22789

Бюджетно-налоговая политика

Лекция

Налоговое регулирование и страхование

Понятие фискальной политики. Ее формы и инструменты. Дискреционная фискальная политика. Мультипликатор государственных закупок и налоговый мультипликатор. Автоматическая фискальная политика. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика. Сбалансированный бюджет. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Русский

2014-10-12

175.5 KB

0 чел.

Тема 4.

Бюджетно-налоговая политика

1. Понятие фискальной политики. Ее формы и инструменты.

2. Дискреционная фискальная политика. Мультипликатор государственных закупок и налоговый мультипликатор.

3. Автоматическая фискальная политика.

4. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.

5.Сбалансированный бюджет. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

6. Эффективность финансовой политики.

7. Налогообложение. Принципы налогообложения.

8. Налоги и их классификация. Кривая Лоренца.

9. Дефицит бюджета. Бюджетный излишек.

10. Финансирование бюджетного дефицита.

11. Внутренний и внешний государственный долг.

12. Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь.

1. Понятие фискальной политики. Ее цели и инструменты.

Налоги можно использовать в качестве рычага воздействия на экономические процессы. В связи с этим рассмотрим понятие налогово-бюджетной (фискальной) политики.

Фискальная политика — это система мер государственного воздействия на экономические процессы, осуществляемых с помощью налогово-бюджетных (фискальных) рычагов.

Фискальная политика может преследовать тактические и стратегические цели, в зависимости от того, какой период она охватывает и какой эффект (краткосрочный или долгосрочный) предполагает в качестве результата.

Целями государственной фискальной политики могут быть: обеспечение  выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики, ограничение доступа импорта на внутренний рынок и др.

Стратегические цели фискальной политики преследуются на длительном интервале времени: обеспечение стабильного роста, развитие научно-технического прогресса, стимулирование структурной перестройки, расширение экспорта, претворение в жизнь социально ориентированной модели экономической системы и др.

Тактические цели, как правило, подчинены решению стратегических задач и предусматривают воздействие фискальной политики на процессы либо на краткосрочных временных интервалах, либо в ограниченных сферах. Например, для достижения выравнивания доходов населения  можно проводить комплекс социальных выплат, снижение налоговых  ставок на низкие доходы, режим налоговых льгот.

С учетом стратегических и тактических целей развития экономики  государство создает, например, благоприятный режим налогообложения для малого бизнеса, ключевых отраслей экономики, производств с экспортной ориентацией или социальным назначением продукции, для предприятий, идущих на внедрение новой техники и развитие научно-технического прогресса. И наоборот, значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной любую предпринимательскую активность.

Масштабы и глубина фискальной политики зависят от:

1) состояния национальной экономики и фазы экономического цикла (состояние спада или подъема);

2) национальной концепции экономического развития (идеология развития; социальная направленность, рост сбережений);

3) имеющегося правового коридора (в рамках определенных правил, законов);

4) степени демократизации и уровня развития гражданского общества.

С точки зрения временного горизонта фискальная политика делится на:

1. Долгосрочная.

2. среднесрочная.

3. Конъюнктурная (циклическая).

2. Дискреционная фискальная политика. Мультипликатор государственных закупок и налоговый мультипликатор

Дискреционная фискальная политика представляет собой политику государства, которая избирательно применяется в конкретной экономической ситуации, на краткосрочных временных интервалах и направлена на устранение определенных форм макроэкономического равновесия.

Понятие госзакупок и их влияние на уровень ВВП. Согласно кейнсианской концепции госрасходы являются основным инструментом макроэкономического регулирования, так как по мере роста госрасходов растут совокупный спрос и ВВП. Госрасходы финансируются из средств госбюджета.

Таким образом, у государства находятся значительные финансовые инструменты воздействия на экономические процессы: государственные закупки, дотации, субвенции, субсидии, трансфертные платежи TR, инвестиции I.

Трансфертные платежи — это безвозмездные выплаты правительством, фирмой домохозяйству или фирме денег (товаров, услуг). Как правило, они носят социальный характер.

Дотации (от лат. dotatio — дар, пожертвование) — это денежные средства, выделяемые из госбюджета для оказания финансовой поддержки либо убыточным предприятиям, либо социально значимым производствам, иначе производители переложили бы соответствующую долю расходов на покупателей, что привело бы к росту цен, а также государственные денежные пособия в виде доплат гражданам.

Субвенции (от лат. subvenire — приходить на помощь) — это целевое денежное пособие, выделяемое центральными органами на финансирование определенного мероприятия или объекта. При нарушении целевого использования субвенция подлежит возврату выдавшим ее органам.

Субсидии (от лат. subsidium — помощь, поддержка) — это пособие правительства в денежной или натуральной форме фирмам, домохозяйствам, другим государствам, в обмен на которые они не получают товары и услуги. Субсидии представляют собой правительственный трансфертный платеж, бывают прямые (в виде непосредственно предоставляемых средств) и косвенные (в виде налоговых или других льгот).

Государственные закупки — это спрос правительства на товары и услуги. Они соответствуют части госрасходов G. Другая часть, как уже указывалось, является социальными выплатами и государственными инвестициями.

В связи с тем что по своему характеру влияния на экономику государственные инвестиции похожи на частные инвестиции (см. главу 3), рассмотрим только влияние социальных выплат и госзакупок на уровень ВВП. В литературе принято условно идентифицировать госзакупки с госрасходами.

Влияние госзакупок на экономику можно рассматривать как разновидность инъекций (вливаний), величина которых не зависит от дохода, поэтому механизм их воздействия на экономику идентичен механизму действия аккордных налогов, также не зависящих от размера доходов. Рассмотрим такое влияние на примере модели «крест Кейнса» (рис. 4.1).

Рисунок 4.1. Стимулирующая фискальная политика

Пусть государство в целях преодоления экономического спада увеличивает госрасходы на величину AG (проводит стимулирующую фискальную политику), в результате чего кривая спроса AD сдвигается вверх с AD1 до AD2. Равновесный ВВП возрастает с Y1 до У2.

Причем изменение ∆Y  больше чем изменение ∆Q. Это происходит за счет мультипликационного эффекта.

Влияние косвенных налогов на динамику национального производства. Для концептуального изучения влияния косвенных налоговых сборов на динамику ВВП используют несколько другой мультипликатор Он показывает, насколько изменяется величина ВВП при изменении величины налоговых поступлений  на 1 единицу. Следует отметить, что с его помощью иллюстрируется действие на ВВП фиксированных или аккордных налогов, природа которых близка к косвенным видам налогов, не зависящих по своей сути от размера доходов.

Из рисунка 4.2 следует, что увеличение величины налоговых сборов аккордного типа с T 1 до T2 приводит к снижению уровня располагаемого Дохода на эту величину и, следовательно, к снижению совокупного спроса с AD1 до AD2. В результате равновесный объем национального производства снижается (с У1 до У2).

Выведенный ранее в выражении (4.4) мультипликатор аккордных налогов как множитель перед T есть мультипликатор, показывающий, насколько изменяется величина Y при изменении аккордных налогов.

 

Рисунок  4.2. Влияние изменения ставки аккордного налога в кейнсианской модели 1 денежную единицу.

Характерен знак «-» в числителе формулы мультипликатора, показывающий, что между динамикой ВВП и уровнем налотовых сборов аккордного типа существует обратно пропорциональная зависимость:

3. Автоматическая фискальная политика

Недискреционная фискальная политика – это политика встроенных стабилизаторов.

Эта политика включает в себя:

- автоматическое изменение в налогообложении (во время подъема доходы растут, растет прибыль предпринимателей, растет заработная плата рабочих и будут расти налоги; при спаде наоборот)

- система пособий по безработице и социальных пособий бедным слоям населения (эффективный спрос замедляет свое падение при экономическом спаде)

- функция потребления, основанная на концепции перманентного дохода, говорит о том, что во время подъема расходы растут медленнее дохода, а во время спада расходы сокращаются медленнее, чем снижается доход.

Кейнсианцы считают необходимым использовать все три метода недискреционной функцией политики. Неоклассики и монитористы отрицают первые два инструмента ибо их природа вытекает из понимания активной роли совокупного спроса, что противоречит идеологии этих  направлений.

Встроенные стабилизаторы- это любая мера экономической политики, которая имеет тенденцию увеличить дефицит в период спада  и движения положительного сальдо бюджета в период инфляции, без необходимости принятия специальных шагов со стороны правительства.

При высоком уровне ЧНП стабилизаторы приведут к сдерживающему эффекту, к сдерживающему эффекту, а при низком уровне к стимулирующему эффекту.

Результаты образования дефицита и излишка будут зависеть от восприимчивости изменения в налогах и изменений в величине ЧНП.

Встроенные стабилизаторы обеспечивают снижение тяжести экономических колебаний, но не способны скорректировать нежелательные изменения ЧНП, они ограничивают глубину, размах колебаний.

4. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика

Типы налогово-бюджетной (фискальной) политики. Различают такие типы фискальной политики, как стимулирующая и сдерживающая, дискреционная (автоматическая) и недискреционная.

Рисунок 4.3. Влияние стимулирующей фискальной политики на стабилизацию темпов роста национального производства

 Стимулирующая фискальная политика (рисунок 4.3) применяется, как правило, в фазе экономического спада национального производства. Целью данной политики является «вытягивание» экономики из кризисной ямы. Такая политика заключается в поддержании низкорентабельных и убыточных производств, стимулировании роста инвестиций, расширении платежеспособного спроса субъектов национальной экономики. Для реализации этих целей применяется комплекс фискальных стимулирующих рычагов (фискальные инъекции в экономику): снижение налоговых ставок, рост государственных субсидий и дотаций субъектам экономики, социальных выплат, пособий, государственных инвестиций, госзакупок. В результате стимулируется расширение инвестиционного и потребительского спроса, расширяется объем национального производства:

фискальные инъекции  → роста AD →  роста Y.

Сдерживающая фискальная политика применяется для торможения (сдерживания) темпов экономического роста. Такая политика целесообразна на стадии экономического подъема и состоит в сокращении располагаемого дохода у субъектов экономики путем повышения налогов, свертывании системы дотаций и субсидий, сокращении социальных выплат, государственных инвестиций и закупок. В результате свертывания располагаемого дохода сокращается совокупный спрос и падает объем национального производства (рисунок 4.4):

Рисунок. 4.4. Влияние сдерживающей фискальной политики на стабилизацию темпов роста ВВП

фискальные изъятия → спад Yd → спад AD  

Оба типа фискальной политики применяются попеременно, характеризуя в комплексе стабилизационную фискальную политику антициклического типа. В результате их применения сглаживается динамика национального производства с минимальными потерями для экономики, стабилизируются темпы экономического роста.

5.Сбалансированный бюджет. Мультипликатор сбалансированного бюджета

Между государственным бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь, так как с ростом объема национального производства увеличивается и объем налоговых поступлений в казну. Если представить, что сумма государственных закупок товаров и услуг — постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком уровне доходов — излишек бюджета (рисунок 4.5).

Если бюджет сбалансирован, то величина налоговых поступлений в госбюджет совпадает с суммой правительственных закупок (точка D) и Равна на рис. 4.8 отрезку DE. Если в экономике наблюдается экономический спад, то сумма налоговых поступлений в бюджет при неизменном Уровне госзакупок сокращается до уровня ВС, возникает бюджетный дефицит величиной АВ.

На фазе экономического подъема цикла величина налоговых поступлении HF выше уровня правительственных закупок, возникает бюджетный избыток HZ. При данном уровне госрасходов и данном уровне налоговой cтавки размер бюджетного дефицита или излишка зависит от величины доходов.

Рисунок 4.5. Формирование дефицита, избытка и сбалансированности государственного бюджета

Сбалансированный бюджет представляет собой бюджет, в котором расходы равны доходам (точка D на рисунке 4.5), т. е. дефицит бюджета равен 0. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. Докажем это с помощью преобразования уравнения дефицита госбюджета. Известно, что изменение бюджетного дефицита  В = В2 – В1, равно изменению уровня госрасходов G = G2-G1 за минусом изменения суммы налоговых поступлений T = Т2 Т1, которое имело место в результате изменения уровня доходов. В случае сбалансированного бюджета будет соблюдаться равенство

В2 – В1 = (G2-G1)-T2-T1=0. (4.19)

Рост ВВП, равный Y, вызывается ростом госрасходов AG, при этом имеет место эффект мультипликации:

Y=mG*G. (4.20)

В то же время снижение объема ВВП вызывается ростом величины самих налогов, и здесь также присутствует эффект мультипликации:

Y=mt * T. (4.21)

Поскольку левая часть уравнения (4.20) Y — следствие прироста G то очевидно, что при сбалансированном бюджете, когда G = T, мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

При сбалансированном бюджете сумма всех сбережений S и чистых налогов равна сумме правительственных закупок G и инвестиций I:

S + T = G + I.

6. Эффективность финансовой политики

1. Проблема «лага»

  •  временный «лаг» распознавания начала спада (подъема)
  •  административная задержка (время между признанием необходимости мер и их принятием)
  •  функциональное запаздывание функциональных мер (время между принятием и началом воздействием преобразования экономики)

2. Проблемы политического характера

  •  главенство других целей
  •  пристрастие к стимулирующим мерам
  •  деловой цикл, обусловленный политическими мотивами.

3. Эффект вытеснения (стимулирующая фискальная политика в тенденции ведет к росту процентных ставок и снижению инвестиций, ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики).

Государство, заимствуя средства на финансовом рынке, повышает спрос на деньги, это ведет к росту процентной ставки и падению инвестиционного спроса.

На это существуют контраргументы:

1. Эффект вытеснения незначителен, т.к. рост госрасходов улучшает ожидание прибыли и вызывает рост инвестиций не смотря на рост процента.

2. Государство может имитировать (уничтожить) рост ставки процента увеличив предложения денег.

7. Налогообложение. Принципы налогообложения

Налог – это изъятие в пользу государства части дохода самостоятельного хозяйственного субъекта, заранее определённой и установленном порядке.

Налог взимается только из дохода налогоплательщика. Он не должен затрагивать капитал, иначе будет нарушено нормальное производство.

Рисунок 4.6. Критерии налогообложения

Принципы справедливости связаны с принципами способности заплатить налоги, т.е. налоги должны взиматься в соответствии со способностями индивидуума нести налоговое бремя.

Принцип справедливости предполагает введение 2-ух понятий:

- вертикальной

- горизонтальной

Вертикальная справедливость означает, что налогоплательщики, обладающие более высокой способностью к уплате налогов должны вносить в бюджет г-ву большую сумму.

Горизонтальная справедливость означает, что налогоплательщики с равной способностью платить налоги должны вносить равные суммы.

Эффективность налогообложения определяется минимизацией искажений в процессе распределения ресурсов под воздействием налогов.

Принципы налогообложения:

  1.  Точность (возможность конкретно рассчитать величину налога);
  2.  Доступность (величина налога не должна разорять налогоплательщика);
  3.  Удобства платежа во времени;
  4.  Экономичность.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, форм и способов их изъятия, а также налоговых органов. Налоговая система любой страны сформирована на следующих основных методологических подходах.

равные доходы при равных условиях должны облагаться равными по величине налогами;

ставка налога должна быть единой для всех предприятий независимо от формы собственности и вида деятельности;

система должна быть комплексной и умело сочетать различные способы налогообложения;

система должна дополняться комплексом налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер;

налоговые льготы должны отвечать стратегическим целям экономической политики;

большие налоги должны платить те, чьи доходы выше, т. е. должен

соблюдаться принцип «платежеспособности»;

налоговая система должна утверждаться в законодательном порядке, что обеспечит обязательный и принудительный порядок их взимания;

правила применения налоговой системы должны быть относительно стабильными.

В рамках методологической концепции воздействия государства на экономику вырабатываются основные направления налоговой политики.

Налоговая политика — комплекс мер, проводимых государством с целью регулирования экономических процессов инструментами налоговой системы (налоговых ставок, налоговых льгот, штрафных санкций и др.).

Налоговая политика может преследовать различные цели в зависимости от того, какую модель экономической системы (социально или индустриально ориентированную) избрала данная национальная экономика.

Основными направлениями налоговой политики являются:

стимулирование базовых и стратегически важных, а также социально значимых отраслей производства;

подавление производства социально вредных товаров;

стимулирование роста чистого экспорта;

выравнивание доходов населения;

стимулирование инвестиционного и инновационного процессов в

экономике;

развитие социальной инфраструктуры;

распространение режима экономии энергетических и сырьевых ресурсов;

♦охрана окружающей среды.

Введение множества налогов, характеризующихся разным способом изъятия, может быть сведено к единой оценке — размеру налогового бремени (нагрузки), т. е. той доли чистого дохода субъектов хозяйствования, которая изымается в доход государства в соотношении с чистым доходом производителя.

8. Налоги и их классификация. Кривая Лоренца

Налог - обязательный платеж, взимаемый государством с юридических и физических лиц в определенном размере и в определенный срок.

Налог (экономическое определение) – это категория выражает отношение между государством и экономическими субъектами по поводу передачи части дохода государству с целью выполнения им соответствующей функции.

Основные черты налогов:

  •  Обязательность;
  •  Безвозмездность;
  •  безэквивалентность.

Функции налогов:

  1.  Фискальная (формирование дохода бюджета);
  2.  Распределительная (средства изымаются у одних субъектов и передаются другим);
  3.   Регулирующая (с помощью налогов можно оказать воздействие на положение экономики);
  4.  Стимулирующая;
  5.  Воспроизводственная (формируются фонды, которые обеспечивают непрерывность производственного процесса в масштабе страны);
  6.  Контролирующая (дает возможность проследить движение финансового потока).

Элементы налога:

  •  субъект налогообложения;
  •  носитель налога;
  •  объект налогообложения;
  •  ставка налога (пропорциональная, регрессивная, прогрессивная, линейная)

Виды налогов:

  1.  Прямые (подоходный налог, налог на прибыль - взимаются в процессе накопления материальных благ с дохода или имущества)
  2.  Косвенные (скрытые платежи, они взимаются через цену товара или услуги; налог на потребителя: акцизы, таможенные пошлины налог на добавленную стоимость и т.д.)

Рисунок 4.7. Кривая Лаферра.

9. Дефицит бюджета. Бюджетный излишек

Государство не ограничивает свое вмешательство в экономику лишь варьированием налоговых ставок. С целью стимулирования отдельных производств или сфер экономики государство будет осуществлять определенные расходы из государственной казны (госбюджета), поэтому целесообразно рассмотреть госбюджет как таковой.

Госбюджет — это смета доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств. Госбюджет имеет доходную и расходную части, которые в пла-нируемой перспективе должны быть сбалансированы. Различают мест-1 ные бюджеты и республиканский бюджет, которые в совокупности образуют консолидированный бюджет государства.

Роль госбюджета в национальной экономике значительна. Во-первых, он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью госбюджета государство способно осуществлять вмешательство в рыночные механизмы. Во-вторых, госбюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем. В-третьих, наличие госбюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.).

Следует отметить, что структура доходной и расходной части госбюджета более разнообразна, чем рассматриваемая в концепции фискальной политики. Баланс госбюджета можно условно представить следующим образом (таблица 4.1):

Таблица 4.1.  Баланс госбюджета

Доходы

Расходы

Налоговые поступления

Социальные выплаты (трансферты) и фонды социальной защиты

Акцизы

Инвестиции в экономику, дотации, субсидии (инъекции)

Доходы от эмиссии и продажи ценных бумаг

Расходы по эмиссии казначейских ценных бумаг

Внутренний и внешний займы

Расходы на содержание аппарата управления

Доходы от таможенной деятельности

Расходы на оборону и поддержание внутреннего порядка

Доходы от пользования государственной собственностью

Предоставление кредита внутренним и внешним субъектам хозяйствования

Доходы от разгосударствления и приватизации

Погашение задолженности по кредиту

Конфискация имущества, дарения, завещания граждан

Расходы на науку, культуру, здравоохранение, образование и другие отрасли

Гуманитарная помощь из-за рубежа

Гуманитарная помощь другим странам и организациям

Баланс госбюджета (сопоставление доходной и расходной части между собой) может иметь положительное сальдо (профицит), когда доходы превышают расходы правительства, а также отрицательное сальдо (дефицит), когда расходы превышают доходы. В мировой практике чаще всего встречается дефицит госбюджета, в последнее время большинство стран сводит баланс госбюджета с дефицитом. Важно, чтобы последний не превышал 3 % от ВВП, а внутренний государственный долг — 60 % от °ВВП, иначе, согласно критериям Маастрихтского пакта о стабильности, экономика страны считается неустойчивой. В Республике Беларусь дефицит госбюджета даже в самые тяжелые кризисные годы не достигал 3 % от ВВП (1990 г. - 2,3 %, 1995 г. - 2,7 %), в последнее время он составляет 0,6 %).

Причинами дефицита гос. бюджета являются:

1. Падение доходов в условиях кризиса экономики и снижением прироста нац. дохода.

2. Снижением сбора акцизных налогов, которые поступают в бюджет.

3. Рост неоправданных бюджетных расходов.

4. Непоследовательная политика правительства.

Типы дефицита госбюджета и концепции его регулирования. Для анализа источников образования дефицита госбюджета выделяют структурный и циклический дефициты. Структурный дефицит госбюджета возникает в периоды коренной ломки отраслевых структур экономик, которые повторяются циклически с периодичностью в 45-65 лет. В связи с этим наблюдается структурная безработица, а возникновение новых отраслей и поддержание убыточных производств приходится финансировать из средств госбюджета длительное время. Он рассчитывается как разность между текущими государственными расходами G и доходами, которые могли бы поступить в бюджет при условии полной занятости при существующей системе налогообложения:

Вструкт =G - t*Yf (4.17) 

где Вструкт — структурный дефицит госбюджета; YfВВП при условии полной занятости (потенциальный объем национального производства); tставка налога.

Циклический дефицит представляет собой разность между фактическим и структурным дефицитом. Он показывает, сколько недополучила налоговых сборов казна в результате спада в экономике:

Bцикл =t * (Yf - Y), (4.18)

где Bцикл - циклический дефицит госбюджета; Y— фактический ВВП за данный период.

10. Финансирование бюджетного дефицита

Основные меры по снижению дефицита бюджета:

1. Конверсия – перевод выпуска вооружений на выпуск мирной продукции.

2. Переход от датирования убыточных предприятий к их кредитованию.

3. Сокращение расходов на управление государства.

4. Упрощение системы налогообложения.

5. Усиление роли местного бюджета.

Дефицит госбюджета и вызванный им государственный долг влияют на складывающееся в дальнейшем налоговое бремя в экономике, поэтому за последние десятилетия многие экономисты пытаются сформировать различные методологические подходы к выбору путей сокращения дефицита госбюджета. Можно выделить три основные концепции регулирования бюджетного дефицита:

концепция ежегодного балансирования;

концепция циклического балансирования;

концепция функциональных балансов.

Концепция ежегодного балансирования основана на рикардианском равенстве, в котором объемы налоговых поступлений настоящего и будущего периодов должны быть равны госрасходам аналогичных периодов. При этом экономические субъекты действуют рационально и любой прирост задолженности государств воспринимают как прирост налогов в будущем, поскольку другого источника доходов, кроме налогов, у государства нет. В этом случае не имеет значения, формируется прирост задолженности за счет повышения госрасходов, снижения налогов или того и другого вместе.

Концепция циклического балансирования допускает балансирование бюджета в ходе экономического цикла: дефициты в периоды спада позволяют стимулировать совокупный спрос, а излишки в периоды подъемов — сдерживать слишком высокие темпы роста экономики.

Концепция функциональных финансов рассматривает проблему сбалансированного бюджета как второстепенную, во главу угла выдвигается задача стабилизации экономического развития. При этом рост государственного долга не приведет к банкротству государства, так как государственный долг возвращать не надо, его достаточно обслуживать и рефинансировать, государство может снизить бремя государственного долга или повысить налоги.

11. Внутренний и внешний государственный долг

Государственный долг – это сумма величин бюджетных дефицитов, накопленных за определенный промежуток времени.

G>T

Дефицит бюджета ведет к дефицитному финансированию, гос. займам кредитам, выпуску краткосрочных и долгосрочных обязательств (ГКО и ГДО).

Дефицит бюджета  дефицит финансирования  гос. долг.

Госдолг выполняет функции:

  1.  Фискальная (т.е. создается финансовая база для выполнения государством своих обязательств)
  2.  Стабилизирующая (позитивное воздействие на макроэкономические пропорции)

Госдолг:

- внутренний

- внешний

Внешний государственный долг образуется тогда, когда государству предоставили кредит международные финансовые организации (Международный валютный фонд, Мировой банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития и др.), другие государства (ведущими кредиторами здесь являются США, Германия, Австрия) или иностранные фирмы.

Внутренний долг- это долг правительства перед физическими и юридическими лицами, связанный с заимствованием средств внутри страны необходимым для покрытия дефицита бюджета.

Компоненты внутреннего долга:

  •  кредиты, полученные правительством в центральном банке;
  •  кредиты, полученные правительством в коммерческом банке;
  •  гос. облигации ГКО и ГДО, распределенные среди юридических лиц;
  •  гос. облигации, распределенные среди физических лиц;
  •  просроченная задолженность коммерческого банка со стороны предприятий банкротов, переведенная правительством на себя;
  •  вклады населения в гос. сберегательном банке, используемые для кредитования предприятий.

Внутренний долг – это долг правительства перед физическими и юридическими  лицами, связанный с заимствованием средств внутри страны необходимым для покрытия дефицита бюджета.

Возникновению этого долга предшествует решение правительства о заимствование за рубежом.

Последствия долга:

Положительные

- смягчает кризис гос. финансов;

- позволяет профинансировать неотложные расходы.

Отрицательные

- обостряет противоречие между накоплениями;

- усиливает зависимость экономическую и политическую и снижает кредитный рейтинг страны;

- в среднесрочной перспективе снижает уровень потребления;

- обслуживание гос. долга и выплата процентов приводит к перераспределению гос. доходов в пользу владельцев долговых расписок;

- обслуживание долга может привести к продаже наиболее ценных и эффективных активов.

Управление долгам – совокупность действий, связанных с:

  •  выпуском новых займов
  •  выплатой процента по уже выпущенным займам
  •  проведение конверсии и консолидации займов
  •  погашение ранее выпущенных обязательств

Конверсия – изменение сроков погашения.

По последним данным гос. долг =1091723,9 млн. руб.

12. Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь

Фискальная политика РБ находящаяся в состоянии реформирования с начала 90-х годов (меняется структура налогов, их ставки, виды).

В период реформирования необходимо:

1. Выработать принципы фискальной политики

2. Сформировать новую бюджетно- налоговую систему

3. Освоить технику бюджетно-налоговой политики.

Основная цель бюджетно-налоговой политики: создать систему управления активами и пассивами гос. бюджета и его эффективность.

Задачи бюджетно-налоговой политики:

  •  воздействовать на темпы экономического роста;
  •  способствовать преодолению безработицы;
  •  сократить теневой сектор экономики;
  •  не допустить возрастание гос. долга и дефицита гос. Бюджета;
  •  удержание на приемлемом уровне инфляцию.

Фискальная политика регулируется законом РБ «О бюджетном устройстве», который предполагает самостоятельное построение бюджета в различных уровнях.

Закон «О налогах и сборах» предусматривает способ долевого участия в использовании налоговых поступлений. Это предполагает зависимость от центра и субсидирование от нижестоящих бюджетов.

Доходная часть бюджета:

Произошла реструктизация доходной части бюджета, она формируется за счет налогов на 90-94%, доминируют косвенные налоги (более 50%). Среди прямых доходов доминирует подоходный налог с физических лиц.

Снижается удельный вес налога на доходы из-за нестабильности прибыли предприятий. Не выполняются задания по поступлению дохода по приватизации.

По расходам:

  1.  Социальная направленность бюджета страны;
  2.  Значительная часть бюджета отправляется на поддержку отраслей национальной экономики.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26938. Суверенитет как свойство гос.власти 9.7 KB
  суверенитет как свойство гос.власти Обществосовокупность индивидов имеющих общие интересы которые носят постоянный и объективный характер взаимодействующих и сотрудничающих на основе этих интересов имеющих организованную силувластьс одной стороны передачу властвующими своей воли подвластным а с другой стороны подчинение подвластных этой воле Гос. Механизм гос.власти совокупность или система государственных и негосударственных организаций в которых государственная власть находит свое организационное выражение и с помощью которых...
26939. Понятие нации. Современная наука о развитии и возникновении наций 9.58 KB
  Понятие нации. 2 подход к пониманию нации политикоправовой согласно которомунация – согражданство т. Современная наука о развитии и возникновении нации. Так первые европейские нации вырастали на базе уже сложившихся крупных народностей имевших общность языка территории и других этнических признаков выступавших как условия формирования этих наций.
26940. Система органов в РФ 14.91 KB
  ; исполнительные глава государства глва правительства министерства местные исполнительные органы; судебные правоохранительные органы; 2. назначает с согласия ГД Председателя Правительства; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства; представляет ГД кандидатуру Председателя Центрального банка по предложению Председателя Правительства назначает заместителей Председателя Правительства федеральных министров; представляет СФ кандидатуры судей КС ВСВАСГенерального...
26941. Принцип организации и деятельности государственного аппарата 8.13 KB
  Принцип организации и деятельности государственного аппарата Государственный аппарат система специальных органов и учреждений посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. В юридической науке понятие механизм государства и государственный аппарат обычно употребляются как синонимы хотя существует точка зрения согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными...
26942. Государство и местное самоуправление 6.41 KB
  Такие вопросы в демократических государствах независимо от формы государственного устройства передаются на решение органам местного самоуправления. Система организации и деятельности граждан обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значениявопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения управление муниципальной собственностью исходя из интересов всех жителей данной территории. Исторически возникло несколько СИСТЕМ местного самоуправления: 1. Органы местного самоуправления самостоятельны в...
26943. Общество, государство и право 8.76 KB
  Объективная потребность в государстве появилась по мере УСЛОЖНЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО СТРОЕНИЯ ОБЩЕСТВА.расслоению общества появление частной собственности на орудия и продукты трудачто привело к соц.классовому расслоению общества В таких условиях первобытнообщинный строй был не в состоянии управлять делами обществав которых интересы индивидов перестали быть общимиболее тогостали несовместимыми. Государство через свои функции обеспечивает ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНСОТЬ ВСЕГО ОБЩЕСТВА.
26944. Понятие и признаки правового государства 7.96 KB
  Понятие и признаки правового государства.античностьплатонаристотельзакон обязателен как для граждантак и для самого госва 2.период буржуазных революций Спинозадемократическое госвогарантирует каждому нетолько сохранение жизнино и удовлетворение его интересовзащиту чести и свободы Гоббссвобода человекаделать всечто не запрещено законом Локкгосво создается для охраны естественных прав человекагосподство законасвобода действовать по своему желанию всегдакогда этого не запрещает законне быть зависимым от воли другого человека...