23312

Сравнительно-исторический метод в языкознании. Периодизация. Внешняя и внутренняя реконструкция

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Сравнительноисторический метод метод классификации языков который служит для сравнительного изучения языкового материала. Принципы и методы сравнительноисторического метода: 1 Тщательный отбор языкового материала подлежащего сравнению. Сравниваемые языковые формы должны соотноситься по значению но подобная соотнесенность может быть лишь частичной. 3 Реконструкция праязыковых форм.

Русский

2013-08-04

28 KB

46 чел.

24. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Периодизация. Внешняя и внутренняя реконструкция.

Сравнительно-исторический метод – метод классификации языков, который служит для сравнительного изучения языкового материала. Главнейшие черты и основополагающие установки метода – сравнение и историзм.

Принципы и методы сравнительно-исторического метода:

1) Тщательный отбор языкового материала подлежащего сравнению.

Использовать показания разных уровней, но наиболее важные – лексический и морфологический.

Сравниваемые языковые формы должны соотноситься по значению, но подобная соотнесенность может быть лишь частичной.

2) Сравнение, направленное на выявление родства.

3) Реконструкция праязыковых форм.

4) Метод «экстраполяции» - «распространение выводов, сделанных в результате изучения одной части явления на другую часть явления».

5) Установление хронологии изучаемых языковых фактов

6) Этимологический анализ.

7) Прием лингвистического картографирования.

Периодизация.

I этап (1816-1870 гг.)

Период первоначального накопления и систематизации фактов. Историко-генетические разыскания.

Первые законы развития индоевропейских языков, которые всегда сравнивали с санскритом.

Попытки восстановить праиндоевропейский язык.

Вильям Джонс.

Изучал санскрит. Обнаружил сходство не только в корнях, но и в формах грамматики, что не может быть случайностью.

Ф. Бопп

Сопоставлял как корни, так и флексии. Написал первую «Сравнительную грамматику».

Расмус-Кристиан Раск.

Сравнивал исландский (родной) язык с другими языками и обнаружил 4 круга.

А.Х. Востоков.

Первым указал на необходимость сопоставления мертвых языков с живыми.

Август Шлейхер ввел понятие архетип – формы гипотетически восстановленной.

1870 – работа, в которой он обобщает достижения начального периода компаративистики.

II этап (1870-1916 гг.)

- «младограмматики» - пытались установить законы развития языков.

Работали индуктивно (от мысли к материалу).

«период формулирования многих закономерностей в развитии языков».

Фортунатов Ф.Ф.

Фердинанд де Соссюр – ввел понятие «ларингал»

III этап (1916 г. – современность)

1916 г. – был расшифрован текст из раскопок в Анатолии. Язык «хеттский» - древнее санскрита.

Еже Курилович обнаружил в «хеттском языке» ларингалы.

Внешняя реконструкция – межъязыковая.

Опирается на данные многих языков. Блестящая иллюстрация такой реконструкции – теория агглютинации Боппа.

Цель:

- проникнуть в ретроспективную историю внутренних языков

- возможность формулировать закономерности в истории развития родственных языков.

Внутренняя реконструкция – одноязыковая.

Восстановление древних форм проводится путем интерпретации фактов, относящихся к синхронно взятым состояниям исследуемого языка.

Преимущества:

1) каждый язык сохраняет устарелые элементы, допускающие частичную реконструкцию некоторых его доисторических черт

2) полученная таким образом картина праязыка более прочна и логична, чем смесь разнообразных факторов

3) случайные корректуры, вносимые родственными языками, допускаются лишь постольку, поскольку их можно согласовать с доисторической системой, реконструированной на основе данного языка.

4) выбор языка не представляет затруднений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81732. Нравственная проблематика прозы А. Солженицына (по рассказам «Один день Ивана Денисовича» или «Матренин двор») 34.36 KB
  Шухов не желая потерять человеческое достоинство вовсе не склонен принимать на себя все удары лагерной жизни иначе просто не выжить. помогает ему выжить и сохранить себя человеком не ставя перед собой вечных вопросов не стремясь обобщить опыт своей военной и лагерной жизни куда он попал после плена. островок естественной русской жизни а народный характер сумевший в этой смуте себя сохранить. В чем суть праведности Матрены В жизни не по лжи.
81733. Предыстория героя как способ его характеристики в произведениях отечественной классики 19 века 31.99 KB
  Не так легко понять этот характер трудно схватить даже внешний облик: не красавец но и не дурной наружности; не слишком толст но и не слишком тонок; нельзя сказать чтобы стар однако же и не так чтобы слишком молод; человек средних лет. Характер его показан в динамике история воспитания помогает Гоголю выявить многообразные условия общественной среды семьи под влиянием которых формируется характер человека. исследует характер подлеца его личные качества обстоятельства воспитания и среду.
81734. Герои и проблематика сатиры М.Е.Салтыкова - Щедрина 38.82 KB
  Первым отдельным изданием сказочный цикл вышел в 1886 году 23 сказки М. и те сказки которые не могли появиться в легальной русской печати по цензурным причинам. Сказки стали своего рода малым миром сжатыи изложением всего что создано писателем его наблюдения над идейнополитической жизнью страны психологией социальных групп сатирической энциклопедией творчества Салтыкова. Сказки опираются на традиции фольклора отсюда сказочные сюжеты образы события описания обстановки социальнополитическая направленность бытовых...
81735. Психологизм изображения внутреннего мира личности в лирике А. Ахматовой (на примере 3 – 4 стихотворений) 37.04 KB
  Ахматовой на примере 3 4 стихотворений Я научила женщин говорить так пишет А. Уже в ранних сборниках сформировались основные принципы лирики Ахматовой: сдержанность недосказанность внутреннее эмоциональное напряжение и скрытая страстность сжатость и сила афористичность и краткость психологическая достоверность в передаче чувств и взаимоотношений. Акмеистическое внимание к деталям внешнего мира к предметам обихода у Ахматовой связано с отражением внутреннего мира. С годами эти тенденции в стихах Ахматовой только усиливаются в...
81736. Мотив поиска истины в произведениях отечественной литературы 33.66 KB
  является проблема человеческого счастья проблема поисков смысла жизни. В жизни обоих можно выделить несколько этапов на которых меняется их мировоззрение в душе происходит определенный перелом. Он понял что в жизни есть нечто более важное чем слава. Медленно возвращается он к жизни к людям.
81737. Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Роль евангельских мотивов и образов в романе 33.02 KB
  Все идущие оттуда идеи будь то буржуазный утилитаризм Лужина коммунистическое общежитие Лебезятникова наполеонизм Раскольникова носят разрушительный нигилистический характер. диспуты Раскольникова с Разумихиным и Порфирием сколько опровергает его постулаты на практике. Кроткая и жертвенная Соня живущая по евангельским заповедям подвигает Раскольникова на путь покаяния отказа от теории воссоединения с людьми и жизнью.
81738. Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины хх века 41.92 KB
  Поэт ведет разговор с читателем и слушателем как бы один на один с глазу на глаз с абсолютной индивидуальной доверительностью. Окуджава снискал себе известность как поэт города. Изменения которые происходили в стране и порой далеко не в лучшую сторону не могли не сказаться на характере творчества поэта.
81739. Тема чести в произведениях отечественной классики 19 века 31.73 KB
  Пушкин Капитанская дочка Роман открывается эпиграфом: Береги честь смолоду который несет в себе очень глубокий смысл. Каждый человек смолоду должен хранить честь достоинство и оставаться человеком до конца. Он подвергается смертельной опасности но даже под угрозой смерти не желает предать честь своего сословия не желает предать честь дворянина отказаться от присяги которую он давал императрице. Он легко предает честь офицера встает под знамена бунтовщиков.
81740. Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» 31.29 KB
  В романе мы открываем Петербург мрачный, давящий на душу. Город, где во дворы-колодцы никогда не заглядывает солнце. Это Петербург бедных людей, которых заставляет вечно дрожать нужда и пронизывающий ветер с моря. Это город Достоевского.