2286

Философия античности

Контрольная

Логика и философия

Философия Платона. Философия Аристотеля. Концепция общества и государства в философии Платона и Аристотеля. Проблема мира, человека, познания в философии Эпикура, Стоиков и скептиков. Неоплатонизм.

Русский

2013-01-06

21.51 KB

17 чел.

Философия античности.

Вопросы:

  1.  Философия Платона
  2.  Философия Аристотеля
  3.  Концепция общества и государства в философии Платона и Аристотеля
  4.  Проблема мира, человека, познания в философии Эпикура, Стоиков и скептиков. Неоплатонизм.

1 вопрос.

Платон – крупнейший философ древности, от которого до нашего времени дошли практически все сочинения. Его концепция получила название – теория идей. Платон, как и его учитель, ищет единое основание, но не только для нравстенности, но для всего космоса. У философа идеи становятся сущностью вещи, которые при этом противостоит всем ее чувственным подобиям. Все вещи данные нам в ощущениях, изменчивы и приходящи. Именно в этом заключается суть идеализма Платона: реальные существуют только умопостигаемое, безтелесное, не данная в чувство сущность. Таким образом согласно теории идей, каждая из идей является основанием всех вещей и условием возможности рассуждений, т.е. идея выступает, как бытие, логическая форма, образ, смысл и цель вещи.

Платон описывает мир идей, как нечто противоположно вещественному миру, иными словами в философии Платона, утверждаются 2 формы бытия:

  1.  Подлинное бытие – мир идей
  2.  Кажущееся – отраженное, производное бытие. Последнее связывает подлинное бытие с небытием, которое Платон называет материей. Логическая цепока, таким образом, включает в себя 3 элемента: мир идей, кажущийся мир и материя.

Согласно Платоновской теории познания, душа каждого человека до своего воплощения в теле, пребывала непосредственно в мире идей и созерцала их. Однако в земной жизни, она забыла все, что видела, поэтому познание по мнению философа, заключается в «припоминании» того, что было забыто. Здесь разумное постижение идей Платон называет жиалектикой, в соответствии с чем, ее определение звучит – онтологические прообразы - образцы и причины чувственных вещей.

2 вопрос

Дальнейшее развитие учения Платона получает в философии Аристотеля. Особой заслугой Аристотеля является выделение философии из всей сферы знания. Именно он впервые разделил физику и философию. С его точки зрения, предметом первой философии является, не природа, а все что существует сверх ее, поэтому для философа физика всегда стоит на втором месте.

Аристотель полностью воспринял теорию идей Платона, однако подверг критике вопрос о соотношении вещи и идеи. Если Платона считал, что все вещи – это бредная копия идей, то Аристотель, наоборот, полагал, что идея полностью реализуется в вещи, сами идеи он называет формой. Здесь форма и материя неотделимы друг от друга: форма обретает свою завершенность, только через материю. Понятно, что вещь есть бытие идеи, но Аристотель понимает, что все вещи изменяются, а идеи нет. Получившийся парадокс, он решает следующим образом: да идея неизменна, но бытие идеи включает в себя 2 модуса: возможность и действительность. Форма одна и та же, но она может существовать в возможности и действительности. Здесь желудь это действительность, а дуб – возможность.

Исходя из этого, движение – это переход неизменной формы из возможности в действительность. Таким образом, движение здесь определяется не скоростью, а начальным и конечным состоянием. Чтобы детально объяснить движение, Аристотель создает учение о 4 причинах:

  1.  Ответ на вопрос что – форма, как первообраз, то что делает ставшую вещь самой собой (формальная причина)
  2.  Ответ на вопрос как или что вносит форма (действующая причина)
  3.  Ради чего (целевая причина)
  4.  Из чего (материальная причина)

Например, когда строится дом, материальная причина – кирпич, формальная – форма дома, действующая – деятельность строителя, целевая – назначение дома.

Над всем учением Аристотеля, господствует мысль о целесообразности космоса и всего мирового процесса, что получило название – телеология. Фактически Аристотель, полагает что мировой процесс имеет единую цель, эта цельм – единый Бог. С точки зрения философа, мировое движение предполагет наличие единого двигателя, таким перводвигателем может быть только Бог.

3 вопрос

Метифизика Платона лежит в основе его нравственно-этической концепции. Согласно мнению философа, нравственным может быть только такой поступок, который основан на истинном знании. Душа, обладающая этим знанием, состоит из 3 частей: разумной, волевой и вожделеющей. Разумная служит основой для добродетелей мужества. Она признана ограничивать вожделеющее и чувственное, что приводит к уверенности и благополучию. По руководством разума в душе рождается справедливость. Следует отметить, что вся этика Платона направлена на воспитание в человеке гражданина совершеного государства.

Анализируя все формы государственного устройства, Платон приходит к выводу, что все они несовершенны. По этому он создает проект идеального государства. Управлять им должны люди определенного типа, таковыми он считает философов по складу ума. Опорой государства служат военные, носители добродетелей мужества. Последнее сословие должно обладать добродетелям благоразумия, которое помагет выполнять все обязанности. Для достижения государственной цели, необходима особая система воспитания, с помощью которой будут воспитаны те люди, которые необходимы. Таким образом, Платон выделял идеальное государство и близкую к нему аристократию, как хорошую форму правления и плохие формы правления – тирамия, тимократия и олигархия.

Оригинальное сициально-философское учение разработано Аристотелем.

По Аристотелю, человек – политическое животное, оно несет в себе инстинкт совместного проживания. Первым результатом сожительства, он считал образование семьи, а далее при взаимном обмене возникают селения, племена, государства.

По мысли Аристотеля, бедные и богатые, являются противоположными элементами государства, и в зависимости от перевеса тех или иных, устонавливается соответствующая форма правления. Всего он выделяет 3 слоя граждан:

  1.  Богатые
  2.  Бедные
  3.  Средний класс

Последние являются опорой государства. Будучи сторонником рабства, считае, что оно есть общий закон природы, основанный на собственности (частной). Те, кто подчиняется - должен быть рабом.

Философ выделяет 3 главных формы правления:

  1.  Монархия
  2.  Аристократия
  3.  Полития

Отклонение от монархии, дает тирамию, от аристократии – олигархию, от политии – тимократию. По Аристотелю, олигархия и тимократия основывает свою власть на одинаковых принципах: «богатство удел немногих, а свободой пользуются – все»

Лучшей формой устройства государства, он считает – политию.

4 вопрос

Согласно мнению ученых, период Элино-римской философии начинается с 4 в. до н.э.. Вместо духовного единства на основе полиса, в римской республике возникает осознание безоснованости и не гарантированности жизни. Одним из тех, кто пытался прокомментировать эту ситуацию был Эпикор. Высшим Эпикор признавал наслаждение (едоне). Оно состоит в удовлетворенности своих потребностей и достижении определенного состояния атараксии (спокойствия), а также счастья.

Будучи атанистом, он допускает существование случайностей, т.е. отклонение в путях движения атомов. Т.к. душа человека тоже состоит из атомов, то человек свободен. Однако свобода проявляется, только если освободиться от страха, это страх перед Богами и перед смертью.

В то же время формируется еще одно учение – стоицизм. Оно выдвигает единственное благо – добродетель, к таковым относятся: разумность, умеренность, справедливость, доблесть. Между добром и злом, четкого перехода не существует. Все остальное не связано с достижением этих добродетелей, стоики относят к безразличным вещам. На эти вещи человек не может повлиять, но может над ними возвыситься. По этом уидеалом всех стоиков, является смирение с судьбой.

Менее известным является античный скептицизм, его основатель – Пиррон, предлагал воздерживаться от решительных и завершающих высказываний, считали, чтоникаких твердых убеждений существовать не может.

Единственным, что позволено философам - это лишь суждение о вещах, которые при этом не расскрывают истину, поэтому исходя из принципа « ничего не утверждать», скептики отвергли любые попытки познания причин и сути вещей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30297. Типология реализма в историческом аспекте. Классический реализм 19 века 26 KB
  Классический реализм 19 века. В тридцатые годы XIX века в ряде европейских литератур утверждаются эстетические принципы критического реализма XIX века. Открытием критического реализма XIX века было изображение социального характера создание образа воплощавшего типические черты современного общества. Однако такое документально точное изображение среды реализма XIX века означало собой лишь подготовительную стадию в художественном освоении жизненных обстоятельств.
30298. Типология реализма в историческом аспекте. Социалистический реализм 26.5 KB
  Социалистический реализм являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики требует от художника правдивого историческиконкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма. В изображении действительности показать процесс исторического развития который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию...
30299. Основные методы художественной литературы. Сентиментализм. Идейные основы и художественная практика 32.5 KB
  Первостепенное место в представлениях сентименталистов занимают чувства или как говорили в России в XVIII в. В России сентиментализм зарождается в 60е годы но лучшие его произведения Путешествие из Петербурга в Москву Радищева Письма русского путешественника и повести Карамзина относятся к последнему десятилетию XVIII в. в Западной Европе и России подготовленное кризисом просветительского рационализма см. В России представителями С.
30300. Основные методы художественной литературы. Модернизм - идейные основы и творческая практика. Основные течения. Идейные основы и художественная практика символизма 29 KB
  Идейные основы и художественная практика символизма МОДЕРНИЗМ общее обозначение всех авангардистских направлений в культуре 20 века программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного искусства современности или искусства будущего . В более строгом историческом смысле ранние стилистические тенденции такого направления импрессионизм постимпрессионизм символизм стиль модерн в которых разрыв с традицией еще не был так резок и принципиален как позднее. Символизм европейское литературнохудожественное...
30302. Постмодернизм. Стилевые принципы изображения действительности. Основные представители в литературах Запада и России 24 KB
  Основные представители в литературах Запада и России что постмодернизм это мировоззрение выражающее основные тенденции установки и ориентиры общества достигшего определённого уровня развития. модерн это не только и не столько конкретная историческая эпоха это определённая мировоззренческая позиция которая рассматривает историю как процесс восхождения от низших форм к высшим причём новая ступень развития с данной точки зрения должна преодолевать или даже отменять предшествующую. Таким образом можно сделать вывод что модерн ...
30303. Проблема автора в литературоведении. История и теория вопроса (работы М.М.Бахтина, Б.О.Кормана, Г.А.Гуковского и др.) 30.5 KB
  Проблема автора в литературоведении. Категория автора считается 1 из стержневых в литературе.Выделяется образ автора под кот понимается особая форма проявления авторской позиции. Участие автора в движении сюжета отношение автора к героям и т.
30304. Формы выражения авторского сознания в прозаическом тексте (автор-биография, автор-концепция, автор-повествователь) 27 KB
  Формы выражения авторского сознания в прозаическом тексте авторбиография авторконцепция авторповествователь Слово автор употребл в литведении в нескх знач. явлся все произведениеобраз автора. явлений характерных для отдельных жанров и родовавтором называют рассказчика повествователя в эпических произведениях либо лирического героя в лирикеБ. автор может выбрать одну из трех форм повествования ОТ АВТОРА объективная форма повествования от 3го лица: кажущееся отсутствие в произв.
30305. Проблема автора в литературоведении. Формы выражения авторского сознания в прозаическом тексте 26 KB
  Проблема автора в литературоведении. Формы выражения авторского сознания в прозаическом тексте Автор от лат. С разной степенью включенности автор участвует в литературной жизни своего времени вступая в непосредственные отношения с другими авторами с литературными критиками с редакциями журналов и газет с книгоиздателями и книготорговцами в эпистолярные контакты с читателями и т. Сходные эстетические воззрения приводят к созданию писательских групп кружков литературных обществ других авторских объединений.