23505

Сочетание чн в русском языке

Научная статья

Иностранные языки, филология и лингвистика

1960 Сочетание чн в русском языке Согласно с историей русского языка звукосочетание чн в русском языке нового исторической поры происхождения. Исчезновение редуцированных между двумя согласными не в позициях абсолютного конца и абсолютного конца слова вызвало появление в русском языке впервые рядов новых групп согласных таких которые до этой поры в языке не существовали. Теоретически можно ожидать троякой возможной судьбы сочетания чн в языке: А это сочетание сохраняется в языке; Б в результате редукции взрывной части трифтонга из него...

Русский

2013-08-05

33 KB

6 чел.

Обнорский С.П. Избранные работы по русскому языку. М. 1960

Сочетание чн в русском языке

Согласно с историей русского языка звукосочетание чн в русском языке нового, исторической поры, происхождения. Чн предполагает древнейшее сочетание чьн с ь, который объясняет возникновение самого ч в порядке палатализации перед гласным переднего ряда, образовавшегося из к. К XII-XIII векам относится процесс исчезновения редуцированных. Исчезновение редуцированных между двумя согласными не в позициях абсолютного конца и абсолютного конца слова вызвало появление в русском языке впервые рядов новых групп согласных, таких, которые до этой поры в языке не существовали. Таким новым звукосочетанием было чн. Это сочетание представляло для определенных диалектных групп трудности для произношения, так как в его состав входила аффриката ч (=т’ш’). Все сочетание в целом представляло собой трифтонг (т’ш’н).

Теоретически можно ожидать троякой возможной судьбы сочетания чн в языке:

А) это сочетание сохраняется в языке;

Б) в результате редукции взрывной части трифтонга из него получается согласный дифтонг шн;

В) в результате редукции фрикативного элемента трифтонга из чн образуется согласный дифтонг тн.

В единогласном утверждении историков русского языка из сочетания чн на русской почве получилось шн, которое засвидетельствовано в памятниках уже в XIV-XV веках (клюшник, опришными, опришне). Однако русская письменность и литературный язык представляют огромное количество слов с сохранившимся чн. Весь подходящий материал обычно объясняется как возникший аналогическим путем, воздействием именно родственной группы образований, в которой те же темы выступают с нормальным ч, не подлежащим изменению благодаря положению перед гласным, либо в абсолютном конце слова и т.д. Так, ч в словах начну, дачный, ночной объясняется наличием в русском языке слов: начать, дача, ночь. Это объяснение имеет долю вероятия. Но, например, у Соболевского: отличный, сочный, точный объясняются наличием слов: отличать, сочить, точка, в то время, как эти слова семантически далеко отстоят друг от друга. Все это с ясностью свидетельствует о том, что, помимо принципа аналогического воздействия, необходимо опираться еще на какие-то критерии более прочного характера.

В современном литературном языке огромное количество лексики с чн. Большое количество слов произносится с колебанием между чн и шн: баночный, бочоночный, булавочный, булочный, бутылочный, веревочный, водочный, войлочный, зажиточный, игрушечный, карточный, крошечный, лавочный и т.д. Более или менее устойчиво произносится с чн следующие слова: брачный, подвенечный, вечный, облачный, побочный, увечный, третичный, заграничный, удачный, конечный, личный, кубичный, околичный, благополучный, звучный, злачный, колесничный, лихорадочный, взрачный, срочный, порочный, строчный, ручной, речной, сердечный, сочный, печной, поперечный, прочный, встречный, беспечный, очный, личный, мрачный, мучной, месячный, ночной, восточный, источник, язычник, человечный, проточный, скоротечный, темничный, точный, тучный и т.д. Эта лексика в основном узколитературного характера происхождения, а генетически – старого книжного происхождения. Книжные слова, в частности древнеболгаризмы, в традиционном произношении не изменялись, следовательно, эта лексика сохраняла свое прежнее обличие.

В заимствованиях более позднего времени чн так же не изменялось в шн: картечный, ясачный, публичный, тактичный, поэтичный, лаконичный, трагичный, симпатичный, энергичный и т.д. Среди них, правда, есть слова заведомо не книжного происхождения: личнόй, мучной, ночной, печной, речной, ручной. Очевидно, можно сделать вывод о том, что ударяемость слога непосредственно стоящего за сочетанием чн обеспечивала сохранность ч.

Невозможно рассматривать литературный язык отдельно от диалектов. Различия в произношении чн существуют в цокающих и нецокающих говорах. Так, в цокающих говорах цн как нормативный вариант чн могло:

  1.  сохраняться без изменений;
  2.  изменяться в сн;
  3.  могло давать то же тн, что и чн.

Что касается нецокающих говоров, то в них чн:

  1.  сохранялось;
  2.  изменялось в шн;
  3.  давало тн.

Литературный язык, московский в своей основе, как норму знал формы с шн. Но в нем сохранились пласты старой книжной лексики, по традиции сохраняющей прежнюю форму с чн. Впоследствии, стали сглаживаться различия в употреблении лексики с чн и шн, начался процесс роста в группах с чн за счет старейшего их произношения с шн. Шло изменение нормы написания этих слов и к концу XIX века утверждается единая норма написания с чн.

17 октября 1930

2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19690. Творческий путь Некрасова 24 KB
  Творческий путь Некрасова. Н. А. Некрасов 1821 1877/78 пришел в литературу вскоре после гибели Пушкина и еще при жизни Лермонтова. Раннюю лирику поэта принято считать ученической подражательной перепевающей мотивы русских романтиков. Но уже в середине 40ч гг. им созданы поэ...
19691. Новаторство Некрасова как поэта 28.5 KB
  Новаторство Некрасова как поэта. Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант которым щедро наградила его природа и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику. Поговорим о политической гражданской лири
19692. Творческий путь А. А. Фета. Своеобразие поэзии и литературной позиции 27.5 KB
  Творческий путь А. А. Фета. Своеобразие поэзии и литературной позиции. А. А. Фет 1820 1892. Первый сборник стихотворений Лирический Пантеон вышел в Москве в 1840 г.. В сборнике преобладали баллады и антологические стихотворения т.е. стилизации под античную поэзию; в воспеван...
19693. Драматургия А. Н. Островского: поэтика, эволюция 28.5 KB
  Драматургия А. Н. Островского: поэтика эволюция. Островский 1823 1886 пришел в литературу как создатель национальносамобытного театрального стиля опирающегося в поэтике на фольклорную традицию. Это оказалось возможно потому что он начинал с изображения патриархальных...
19694. Творческий путь Салтыкова-Щедрина 27.5 KB
  Творческий путь СалтыковаЩедрина. СалтыковЩедрин 1826 1889 родился в семье богатых помещиков. С детских лет он стал свидетелем страшных картин крепостнического произвола что оказало определяющее влияние на формирование его взглядов. В 1841 г. опубликована первое стихо...
19695. Салтыков как сатирик 30 KB
  Салтыков как сатирик. Сказки написаны с 1869 по 1886 г. Выбрал жанр сказки не случайно. В качестве причин его интереса можно назвать: условия цензуры; воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции; появление нового читателя представляющего демо
19696. Историческая концепция в «Истории одного города» 39.5 KB
  Историческая концепция в Истории одного города Если историческая концепция и существует то это очень странная концепция. Одной фразой ее можно выразить так: история могла бы существовать но ее не возникло. То что происходило на протяжении огромного количества вре...
19697. Историческая концепция в «Истории одного города» вповести М.Е. Салтыкова-Щедрина 32 KB
  Историческая концепция в Истории одного города. Повесть М. Е. СалтыковаЩедрина История одного города представляет собой цикл рассказов не связанных между собой сюжетом или одними и теми же героями но объединенных в одно произведение ввиду общей цели сатиричес...
19698. Творческий путь Лескова 30 KB
  Творческий путь Лескова. Н. С. Лесков 18311895 известен прежде всего как прозаик автор множества романов повестей рассказов. Однако свой творческий путь он начал с публицистики. Будучи выходцем из семьи небогатого орловского чиновника Лесков рано поступил на службу в Ор...