23139

Программа прикладного исследования

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Программа прикладного исследования. Общая структура прикладного социологического исследования Социологическое исследование это инструмент изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью количественных и качественных методов. Содержание и функции программы Программа это изложение основных задач исследования и предпосылок их решения. Он начинается с целеориентации исследования а.

Русский

2013-08-04

35.5 KB

17 чел.

Ld-2. Раздел 2. Методология, методика и  техника прикладных соц. исследований

Тема 1. Программа прикладного исследования.

План

1. Общая структура прикладного соц. иссл.

2. Содержание и функции программы

3. Последовательность разработки программы

Литература

1. Ядов В,

2. Как провести социологическое исследование: по ред., Шереги и Горшкова

3. Капитонов  Социология ХХ века

1. Общая структура прикладного социологического  исследования

Социологическое исследование - это инструмент изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью количественных и качественных методов. Общая структура п.с.и    приведена на схеме 1.

2. Содержание и функции  программы

Программа  - это изложение основных задач исследования и предпосылок их решения. Основной раздел программы - теоретический (1).

Он начинается с целеориентации исследования (а). В основе иссл. лежит проблема,

Схема 1. 

как область затруднений; предметный аспект проблемы - это определенная социальная задача; гносеологический аспект - осознание  к-л общ. потребности и способов ее решения.

Объект иссл. - область соц. действительности (соц. процесс, сфера жизни, общность), содержащая проблему.

Предмет исследования - значимые стороны объекта, подлежащие изучению. Как правило предмет фиксируется в исходном теоретическом понятии и включается в формулировку темы исследования.

Описать проблемную ситуацию помогают предварительные или разведывательные исследования - интервью, анализ статистики и  документов, мнение экспертов.

Конкретные границы исследования устанавливаются путем формулировки целей и  задач исследования.

б) определение и интерпретация теоретических понятий  включает:

соотнесение понятия с теоретической системой (выбор теории, описывающей явление)

достижение однозначности в понимании (составление  тезауруса)

достижение точности понятия (спецификация понятий и определение новых )

в) эмпирическая интерпретация понятий включает переход от теоретических конструктов к эмпирически фиксируемым  процессам. В ходе  э.и.п. происходит конкретизация теор.  понятия  в различных аспектах проявления описываемого процесса по схеме ПОНЯТИЕ - ПОКАЗАТЕЛЬ - ИНДИКАТОР - (ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ - ИНСТРУМЕНТ).

г) построение модели   - это системное описание существенных сторон  предмета иссл. , охватывающее факторы, влияющие на его функцию. Основанием для построения модели являются теоретические представления, выводы ранее проведенных исследований. Отдельные элементы  вводятся в модель в форме гипотез или предположений.

Гипотезы могут быть объяснительными (интерес к социологии определяется будущей спец. студента), описательными (не все студенты стремятся изучать социологию) и детерминирующими (активность на семинарах влияет на оценку на экзамене). Гипотезы должны быть преемственными, то есть отражать преемственность в развитии научного знания, не противоречить фактам науки и, проверяться средствами данного исследования.

На основе теор. модели разрабатывается рабочая модель, при этом из теор. модели исключают факторы не характерные для конкретного объекта; факторы которые не могут быть измерены в связи с конкретными условиями данного исследования; факторы которые не являются управляемыми с позиции субъекта, для которого проводится исследование.

3) процедурно-методический раздел программы включает  выбор методов получения информации, проектирование  инструментов и выборки.

Метод  - это система правил изучения объекта на основе закономерностей его функционирования.

Инструмент- специально разработанные документы, с помощью которых обеспечивается сбор и фиксация информации об  объекте (анкета, бланк интервью, карта наблюдения, таблица).

Методика  - система  операций, обеспечивающих получение валидной (соответствие измеренного показателя тому, что измерялось), релевантной (отражающей различия) и репрезентативной социологической информации.  

Методы получения информации:

опрос (анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрический опрос, социологическое тестирование)

наблюдение (стандартизированное и свободное, включенное и не включенное, открытое или инкогнито, лабораторное или полевое)

анализ документов  (традиционный, формализованный, контент-анализ)

эксперимент (лабораторный или полевой, линейный или параллельный, констатирующий  или формирующий)

выборочный метод - метод получения информации, основанный на изучении  небольшой части потенциальной  совокупности объектов (генеральной совокупности), выводы которого затем распространяются на всю совокупность объектов.

Проектирование выборки включает:

Определение границ и состава генеральной совокупности (сплошное или выборочное исследование)

Определение типа выборки (случайная, квотная, гнездовая, простая  или многоcступенчатая)

Определение объема выборки

Расчет предельной ошибки выборки (репрезентативности)

Определение технологии отбора объектов

Репрезентативность (представительность) - свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности.

Формулы для определения объема выборки:

n =  2

n =   ( (), 25 t2 N )/ (A2N+0,25t2),

где  n - объем выборочной совокупности

      N- объем генеральной

     t2-  число определяемое по спец. таблицам с учетом предельной  ошибки выборки и доверительной вероятности

     A  - предельная ошибка выборки

4) организационный раздел  программы

Рабочий план исследования - схема действий с распределением времени и ресурсов.

Рабочий план включает следующие основные этапы:

формирование рабочей группы

разработку программы исследования

разработку  инструментария

расчет выборки

проведение пилотажных  исследований

размножение инструментов

инструктаж участников полевого исследования

организацию полевого  исследования

контроль качества заполненных документов

подготовку инструментов  к обработке

обработку

анализ результатов

подготовку отчета

оформление архива исследования

Р2. Тема 2. Опрос как метод социологического исследования.

Виды опросов:

Анкетирование

Интервьюирование

Экспертный опрос

Социометрический опрос

Социологическое  тестирование

Формы опросов

контактный

почтовый

телефонный

прессовый

По месту проведения различают

опросы по месту работы

опросы по месту жительства

опрос целевых аудиторий

Фазы опроса

Адаптация

Сбор основной информации

Завершение опроса

Классификация вопросов

По содержанию

о событиях и фактах

о мотивах, оценках, мнениях

По форме

прямые

косвенные

По структуре

открытые

закрытые

По функциям

основные

фильтрующие

контрольные

Правила  построения вопросов

вопрос не должен содержать ожидаемый ответ или определенным образом стимулировать его  (Изучение социологии расширяет кругозор человека ?  Да, Нет, Не знаю)

вопрос не должен дискриминировать респондента или его возможную позицию (Человек не знающий социологию не может считаться культурным .  А Ваше мнение ? Да, Нет, Не знаю)

вопросы должны формулироваться с учетом предполагаемой компетентности опрашиваемых и не должны содержать слов или выражений, которые могут быть не поняты респондентом (за исключением вопросов- “ловушек”)

количество вариантов ответов не должны превышать возможностей памяти опрашиваемого

вопрос  и предлагаемые варианты ответов должны логически соответствовать друг-другу (Как часто Вы смотрите передачи ? -по радио, - телевидению, - в газетах и журналах

Измерение в социологии

Измерить - значит сравнить с эталоном.

Эталоном служит шкала. Шкала это измерительная часть инструмента, оценивающая эмпирические индикаторы, расположенные в определенной последовательности.

Виды шкал:

Номинальная

Порядковая (номинально-порядковая, ранговая, интервальная)

Числовая

Требования к шкале:

валидность

полнота (учет всех значений)

чувствительность

Титульный лист

титул

название анкеты

идентификаторы

Вводная часть

обращение

пояснения

гарантии анонимности опроса

что делать с анкетой

благодарность

Основная часть

расположение вопросов (контактные, сложные, простые, разгрузочные)

принцип “воронки”

“дымовая” техника (общий открытый, блок закрытых, открытый на уточнение)

Социльно-демографическая часть

пол

возраст

образование

социально-проф. положение

культурная идентификация (семья)

национальность

место жительства

Правила группового анкетирования

Представиться

Дать общие пояснения по цели анкетирования и работе с анкетой

Пояснить гарантии анономности

Ответить на вопросы

Не навязчиво контролировать поведение аудитории  (обсуждения, подсказки друг-другу)

Пресекать демонстративность в поведении отдельных людей

Оказывать помощь в заполнении анкеты

Организовать сбор и косвенный контроль качества заполнения анкет

Р2. Тема 3.  Обработка и анализ данных социологических опросов

Обработка данных социологических опросов включает ряд этапов:

Подготовка данных к вводу в ПВМ

Ввод данных в ПВМ

Математическая обработка

Создание электронных и физических архивов

1. Подготовка данных к вводу  включает проверку и кодировку  массива заполненных анкет. Для этого массив заполненных анкет просматривается, при этом из массива исключаются :

анкеты заполенные менее чам на 2\3 (по количеству ответов на закрытые вопросы)

претенциозно заполненные анкеты (имеющие “минусы” в ответах на вопросы “ловушки”)

анкеты не прошедшие тест по совокупности контрольных вопросов

анкеты у кторых не заполнен социально-демографический блок

Каждая годная анкета номеруется. Из нее выписываются ответы на открытые вопросы. Если необходимо, то соответствующие позиции открытых вопросов кодируются.

2. Ввод данных в ПВМ производится в соответствии с инструкциями по вводу данных конкретного пакета программ, при этом желательно, чтобы номер анкеты в физическом массиве и номер анкеты в электронном  виде совпадали.

Во время ввода рекомендуется копировать массив введенных в память данных на дискету и защищать его от постороннего вмешательства. По окончании ввода данных делаются 2 копии введенного массива, при этом одна копия считается рабочей, а дольная копия описывается и бочей, а другая контрольной, которая хранится в архиве вместе с  архивированной копией программы, с помощью которой производился ввод и обработка данных.

3.Математическая обработка данных  включает:

Расчет и анализ одномерных распределений ответов по каждому вопросу

Расчет и анализ группировочных таблиц сопряжения по всем основным социально-демографическим признакам, включенным в анкету

Анализ влияния факторов на изучаемые процессы в соответствии с гипотезами исследования

Построение математической факторной модели изучаемого процесса

Математическая обработка результатов производится с использованием стандартных пакетов обработки информации наиболее известными из которых являются система “САНИ”  и “АСТРА”.

1.Расчет и анализ одномерных распределений ответов производится в отношении доли отметивших  каждую альтернативу. При этом расчитываются следующие показатели:

Доля отметивших каждую альтернативу в % к числу ответивших на данный вопрос (Этот показатель используется наиболее часто)

Доля отметивших  каждую альтернативу в % к  числу опрошенных (Этот показатель часто используется, когда анализируются ответы на вопросы касающиеся только части респондентов)

Доля отметивших каждую альтернативу  в % к  сумме ответов на все альтернативы данного вопроса (Этот показатель иногда используют, если по содержанию вопроса можно было отметить несколько альтернатив)

Данные о линейных распределениях ответов удобно занести на бланк анкеты. По результатам анализа делается заключение

о модальности ответов и их вариабельности. Из дальнейшего анализа,как правило исключают ответы на вопросы, у которых  респондентами использовано менее половины позиций шкалы, а также вопросы на которые более трети респондентов отказались отвечать ( нет ответа или отмечена позиция “Не знаю”, “Не могу сказать” и т.д.)

2. Расчет и анализ группировочных таблиц сопряжения  позволяет сделать заключение о различии  модальности в группах опрошенных по основным социально-демографическим признакам: полу, возрасту, уровню образования и т.д.

Как правило такой анализ производится по основным показателям изучаемого процесса.Перед построением таблиц сопряжения полезно проанализировать коэффициенты связи (по Пирсону) включенных в анализ показателей состояния изучаемого процесса с социально -   демографическими показателями. Как правило различия в распределении  модальности наблюдаются, если соотвтетсвующий коэффициент связи существенен с Р > 0, 95.  Группировочные таблицы строятся с указанием доли ответивших на вопрос из числа респондентов соответствующей группы.Пример:

Как по Вашему, нужна ли социология экономистам ?

Девушки

Юноши

Определенно нужна

 22

11

Скорее нужна

48

22

Скорее не нужна

15

39

Совершенно не нужна

5

21

Не знаю

10

7

Коэфф. Пирсона   0, 62

Как видим, налицо различие в отношении к социологии по полу опрошенных. Этот факт необходимо учитывать в дальнейшем анализе.

3.Анализ влияния факторов на изучаемые процессы производится с использованием статистических мер вязи, к которым относятся коэффициенты сопряженности Пирсона, Крамера, Чупрова, информационные меры связи. Коэффициенты расчитываются с использованием стандартных программ и показывают меру взаимообусловленности в распределении частот появления соответствующих признаков. Один из признаков условно считается зависимым, другой - детерминирующим, однако заключение о наличиии связи может дать только качественный анализ всей сосвкупности связей. Анализ коэффициентов связи  позволяет:

выделить факторы статистический уровень влияния которых позволяет исключить их из дальнейшего анализа (гипотеза о наличии связи отрицается)

проранжировать оставшиеся связи по уровню взаимной сопряженности с изучаемым процессом, при этом следует иметь ввиду, что уровень взаимной сопряженности может определяться как влиянием данного фактора на процесс, так и взаимным изменением данного фактора и процесса под влиянием третьего фактора. Вывод о связи может быть сделан только на основании анализа всей совокупности связей в системе “изучаемый процесс” - “факторные признаки”,  поэтому расчитывают не отдельные коэффициенты, а таблицу коэффяициентов.Пример:

Пусть S0 - показатель, отражающий уровень интереса студентов к социологии, а F1, F2,F3 - факторы учебного процесса, отражающие содержание программы, уровень квалификации преподавателей и объем программы в часах. Матрица коэффициентов связи может выглядеть так:

S0

F1

F2

F3

S0

1

0,89

0, 68

0,75

F1

0,89

1

0,56

0,95

F2

0,68

0,56

1

0,11

F3

0,75

0,95

0,11

1

Чисто внешне значимы все три фактора, однако при анализе внутренних связей можно заметить, что оценка содержания программы оказалась зависимой от ее объема в часах, поэтому не смотря на то, что уровень связи изучаемого процесса с показателем “содержание...” выше, детерминирующим следует считать фактор “объем программы в часах”, так как именно он определяет меру содержательности программы. Кроме того на содержание программы оказывает значимое влияние и фактор “квалификация ...”, поэтому результат анализа может быть графически отражен в виде следующей схемы:

4. Построение математической факторной модели включает оценку количественного  влияния факторов на изучаемый процесс. Модель разрабатывается после качественного анализа влияния факторов и требует включения только тех факторов, влияние которых на изучаемый процесс доказано на предыдущем этапе. Модель как правило представляется в виде регрессионной функции вида:

Y    = F ( f2,f3, ... ,fn),

вид функции выбирается исходя из качественного анализа процесса или подбирается путем  перебора. Для моделирования часто используют стандартные пакеты типа Statgraf  или Statistica для Windows.

Анализ завершается подготовкой  отчета по результатам проведенного исследования. Отчет включает описание всех основных этапов исследования:

Во введении дается развернутая характеристика проблемной ситуации, описывается объект, предмет, цели и задачи исследования.

Теоретический раздел отчета включает анализ публикаций по данной проблеме, теоретический анализ основных понятий исследлования, теоретическую и рабочую модель с необходимыми обоснованиями и выкладками.

Процедурно-методический раздел включает обоснование выбора метода исследования, макеты инструментов, расчет и обоснование выборки, а также краткое описание процедур отбора единиц наблюдения.

Аналитический раздел - содержит результаты анализа  полученных данных.

В заключительном разделе подволятся итоги исследования и даются рекомендации или технологии управления изучаемым процессом в соответствии с цлью исследования.

В отчет также включают список использованных литературных источников и приложения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26314. Реформация в Швейцарии. У.Цвингли и Ж.Кальвин 34.59 KB
  Начало же этому было положено в Цюрихе где в 1518 году священником кафедрального собора был избран известный проповедник Ульрих Цвингли. Даже изгнание Цвингли торговца индульгенциями монаха Самсона удостоилась не осуждения а похвалы представителя местного епископа. Так продолжалось до 1522 года когда Цвингли сам пошел на обострение ситуации. Однако и этот вызов не вызвал ожидаемых мер со стороны римского священноначалия напротив папский легат передал Цвингли письмо в котором ему сулились огромные блага если бы он стал поддерживать...
26315. Реформация и религиозные (гражданские) войны во Франции 29.06 KB
  Широко стали распространяться идеи Кальвина во Франции при короле Генрихе II. Именно при Генрихе II кальвинизм во Франции достиг наибольшего распространения. Ослабление королевской власти при сыновьях Генриха II благоприятствовало политическим притязаниям феодальной аристократии и борьба за религиозную свободу слилась с борьбой за власть. Своего короля Генриха Наваррского гугеноты воспринимали как конституционного государя.
26316. Реформация в Англии 14.33 KB
  Реформация в Англии Англия страна известная своими реформаторскими тенденциями. Однако решающую роль в Реформации в Англии предстояло сыграть другому человеку. Реформацию в Англии можно в полном смысле назвать Реформацией сверху так как во главе её стал английский король Генрих VIII. Реформация в Англии при Генрихе VIII Первоначально Генрих был противником Реформации даже написал книги против Лютера В защиту семи таинств 1521 в основе которой были не аргументы а брань в адрес виттенбергского реформатора.
26317. Контрреформация в странах Западной Европы 25.22 KB
  Контрреформация Контрреформация в Западной Европе католическое движение возникшее после выдвижения идей Лютера Кальвина Цвингли и других реформаторов имевшее своей целью восстановить престиж католической церкви и веры. Кроме этих мер принимались и решения по изменению организации церкви. Упрёки по поводу упадка нравов внутри церкви были слышны уже в XII в. И внутри церкви были те кто пытался искоренить эти недостатки.
26318. Абсолютизм в Западной Европе (на примере Англии, Франции, Испании) 64.42 KB
  В XIV в. Но все же парламент сыграл прогрессивную роль в политическом развитии Англии XIV – XVвв. Фронда Людовик XIII лишь несколькими месяцами пережил своего министра и престол перешёл к его сыну Людовику XIV 1643 1715 годы во время малолетства которого управляли мать его Анна Австрийская и кардинал Мазарини продолжатель политики Ришельё. Людовик XIV Дело кончилось победой кардинала Мазарини но молодой король вынес из этой борьбы крайне печальные воспоминания.
26319. Социально – экономичское и политическое развитие Нидерландов в п.п. XVI в. 29.97 KB
  XVI в. был создан тот трамплин отталкиваясь от которого Нидерланды осуществили поразивший современников динамичный прыжок в XVI столетие. На рынках Эклоо Гента Куртре к середине XVI в. В XVI в.
26320. Усиление феодально – католической реакции при Филиппе II. Назревание революционной ситуации 16.7 KB
  Усиление испанского гнета во второй половине XVI в. Филипп II c самого начала решил установить в Нидерландах бюрократическую систему испанского абсолютизма с целью полного экономического политического и религиозного подчинения страны. Для достижения этой цели испанское правительство наметило следующие мероприятия: увеличение количества испанских войск в стране; сосредоточение фактической власти в руках узкого состава государственного совета консульты членами которого были верные слуги испанского правительства придание епископам...
26321. Основные этапы Нидерландской буржуазной революции и их характерные особенности 25.61 KB
  В рамках усилий по созданию стабильного и надёжного правительства Нидерландов Филипп назначил Маргариту Пармскую штатгальтером Нидерландов. Он продолжил политику своего отца при назначении членов высшего дворянства Нидерландов в Государственный совет руководящий орган семнадцати провинций. Тем не менее уже в 1558 году штаты провинций и генеральный штат Нидерландов стали противоречить пожеланиям Филиппа возражая против его налоговой политики и требуя вывода испанских войск с юга Нидерландов. Несмотря на это к 1570 году испанцы в целом...
26322. Образование Республики Соединённых провинций 15.94 KB
  Образование Республики Соединённых провинций. Здесь Утрехтская уния заложила основы республики. военный перевес Республики Соединенных провинций и ее союзников над Испанией побудил последнюю начать мирные переговоры которые завершились в 1609 г. знаменовало победоносное завершение революции на севере страны и возникновение там первой в истории Европы и всего мира буржуазной республики.