22821

Ассортимент товаров. Определения. Характеристика товарного ассортимента. Структура ассортимента. Формирование ассортимента. Ассортиментная политика

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Одной из важнейших товароведных характеристик товаров является ассортиментная характеристика, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Ассортимент товара - перечень товаров, объединенных по какому-либо признаку и удовлетворяющие потребности человека.

Русский

2014-03-28

21.33 KB

7 чел.

Ассортимент товаров. Определения. Характеристика товарного ассортимента. Структура ассортимента. Формирование ассортимента. Ассортиментная политика.

Одной из важнейших товароведных характеристик товаров является ассортиментная характеристика, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Ассортимент товара - перечень товаров, объединенных по какому-либо признаку и удовлетворяющие потребности человека.

Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы по местонахождению - промышленный и торговый; на подгруппы по широте охвата товаров - простой, сложный, групповой (видовой и марочный), развернутый, сопутствующий и смешанный; на виды по степени удовлетворения потребностям - рациональный и оптимальный; на разновидности по характеру потребностей - реальный, прогнозируемый и учебный .

Промышленный (производственный) ассортимент -набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей.

Торговый ассортимент - набор товаров, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации, потре­бительского спроса и материально-технической базы. В отличие от промышленного торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей.

Простой ассортимент - набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, ко­торые удовлетворяют ограниченному числу потребностей.

Сложный ассортимент - набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразным потребностям в товарах.

Групповой ассортимент - набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичным потребностям. Групповой ассортимент положен в основу организационной структуры многих торговых предприятий. По тому же признаку создаются секции в универмагах (одежные, обувные, галантерейные).

Видовой ассортимент - набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичным по­требностям.

Марочный ассортимент - набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары могут удовлетворять как физиологическим, так и социальным, психологическим потребностям. Это престижные марки автомобилей, одежды, обуви, духов и др.

Развернутый ассортимент — набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, раз­новидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индиви­дуальными признаками. Данный ассортимент, как правило, встречается в специализированных магазинах, причем количество групп однородных товаров может быть сравнительно небольшим. Так, в торговый ассортимент магазинов, специализирующихся на продаже аудио- и видеотехники, входят три-четыре группы однородных товаров (телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны), но зато эти группы представлены большим количеством товаров разных классов сложности и торговых марок.

Сопутствующий ассортимент - набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации. Например, товары сопутствующего ассортимента в обувном магазине - это предметы ухода за обувью.

Смешанный ассортимент - набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнооб­разием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих непродо­вольственными и продовольственными товарами.

Рациональный ассортимент - набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованным потреб­ностям, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии.

Оптимальный ассортимент - набор товаров, удовлетворяющий реальным потребностям с максимально полезным эффектом для потребителя, при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.

Критерием для отнесения товаров к оптимальному ассортименту может служить коэффициент оптимальности (Коп), который рассчитывается для конкретного товара по формуле

Коп-Эп/3 • 100 % , (4.1)

где Эп - полезный эффект от потребления товара при использовании его потребителем по назначению, базовых ве­личин; 3 — затраты на проектирование, разработку, производство, доведение до потребителя, базовых величин.

Реальный ассортимент - действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.

Прогнозируемый ассортимент - набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемым потребностям.

Учебный ассортимент - перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.

Управление ассортиментом — деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассор­тимента.

Основополагающими элементами управления являются формирование ассортимента и установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента.

Формирование ассортимента - деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации.

Ранее ассортимент торговых предприятий формировался в соответствии с ассортиментным перечнем -частью торгового ассортимента, который всегда должен быть в продаже. В настоящее время понятие ассортиментного перечня изменилось: он устанавливается магазином самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией его деятельности, типом здания, размером торговой площади и др.

В ассортиментный перечень обязательно должны входить социально значимые продовольственные и непродо­вольственные товары, остальные товары определяются магазином самостоятельно.

При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента.

Свойство ассортимента — специфическая особенность, проявляющаяся при его формировании.

Показатель ассортимента — количественное выражение свойств ассортимента, при котором измерению подлежит количество видов и наименований товаров.

Основными показателями ассортимента являются следующие количественные характеристики: структура, широта, полнота, глубина, устойчивость и новизна.

Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида или наименования товара в общем наборе. Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.

Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты:

Кш = Гф/Гн, (4.2)

где Гф - фактическое количество групп товаров, имеющихся в продаже; Гн - общее количество групп товаров.

Полнота ассортимента - соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню и существующим потребностям.

Полнота ассортимента характеризуется коэффициентом полноты:

Кп = Вф/Вн, (4.3)

где Вф - фактическое количество видов товаров, имеющихся в продаже; Вн - количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и др.

Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию и оценивается коэффициентом глубины:

Кг = Рф /Рн (4.4) где Рф - фактическое количество разновидностей товаров, имеющихся в продаже; Рн - количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и др.

Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже. Устойчивость ассортимента характеризуется коэффициентом устойчивости:

Куст =(Рф1 + Рф2 + ... + Рфп)/(РЛ), (4.5)

где Рф , Рф ... Рф - фактическое количество разновидностей (видов) товаров на момент отдельных проверок; Рн - количество разновидностей (видов) товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем; п - количество проверок.

Коэффициент устойчивости ассортимента, как правило, определяется за конкретный период (месяц, квартал, год).

Новизна характеризует появление новых разновидностей товаров за определенный период времени и оценивается коэффициентом новизны:

Кн = Рн/Рф- (4-6)

где Рн - количество новых разновидностей товаров, появившихся в момент проверки; Рф - количество разновидностей.

Коэффициент новизны характеризует степень обновления ассортимента, появление новых изделий. При этом целесообразно выделять принципиально новые изделия и изделия ранее выпускавшиеся, но с существенно изменен­ными потребительскими свойствами. Степень обновления ассортимента должна быть увязана с периодом морально­го старения товаров: чем он меньше, тем должна быть больше степень обновления ассортимента.

Формирование ассортимента определяет ассортиментную политику организации.

Ассортиментная политика - цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации.

Цель организации в области ассортимента - формирование реального или прогнозируемого ассортимента, мак­симально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения за­планированной прибыли. Для этого необходимо установить реальные и предполагаемые потребности в определенных товарах; определить основные показатели ассортимента и дать анализ его рациональности; выявить источники то­варных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента; оценить материальные возмож­ности организации для выпуска, распределения или реализации отдельных товаров; определить основные направ­ления формирования ассортимента.

Основными направлениями деятельности торговой организации в области формирования ассортимента могут быть: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Указанные направления взаимосвязаны и в значительной мере дополняют друг друга.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22820. Проголошення ЗУНР та її злука з УНР 30 KB
  у Львові відбулося загальне собранне укр. політичних діячів Галичини і Буковини що обрало керівний орган Національний Рада що заявив про прагнення об'єднати усе західноукр. Национальный Рад увів війська у Львів і в Східну Галицню проголосив 18 листопада 1918 р утворення Западноукрдинской Народної республіки ЗУНР Президент Е. Було зроблене таке: для захисту республіки утворив власну Укр.
22822. Качество товара, определения. Требования к качеству товара. Классификация свойств и показателей качества. Потребительская ценность продукции: базовая и дополнительная и их влияние на 16.84 KB
  Качество — одна из основополагающих характеристик товара, которая оказывает решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности.
22823. Органічна хімія, конспект лекцій 887 KB
  Значення органічної хімії. Вивчення основних теоретичних положень органічної хімії сприяє формуванню, розширенню і поглибленню фундаментальних, загальнопрофесійних, спеціальних знань, а також активному формуванню предметних і професійних компетенцій, спрямованих на виконання виробничих функцій.
22824. Обязательная сертификация в законе «О техническом регулировании». Ее сущность, объекты, участники. Организация обязательной сертификации 19.03 KB
  Порядок передачи сведений о выданных сертификатах соответствия в единый реестр выданных сертификатов устанавливается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию...
22825. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований технических регламентов 16.81 KB
  Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
22826. Релаксаційні коливання у схемі з неоновою лампою 86 KB
  Якщо напруга досягне певної величини яка називається напругою запалювання U3 лампа спалахне і струм стрибком досягне скінченої величини I3. Коли напруга спаде до величини U3 лампа не погасне. За другим правилом Кірхгофа для цього кола маємо 1 де Uk напруга на конденсаторі та неоновій лампі яка підключена до нього паралельно.15 видно що напруга на конденсаторі монотонно зростає із швидкістю яка залежить від величини добутку RC.
22827. КАТЕГОРІЙНО-ПОНЯТІЙНИЙ АПАРАТ З БЕЗПЕКИ ЖИТТЄДІЯЛЬНОСТІ, ТАКСОНОМІЯ НЕБЕЗПЕК 92 KB
  Виходячи з сучасних уявлень безпека життєдіяльності є багатогранним обєктом розуміння і сприйняття дійсності, який потребує інтеграції різних стратегій, сфер, аспектів, форм і рівнів пізнання. Складовими цієї галузі є різноманітні науки про безпеку. У всьому світі велика увага приділяється вивченню дисциплін
22828. ВИМІРЮВАННЯ НАПРУЖЕННОСТІ МАГНІТНОГО ПОЛЯ ВЗДОВЖ ОСІ СОЛЕНОЇДА ІНДУКЦІЙНАМ МЕТОДОМ 141 KB
  ВИМІРЮВАННЯ НАПРУЖЕННОСТІ МАГНІТНОГО ПОЛЯ ВЗДОВЖ ОСІ СОЛЕНОЇДА ІНДУКЦІЙНАМ МЕТОДОМ Явище електромагнітної індукції полягає у виникненні е. Напруженість магнітного поля в будьякій точці А що лежить на осі ОО соленоїда чисельно дорівнює алгебраїчній сумі напруженостей магнітних полів створених у точці А всіма витками спрямована вздовж осі за правилом свердлика 3 Де n число витків за одиницю довжини соленоїда І величина струму; кути що утворює радіусвектор проведений з точки А до крайніх витків соленоїда мал....