22876

Физиология организма человека. Стресс, его роль в адаптации че

Лекция

Медицина и ветеринария

Стресс его роль в адаптации человека к социальной и трудовой деятельности. Понятие о стрессе как об общем адаптационном синдроме учение о стрессе Г. Сущность психогенного стресса и его влияние на человека. Степень развития интеллекта; Способность контролировать свои эмоции и поведение в различных ситуациях; Способность справляться со стрессом.

Русский

2013-08-04

70 KB

0 чел.

Лекция № 5

Тема: Физиология организма человека. Стресс, его роль в адаптации человека к социальной и трудовой деятельности.

План лекции.

  1.  Строение и функция нервной регуляторной системы организма человека.
  2.  Строение и функция гуморальной регуляторной системы организма человека.
  3.  Понятие о психическом здоровье. Критерии и факторы, определяющие псих. здоровье. Понятие о стрессе, как об общем адаптационном синдроме (учение о стрессе Г. Селье).
  4.  Сущность психогенного стресса и его влияние на человека.

1.

Существует две регуляторные системы - нервная и гуморальная.

Нервная система подразделяется на центральную и периферическую. В зависимости от характера иннервации органов и тканей нервную систему делят на соматическую и вегетативную.

Головной мозг расположен в мозговом отделе черепа. Он состоит из пяти отделов, выполняющих различные функции: продолговатый, задний (варолиев мост и мозжечок), средний, промежуточный, передний мозг (большие полушария).

  1.  Продолговатый мозг отвечает за пищеварение, дыхание, сердечную
    деятельность, защитные рефлексы (рвота, кашель).
  2.  Задний мозг. Варолиев мост - проводящие пути между мозжечком и
    полушариями. Мозжечок регулирует двигательные акты (равновесие, координация движений).
  3.  Средний мозг - поддерживает тонус мышц, отвечает за ориентировочные, сторожевые и оборонительные рефлексы на зрительные и звуковые раздражители.
  4.  Промежуточный мозг состоит из таламуса, эпи-и гипотоламуса. Сверху к нему прилегает эпифиз, а снизу - гипофиз. Он регулирует все сложные
    двигательные рефлексы, координирует работу внутренних органов и участвует
    в гуморальной регуляции обмена веществ, потребление воды и пищи, поддержании постоянной температуры тела.
  5.  Передний мозг осуществляет психическую деятельность: память, речь,
    мышление, поведение. Состоит из серого и белого вещества. Серое вещество
    образует кору и подкорковые структуры и представляет собой совокупность тел
    нейронов и их коротких отростков (дендритов), белое вещество - длинных от
    ростков - дексонов.

Спинной мозг расположен в костном позвоночном канале. Он имеет вид белого шнура диаметром около одного сантиметра. В нем есть 31 сегмент, от которых отходит пара смешанных спинномозговых нервов. У него две функции - рефлекторная и проводниковая.


  1.  Рефлекторная функция - осуществление двигательных и вегетативных рефлексов (сосудодвигательный, пищевой, дыхательный, дефекации, мочеиспускания, половой).
  2.  Проводниковая функция - проведение нервных импульсов от головного мозга к телу и наоборот.

Вегетативная нервная система управляет деятельностью внутренних органов, желез и не подчиняется воле человека. Она состоит из ядер - скопление нейронов в головном и спинном мозге, вегетативных узлов - скопление нейронов вне ЦНС и из нервных окончаний. Вегетативная система делится на симпатическую и парасимпатическую.

Симпатическая система мобилизует силы организма в экстремальной ситуации. Ее ядра находятся в спинном мозге, а узлы вблизи него. При ее возбуждении учащаются и усиливаются сердечные сокращения, происходит перераспределение крови от внутренних органов к мышцам, снижении железистой двигательной функции желудка и кишечника.

Парасимпатическая система. Ее ядра находятся в продолговатом, среднем мозге и частично в спинном мозге, а функция - противоположна симпатической - система «отбоя» - способствует протеканию восстановительных процессов в организме.

2.

Гуморальную регуляцию осуществляют железы внутренней и смешанной секреции.

  1.  Железы внутренней секреции (эндокринные железы) не имеют выводных протоков и выделяют свои секреты непосредственно в кровь.
  2.  Железы смешанной секреции - одновременно осуществляют и внешнюю и внутреннюю секрецию (поджелудочная железа, половые железы) - выделяют секреты в кровь и в полость органов.

Эндокринные железы выделяют гормоны. Всем им свойственна высокая интенсивность оказываемого воздействия, его дистантность - оказания действия на расстоянии от места продукции; высокая специфичность действия, а также идентичность действий гормонов у животных и человека. Гормоны оказывают свое влияние на организм различными путями: через нервную систему, гуморальную систему и непосредственно воздействуя на рабочие органы и физиологические процессы.

Эндокринноактивных желез большое количество: гипоталамус, гипофиз, эпифиз, тимус, половые железы, надпочечники, щитовидная железа, паращито-видная железа, плацента, поджелудочная железа. Разберем функции некоторых из них.

Гипоталамус - участвует в регуляции вводно-солевого обмена, через синтез антиудиритеческого гормона; в недержании гомоэтермии; контроле эмоций и поведения, деятельность органов размножения; обуславливает лактацию.

При гипофункции развивается несахарный диабет вследствие очень сильного и обильного диуреза. При гиперфункции появляются отеки, артериальная гиперемия, нарушается сон.

Гипофиз находится в головном мозге, он продуцирует гормон роста, а также деятельность других желез. Выработка лактогенного гормона и гормона, регулирующего пигментацию кожи и волос. Гормоны гипофиза включают окисление липидов. При гипофункции в детском возрасте развивается карликовость (нанизм). При гиперфункции в детском возрасте развивается гигантизм, а во взрослом акромегалия.

Щитовидная железа выделяет йодозавимый гормон тироксин. При гипофункции в детском возрасте развивается кретинизм - задержка роста, психического и полового развития. Во взрослом возрасте - териоидный зоб, снижаются интеллектуальные возможности, повышается содержание холестерина в крови, нарушается менструальный цикл, часто происходит невынашивание беременности (преждевременные роды и выкидыши). При гипертериозе развивается базедова болезнь.

Поджелудочная железа - выделяет два противоположных по действию гормона, регулирующих обмен углеводов - глюкогон, отвечает за распад гликогена до глюкозы, а инсулин - за синтез из глюкозы гликогена. При дефиците

глюкогона и избытке инсулина развивается тяжелейшая гипогликемическая кома. При избытке глюкогона и дефиците инсулина - сахарный диабет.

3.

Психическое здоровье – гармоничное развитие психики человека в соответствии с его возрастом.

Основные критерии для оценки психического здоровья.

  •  Степень развития интеллекта;
  •  Способность контролировать свои эмоции и поведение в различных ситуациях;
  •  Способность справляться со стрессом.

Факторы психического здоровья

  •  Наследственность;
  •  Опыт, приобретённый в процессе воспитания;

По наследству передаётся подвижность нервных импульсов в коре головного мозга, которые определяют тип нервной деятельности (темперамент).  

4 типа темперамента:

Холерик – сильно подвижный тип, низко уравновешен, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, хорошая кратковременная память. НЕДОСТАТОК – редко доводит дело до конца.

Сангвиник – сильный тип, уравновешанный, хорошая память, способны выполнять несколько дел одновременно и доводят их до конца.

Меланхолик – процесс торможения и возбуждения уравновешены, но протекают медленно, плохая память, медленные смены настроения, слабо неуравновешенные.

Флегматик – сильно не уравновешенные, процесс торможения преобладает над возбуждением, хорошая память.

Патологические формы воспитания:

  1.  тип эмоционального отвержения – родители заставляют испытывать ребёнка чувство вины, преувеличивая его недостатки (тип ЗОЛУШКИ);
  2.  гипер-опека – проявляется в гипер (чересчур) заботе о ребёнке, что препятствует возможности принимать собственные самостоятельные решения;
  3.  воспитание по типу повышения моральной ответственности - родители требуют от ребёнка, чтобы он осуществлял их мечты, которые они не могли осуществить;
  4.  противоречивое воспитание – родители по разному относятся к ребёнку, они переносят на него свои проблемы, предъявляя к нему свои требования (ИДИ СЮДА – СТОЙ НА МЕСТЕ);
  5.  смена образов воспитания – возникают при распаде семьи или тяжёлой болезни одного из них;
  6.  физическое насилие – обращение с ребёнком, которое не носит воспитательный характер.

Термин «Стресс» был сформирован в 1926г. канадским учёным Гансом Селье, который дал следущее определение этому понятию:

СТРЕСС – врождённая защитная реакция организма на существующие внешнее раздражение.

Виды стресса

  1.  Эустрессположительный стресс, протекает без потерь для организма (мобилизация сил при выполнении важного задания – замужество).
  2.  Дистресс – чрезмерный стресс, протекает с потерями для организма.

Факторы вызывающие стресс:

  1.  физические: резкое колебание температур, перепады давления, радиация, высокая концентрация углекислого газа в воздухе;
  2.  эмоциональные: страх, усталость, бессилие (отсутствие контроля над событиями), изоляция, возросший темп жизни, избыток или дефицит информации;
  3.  теологические: заболевания, травмы, черты характера – обидчивость, мнительность, чувство неполноценности, низкая самооценка;
  4.  временные: факторы прошлого – выступают как стресс: накопленные обиды, ошибки, неудачи. Факторы настоящего – настроение, проблемы. Факторы будущего – сессия, предстоящий развод.

При действии на человека повреждающих факторов, в его организме развиваются повреждения и включаются защитно-приспособительные механизмы, поддерживающие гомеостаз внутренней среды. Эти механизмы включаются на воздействие различных повреждающих факторов, т.е. они не специфичны. Положения о стрессе, как о общем адаптационном синдроме разработаны Г. Селье. Им выделены следующие группы повреждающих факторов - физические (холод, жара), биологические (вирусы, бактерии), химические (яды, кислоты, щелочи), механические (травмы, психоэмоциональное перенапряжение). Все они вызывают, как селективные эффекты, так и общие реакции неблагоприятного, так и компенсаторно-приспособительного плана. Эта совокупность изменений и называется общим адаптационном синдромом. Существуют следующие стадии развития стресса: тревога, резистентность и истощение.

  1.  Стадия тревоги характеризуется уменьшением размеров тимуса, селезенки и лимфоузлов, а также их функций. Это происходит из-за большой концентрации глюкокортикоидов (адреналина и норадреналина).
  2.  Стадия резистентности - стадия повышенной устойчивости стресса. В
    это время повышается артериальное давление, усиливается обмен углеводов,
    учащается и углубляется дыхание. При повышении устойчивости происходит
    увеличение количества нейтрофилов, гемоглобина, повышается температура
    тела. Активизируется распад белков, система Т и В лимфоцитов.
  3.  Стадия истощения. Она развивается, если на человека воздействует
    очень сильный повреждающий фактор или же длительность воздействия фактора умеренной силы очень велика. Она характеризуется торможением ЦНС,
    истощением лифмоидных органов.

Следствием является развитие болезни адаптации и различных инфекционных и не заразных болезней, которые могут закончиться смертью.

Признаки стрессовых состояний:

1). ФИЗИЧЕСКИЕ: бессонница, беспричинные боли, головокружение, потеря аппетита, сонливость, чувство голода.

2). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ: беспокойство, гнев, невозможность сосредоточиться, плохое настроение, раздражительность.

3). ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ: кусание ногтей, злоупотребление алкоголем, курение, нервный смех.

Методы профилактики стрессовых состояний:

  •  Не бояться говорить о своих проблемах;
  •  Разделять домашние обязанности;
  •  Быть скромным – осознавать свои возможности;
  •  Планировать деля с учётом сил;
  •  Физические упражнения и гидропроцедуры;
  •  Полноценный сон.

4.

Как вы уже поняли, кроме различных соматических факторов, стресс вызывает воздействие различных психоэмоциональных факторов. При этом, в ЦНС появляются неспецифические изменения. Психогенный стресс возникает при длительном воздействии боли, интоксикации, при резкой смене физической нагрузки на умственную. Сильные эмоции сопровождают и соматические стрессы, в этом случае психогенный стресс вторичен.

Течение психогенного стресса.

  1.  Острый стресс - неожиданное воздействие при воздействии эффекта
    ожидания. Его вызывают крайне неприятная информация о близких, стихийные
    бедствия, катастрофы и других чрезвычайных ситуаций.
  2.  Подострый стресс. Его вызывают аналогичные причины, но с эффектом ожидания неприятностей. Подострый стресс развивается у космонавта, когда он подготовлен к нестандартной ситуации, но не знает времени, когда она произойдет и ее причины. Аналогичный стресс свойственен военным.
  3.  Хронический стресс. Он возникает у людей живущих в постоянном
    ожидании неприятностей и у людей находящихся под постоянной реализацией
    раздражителей умеренной силы.

По биологическому действию выделяют состояние нормостресса, гиперстресса и гипостресса.

  1.  Состояние нормостресса характеризуется длительной работой головно
    го мозга с минимумом ошибок. Он формируется с участием долгосрочной па
    мяти о пережитом ранее. Память поддерживает и управляет уровнем работой
    мозга.
  2.  Гиперстресс - воздействие сверхсильных раздражителей положитель
    ного или отрицательного характера. В состоянии гиперстресса головной мозг
    функционирует в определенном коридоре. Его границы индивидуальны. Воз
    действие фактора достаточной силы расширяет этот коридор. Если фактор за
    предельной силы или фактор умеренной силы действует очень долго, то кори
    дор ломается и развивается гипостресс.
  3.  


3. Гипостресс. У людей он проявляется неврозами, истерическими состояниями, склонностью и быстрым привыканием у употреблением ксенобиотиков. В этом состоянии быстро развивается депрессивное состояние, фобии, гораздо реже оно проявляется повышенной агрессивностью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50432. Изучение явления теплопроводимости в газах и определить коэфицент теплопроводимости воздуха 27.5 KB
  Цель работы: изучение явления теплопроводимости в газах и определить коэфицент теплопроводимости воздуха. Приборы и принадлежности: установка для измерения коэфицента теплопроводимости воздуха. Ход работы: Измеряем напряжение на проводнике, находящегося в трубке, при различном значении силы тока в цепи.
50434. Изучение явления теплопроводности в газах и определение коэффициента теплопроводности воздуха 67.5 KB
  Приборы и принадлежности: установка для измерения коэффициента теплопроводности воздуха. k На рисунке 1 изображена схема устройства установки для измерения коэффициента теплопроводности воздуха.Специализированная программа выдаёт нам следующие значения уравнения функции и коэффициента теплопроводности для каждой трубки: 1 .
50436. Сравнение вельш-корги-кардиган и вельш-корги-пемброк 1.36 MB
  Корги самая маленькая из группы пастушьих собак. Как и все остальные представители этой группы, корги в последнее время редко используются по назначению, однако их высокие рабочие качества постоянно подтверждаются учебными испытаниями и соревнованиями, где они успешно конкурируют с другими
50437. ЛОГІЧНІ ЕЛЕМЕНТИ І НАЙПРОСТІШІ КОМБІНАЦІЙНІ СХЕМИ 284 KB
  Проаналізувати задану комбінаційну схему див. Зібрати задану схему. На підставі отриманої ТС за допомогою ГС і ЛА протестирувати зібрану схему і зняти її часову діаграму. Спробувати спростити отриманий ЛВ і одержати нову схему.
50438. Описание терминального режима 190 KB
  В контексте пользователя доступны только простые команды некоторые базовые операции для мониторинга не влияющие на конфигурацию маршрутизатора. В контексте администратора доступны команды позволяющие получить полную информацию о конфигурации маршрутизатора и его состоянии команды перехода в режим конфигурирования команды сохранения и загрузки конфигурации. Глобальный контекст конфигурирования содержит как непосредственно команды конфигурирования маршрутизатора так и команды перехода в контексты конфигурирования подсистем маршрутизатора...
50439. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ 305 KB
  Если нет другого выхода то спор можно разрешить и дракой. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки это плохое кино. Когда я стою на мосту то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз. Если в фильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино.