23434

Жизнь и занятия первобытных людей на территории Беларуси

Шпаргалка

История и СИД

Жизнь и занятия первобытных людей на территории Беларуси Первые люди неандертальцы на территории Беларуси появились примерно 10035 тыс. Светиловичи Ветковского районов которые датируются 2623 тыс.КАМЕННЫЙ ВЕК 100 тыс. 3 тыс.

Русский

2013-08-05

19.7 KB

27 чел.

Билет №1

1.Жизнь и занятия первобытных людей на территории Беларуси

Первые люди (неандертальцы) на территории Беларуси появились примерно 100-35 тыс. лет тому назад. На юго-востоке найдено несколько поселений-стоянок – около д.Бердыж Чечерского, Обидовичи Быховского, пос. Светиловичи Ветковского районов, которые датируются 26-23 тыс. лет назад и где проживали кроманьонцы (останки найдены в пещере Кро-Маньон во Франции). По внешнему облику похожи на современных.

По характеру орудий труда, занятий и быта в истории первобытного строя выделяют:

1.КАМЕННЫЙ ВЕК (100 тыс. лет до н. э. – 3 тыс. лет до н. э.), который делится на 3 периода:

а) палеолит (100-10 тыс. лет до н. э.). Добыча огня. Усовершенствуется производство – от ручного рубила до наконечников стрел и костяных гарпунов. Основные занятия: собирательство, охота, рыболовство. Особенностью данных занятий было то, что люди брали от природы все в готовом виде. Такой вид хозяйства называется присваивающим.

б) мезолит (9-5 тыс. до н. э.). Характеризуется потеплением климата. Первобытные люди начинают заниматься индивидуальной охотой (в этом им помогает собака – первое животное, прирученное человеком). Лук и стрелы, зернотерки.

в) неолит (5-3 тыс. до н. э.). Зарождение гончарства и ткачества. Добыча кремня в шахтах (пос. Красносельский Волковысского района). Изготовление глиняной посуды.

2.БРОНЗОВЫЙ ВЕК (2 – начало 1 тыс. до н. э.). Появляется и активно распространяется металлургия, обработка и использование бронзы. В Беларусь медные и бронзовые предметы поступали из Скандинавии, с Кавказа и Прикарпатья. Плоскодонная глиняная посуда. «Неолитическая революция» - переход от присваивающего к производящему хозяйству. Сначала земледелие было матычным, а потом подсечно-огневым.

3.ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК (VIII в. до н. э. – V в. н. э.). Добыча железа и изготовление из него орудий труда. Пашенное земледелие.

Первобытный человек жил стадом. В палеолите начинает формироваться родовое общество. Несколько родов составляли общину. Вначале родство определялось по материнской линии (матриархат). С началом использования железных орудий труда, а также развития земледелия и животноводства господствующее положение в общинном хозяйстве рода занял мужчина (патриархат). Именно в этот период возникает имущественное неравенство людей. Усовершенствование орудий труда и рост его производительности способствовали тому, что жизнь в составе рода стала необязательной. Из него выделяются небольшие семьи, не связанные между собой родственными узами. Возникают соседские общины, начинается разложение первобытнообщинных отношений.

Во время бронзового века на территорию Беларуси проникают индоевропейцы – племена животноводов. Изобрели колесо.

Невозможность объяснить природные явления люди начали верить в сверхъестественные силы природы. Анимизм – вера человека в существование души, которая может жить отдельно от тела и даже после смерти.

Фетишизм – вера человека в духов, которые могли вселяться в неодушевленные предметы.

Тотемизм – вера в сверхнатуральную связь между людьми рода и каким-нибудь животным или растением.

Бог Солнца – Сварог, богиня плодородия, воды и земли – Макошь и т. д

.  

Тест

1.Хронологический период, на протяжении которого произошло первое проникновение первобытного человека на территорию Европы:

а) 100 тыс. лет до н. э.                            в) 10-6 тыс. лет до н. э.

б) 40-35 тыс. лет до н. э.                         г) 5-3 тыс. лет до н. э.

2.Период древней истории, в течение которого был осуществлен переход к земледелию и животноводству:

а) каменный век                                    в) железный век

б) бронзовый век                                   г) средние века

3.Предмет добычи первобытных шахтеров около пос. Красносельский Волковысского района:

а) уголь                                                  в) кремень

б) калийная соль                                   г) медь и олово

4.Регионы, из которых на территорию древней Беларуси поступали бронза, медь и олово:

а) Кавказ, Балканы и Прикарпатье          в) Ближний Восток и Азия

б) Германские земли и Прибалтика         г) пос. Красносельский Волковысского района

5.Домница – это:

а) вид оружия                                         в) предмет, используемый для захоронения

б) вид украшения                                   г) приспособление для выплавки металла

6.Коллектив древних людей, который вели совместное хозяйство и владели предметами труда:

а) община                                              в) матриархат

б) вира                                                   г) патриархат

Определите верную последовательность:

7. А) возникновение земледелия                  В) переход к оседлому образу жизни                    

Б) изобретение лука и стрел                          Г) окончательное отступление ледника

8. А) пашенное земледелие                               В) мотыжное земледелие

Б) собирательство                                               Г) подсечно-огневое земледелие

Соотнесите:

9.1)обряд                                3) обычай

2)амулет                              4) миф

А) устный рассказ с фантастическими и волшебными образами

Б) действия, которые человек осуществляет в соответствии со своими верованиями

В) правила поведения, которых придерживаются люди

Г) предмет оберегающего значения

10. 1) пашенное земледелие                       3) мотыжное земледелие

2) собирательство                                       4) подсечно-огневое земледелие

А) борона-суковатка

Б) деревянная соха с железной насадкой

В) каменная или роговая мотыга

Г) палка-копалка


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4827. Управляющие структуры Object Pascal 273.5 KB
  Управляющие структуры ObjectPascal. Цель: Повторение со студентами управляющих структур Pascal. Задачи: Воспитательная: необходимость повторения. Учебная: повторение управляющих структур и их применение в среде разработки ObjectPascal. Р...
4828. Символы и строки в среде разработки Object Pascal 80 KB
  Символы и строки. Цель: Повторение со студентами записи символов и строк. Задачи: Воспитательная: необходимость повторения. Учебная: повторение записи символов и строк в среде разработки ObjectPascal. Развивающая: развитие внимательности. План...
4829. Консольное приложение. Создание приложения под DOS 87.5 KB
  Консольное приложение. Цель: Создание консольного приложения. Задачи: Воспитательная: необходимость повторения. Учебная: создание приложения под DOS. Развивающая: развитие внимательности. План занятия. Организационный момент. Изучение но...
4830. Массивы. И работа с ними в языке Pascal 446.5 KB
  Массивы. Цель: Научить студентов использовать массивы при написании программы. Задачи: Воспитательная: необходимость повторения. Учебная: создание приложений для работы с массивами. Развивающая: развитие внимательности. План занятия. Организац...
4831. Процедуры и функции в программировании на языке Pascal 151 KB
  Процедуры и функции. Цель: Научить студентов избегать дублирования кода в программе. Задачи: Воспитательная: работа над собой. Учебная: создание приложений. Развивающая: развитие внимательности. План занятия. Организационный момент. Изуч...
4832. Создание приложений позволяющих сохранять результат в файле 160 KB
  Файлы. Цель: Научить студентов создавать приложения, позволяющие сохранять результаты работы в файле. Задачи: Воспитательная: работа над собой. Учебная: создание приложений. Развивающая: развитие внимательности. План занятия. Организационный м...
4833. Типы данных, определяемых программистом 353.5 KB
  Типы данных, определяемых программистом. Цель: Научить студентов создавать приложения, работающие с типами данных программиста. Задачи: Воспитательная: работа над собой. Учебная: создание приложений. Развивающая: развитие внимательности. План заняти...
4834. Введение в объектно-ориентированное программирование 129.5 KB
  Введение в объектно-ориентированное программирование Цель: Научить студентов создавать объектно-ориентированное приложение. Задачи: Воспитательная: работа над собой. Учебная: создание приложений. Развивающая: развитие внимательности. План занятия...
4835. Графические возможности Delphi 546 KB
  Графические возможности Delphi Цель: Научить студентов создавать графическое приложение. Задачи: Воспитательная: работа над собой. Учебная: создание приложений. Развивающая: развитие внимательности. План занятия. Организационный момент...