23418

Исследование работы оперативного запоминающего устройства (ОЗУ)

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Матрица состоит из 16 ячеек памяти mem_i. Схема элемента матрицы одной ячейки памяти приведена на рис. Каждая ячейка памяти адресуется по входам XY путём выбора дешифраторами адресных линий по строкам Ах0Ах3 и по столбцам Ау0Ау3. При этом в выбранной ячейке памяти срабатывает двухвходовой элемент И U1 рис.

Украинкский

2013-08-05

948 KB

41 чел.

Лабораторна робота № 8

Тема: Исследование работы оперативного запоминающего устройства (ОЗУ)

1. Цель работы.

Изучить работу оперативного запоминающего устройства в режимах записи и считывания информации, исследовать временные параметры этого устройства.

Используемое оборудование и средства: персональный компьютер, среда Multisim 12.

Краткие теоретические сведения.

Конструктивно любое ОЗУ состоит из двух блоков - матрицы запоминающих элементов и дешифратора адреса. По технологическим соображениям матрица чаще всего имеет двухкоординатную дешифрацию адреса - по строкам и столбцам. На рис.1 показана матрица 16-битного статического ОЗУ.

Матрица состоит из 16 ячеек памяти mem_i.

Схема элемента матрицы (одной ячейки памяти) приведена на рис.2. Каждая ячейка памяти адресуется по входам X,Y путём выбора дешифраторами адресных линий по строкам Ах0…Ах3 и по столбцам Ау0…Ау3. Выбор осуществляется путем подачи по выбранным линиям матрицы сигнала лог. «1». При этом в выбранной ячейке памяти срабатывает двухвходовой элемент И (U1 рис.2), подготавливая цепи чтения-записи информации на входных D10…D13 или выходных DO0DO3 разрядных шинах.

Разрешающим сигналом для выдачи адреса является CS, который подаётся на вход разрешения счётчика адреса (Addr_cnt) или такой же вход дешифраторов, подключённых к выходам счётчика.

Рис. 1. Матрица 16-битного ОЗУ

При записи бита в ячейку памяти ( рис. 2) на соответствующей разрядной шине устанавливается 1 или 0, на входе WR/RD устанавливается «1», после стробирования счётчика или дешифратора адреса сигналом CS, срабатывают элементы 2И U1, U2. Положительный перепад сигнала с элемента U2 поступает на тактовый вход D-триггера U4, в результате чего в нём записывается 1 или 0, в зависимости от уровня сигнала на его D-входе.

Рис. 2. Схема ячейки памяти mem_i.

При чтении из ячейки памяти на входе WR/RD устанавливается 0, при этом срабатывают элементы U1, U3,U5 и на вход РАЗРЕШЕНИЕ ВЫХОДА буферного элемента U6 поступает разрешающий сигнал, в результате чего сигнал с Q-выхода D-триггера передаётся на разрядную шину DO0…DO3.

Для проверки функционирования ячейки памяти используется генератор слова (рис. 3).

Рис. 3. Лицевая панель генератора слова с установками для схемы

Для исследований режимов работы ОЗУ в лабораторной работе используется микросхема HM-65642/883, которая является ОЗУ статического типа. В отличие от ОЗУ, приведенном на рис.1, имеет объем 8192 x 8-bit ячеек.

Данные для подключения микросхемы HM-65642/883приведены на рис. 4.

Рис. 4. Обозначение выводов микросхемы ОЗУ типа НМ-65642/883.

Управление осуществляется двумя сигналами: G - разрешение выборки, W - разрешение записи информации. Адресные входы обозначены А, выходные сигналы обозначаются буквой D.

Порядок выполнения работы.

Експеримент 1. Исследование ячейки оперативного запоминающего устройства (ОЗУ).

Загрузить программу Multisim 12 из Главного меню.

  1.   Соберите схему, изображенную на рис. 2.
  2.  Изобразите какими должны быть входные и выходные сигналы на элементах И1И6 при записи, хранении и считывании информации.
  3.  Установите на генераторе слова комбинацию цифр, обеспечивающих запись в ячейку памяти в соответствии с номером варианта двоичной единицы.
  4.  Просмотрите с помощью осциллографа и зарисуйте сигналы на входах и выходах элементов И1И6.
  5.  Установите на генераторе слова комбинацию цифр, обеспечивающих хранение в упомянутой ячейке памяти двоичной единицы.
  6.  Просмотрите с помощью осциллографа и зарисуйте сигналы на входах и выходах элементов И1И6.
  7.  Установите на генераторе слова комбинацию цифр, обеспечивающих считывание двоичной единицы с ячейки памяти.
  8.  Просмотрите с помощью осциллографа и зарисуйте сигналы на входах и выходах элементов И1И6.

Експеримент 2. Исследование матрицы ОЗУ.

  1.  Соберите схему, изображенную на рис. 5.

.

Рис.5. Схема виртуальной платы с матрицей ОЗУ.

  1.    С помощью клавиш S1…S8 задать адреса ячеек области памяти (в соответствии с номером варианта) для считывания содержимого этих ячеек. Результаты записать в виде таблицы:

Адрес  Данные

 К  0111

 К+1  1011

 К+2  1101

 К+3  1110

  1.  Записать данные с помощью клавиш S9…S16 в ячейки ОЗУ в соответствии с номером варианта. Данные индицируются в двоичном коде с помощью светодиодов, а адреса ячеек- с помощью цифровых индикаторов в шестнацатиричном коде.
  2.  Данные , которые записывают в ячейки памяти в соответствии с номером варианта- следующие:

а) бегущий «0»;

б) бегущая «1»;

в) бегущие «00»;

г) бегущие «11»

д) «нарастающий уровень»;

е) «убывающий уровень»;

ж) смена тетрады «11110000»;

з) «чередование» 1010101010.

5. Динамическую индикацию осуществить при переключении клавиш адреса S1…S8 на соответствующие выходы счетчика, который переключает адреса ячеек в результате поступления управляющих импульсов с генератора.

6. Исследовать осциллограммы сигналов в режиме считывания данных.

Содержание отчета.

1. Наименование и цель лабораторной работы.

2. Наименование каждого пункта  работы, схемы, результаты измерений.

3. Выводы по результатам исследований.     

PAGE  1


EMBED PBrush  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60815. Музыка осени 161 KB
  Уметь: Умение откликаться на музыку различного характера и различать его; умение воспринимать выразительные средства музыки. Прогнозируемые результаты: эмоциональный отклик на музыку осени осмысленно владеть способами певческой деятельности...
60816. Великий Кобзар. Д. Красицький «Тарас Шевченко». Урок з читання 98 KB
  Мета: розширити знання учнів про життя і творчість Т. Г. Шевченка; удосконалювати навички правильного, виразного, швидкого читання; збагачувати словниковий запас учнів; розвивати мовлення, критичне мислення, творчі здібності дітей; сприяти національному вихованню учнів.
60817. Моя мережа: Інтернет очима дітей 6.56 MB
  Задачі проекту навчальні розвиваючі виховні Поглибити знання учнів про можливості об’єднання різнотипної інформації в одному електронному документі за допомогою засобів мультимедіа. Мотивація діяльності учнів.
60819. Навчання читання на уроках англійської мови в початковій школі 236 KB
  Необхідно приділяти особливу увагу навчанню молодших школярів таких видів мовленнєвої діяльності як читання аудіювання говоріння. Читання іноземною мовою як вид мовленнєвої діяльності...
60821. Гайдамаки. Складність історичної долі українського народу. Сюжетні лінії твору, кульмінаційні вершини. Посталий народ як герой поеми. Образ Яреми. Заклик до єднання словянських народів 72.5 KB
  Девятикласники називають інші джерела: розповіді перекази про повстання які чув Шевченко від старожилів історичні матеріали. 1768 повстання селян що ввійшло в історію під назвою Коліївщина.