23505

Сочетание чн в русском языке

Научная статья

Иностранные языки, филология и лингвистика

1960 Сочетание чн в русском языке Согласно с историей русского языка звукосочетание чн в русском языке нового исторической поры происхождения. Исчезновение редуцированных между двумя согласными не в позициях абсолютного конца и абсолютного конца слова вызвало появление в русском языке впервые рядов новых групп согласных таких которые до этой поры в языке не существовали. Теоретически можно ожидать троякой возможной судьбы сочетания чн в языке: А это сочетание сохраняется в языке; Б в результате редукции взрывной части трифтонга из него...

Русский

2013-08-05

33 KB

6 чел.

Обнорский С.П. Избранные работы по русскому языку. М. 1960

Сочетание чн в русском языке

Согласно с историей русского языка звукосочетание чн в русском языке нового, исторической поры, происхождения. Чн предполагает древнейшее сочетание чьн с ь, который объясняет возникновение самого ч в порядке палатализации перед гласным переднего ряда, образовавшегося из к. К XII-XIII векам относится процесс исчезновения редуцированных. Исчезновение редуцированных между двумя согласными не в позициях абсолютного конца и абсолютного конца слова вызвало появление в русском языке впервые рядов новых групп согласных, таких, которые до этой поры в языке не существовали. Таким новым звукосочетанием было чн. Это сочетание представляло для определенных диалектных групп трудности для произношения, так как в его состав входила аффриката ч (=т’ш’). Все сочетание в целом представляло собой трифтонг (т’ш’н).

Теоретически можно ожидать троякой возможной судьбы сочетания чн в языке:

А) это сочетание сохраняется в языке;

Б) в результате редукции взрывной части трифтонга из него получается согласный дифтонг шн;

В) в результате редукции фрикативного элемента трифтонга из чн образуется согласный дифтонг тн.

В единогласном утверждении историков русского языка из сочетания чн на русской почве получилось шн, которое засвидетельствовано в памятниках уже в XIV-XV веках (клюшник, опришными, опришне). Однако русская письменность и литературный язык представляют огромное количество слов с сохранившимся чн. Весь подходящий материал обычно объясняется как возникший аналогическим путем, воздействием именно родственной группы образований, в которой те же темы выступают с нормальным ч, не подлежащим изменению благодаря положению перед гласным, либо в абсолютном конце слова и т.д. Так, ч в словах начну, дачный, ночной объясняется наличием в русском языке слов: начать, дача, ночь. Это объяснение имеет долю вероятия. Но, например, у Соболевского: отличный, сочный, точный объясняются наличием слов: отличать, сочить, точка, в то время, как эти слова семантически далеко отстоят друг от друга. Все это с ясностью свидетельствует о том, что, помимо принципа аналогического воздействия, необходимо опираться еще на какие-то критерии более прочного характера.

В современном литературном языке огромное количество лексики с чн. Большое количество слов произносится с колебанием между чн и шн: баночный, бочоночный, булавочный, булочный, бутылочный, веревочный, водочный, войлочный, зажиточный, игрушечный, карточный, крошечный, лавочный и т.д. Более или менее устойчиво произносится с чн следующие слова: брачный, подвенечный, вечный, облачный, побочный, увечный, третичный, заграничный, удачный, конечный, личный, кубичный, околичный, благополучный, звучный, злачный, колесничный, лихорадочный, взрачный, срочный, порочный, строчный, ручной, речной, сердечный, сочный, печной, поперечный, прочный, встречный, беспечный, очный, личный, мрачный, мучной, месячный, ночной, восточный, источник, язычник, человечный, проточный, скоротечный, темничный, точный, тучный и т.д. Эта лексика в основном узколитературного характера происхождения, а генетически – старого книжного происхождения. Книжные слова, в частности древнеболгаризмы, в традиционном произношении не изменялись, следовательно, эта лексика сохраняла свое прежнее обличие.

В заимствованиях более позднего времени чн так же не изменялось в шн: картечный, ясачный, публичный, тактичный, поэтичный, лаконичный, трагичный, симпатичный, энергичный и т.д. Среди них, правда, есть слова заведомо не книжного происхождения: личнόй, мучной, ночной, печной, речной, ручной. Очевидно, можно сделать вывод о том, что ударяемость слога непосредственно стоящего за сочетанием чн обеспечивала сохранность ч.

Невозможно рассматривать литературный язык отдельно от диалектов. Различия в произношении чн существуют в цокающих и нецокающих говорах. Так, в цокающих говорах цн как нормативный вариант чн могло:

  1.  сохраняться без изменений;
  2.  изменяться в сн;
  3.  могло давать то же тн, что и чн.

Что касается нецокающих говоров, то в них чн:

  1.  сохранялось;
  2.  изменялось в шн;
  3.  давало тн.

Литературный язык, московский в своей основе, как норму знал формы с шн. Но в нем сохранились пласты старой книжной лексики, по традиции сохраняющей прежнюю форму с чн. Впоследствии, стали сглаживаться различия в употреблении лексики с чн и шн, начался процесс роста в группах с чн за счет старейшего их произношения с шн. Шло изменение нормы написания этих слов и к концу XIX века утверждается единая норма написания с чн.

17 октября 1930

2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53764. Сучасні комп’ютери та їх застосування. Ознайомлення з “мишею” 1.69 MB
  Закріпити правила поведінки і безпеки життєдіяльності в компютерному класі. Ознайомити дітей зі сферами застосування сучасних компютерів. Стимулювати бажання учнів оволодівати компютерною грамотою.
53765. Образний зміст музики. Музичні символи України 624.5 KB
  Посміхнись до всіх навколо Добрий ранок люба школа І веселий той дзвінок Кличе всіх нас на урок Урок музики урок музики урок музики урок. Музики поза образів не існує. Слухання музики.
53769. Баскетбол, конспект уроку для 8 класу 44 KB
  Ноги трохи зігнуті, лікоть руки опущений вниз, пальці рук супроводжають м’яч. Відстань між студентами 4 м. пальці рук розставлені. Ведення правою – лівою рукою. Відстань 4 м. Кидок виконується після ведення, кидок м’яча в ціль.
53770. Організовуючі вправи. Загальнопідготовчі вправи. Стрибки зі скакалкою 85 KB
  Стійка ноги 810 Руки розводити долонями нарізно руки за голову. разів догори прогинаючись у 1 поворот тулуба ліворуч попереку голову відводити руки в сторони вдих; 2 в. видих; 3 поворот тулуба праворуч руки в сторони вдих; 4 в. нарізно руки в сторони; разів Ноги поставити 1 нахил уперед руки якнайширше.
53771. Конспект уроку з фізичної культури Для учнів 2-А класу - реферат українською 29.5 KB
  Ходьба: руки за голову навприсядки стрибками на носках на п‘ятках4. Загальнорозвиваючі вправи на місціА Вп руки до плечейКолові рухи руками вперед назад 8р вперед8р назадБ Вп руки в сторониКолові рухи руками вперед назад 1012 раз Руки пряміВ Вп права рука вгорі ліва внизу; 12 переміна положень рук 1012 раз Руки пряміГ Вп руки вперед. Схрещення рук 1012 раз Руки пряміД Вп ноги нарізно руки на поясі 1 нахил вліво 2 в. 1012 раз Руки опущені ноги пряміІІ.
53772. Організуючі, стройові та ЗРВ. Спеціальні бігові та стрибкові вправи. Рухливі ігри 75 KB
  Стройові вправи: Праворуч Ліворуч Кругом Ліворуч Ліворуч Рівняйсь струнко Ходьба: звичайна навшпиньках на пятках з високим підніманням стегна руки перед собою у напівприсіді у повному присіді звичайна. руки на пояс. руки до плечей колові оберти зігнутими в ліктях руками вперед назад. руки в сторони сжаті в кулачки на 123 розвести руки в сторони на 4 зігнути руки до...