22744

Посилення холодної війни США проти соціалістичних країн у період першого президентства Д. Ейзенхауера

Доклад

Международные отношения

Посилення холодної війни США проти соціалістичних країн у період першого президентства Д. Они пожинали плоды послевоенного экономического подъема когда материальное благополучие США еще больше возросло. В 60е годы политизированное студенчество выступило против международной роли США особенно в разрушительной войне во Вьетнаме. Сама жизнь подводила граждан США к поискам нового социального равновесия в стране.

Украинкский

2013-08-04

31 KB

0 чел.

11. Посилення холодної війни США проти соціалістичних країн у період першого президентства Д. Ейзенхауера.

Послевоенная Америка

В первые годы после второй мировой войны Соединенные Штаты занимали господствующее положение в мире. Страна почти не пострадала в этой великой битве, и американский народ преисполнился сознанием своей миссии как во внутренних, так и в международных делах. Защитив демократию ценой огромных затрат и усилий, американское правительство стремилось упрочить ее и создать все условия для процветания. Подобно издателю журнала "Тайм" Генри Льюсу, лидеры американской нации решили, что наступил "век Америки".

Большинство американцев верило в эту идею около двадцати лет. Они признавали необходимость жесткого противостояния Советскому Союзу в "холодной войне", одобряли усиление государственной власти и концепцию государства всеобщего благосостояния, наметившуюся еще в годы "нового курса". Они пожинали плоды послевоенного экономического подъема, когда материальное благополучие США еще больше возросло.

Однако мало-помалу американцы стали сомневаться в правильности своих оценок некоторых сторон жизни в Соединенных Штатах. Общественный консенсус распался под воздействием ряда факторов. В 50-е годы афроамериканцы начали политическую кампанию, к которой затем примкнули другие этнические группы и женщины — их целью было приобщиться к "американской мечте". В 60-е годы политизированное студенчество выступило против международной роли США, особенно в разрушительной войне во Вьетнаме. Молодежная контркультура бросила вызов неизменным американским ценностям. Сама жизнь подводила граждан США к поискам нового "социального равновесия" в стране.

Цели "холодной войны"

"Холодная война" стала важнейшей особенностью первых послевоенных лет. Ее предпосылками были долговременные разногласия между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Дипломатическое признание последними большевистского строя, установленного в результате русской революции 1917 г., произошло лишь в 1933 г. Даже после этого к СССР относились с подозрением, однако во время второй мировой войны обе державы являлись союзниками и маскировали свои разногласия, чтобы успешно бороться со странами "оси".

В конце войны антагонизм между ними вновь выступил на первый план. США рассчитывали разделить с другими странами свою концепцию свободы, равенства и демократии. В беспокойный мир, содрогавшийся от гражданских войн и распада империй, Америка готовилась внести стабильность, благодаря которой только и возможен мирный восстановительный процесс. Помня уроки "великой депрессии" 1929—1940 гг., она намеревалась устранить таможенные барьеры, чтобы создать новые рынки как для своей избыточной сельскохозяйственной и промышленной продукции, так и для продукции стран Западной Европы, которые нуждались в экспорте для восстановления экономической самостоятельности. Свобода международной торговли мыслилась как стимул экономического роста Соединенных Штатов и других государств, как средство поддержания стабильности в дружественных и союзных США странах.

У СССР была своя программа. Русская историческая традиция сильно централизованной, самодержавной власти резко отличалась от ориентированной на демократию американской. Коммунистическая идеология с ее ставкой на классовую борьбу и на всемогущее государство проявилась во время войны и после ее окончания продолжала определять советскую политику. Разоренный войной, которая унесла жизни 20 млн. русских, Советский Союз готовился восстановить свою экономику и защитить себя от повторения столь страшного конфликта. Советы особенно беспокоила уязвимость западных рубежей. Отразив нашествие Гитлера, русские преисполнились решимости не допустить другого такого нападения. Поэтому им требовались закрытые границы и послушные политические режимы в Восточной Европе. Однако Соединенные Штаты объявили одной из своих целей в войне восстановление независимости и суверенитета Польши, Чехословакии и других стран Центральной и Восточной Европы.

Эйзенхауэр и "холодная война"

Дуайт Д. Эйзенхауэр, ставший в 1953 г. президентом США, совсем не походил на своего предшественника. Он обладал военными заслугами, отличался простотой манер, что способствовало его широкой популярности. В послевоенные годы он служил начальником штаба вооруженных сил США, занимал пост президента Колумбийского университета, генерального секретаря НАТО, а затем был выдвинут кандидатом в президенты США от республиканской партии. Эйзенхауэр обладал большими организаторскими способностями, но не стремился брать на себя слишком много в государственных делах.

Тем не менее он разделял точку зрения Трумэна об основных принципах внешней политики США. Оба считали коммунизм монолитной силой, борющейся за мировое господство. Эйзенхауэр верил в то, что руководство мировым революционным процессом идет из Московского Кремля. В своей первой инаугурационной речи он заявил: "Силы добра и зла умножились и ополчились друг на друга так, как это редко бывало в истории. Свобода борется с рабством, свет — с тьмой".

Эйзенхауэр и государственный секретарь Джон Фостер Даллес считали, что одного "сдерживания" недостаточно, чтобы остановить советскую экспансию, — необходима более активная и решительная политика по освобождению народов от коммунистического гнета. Но это была лишь риторика, ибо Соединенные Штаты отступали, когда Советский Союз подавлял демократические движения — как, например, в Венгрии в 1956 г.

Эйзенхауэр оставался верен политике "сдерживания" и поэтому усиливал ядерный щит США. "Манхэттенский проект" в годы второй мировой войны позволил создать первые атомные бомбы. В 1950 г. Трумэн дал указание разработать новое и более мощное водородное оружие. Эйзенхауэр, стремясь контролировать государственные расходы, выдвинул принцип "массированного возмездия". Согласно этой доктрине США должны были пустить в ход ядерное оружие в том случае, если возникнет угроза стране или ее жизненным интересам.

Вооруженные силы США Эйзенхауэр развертывал с большой осторожностью, отказавшись рассматривать вопрос об использовании ядерного оружия в Индокитае, откуда вьетнамские националисты изгнали французов, или на Тайване, где США обязаны были защищать националистический китайский режим от нападения КНР. Он возражал и против применения силы на Ближнем Востоке, когда британские и французские войска оккупировали зону Суэцкого канала, а Израиль вторгся на Синайский полуостров после национализации канала Египтом в 1956 г. Под нажимом США эти страны вывели войска с египетской территории, и он сохранил контроль над каналом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59847. ПРАКТИЧНЕ ЗАСТОСУВАННЯ ВІДСОТКІВ 2.49 MB
  Мета уроку: дидактична: формувати навички розв’язування задач на відсотки, розвивати в учнів усну і письмову культуру мовлення, логічне мислення, заохочувати учнів до самостійної навчальної діяльності...
59848. Поняття про відсотки 92.5 KB
  Мета. Ввести поняття відсотків, сформувати вміння записувати відсотки у вигляді десяткових дробів і навпаки дроби відсотками; розвивати логічне мислення учнів.
59849. Відсоткові розрахунки, Урок математики у 6 класі 121 KB
  Мета: Навчити знаходити вміст величин у відсотках; формування вміння розв’язувати задачі на відсотки; розвивати інтерес до математики, логічне мислення учнів, культуру математичного мовлення і письма;
59850. ВІДСОТКОВІ РОЗРАХУНКИ. ФОРМУЛА СКЛАДНИХ ВІДСОТКІВ 181 KB
  Ціну на товар знизили на 10 і він став коштувати 432 грн. Якою була початкова ціна товару а 4320 грн; б 480 грн; в 442 грн; г 4752 грн. Вкладник поклав до банку 20 000 грн під 10 річних. Скільки гривень буде в нього на рахунку через 2 роки а 20100 грн...
59851. Відсоткові розрахунки. Урок алгебри у 9 класі з поглибленим вивченням математики 1.55 MB
  Розвивальна: розвивати память логічне мислення мовлення учнів викликати інтерес до навчання. Мотивація навчальної діяльності учнів Серед прикладних задач які можуть бути розвязані методом математичного моделювання значне місце посідають...
59852. Відсоткове відношення двох чисел 65.5 KB
  Підготовка робочих місць учнів Організація уваги. Активізація пізнавальної діяльності учнів Кодовані завдання. Так здійснюємо мотивацію навчальнопізнавальної діяльності учнів. А як ви думаєте: що таке відсоткове відношення двох чисел відповіді учнів.