23433

Изменения в государственном строе ВКЛ в XV – первой половине XVI

Шпаргалка

История и СИД

Изменения в государственном строе ВКЛ в XV – первой половине XVI В начале XV века власть в ВКЛ стала практически принадлежать Витовту. При нем государственный строй ВКЛ представлял собой неограниченную монархию – власть одного правителя в государстве. Витовт продолжая добиваться независимости ВКЛ от Польши стремился разорвать свои зависимые отношения с польским королем Ягайло. Была подписана Городельская уния – союз между ВКЛ и Польшей.

Русский

2013-08-05

16.37 KB

8 чел.

Билет №11

1.Изменения в государственном строе ВКЛ в XV – первой половине XVI

В начале XV века власть в ВКЛ стала практически принадлежать Витовту. При нем государственный строй ВКЛ представлял собой неограниченную монархию – власть одного правителя в государстве. Витовт, продолжая добиваться независимости ВКЛ от Польши, стремился разорвать свои зависимые отношения с польским королем Ягайло. С этой целью в 1413 г. Была подписана Городельская уния – союз между ВКЛ и Польшей. Уния подтвердила союз ВКЛ с Польским королевством, но власть в ВКЛ стала принадлежать Витовту. У него возникла идея о присвоении Витовту титула короля и преобразования княжества в королевство. Витовт согласился принять корону из рук германского императора, но умер, не дождавшись ее. Существует мнение, что корону по дороге перехватили поляки, ограбившие императорских послов.

После смерти Витовта в 1430 г. Великим князем стал Свидригайло. Его главной опорой были феодалы православного вероисповедания. Это вызвало недовольство других феодалов ВКЛ, которых поддержали крупные польские землевладельцы. Договорившись между собой, они объявили великим князем Сигизмунда Кейстутовича. Произошел временный раскол ВКЛ. Это привело в 1432-1436 гг. к гражданской войне за власть между сторонниками Свидригайло и Сигизмунда. Во время войны 1 сентября 1435 г. Состоялась Вилькомирская битва, в которой войско Свидригайло было разбито. Сигизмунд стал великим князем. В 1434 г. он издал привилей, в котором провозглашал равноправие православных и католических феодалов в границах ВКЛ.

В 1440 г. великим князем литовским стал сын Ягайло Казимир IV Ягелончик (1440-1492 гг.). Во время княжения Казимира и его сына Александра Казимировича (1492-1506 гг.) власть великого князя была ограничена радой – первоначально только совещательным, а затем законодательным и распорядительным органом государственной власти в ВКЛ. Раду еще называли «паны-рада», так как в ее сотав входили крупнейшие феодалы-землевладельцы, которых называли «панами» и высшие служебные лица:

канцлер – руководитель великокняжеской канцелярии, хранитель государственной печати

–  маршалок – председатель на заседаниях рады

подскарбий – заведующий государственной казной

гетман – командующий войском

В начале XVI в. Оформился второй высший орган государственного управления в ВКЛ – вальный сейм – съезд шляхты ВКЛ. На его заседаниях могли присутствовать все феодалы ВКЛ, а позже – по 2 депутата от каждого повета. На сеймах решались вопросы о войне и мире, налогах и законах, избрании великого князя.

Таким образом, в конце XV – начале XVI в. ВКЛ постепенно преобразуется в сословно-представительную монархию. Князь оставался первым лицом в государстве, однако уже не был единоличным правителем и подчинялся воле «паны-рады». Основы государственного строя нашли отражение в Статуте ВКЛ 1529 г., подготовленном под руководством канцлера ВКЛ Альбрехта Гаштольда.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3149. Юридическая психология 1.28 MB
  Мы начинаем изучать курс «Юридическая психология». Эта отрасль психологической науки призвана внести значительный вклад в решение многопрофильных задач укрепления правовой основы российского государства и общества....
3150. Автомобили. Теория 3.6 MB
  Эксплуатационные свойства АТС Развитие науки об эксплуатационных свойствах АТС. Роль русских ученых в развитии науки о законах движения АТС. Основные эксплуатационные свойства и их определения. Условия эксплуатации АТС. Чуть-чуть...
3151. Поведение потребителя микроэкономический анализ 460 KB
  Учебное пособие соответствует программе курса по экономической теории и раскрывает вопросы теории поведения потребителя. В каждом разделе учебного пособия рассматриваются вопросы, ориентирующие студентов и слушателей на изучение вопросов с помощью п...
3152. Сварочные работы 243.5 KB
  Лекция 1. Механизация и автоматизация сборочных работ. Совершенствование сборочного производства. Технико-экономические показатели сборочного процесса. Совершенствование сборочного производства. Машиностроение призвано полностью ос...
3153. Мировая экономика. Мировое хозяйство и его структура 1.25 MB
  Современная международная экономика представляет собой динамично развивающуюся сложно-структурированную систему, главной отличительной особенностью и объективной тенденцией которой является глобализация мирохозяйственных отношений...
3154. Мировая экономика и этапы ее развития 453 KB
  Тема 1. Мировая экономика: сущность, структура, тенденции развития Вопросы: Мировая экономика и этапы ее развития. Международное разделение труда (МРТ) – основа мировой экономики. Современные тенденции в развитии мировой эконо...
3155. Особенности развития скоростно-силовых качеств баскетболиста 162.5 KB
  Введение Баскетбол — популярная спортивная игра. За свою более чем вековую историю он снискал огромное число почитателей во всем мире. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность,  многообразие проявления физических качеств и двигат...
3156. Эксплуатация наклонно направленных насосных скважин 1.88 MB
  Одна из характерных особенностей разработки нефтяных месторождений в последние годы - массовое разбуривание скважин наклонно направленным профилем. Опыт эксплуатации таких скважин показывает, что в большинстве случаев кривизна c...
3157. Автомобильные эксплуатационные материалы. Специальные жидкости, используемые при эксплуатации автомобильного транспорта 2.64 MB
  Рассмотрены общие вопросы получения и качества смазочных материалов и конкретные марки смазочных масел и смазок. Представлены специальные жидкости, используемые при эксплуатации автомобильного транспорта. Изложены вопросы рационального и безопасного...