23428

Развитие культуры на белорусских землях в IX - середине XIII вв. Религиозные деятели

Шпаргалка

История и СИД

Своих высот книжная культура достигла в творчестве Евфросиньи Полоцкой Кирилла Туровского Аврамия Смоленского Клима Смолятича а также неизвестного автора €œСлова о полку Игореве€. О ее жизни рассказывается в €œЖитии Евфросиньи Полоцкой€. Полоцкой Каложская церковь Каменецкая вежа. Полоцкой мастер Лазарь Богша сделал шестиконечный крест.

Русский

2013-08-05

15.29 KB

7 чел.

Билет №5

1.Развитие культуры на белорусских землях в IX - середине XIII вв. Религиозные деятели

Первые славянские племена, которые расселились в Беларуси, исповедовали язычество. С IX века на белорусские земли стало проникать христианство. В 988 г. великий киевский князь Владимир Святославович (“Красное Солнышко”) принял христианство. В связи с этим он отказывается от многоженства и одну из своих жен Рагнеду вместе с сыном Изяславом отправляет в Изяславль (современный Заславль). В 992 г. князь Изяслав основал в Полоцке епархию – церковную округу. Рагнеда и ее сын Изяслав стали первыми христианами в Полоцком княжестве. Христианство распространялось на протяжении нескольких веков в соперничестве с язычеством. Две религии долгое время существовали вместе ( IX-XIII вв.), так как язычество имело глубокие корни. Местное население заставляли принимать христианство.

Принятие христианства способствовало распространению письменности. Первой датированной надписью на всей территории Восточной Европы является надпись на печати полоцкого князя Изяслава кирилличными буквами (кирилличная азбука была составлена в 863 г. братьями Кириллом и Мефодием, в ней 43 буквы). Выдающимися памятниками письменности являются Борисовы и Рогволодовы камни. В XII в. христианская культура и письменность охватили почти все слои общества того времени. Письмом стали пользоваться не только церковники и князья, но и простые люди. Археологи нашли берестяные грамоты (березовая кора с буквами, выцарапанными на ней) в Мстиславле, Витебске, Новгороде и Смоленске, которые принадлежали полочанам.

В первой половине XI в. началось летописание – запись события по годам в хронологической последовательности (“Повесть временных лет”). Самой ранней рукописной книгой на территории Беларуси является “Туровское Евангелие” (XI в.). 

Своих высот книжная культура достигла в творчестве Евфросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского, Аврамия Смоленского, Клима Смолятича, а также неизвестного автора “Слова о полку Игореве”.

Наиболее знаменитым из них был Кирилл Туровский, которого прозвали Златоустом. Он знал много языков и читал книги в оригиналах, был прекрасным проповедником и писателем. Сохранилось 30 его молитв, 2 канона, несколько философских притч. Религиозно-просветительской деятельностью занималась Евфросинья Полоцкая. Она организовала перепись книг, основала школу, монастыри. В конце жизни совершила паломничество в Иерусалим. Верующие считают ее небесной заступницей белорусской земли и каждый год 5 июня отмечают день ее памяти. О ее жизни рассказывается в “Житии Евфросиньи Полоцкой”. Выдающимся литературным памятником является “Послание Фоме просветиру”, “Житие Аврамия Смоленского” Ефрема.

Распространение христианства способствовало развитию архитектуры и живописи.

Памятники архитектуры: Софийский собор, Спасская церковь (здесь хранятся мощи Е. Полоцкой), Каложская церковь, Каменецкая вежа.

В 1161 г.по заказу Е. Полоцкой мастер Лазарь Богша сделал шестиконечный крест. Он был покрыт золотыми и серебряными пластинами. На золотых пластинах помещены изображения святых, выполненные разноцветной эмалью. Крест Е. Полоцкой является не только образцовым произведением своего времени, но и символом христианской веры. Он был утерян в годы ВОВ, в 1997 г. брестским ювелиром Николаем Кузьмичем была сделана копия креста.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28645. Причины усиления закрепощения в 15-16 вв. Введение Юрьева дня. Заповедные и урочные лета. Полное закрепощение холопов в 15-16 вв. 12.88 KB
  Период сословнопредставительской монархии который в свою очередь является периодом развитого феодализма характеризуется одним из наиболее важных событий в этой сфере полным закрепощением крестьян. Этому способствовало укрепление государственного аппарата создание специальных органов Разбойный приказ губные избы по борьбе с беглыми крестьянами лихими людьми. В Юрьев День крестьяне свободно могли оставить землю на которой они проживали ранее и перейти к другому землевладельцу уплатив прежнему хозяину долги и пошлину за пользование...
28646. Московское княжество – центр формирования великорусской народности. Расширение его территории 14.21 KB
  Московское княжество центр формирования великорусской народности. Центром объединения стало Моск. моск. В Моск.
28647. Предпосылки образования централизованного Российского государства 12.28 KB
  Предпосылки: 1экономические к началу 14 в на Руси постепенно после татаромонг. 2 социальные к концу 14 в уже полностью стабилизировалась экая обстановка на Руси. задача Руси заключалась в необхти свергнуть татаромонг. Восстановление независимости Руси требовало всеобщего объединения против единого врага: монгол с юга Литвы и Шведов с запада.
28648. Возникновение и развитие приказов и воеводского управления в России. Дворянские реформы второй половины XVI в. (судебная, губная, земская, военная) 13.16 KB
  Начиная с конца 15 в стали возникать новые органы госва приказы постоянно действовавшие учреждения имевшие значитно более четкую компетенцию по сравню с прежними: боярская Дума феодальные съезды. Губная избы были созданы как карательные органы коте ведали борьбой с разбойниками татями убийцами поджигателями сыском бедных на них возлагался сбор податей перепись населения ведение губной тюрьмой и др. Земская в резте были созданы органы земского самоупря из лучших людей их компетенция распрострсь только на посадских и...
28649. Борьба с Речью Посполитой и воссоединение Украины с Россией. Правовой статус Украины в составе России 12.44 KB
  Борьба с Речью Посполитой и воссоединение Украины с Россией. Правовой статус Украины в составе России. Воссоединение Украины с Россией событие во время котго Запорожское казачье Войско перешло в подданство русского Царя в 1654 г. Взаимоотношения Украины с центральным правительством во многом зависели от гетмана.
28650. Суд и судебный процесс в 15-17 вв. Зарождение и развитие розыскной системы следственного процесса 14.4 KB
  Суд и судебный процесс в 1517 вв. госво сосредоточило в своих руках судебные фции по всем важным делам что было закреплено Судебником 1497 г. Вотчинные и поместные суды постепенно теряют свое значение. Судебник Ивана III провозглет гл.
28651. Соборное Уложение 1649 г. Привилегии феодалов, право дворян на землю. Понятие преступления. Группы и виды преступлений и наказаний по Соборному уложению 14.52 KB
  Группы и виды преступлений: апротив веры богохульство нарушение порядка в церкви бгосударственные против основ государственной власти лично против царя впротив порядка управления подделка печатей фальшивомонетничество в воинские дезертирство побег с поля боя гпротив личности: убийство наиболее тяжкое слугагосподина женамужа нанесение телесных повреждений оскорбление словом делом. димущественные кража грабеж разбой епротив нравственности сводничество нарушение семейных уставов.
28652. Становление и развитие абсолютной монархии в конце XVII-XVIII вв. 13.74 KB
  правля госва при котй власть монарха не ограничена никакими учреждениями и законами. признаки: вся полнота гос. Монарх как глава госва являлся также верховным главнокомандующим вооруженных сил страны главой церкви ему принадлежала высшая законодатя испная и судебная власть. В период AM харно усиление роли госва отразившееся во внеш.
28653. Общественный строй России в начале XVIII в. Сословные реформы Петра I. Правовое положение дворянства. Расширение привилегий дворянства при преемниках Петра I. Жалованная грамота городам 1785 г. Введение подушной подати. Уничтожение холопства 14.93 KB
  Правовое положение дворянства. Расширение привилегий дворянства при преемниках Петра I. был принят Указ о подушной переписи котй закреплял привилегированное положе дворянства. Рассммый период харся консолидацией дворянства в единое сословие.