23435

Восточнославянские племена на территории Беларуси: расселение, общественные и хозяйственные отношения в VI-IX веках

Шпаргалка

История и СИД

В раннем железном веке область расселения балтов на территории Беларуси составляла бассейны рек Немана Западной Двины Верхнего Поднепровья. происходит массовое расселение славян на территории Беларуси междуречье Припяти Днепра Западной Двины. Образуются союзы племен: кривичи место расселения верховье Днепра Западной Двины и Волги дреговичи бассейны Припяти и Двины радимичи юговосточная часть современной Беларуси восток Гомельской и Могилевской области.Место расселения восточнославянских племен на территории Беларуси это:...

Русский

2013-08-05

17.07 KB

32 чел.

Билет №2

1.Восточнославянские племена на территории Беларуси: расселение, общественные и хозяйственные отношения в VI-IX веках

В формировании населения на территории Беларуси выделяется несколько этапов. В эпоху неолита на территорию Северной Европы проникают индоевропейские племена – предки славян, германцев, балтов. Индоевропейцы ассимилировали местное население. В раннем железном веке область расселения балтов на территории Беларуси составляла бассейны рек Немана, Западной Двины, Верхнего Поднепровья. Их соседями были фино-угорские племена, славяне и германцы. По мнению ученых, славянские племена первоначально жили между реками Вислой и Одером. В V-VI вв. славяне осуществили экспансию (территориальное, географическое или иное расширение зоны обитания) в Восточную Германию, на берега Черного и Адриатического морей, в Балтийские земли. В это же время они появились и на территории Беларуси, тесня и ассимилируя проживавшее там балтское население.

В VI-IX вв. происходит массовое расселение славян на территории Беларуси (междуречье Припяти, Днепра, Западной Двины). Балтские культуры «в чистом» виде прекращают свое существование. Они полностью ассимилируются славянами. Образуются союзы племен: кривичи (место расселения – верховье Днепра, Западной Двины и Волги), дреговичи (бассейны Припяти и Двины), радимичи (юго-восточная часть современной Беларуси, восток Гомельской и Могилевской области). Они сыграли решающую роль в формировании белорусского этноса в целом.

Однако в современной исторической науке существуют различные концепции о том, кто является предками славян:

  1.  Балтская (автор Седов). При ассимиляции славян с балтами последние являются основой в процессе формирования белорусского народа.
  2.  Кривичская (автор Ластовский). Предками белорусов являются кривичи.
  3.  Кривичско-дреговичская-радимичская (авторы Карский, Пичета и др.). Предками белорусов являются кривичи, дреговичи, радимичи.
  4.  Древнерусская (автор Мавродин). Основа белорусского, украинского, русского народов является древнерусская народность.
  5.  Западнорусская (автор Коялович). Предками белорусов являются кривичи и дреговичи и белорусский народ родственен русскому и украинскому народом. Здесь указывается на разницу между восточными и западными славянами.
  6.  Польская и великорусская. Отрицание существования самостоятельного белорусского этноса. Белорусы – составная часть польского этноса, а территория Беларуси – часть русской этнической территории.
  7.  Финно-угорская. Предками белорусов являются финно-угорские племена.

Общественные отношения были связаны с формированием соседской общины. Ее возникновение было связано с переходом от подсечно-огневого к пашенному земледелию. Теперь обрабатывать землю с помощью рала и сохи, собирать урожай можно было силами одной семьи. Люди теперь могли жить небольшими семьями.

У восточных славян возникает имущественное неравенство среди крестьян-общинников с выделением знатных людей (знать). Из них выбирали князя, который передавал свой титул по наследству. Князь владел значительной собственностью и имел дружину (отряд вооруженных и специально обученных военному делу людей) для взимания дани – натуральный налог продуктами, который назывался полюдьем.

Главное занятие – земледелие. Начали использоваться более совершенные орудия труда, применялись железные наконечники. Ремесла начинают отделяться от земледелия, что способствует возникновению устойчивой торговли. Основные предметы торговли – мед, воск, мех, зерно. В денежном обращении наиболее широкое распространение получили монеты-дирхемы арабской чеканки.

Тест

1.Место расселения восточнославянских племен на территории Беларуси – это:

а) междуречье Вислы и Дуная

б) междуречье Припяти, Днепра, Западной Двины

в) бассейны Немана, Буга, Сожа

г) восточные Карпаты

2.Территория, на которой расселялись кривичи:

а) бассейны Припяти и Двины, современная центральная Беларусь

б) верховье Днепра, Западной Двины и Волги

в) юго-восточная часть современной Беларуси, восток Гомельской и Могилевской областей

г) восточные Карпаты

3.Территория, на которой расселялись дреговичи:

а) бассейны Припяти и Двины, современная центральная Беларусь

б) верховье Днепра, Западной Двины и Волги

в) юго-восточная часть современной Беларуси, восток Гомельской и Могилевской областей

г) восточные Карпаты

4.Территория, на которой расселялись радимичи:

а) бассейны Припяти и Двины, современная центральная Беларусь

б) верховье Днепра, Западной Двины и Волги

в) юго-восточная часть современной Беларуси, восток Гомельской и Могилевской областей

г) восточные Карпаты

5.Сбор дани с подвластного населения у восточных славян:

а) поле                                     в) полюдье

б) повоз                                   г) вира

6. Автор балтской концепции:

а) Седов                                 в) Мавродин

б) Ластовский                       г) Коялович

7.Автор западнорусской концепции:

а) Седов                                 в) Мавродин

б) Ластовский                       г) Коялович

8.Автор древнерусской концепции:

а) Седов                                 в) Мавродин

б) Ластовский                       г) Коялович

9.Автор кривичской концепции:

а) Седов                                 в) Мавродин

б) Ластовский                       г) Коялович

10.Автор кривичско-дреговичской-радимичской концепции:

а) Седов                                 в) Мавродин

б) Ластовский                       г) Карский

 .


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12872. Чудесный Остров 39.5 KB
  Сценарий большой психологической игры Чудесный Остров 1. Название Чудесный Остров. 2. Задача игры: научить детей взаимодействовать друг с другом. 3. Описание проблем или задач развития на решение которых направлена данная игра: организация взаимодействия ме
12873. Путешествие по Миру Знаний 63 KB
  Большая психологическая игра на тему: Путешествие по Миру Знаний Цели: Создание условий для проживания и осмысления нового опыта новых ситуаций жизнедеятельности и общения. Обеспечение благоприятного психологического климата в группе. Задачи 1: ...
12874. Коррекционно-развивающая программа познавательной сферы учащихся 10—12 лет 57 KB
  Коррекционноразвивающая программа познавательной сферы учащихся 10 12 лет Пояснительная записка Обучение в нашей школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Недостаточно внимания уделяется на развитие продуктивного мышления и личнос...
12875. Программа профилактики употребления психоактивных веществ в среде младших школьников 54.5 KB
  Программа профилактики употребления психоактивных веществ в среде младших школьников Введение Современная ситуация в стране в целом и в нашем регионе в частности характеризуется крайней степенью социальнопсихологической нестабильности. В таких условиях везд...
12876. Развитие памяти и внимания у детей младшего школьного возраста 40 KB
  Уроктренинг по теме: Развитие памяти и внимания у детей младшего школьного возраста ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: 1. Проверить уровень зрительной и слуховой памяти внимания.2. Начать работу по развитию произвольной памяти и внимания у детей младшего школьного возраста.3. Показать д...
12877. Развитие эмоциональной волевой сферы средствами арт-терапии 92 KB
  Коррекционноразвивающая программа: Развитие эмоциональной волевой сферы средствами арттерапиидля работы с дезадаптированными детьми 7 8 лет Пояснительная записка Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является одной из важных для психологии образо...
12878. ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС «В ПОИСКАХ СВОЕГО ПРИЗВАНИЯ» 75.37 KB
  ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС В ПОИСКАХ СВОЕГО ПРИЗВАНИЯ ВВЕДЕНИЕ Методический материал программа практических занятий со старшеклассниками по курсу В поисках своего призвания представляет собой конспекты уроков написанные в виде сценариев и допускающие возможность ...
12879. Биологические ритмы и их влияние на здоровье 77 KB
  Урок валеологии: Биологические ритмы и их влияние на здоровье Цели: ознакомить учащихся с новым понятием биоритмы суточные недельные месячные сезонные; рассмотреть каким образом биоритмы влияют на здоровье человека его работоспособность; с помощью анкеты ...
12880. ГОЛОС ЧУЖОЙ ПЛАНЕТЫ 71 KB
  ГОЛОС ЧУЖОЙ ПЛАНЕТЫ Вашему вниманию предлагается иградрама. Мы играли в нее не только со старшеклассниками но и с педагогами представителями администрации психологами. Игра эта сложная как для проводящих ее так и для игроков. Она предполагает создание ситуации в...