную на историческом опыте. Стремясь преодолеть сопротивление народов, крайние монополистические круги США решили использовать более замаскированные формы своих действий. Так появился новый вариант их политики — «план Маршалла».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1821. Развитие исторического образования в университетах России во второй половине XVIII – начале XX века 1.33 MB
  Влияние культуры классицизма на развитие русской исторической науки и образования. Эпоха Великих реформ и формирование принципов дальнейшего развития исторического образования в российских университетах. Реорганизация учебного процесса на историко-филологических факультетах в университетах России в конце 70-80-х гг. XIX в.
1822. Дидактическое структурирование процесса обучения студентов в педагогическом вузе 1.33 MB
  Структурирование процесса обучения в вузе как педагогическая проблема. Характеристики структур педагогических систем с позиции концепции структурно-количественного анализа. Дидактические оценки использования резюме как методологического компонента структуры процесса обучения математике в вузе. Взаимосвязь структурных характеристик умственной деятельности обучаемых с показателями эффективности решения математических задач и оценками качеств личности.
1823. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 1.33 MB
  Интеграционные процессы в Западной Европе во второй половине ХХ столетия и создание Европейских Сообществ. Возникновение и деятельность межправительственных групп по выработке основных направлений миграционной политики ЕС. Формирование единого европейского законодательства в области регулирования миграционных процессов.
1824. ГАРНИТУРА ШРИФТА КАК ФАКТОР РЕГУЛЯЦИИ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА 1.33 MB
  Научно-теоретические и практические аспекты проблемы исследования регулирующей функции гарнитуры шрифта. Функции гарнитуры шрифта с позиций прагматики и эстетики. Регулирующая функция гарнитуры шрифта в аспекте теории деятельности. Психолингвистическая интерпретация гарнитурно-шрифтовых регулирующих факторов.
1825. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.33 MB
  Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Функции юридических гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Персональная ответственность государственного служащего правоохранительного органа. Конституционно-правовой механизм защиты прав и свобод граждан от неправомерных действий (бездействий) должностных лиц правоохранительных органов.