23430

Укрепление великокняжеской власти в ВКЛ в первой половине XIV в. Происхождение названия княжества

Шпаргалка

История и СИД

Укрепление великокняжеской власти в ВКЛ в первой половине XIV в. Происхождение названия княжества Укрепление единовластия в ВКЛ произошло при великом князе Гедимине в 13161341 гг. Большая часть белорусских земель вошла в состав ВКЛ. Территория ВКЛ увеличилась в 3 раза.

Русский

2013-08-05

12.98 KB

9 чел.

Билет №7

1.Укрепление великокняжеской власти в ВКЛ в первой половине XIV в. Происхождение названия княжества

 

Укрепление единовластия в ВКЛ произошло при великом князе Гедимине в 1316-1341 гг. Большая часть белорусских земель вошла в состав ВКЛ. Например, в 1318 г. сын Гедимина Ольгерд женился на Марии – дочка последнего витебского князя Ярослава, и когда он умер через 2 года, Витебское княжество осталось Ольгерду. Территория ВКЛ увеличилась в 3 раза. Примерно ¾ жителей этого государства до середины XIV в. составляло население, которое исследователи относят к белорусскому этносу (белорусской народности).

В 1323 г. Гедимин основал столицу ВКЛ в Вильно. До Гедимина государство не имело постоянной столицы, ей считался замок, в котором жил великий князь. До 1320 г. это был Новоградок, а Гедимин жил в Старых Троках. Принципом государственной политики Гедимина был: «Не рушыць даўніны, не ўводзіць навіны». Это означало уважительное отношение к земельным владениям феодалов и сохранение исторических традиций населения ВКЛ. Гедимин проявлял терпеливое отношение к различным религиям. При нем в Вильно были основаны 2 католических монастыря. Вместе с тем великий князь не чинил препятствий строительству православных храмов. Сам Гедимин не отдавал предпочтения ни православию, ни католичеству, он оставался язычником. Такое отношение к религии в многоконфессиональном государстве содействовало его укреплению, религиозному миру в нем.

Происхождение названия княжества связано с его территориальным ростом. При Гедимине возросла роль великого князя как руководителя государства. Его титул стал звучать так: «король Литвы и Руси», «король литовцев и многих русских». Под названием «русские» имелись ввиду жители белорусских земель – Витебской, Берестейской, Менской и Туровской, которые вошли в состав ВКЛ. Поэтому государство стало называться «Великое княжество Литовское и Русское». Под Литвой имелись ввиду территории Верхнего и Среднего Понеманья, а под Русью – Верхнее Подвинье и Поднепровье. Позже (в первой половине XV в.), когда к княжеству была присоединена Жемайтия (западная часть современной Литвы), оно стало называться «Великое княжество Литовское, Русское, Жемайтское». Но чаще употреблялось сокращенное название «Великое княжество Литовское».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54782. Модель «предельный доход – предельные издержки» 17.34 KB
  Когда фирма достигла такого соотношения, она уже не станет увеличивать производство, выпуск станет стабильным, отсюда и название равновесия фирмы.
54783. Створення та діяльність ОУН 103.5 KB
  Мета: познайомити учнів з процесом створення ОУН розкрити зміст діяльності організації з׳ясувати тактику та стратегію боротьби розвивати вміння працювати з історичними джерелами аналізувати історичний матеріал сприяти розвитку критичного осмислення історичних подій виховувати в дусі толерантності. Тип уроку: урок формування знань умінь та навичок Обладнання: підручник роздатковий матеріал схеми Створення ОУН та Розкол ОУН Основні поняття та терміни: інтегральний націоналізм націоналізм ОУН. Очікувані результати Учні...
54784. Our Unique Planet 38 KB
  As a warming up exercise for today I have prepared a short practicing in reading. Look at the monitors. The words will be there for only two seconds and your task is to read them correctly. Read aloud and think carefully. We’ll see who the champion is! And your home task was to speak about the beauty of the world and to write colour poems. It’s time to check it and listen to you.
54785. Озера і лимани. Особливості гідрологічного режиму. Водосховища 155.5 KB
  Мета: сформувати в учнів уяву про озера, лимани, водосховища України, їх походження, гідрологічний режим та екологічні проблеми; розглянути проблему доцільності створення водосховищ; розвивати навички роботи з тематичними і контурними картами; сприяти розширенню знань географічної номенклатури; закріпити знання отримані в курсі географії 6 класу при вивченні тем: «Озера, типи озерних улоговин», «Водосховища, їхня роль у господарському комплексі».
54786. Озера, болота і штучні водойми України 63 KB
  Мета уроку: навчальна: сформувати в учнів уявлення про основні озера болота водосховища України; загальні риси гідрологічного режиму та роботи озер водосховища України; розвивальна: розвивати вміння учнів аналізувати тематичні карти; виховна: сприяти розвитку навичок мислення високого порядку критичного мислення;сприяти формуванню екологічної культури особистості.