23135

Социальная структура и социальная стратификация

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Социальная структура и социальная стратификация. Конкретизация понятия €œсоциальная структура€ 2. Социальная стратификация 3. Социальная мобильность 4.

Русский

2013-08-04

15 KB

0 чел.

Тема. Социальная структура и социальная стратификация.

1. Конкретизация понятия “социальная структура”

2. Социальная стратификация

3. Социальная мобильность

4. Социальная структура современного российского общества.

Современное общество основывается на широком разделении труда и функций людей в процессе общественного воспроизводства. В сответствии с этим они различаются по месту, которое они занимают в обществе. Это различие фиксируется в понятии статус. Статус обобщенная характеристика. В современном обществе оно охватывает профессию, экономическое и политическое положение, демографические признаки человека. Каждому статусу предписаны определенные права и обязанности. Эти права и обязанности могут носить формальный (нормативно установленны)й или неформальный характер. Для каждого человека характерен определенный набор статусов. Наиболее хароактерный статус человека, выделяющий его от других людей  - называется главным статусом. Статус человека в котором он рожден - называют приписываемым статусом. Биологические характеристики - отражаются в понятии прирожденный статус.

Человек имеет множество статусов, однако его реальное поведение характеризуется определенным набором ролей. В результате возникастатусный ет диапазон в рамках котого варьирует поведение человека. Ранг статуса - положение статуса относительно других, сложившееся в обществе. Статусные символы - знаки отличия - одежда, язык, жесты, манера поведения, уровень дохода Для кажодого статуса характерно определенное видение мира.

Совокупность функционально однородных статусов образуют социальную группу. В узком смысле слова статусом человека считается его место, как представителя большой социальной группы. Кроме этого различают понятие личный статус  - положение человека в малой группе, характеризуемое его дичными качествами.

Для каждолго статуса характерны определенные социальные роли - способы выполнения функций, связанных со статусами или определенные модели поведения. Статусы всегда связаны между собой благодаря ролям. Совокупность статусов - образует социальную структуру общества.

Статусы и роли  функционируют в культуре. Их конкретное наполнение всегда связано с  ценностями и нормами принятимы в обществе. Таким образом, и социальная структура имеет конкретное культурное наполнение.

2. Социальная стратификация

Люди различаются не только по рангу статуса,но и по реальной возможности удовлетворять свои потребности. Эту хаарктеристику социального положения людей называют социальной стратификацией.

Социальная стратификация различается в обществах разных культур. В индии люди различаются по кастам (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + 4 тыс. неосновных каст, низшую позицию занимают - неприкасаемые) - отражающим их положение в отношении к сакральным ценностям (мудрости), в средневековой Европе и России - по сословитям (сосоловные права и обязанности передаются по наследству -дворянство, духовенство, крестьянство, мещанство), сегодня - по доходу (количество денежных поступлений за определенный период) и богатству (накопленному доходу). Кроме этого людей различают власть (способность навязывать свою волю другим) и престиж (уважение). Доход, богатство, власть и престиж образуют интегральный социально-экономический статус.

Социальная стратификация представляет собой  регулируемое неравенство с институциональными и нормативно-ценностными механизмами социального контроля.

Социальная стратификация современного общества строится в соответствии с интегральным статусом. В соответствии с этим выделяют высший слой - элитарное меньшинство, средний слой  и низший слой - люмпенизированный слой социальных аутсайдеров. Уорнер ввел классификацию на 6 слоев или страт: ВВК (доход + власть + престиж)- Высшие военные чины, федеральные чиновники, сенаторы и конгрессмены, совладельцы и директора транс.нац. корпораций,  ВК -  (доход + престиж) - управляющие и владельцы средних фирм, практикующие врачи, юристы, гос. служащие, мниципальные чиновники, профессура и т.д.), ВСК - ( доход) - управляющий среднего звена, муниципальные служащие, преполаватель, врач - по найму, инженер, ССК - служащие, рук. низового звена, квалифицированные рабочие редких профессий, НСК - квалифицированные рабочие большинства профессий, служащие фирм,СНК - водитель такси, продавец, официантка, рабочий средней квалификации, ННК -  дом. прислуга, садовник, шахтер, дворник, неквал. рабочий, Неклассовы элементы -  нищие, безработные, и т.д.

3. Социальная мобильность

Люди стремятся изменить свое положение в обществе. Иметь большее богатство, доход, власть и престиж. Социальная мобильность - изменнеие социального положения людей. Различают:

демографическую, географическую и социальную м.

индивидуальную и групповую с.м.

внутри поколеннную и межпоколенную с.м.

вертикальную и горизонтальную с.м.

восходящую и низходящую с.м.

Маргинальность


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78633. Стратегическое планирование на предприятии 29.5 KB
  Стратегия представляет собой систему управленческих решений определяющих перспективные направления развития организации сферы форм и способы ее деятельности в условиях окружающей среды и порядок распределения ресурсов для достижения поставленных целей. По содержанию стратегия это модель действий инструмент для достижения целей организации. Главной задачей разработки стратегии является достижение конкурентных преимуществ и рентабельности организации. В общем виде стратегии могут быть классифицированы следующим образом: корпоративные...
78634. Структура кадров предприятия и пути ее совершенствования 54.5 KB
  В организации состоящей из многих частей должна осуществляться определенным образом координация их деятельности. Данная координация выступает основой структуры организации которую обычно определяют как совокупность устойчивых связей в организации. Связи между частями организации осуществляются через каналы коммуникации. Виды связей соответствуют видам тех отношений между частями организации которые объединяют части в единое целое.
78635. Цена и ценообразование в рыночной экономике 137 KB
  Сейчас необходимо перейти к вопросу о том как действует механизм спроса и предложения на конкурентном рынке любого товара и каким образом рыночная цена устанавливается на таком уровне когда спрос и предложение равны. меньше уровень спроса при данном уровне доходов; и наоборот чем ниже цена тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара. Изобразим эту зависимость между ценой и величиной спроса графически. Если на абсциссе обозначить количество товара Q покупаемого на рынке а на ординате движение цены Р то...
78636. Менеджмент: сущность, виды и методы 36.5 KB
  Менеджмент область управленческой и хозяйственной деятельности обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами организации систем управления и его совершенствования в соответствии задачам социальноэкономического развития. Менеджер это специалист которого нанимают для организации и управления какимто участком для осуществления управленческой деятельности. Методы управления способы формы воздействия руководителя на подчиненных: 1. Интеграционный Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление...
78637. Планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики 34.5 KB
  Ее обеспечивает государственное регулирование подразумевающее систему взаимодействия государства со всей совокупностью хозяйствующих субъектов с целью координации усилий направленных на решение общенациональных задач социальноэкономического развития. Индикативный план развития национальной экономики определяет и содержит обоснование целей задач направлений и методов реализации государственной социальноэкономической политики. Именно индикативный план выступает той связующей вертикалью которая обеспечивает координацию деятельности...
78638. Ценовая политика предприятия 35.5 KB
  Предлагается учитывать следующие факторы формирующие рыночные цены: Факторы спроса определяющие цену спроса на товар которую предлагает покупатель: Платежеспособный спрос который может выделить покупатель на данный товар; Уровень сбережений которые покупатель делает чтобы не покупать товар; Объем спроса количество товара которое покупатель способен приобрести при некотором уровне цены; Потребительские свойства товара его качественные характеристики; Полезность товара способность его удовлетворить потребности потребителя или...
78639. Проблемы развития предпринимательства в России 29 KB
  Одним из ключевых нововведений установленных в Федеральном законе является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр...
78640. Жизненный цикл товара, его экономический смысл 24.5 KB
  Иcxoдными днными для пpинятия peшeний пpи pзpбoткe или кoppeктиpoвкe пpoдyктoвoй пoлитики являeтcя нлиз жизнeннoгo цикл тoвp н pынкe кoтopый пpeдcтвляeт coбoй мoдeль pынoчнoй peкции oтpжeннoй в пpмeтpx вpeмeни и cтoимocтныx пoкзтeляx. Зня зкoнoмepнocти pзвития жизнeннoгo цикл oтдeльныx гpyпп видoв тoвpoв и пpoгнoзы длитeльнocти oтдeльныx eгo фз пpeдпpиятиe мoжeт oпpeдeлить мoмeнт нчл НИОКР зпycк в пpoизвoдcтвo и внeдpeния н pынoк нoвыx издeлий и мoдepнизции cyщecтвyющиx вpeмя yxoд c дннoгo pынк ycтpeвшиx нe пoльзyющиxcя cпpocoм...