23134

Культура как социальная система

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Понятие и сущность культуры 2. Формы культуры 4. Понятие и сущность культуры Зарождение общества и культуры: репродуктивные стратегии; роль сексуальных ограничений в процессе зарождения и становления человеческого общества. Контдиктатный принцип культуры: культура как форма диктатуры слабых; культура как механизм инвариации проявления воли.

Русский

2013-08-04

21.5 KB

5 чел.

Р.3. Тема 2. Культура как социальная система

Вопросы:

1. Понятие и сущность культуры

2. Культурная статика

3. Формы культуры

4. Культурное разнообразие

5. Культурная динамика

1. Понятие и сущность культуры

Зарождение общества и культуры: репродуктивные стратегии; роль сексуальных ограничений в процессе зарождения и становления человеческого общества.

Контдиктатный принцип культуры: культура как форма диктатуры слабых; культура как  механизм инвариации проявления воли.

Культура как система норм (запретов, традиций, и законов), регулирующих время, место и способ удовлетворения потребностей.

Культура - как система норм и правил, регулирующих отношения между членами общества и направленных на сохранение общности как целого.

Развитие знаковых систем и культура.

Культура - как система ценностей.

2. Культурная статика

2.1. Элементы культуры:

материальные (артефакты)

духовные

Культура включает понятийный аппарат, развиваемый в языке, отношения между понятиям и правила регулирующие поведение людей на основе ценностей..

Структура культуры:

Ценности -  социально одобряемые представления о добре , красоте и  справедливости . Ценности представляют также разделяемые многими людьми представления относительно целей, к которым нужно стремится.

Социальные нормы -  образцы правильного, проявляющиеся в  привычках (установившихся стереотипах поведения в ситуациях) , манерах (внешних формах поведения), этикете (культурном комплексе манер, привязанном к определенным действиям и соц. группам и имеющего символический смысл), обычаях (порядке поведения в форме  культурного комплекс функционирующего на основе традиции - привычек и обычаев, переходящих из поколения в поколение)  и Законов (норм или правил оформенных решением властных органов). Особо оберегаемые и почитаемые образцы действий (нормы) называют нравами. Особая форма нравов - табу. Социальные нормы отражают ценности общества и охраняют их.

Язык, знания, верования и мифы -  часть культуры, основанная на ценностях и отражающая их.

Миф - вымышленная реальность. Знания - суждения достоверность которых проверена наукой или опытом. Верования - эмоциональная приверженность определенным ценностям или идеям, в основе которой лежит субъективная убежденность в достоверности  фактов. Развитой формой  верований являются религии. В религии  находят отражение ценности общества, выражаются наиболее адекватные механизмы достижения целей, основанных на постулируемых ценностях.  Религию считают  квинтэсенцией культуры. Закрепление религиозных постулатов в форме норм, традиций, обрядов делает религию универсальным инструментом культуры. Мировые религии : Христианство (православие, католичество, протестантизм), ислам,  конфунцианство, буддизм.

Культурные универсалии -  культурные нормы, ценности, правила, традиции, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического времени и общественного устройства. Примеры (по Дж . Мердоку): возрастная градация, спорт, календарь, гигиена, ношение одежды, нательные украшения, ухаживание, танцы, гадания, разделение и кооперация труда, запрет кровосмешения, юмор, язык и т.д.

Элементы культуры, функционирующие как единое целое  называют культурными комплексами (примеры: стадион, винопитие, университет и т.д.).

Культурное наследие -  часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями и  активно используемая последующими поколениями.

Образ жизни -  часть культуры, характеризующая  жизнь настоящего поколения или социальной группы

Каждая культура может быть понята лишь в собственном контексте,  элементы которой неотделимы друг от друга и функционируют как  целостность, обуславливая своеобразие данного общества и его общие черты с другими обществами.

3. Формы культуры

элитарная

народная

массовая (поп-культура, кич)

субкультура -часть общей культуры, присущей отдельным социальным группам

контркультура - альтернативная культура, противостоящая господствующим ценностям.

4. Культурное разнообразие - разнообразие национальных культур. Примеры: обычаи: Чукчи сжигают дом в котором мать родила ребенка, осетины  не должны никогда видеть тещу, японцы в знак любви поворачиваются спиной, цвет траура в Китае - белый.  Психологически комфортная дистанция: для канадцев 70-80 см., для аргентинцев 30-40.  Идеалы красоты: сорматы  и  майя скашивали лоб, грузины - вытягивают шею, располагая младенца чуть вниз головой.

Архетипы -  структура коллективного бессознательного,  обесславливающая определенные предрасположенности развития индивида. Архетипы  - результат исторического развития Человека и этносов отражающих особенности начального этапа этногенеза и культуры “родительских” этносов. Архетипы недоступны непосредственному наблюдению и проявляют себя в языке, фольклоре, мифологии, верованиях, социальных нормах и т.д. ,  то есть в культуре.

Структура архетипа проявляет себя также в особенностях психической организации индивида:

экстра или  интровертности мышления

импульсивности или  планомерности действий

объективной или этической направленности оценочных суждений

конкретной или  иррациональной направленности действий

Каждое общество характеризуется преобладанием  индивидов с той или иной характерностью психической организации.

Региональные исследования проведенные в 1994-1995 годах показали, что интуитивно-ощущающий  тип  -"лингвики" - значимо превалирует в выборке- более 50%.  Лишь около 20%  составляют сенсорно-мыслящие- "продактики". В структуре населения США "лингвический" тип составляет около 12%  ,  в то время как “продактики"  по оценкам приведенным Кригер  и Тьюсон, составляют около половины населения США.

Ниже приведены различия между основными характеристиками русских и американцев

Американцы

Русские

Направленность целей на внешние объекты

На отношения между людьми

Установка на конкретные достижения

Установка на  смысловой контекст деятельности

Планомерность и последовательность действий

Импульсивность

Критерий оценки -объективный результат

Этичность, сохранение отношений между людьми

Преобладающие ценности:

Наиболее предпочтительные ценности российского населения (региональная выборка) :  семья - 80%, справедливость- 60%,  Родина - 40%- далее следуют надежность, безопасность - 50%, на противоположном полюсе оказались:  личный успех -20%, собственность - 14%, реформа -1%. Данные общероссийских опросов дают аналогичную картину:. Для сравнения  - ранжированный ряд ценностей средних американцев, приведенный Смелзером: личный успех, активность и труд, эффективность и полезность, прогресс, вещи, собственность. Таким образом, на примере России и США мы имеем достаточно противоположные системы ценностей и культур.

5. Культурная динамика

Культурная динамика описывает модификацию черт культуры во времени и пространстве.

Культурная трансмиссия -  процесс передачи культуры от поколения к поколению через научение.

Культурная аккумуляция - процесс пополнения культуры новым  элементами  последующими поколениями.

Культурная диффузия  - взаимное проникновение различных черт и комплексов из одного общества в другое. Каналами диффузии служат миграция, торговля, войны, деятельность миссионеров.

Пример: заимствование ряда черт культуры  русским этносом у византийского (алфавит,  религия, формы государственности)

Селективность культуры - избирательность по отношению к заимствованиям.

Культурные различия могут принимать форму противоречия  - культурного конфликта.

Нарушение культурного единства общества называют аномией. Аномия является следствием отсутствия или разрушения культурных норм.

Культурный лаг - неравномерность развития отдельных частей культуры.

Этногенез и культура. Из теории этногенеза Гумилева следует, что на  особенности культуры оказывает фаза этногенеза. Так, для более “молодых” этносов характерны больший этноцентризм, направленность на достижение успеха, пренебрежение безопасностью, ориентации на личный характер отношений и т.д. Для более “зрелых” - ориентация на  аттрактивные ценности, безопасность, развитие формальной стороны взаимоотношений между членами общества (законы) Таким образом, один и тот же этнос, находясь в различных фазах этногенеза будет характеризоваться особенностями культуры в рамках каждой фазы. Характер изменения доминирующих ценностей в ходе этногенеза показан на схеме ниже.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66711. Жидкокристаллический дисплей 251 KB
  Усилитель TFT для каждого субпиксела применяется для повышения быстродействия контрастности и чёткости изображения дисплея. TFT экран состоит из целой сетки таких пикселей где работой каждого цветового участка каждого пикселя управляет отдельный транзистор.
66712. Классификация генов. Генные и хромосомные мутации. Понятие о генных, геномных и хромосомных болезнях 29.97 KB
  Мутации могут приводить к изменению последовательности а следовательно изменению биологических характеристик белка или РНК которые в свою очередь могут иметь результатом общее или локальное изменённое или анормальное функционирование организма.
66713. Российское государство в XVI. Иван Грозный. Политика реформ 34.5 KB
  XVI в. – время Ивана IV Грозного, правившего 51 год, больше, чем любой российский государь. Иван Грозный в три года отсался без отца (Василия III). За него правила мать Елена Глинская, но она была отравлена, когда сыну было 8 лет. Иван IV рос в обстановке ожесточенной борьбы за власть боярских группировок...
66714. Ипотечное жилищное кредитование в НСО: особенности и проблемы 123.5 KB
  Система ипотечного кредитования занимает уникальное положение в национальной экономике. Во-первых, в настоящее время ипотечное кредитование в большинстве экономически развитых стран не только является основной формой улучшения жилищных условий...
66715. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 96 KB
  Веды – совокупность религиозно-философских текстов с представлениями о мире и человеке; Упанишады – произведения, разъясняющие тайный смысл Вед. Религиозно-философские учения в древней Индии назывались «даршаны». По отношению к Ведам они подразделялись на астику и настику.
66716. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА 254.5 KB
  В XIX веке в связи с развитием индустриального общества быстро развивались наука и техника. Возникла идея, что природу должны изучать не натурфилософы, стремящиеся проникнуть в «тайны бытия», а практически мыслящие ученые, желающие получить полезный результат.
66717. Леонид Иванович Прасолов 37.03 KB
  Имя этого енисейца, 120 лет со дня рождения которого приходится на 2000-й год, тесно связано с землей. Все его помыслы, жизнь и деятельность были посвящены тому, чтобы земля стала еще плодородней, больше давала хлеба и овощей. Правда, плодородие - неотъемлемое свойство почвы.