23134

Культура как социальная система

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Понятие и сущность культуры 2. Формы культуры 4. Понятие и сущность культуры Зарождение общества и культуры: репродуктивные стратегии; роль сексуальных ограничений в процессе зарождения и становления человеческого общества. Контдиктатный принцип культуры: культура как форма диктатуры слабых; культура как механизм инвариации проявления воли.

Русский

2013-08-04

21.5 KB

5 чел.

Р.3. Тема 2. Культура как социальная система

Вопросы:

1. Понятие и сущность культуры

2. Культурная статика

3. Формы культуры

4. Культурное разнообразие

5. Культурная динамика

1. Понятие и сущность культуры

Зарождение общества и культуры: репродуктивные стратегии; роль сексуальных ограничений в процессе зарождения и становления человеческого общества.

Контдиктатный принцип культуры: культура как форма диктатуры слабых; культура как  механизм инвариации проявления воли.

Культура как система норм (запретов, традиций, и законов), регулирующих время, место и способ удовлетворения потребностей.

Культура - как система норм и правил, регулирующих отношения между членами общества и направленных на сохранение общности как целого.

Развитие знаковых систем и культура.

Культура - как система ценностей.

2. Культурная статика

2.1. Элементы культуры:

материальные (артефакты)

духовные

Культура включает понятийный аппарат, развиваемый в языке, отношения между понятиям и правила регулирующие поведение людей на основе ценностей..

Структура культуры:

Ценности -  социально одобряемые представления о добре , красоте и  справедливости . Ценности представляют также разделяемые многими людьми представления относительно целей, к которым нужно стремится.

Социальные нормы -  образцы правильного, проявляющиеся в  привычках (установившихся стереотипах поведения в ситуациях) , манерах (внешних формах поведения), этикете (культурном комплексе манер, привязанном к определенным действиям и соц. группам и имеющего символический смысл), обычаях (порядке поведения в форме  культурного комплекс функционирующего на основе традиции - привычек и обычаев, переходящих из поколения в поколение)  и Законов (норм или правил оформенных решением властных органов). Особо оберегаемые и почитаемые образцы действий (нормы) называют нравами. Особая форма нравов - табу. Социальные нормы отражают ценности общества и охраняют их.

Язык, знания, верования и мифы -  часть культуры, основанная на ценностях и отражающая их.

Миф - вымышленная реальность. Знания - суждения достоверность которых проверена наукой или опытом. Верования - эмоциональная приверженность определенным ценностям или идеям, в основе которой лежит субъективная убежденность в достоверности  фактов. Развитой формой  верований являются религии. В религии  находят отражение ценности общества, выражаются наиболее адекватные механизмы достижения целей, основанных на постулируемых ценностях.  Религию считают  квинтэсенцией культуры. Закрепление религиозных постулатов в форме норм, традиций, обрядов делает религию универсальным инструментом культуры. Мировые религии : Христианство (православие, католичество, протестантизм), ислам,  конфунцианство, буддизм.

Культурные универсалии -  культурные нормы, ценности, правила, традиции, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического времени и общественного устройства. Примеры (по Дж . Мердоку): возрастная градация, спорт, календарь, гигиена, ношение одежды, нательные украшения, ухаживание, танцы, гадания, разделение и кооперация труда, запрет кровосмешения, юмор, язык и т.д.

Элементы культуры, функционирующие как единое целое  называют культурными комплексами (примеры: стадион, винопитие, университет и т.д.).

Культурное наследие -  часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями и  активно используемая последующими поколениями.

Образ жизни -  часть культуры, характеризующая  жизнь настоящего поколения или социальной группы

Каждая культура может быть понята лишь в собственном контексте,  элементы которой неотделимы друг от друга и функционируют как  целостность, обуславливая своеобразие данного общества и его общие черты с другими обществами.

3. Формы культуры

элитарная

народная

массовая (поп-культура, кич)

субкультура -часть общей культуры, присущей отдельным социальным группам

контркультура - альтернативная культура, противостоящая господствующим ценностям.

4. Культурное разнообразие - разнообразие национальных культур. Примеры: обычаи: Чукчи сжигают дом в котором мать родила ребенка, осетины  не должны никогда видеть тещу, японцы в знак любви поворачиваются спиной, цвет траура в Китае - белый.  Психологически комфортная дистанция: для канадцев 70-80 см., для аргентинцев 30-40.  Идеалы красоты: сорматы  и  майя скашивали лоб, грузины - вытягивают шею, располагая младенца чуть вниз головой.

Архетипы -  структура коллективного бессознательного,  обесславливающая определенные предрасположенности развития индивида. Архетипы  - результат исторического развития Человека и этносов отражающих особенности начального этапа этногенеза и культуры “родительских” этносов. Архетипы недоступны непосредственному наблюдению и проявляют себя в языке, фольклоре, мифологии, верованиях, социальных нормах и т.д. ,  то есть в культуре.

Структура архетипа проявляет себя также в особенностях психической организации индивида:

экстра или  интровертности мышления

импульсивности или  планомерности действий

объективной или этической направленности оценочных суждений

конкретной или  иррациональной направленности действий

Каждое общество характеризуется преобладанием  индивидов с той или иной характерностью психической организации.

Региональные исследования проведенные в 1994-1995 годах показали, что интуитивно-ощущающий  тип  -"лингвики" - значимо превалирует в выборке- более 50%.  Лишь около 20%  составляют сенсорно-мыслящие- "продактики". В структуре населения США "лингвический" тип составляет около 12%  ,  в то время как “продактики"  по оценкам приведенным Кригер  и Тьюсон, составляют около половины населения США.

Ниже приведены различия между основными характеристиками русских и американцев

Американцы

Русские

Направленность целей на внешние объекты

На отношения между людьми

Установка на конкретные достижения

Установка на  смысловой контекст деятельности

Планомерность и последовательность действий

Импульсивность

Критерий оценки -объективный результат

Этичность, сохранение отношений между людьми

Преобладающие ценности:

Наиболее предпочтительные ценности российского населения (региональная выборка) :  семья - 80%, справедливость- 60%,  Родина - 40%- далее следуют надежность, безопасность - 50%, на противоположном полюсе оказались:  личный успех -20%, собственность - 14%, реформа -1%. Данные общероссийских опросов дают аналогичную картину:. Для сравнения  - ранжированный ряд ценностей средних американцев, приведенный Смелзером: личный успех, активность и труд, эффективность и полезность, прогресс, вещи, собственность. Таким образом, на примере России и США мы имеем достаточно противоположные системы ценностей и культур.

5. Культурная динамика

Культурная динамика описывает модификацию черт культуры во времени и пространстве.

Культурная трансмиссия -  процесс передачи культуры от поколения к поколению через научение.

Культурная аккумуляция - процесс пополнения культуры новым  элементами  последующими поколениями.

Культурная диффузия  - взаимное проникновение различных черт и комплексов из одного общества в другое. Каналами диффузии служат миграция, торговля, войны, деятельность миссионеров.

Пример: заимствование ряда черт культуры  русским этносом у византийского (алфавит,  религия, формы государственности)

Селективность культуры - избирательность по отношению к заимствованиям.

Культурные различия могут принимать форму противоречия  - культурного конфликта.

Нарушение культурного единства общества называют аномией. Аномия является следствием отсутствия или разрушения культурных норм.

Культурный лаг - неравномерность развития отдельных частей культуры.

Этногенез и культура. Из теории этногенеза Гумилева следует, что на  особенности культуры оказывает фаза этногенеза. Так, для более “молодых” этносов характерны больший этноцентризм, направленность на достижение успеха, пренебрежение безопасностью, ориентации на личный характер отношений и т.д. Для более “зрелых” - ориентация на  аттрактивные ценности, безопасность, развитие формальной стороны взаимоотношений между членами общества (законы) Таким образом, один и тот же этнос, находясь в различных фазах этногенеза будет характеризоваться особенностями культуры в рамках каждой фазы. Характер изменения доминирующих ценностей в ходе этногенеза показан на схеме ниже.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83723. Исследование электрического состояния линейной разветвленной цепи синусоидального тока при различных параметрах цепи 558.5 KB
  Экспериментально проверить условие, при котором наблюдается резонанс токов. Определить добротность цепи. Вычислить коэффициент мощности. При различных параметрах цепи определить активную, полную и реактивную мощность. Построить по опытным данным векторные диаграммы напряжения и токов при различных...
83724. ИССЛЕДОВАНИЕ СКОРОСТИ НАГРЕВА ВОДЫ НА ОСНОВЕ ЛУЧИСТОГО ПЛЕНОЧНОГО ЭЛЕКТРОНАГРВАТЕЛЯ 128.29 KB
  Обогрев помещения осуществляется ПЛЭН, представляющим собой многослойные резисторы, расположенные между двумя специальными пластиковыми пленками. Инфракрасные ПЛЭН излучают тепловую составляющую солнечного света, длинной волны 15 мкм. Это излучение поглощается поверхностью пола, стен и всеми предметами...
83725. Создание базы данных MySQL. Теоретические сведенья 818.56 KB
  В ходе выполнения данной лабораторной работы необходимо создать в MySQL новую базу данных с названием «MySiteDB» и добавить в нее две таблицы: notes и comments. Notes содержит заметки блога; comments – комментарии к этим заметкам.
83726. Исследование устойчивости линейных систем автоматического управления 860.5 KB
  Переходная характеристика данной САУ в замкнутом состоянии в графическом виде: Из графика переходной характеристики системы четко видно что данная система при заданных параметрах является неустойчивой. Частотные и импульсные характеристики процесса: Логарифмически амплитудно-частотная и фазочастотная характеристики...
83727. Электрические цепи постоянного тока 112.45 KB
  ак как согласование источника и нагрузки — это выбор соотношения сопротивления нагрузки и внутреннего сопротивления источника с целью достижения заданных свойств полученной системы (как правило, стараются достичь максимального значения какого-либо параметра для данного источника).
83728. Промышленная пыль и средства пылеулавливания 153.5 KB
  Цель работы – определение концентрации пыли весовым (гравиметрическим) методом и оценка воздуха рабочей зоны по пылевому фактору. Приборы и оборудование. лабораторная установка состоит из трех камер (условных рабочих мест) с различной запыленностью воздуха; циклон и рукавный фильтр, вентиляторная установка...
83729. ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОТЛИВОК В РАЗОВЫХ ПЕСЧАНО-ГЛИНИСТЫХ ФОРМАХ 822.96 KB
  Зарисовать последовательность изготовления формы конфигурацию моделей и полученной отливки. Сделать вывод сравнив процессы литья в разовую и постоянную формы. Основным способом изготовления отливок является литье в песчаные формы в которых получают около 80 от общего количества отливок.
83730. ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 102 KB
  Пользователь системы компьютерной обработки данных это специалист профессиональная деятельность которого связана: либо с применением подобной системы как средства выполнения им своих функций обычно операторских аналитических или управленческих.
83731. Решение дробных рациональных уравнений 58.59 KB
  Цели урока: Обучающая: формирование понятия дробные рациональные уравнения; рассмотреть различные способы решения дробных рациональных уравнений; рассмотреть алгоритм решения дробных рациональных уравнений включающий условие равенства дроби нулю; обучить решению дробных рациональных уравнений по алгоритму...