2327

Так кто же такой социолог и что им движет

Эссе

Социология, социальная работа и статистика

Социолог, тот человек, который воздерживается от нормативных суждений. Он никогда не должен давать оценки – это хорошо, а это - плохо. Никаких моральных оценок, никаких оценок в категории. Только беспристрастная фиксация действительности – того что есть.

Русский

2013-01-06

22.14 KB

4 чел.

Так кто же такой социолог и что им движет?

Социолог тот человек, который, прежде всего в своей деятельности связан с осмыслением общества. Это осмысление по своей природе – научно.

Социолог, прежде всего, теоретик и аналитик, а не тот, кто просто проводит исследования.

Главный критерий для социолога – строгая научность. Он должен быть объективным, беспристрастным. Начиная работать, он должен «отбросить все эмоции», «освободиться от ценностей».

«Ценности» – предпочтения, предрассудки, стереотипы восприятия, эмоции.

Единственная ценность – строгая научность.

Социолог, тот человек, который воздерживается от нормативных суждений. Он никогда не должен давать оценки – «это хорошо, а это - плохо». Никаких моральных оценок, никаких оценок в категории. Только беспристрастная фиксация действительности – того что есть.

Единственное, что движет социологом – неизбывный интерес к человеческим поступкам. Социолог, по сути, неуемный проныра. Он постоянно сует свой нос куда надо и куда не надо. Собралась компания людей – социолог обязательно будет искать мотивы это собрания, причины.

Ему интересны обрезки чужих разговоров, поступки людей, в общем - все тайны человека. Он по природе – изобличитель.

Методы социологического исследования:

Методы исследования – это действительные методики, применяемые для изучения социального мира. К методам относятся:

  1.  «включенное наблюдение» = полевая работа
  2.  социологические опросы
  3.  эксперимент
  4.  интервью
  5.  анализ документов/документальные исследования
  6.  жизнеописания
  7.  анализ дневников, устных бесед
  8.  интерпретация официальных статистических данных

Метод «включенного наблюдения» или полевая работа

Интересен этот метод тем, что исследователь живет вместе с сообществом или группой, которую он непосредственно изучает. Он становится «одним из них». Если угодно – засланный казачок. Его задача – войти в доверие к тем людям, которых он изучает. Если же он не войдет к ним в доверие – миссия провалена. Классический пример такого метода: Ирвинг Гоффман и Ландеску. Последний относится к чикагской социологической школе 20-30 гг.

Требования к полевой работе:

  1.  умение добиться полного доверия и сотрудничества, с той группой, которую социолог исследует
  2.  удержание доверия группы до самого конца исследования
  3.  способность адаптироваться в любых местах, при любых условиях
  4.  готовность встретиться с нежеланием членов группы или сообщества говорить о себе откровенно
  5.  принимать и учитывать тот факт, что некоторые полевые работы могут быть связаны с чем-то, что может угрожать психическому и физическому здоровью социолога

Преимущества и ограничения полевой работы:

+ Полевая работа дает более полное и богатое представление о жизни исследуемой группы. Зачастую это единственно возможный метод исследования, когда исследуется группа, культура которой, в своей основе, неизвестна посторонним.

+ Полевая работа дает большую «гибкость» исследования (никаких стандартных ответов, никаких шаблонов).

+ Зачастую такая работа дает больше неожиданных результатов, чем другие методы исследования.

- Можно исследовать лишь небольшие группы или сообщества. Невозможно, или довольно сложно изучать большие группы людей.

- Невероятно тяжело войти в доверие.

- Трудность, связанная с окончанием исследования – выход из поля.

Социологические опросы

Если полевая работа больше подходит для углубленных исследований, то метод социологических опросов дает информацию менее детализированную, но верную для более широкой области. То есть данный метод идет как-бы «вширь», в то время как полевая работа идет «вглубь».

Существует два вида опросников. Один из них – закрытый опросник - подразумевает стандартизированный набор вопросов с фиксированными ответами. В данном случае либо сам исследователь, либо респондент (кого опрашивают) просто-напросто отмечает ответы на вопросы. В результате ответы легко сопоставить и свести в таблицу. Недостаток: нет возможности фиксировать оттенки мнений и вербального выражения этих мнений. Информация весьма поверхностная.

Второй вид – открытые опросники – дают возможность выражать взгляды собственными словами. Эти опросники более гибкие. Они дают более богатую информацию, чем стандартизированные. Недостаток: тяжелее обрабатывать и сравнивать ответы.

С чего начинается опрос?

Исследование начинается с разработки выборки. Выборка должна быть репрезентативна (исследуемая группа должна быть типичной для населения в целом). Невозможно исследовать всех людей, поэтому социологи исследует некую долю людей, а результаты этой доли впоследствии экстраполируют (распространяют) на все население.

Выборка бывает: случайной (любой представитель группы может быть включен в исследование) и намеренной (сортировка по возрасту, половой принадлежности, социальной группе). Большинству исследований могут предшествовать предварительные или пилотажные исследования. Это, так называемые, пробные исследования (заполняют всего несколько человек). Цель – выявить проблемы незамеченные исследователями.

Минусы и плюсы социологических опросов:

+ Полученные ответы легче учитывать и анализировать, чем материал, полученный другими методами исследования.

+ Позволяет исследовать большое количество людей.

- Зачастую, полученная информация носит поверхностный характер.

- Высокий уровень отказа от исследования. Особенно в тех случаях, когда анкеты высылаются или возвращаются по почте.

- Условия, в которых проводится опрос и язык, используемый для описания результатов, очень часто довольно далеки от тех индивидов, которым адресуется опрос.

Эксперимент

Попытка изучить влияние одного или нескольких предметов на другие в искусственно созданных условиях.

Стэнфордский эксперимент. Связан с именем Филипа Зимбардо. 1971 год. Филип Зимбардо был преподавателем психологии. Преподавал в Стэнфордском университете. Исследовал поведение заключенных преступников. Он хотел понять, как условия тюремного содержания влияют на обычного человека. Было решено провести эксперимент. Была установлена плата за участие в эксперименте. Поэтому, на отбор пришло очень много людей, особенно студентов. Условие участия: никаких склонностей к патологиям, никакого криминального прошлого. Из 70 человек было отобрано 24 человека. 12 на 12. Никто из них не знал – какую «роль» он будет играть – «заключенного» или «надзирателя». Случайным путем испытуемых распределили на роли. Весь антураж был максимально приближен к тюремной среде. Рано утром маленький городок был разбужен воями серен полицейских машин. Всех испытуемых забрали в «тюрьму». «Тюрьму» обустроили в подвале университета. Все было максимально приближено к реальности: узкие койки и зарешеченные окна. «Преступникам» выдали тюремные робы с номерами. Постоянно проводилась перекличка, чтобы «заключенные» привыкли себя идентифицировать только с номерами. «Тюремщикам» так же была выдана униформа, резиновые дубинки и солнцезащитные очки. Примечателен тот факт, что «тюремщики» не снимали очки, тем самым скрывая свои лица и намерения. Инструктаж для «охранников» был предельно простым – соблюдать порядок. Для «заключенных» также были приготовлены инструкции – соблюдать правила тюремной жизни. Эксперимент был рассчитан на 2 недели. Но! Эксперимент был прекращен на 5 сутки! Буквально через день все разговоры людей, которые были простыми студентами, рабочими и так далее, были только на тюремные темы. «Надзиратели» превратились в церберов. Они жестоко и извращенно издевались над «заключенными», что фиксировали камеры дневного и ночного наблюдения. «Надзиратели» не знали о существовании ночных видеокамер, поэтому особые жестокости происходили именно ночью. Лишь счастливый случай стал причиной прекращения эксперимента. Страшно подумать, что могло бы произойти, если бы Филип Зимбардо продолжал исследовать людей, помещенных в искусственно созданную тюрьму. Позже молодые люди с ужасом вспоминали эту неполную неделю, проведенную ими в «тюрьме». Меньше чем за неделю парни потеряли все человеческие ценности, весь бесценный опыт, приобретенный ими в течении жизни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27067. Учет бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств 15.06 KB
  учет бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств Счета предназначены для ведения учета учреждениями финансовыми органами показателей бюджетных ассигнований лимитов бюджетных обязательств сумм утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности показателей по доходам поступлениям и расходам выплатам принятых учреждениями обязательств. По завершении текущего финансового года показатели остатки по счетам учета бюджетных ассигнований лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года на следующий...
27068. Виды и формы бюджетной отчетности 16.13 KB
  Бюджетная отчетность предоставляется на бумажных носителях и или в виде электронного документа с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в порядке установленном главным распорядителем бюджетных средств главным администратором доходов бюджета главным администратором источников финансирования дефицита бюджета финансовым органом органом казначейства и органом осуществляющим кассовое обслуживание с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством...
27069. Синтетический учет материальных запасов 16.14 KB
  Приобретение материальных запасов по фактической сформированной стоимости отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 Материальные запасы 010531340 010536340 и кредиту счетов 030234730 Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов 020834660 Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов . Безвозмездное получение материальных запасов в том числе по централизованному снабжению распоряжению извещению отражается по дебету...
27070. Документальное оформление, порядок ведения и отражения в учете кассовых операций 16.09 KB
  Для учета кассовых операций применяются приходный кассовый ордер форма № КО1 расходный кассовый ордер форма КО2 журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов форма КО3 кассовая книга форма КО4 книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств форма КО5. Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу которая должна быть пронумерована прошнурована и опечатана сургучной печатью. В дебет его записывают поступление денежных средств в кассу а в кредит выбытие...
27071. Инвентаризация материальных запасов 15.97 KB
  Инвентаризация материальных запасов Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств от 13 июня 1995 г . Инвентаризационной комиссией в описях заполняются данные о фактическом наличии товарноматериальных ценностей. Результаты проведенной инвентаризации материальных запасов отражают в инвентаризационной описи сличительной ведомости по объектам нефинансовых активов ф. При хранении материальных запасов в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится...
27072. Учет прочих доходов и расходов. Назначение счета «Прочие доходы и расходы» и его структура. Организация аналитического учета для формирования отчета «О прибылях и убытках» 23.5 KB
  Назначение счета Прочие доходы и расходы и его структура. Доходы и расходы организации формирующие финансовый результат ее деятельности В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету Доходы организации ПБУ 9 99 введено в действие с 1 января 2000 г. Прочие поступления зачисляются на счет 91 Прочие доходы и расходы Прочими доходами признаются в учете: штрафы пени неустойки за нарушения условий договоров возмещения причиненных организации убытков в отчетном периоде в котором судом вынесено решение об их взыскании или они...
27073. Архитектура SCM-систем 174.21 KB
  Объяснить что такое ERP Что такое архитектура Как архитектура относится к классу данной системы ИСТОРИЯ В начале 60х в США начались работы по автоматизации управления запасами. В результате активного роста крупносерийного и массового производства товаров народного потребления и торговли после Второй мировой войны стало очевидно что использование математических моделей планирования спроса и управления запасами ведет к существенной экономии средств замороженных в виде запасов и незавершенного производства. Управление складами в современных...
27074. Информация в бизнесе. Инф поддержка в бизнесе. Класс-ция корпоративных информационных систем 711.94 KB
  Что такое бизнес Бизнес это экономическая деятельность направленная на систематическое получение прибыли от производства и или продажи товаров оказания услуг. Тк бизнесэто коммерческиориентировнная деятельность в конкурентной среде. Деятельность предприятия происходит в реальном физическом мире в котором протекают преимущественно энергетические процессы. Деятельность связанная с управлением предприятием анализ ситуаций выбор вариантов и иная интеллектуальная деятельность продуктом которой являются оценки и принятие решений...
27075. Системы электронного документооборота 139.67 KB
  Системы электронного документооборота 1. Что такое документооборот Документооборо́т это частный способ информационной системы обеспечивающее взаимодействие. Системы электронного документооборота обладают рядом преимуществ к числу которых можно отнести возможность однократной регистрации электронного документа параллельное выполнение необходимых операций с отслеживанием ответственного за их исполнение а также наличие эффективно организованной системы поиска документа и развитой системы отчетности. Электронный документооборот является...