2286

Философия античности

Контрольная

Логика и философия

Философия Платона. Философия Аристотеля. Концепция общества и государства в философии Платона и Аристотеля. Проблема мира, человека, познания в философии Эпикура, Стоиков и скептиков. Неоплатонизм.

Русский

2013-01-06

21.51 KB

17 чел.

Философия античности.

Вопросы:

  1.  Философия Платона
  2.  Философия Аристотеля
  3.  Концепция общества и государства в философии Платона и Аристотеля
  4.  Проблема мира, человека, познания в философии Эпикура, Стоиков и скептиков. Неоплатонизм.

1 вопрос.

Платон – крупнейший философ древности, от которого до нашего времени дошли практически все сочинения. Его концепция получила название – теория идей. Платон, как и его учитель, ищет единое основание, но не только для нравстенности, но для всего космоса. У философа идеи становятся сущностью вещи, которые при этом противостоит всем ее чувственным подобиям. Все вещи данные нам в ощущениях, изменчивы и приходящи. Именно в этом заключается суть идеализма Платона: реальные существуют только умопостигаемое, безтелесное, не данная в чувство сущность. Таким образом согласно теории идей, каждая из идей является основанием всех вещей и условием возможности рассуждений, т.е. идея выступает, как бытие, логическая форма, образ, смысл и цель вещи.

Платон описывает мир идей, как нечто противоположно вещественному миру, иными словами в философии Платона, утверждаются 2 формы бытия:

  1.  Подлинное бытие – мир идей
  2.  Кажущееся – отраженное, производное бытие. Последнее связывает подлинное бытие с небытием, которое Платон называет материей. Логическая цепока, таким образом, включает в себя 3 элемента: мир идей, кажущийся мир и материя.

Согласно Платоновской теории познания, душа каждого человека до своего воплощения в теле, пребывала непосредственно в мире идей и созерцала их. Однако в земной жизни, она забыла все, что видела, поэтому познание по мнению философа, заключается в «припоминании» того, что было забыто. Здесь разумное постижение идей Платон называет жиалектикой, в соответствии с чем, ее определение звучит – онтологические прообразы - образцы и причины чувственных вещей.

2 вопрос

Дальнейшее развитие учения Платона получает в философии Аристотеля. Особой заслугой Аристотеля является выделение философии из всей сферы знания. Именно он впервые разделил физику и философию. С его точки зрения, предметом первой философии является, не природа, а все что существует сверх ее, поэтому для философа физика всегда стоит на втором месте.

Аристотель полностью воспринял теорию идей Платона, однако подверг критике вопрос о соотношении вещи и идеи. Если Платона считал, что все вещи – это бредная копия идей, то Аристотель, наоборот, полагал, что идея полностью реализуется в вещи, сами идеи он называет формой. Здесь форма и материя неотделимы друг от друга: форма обретает свою завершенность, только через материю. Понятно, что вещь есть бытие идеи, но Аристотель понимает, что все вещи изменяются, а идеи нет. Получившийся парадокс, он решает следующим образом: да идея неизменна, но бытие идеи включает в себя 2 модуса: возможность и действительность. Форма одна и та же, но она может существовать в возможности и действительности. Здесь желудь это действительность, а дуб – возможность.

Исходя из этого, движение – это переход неизменной формы из возможности в действительность. Таким образом, движение здесь определяется не скоростью, а начальным и конечным состоянием. Чтобы детально объяснить движение, Аристотель создает учение о 4 причинах:

  1.  Ответ на вопрос что – форма, как первообраз, то что делает ставшую вещь самой собой (формальная причина)
  2.  Ответ на вопрос как или что вносит форма (действующая причина)
  3.  Ради чего (целевая причина)
  4.  Из чего (материальная причина)

Например, когда строится дом, материальная причина – кирпич, формальная – форма дома, действующая – деятельность строителя, целевая – назначение дома.

Над всем учением Аристотеля, господствует мысль о целесообразности космоса и всего мирового процесса, что получило название – телеология. Фактически Аристотель, полагает что мировой процесс имеет единую цель, эта цельм – единый Бог. С точки зрения философа, мировое движение предполагет наличие единого двигателя, таким перводвигателем может быть только Бог.

3 вопрос

Метифизика Платона лежит в основе его нравственно-этической концепции. Согласно мнению философа, нравственным может быть только такой поступок, который основан на истинном знании. Душа, обладающая этим знанием, состоит из 3 частей: разумной, волевой и вожделеющей. Разумная служит основой для добродетелей мужества. Она признана ограничивать вожделеющее и чувственное, что приводит к уверенности и благополучию. По руководством разума в душе рождается справедливость. Следует отметить, что вся этика Платона направлена на воспитание в человеке гражданина совершеного государства.

Анализируя все формы государственного устройства, Платон приходит к выводу, что все они несовершенны. По этому он создает проект идеального государства. Управлять им должны люди определенного типа, таковыми он считает философов по складу ума. Опорой государства служат военные, носители добродетелей мужества. Последнее сословие должно обладать добродетелям благоразумия, которое помагет выполнять все обязанности. Для достижения государственной цели, необходима особая система воспитания, с помощью которой будут воспитаны те люди, которые необходимы. Таким образом, Платон выделял идеальное государство и близкую к нему аристократию, как хорошую форму правления и плохие формы правления – тирамия, тимократия и олигархия.

Оригинальное сициально-философское учение разработано Аристотелем.

По Аристотелю, человек – политическое животное, оно несет в себе инстинкт совместного проживания. Первым результатом сожительства, он считал образование семьи, а далее при взаимном обмене возникают селения, племена, государства.

По мысли Аристотеля, бедные и богатые, являются противоположными элементами государства, и в зависимости от перевеса тех или иных, устонавливается соответствующая форма правления. Всего он выделяет 3 слоя граждан:

  1.  Богатые
  2.  Бедные
  3.  Средний класс

Последние являются опорой государства. Будучи сторонником рабства, считае, что оно есть общий закон природы, основанный на собственности (частной). Те, кто подчиняется - должен быть рабом.

Философ выделяет 3 главных формы правления:

  1.  Монархия
  2.  Аристократия
  3.  Полития

Отклонение от монархии, дает тирамию, от аристократии – олигархию, от политии – тимократию. По Аристотелю, олигархия и тимократия основывает свою власть на одинаковых принципах: «богатство удел немногих, а свободой пользуются – все»

Лучшей формой устройства государства, он считает – политию.

4 вопрос

Согласно мнению ученых, период Элино-римской философии начинается с 4 в. до н.э.. Вместо духовного единства на основе полиса, в римской республике возникает осознание безоснованости и не гарантированности жизни. Одним из тех, кто пытался прокомментировать эту ситуацию был Эпикор. Высшим Эпикор признавал наслаждение (едоне). Оно состоит в удовлетворенности своих потребностей и достижении определенного состояния атараксии (спокойствия), а также счастья.

Будучи атанистом, он допускает существование случайностей, т.е. отклонение в путях движения атомов. Т.к. душа человека тоже состоит из атомов, то человек свободен. Однако свобода проявляется, только если освободиться от страха, это страх перед Богами и перед смертью.

В то же время формируется еще одно учение – стоицизм. Оно выдвигает единственное благо – добродетель, к таковым относятся: разумность, умеренность, справедливость, доблесть. Между добром и злом, четкого перехода не существует. Все остальное не связано с достижением этих добродетелей, стоики относят к безразличным вещам. На эти вещи человек не может повлиять, но может над ними возвыситься. По этом уидеалом всех стоиков, является смирение с судьбой.

Менее известным является античный скептицизм, его основатель – Пиррон, предлагал воздерживаться от решительных и завершающих высказываний, считали, чтоникаких твердых убеждений существовать не может.

Единственным, что позволено философам - это лишь суждение о вещах, которые при этом не расскрывают истину, поэтому исходя из принципа « ничего не утверждать», скептики отвергли любые попытки познания причин и сути вещей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80606. Закрепление вычислительных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 1000. Составление формулы здоровья 53 KB
  Цель: закрепить изученные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел в пределах 1000 умение решать составные задачи простые и составные уравнения; развивать логическое мышление внимание; заботиться и оберегать своё здоровье.
80607. Поняття про числівник як частину мови 42.5 KB
  Консультанти знайомлять учнів з темами підготовленими вдома група: Кількісні числівники. група: Порядкові числівники. група: Прості і складні числівники. З якою частиною мови ми познайомилися Що означає числівник На які питання відповідає Які бувають числівники...
80608. Вправи на доцільне використання прикметників у мовленні. Спостереження за формами прикметників найвищого ступеня (без терміна, практично) 58 KB
  Мета: Ключові компетентності: формувати компетентність вміння вчитися організовувати своє робоче місце орієнтуватися в часі та берегти його доводити роботу до кінця; соціальну компетентність продуктивно співпрацювати з різними партнерами в групі підтримувати та керувати власними взаєминами з іншими.
80609. Порівняння числа та значення числового виразу. Складання задач за малюнками. Рівності 45 KB
  Обладнання: картки-підказки завдання від діда Цифроїда картка до ігор Цифри поховались Віночок Склади картинку бджілки маски Зайчика й Лисички. Лиска ця розумна дуже Додає все віднімає Знає лінії множини І задачі всі рішає Коли зробим всі завдання Частування поверне.віддає великий конверт вчителю...
80610. Слова, які звучать і пишуться однаково 39.5 KB
  Мета: ознайомити дітей з омонімами (без уживання терміну); вчити вдумливо сприймати мовлене і записане слово; розвивати інтерес до мови, до лексичних знань слів. Хід уроку Організація класу Перевірка домашнього завдання. Яке слово, що має багато значень є в вірші Що за коса?
80611. Літературні казки 37.5 KB
  Мета: Формувати компетентність вміння вчитися. Загальнокультурну компетентність Соціальну компетентність Предметні компетентності Практично ознайомити учнів з новим автором літературних казок – Василем Чухлібом та його творами Спонукати дітей пильніше оглядати світ навколо себе...
80612. Жива і нежива природа. Значення природи для людини 40.5 KB
  Мета: Розширити і уточнити знання учнів про різноманітність природи; формувати в учнів поняття природа жива і нежива природа; розвивати уміння спостерігати за обєктами природи відрізняти предмети природи від предметів створених руками людини; виховувати дбайливе ставлення до природи.
80613. В осінні барви шати вдяглись ліси й поля 71 KB
  Мета. Формування у школярів уміння добирати твори, книги із заданої теми; вчити учнів бачити і розуміти прекрасне в природі, в музиці, поезії; розвивати образне мислення й мовлення; вчити визначати тему і мету твору, виразно читати поетичні твори, читати в особах...
80614. Океани Землі (прес-конференція) 38.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів із поняттям «океани», їх розміщенням на карті півкуль і глобусі; продовжити навчати читати карту і працювати з нею; висвітлити значення океанів та використання їх багатств людиною; сприяти розвиткові памяті, спостережливості, вихованню бережливого ставлення до природних багатств.