23434

Жизнь и занятия первобытных людей на территории Беларуси

Шпаргалка

История и СИД

Жизнь и занятия первобытных людей на территории Беларуси Первые люди неандертальцы на территории Беларуси появились примерно 10035 тыс. Светиловичи Ветковского районов которые датируются 2623 тыс.КАМЕННЫЙ ВЕК 100 тыс. 3 тыс.

Русский

2013-08-05

19.7 KB

27 чел.

Билет №1

1.Жизнь и занятия первобытных людей на территории Беларуси

Первые люди (неандертальцы) на территории Беларуси появились примерно 100-35 тыс. лет тому назад. На юго-востоке найдено несколько поселений-стоянок – около д.Бердыж Чечерского, Обидовичи Быховского, пос. Светиловичи Ветковского районов, которые датируются 26-23 тыс. лет назад и где проживали кроманьонцы (останки найдены в пещере Кро-Маньон во Франции). По внешнему облику похожи на современных.

По характеру орудий труда, занятий и быта в истории первобытного строя выделяют:

1.КАМЕННЫЙ ВЕК (100 тыс. лет до н. э. – 3 тыс. лет до н. э.), который делится на 3 периода:

а) палеолит (100-10 тыс. лет до н. э.). Добыча огня. Усовершенствуется производство – от ручного рубила до наконечников стрел и костяных гарпунов. Основные занятия: собирательство, охота, рыболовство. Особенностью данных занятий было то, что люди брали от природы все в готовом виде. Такой вид хозяйства называется присваивающим.

б) мезолит (9-5 тыс. до н. э.). Характеризуется потеплением климата. Первобытные люди начинают заниматься индивидуальной охотой (в этом им помогает собака – первое животное, прирученное человеком). Лук и стрелы, зернотерки.

в) неолит (5-3 тыс. до н. э.). Зарождение гончарства и ткачества. Добыча кремня в шахтах (пос. Красносельский Волковысского района). Изготовление глиняной посуды.

2.БРОНЗОВЫЙ ВЕК (2 – начало 1 тыс. до н. э.). Появляется и активно распространяется металлургия, обработка и использование бронзы. В Беларусь медные и бронзовые предметы поступали из Скандинавии, с Кавказа и Прикарпатья. Плоскодонная глиняная посуда. «Неолитическая революция» - переход от присваивающего к производящему хозяйству. Сначала земледелие было матычным, а потом подсечно-огневым.

3.ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК (VIII в. до н. э. – V в. н. э.). Добыча железа и изготовление из него орудий труда. Пашенное земледелие.

Первобытный человек жил стадом. В палеолите начинает формироваться родовое общество. Несколько родов составляли общину. Вначале родство определялось по материнской линии (матриархат). С началом использования железных орудий труда, а также развития земледелия и животноводства господствующее положение в общинном хозяйстве рода занял мужчина (патриархат). Именно в этот период возникает имущественное неравенство людей. Усовершенствование орудий труда и рост его производительности способствовали тому, что жизнь в составе рода стала необязательной. Из него выделяются небольшие семьи, не связанные между собой родственными узами. Возникают соседские общины, начинается разложение первобытнообщинных отношений.

Во время бронзового века на территорию Беларуси проникают индоевропейцы – племена животноводов. Изобрели колесо.

Невозможность объяснить природные явления люди начали верить в сверхъестественные силы природы. Анимизм – вера человека в существование души, которая может жить отдельно от тела и даже после смерти.

Фетишизм – вера человека в духов, которые могли вселяться в неодушевленные предметы.

Тотемизм – вера в сверхнатуральную связь между людьми рода и каким-нибудь животным или растением.

Бог Солнца – Сварог, богиня плодородия, воды и земли – Макошь и т. д

.  

Тест

1.Хронологический период, на протяжении которого произошло первое проникновение первобытного человека на территорию Европы:

а) 100 тыс. лет до н. э.                            в) 10-6 тыс. лет до н. э.

б) 40-35 тыс. лет до н. э.                         г) 5-3 тыс. лет до н. э.

2.Период древней истории, в течение которого был осуществлен переход к земледелию и животноводству:

а) каменный век                                    в) железный век

б) бронзовый век                                   г) средние века

3.Предмет добычи первобытных шахтеров около пос. Красносельский Волковысского района:

а) уголь                                                  в) кремень

б) калийная соль                                   г) медь и олово

4.Регионы, из которых на территорию древней Беларуси поступали бронза, медь и олово:

а) Кавказ, Балканы и Прикарпатье          в) Ближний Восток и Азия

б) Германские земли и Прибалтика         г) пос. Красносельский Волковысского района

5.Домница – это:

а) вид оружия                                         в) предмет, используемый для захоронения

б) вид украшения                                   г) приспособление для выплавки металла

6.Коллектив древних людей, который вели совместное хозяйство и владели предметами труда:

а) община                                              в) матриархат

б) вира                                                   г) патриархат

Определите верную последовательность:

7. А) возникновение земледелия                  В) переход к оседлому образу жизни                    

Б) изобретение лука и стрел                          Г) окончательное отступление ледника

8. А) пашенное земледелие                               В) мотыжное земледелие

Б) собирательство                                               Г) подсечно-огневое земледелие

Соотнесите:

9.1)обряд                                3) обычай

2)амулет                              4) миф

А) устный рассказ с фантастическими и волшебными образами

Б) действия, которые человек осуществляет в соответствии со своими верованиями

В) правила поведения, которых придерживаются люди

Г) предмет оберегающего значения

10. 1) пашенное земледелие                       3) мотыжное земледелие

2) собирательство                                       4) подсечно-огневое земледелие

А) борона-суковатка

Б) деревянная соха с железной насадкой

В) каменная или роговая мотыга

Г) палка-копалка


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66358. Погода, свята та традиції 574.5 KB
  Цілі: Практична: активізувати вживання лексики з теми, ввести та опрацювати нові лексичні одиниці; формувати навички вживання граматичних структур типу It is winter. It is cold. Навчальна: формувати предметні компетентності...
66359. Animals. Тварини 38.5 KB
  Мета: Повторити та активізувати лексичні одиниці теми, правильно їх вимовляти, вживати в реченнях та розпізнавати в тексті. Відпрацювати вимову звуків o a au і вживання конструкцій this is, that is, these are, those are, I have got, I can see. Формувати вміння читання тексту за темою уроку.
66360. Пори року 45 KB
  Мета: ознайомити учнів з новою лексикою опрацювати в говорінні та активізувати з ранішевивченою по цій темі; навчити учнів нази вати улюблену пору року за допомогою мовленнєвого зразка My fаvourite seаson is; удосконалювати навички усного мовлення й читання...
66363. ENGLISH MARATHON RACES 49.5 KB
  We have two teams, representing 7”A” and 7”B” forms. They are to pass successfully a number of tasks. Then according to their results we will define the winner, that’s the best and the smartest team. To cope with this task we have a commission of strict jury consisting of...
66364. English Learners’ Party 37 KB
  Presenter 1: Dear teachers, pupils and guests, we are happy to see you here. Welcome to our English Party. Presenter 2: By the way, do you know why the pupils go to school? P1: Maybe to study school subjects? P2: Well, only this? P1: Of course not. To meet their friends!
66366. Математична естафета 95 KB
  Мета проведення: сприяти розвитку полікультурних та комунікативних компетентностей учнів; стимулювати інтерес і зацікавленість до вивчення математики та до підтримки особистої спортивної підготовки на достатньому рівні.