23134

Культура как социальная система

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Понятие и сущность культуры 2. Формы культуры 4. Понятие и сущность культуры Зарождение общества и культуры: репродуктивные стратегии; роль сексуальных ограничений в процессе зарождения и становления человеческого общества. Контдиктатный принцип культуры: культура как форма диктатуры слабых; культура как механизм инвариации проявления воли.

Русский

2013-08-04

21.5 KB

4 чел.

Р.3. Тема 2. Культура как социальная система

Вопросы:

1. Понятие и сущность культуры

2. Культурная статика

3. Формы культуры

4. Культурное разнообразие

5. Культурная динамика

1. Понятие и сущность культуры

Зарождение общества и культуры: репродуктивные стратегии; роль сексуальных ограничений в процессе зарождения и становления человеческого общества.

Контдиктатный принцип культуры: культура как форма диктатуры слабых; культура как  механизм инвариации проявления воли.

Культура как система норм (запретов, традиций, и законов), регулирующих время, место и способ удовлетворения потребностей.

Культура - как система норм и правил, регулирующих отношения между членами общества и направленных на сохранение общности как целого.

Развитие знаковых систем и культура.

Культура - как система ценностей.

2. Культурная статика

2.1. Элементы культуры:

материальные (артефакты)

духовные

Культура включает понятийный аппарат, развиваемый в языке, отношения между понятиям и правила регулирующие поведение людей на основе ценностей..

Структура культуры:

Ценности -  социально одобряемые представления о добре , красоте и  справедливости . Ценности представляют также разделяемые многими людьми представления относительно целей, к которым нужно стремится.

Социальные нормы -  образцы правильного, проявляющиеся в  привычках (установившихся стереотипах поведения в ситуациях) , манерах (внешних формах поведения), этикете (культурном комплексе манер, привязанном к определенным действиям и соц. группам и имеющего символический смысл), обычаях (порядке поведения в форме  культурного комплекс функционирующего на основе традиции - привычек и обычаев, переходящих из поколения в поколение)  и Законов (норм или правил оформенных решением властных органов). Особо оберегаемые и почитаемые образцы действий (нормы) называют нравами. Особая форма нравов - табу. Социальные нормы отражают ценности общества и охраняют их.

Язык, знания, верования и мифы -  часть культуры, основанная на ценностях и отражающая их.

Миф - вымышленная реальность. Знания - суждения достоверность которых проверена наукой или опытом. Верования - эмоциональная приверженность определенным ценностям или идеям, в основе которой лежит субъективная убежденность в достоверности  фактов. Развитой формой  верований являются религии. В религии  находят отражение ценности общества, выражаются наиболее адекватные механизмы достижения целей, основанных на постулируемых ценностях.  Религию считают  квинтэсенцией культуры. Закрепление религиозных постулатов в форме норм, традиций, обрядов делает религию универсальным инструментом культуры. Мировые религии : Христианство (православие, католичество, протестантизм), ислам,  конфунцианство, буддизм.

Культурные универсалии -  культурные нормы, ценности, правила, традиции, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического времени и общественного устройства. Примеры (по Дж . Мердоку): возрастная градация, спорт, календарь, гигиена, ношение одежды, нательные украшения, ухаживание, танцы, гадания, разделение и кооперация труда, запрет кровосмешения, юмор, язык и т.д.

Элементы культуры, функционирующие как единое целое  называют культурными комплексами (примеры: стадион, винопитие, университет и т.д.).

Культурное наследие -  часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями и  активно используемая последующими поколениями.

Образ жизни -  часть культуры, характеризующая  жизнь настоящего поколения или социальной группы

Каждая культура может быть понята лишь в собственном контексте,  элементы которой неотделимы друг от друга и функционируют как  целостность, обуславливая своеобразие данного общества и его общие черты с другими обществами.

3. Формы культуры

элитарная

народная

массовая (поп-культура, кич)

субкультура -часть общей культуры, присущей отдельным социальным группам

контркультура - альтернативная культура, противостоящая господствующим ценностям.

4. Культурное разнообразие - разнообразие национальных культур. Примеры: обычаи: Чукчи сжигают дом в котором мать родила ребенка, осетины  не должны никогда видеть тещу, японцы в знак любви поворачиваются спиной, цвет траура в Китае - белый.  Психологически комфортная дистанция: для канадцев 70-80 см., для аргентинцев 30-40.  Идеалы красоты: сорматы  и  майя скашивали лоб, грузины - вытягивают шею, располагая младенца чуть вниз головой.

Архетипы -  структура коллективного бессознательного,  обесславливающая определенные предрасположенности развития индивида. Архетипы  - результат исторического развития Человека и этносов отражающих особенности начального этапа этногенеза и культуры “родительских” этносов. Архетипы недоступны непосредственному наблюдению и проявляют себя в языке, фольклоре, мифологии, верованиях, социальных нормах и т.д. ,  то есть в культуре.

Структура архетипа проявляет себя также в особенностях психической организации индивида:

экстра или  интровертности мышления

импульсивности или  планомерности действий

объективной или этической направленности оценочных суждений

конкретной или  иррациональной направленности действий

Каждое общество характеризуется преобладанием  индивидов с той или иной характерностью психической организации.

Региональные исследования проведенные в 1994-1995 годах показали, что интуитивно-ощущающий  тип  -"лингвики" - значимо превалирует в выборке- более 50%.  Лишь около 20%  составляют сенсорно-мыслящие- "продактики". В структуре населения США "лингвический" тип составляет около 12%  ,  в то время как “продактики"  по оценкам приведенным Кригер  и Тьюсон, составляют около половины населения США.

Ниже приведены различия между основными характеристиками русских и американцев

Американцы

Русские

Направленность целей на внешние объекты

На отношения между людьми

Установка на конкретные достижения

Установка на  смысловой контекст деятельности

Планомерность и последовательность действий

Импульсивность

Критерий оценки -объективный результат

Этичность, сохранение отношений между людьми

Преобладающие ценности:

Наиболее предпочтительные ценности российского населения (региональная выборка) :  семья - 80%, справедливость- 60%,  Родина - 40%- далее следуют надежность, безопасность - 50%, на противоположном полюсе оказались:  личный успех -20%, собственность - 14%, реформа -1%. Данные общероссийских опросов дают аналогичную картину:. Для сравнения  - ранжированный ряд ценностей средних американцев, приведенный Смелзером: личный успех, активность и труд, эффективность и полезность, прогресс, вещи, собственность. Таким образом, на примере России и США мы имеем достаточно противоположные системы ценностей и культур.

5. Культурная динамика

Культурная динамика описывает модификацию черт культуры во времени и пространстве.

Культурная трансмиссия -  процесс передачи культуры от поколения к поколению через научение.

Культурная аккумуляция - процесс пополнения культуры новым  элементами  последующими поколениями.

Культурная диффузия  - взаимное проникновение различных черт и комплексов из одного общества в другое. Каналами диффузии служат миграция, торговля, войны, деятельность миссионеров.

Пример: заимствование ряда черт культуры  русским этносом у византийского (алфавит,  религия, формы государственности)

Селективность культуры - избирательность по отношению к заимствованиям.

Культурные различия могут принимать форму противоречия  - культурного конфликта.

Нарушение культурного единства общества называют аномией. Аномия является следствием отсутствия или разрушения культурных норм.

Культурный лаг - неравномерность развития отдельных частей культуры.

Этногенез и культура. Из теории этногенеза Гумилева следует, что на  особенности культуры оказывает фаза этногенеза. Так, для более “молодых” этносов характерны больший этноцентризм, направленность на достижение успеха, пренебрежение безопасностью, ориентации на личный характер отношений и т.д. Для более “зрелых” - ориентация на  аттрактивные ценности, безопасность, развитие формальной стороны взаимоотношений между членами общества (законы) Таким образом, один и тот же этнос, находясь в различных фазах этногенеза будет характеризоваться особенностями культуры в рамках каждой фазы. Характер изменения доминирующих ценностей в ходе этногенеза показан на схеме ниже.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73552. УКРАїНСЬКА ІСТОРІОГРАФіЯ ЗА КНЯЖОЇ ДОБИ (ХІ- ХШ ст.) 61 KB
  Ми не будемо тут більш детально на цьому зупинятися і з’ясовувати, чи була Київська Русь українською державою, чи це було “Русское государство”, чи це була “колиска”, з якої виросли три східнослов’янські народи – російський, український і білоруський. З цього приводу існує маса літератури
73553. Історичні знання в Україні в литовсько-польську добу 85 KB
  Методологічною основою продовжує залишатися провіденціалізм, хоча окремі оповідання носять характер прагматичного оповідання. Прагматизм - це напрям в історії, який обмежується викладом подій в їх зовнішніх звязках і послідовності, не викриваючи обєктивних законів історичного розвитку.
73554. Символічний метод розрахунку лінійних електричних кіл (ЛЕК) однофазного синусоїдного змінного струму 856.5 KB
  Розрахункові дії з комплексними параметрами ЛЕК однофазного СЗС. Закони Ома і Кірхгофа в комплексній формі. Символічний метод розрахунку однофазних кіл СЗС з одним джерелом ЕРС.
73555. Українська історіографія в епоху Гетьманщини 177 KB
  Події від середини ХVІІ і до кінця ХVІІІ ст. – це період Національної революції, Гетьманщини і ліквідації автономного ладу України в складі Російської імперії. Національна революція, що почалася 1848 року, привела до утворення Української гетьманської держави. На червень 1652 року Україна фактично виборола незалежність
73556. Введение в высокотемпературную теплотехнологию и энергетику теплотехнологии 32.17 MB
  Возобновляемые источники энергии – энергия солнца ветра тепла земли естественного движения водных потоков а также энергия существующих в природе градиентов температур. Возобновляемые ТЭР основаны на использовании возобновляемых источников энергии: солнечного излучения энергии морей рек и океанов внутреннего тепла Земли воды и воздуха энергии естественного движения водных потоков и существующих...
73557. Методи розрахунку однофазних лінійних електричних кіл синусоїдного змінного струму при наявності двох і більше джерел живлення 668.5 KB
  Застосування символічного методу при розрахунку Іф кіл СЗС при наявності двох і більше джерел живлення. Методи вузлових і контурних рівнянь та контурних струмів. Методи вузлових потенціалів (двох вузлів) та суперпозиції. Метод еквівалентного генератора.
73558. Українська історіографія на початку національного відродження (кінець XVIII — перша половина XIX ст.) 97 KB
  Україна переживала з кінця XVIII століття складний етап своєї історії. Після поділу Польщі українські землі опинилися у складі двох імперій: Російської (80% території) і Австрійської. Суспільне життя краю характеризувалося кризою кріпосницького ладу, розгортанням російського визвольногопольського національно-визвольного та процесом українського національного відродження.
73559. Источники энергии высокотемпературных теплотехнологических установок 261 KB
  Классификация реакторов высокотемпературной теплотехнологической установки; Структурная схема теплотехнологического реактора; Схемы размещения источников энергии и движения дымовых газов в камерах (зонах) реакторов высокотемпературных технологических установок; Схема тепломассообмена в рабочем пространстве высокотемпературных теплотехнических установках;
73560. Розрахунок лінійних електричних кіл синусоїдного змінного струму методом провідностей 404.5 KB
  Визначення співвідношень опорів для перетворення схеми з послідовним зєднанням опорів в схему з їх паралельним зєднанням. Визначення співвідношень провідностей для перетворення схеми з паралельним зєднанням опорів в схему з їх послідовним зєднанням...