23505

Сочетание чн в русском языке

Научная статья

Иностранные языки, филология и лингвистика

1960 Сочетание чн в русском языке Согласно с историей русского языка звукосочетание чн в русском языке нового исторической поры происхождения. Исчезновение редуцированных между двумя согласными не в позициях абсолютного конца и абсолютного конца слова вызвало появление в русском языке впервые рядов новых групп согласных таких которые до этой поры в языке не существовали. Теоретически можно ожидать троякой возможной судьбы сочетания чн в языке: А это сочетание сохраняется в языке; Б в результате редукции взрывной части трифтонга из него...

Русский

2013-08-05

33 KB

5 чел.

Обнорский С.П. Избранные работы по русскому языку. М. 1960

Сочетание чн в русском языке

Согласно с историей русского языка звукосочетание чн в русском языке нового, исторической поры, происхождения. Чн предполагает древнейшее сочетание чьн с ь, который объясняет возникновение самого ч в порядке палатализации перед гласным переднего ряда, образовавшегося из к. К XII-XIII векам относится процесс исчезновения редуцированных. Исчезновение редуцированных между двумя согласными не в позициях абсолютного конца и абсолютного конца слова вызвало появление в русском языке впервые рядов новых групп согласных, таких, которые до этой поры в языке не существовали. Таким новым звукосочетанием было чн. Это сочетание представляло для определенных диалектных групп трудности для произношения, так как в его состав входила аффриката ч (=т’ш’). Все сочетание в целом представляло собой трифтонг (т’ш’н).

Теоретически можно ожидать троякой возможной судьбы сочетания чн в языке:

А) это сочетание сохраняется в языке;

Б) в результате редукции взрывной части трифтонга из него получается согласный дифтонг шн;

В) в результате редукции фрикативного элемента трифтонга из чн образуется согласный дифтонг тн.

В единогласном утверждении историков русского языка из сочетания чн на русской почве получилось шн, которое засвидетельствовано в памятниках уже в XIV-XV веках (клюшник, опришными, опришне). Однако русская письменность и литературный язык представляют огромное количество слов с сохранившимся чн. Весь подходящий материал обычно объясняется как возникший аналогическим путем, воздействием именно родственной группы образований, в которой те же темы выступают с нормальным ч, не подлежащим изменению благодаря положению перед гласным, либо в абсолютном конце слова и т.д. Так, ч в словах начну, дачный, ночной объясняется наличием в русском языке слов: начать, дача, ночь. Это объяснение имеет долю вероятия. Но, например, у Соболевского: отличный, сочный, точный объясняются наличием слов: отличать, сочить, точка, в то время, как эти слова семантически далеко отстоят друг от друга. Все это с ясностью свидетельствует о том, что, помимо принципа аналогического воздействия, необходимо опираться еще на какие-то критерии более прочного характера.

В современном литературном языке огромное количество лексики с чн. Большое количество слов произносится с колебанием между чн и шн: баночный, бочоночный, булавочный, булочный, бутылочный, веревочный, водочный, войлочный, зажиточный, игрушечный, карточный, крошечный, лавочный и т.д. Более или менее устойчиво произносится с чн следующие слова: брачный, подвенечный, вечный, облачный, побочный, увечный, третичный, заграничный, удачный, конечный, личный, кубичный, околичный, благополучный, звучный, злачный, колесничный, лихорадочный, взрачный, срочный, порочный, строчный, ручной, речной, сердечный, сочный, печной, поперечный, прочный, встречный, беспечный, очный, личный, мрачный, мучной, месячный, ночной, восточный, источник, язычник, человечный, проточный, скоротечный, темничный, точный, тучный и т.д. Эта лексика в основном узколитературного характера происхождения, а генетически – старого книжного происхождения. Книжные слова, в частности древнеболгаризмы, в традиционном произношении не изменялись, следовательно, эта лексика сохраняла свое прежнее обличие.

В заимствованиях более позднего времени чн так же не изменялось в шн: картечный, ясачный, публичный, тактичный, поэтичный, лаконичный, трагичный, симпатичный, энергичный и т.д. Среди них, правда, есть слова заведомо не книжного происхождения: личнόй, мучной, ночной, печной, речной, ручной. Очевидно, можно сделать вывод о том, что ударяемость слога непосредственно стоящего за сочетанием чн обеспечивала сохранность ч.

Невозможно рассматривать литературный язык отдельно от диалектов. Различия в произношении чн существуют в цокающих и нецокающих говорах. Так, в цокающих говорах цн как нормативный вариант чн могло:

  1.  сохраняться без изменений;
  2.  изменяться в сн;
  3.  могло давать то же тн, что и чн.

Что касается нецокающих говоров, то в них чн:

  1.  сохранялось;
  2.  изменялось в шн;
  3.  давало тн.

Литературный язык, московский в своей основе, как норму знал формы с шн. Но в нем сохранились пласты старой книжной лексики, по традиции сохраняющей прежнюю форму с чн. Впоследствии, стали сглаживаться различия в употреблении лексики с чн и шн, начался процесс роста в группах с чн за счет старейшего их произношения с шн. Шло изменение нормы написания этих слов и к концу XIX века утверждается единая норма написания с чн.

17 октября 1930

2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35695. Художественная аппликация «Вытынанка». Творческий проект 13.43 MB
  Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем что данный материал даёт большой простор творчеству. С помощью бумаги можно украсить елку сложить головоломку смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое многое другое что интересует ребенка. Создавая свой мир из бумаги ребенок готовится стать созидателем доброго мира. Художественнопроектный раздел История вытынанки Вытынанка вырезание из бумаги Нет сомнений что вам хоть...
35697. Соломоплетение. Творческий проект 1.55 MB
  Работа из соломки украшение для дома или ёлки Лапти выполнено в рамках творческого проекта по курсу Народные художественные ремёсла. Цель работы: создание украшения из соломки Лапти используя разные техники и приёмы соломоплетения. ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ На Беларуси плетением соломки занимались издавна. Соломенные пауки одно из самых древних творений из соломки и пожалуй самое загадочное.
35698. Авторская кукла. Творческая работа 2.81 MB
  Поэтому авторы работы считают что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы но и игрушки изготовленные своими руками а не машинами. Цель работы: создание авторской куклы Сластёна . Задачи работы: изучение авторской куклы; практическое освоение. В отличие от театральной куклы и куклы предназначенной для игры авторская кукла предназначена исключительно для созерцания и создается с декоративной целью.
35699. Мастер-класс по бисеру. Твореский проект 6.54 MB
  Так же многие занимаются таким видом этого искусства как плетение из бисера в отличии от обычной вышивки. Те кто уже более опытен делают иконы из бисера. Все девушкам и женщинам обязательно должны понравится цветы из бисера. История бисероплетения Бисероплетение вид декоративноприкладного искусства рукоделия; создание украшений художественных изделий из бисера в котором в отличие от других техник где он применяется ткачество с бисером вязание с бисером плетение из проволоки с бисером так называемых бисерных плетений бисерной...