2278

Проект художественного изделия в технике войлоковаляния

Контрольная

Производство и промышленные технологии

Изучить литературу по проблеме исследования. Ознакомиться с разновидностью технологий художественной обработки войлока. Освоить технику фильцевания. Разработать и выполнить проект изделия в технике художественной обработки войлока.

Русский

2013-01-06

29.61 KB

24 чел.

ВВЕДЕНИЕ

Каждая культура произрастает на своей почве, имеет свою географическую, социальную среду и, соответственно, специфическую окраску, то есть обладает самобытностью. Народ обязан беречь свое национальное достояние, ибо только в этом случае он сможет внести в общую сокровищницу народной культуры что-то оригинальное, неповторимое.

В последние десятилетия появилось много работ, посвященных изучению народного искусства. Обращение к истокам национальной культуры, к памятникам народного декоративно-прикладного творчества связано в первую очередь с переходящим значением для современников этого живого родника. Мы отдаем дань уважения нашим предкам, создавшим эти изумительные произведения, наполненные спокойствием и красотой.

Народное искусство воздействует на формирование нашей духовной культуры, и сегодня задачи возрождения и совершенствования традиционных художественных промыслов приобретает особую актуальность.

В сущности, именно ради сохранения национальной художественной традиции, этого живого родника, необходимо и заботиться о творческом развитии народных промыслов.

Сберечь – не значит «законсервировать», вырвать из естественного развития, остановить на повторении и копировании прошлого.

Художественные промыслы, развиваясь, не могут не испытывать влияние современности. Традиция находится в постоянном движении, отбирая и закрепляя все лучшее в художественной практике.

(В.С. Воронов)

На базе технологического факультета Сибайского института БГУ весомое значение имеет кабинет народных промыслов. Определенную нишу в нем занимают изделия в технике войлоковаляния, связанные с древней традицией башкирского народа. Войлок в настоящее время привлекает внимание художников, дизайнеров всего мира. Мы решили ближе ознакомиться с данной технологий и  предложить свое творческое видение.

В  направлении творческого поиска мы определились – это войлок. На основании вышеизложенного, выдвигается следующая цель: разработать и выполнить проект художественного изделия в технике войлоковаляния.

Реализация цели требует решения следующих задач:

  1.  Изучить литературу по проблеме исследования;
  2.  Ознакомиться с разновидностью технологий художественной обработки войлока;
  3.  Освоить технику фильцевания;
  4.  Разработать и выполнить проект изделия в технике художественной обработки войлока.

ГЛАВА I. ПОИСКОВЫЙ ЭТАП

1.1 Обоснование проблемы исследования

Процесс жизнедеятельности в современном обществе требует переосмысления подходов к самому процессу становления специалиста любой профессиональной ориентации, так как эффективная деятельность непосредственно зависит от реализации творческого потенциала личности.

Студенты специальности «Технология и предпринимательство» СИБашГУ за период учебы осваивают много трудовых профессиональных навыков и технических приемов, то есть набирают потенциал.

Одним из путей пробы реализации этой силы являются курсовые проекты. Это некий плацдарм для творческого самовыражения. Это как приглашение к инструментальной мотивации.

Поэтому захотелось попробовать себя в чем-то новом: новая технология, новые чувства, новые краски.

В творческом источнике мы определились – войлок. Соответственно, в поле исследования его художественного выражения легло изучение опыта дизайнерских решений по страницам интернета и специальных журналов.

1.2 История войлока

Произведения декоративно-прикладного искусства отражают художественные традиции нации, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Мастера народных ремесел создают свои работы из разнообразных материалов, характерных для их региона, соответствующих их географическому положению и климатическим условиям.

Однако существуют некоторые виды ремесел, которые распространены почти во всех регионах мира, и при этом каждый по-своему неповторим и уникален. Речь идет об искусстве ковроделия.

Ковры из шерсти, растительных волокон поражают воображение многообразием и оригинальностью узоров. Как известно, ковровое искусство возникло в условиях натурального хозяйства, когда обработка шерсти являлась одним из главных занятий населения. Самым ранним подтверждением производства ковровых изделий являются изображения вертикального и горизонтального ткацких станков, существовавших в Древнем Египте. Эти изображения можно встретить на памятниках, относящихся к XIV в. до н. э. Археологические и литературные источники говорят о развитом ковроделии у древних греков, мидян, персов, скифов и других народов еще в V тысячелетии до н. э.

Ученые, изучая историю славянских народов до XIIXIII вв., обратили внимание на ряд упоминаний о применении ковров в домашнем убранстве и использовании их в различных обрядовых церемониях. В России коврами завешивали стены для утепления жилищ. Ковровыми изделиями украшали храмы, в богатых домах устилали пол, а в бедных на пол клали более дешевые домотканые коврики-дорожки. Разные народы и народности применяли ковры в качестве покрывал для сундуков, лавок и саней. У восточных народов ковры различных типов (азербайджанские, дагестанские, туркменские и др.) имели в быту еще более широкое распространение: ковровые мешки-хурджумы служили для перевозки продуктов и вещей на вьючных животных, ковры-футляры применялись для хранения хозяйственных предметов, одежды, посуды, выполняли функцию домашней обстановки, коврами украшали мечети, медресе, заезжие дома.

У многих народов мира ковры составляли приданое невесты, преподносились в качестве посольских даров и приношения святилищам. Ковры удобны в быту — они утепляют пол и стены, изолируют шум и посторонние звуки, долго хранятся и не изнашиваются. Шерстяные ковры ручной работы почти не реагируют на воздействие сырости и сухого воздуха. Эти полезные свойства ковров и декоративные качества сделали их незаменимыми предметами быта многих народов. И в наши дни ковры имеют разнообразное применение в быту, наиболее часто—в качестве украшения интерьеров жилых и общественных помещений.

Выделка ковров всегда была делом женских рук. В прошлом женщины сами обрабатывали шерсть, очищали ее, пряли, красили, ткали ковры. С детских лет, постигая традиционное мастерство, женщины от ковра к ковру совершенствовали свое искусство, варьируя рисунки и колорит ковров, вкладывая в них душу и свое понимание красоты. По мастерству, с которым были выполнены ковры, судили о прилежности невесты.

В настоящее время в Российской Федерации выделываются различные виды ковров. Как и в далеком прошлом, ковроделие широко распространено у дагестанцев, чеченцев, балкарцев, башкир и других народов. Давние традиции ручного ковроткачества сложились у русских в Курской, Тюменской, Курганской и многих других областях России.

В процессе многовекового совершенствования ручного ковроделия были выработаны многочисленные типы ковров, художественное решение которых тесно связано с техникой их изготовления. У современного общества особый интерес вызывают старинные технологии ручного производства: ткачество и войлоковаляние.

1.3 Обоснование выбора идеи

На основании знакомства с репродукциями вариантов художественного выражения войлока мы отметили, что достаточно свежо будет смотреться на нашей кафедре картина. Но на какую тему? Технологию выразительности? В поиске творческой идеи применили метод морфологического анализа.

        Таблица 1.1 – Морфологический анализ картины

Тема

Техника

Материал

Город

Портрет

Флора

Техника

Пейзаж

Животные

Макраме

Витраж

Вязание

Солома

Войлок

Вышивание

Непряденая шерсть

Ткань

Шнуры

Ленты

Бисер

Пряжа для вязания

         Морфологический анализ картины предложил значительное число идей художественного решения: 6*6*6 = 216 идей.

        Вывод: Тема картины – флора.

Следовательно, в основе композиции картины будут флоральные мотивы. Наиболее удачными в художественном выражении, в стилистике и колорите будут следующие эскизные решения.

Эскиз 1

Эскиз 2

Эскиз 3

1.4 Обоснование выбора материалов и инструментов

Для выполнения картины мы выбрали Троицкую пряжу для валяния. Она легкая, воздушная и, главное, не скручена. Это поможет обеспечить объемную фактуру картине.

В поисках необходимого колорита пришлось взять и обычную скрученную пряжу (акрил). Раскрутили, растрепали, - заиграла яркостью цвета и новым фактурным звучанием.

Отобрали также из домашней «копилки» остатки пряжи, нитей, бисер.

Таким образом, нам понадобились следующие материалы и инструменты:

- Троицкая пряжа для валяния;

- Пряжа для вязания;

- Игла для валяния;

- Мыльный раствор;

- Полиэтилен;

- Ткань для основы;

- Поролон толщиной 8см.

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП

2.1 Технологическая последовательность

Разложить на рабочем столе полиэтилен, а поверх него ткань – основу. Сухими руками разделить шерстяные волокна на прядки. Выложить на основе фон картины, например ландшафт, шерстью соответствующих цветов. При этом сложить вместе 2-3 тонких слоя.

Осторожно переложить картину с основой на толстую подкладку из поролона. Теперь вертикально проколоть иглой для фильцевания, спутывая волокна шерсти. С изнаночной стороны будет видно, насколько хорошо они прошли сквозь основу. При необходимости снова поместить картину на поролон лицевой стороной вверх и повторить действия.

Отрывая куски шерсти, формировать пальцами лепестки ирисов.

Укладывая детали на фон, слегка закреплять их с помощью иглы для валяния. Выложить внешние и внутренние лепестки ирисов, сделать желтыми основания лепестков, доложив шерсть соответствующего цвета. Все детали закреплять, чтобы они не смещались при валянии.

После того как шерстяные волокна полностью соединятся с основой, переложить картину на полиэтилен. Нанести мыльный раствор на одну часть работы и осторожно прижать руками, не смещая ее. Смочить таким способом всю поверхность.

Разгладить ладонями в течение 2 мин круговыми движениями в одном направлении, начав с краев. Надавливать лишь слегка, чтобы не сдвинуть шерстяные волокна. Постепенно нажим можно усилить, прокатать скалкой в течение 10 мин с каждой стороны. Это позволит шерсти еще лучше сваляться, и готовая работа будет выглядеть более плотной. Готовое полотно как следует промыть. Промокнуть махровым полотенцем и оставить высыхать.

Оформить картину в деревянную рамку.

2.2 Технологическая карта

Таблица 2.2 – Изготовление картины «Ирис»

Этапы выполнения

Материалы, инструменты и приспособления

Графическое изображение

1.

Выполнить эскиз картины

Карандаш, лист бумаги

2.

На основе выкладываем фон картины и прокалываем

Ткань, шерсть для валяния, игла для фильцевания, паролон

3.

Формируем пальцами лепестки ирисов из шерсти и закрепляем их иглой для валяния

Шерсть для валяния, игла для фильчевания, паролон

4.

Переложить картину на полиэтилен и смочить ее мыльным раствором

Полиэтилен, мыльный раствор

5.

Полотно прокатать скалкой в течение 10 мин.

Скалка

6.

Обильно промыть полотно

Теплая вода

7.

Промокнуть махровым полотенцем и оставить высыхать

Махровое полотенце

8.

Готовую картину оформить в рамку

Деревянная рамка

ГЛАВА III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1 Экономический расчет

Спр. тр = Мз+Роп+Ао+Эз, где

Спр. тр – себестоимость продукта труда, рубли;

Мз – материальные затраты на единицу продукта труда, рубли;

Таблица 3.3 – Расчет материальных затрат

Наименование используемых материалов

Ед.изм. (м, шт., уп.)

Цена за ед.измер. (руб.)

Расход материалов на изделие, (м, шт., уп.)

Сумма, (руб.)

1.

Шерсть для валяния

уп.

192

1

192

2.

Плата за доставку шерсти

10

1

10

3.

Пряжа «Мечта» (разные цвета)

шт.

18

8

144

4.

Игла для фильцевания

шт.

160

1

160

5.

Ткань

м

60

0,45

27

6.

Рамка

шт.

200

1

200

Итого:

733

Мз = 733;

Роп – затраты на оплату труда, руб./единицу продукта, час;

Роп = Вр. раб*Т1/час, где

Вр. раб – время, затраченное на единицу продукта труда, час;

Т1/час – тариф одного часа, руб;

Ручной труд на рынке трудовых ресурсов оценивается в 5500 руб./мес., где 22 рабочих дня, следовательно, за 8 часов работы 250 руб, а за 1 час – 31,25 руб.

Роп =12*31,25=375руб;

Эз = Вр. раб*ТкВт/ч, где

Вр. раб = 12 часов;

ТкВт – стоимость 1 кВт/ч равна 0,98 руб. для населения;

Эз =12*0,98=11,76 руб;

Спр. тр = Мз+Роп+Эз, где

Мз = 733 руб;

Ропр = 375 руб;

Эз = 11,76 руб;

Спр. тр = 1119,76 руб;

Ц = Спр. тр+По, где По = 500 руб;

Ц = 1119,76+500 = 1619,76 руб.

3.2 Экологическая характеристика

Войлок - экологически чистый природный материал, изготавливается из овечьей шерсти. Шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой - кутикулу. Благодаря ему волокна могут сцепляться друг с другом под воздействием горячей воды и пара. На этом основан принцип войлоковаляния.

Все качества войлока близки к древесине.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26173. Синтез пуриновых нуклеотидов 145.5 KB
  Пурины выводятся в разном виде – у беспозвоночных в виде аммиака у рыб и моллюсков – мочевины реже аллантоиновой кислоты у человека приматов ящериц и зме в виде мочевой кислоты. Человек выводит в сутки около 15 граммов мочевой кислоты в день причем не более 60 эндогенных пуринов остальное пурины пищи. При гиперурикемии и нарушениях почечной экскреции уратов усиленное кишечное выведение и бактериальное превращение мочевой кислоты и мочевины имеют отношение к возникновению язвенных поражений ЖКТ при уремии. Продукция мочевой кислоты в...
26174. ОБМЕН СЛОЖНЫХ БЕЛКОВ 314.5 KB
  Мононуклеотид состоит из трех частей: 1 азотистого основания у всех нуклеиновых кислот пентозы рибозы у РНК или дезоксирибозы у ДНК вместе они составляют нуклеозид и остатка фосфорной кислоты. НОМЕНКЛАТУРА НУКЛЕОТИДОВ Азотистое основание Нуклеозид Нуклеотид Аденин Аденозин аденозинмонофосфатАМФ Гуанин Гуанозин гуанозинмонофосфатГМФ Урацил Уридин уридинмонофосфат УМФ Тимин Тимидин тимидинмонофосфат ТМФ Цитозин Цитидин цитидинмонофосфат ЦМФ ТМФ встречается только в ДНК а УМФ только в РНК. В составе нуклеиновых кислот...
26175. ПАРАМЕТАБОЛИЗМ 130 KB
  Ферментативное взаимодействие белков с углеводами наблюдается в норме в результате чего образуются сложные белки – гликопротеины. Интенсивно гликируются как правило альбумины и глобулины – эти белки плазмы крови содержат много фруктозоамина а также белки находящиеся в инсулиннезависимых тканях. Это коллаген кристаллины белки хрусталика глаза некоторые другие белки. Долгоживущие белки также подвергаются карбомоилированию с последствиями характерными для сахарного диабета например катаракта.
26176. Соединительная ткань. Межклеточное вещество 71.5 KB
  оединительная ткань составляет до 50% массы человеческого организма. Это связующее звено между всеми тканями организма. Различают 3 вида соединительной ткани. Соединительная ткань может выполнять как самостоятельные функции, так и входить в качестве прослоек в другие ткани
26178. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА БЕЛКОВ 1.8 MB
  Но встречаются и молекулы содержащие от 10 до 100 аминокислот – они относятся к группе небольших ПОЛИПЕПТИДОВ крупные же полипептиды могут содержать и более 100 аминокислот. Следовательно все эти 20 аминокислот имеют совершенно одинаковый фрагмент молекулы. Молекулы воды структурированы и образуют кластеры. В эти кластерные структуры хорошо встраиваются молекулы которые сами являются полярными потому что полярные вещества хорошо растворимы в воде.
26181. Химия и обмен нуклеиновых кислот 141.5 KB
  Биологическая роль нуклеиновых кислот. ДНК: хранение генетической информации. Катаболизм нуклеиновых кислот. Различия в катаболизме пуриновых и пиримидиновых азотистых оснований. Реакции реутилизации аденина и гуанина, которые образуются при распаде нуклеиновых кислот...