2327

Так кто же такой социолог и что им движет

Эссе

Социология, социальная работа и статистика

Социолог, тот человек, который воздерживается от нормативных суждений. Он никогда не должен давать оценки – это хорошо, а это - плохо. Никаких моральных оценок, никаких оценок в категории. Только беспристрастная фиксация действительности – того что есть.

Русский

2013-01-06

22.14 KB

4 чел.

Так кто же такой социолог и что им движет?

Социолог тот человек, который, прежде всего в своей деятельности связан с осмыслением общества. Это осмысление по своей природе – научно.

Социолог, прежде всего, теоретик и аналитик, а не тот, кто просто проводит исследования.

Главный критерий для социолога – строгая научность. Он должен быть объективным, беспристрастным. Начиная работать, он должен «отбросить все эмоции», «освободиться от ценностей».

«Ценности» – предпочтения, предрассудки, стереотипы восприятия, эмоции.

Единственная ценность – строгая научность.

Социолог, тот человек, который воздерживается от нормативных суждений. Он никогда не должен давать оценки – «это хорошо, а это - плохо». Никаких моральных оценок, никаких оценок в категории. Только беспристрастная фиксация действительности – того что есть.

Единственное, что движет социологом – неизбывный интерес к человеческим поступкам. Социолог, по сути, неуемный проныра. Он постоянно сует свой нос куда надо и куда не надо. Собралась компания людей – социолог обязательно будет искать мотивы это собрания, причины.

Ему интересны обрезки чужих разговоров, поступки людей, в общем - все тайны человека. Он по природе – изобличитель.

Методы социологического исследования:

Методы исследования – это действительные методики, применяемые для изучения социального мира. К методам относятся:

  1.  «включенное наблюдение» = полевая работа
  2.  социологические опросы
  3.  эксперимент
  4.  интервью
  5.  анализ документов/документальные исследования
  6.  жизнеописания
  7.  анализ дневников, устных бесед
  8.  интерпретация официальных статистических данных

Метод «включенного наблюдения» или полевая работа

Интересен этот метод тем, что исследователь живет вместе с сообществом или группой, которую он непосредственно изучает. Он становится «одним из них». Если угодно – засланный казачок. Его задача – войти в доверие к тем людям, которых он изучает. Если же он не войдет к ним в доверие – миссия провалена. Классический пример такого метода: Ирвинг Гоффман и Ландеску. Последний относится к чикагской социологической школе 20-30 гг.

Требования к полевой работе:

  1.  умение добиться полного доверия и сотрудничества, с той группой, которую социолог исследует
  2.  удержание доверия группы до самого конца исследования
  3.  способность адаптироваться в любых местах, при любых условиях
  4.  готовность встретиться с нежеланием членов группы или сообщества говорить о себе откровенно
  5.  принимать и учитывать тот факт, что некоторые полевые работы могут быть связаны с чем-то, что может угрожать психическому и физическому здоровью социолога

Преимущества и ограничения полевой работы:

+ Полевая работа дает более полное и богатое представление о жизни исследуемой группы. Зачастую это единственно возможный метод исследования, когда исследуется группа, культура которой, в своей основе, неизвестна посторонним.

+ Полевая работа дает большую «гибкость» исследования (никаких стандартных ответов, никаких шаблонов).

+ Зачастую такая работа дает больше неожиданных результатов, чем другие методы исследования.

- Можно исследовать лишь небольшие группы или сообщества. Невозможно, или довольно сложно изучать большие группы людей.

- Невероятно тяжело войти в доверие.

- Трудность, связанная с окончанием исследования – выход из поля.

Социологические опросы

Если полевая работа больше подходит для углубленных исследований, то метод социологических опросов дает информацию менее детализированную, но верную для более широкой области. То есть данный метод идет как-бы «вширь», в то время как полевая работа идет «вглубь».

Существует два вида опросников. Один из них – закрытый опросник - подразумевает стандартизированный набор вопросов с фиксированными ответами. В данном случае либо сам исследователь, либо респондент (кого опрашивают) просто-напросто отмечает ответы на вопросы. В результате ответы легко сопоставить и свести в таблицу. Недостаток: нет возможности фиксировать оттенки мнений и вербального выражения этих мнений. Информация весьма поверхностная.

Второй вид – открытые опросники – дают возможность выражать взгляды собственными словами. Эти опросники более гибкие. Они дают более богатую информацию, чем стандартизированные. Недостаток: тяжелее обрабатывать и сравнивать ответы.

С чего начинается опрос?

Исследование начинается с разработки выборки. Выборка должна быть репрезентативна (исследуемая группа должна быть типичной для населения в целом). Невозможно исследовать всех людей, поэтому социологи исследует некую долю людей, а результаты этой доли впоследствии экстраполируют (распространяют) на все население.

Выборка бывает: случайной (любой представитель группы может быть включен в исследование) и намеренной (сортировка по возрасту, половой принадлежности, социальной группе). Большинству исследований могут предшествовать предварительные или пилотажные исследования. Это, так называемые, пробные исследования (заполняют всего несколько человек). Цель – выявить проблемы незамеченные исследователями.

Минусы и плюсы социологических опросов:

+ Полученные ответы легче учитывать и анализировать, чем материал, полученный другими методами исследования.

+ Позволяет исследовать большое количество людей.

- Зачастую, полученная информация носит поверхностный характер.

- Высокий уровень отказа от исследования. Особенно в тех случаях, когда анкеты высылаются или возвращаются по почте.

- Условия, в которых проводится опрос и язык, используемый для описания результатов, очень часто довольно далеки от тех индивидов, которым адресуется опрос.

Эксперимент

Попытка изучить влияние одного или нескольких предметов на другие в искусственно созданных условиях.

Стэнфордский эксперимент. Связан с именем Филипа Зимбардо. 1971 год. Филип Зимбардо был преподавателем психологии. Преподавал в Стэнфордском университете. Исследовал поведение заключенных преступников. Он хотел понять, как условия тюремного содержания влияют на обычного человека. Было решено провести эксперимент. Была установлена плата за участие в эксперименте. Поэтому, на отбор пришло очень много людей, особенно студентов. Условие участия: никаких склонностей к патологиям, никакого криминального прошлого. Из 70 человек было отобрано 24 человека. 12 на 12. Никто из них не знал – какую «роль» он будет играть – «заключенного» или «надзирателя». Случайным путем испытуемых распределили на роли. Весь антураж был максимально приближен к тюремной среде. Рано утром маленький городок был разбужен воями серен полицейских машин. Всех испытуемых забрали в «тюрьму». «Тюрьму» обустроили в подвале университета. Все было максимально приближено к реальности: узкие койки и зарешеченные окна. «Преступникам» выдали тюремные робы с номерами. Постоянно проводилась перекличка, чтобы «заключенные» привыкли себя идентифицировать только с номерами. «Тюремщикам» так же была выдана униформа, резиновые дубинки и солнцезащитные очки. Примечателен тот факт, что «тюремщики» не снимали очки, тем самым скрывая свои лица и намерения. Инструктаж для «охранников» был предельно простым – соблюдать порядок. Для «заключенных» также были приготовлены инструкции – соблюдать правила тюремной жизни. Эксперимент был рассчитан на 2 недели. Но! Эксперимент был прекращен на 5 сутки! Буквально через день все разговоры людей, которые были простыми студентами, рабочими и так далее, были только на тюремные темы. «Надзиратели» превратились в церберов. Они жестоко и извращенно издевались над «заключенными», что фиксировали камеры дневного и ночного наблюдения. «Надзиратели» не знали о существовании ночных видеокамер, поэтому особые жестокости происходили именно ночью. Лишь счастливый случай стал причиной прекращения эксперимента. Страшно подумать, что могло бы произойти, если бы Филип Зимбардо продолжал исследовать людей, помещенных в искусственно созданную тюрьму. Позже молодые люди с ужасом вспоминали эту неполную неделю, проведенную ими в «тюрьме». Меньше чем за неделю парни потеряли все человеческие ценности, весь бесценный опыт, приобретенный ими в течении жизни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54163. Додавання та віднімання дробів з різними знаменниками 807.5 KB
  Тема уроку: розвязання вправ за темою Додавання та віднімання дробів з різними знаменниками. Розвивальна мета: розвивати практичні вміння та навички співнавчання та взаємонавчання; розвивати мислення; самостійність. Доданок Доданок Сума 27 Готуючись до уроку я розвязала ваше домашнє завдання але потім картки впали і переплутались. Розвязок.
54164. Розвязування задач на відсотки 195 KB
  Крім того, велика частина інформації, яку ми отримуємо, подана у вигляді відсотків. Кожному фахівцю у всіх сферах людської діяльності треба мати справу з відсотками. Отже, наша задача - мати міцні знання про відсоток.Доповідь учнів про історію виникнення поняття відсотка.
54165. Додатні та від’ємні числа. Додавання та віднімання раціональних чисел 246 KB
  Додатні та відємні числа. Сьогодні ми продовжимо працювати з додатними і відємними числамивдосконалювати вміння додавати...
54166. Означення квадратного рівняння. Неповні квадратні рівняння та їх розв’язки 747.5 KB
  Мета: домогтися свідомого розуміння учнями означення квадратного рівняння зведеного квадратного рівняння неповного квадратного рівняння назви коефіцієнтів квадратного рівняння; сформувати первинні вміння формулювати означення квадратного рівняння та його видів зведеного та неповного визначати коефіцієнти квадратного рівняння та за ними визначити вид квадратного рівняння підготувати учнів до сприйняття розвязування неповних квадратних рівнянь. Чи рівносильні рівняння: а 3х 2 = х...
54167. Математический футбол. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве 610 KB
  Прямая а не лежит в плоскости квадрата АВСD и параллельна его стороне АВ. Прямая в не лежит в плоскости квадрата КМLN и параллельна его стороне М L.Каково взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве Слайд № 18 Прямая а лежит в плоскости. Прямая а параллельна плоскости .
54168. Множення раціональних чисел 603.5 KB
  Для цього обчислимо приклади усно записані на веслах нашого корабля і прочитаємо імя відомого математика який сформував правила множення ділення віднімання і додавання раціональних чисел. Математика кібернетика...
54169. Новорічна математична ялинка 286.5 KB
  Мета: перевірити якість знань і вмінь учнів з теми; зацікавити математикою; розвивати логічне мислення культуру математичних записів, мовлення. Тип уроку: урок узагальнення та систематизації знань.
54170. Урок-казка. Чарівні слова. Розвязування рівнянь 165 KB
  Таблиці плакати до казки про ІванаЦаревича і Чахлика Невмирущого. Клас розбивається на 3 команди і вибирається ІванЦаревич. Там під дубом вчений кіт Русалонька за принцем плаче КоникГорбоконик на підмогу скаче Привид Кентервільський всіх лякає ІванЦаревич Змія перемагає. Учитель: В деякому царстві живбув ІванЦаревич.
54171. Особливості навчання математиці дітей із затримкою психічного розвитку в умовах якісної освіти 450.5 KB
  Поданий матеріал може бути використаний вчителями математики, які працюють як в спеціалізованих класах корекції для дітей із затримкою психічного розвитку, так і звичайних класах загальноосвітньої школи. В посібнику відображені питання класифікації дітей із затримкою психічного розвитку, зазначені причини затримки розвитку, подана характеристика дітей даної категорії та визначені особливості їх навчальної діяльності на уроках математики.