2327

Так кто же такой социолог и что им движет

Эссе

Социология, социальная работа и статистика

Социолог, тот человек, который воздерживается от нормативных суждений. Он никогда не должен давать оценки – это хорошо, а это - плохо. Никаких моральных оценок, никаких оценок в категории. Только беспристрастная фиксация действительности – того что есть.

Русский

2013-01-06

22.14 KB

4 чел.

Так кто же такой социолог и что им движет?

Социолог тот человек, который, прежде всего в своей деятельности связан с осмыслением общества. Это осмысление по своей природе – научно.

Социолог, прежде всего, теоретик и аналитик, а не тот, кто просто проводит исследования.

Главный критерий для социолога – строгая научность. Он должен быть объективным, беспристрастным. Начиная работать, он должен «отбросить все эмоции», «освободиться от ценностей».

«Ценности» – предпочтения, предрассудки, стереотипы восприятия, эмоции.

Единственная ценность – строгая научность.

Социолог, тот человек, который воздерживается от нормативных суждений. Он никогда не должен давать оценки – «это хорошо, а это - плохо». Никаких моральных оценок, никаких оценок в категории. Только беспристрастная фиксация действительности – того что есть.

Единственное, что движет социологом – неизбывный интерес к человеческим поступкам. Социолог, по сути, неуемный проныра. Он постоянно сует свой нос куда надо и куда не надо. Собралась компания людей – социолог обязательно будет искать мотивы это собрания, причины.

Ему интересны обрезки чужих разговоров, поступки людей, в общем - все тайны человека. Он по природе – изобличитель.

Методы социологического исследования:

Методы исследования – это действительные методики, применяемые для изучения социального мира. К методам относятся:

  1.  «включенное наблюдение» = полевая работа
  2.  социологические опросы
  3.  эксперимент
  4.  интервью
  5.  анализ документов/документальные исследования
  6.  жизнеописания
  7.  анализ дневников, устных бесед
  8.  интерпретация официальных статистических данных

Метод «включенного наблюдения» или полевая работа

Интересен этот метод тем, что исследователь живет вместе с сообществом или группой, которую он непосредственно изучает. Он становится «одним из них». Если угодно – засланный казачок. Его задача – войти в доверие к тем людям, которых он изучает. Если же он не войдет к ним в доверие – миссия провалена. Классический пример такого метода: Ирвинг Гоффман и Ландеску. Последний относится к чикагской социологической школе 20-30 гг.

Требования к полевой работе:

  1.  умение добиться полного доверия и сотрудничества, с той группой, которую социолог исследует
  2.  удержание доверия группы до самого конца исследования
  3.  способность адаптироваться в любых местах, при любых условиях
  4.  готовность встретиться с нежеланием членов группы или сообщества говорить о себе откровенно
  5.  принимать и учитывать тот факт, что некоторые полевые работы могут быть связаны с чем-то, что может угрожать психическому и физическому здоровью социолога

Преимущества и ограничения полевой работы:

+ Полевая работа дает более полное и богатое представление о жизни исследуемой группы. Зачастую это единственно возможный метод исследования, когда исследуется группа, культура которой, в своей основе, неизвестна посторонним.

+ Полевая работа дает большую «гибкость» исследования (никаких стандартных ответов, никаких шаблонов).

+ Зачастую такая работа дает больше неожиданных результатов, чем другие методы исследования.

- Можно исследовать лишь небольшие группы или сообщества. Невозможно, или довольно сложно изучать большие группы людей.

- Невероятно тяжело войти в доверие.

- Трудность, связанная с окончанием исследования – выход из поля.

Социологические опросы

Если полевая работа больше подходит для углубленных исследований, то метод социологических опросов дает информацию менее детализированную, но верную для более широкой области. То есть данный метод идет как-бы «вширь», в то время как полевая работа идет «вглубь».

Существует два вида опросников. Один из них – закрытый опросник - подразумевает стандартизированный набор вопросов с фиксированными ответами. В данном случае либо сам исследователь, либо респондент (кого опрашивают) просто-напросто отмечает ответы на вопросы. В результате ответы легко сопоставить и свести в таблицу. Недостаток: нет возможности фиксировать оттенки мнений и вербального выражения этих мнений. Информация весьма поверхностная.

Второй вид – открытые опросники – дают возможность выражать взгляды собственными словами. Эти опросники более гибкие. Они дают более богатую информацию, чем стандартизированные. Недостаток: тяжелее обрабатывать и сравнивать ответы.

С чего начинается опрос?

Исследование начинается с разработки выборки. Выборка должна быть репрезентативна (исследуемая группа должна быть типичной для населения в целом). Невозможно исследовать всех людей, поэтому социологи исследует некую долю людей, а результаты этой доли впоследствии экстраполируют (распространяют) на все население.

Выборка бывает: случайной (любой представитель группы может быть включен в исследование) и намеренной (сортировка по возрасту, половой принадлежности, социальной группе). Большинству исследований могут предшествовать предварительные или пилотажные исследования. Это, так называемые, пробные исследования (заполняют всего несколько человек). Цель – выявить проблемы незамеченные исследователями.

Минусы и плюсы социологических опросов:

+ Полученные ответы легче учитывать и анализировать, чем материал, полученный другими методами исследования.

+ Позволяет исследовать большое количество людей.

- Зачастую, полученная информация носит поверхностный характер.

- Высокий уровень отказа от исследования. Особенно в тех случаях, когда анкеты высылаются или возвращаются по почте.

- Условия, в которых проводится опрос и язык, используемый для описания результатов, очень часто довольно далеки от тех индивидов, которым адресуется опрос.

Эксперимент

Попытка изучить влияние одного или нескольких предметов на другие в искусственно созданных условиях.

Стэнфордский эксперимент. Связан с именем Филипа Зимбардо. 1971 год. Филип Зимбардо был преподавателем психологии. Преподавал в Стэнфордском университете. Исследовал поведение заключенных преступников. Он хотел понять, как условия тюремного содержания влияют на обычного человека. Было решено провести эксперимент. Была установлена плата за участие в эксперименте. Поэтому, на отбор пришло очень много людей, особенно студентов. Условие участия: никаких склонностей к патологиям, никакого криминального прошлого. Из 70 человек было отобрано 24 человека. 12 на 12. Никто из них не знал – какую «роль» он будет играть – «заключенного» или «надзирателя». Случайным путем испытуемых распределили на роли. Весь антураж был максимально приближен к тюремной среде. Рано утром маленький городок был разбужен воями серен полицейских машин. Всех испытуемых забрали в «тюрьму». «Тюрьму» обустроили в подвале университета. Все было максимально приближено к реальности: узкие койки и зарешеченные окна. «Преступникам» выдали тюремные робы с номерами. Постоянно проводилась перекличка, чтобы «заключенные» привыкли себя идентифицировать только с номерами. «Тюремщикам» так же была выдана униформа, резиновые дубинки и солнцезащитные очки. Примечателен тот факт, что «тюремщики» не снимали очки, тем самым скрывая свои лица и намерения. Инструктаж для «охранников» был предельно простым – соблюдать порядок. Для «заключенных» также были приготовлены инструкции – соблюдать правила тюремной жизни. Эксперимент был рассчитан на 2 недели. Но! Эксперимент был прекращен на 5 сутки! Буквально через день все разговоры людей, которые были простыми студентами, рабочими и так далее, были только на тюремные темы. «Надзиратели» превратились в церберов. Они жестоко и извращенно издевались над «заключенными», что фиксировали камеры дневного и ночного наблюдения. «Надзиратели» не знали о существовании ночных видеокамер, поэтому особые жестокости происходили именно ночью. Лишь счастливый случай стал причиной прекращения эксперимента. Страшно подумать, что могло бы произойти, если бы Филип Зимбардо продолжал исследовать людей, помещенных в искусственно созданную тюрьму. Позже молодые люди с ужасом вспоминали эту неполную неделю, проведенную ими в «тюрьме». Меньше чем за неделю парни потеряли все человеческие ценности, весь бесценный опыт, приобретенный ими в течении жизни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20199. Экологические факторы и их действия 945.5 KB
  Экологические факторы делятся на две категории: Факторы неживой природы или абиотические факторы. Факторы живой природы или биотические факторы. Абиотические факторы в свою очередь делятся на: Климатические освещённость температура влажность атмосферное давление скорость движения ветра Почвенногрунтовые плотность механический состав влагоёмкость воздухопроницаемость Орографические рельеф высота над уровнем моря Химические газовый состав воздуха количество растворённых в воде солей и т.
20200. Популяция, её структура и динамика 350 KB
  Стрелки это каналы передачи вещества энергии и информации. Этот процесс идёт с поглощением энергии которая запасается в химических связях органического вещества. Понятие о трофической цепи Трофическая цепь это цепь последовательной передачи вещества и эквивалентной ему энергии от одних организмов до других. упорядоченный поток передачи энергии солнца от продуцентов к консументам различного порядка.
20201. Круговорот веществ в биосфере 106.5 KB
  Он заключается в следующем: горные породы подвергаются разрушению и выветриванию продукты разрушения сносятся потоками воды в Мировой океан. Круговорот воды Нам знакомы 3 состояния воды: твёрдое лёд жидкое собственно вода газообразное водяной пар. Главный источник поступления воды атмосферные осадки а главный источник расхода испарение. Продолжительность кругооборота: океан 3000 лет подземные воды 5000 лет полярные ледники 8500 лет озера 17 лет реки 10 дней вода в живых организмах несколько часов.
20202. Промышленная экология. Промышленное производство и его воздействие на окружающую среду 47.5 KB
  Протяжённость тропосферы 710 километров на полюсах и 1618 километров по экватору. Протяжённость стратосферы примерно 40 километров. До высоты 30 километров температура стратосферы примерно 50оС а затем начинает расти и на высоте 50 километров составляет 10оС. Это связано с наличием в стратосфере озонового слоя расположенного на высоте 2540 километров.
20203. Загрязнение гидросферы 87 KB
  Пресная вода составляет только 25 от всех запасов воды. Примерно 70 пресной воды содержится в ледниках. Ежегодно люди расходуют около 3000 км3 воды из них 150 км3 безвозвратно. Больше всего воды потребляет сельское хозяйство.
20204. Стандартизация и охрана окружающей природной среды 31 KB
  ПДКрз это концентрация которая при ежедневной работе в течение всего рабочего стажа не может вызвать заболевания или отклонения в состоянии здоровья в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколения. ПДКав это максимальная концентрация примеси в атмосфере отнесенная к определению времени усреднено значение которой при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывая на него вредного влияния включая отдаленные последствия. Это концентрация присутствие которой допустимо не...
20205. Расчёт предельно допустимого выброса вредного вещества в атмосферу 145 KB
  Нарисуем график зависимости концентрации загрязняющего вещества по оси факела выброса от расстояния до источника выброса. Расчёт предельно допустимого выброса состоит из нескольких частей и первая часть расчёт максимальной приземной концентрации. Все формулы даются для двух вариантов: горячего выброса и холодного выброса.
20206. Контроль загрязнения почв 38 KB
  Кроме ПДК в номенклатуру санитарного состояния почв входят показатели: Общее количество аммонийного азота. Общее количество нитратного азота. Общее количество хлоридов. Общее количество пестицидов.
20207. ИССЛЕДОЛВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ 96 KB
  Для получения равноплечной дифференциальной системы соединяются дужками гнезда 10 16 при этом коэффициенты трансформации равны: Для получения неравноплечной дифференциальной системы соединяются дужками гнезда 10 16 при этом коэффициент трансформации равны Резисторная дифференциальная схема состоит из четырех резистров по 600 Ом образующих равноплечный мост рис. Для этого соединить дужкой гнезда 11 16 а к гнездам ГЕН 23 27 подключить измерительный генератор с частотой...