23433

Изменения в государственном строе ВКЛ в XV – первой половине XVI

Шпаргалка

История и СИД

Изменения в государственном строе ВКЛ в XV первой половине XVI В начале XV века власть в ВКЛ стала практически принадлежать Витовту. При нем государственный строй ВКЛ представлял собой неограниченную монархию власть одного правителя в государстве. Витовт продолжая добиваться независимости ВКЛ от Польши стремился разорвать свои зависимые отношения с польским королем Ягайло. Была подписана Городельская уния союз между ВКЛ и Польшей.

Русский

2013-08-05

16.37 KB

10 чел.

Билет №11

1.Изменения в государственном строе ВКЛ в XV – первой половине XVI

В начале XV века власть в ВКЛ стала практически принадлежать Витовту. При нем государственный строй ВКЛ представлял собой неограниченную монархию – власть одного правителя в государстве. Витовт, продолжая добиваться независимости ВКЛ от Польши, стремился разорвать свои зависимые отношения с польским королем Ягайло. С этой целью в 1413 г. Была подписана Городельская уния – союз между ВКЛ и Польшей. Уния подтвердила союз ВКЛ с Польским королевством, но власть в ВКЛ стала принадлежать Витовту. У него возникла идея о присвоении Витовту титула короля и преобразования княжества в королевство. Витовт согласился принять корону из рук германского императора, но умер, не дождавшись ее. Существует мнение, что корону по дороге перехватили поляки, ограбившие императорских послов.

После смерти Витовта в 1430 г. Великим князем стал Свидригайло. Его главной опорой были феодалы православного вероисповедания. Это вызвало недовольство других феодалов ВКЛ, которых поддержали крупные польские землевладельцы. Договорившись между собой, они объявили великим князем Сигизмунда Кейстутовича. Произошел временный раскол ВКЛ. Это привело в 1432-1436 гг. к гражданской войне за власть между сторонниками Свидригайло и Сигизмунда. Во время войны 1 сентября 1435 г. Состоялась Вилькомирская битва, в которой войско Свидригайло было разбито. Сигизмунд стал великим князем. В 1434 г. он издал привилей, в котором провозглашал равноправие православных и католических феодалов в границах ВКЛ.

В 1440 г. великим князем литовским стал сын Ягайло Казимир IV Ягелончик (1440-1492 гг.). Во время княжения Казимира и его сына Александра Казимировича (1492-1506 гг.) власть великого князя была ограничена радой – первоначально только совещательным, а затем законодательным и распорядительным органом государственной власти в ВКЛ. Раду еще называли «паны-рада», так как в ее сотав входили крупнейшие феодалы-землевладельцы, которых называли «панами» и высшие служебные лица:

канцлер – руководитель великокняжеской канцелярии, хранитель государственной печати

–  маршалок – председатель на заседаниях рады

подскарбий – заведующий государственной казной

гетман – командующий войском

В начале XVI в. Оформился второй высший орган государственного управления в ВКЛ – вальный сейм – съезд шляхты ВКЛ. На его заседаниях могли присутствовать все феодалы ВКЛ, а позже – по 2 депутата от каждого повета. На сеймах решались вопросы о войне и мире, налогах и законах, избрании великого князя.

Таким образом, в конце XV – начале XVI в. ВКЛ постепенно преобразуется в сословно-представительную монархию. Князь оставался первым лицом в государстве, однако уже не был единоличным правителем и подчинялся воле «паны-рады». Основы государственного строя нашли отражение в Статуте ВКЛ 1529 г., подготовленном под руководством канцлера ВКЛ Альбрехта Гаштольда.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31461. Проблема материального и идеального в философии. Основной вопрос философии и два его аспекта. Направления в философии 35.5 KB
  Материя порождает сознание или наоборот что первично необхмо выяснить является ли содержание нашего сознания адекватным отражением внешнего мира или нет познаваем ли мир Материализм исходит из принципа первичности материи по отношю к сознанию: первичность материи означает что она есть абсолютное начало мира сущет объективно незывмо от сознания и в мире ничего нет что не являлось бы материей ее сввом или продуктом ее развя. Идеализм философское мировоззрение признающее сущностной субстанцией мира основой бытия не...
31462. Философия как метод. Различные философские методы. Структура философского знания 34.5 KB
  Различные философские методы. Основными методами философии путями средствами с помощью которых осуществляется философское исследование являются: диалектика; метафизика; догматизм; эклектика; софистика; герменевтика. Диалектика метод философского исследования при котором вещи явления рассматриваются гибко критически последовательно с учетом их внутренних противоречий изменений развития причин и следствий единства и борьбы противоположностей.
31463. Философия и мировоззрение. Мировоззрение: структура, функции, типология, классификация. Философия как теоретическое ядро и рефлексивно-рациональная форма выражения мировоззрения 30.5 KB
  Философия и мировоззрение. Мировоззрение: структура функции типология классификация. Философия как теоретическое ядро и рефлексивнорациональная форма выражения мировоззрения Мировоззрение совсть наиб. Философия и есть мировоззрение.
31464. Религиозно-философские воззрения Древней Индии. Религиозно-философская мысль Древнего Китая 45 KB
  В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли известные как в древности так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа: XV VI вв. Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед Упанишады дословно с санскрита сидение у ног учителя в которых дается философская трактовка содержания Вед. Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго эпического...
31465. Характерные черты древнегреческой философии. Общая характеристика школ и направлений античной философии 39.5 KB
  Характерные черты древнегреческой философии. Общая характеристика школ и направлений античной философии. Классический сократический период время расцвета древнегреческой философии совпавшее с расцветом древнегреческого полиса. Для эллинистического периода периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками характерно: распространение антиобщественной философии киников; зарождение стоического направления...
31466. Основные проблемы античной философии (общая характеристика). Античная философия досократического периода 45.5 KB
  Проблемы античной философии. Совокупную проблематику античной философии можно тематически определить следующим образом: космология натурфилософы в ее контексте тотальность реального виделась как âphysisâ природа и как космос порядок основной вопрос при этом: Как возник космос; мораль софисты была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей; метафизика Платон декларирует существование интеллигибельной...
31467. Софисты и Сократ. Сократики 38 KB
  Софисты философская школа в Древней Греции существовавшая в V первой половине IV вв. К числу сократических школ относятся: Академия Платона; школа киников; киренская школа; лигарская школа; элидоэритрийская школа. Академия Платона религиознофилософская школа созданная Платоном в 385 г. Киники философская школа которая обосновывала идею свободы вне общества асоциальной свободы.
31468. Философия Платона, Историческое значение философии Платона 39 KB
  Главными положениями его идеалистического учения являются следующие: материальные вещи изменчивы непостоянны и со временем прекращают свое существование; окружающий мир мир вещей также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; реально существуют лишь чистые бестелесные идеи эйдосы; чистые бестелесные идеи истинны вечны и постоянны; любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи эйдоса данной вещи например кони рождаются и умирают...
31469. Философия Аристотеля, Теория познания и логика 36.5 KB
  Аристотель ученик Платона но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. Исходя из признания объективного существования материи Аристотель считал ее вечной несотворимой и неуничтожимой. Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи явления: они представляют собой слиянность материи и эйдоса формы. Аристотель разработал иерархическую систему категорий в которой основной была сущность или субстанция а остальные считались ее признаками.