22821

Ассортимент товаров. Определения. Характеристика товарного ассортимента. Структура ассортимента. Формирование ассортимента. Ассортиментная политика

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Одной из важнейших товароведных характеристик товаров является ассортиментная характеристика, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Ассортимент товара - перечень товаров, объединенных по какому-либо признаку и удовлетворяющие потребности человека.

Русский

2014-03-28

21.33 KB

7 чел.

Ассортимент товаров. Определения. Характеристика товарного ассортимента. Структура ассортимента. Формирование ассортимента. Ассортиментная политика.

Одной из важнейших товароведных характеристик товаров является ассортиментная характеристика, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Ассортимент товара - перечень товаров, объединенных по какому-либо признаку и удовлетворяющие потребности человека.

Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы по местонахождению - промышленный и торговый; на подгруппы по широте охвата товаров - простой, сложный, групповой (видовой и марочный), развернутый, сопутствующий и смешанный; на виды по степени удовлетворения потребностям - рациональный и оптимальный; на разновидности по характеру потребностей - реальный, прогнозируемый и учебный .

Промышленный (производственный) ассортимент -набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей.

Торговый ассортимент - набор товаров, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации, потре­бительского спроса и материально-технической базы. В отличие от промышленного торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей.

Простой ассортимент - набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, ко­торые удовлетворяют ограниченному числу потребностей.

Сложный ассортимент - набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразным потребностям в товарах.

Групповой ассортимент - набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичным потребностям. Групповой ассортимент положен в основу организационной структуры многих торговых предприятий. По тому же признаку создаются секции в универмагах (одежные, обувные, галантерейные).

Видовой ассортимент - набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичным по­требностям.

Марочный ассортимент - набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары могут удовлетворять как физиологическим, так и социальным, психологическим потребностям. Это престижные марки автомобилей, одежды, обуви, духов и др.

Развернутый ассортимент — набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, раз­новидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индиви­дуальными признаками. Данный ассортимент, как правило, встречается в специализированных магазинах, причем количество групп однородных товаров может быть сравнительно небольшим. Так, в торговый ассортимент магазинов, специализирующихся на продаже аудио- и видеотехники, входят три-четыре группы однородных товаров (телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны), но зато эти группы представлены большим количеством товаров разных классов сложности и торговых марок.

Сопутствующий ассортимент - набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации. Например, товары сопутствующего ассортимента в обувном магазине - это предметы ухода за обувью.

Смешанный ассортимент - набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнооб­разием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих непродо­вольственными и продовольственными товарами.

Рациональный ассортимент - набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованным потреб­ностям, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии.

Оптимальный ассортимент - набор товаров, удовлетворяющий реальным потребностям с максимально полезным эффектом для потребителя, при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.

Критерием для отнесения товаров к оптимальному ассортименту может служить коэффициент оптимальности (Коп), который рассчитывается для конкретного товара по формуле

Коп-Эп/3 • 100 % , (4.1)

где Эп - полезный эффект от потребления товара при использовании его потребителем по назначению, базовых ве­личин; 3 — затраты на проектирование, разработку, производство, доведение до потребителя, базовых величин.

Реальный ассортимент - действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.

Прогнозируемый ассортимент - набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемым потребностям.

Учебный ассортимент - перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.

Управление ассортиментом — деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассор­тимента.

Основополагающими элементами управления являются формирование ассортимента и установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента.

Формирование ассортимента - деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации.

Ранее ассортимент торговых предприятий формировался в соответствии с ассортиментным перечнем -частью торгового ассортимента, который всегда должен быть в продаже. В настоящее время понятие ассортиментного перечня изменилось: он устанавливается магазином самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией его деятельности, типом здания, размером торговой площади и др.

В ассортиментный перечень обязательно должны входить социально значимые продовольственные и непродо­вольственные товары, остальные товары определяются магазином самостоятельно.

При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента.

Свойство ассортимента — специфическая особенность, проявляющаяся при его формировании.

Показатель ассортимента — количественное выражение свойств ассортимента, при котором измерению подлежит количество видов и наименований товаров.

Основными показателями ассортимента являются следующие количественные характеристики: структура, широта, полнота, глубина, устойчивость и новизна.

Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида или наименования товара в общем наборе. Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.

Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты:

Кш = Гф/Гн, (4.2)

где Гф - фактическое количество групп товаров, имеющихся в продаже; Гн - общее количество групп товаров.

Полнота ассортимента - соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню и существующим потребностям.

Полнота ассортимента характеризуется коэффициентом полноты:

Кп = Вф/Вн, (4.3)

где Вф - фактическое количество видов товаров, имеющихся в продаже; Вн - количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и др.

Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию и оценивается коэффициентом глубины:

Кг = Рф /Рн (4.4) где Рф - фактическое количество разновидностей товаров, имеющихся в продаже; Рн - количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и др.

Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже. Устойчивость ассортимента характеризуется коэффициентом устойчивости:

Куст =(Рф1 + Рф2 + ... + Рфп)/(РЛ), (4.5)

где Рф , Рф ... Рф - фактическое количество разновидностей (видов) товаров на момент отдельных проверок; Рн - количество разновидностей (видов) товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем; п - количество проверок.

Коэффициент устойчивости ассортимента, как правило, определяется за конкретный период (месяц, квартал, год).

Новизна характеризует появление новых разновидностей товаров за определенный период времени и оценивается коэффициентом новизны:

Кн = Рн/Рф- (4-6)

где Рн - количество новых разновидностей товаров, появившихся в момент проверки; Рф - количество разновидностей.

Коэффициент новизны характеризует степень обновления ассортимента, появление новых изделий. При этом целесообразно выделять принципиально новые изделия и изделия ранее выпускавшиеся, но с существенно изменен­ными потребительскими свойствами. Степень обновления ассортимента должна быть увязана с периодом морально­го старения товаров: чем он меньше, тем должна быть больше степень обновления ассортимента.

Формирование ассортимента определяет ассортиментную политику организации.

Ассортиментная политика - цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации.

Цель организации в области ассортимента - формирование реального или прогнозируемого ассортимента, мак­симально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения за­планированной прибыли. Для этого необходимо установить реальные и предполагаемые потребности в определенных товарах; определить основные показатели ассортимента и дать анализ его рациональности; выявить источники то­варных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента; оценить материальные возмож­ности организации для выпуска, распределения или реализации отдельных товаров; определить основные направ­ления формирования ассортимента.

Основными направлениями деятельности торговой организации в области формирования ассортимента могут быть: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Указанные направления взаимосвязаны и в значительной мере дополняют друг друга.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39025. Типовое проектирование ИС 58 KB
  Сущность: Является одной из разновидностей индустриального проектирования. Содержание: Процесс проектирования ИС состоит из следующих основных этапов: Разбиение проекта информационной системы на отдельные составляющие компоненты. Основная цель применения ТПР – уменьшение трудоемкости и стоимости проектирования и или разработки ИС.
39026. Основные понятия технологии проектирования информационных систем 66 KB
  Основные понятия технологии проектирования информационных систем Понятие и сущность проектирования ИС Определение Проектирование от лат. Обладает возможностью последовательной детализации и конкретизации могут быть выделены стадии этапы проектирования. Предполагает возможность частичной автоматизации Традиционные виды проектирования: архитектурностроительное машиностроительное технологическое. Проектирование информационных систем – сравнительно новый вид проектирования.
39027. Жизненный цикл информационных систем 92 KB
  Поэтому с точки зрения проектирования ИС имеет смысл говорить о модели жизненного цикла. Модель жизненного цикла ИС – это модель создания и использования ИС отражающая ее различные состояния начиная с момента возникновения необходимости в данном комплексе средств и заканчивая моментом его полного выхода из употребления у пользователей. Вопрос к семинарскому занятию: можно ли назвать моделью жизненного цикла такую модель которая бы охватывала не все возможные состояния ИС а только некоторую их часть. Модель жизненного цикла и технология...
39028. Каноническое проектирование информационных систем 126 KB
  В зависимости от сложности объекта автоматизации и набора задач требующих решения при создании конкретной ИС стадии и этапы работ могут иметь различную трудоемкость. Формирование требований к ИС включает в себя следующие этапы: Обследование объекта и обоснование необходимости создания ИС; Формирование требований пользователя к ИС; Оформление отчёта о выполненной работе и заявки на разработку ИС тактикотехнического задания Обследование объекта автоматизации ОА – важнейшая составляющая предпроектной стадии. Обследование объекта...
39029. Проектирование информационного обеспечения ИС 188 KB
  Информационное обеспечение совокупность единой системы классификации и кодирования информации унифицированных систем документации схем информационных потоков циркулирующих в организации а также методология построения баз данных. Понятие и виды информационного обеспечения Информационное обеспечение ИС является средством для решения следующих задач: однозначного и экономичного представления информации в системе на основе кодирования объектов; организации процедур анализа и обработки информации с учетом характера связей между...
39030. Базовые технологии доступа к БД в Borland C++ Builder 159 KB
  Указания к выполнению лабораторной работы Процессор баз данных Borlnd Dtbse Engine – не единственный механизм организации доступа к данным в БДприложениях. Важным примером таких разработок является технология ODBC которая на сегодняшний день стала фактическим отраслевым стандартом работы с базами данных из клиентских приложений. Аббревиатура ODBC расшифровывается как Open DtBse Connectivity что можно перевести как открытая система связи с базами данных. В системе взаимодействия приложений с базами данных посредством ODBC принято...
39031. Базовые технологии доступа к БД в Borland C++ Builder. Лабораторная работа 125.5 KB
  Указания к выполнению лабораторной работы Ранее уже говорилось что наборы данных представляют собой группы записей переданных из базы данных в приложения для просмотра и редактирования. Каждый набор данных инкапсулирован в специальном компоненте доступа к данным. Основные свойства и методы базового класса наборов данных TDtSet уже были рассмотрены нами ранее.
39032. Современные технологии доступа к БД 117 KB
  Технология ODBC все еще признается в качестве отраслевого стандарта доступа к базам данных однако также не развивается поэтому разработчики программного обеспечения все чаще обращают свое внимание на современные и возможно более эффективные технологии. С конца 90ых годов и до настоящего времени фирма Microsoft пытается создать универсальную платформу доступа к разнородным хранилищам данных для семейства своих операционных систем Windows. Источниками данных в данном случае могут являться не только SQLсервера Баз Данных но и иные...
39033. Технологии разработки распределенных информационных систем 121.5 KB
  Получить представление о компонентной объектной модели COM. Развитием трехуровневой архитектуры является так называемая многоуровневая nуровневая организация вычислений Multitier computing когда информационная система состоит из большого количества удаленных друг от друга объектов серверов каждый из которых может предоставлять другим объектам клиентам разнообразные информационные услуги. В настоящее время наиболее популярны следующие технологии организации распределенных информационных систем: Технология COM и ее развитие...