22821

Ассортимент товаров. Определения. Характеристика товарного ассортимента. Структура ассортимента. Формирование ассортимента. Ассортиментная политика

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Одной из важнейших товароведных характеристик товаров является ассортиментная характеристика, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Ассортимент товара - перечень товаров, объединенных по какому-либо признаку и удовлетворяющие потребности человека.

Русский

2014-03-28

21.33 KB

7 чел.

Ассортимент товаров. Определения. Характеристика товарного ассортимента. Структура ассортимента. Формирование ассортимента. Ассортиментная политика.

Одной из важнейших товароведных характеристик товаров является ассортиментная характеристика, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Ассортимент товара - перечень товаров, объединенных по какому-либо признаку и удовлетворяющие потребности человека.

Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы по местонахождению - промышленный и торговый; на подгруппы по широте охвата товаров - простой, сложный, групповой (видовой и марочный), развернутый, сопутствующий и смешанный; на виды по степени удовлетворения потребностям - рациональный и оптимальный; на разновидности по характеру потребностей - реальный, прогнозируемый и учебный .

Промышленный (производственный) ассортимент -набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей.

Торговый ассортимент - набор товаров, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации, потре­бительского спроса и материально-технической базы. В отличие от промышленного торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей.

Простой ассортимент - набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, ко­торые удовлетворяют ограниченному числу потребностей.

Сложный ассортимент - набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразным потребностям в товарах.

Групповой ассортимент - набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичным потребностям. Групповой ассортимент положен в основу организационной структуры многих торговых предприятий. По тому же признаку создаются секции в универмагах (одежные, обувные, галантерейные).

Видовой ассортимент - набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичным по­требностям.

Марочный ассортимент - набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары могут удовлетворять как физиологическим, так и социальным, психологическим потребностям. Это престижные марки автомобилей, одежды, обуви, духов и др.

Развернутый ассортимент — набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, раз­новидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индиви­дуальными признаками. Данный ассортимент, как правило, встречается в специализированных магазинах, причем количество групп однородных товаров может быть сравнительно небольшим. Так, в торговый ассортимент магазинов, специализирующихся на продаже аудио- и видеотехники, входят три-четыре группы однородных товаров (телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны), но зато эти группы представлены большим количеством товаров разных классов сложности и торговых марок.

Сопутствующий ассортимент - набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации. Например, товары сопутствующего ассортимента в обувном магазине - это предметы ухода за обувью.

Смешанный ассортимент - набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнооб­разием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих непродо­вольственными и продовольственными товарами.

Рациональный ассортимент - набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованным потреб­ностям, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии.

Оптимальный ассортимент - набор товаров, удовлетворяющий реальным потребностям с максимально полезным эффектом для потребителя, при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.

Критерием для отнесения товаров к оптимальному ассортименту может служить коэффициент оптимальности (Коп), который рассчитывается для конкретного товара по формуле

Коп-Эп/3 • 100 % , (4.1)

где Эп - полезный эффект от потребления товара при использовании его потребителем по назначению, базовых ве­личин; 3 — затраты на проектирование, разработку, производство, доведение до потребителя, базовых величин.

Реальный ассортимент - действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.

Прогнозируемый ассортимент - набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемым потребностям.

Учебный ассортимент - перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.

Управление ассортиментом — деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассор­тимента.

Основополагающими элементами управления являются формирование ассортимента и установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента.

Формирование ассортимента - деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации.

Ранее ассортимент торговых предприятий формировался в соответствии с ассортиментным перечнем -частью торгового ассортимента, который всегда должен быть в продаже. В настоящее время понятие ассортиментного перечня изменилось: он устанавливается магазином самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией его деятельности, типом здания, размером торговой площади и др.

В ассортиментный перечень обязательно должны входить социально значимые продовольственные и непродо­вольственные товары, остальные товары определяются магазином самостоятельно.

При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента.

Свойство ассортимента — специфическая особенность, проявляющаяся при его формировании.

Показатель ассортимента — количественное выражение свойств ассортимента, при котором измерению подлежит количество видов и наименований товаров.

Основными показателями ассортимента являются следующие количественные характеристики: структура, широта, полнота, глубина, устойчивость и новизна.

Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида или наименования товара в общем наборе. Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.

Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты:

Кш = Гф/Гн, (4.2)

где Гф - фактическое количество групп товаров, имеющихся в продаже; Гн - общее количество групп товаров.

Полнота ассортимента - соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню и существующим потребностям.

Полнота ассортимента характеризуется коэффициентом полноты:

Кп = Вф/Вн, (4.3)

где Вф - фактическое количество видов товаров, имеющихся в продаже; Вн - количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и др.

Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию и оценивается коэффициентом глубины:

Кг = Рф /Рн (4.4) где Рф - фактическое количество разновидностей товаров, имеющихся в продаже; Рн - количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и др.

Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже. Устойчивость ассортимента характеризуется коэффициентом устойчивости:

Куст =(Рф1 + Рф2 + ... + Рфп)/(РЛ), (4.5)

где Рф , Рф ... Рф - фактическое количество разновидностей (видов) товаров на момент отдельных проверок; Рн - количество разновидностей (видов) товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем; п - количество проверок.

Коэффициент устойчивости ассортимента, как правило, определяется за конкретный период (месяц, квартал, год).

Новизна характеризует появление новых разновидностей товаров за определенный период времени и оценивается коэффициентом новизны:

Кн = Рн/Рф- (4-6)

где Рн - количество новых разновидностей товаров, появившихся в момент проверки; Рф - количество разновидностей.

Коэффициент новизны характеризует степень обновления ассортимента, появление новых изделий. При этом целесообразно выделять принципиально новые изделия и изделия ранее выпускавшиеся, но с существенно изменен­ными потребительскими свойствами. Степень обновления ассортимента должна быть увязана с периодом морально­го старения товаров: чем он меньше, тем должна быть больше степень обновления ассортимента.

Формирование ассортимента определяет ассортиментную политику организации.

Ассортиментная политика - цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации.

Цель организации в области ассортимента - формирование реального или прогнозируемого ассортимента, мак­симально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения за­планированной прибыли. Для этого необходимо установить реальные и предполагаемые потребности в определенных товарах; определить основные показатели ассортимента и дать анализ его рациональности; выявить источники то­варных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента; оценить материальные возмож­ности организации для выпуска, распределения или реализации отдельных товаров; определить основные направ­ления формирования ассортимента.

Основными направлениями деятельности торговой организации в области формирования ассортимента могут быть: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Указанные направления взаимосвязаны и в значительной мере дополняют друг друга.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34926. Возникновение, сущность, виды и функции денег 57 KB
  О наличии денег на хранении выдавался сертификат квитанция который удостоверял что деньги находятся у банкира на хранении и предъявитель сей бумаги получит определённую сумму. Со временем эти сертификаты стали иметь такую же силу как и реальные деньги. Так появились первые бумажные деньги возникшие из практики использования банковских сертификатов квитанций. Деньги специфический товар который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.
34927. Государственный бюджет 26 KB
  Деятельность государства по формированию рассмотрению утверждению исполнению бюджета а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении формулировка касается бюджетов всех уровней входящих в бюджетную систему РФ называется бюджетный проце́сс. Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета то это называется бюджетный дефицит или дефицит бюджета. Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель или происходит значительное снижение ожидавшихся...
34928. Государственный долг. Экономический анализ государственного долга 28 KB
  Государственный долг возникает вследствие существования дефицита бюджета в определенные периоды времени. Когда расходы государства превышают его доходы, правительство вынужденно искать источники финансирования возникшего разрыва.
34929. Группы издержек производства 36.5 KB
  Внешние(явные, бухгалтерские) – денежные платежи, которые производит фирма за приобретенные ресурсы поставщику, обеспечивающие его таким доходом, чтобы он не направлял ресурсы в альтернативное производство, образует себестоимость
34930. Денежные теории 40 KB
  Фридмен реформировал количественную теорию денег основываясь на существующих разработках трансакционном варианте и. По мнению Фридмена деньги имеют значение для динамики цен и что важно именно количество денег а не процентные ставки влияют на состояние денежного рынка или условия выдачи кредитов. В монетаристском варианте количественной теории денег важное место отводится ожидаемым изменениям уровня цен как фактора действующего на размеры кассовых денежных резервов и других финансовых активов находящихся в распоряжении...
34931. Закон Оукена. Экономический смысл. Социально-экономические последствия безработицы 33 KB
  Социальноэкономические последствия безработицы. Закон Оукена эмпирическая зависимость между темпом роста безработицы и темпом роста ВНП в США начала 60х годов предполагающая что превышение уровня безработицы на 1 над уровнем естественной безработицы снижает реальный ВНП по сравнению с потенциальным на 25 . Y − Y Y = − Buc Y фактический ВНП Y потенциальный ВНП uc уровень циклической безработицы B эмпирический коэффициент чувствительности обычно принимается 2. Следствие из закона Оукена: Y1 − Y0 Y0 =...
34932. Законы Госсена и аксиомы порядкового подхода 42.5 KB
  Субъект будет распределять свои расходы таким образом что отношение предельной полезности к цене будет одинаковым для всех товаров и экономических услуг: U полезность xi количество iго товара или услуги pi цена iго товара или услуги Порядковый подход к анализу полезности и спроса базируется на следующих аксиомах: Аксиома полной совершенной упорядоченности. Аксиома транзитивности. Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений. Аксиома транзитивности содержит и еще одно утверждение а именно: если А В и В С то А С.
34933. Индексы цен 27.5 KB
  Методика принципов расчета индексов цен: определение набора товаров; выбор базовых объектов путем репрезентативной выборки предприятий различных отраслей торговли сферы услуг; выбор системы взвешивания показателей и формулы расчета индексов. Расчеты индексов цен обеспечивают построение индексов фактических цен и индексов средних цен. Индекс средних цен учитывает наряду с изменением цен на отдельные товары структурные изменения.