23312

Сравнительно-исторический метод в языкознании. Периодизация. Внешняя и внутренняя реконструкция

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Сравнительноисторический метод метод классификации языков который служит для сравнительного изучения языкового материала. Принципы и методы сравнительноисторического метода: 1 Тщательный отбор языкового материала подлежащего сравнению. Сравниваемые языковые формы должны соотноситься по значению но подобная соотнесенность может быть лишь частичной. 3 Реконструкция праязыковых форм.

Русский

2013-08-04

28 KB

44 чел.

24. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Периодизация. Внешняя и внутренняя реконструкция.

Сравнительно-исторический метод – метод классификации языков, который служит для сравнительного изучения языкового материала. Главнейшие черты и основополагающие установки метода – сравнение и историзм.

Принципы и методы сравнительно-исторического метода:

1) Тщательный отбор языкового материала подлежащего сравнению.

Использовать показания разных уровней, но наиболее важные – лексический и морфологический.

Сравниваемые языковые формы должны соотноситься по значению, но подобная соотнесенность может быть лишь частичной.

2) Сравнение, направленное на выявление родства.

3) Реконструкция праязыковых форм.

4) Метод «экстраполяции» - «распространение выводов, сделанных в результате изучения одной части явления на другую часть явления».

5) Установление хронологии изучаемых языковых фактов

6) Этимологический анализ.

7) Прием лингвистического картографирования.

Периодизация.

I этап (1816-1870 гг.)

Период первоначального накопления и систематизации фактов. Историко-генетические разыскания.

Первые законы развития индоевропейских языков, которые всегда сравнивали с санскритом.

Попытки восстановить праиндоевропейский язык.

Вильям Джонс.

Изучал санскрит. Обнаружил сходство не только в корнях, но и в формах грамматики, что не может быть случайностью.

Ф. Бопп

Сопоставлял как корни, так и флексии. Написал первую «Сравнительную грамматику».

Расмус-Кристиан Раск.

Сравнивал исландский (родной) язык с другими языками и обнаружил 4 круга.

А.Х. Востоков.

Первым указал на необходимость сопоставления мертвых языков с живыми.

Август Шлейхер ввел понятие архетип – формы гипотетически восстановленной.

1870 – работа, в которой он обобщает достижения начального периода компаративистики.

II этап (1870-1916 гг.)

- «младограмматики» - пытались установить законы развития языков.

Работали индуктивно (от мысли к материалу).

«период формулирования многих закономерностей в развитии языков».

Фортунатов Ф.Ф.

Фердинанд де Соссюр – ввел понятие «ларингал»

III этап (1916 г. – современность)

1916 г. – был расшифрован текст из раскопок в Анатолии. Язык «хеттский» - древнее санскрита.

Еже Курилович обнаружил в «хеттском языке» ларингалы.

Внешняя реконструкция – межъязыковая.

Опирается на данные многих языков. Блестящая иллюстрация такой реконструкции – теория агглютинации Боппа.

Цель:

- проникнуть в ретроспективную историю внутренних языков

- возможность формулировать закономерности в истории развития родственных языков.

Внутренняя реконструкция – одноязыковая.

Восстановление древних форм проводится путем интерпретации фактов, относящихся к синхронно взятым состояниям исследуемого языка.

Преимущества:

1) каждый язык сохраняет устарелые элементы, допускающие частичную реконструкцию некоторых его доисторических черт

2) полученная таким образом картина праязыка более прочна и логична, чем смесь разнообразных факторов

3) случайные корректуры, вносимые родственными языками, допускаются лишь постольку, поскольку их можно согласовать с доисторической системой, реконструированной на основе данного языка.

4) выбор языка не представляет затруднений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75831. Правление Елизаветы 98.38 KB
  Группировка Елизаветы находилась в оппозиции. Нолькен в сотрудничестве с послом Шетарди должны были «убрать» группировку Елизаветы. Версаль жаждал прекращения союза России и Австрии, поэтому любой неверный шаг и разоблачение Франции в заговоре с участием Екатерины могло обернуться для них плохими последствиями.
75833. Вивчення генетичної ефективності лазерного випромінювання як нового фізичного фактора 79.27 KB
  До числа таких факторів відноситься лазерне випромінювання. Робота з рослинами передбачає не тільки отримання відповіді на питання про генетичне дії лазерного випромінювання а й у разі наявності генетичних ефектів використання його в якості мутагенного фактора в селекції.
75835. Смертная казнь 95.79 KB
  Тема смертной казни очень актуальна для современной России,данный вид наказания существует в нашей стране и по сей день, но на него наложен мораторий в связи со вступлением России в Совет Европы и ну и конечно же попытками построения правового государства.
75836. Формирование читательской самостоятельности младшего школьника. Читательская самостоятельность, как методическое понятие 31.4 KB
  Целью уроков чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного правильного беглого и выразительного чтения как базового в системе образования младших школьников. В национальной программе поддержки и развития чтения принятой в ноябре 2006 года говорится что Россия подошла...
75837. Значение металлов в нашей жизни 89.5 KB
  Этим материалом оказалось железо. Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению о том каким образом люди научились выплавлять железо. Существует гипотеза что первое железо которое получили люди досталось им с неба в метеоритах.