23133

Признаки, типология и эволюция общественных систем

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Различают эволюционный и революционный путь развития. С понятием социальной эволюции связывают: постепенное накопление изменений естественно обусловленный характер этих изменений органический характер процессов обуславливающий развитие всех процессов на основе естественных функциональных взаимосвязей С понятием социальной революции связывают: относительно быстрые изменения субъективно направляемые изменения на основе знания неорганический характер процессов Существуют 2 точки зрения на процессы развития о. Теории линейновосходящего...

Русский

2013-08-04

22 KB

2 чел.

Раздел 3. Общество как целостная динамическая система.

Тема 1. Признаки, типология и эволюция       общественных систем.

1. Признаки общества.

Категория “общество” - самая широкая абстракция, первичное теоретическое понятие не сводимое к другим.

- это  исторический результат естественно складывающихся  отношений людей

 - это самая большая из проживающих на данной  территории группа людей, существующая относительно автономно от всей совокупности людей

- обладает  качествами, которыми не обладают составляющие  его  элементы.

Э. Дюркгейм определял общество, как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.

М. Вебер определял общество, как взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, то  есть ориентированных на других действий.

К. Маркс определял общество, как исторически развивающуюся  совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий.

Т.  Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, основанных на  нормах  и ценностях, образующих  культуру.

Э. Шилз выделил   следующие признаки общества:

Оно не является  органической частью какой-либо более крупной системы

Браки заключаются между представителями данной общности

Оно пополняется за  счет детей тех людей, которые являются членами данной общности

Оно имеет свою территорию

У него есть самоназвание  и своя история

Оно обладает  своей системой управления

Оно существует дольше средней  продолжительности жизни  отдельного  индивида

Его сплачивает  общая система ценностей, норм, законов, правил.

Признакам  Шилза отвечает следующее определение: общество- это исторически сложившаяся и  воспроизводящая себя общность людей. Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.  

Понятие “общество” следует отличать от понятий  “государство” (институт управления общественными процессами, возникший  исторически позже общества)   и “страна” (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства)

Общество представляет из себя целостную естественно функционирующую систему. Это означает, что все аспекты его  воспроизводства  функционально взаимосвязанны и не существуют отдельно один  от  другого. Такой подход к рассмотрению общества называют функциональным. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит  в работах  Р. Мертона и Т.Парсонса. Кроме функционального различают детерминистский  (Марксизм) и индивидуалистический подходы (интеракционизм).

2. Изменение общественных систем

Изменение о.с. - это переход общества из  одного состояния в  другое. Изменение в ходе которого происходит необратимое усложнение о.с.  называют социальным развитием.  Различают эволюционный и  революционный путь развития.  

С понятием социальной эволюции связывают:

постепенное накопление изменений

естественно обусловленный  характер этих изменений

органический характер  процессов, обуславливающий  развитие всех процессов на основе естественных функциональных взаимосвязей

С понятием социальной революции связывают:

относительно быстрые изменения

субъективно направляемые изменения на основе знания

неорганический характер процессов

Существуют 2 точки зрения на процессы развития о.с.: 1. Развитие об-ва имеет линейно-восходящий характер 2. Оно есть, но носит циклически преходящий характер.

1. Теории линейно-восходящего развития.

Основным тезисом  является утверждение о  нгаличиии  процессов глобальных изменений присущих всем общественным системам, образующего мировую тенденцию развития. В этой тенденции  изменяются способы накопления и  передачи социального опыта (“дописьменные”, “письменные”, < “электронные” технологии >), уровни коммуникации ( “река”,   “море”, “океан”, < “ближний  космос”>), способы добычи средств  существования ( “охота и собирательство”,  “скотоводство и земледелие (огородничество)”, “индустриальное общество”, <“постиндустриальное общество”>), уровень сложности общества (простые и сложные общества). Перечисленные аспекты изменений выступают основаниями  для простейшей типологии общественных систем по уровню их развития. Нетрудно заметить, что различные типологические признаки образуют  ряд исторических ступеней, каждой из которых присущ определенный способ  накопления  и передачи  знаний, коммуникации, средств  жизнеобеспечения и сложности  общественных структур. На этом основаны попытки ввести обобщенные (сложные) типологии. Одной из  первых попыток построения такой  типологии является типология К. Маркса , который предложил выделить  ряд ступеней развития  (общественно-экономических формаций) в соответствии с уровнем  развития производительных сил и производственных отношений  (“первобытная”, “рабовладельческая”, “феодальная”, “капиталистическая”, < “коммунистическая”>). Современный социолог  Даниел Белл предложил трехступенчатую систему типологии (“традиционное общество”,  “индустриальное общество”, < “постиндустриальное общество”>). Созданная на этой основе теория постинтустриального развития  является сегодня  ведущей социологической доктриной на западе.

Ориентиры развития индустриального общества:

рост материального благосостояния на основе  приоритета в развитии технико-экономических структур и потребления,  как центра жизни

частное предпринимательство и рыночное хозяйство

правовое государство и плюралистическая демократия

“трипартизм” - социальное  партнерство

корпоративизм -  наднациональный характер развития

Постиндустриальное общество - это стратегическое приспособление к новой постмодернисткой культуре и  цивилизации, которые формируются в результате  глубокой трансформации социального мира.

Показателями нового исторического состояния  являются:

Информационная цивилизация (электронная революция создает новый тип социальных связей, открывает безграничные возможности приобщения человека к знаниям, формирует “компьютерную демократию”,  основанную на власти общественного мнения.

Экоразумная цивилизация (переход к экологически чистым технологиям на основе микроэлектроники, биотехнологии и т.д., обеспечивающей   сосуществование человека  с природой путем  возврата к ремесленно-натуральному хозяйству -  мелкомасштабной технологии,  “котеджная цивилизация” и концепция “электронного дома”.

Концепция малых дел  - переход от централизованных систем управления к локальным с расширением  местного самоуправления, разгосударствлением экономики и децентрализацией  власти.

Досуговая цивилизация (изменение структуры занятости, снижение роли производства  материальных благ ведет к повышению роли досуга, концентрируя  преобладающую часть экономической жизни в сфере услуг).

Реальные тенденции:  Анализ социальной прогностики, сделанной в 60-80-е годы на основе сложившихся тенденций развития западного общества показывает, что идет отставание по темпам решения качественных задач в сфере науки и  техники. Так, известный фантаст  и прогност А.Кларк в кн. “Черты будущего” (1962 г.) полагал что к 2000 году будут решены следующие задачи:

высадка на планеты  (80)

экзобиология (80)

гравитационные волны (80)

энергия синтеза ядер (90)

кибернетические организмы (90)

заселение планет (2000)

искусственный разум (2000)

беспроволочная передача энергии (2000)

замедление времени (2000)

Сегодня эти задачи не решены даже принципиально. Это показывает, что реально идет процесс замедления темпов развития западной цивилизации.

Личная точка зрения: Методологическая ограниченность рассмотренной точки зрения состоит  в сведении развития общества к развитию его инструментальных составляющих. Глобальные же тенденции развития общ. следует искать в тенденциях развития Человека, одной из сторон которой является фундаментализация восходящего ряда его духовных потребностей. В представленных моделях (и соответственно направленности развития) игнорируются потребности  в личной коммуникации  (постулируется обратный тезис - индивидуализация бытия) и сакральном (в противовес постулируется примат  рационального). Не смотря на  относительную технологическую отсталость, в фарватере глобальных тенденций  развития сегодня  находятся восточные общества,  ценностные  ориентиры которых в большей мере соответствуют  отмеченной тенденции. Человечество стоит  перед сменой парадигмы развития.

Иные точки зрения: Тейяр Де Шарден “Феномен человека”, “Божественная среда”, В. Чалидзе “Иерархический человек”  и В. Кайтуков “Эволюция диктата”.

Рене Генон. Из кн. “Кризис современного мира”: ”Находится все больше людей, сознающих (хотя  подчас и  весьма туманно), что западная цивилизация не может бесконечно  развиваться  в одном и том же направлении, и что в какой-то  момент она достигнет определенной точки, в которой развитие прекратится и сама эта цивилизация возможно полностью исчезнет”

Вероятно наиболее обоснованными являются теории циклического развития общества.

2. Теории циклического  развития общества

Один изнедостатков теорий  линейно-восходящего развития - рассмотрение  типологии обществ  вне ихкультурно-исторического разнообразия  - только попринципу “хуже-лучше” или “менее развитое-более  равитое”. Между тем человечество  представлено культурным разннообразием различных обществ. Одним изпервых это было замечено русским социологом  Н.Я.Данилевским, который  выделил  13 самобытных цивилизаций:египетская, китайская,  ассирийско-вавилонская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, романо-германская, славянская,  мексиканская  и перуанская. К. и.т. Данилевского различаются по преобладанию одного из четырех видов  деятельности: религиозной, культурной, политической и экономической. Каждая цивилизация проходит определенный круг развития: бессознательный, государственный, период расцвета и упадка.

Своеобразную культурно-историческую типологию предложил П.Сорокин, который вычленил три основных тьипа социокультурных систем: спириуталистический (ценности сверхчувственной реальности и истина), сенсуалистический (ощущения и внешняя  реальность), идеалистический (синтез интуиции, разума и чувственных ощущений). Эти типы являются  характеристиками суперсистем, которые определяют эпохи развития культуры и  общества последовательно сменяющие друг-друга.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44649. Единственное и множественное число имен существительных 19.43 KB
  Образовательные: систематизировать и углубить знания об именах существительных единственного и множественного числа; учить находить имена существительные единственного и множественно числа в тексте и подбирать их самостоятельно; учить классифицировать имена существительные единственного и множественного числа; отрабатывать умения изменять имена существительные по числам. Даны существительные в единственном числе преобразовать в существительные множественного числа. Даны существительные во множественном числе преобразовать в...
44650. Единственное и множественное число имен существительных 19.98 KB
  Минутка чистописания: пропишем ее три раза 1 человек у доски 1 букву с комментированием пропишем соединение буквы т с буквой о в тетради 3 раза1 человек на доске с комментированием запишем все словарное слово в н. мн ед ч по смыслу умения находить слова мн ед ч и правильно определят чила имен сущ. доске записаны слова сосны с_сна хлеба хле_ грибы гри_ травы тр_ва горы г_ра Что заметили По какому признаку слова записаны в два столбика Запишем первое слово из второго столбика1ч к доске ост. Как мы ее можем проверить С...
44653. Контроль знаний по теме: «Имя существительное» 19.06 KB
  Образовательные: выявить умение находить имена существительные и ставить к ним вопросы выявить уровень усвоения понятия одушевленные и неодушевленные имена существительные умение ставить вопросы; проверить умения отличать имена существительные нарицательные от собственных; проверить умение классифицировать имена существительные на имена существительные единственного и множественного числа; 2.Спиши имена существительные перед каждым словом поставь вопрос и определи одушевленное это имя существительное или неодушевленное.Спиши...
44655. «В школе» 16.58 KB
  Технология: традиционная ФОУД: фронтальная индивидуальная групповая. Задачи: Образовательные: сформировать у учащихся правила поведения в школе; закреплять знания о культуре общения; сделать самостоятельно вывод по данной теме; Развивающие: развивать речевую деятельность; развивать воображение; Воспитательные: воспитывать интерес к изучению предмета; воспитывать нравственные качества; воспитывать чувство ответственности за свое поведение; Оборудование: уч. Как вы думаете что именно о школе мы...
44656. Выбор электродвигателя в системе электропривода 33.97 KB
  Правильный выбор электродвигателя и его номинальной мощности имеет большое экономическое значение, так как определяют первоначальные капитальные затраты и стоимость эксплуатационных расходов электроприводов (ЭП)
44657. Основные понятия электропривода 109.89 KB
  Преобразовательное устройство предназначено для преобразования рода тока, напряжения и частоты тока питающей сети и передачи преобразованных параметров сети в электрическую часть электропривода. Поэтому оно включается между питающей сетью и электрической частью электропривода.