23512

Словообразование как наука

Книга

Иностранные языки, филология и лингвистика

В этом аспекте словообразование рассматривается как одно из важнейших средств пополнения словарного состава языка. Новые слова в языке образуются по определенным правилам моделям схемам – по определенным образцам которые образуют определенный языковой механизм который и называется словообразованием. В языке различают непроизводные слова ех: лес река море стол идти веселый синий – примарные первообразные и производные слова – образованные на базе существующих слов ех: морской речник развеселый лесной. Производные слова...

Русский

2013-08-05

197 KB

7 чел.

Словообразование как наука

В лингвистической науке сам термин словообразование неоднозначен. Им принято называть разные лингвистические явления. Под словообразованием понимается проще всего

процесс создания новых слов на базе существующих языковых единиц.

В этом аспекте словообразование рассматривается как одно из важнейших средств пополнения словарного состава языка. Новые слова в языке образуются по определенным правилам, моделям, схемам – по определенным образцам, которые образуют определенный языковой механизм, который и называется словообразованием.

Термин словообразование обозначает раздел языкознания, изучающий процессы образования производных слов, их строение, а также систему, в которую они входят. В языке различают непроизводные слова (ех: лес, река, море, стол, идти, веселый, синий) – примарные, первообразные и производные слова – образованные на базе существующих слов (ех: морской, речник, развеселый, лесной). Производные слова образуют определенную систему – словообразовательная система. СО система состоит из двух элементов, она делится на две подсистемы:

  1.  словообразовательные типы
  2.  словообразовательные гнезда

Для обозначения строения производного слова используется термин словообразовательная структура слова, кроме того строение производного слова изучает также морфемика.

Сам термин словообразование больше всего подходит для обозначения процесса создания новых слов, то есть для обозначения определенных действий языкового механизма. Однако этот термин достаточно часто используется и для обозначения соответствующего раздела языкознания. В лингвистике синонимом к нему выступает термин дериватология.

Деривация – 1. процесс образования нового слова; 2. процесс образования новых смыслов.

Словообразовательная наука имеет два аспекта изучения:

  1.  диахронический. Диахронное словообразование – учение о словообразовательных процессах, закономерностях образования новых слов, об изменении структуры уже существующих слов, о формировании словообразовательной системы языка, ее изменении и развитии.
  2.  синхронический. Синхронное словообразование – учение о производной лексике, о морфемной и словообразовательной структуре слов, о современном строении словообразовательной системы, о связях и взаимоотношениях родственных слов на определенном этапе развития языка (чаще на современном этапе).

Объекты и задачи словообразования

Объектом СО является производное слово. Однако производные слова изучаются также и в других разделах лингвистики. В СО производные слова изучаются не сами по себе, не как отдельные единицы, а в их взаимосвязи с производящей базой, в их отношении с другими производными словами, в частности, с однотипными по своей структуре, т.е. аналогичными по способу СО, по какой-то модели строения или по аналогичной СО семантике. Т.о. в качестве языковых единиц, изучаемых в СО должны рассматриваться определенные группы слов (=объединения, категории слов), имеющие общие формальные и семантические признаки.

Объектом СО выступают также элементарные языковые единицы. Это СО средства (ех: приставки, суффиксы, постфиксы), производные основы, соединяющие звуки и др. элементы, выделяемые в составе производных слов.

Объектом диахронического СО выступают слова, которые когда-либо были образованы на базе существующих в этом языке слов и за счет собственных средств данного языка. При этом их структуре и взаимоотношениям с другими словами уделяется меньше внимания (ех: утро-завтра).

Объектом синхронического СО могут служить лишь такие слова, которые с т.з. современного русского языка воспринимаются как производные и в составе которых четко выделяются существующие в русском языке морфемы. Обычно такие морфемы свободно выделяются при их соотнесении с другими словами.

Основная задача синхронного СО – это изучение производных слов по их состоянию на определенном этапе развития языка без учета их изменений.

Основная задача диахронического СО – изучение различных СОР признаков, связанных с образованием и изменением соответствующих словарных единиц.

Другими словами, синхроническое СО изучает отношения существующих единиц, а диахроническое – процесс превращения одних единиц в другие.

Согласно уровневой организации языка слова состоят из единиц более низкого уровня, прежде всего, из морфем, которые определенным образом связаны между собой, находятся в определенных отношениях и представляют собой определенную структуру.

Одной из наиболее важных задач СО  является изучение структуры слова, его составляющих частей и различных взаимоотношений между ними. СО должно решить, чем отличаются производные слова от непроизводных, каковы отличительные признаки производного слова. Следующей задачей является определение способа образования слов, т.к. сам способ является одной из важнейших характеристик морфемной системы языка в целом.

Способ словообразования

При этом особое значение имеет изучение СО средств (=формантов), по которым определяются сами способы СО.

Слова как единицы языка характеризуются единством формы и содержания, т.е. единством материального выражения и значения, поэтому в задачи СО входит изучение производной лексики не только в плане выражения, но и содержания, т.е. в аспекте СО семантики. У производного слова можно выделить лексическое и словообразовательное значения, ех: побежать – начать бежать – начало действия. Это СО значение мы можем обнаружить и у других слов.

СО единицы языка носят системный характер, поэтому большое значение приобретает изучение СО системы и ее элементов. В качестве элементов СО системы могут выступать СО средства, сами производные слова. А в качестве макро-элементов СО систему выступают объединения производных слов: СО модели, типы, пары, цепи, гнезда, парадигмы.

Связь словообразования с другими разделами языкознания

Существует несколько точек зрения.

  1.  СО – раздел грамматики и включает в себя морфемику. Ломоносов, Богородицкий, Фортунатов.
  2.  Шахматов, Щерба, Винокур. СО – особый раздел грамматики наряду с морфологией
  3.  Моисеев СО – лексикология
  4.  СО – самостоятельный раздел – Головин, Кудрякова, Земская. Они считают, что существует особый СО уровень языка, который выделяется среди других ввиду наличия в языке специфических СО единиц. Такими единицами, не имеющими отношения к другим областям языковой структуры, являются СО модели и типы.

Связь СО с морфологией.

Оба раздела имеют дело с изучением морфем,  но СО изучает словообразующими морфемами – аффиксами. Морфология же имеет дело с грамматическими морфемам, которые могут быть словоизменительными, ех: я приплыву, он приплывет, ты приплывешь; приплыть – приплывать – СО форма изменена.

СО морфемы близки к грамматическим по степени регулируемости, ех: официантка, беленький.

СО и грамматические морфемы близки по степени отвлеченности значений.

СО морфемы одновременно указывают на морфологические признаки слова, ех: ость, ин, изна, ница, ша – жен. род, ство, ение, ие – средний род, тель, ник, щик, чик, ун, ер, ец, ок – мужской род. При помощи суффикса j образуются собирательные существительные, ех: воронье, сырье, старье или формы мн. числа муж и сред рода, ех: листья, прутья. Постфикс ся – возвратный и средневозвратный залог + образование новых глаголов, ех: плакаться.

В процессе развития языка формообразующие морфемы могут переходить в словообразовательные, ех: в ДРЯ при помощи суф уч, ач образовывались действительные причастия наст времени, а в СРЯ – отглагольные прилагательные – кипучий, пахучий, лежачий, сидячий.

Связь СО с лексикологией.

СО занимается изучением одного из основных путей пополнения словарного состава языка , т.е процессов образования новых слов. Производные слова изучаются и с т.з. сферы употребления экспрессивно-стилистической окрашенности активного и пассивного запаса, ех: генеральша – сниженная лексика.

СО и лексическое значения тесно взаимосвязаны, ех: черный – чернить (– серебро) – людей –  очернить.

Без обращения к лексическому значению производных слов невозможно определить отношения СО производности между словами, выделить производную основу, т.е. невозможно произвести СО анализ.

Производные слова функционируют по общим законам лексики, они могут приобретать новые переносные значения, вступать в синонимические (ех: волчиха-волчица),  антонимические отношения (ех: приехать – уехать) и т.д.

Кроме того, производные слова наряду с заимствованными являются одним из важнейших способов пополнения словарного состава языка. Иноязычная лексика, заимствованная русским языком, начинает служить производящей базой для других производных слов.

Понятие морфемы и морфемной структуры слова

Слово как основная единица языка и как объект СО анализа может состоять из более мелких значимых частей, называемых морфемами. Большинство русских слов выделяют в своем составе несколько морфем (ех: пере-пис-ыва-ть-ся, по-на-вы-дерг-ива-л-о-сь).

Морфема обычно определяется как минимальная, неделимая дальше часть слова, однако, это определение не совсем верно, поскольку в русском языке существуют слова, которые не могут делиться на более мелкие части (ех: кино, пальто, увы, теперь). Более точным будет определение, что морфема – это минимальная значимая единица языка вообще.

Основными признаками морфем являются:

  1.  наличие внешнего материального звукового оформления – план выражения
  2.  наличие соотнесенного с ним значения – план содержания
  3.  неспособность делиться на более мелкие значимые части.

Морфемы, подобно словам, могут быть однозначными и многозначными, т.е. использоваться в разных значениях при сочетании с разными словами или основами слов.

Ех: трактор-ист – профессия, велосипед-ист – человек по действию, лес-н-ой – в лесу, ноч-н-ой – в ночное время.

В разных ситуациях употребления морфемы могут изменять звуковой состав.

Ех: нести – носить – ношу, берег – бережок – безбрежный.

Разные виды изменения, разновидности морфем принято называть вариантами морфем или морфами.

В качестве морфов обычно рассматриваются морфемные элементы, близкие в формальном отношении, т.е. частично совпадающие по фонетическому составу и имеющие общие тождественные значения.

Ех: друг –дружба - дружеский, ходить – похаживать, брат – братский, сестра – сестринский, разбить – разодрать – растаять, сон – сна.

Т.о. под морфемой понимается обобщенная языковая единица, которая в большинстве случаев может иметь разное материальное воплощение, разный фонемный состав.

Под морфом (=вариант морфемы) понимается конкретный представитель (=репрезентант) той или иной морфемы, получающий определенное материальное оформление в конкретных условиях употребления.

В русском языкознании встречается также другой термин для обозначения варианта морфемы – алломорф.

Наука о морфемах в лингвистике в последние годы выделяется в особый раздел – морфемика. В качестве объекта изучения морфемики выступают как собственно грамматические морфемы (словоизменительные и формообразующие), так и словообразующие.

Морфология имеет дело с морфемами, которые используются для образования грамматических форм слова. СО имеет дело с морфемами, служащими средством образования новых слов.

Основной задачей морфемики является изучение морфемной структуры слова как объекта морфологии и СО, т.е. его морфемный анализ.

Морфемная структура слова – взаимосвязь составляющих его значимых частей – морфем, расположенных в определенной последовательности, связанных между собой по определенным законам языка.

Морфемный анализ – членение слова на отдельные морфемы путем сопоставления с родственными однокоренными словами разной структуры; характеристика вычлененных морфем и определение связи между ними. Другими словами, морфемный анализ слова – определение его морфемной структуры.

Общая характеристика морфем

От звуков и слогов морфемы отличаются своей значимостью, т.е. наличием грамматических и СО значений. От слов, словосочетаний и предложений они отличаются большей абстрактностью своих значений, нечленимостью на более мелкие значимые \части и неспособность выступать в качестве предложений или их частей.

Морфемы СРЯ различаются по своей роли в строении слова и по значению, которое они выражают. В соответствии с этими признаками различаются корневые и служебные морфемы.

Служебные морфемы различаются по месту, которое они занимают в слове и по отношению к другим морфемам. С т.з. этого признака выделяют префиксальные, суффиксальные, постфиксальные и флексийные морфемы.

По назначению, т.е. по выражаемой ими функции, выделяют формообразующие и словообразующие морфемы.

Корневая морфема является основной, стержневой частью слова, выражает его лексическое значение.

Служебные морфемы лишь видоизменяют, конкретизируют, модифицируют значение слова.

Корневая морфема является обязательной частью слова, в то время как служебные морфемы являются факультативными элементами. Однако, некоторые ученые считают, что в русском языке есть слова, не имеющие корня, ех: вы-ну-ть, пред-ок. Так считает, ех, Тихонов.

Другие ученые (ех, Немченко) считают, что с т.з. синхронии корень есть, ех: вын, предок.

Корневые морфемы повторяются в составе родственных слов, образующих СО гнездо и во всех грамматических формах этих родственных слов.

Отличительным признаком корневой морфемы является незакрепленность корня в слове – его места.

Служебные морфемы занимают в слове определенное место по отношению к корню и другим морфемам.

Большинство корневых морфем способны употребляться в свободном виде, вне сочетания с другими морфемами.

Служебные морфемы вне сочетаемости с корнем употребляться не могут.

Большинство корневых морфем способно свободно сочетаться со СО аффиксами. Такие корни встречаются и без СО аффиксов, ех: вода – водичка, пять – пятерочка, карман – прикарманивать. Такие корни называются свободными, т.е. могут употребляться и с аффиксами, и без таковых.

В русском языке в ряде случаев корни неразрывно, «принудительно» связаны со СО аффиксами и употребляются только в сочетании с суффиксами или префиксами. Такие корни называются связанными, они не встречаются в свободном виде, ех: до-дав-и-ть, от-бав-и-ть, при-бав-и-ть, у-бав-и-ть; за-купор-и-ть, от-купор-и-ть, рас-купор-и-ть.

Их можно разделить на 3 группы:

  1.  корни, связанные с суффиксами, ех: говядина - говяжий, немец - немка, жрец – жрица, туризм – турист, эгоизм – эгоист, яблоко – яблоня, оппонент – оппонировать
  2.  корни, связанные с префиксами, ех: обуться – разуться, впрячь – выпрячь – запрячь – распрячь, привыкнуть – отвыкнуть
  3.  корни, связанные с префиксами и суффиксами, ех: включить – выключить – отключить – подключить – переключить, ввергнуть – отвергнуть, отлогий – пологий, присутствовать – отсутствовать, исследовать – расследовать – обследовать.

Корневые морфемы, по сравнению со служебными, дают больше всего вариантов, ех: алломорфами одного корня являются: жечь, сжег, жгу, жжешь, сжигать; гнете, сгибать, согбенный.

Окончания

Окончание (=флексия) – служебная морфема, образующая грамматические формы и выражающая грамматическое значение слов. Ех: белая береза, белой березой, два – двое, раскрывшийся цветок – раскрывшегося цветка.

Наречие, деепричастие, слова категории состояния, модальные слова, служебные слова, междометия, звукоподражания окончаний не имеют, т.к. являются неизменяемыми.

Как правило, окончания находятся в конце слова, но довольно часто они могут находиться и в середине слова, ех: о чем-то, чего-нибудь, моемся, четыреста – четыремстам.

При помощи окончания выражается отношение данного слова к другим словам, устанавливаются синтаксические связи слов составе словосочетания и предложения. В этом случае окончания выполняют чисто грамматическую функцию. Окончания могут выступать и как синкретичные морфемы, т.е. совмещать формообразующие и словообразующие функции. Ех: раба – р.п. м.р., раба – и.п. ж.р., кум-кума, супруг-супруга: ГЗ жен рода – формообразующая функция, обозначение лица жен пола – словообразовательная функция; учитель-учительская (прил + комната), суточные, скорый.

В русском языке окончания бывают

  1.  материально  выраженные. Существуют в виде фонем и фонемных сочетаний. Однофонемные окончания обычно представлены гласным звуком, ех: отца, река. Встречаются и однофонемные окончания на согласный, ех: дам, дашь. Двухфонемные:  даешь, трехфонемные: белыми.
  2.  нулевые. Образуют только слова, имеющие материально выраженное окончание, т.е. слова, образующие грамматические формы с помощью целой системы окончаний. Ех: роза – розы – розами - розах – роз. Эта форма не имеет специального материального показателя для выражения грамматического значения, это значение отсутствия окончания. Ех: окна – окон, дела – дел. Слова шоссе, пальто, депо, такси не имеют нулевого окончания. В русском языке при помощи нулевого окончания выражается значение числа и падежа. Значение муж рода ед числа, ех: дом высок и светел, я пришел, я пришел бы, пять_десят.

Окончания используют сравнительно небольшое число фонем и их ограниченные комбинации. Между тем они выражают огромное число грамматических значений в существительных, прилагательных, числительных, глаголах и причастиях.

Оно окончание может выражать:

  •  одно грамматическое значение, ех: три – трех – Р.П., себя – Р.П., танцевали – мн. ч.
  •  Два грамматических значения, ех: пишу – 1л ед ч, скажут – 3 л мн ч
  •  Три грамматических значения, ех: красивая шуба – ж р ед ч И.П.

В русском языке представлено и варьирование окончаний, ех: рекой – рекою, костями – костьми, профессоры – профессора.

Омонимия окончаний.

а- вода, книга – ж р

а- стола, столба – Р.П. ед ч

а- деревца – мн ч И.П.

а- моя, твоя – ж р притяж мест

а- стройна – ж р крат прил

а- пришла – Прош вр ж р глаг

Суффиксы

Суффиксы – служебные морфемы, которые находятся после корня и выражают словообразовательное и/или грамматическое значения. Суффиксы могут непосредственно следовать за корнем (ех: крышка, почтовый) или за другим суффиксом (ех: виноватость, ослабевать, пятерышник, шестерка).

В изменяемых словах суффикс располагается перед материально выраженным или нулевым окончанием, ех: дом – домина, молочник.

В неизменяемых словах суффикс располагается в конце слова или перед другим суффиксом, ех: крепко, братски, понемножку, пешочком.

Одно слово может иметь несколько суффиксов, ех: вода – водяной – водянистый – водянистость, заболеваемость, по-стариковски.

Суффиксы, выражающие СО значение, используются как словообразовательные средства и называются словообразовательными, ех: трамвайный, буфетчик.

Суффиксы, выражающие грамматическое значение, называются формообразующими, ех: спал, ел, бери, беги, белее, светлей, светлейший, нагревать.

На фоне материально выраженных суффиксов выделяются также нулевые суффиксы, которые тоже выражают как словообразовательное, так и грамматическое значение. В сфере грамматических значение они более частотны, ех: лети – высуши, но кинь, копай: формообразующий и у повел накл, и раздвинь – нулевой суффикс, но не у слова, а у наклонения, нес – нулевой суф вместо –л-, но несла.

Словообразовательная функция нулевых суффиксов выступает в тех случаях, где одно и то же словообразовательное значение в одних однокоренных словах передается материально выраженным суффиксом, в других нулевым, ех: синий – синева, разогревание – разогрев, промывание – промывка – промыв, скрипение – скрип.

СО суффиксы, присоединяясь к производящему слову в одних случаях переводят в другую часть речи, ех: друг – дружить, синий – синить. В других случаях присоединяющийся суффикс не влечет за собой изменения части речи, ех: гнездо – гнездышко, газета – газетчик.

Суффиксы могут образовывать разные части речи, ех: густой – густо – густота – густеть.

Словообразовательные суффиксы могут нести в себе и грамматическую информацию, т.е. показывать принадлежность слова к той или иной части речи, т.е. обладают классифицирующей функцией, ех: лив, чив – прил, ова, ева – глагол.

Суффиксы бывают исконно русские (тель, ник), а бывают заимствованными (атор, изм, ад).

Заимствованные суффиксы в русском языке создают новые слова на базе русских основ, ех: новатор, русизм.

Один и тот же суффикс в языке может выступать в разных своих вариантах, которые имеют одно и то же СО значение, ех: чик – щик, ант – янт, ство – ество.

Чаще всего такие варианты суффиксов присоединяются к разным основам, т.е. каждый вариант суффикса употребляется лишь после основ, имеющих на конце определенные фонемы или сочетания фонем, ех: ние- основы на а, е – горение; ение- основы на и – хождение, охлаждение; полнехонький – полнешенький – стилистические варианты; купание – купанье.

Но не все суффиксы имеют алломорфы, не варьируются суффиксы к, р, изн и др.

Русским суффиксам свойственна синонимия, ех: волчица – волчиха, лгун – лжец, гравировщик – гравер.

Суффиксам свойственна и омонимия:

ин- баранина, свинина – название мяса

ин- соломина, горошина – значение единичности

ин- домина, голосина – увеличительное значение

ин- выбоина, трещина – предмет в результате действия

ин- глубина, ширина – наименование качества

Префиксы

Префиксы – служебные морфемы, которые находятся перед корнем и выражают словообразовательное и/или грамматическое значение.

Префиксы могут располагаться непосредственно перед корнем или перед другим префиксом, но в отличие от суффиксов они присоединяются не к основе, а к целому слову, т.е. образуют новые слова на базе существующих.

Присоединение приставки никогда не изменяет части речи производного слова, т.е. от существительного образуется существительное, от глагола – глагол, ех: тип – подтип, понятный – непонятный, держать – придержать, думать – выдумать – понавыдумывать.

Один и то же префикс может присоединяться к разным частям речи, ех: порядок – беспорядок, деятельный – бездеятельный, действовать – бездействовать.

Без – отсутствие того, что названо в производном слове

Раз – высшая степень названного в производном слове

В – направление действия внутрь

Вы – направление действия изнутри.

Префиксы могут выражать и грамматическую функцию, ех: делать – сделать, шить – сшить. Такие приставки, выражающие только видовое значение, называются чисто видовыми.

В системе глагола префиксы выступают как синкретичные морфемы, т.е. могут выражать и СО и грамматическое значение, ех: переписать – перешить, высший – наивысший.

Присоединение приставок не ведет к формальным преобразованиям корневой морфемы. Сама приставка также не испытывает большого влияния корня. Поэтому характерной чертой префиксов является их семантическая отдельность в структуре слова. Значения префиксов более стандартны и определенны, чем у суффиксов.

Префиксальные глаголы изменяют действие в пространственном, временном и количественном отношениях, ех: гнать – погнать – загнать – нагнать – изгнать – перегнать – пригнать – прогнать – выгнать – вогнать – угнать – разогнать.

По фонемному составу приставки делятся на

  1.  однофонемные, ех: аморальный, вбить, угнать, спрыгнуть
  2.  многофонемные (от 2 до 6 фонем), ех: неправда, прирасти, сверхприбыль, противодействие, архиглупый, интернациональный.

Приставки:

  1.  закрытые (на согласный), ех: под, воз
  2.  открытые (на гласный), ех: при, про

Одна приставка в разных вариантах может быть закрытой или открытой, ех: разбежаться – разогнать, изгнать – изорвать.

Префиксы могут присоединяться к существительным (прародина), прилагательным (безударный), наречиям (доныне), глаголам (бездействовать).

В отличие от суффиксов, приставки мало подвержены варьированию. Их приспособление к производному слову ограничивается двумя типами изменений финальной части:

  1.  образование у некоторых приставок особых орфографических вариантов для сочетания со звонкими и глухими согласными, ех: без/бес, вз/вс, из/ис, раз/рас, через/черес.
  2.  Образование алломорфов на гласную фонему (обычно -о-) с целью устранения стечения согласных на стыке приставки и корня, ех: из/изо, вз/взо.

Приставки:

  1.  исконно русские, ех: не, в, пере, раз
  2.  заимствованные, ех: а, анти, контр, экс, де

Как и суффиксы, заимствованные префиксы присоединяются к исконно русским основам, ех: суперобложка, псевдонаука, квазинаучный, ультразвук.

В русском языке наблюдается синонимия префиксов, ех: погладить – выгладить, несимметричный – асимметричный; антонимия: вбежать – выбежать, закрыть – открыть, недоварить – переварить, полюбить – разлюбить.

Также префиксам свойственна омонимия, ех: ПО:

  1.  по- распределение действия по нескольким предметам – попадали, померзли
  2.  по- начало действия – побежать, полететь, поплыть
  3.  по- совершенность действия в небольшом количестве: попрыгать, побегать, полетать
  4.  по- видовое значение, значение результата: построить, постирать, подарить, погасить.

Постфиксы

Постфиксы – служебные морфемы, которые находятся после окончания и выражают грамматическое и/или СО значение. В русском языке к постфиксам относятся: ся, либо, нибудь, таки, ка. Постфиксы отличаются от других морфем своей способностью употребляться после окончания, но они могут находиться и после суффикса или после других постфиксов, ех: подерж-и-ка, согни-сь-ка. Постфиксы также способны присоединяться к неизменяемым словам, ех: опять-таки, ну-ка, полно-те.

Постфиксы то, либо, нибудь обладают только СО значением. Они образуют неопределенные местоимения и наречия.

Постфикс ся выступает в двух функциях:

  1.  образует залоговые формы глагола, выражая значение страдательного и средне-возвратных залогов, ех: троить – строиться (страд), радовать – радоваться (средневозвр).
  2.  постфикс ся образует новые глаголы, сочетаясь, как правило, с непереходными глаголами, ех: чернеть – чернеться, белеть – белеться,  толпа – толпиться, кричать – раскричаться, петух – петушиться, пересвистываться – префиксально-суффиксально-постфиксальный способ.

Постфикс те употребляется только в формообразующей функции: форма мн ч повел накл. Эти постфиксы присоединяются к формам настоящего и будущего времени для выражения мн числа побуждения, ех: едемте.

Постфиксы таки, ка присоединяются к словам или их формам, сообщая или дополняя оттенки, обычно выражаемые частицами, ех: опять-таки, поработай-ка.

Постфиксы в русском языке могут называться агглютинативными аффиксами. Они однозначно и последовательно присоединяются к основе.

Интерфиксы

Не все вычленяемые в составе слова элементы обладают значением. К частям слова, которые не имеют ни словообразовательного, ни грамматического значения относятся:

  1.  соединительные части сложных слов, ех: лес-о-воз, бур-е-лом, тр-ех-метровый, пят-и-летний. По мнению ученых, в слове могут быть и другие интерфиксы.
  2.  части слова, находящиеся между производящей основой и суффиксом, ех: единожды, дважды, трижды, однажды, тринадцать, тридцать, картотека, фильмотека.
  3.  различные словообразующие элементы, используемые в формо и словообразовании, ех: чудо – чудеса – чудесный, дочь – дочери – дочерний, время – времена – временный. Асемантические части слова выделяют в непроизводных глаголах, ех: чит-ать, кол-о-ть, пах-а-ть, чита-й-ут, ста-н-ут.
  4.  Части слова, используемые в качестве соединительных элементов между основой и словообразовательным суффиксом, ех: вуз-ов-ский, вуз-ов-ец, америк-ан-ец, перв-ен-ец, ныр-яль-щик, спа-ль-ня.

Т.о. данные части слова не обладают существенным признаком морфемы, они не имеют значения. В строгом смысле слова, их нельзя назвать морфемами. В составе слова они образуют строевую роль, используются как соединительные элементы между частями. Отсюда их общее название – интерфиксы. Об отсутствии значения у интерфиксов свидетельствуют случаи, когда одно и то же СО значение в одних производных выражается без интерфиксов, а в других – с их помощью, ех: дорожный - шоссейный, казанский – ялтинский, апрельский – мартовский.

Один и то же интерфикс легко используется для присоединения различных суффиксов к одной и той же производящей основе, ех: король – королевич – королевна – королевство, прядильщик – прядильня – прядильный.

Интерфиксы – это морфологические средства, которые облегчают условия сочетаемости со аффиксов с производящими основами и тем самым способствует расширению словообразовательной базы русского языка. Ех, основы неизменяемых существительных, оканчивающиеся на гласный, ех: кофе-й-ный; или глагольные основы на гласный: к ним добавляется л – стиральный, скиталец.

Возникновение интерфиксов связано с необходимостью преодоления определенных морфологических препятствий в СО, устранения нежелательных фонемных сочетаний на морфемном шве, с необходимостью создания благоприятных морфологических условий для сочетания производящих основ и СО аффиксов. Ех: республиканский, опкомовский, нищенский, европейский.

Унификсы

У значительной части русских слов (>200) вычленяются уникальные элементы, т.е. такие части, морфемы, которые ни в одном другом слове больше не встречаются. Они называются унификсами, ех: попадья, детвора, почтамт, почтальон, дубликат, француз, жених, цитата, крольчиха, ва-банк, стеклярус, флотилия, клейстер, чертеж, свинтус, выкрутасы, скупердяй.

Уникальные элементы в структуре слова занимают обычно позицию суффиксов, однако они не обладают важнейшим свойством морфемы – повторяемостью. Тем не менее слова с уникальными элементами воспринимаются как производные слова, т.к. у них повторяются корни. Повторяемость корня обеспечивает смысловую определенность и ясность, т.е. их четкую семантическую членимость. Со временем из некоторых уникальных элементов формируются полноценные морфемы, ех: первоначально в слове ипподром выделялся корень ИППО и ДРОМ как уникальный элемент, сейчас же: аэродром, космодром; олимпиада – спартакиада, универсиада.

Аффиксоиды

Термином аффиксоид обозначаются такие СО части слов, которые занимают промежуточное положение между корневыми и аффиксальными морфемами. Аффиксоиды – морфемы переходного типа. Можно сказать, что они аффиксоподобны, но не тождественны ни аффиксам, ни корням.

Ех: вод – овощевод, оленевод – это уже не корень, но еще не аффикс; краевед - музыковед, водомер – парфюмер, водомет – миномет, молоковоз, камнерез – стеклорез, корнеед – муравьед.

Каждый аффиксоид формирует вполне самостоятельный, достаточно обширный и весьма продуктивный СО тип. В этом Аффиксоиды очень близки к аффиксам, ех: слова пушкиновед и китаевед синонимы пушкиниста и китаиста, садовник и садовод (натяжка).

Эти примеры свидетельствуют о функциональной и семантической близости аффиксоидов к аффиксам. Выполняя функцию аффиксов, Аффиксоиды не утрачивают своих смысловых связей с однокоренными словами, ех: рез – резать, резко, резчик, резной.

Аффиксоиды делятся на 2 группы:

  1.  префиксоиды. К ним относятся корневые морфемы, употребляющиеся в функции префикса и занимающие в слове их позицию: пол(преф)у(инт)ботинки, полудикий, полукруг, горе-руководитель, горе-охотник.
  2.  суффиксоиды. Встречаются только у существительных и прилагательных. Причем они употребляются как в сочетании с суффиксами, так и без такового. Ех: медонос - медоносный – торпедоносец, желеобразный – чашеобразный, снотворный – болезнетворный (где е, о – интерфиксы).

Суффиксоиды и префиксоиды близки к компонентам сложных слов. Они присоединяются к производящей основе при помощи соединительных гласных, поэтому некоторые дериватологи не считают необходимостью выделять эти морфемы. Другие же считают, что данные элементы уже нельзя называть корневыми морфемами.

Ех: саблезубый, женоподобный.

Конфиксы

Конфикс (= циркумфикс) – единая двухэлементная СО морфема. В процессе словопроизводства она осложняет производящую основу одновременно в пре- и постпозиции. Понятие конфиксального способа СО в русскую дериватологию, в ее научный оборот ввел профессор В.М. Марков. Ех: подснежник, подоконник, бездомный, обезводить, по-весеннему, слева. Это конфиксальный способ СО.

В Грамматике-80 и у других ученых данный способ называется префиксально-суффиксальным. Конфиксальный способ СО широко представлен во всех знаменательных частях речи.

Существительные: ошейник, нагрудник, перелесок, попутчик, сокурсник, намордник, неразбериха, антинакипин, взморье, Закавказье, безлюдье, проселок, подземелье.

Прилагательные: настольный, бездомный, прибрежный, безвинный, внутривенный, околоземный, невозвратимый, непобедимый, безрезультатный.

Глаголы: выяснить, проредить, наполнить, осиротить, обескрылить (обес-и), повизгивать, заслушаться.

Наречия: по-деловому, по-дружески, поровну, вручную, втихую, насухо, вчетвером, мало-помалу.

В русском языке существуют трехаффиксальные СО типы, которые противоречат теории конфиксации. Это возвратные глаголы: посчастливиться, расщедриться, переговариваться, ухитриться, обанкротиться, прослезиться.

Основной аргумент, приводимый в качестве доказательства существования конфиксов – это одновременное присоединение его частей к производящей основе, ех: под-окон-ник.

Формальная особенность конфиксов – их составной характер, прерывистость, т.е. дистантное расположение компонентов в структуре слова. По мнению Тихонова и др. ученых, в составе конфикса не происходит полного семантического слияния значение приставок, суффиксов и постфиксов. Компоненты конфикса сохраняют свою смысловую автономность, ех: в глаголе повизгивать: по- недлительность действия, ива- повторяемость и длительность действия.

Т.о. с т.з. критиков конфиксации на морфемном уровне налицо самостоятельность каждого элемента конфикса, поэтому их следует назвать морфемными сочетаниями, т.к. они состоят из отдельных морфем. А на СО уровне конфиксы представляют собой единый комплекс, присоединяющийся к производной основе или слову. На этом уровне конфиксы являются СО формантом. С т.з. казанских дериватологов, конфикс – это единое СО средство и единая морфема.

Словообразовательная структура слова в русском языке

Все производные слова в русском языке независимо от морфемного состава включают в себя 2 основных элемента: словообразовательную базу и словообразовательные средства.

СО база (=мотивирующая база, производящая основа, мотивирующая основа)

Производное слово = мотивированное слово

В русском языке в качестве СО базу может быть использовано целое слово (простое или сложное), основа слова (полная или усеченная), сочетание нескольких слов или основ. Ех: неправда, списать – целое слово; неправдоподобный, неплатежеспособный - целое сложное слово; бедняк – полная основа; глубина - усеченная основа; железнодорожник – сочетание полных основ; льноволокно – сочетание слов.

СО формантом называется формальное материально выраженное средство, с помощью которого образовано производное слово. Другими словами, определенная часть производного слова, отсутствующая в производящей базе.

В СРЯ в качестве словообразовательного форманта может выступать отдельная служебная морфема, ех: префикс – поднести, суффикс – лесной, постфикс – стучаться, флексия – золотой, конфиксы – дождаться, безрукий, брататься, осмелиться.

По мнению некоторых ученых, к СО средствам следует отнести также и морфологические средства: чередования морфем, перемещение ударения,  усечение основы, наращение основы, наложение морфем.

СО структура производного слова в самом общем виде может быть определена как взаимосвязь двух основных структурных элементов слова, а именно: СО базы и СО форманта.

При СО анализе производной лексики необходимо учитывать не только внешние формальные особенности составляющих их компонентов, но и семантические взаимоотношения между ними, которые определяют внутреннее содержание производного слова, его семантику.

СО значение – это обобщенное категориальное значение производных слов определенной СО структуры, которые устанавливаются на основании семантического соотношения производных основ с соответствующими производящими. Ех: молоко – молочник – кто торгует молоком, сосуд для молока; сливочник, салатник (салатница), кофейник, чайник, сахарница, солонка. То есть название сосуда по помещаемому в нем предмету, веществу.

Среди СО значений принято различать основные, общие значения и более узкие, частные значения, выделяемые в рамках основного.

Основные значения характеризуются высокой степенью обобщенности, а частные являются более конкретными и относятся к общим как родовые. Ех: наименование лиц по действию (учитель, гитарист, велосипедист, машинист, стрелок) – лицо по профессии (учитель, тракторист). Следует отличать СО и лексические значения слов. Лексическое значение присуще одному слову, а СО значения характерны для целых групп, рядов, категорий производных слов, однородных в структурном отношении и построенных по определенным СО моделям. Ех: железо – железный, медь – медный, чугун – чугунный – сделанный, изготовлены из того, что названо производящей основой.

Словообразовательная и морфемная структуры слова

СО и морфемная структуры слова тесно взаимосвязаны. Значительная часть производных слов русского языка характеризуется соотносительной СО и морфемной структурой, т.е. они совпадают, ех: моряк, танкист, соавтор, выписать. А данных примерах корневая морфема представляет собой основу производящего слова, т.е. является СО базой соответствующего производного, поэтому СО структура = морфемной.

Часто СО и морфемная структуры слова существенно различаются. Это имеет место в тех случаях,  когда основа производного слова состоит из двух и более морфем, ех: учи-тель – учи-тель-ств-о, но учитель-ство; ус-ат-еньк-ий – усат-енький; взлететь – взлет, уколоть – укол.

Иногда в качестве СО форманта выступает несколько служебных морфем, ех: под-снеж-ник, при-школь-ный, банкрот-и-ть-ся. Т.о. СО структура слова и морфемная – это разные явления. Принципиальное различие между ними состоит в том, что СО структура слова предполагает наличие в его составе двух непосредственно составляющих элементов: производящей базы и форманта, а морфологическая предполагает наличие в нем минимальных неделимых значимых единиц – корневых и служебных морфем.

При морфемном анализе все входящие в состав слова морфемы выявляются путем соотнесения этого слова с другими однокоренными словами, а также с другими грамматическими формами.

Множественность словообразовательной структуры слова

Многие производные слова в русском языке, основы которых содержать не менее двух служебных морфем, семантически мотивируются несколькими однокоренными словами. В зависимости от того, с каким из родственных слов семантически соотносятся подобные производные, в его составе могут выделяться разные СОЛ базы и форманты. Ех: озорнич-а-ть – озорник, озорн-ича-ть – озорной. Это явление называется двойной мотивированностью. Бродяж-ничество – бродяга, бродажнич-ество – бродяжничать; не-равенство – равенство, неравен-ство – неравный; пере-выполнение – выполнение, перевыполн-ение – перевыполнить; не-скромность – скромность, нескромн-ость – нескромный; пустяковина, подмосковный, выкатиться, упрямствовать, развеселиться.

Это множественность СО мотивации или множественность СО структуры производного слова.

Типы основ. Понятие формообразующей и лексической основ.

Морфемный анализ предполагает вычленение не только отдельных морфем, но и основ. Основами называют части слова, обязательно включающие в свой состав корневую морфему. Основа называется мономорфемной, если содержит только корневую морфему, и полиморфемной, если содержит хотя бы один префикс, суффикс или постфикс. При морфемном анализе существенно представление о трех типах основ: лексической, формообразующей и общей.

Лексическая основа представляет собой общую часть всей парадигмы слова без словоизменительных (формообразующих и формоизменительных) аффиксов, которая выражает лексическое (вещественное) значение. Для того чтобы вычленить лексическую основу, как это явствует из определения, следует отделить флексии и грамматические аффиксы. Так, в словоформе сильн-ый лексическая основа по отделении флексии -ый равна сегменту сильн-, в словоформе сильн'-эе следует отсечь формообразующий суффикс -эе-, то же в случае чита-ть, в словоформе читаj-эм-ый для вычленения лексической основы отсекаются формообразующий суффикс и окончание. В результате подобных операций применительно к словоформам одного слова будут получены варианты лексических основ, например, чита- и читаj-, силън- и сильн'-. Чаще всего при этом наблюдается чередование фонем, которое отражается в графическом облике слова или обозначено позиционными средствами графики: крепк-ий крепч-э, остр-ый остр'-зе. Возможны случаи усечения лексической основы; так, например, при образовании формы сравнительной степени весел '-эе от наречия весел-о наряду с чередованием л/ л имеет место усечение словообразовательного суффикса -о, ср. высок-ий -выш-э, низк-ий - ниж-э и т. п., в результате таких морфонологических явлений образуются варианты лексических основ слова разной степени сложности. Лексическая основа противопоставлена грамматической части слова и служит базой для словообразования и в функциональном смысле может быть названа и словообразующей. От лексической основы глагола чита-тъ можно образовать однокоренные слова путем присоединения словообразовательных суффиксов, например, чита-телъ, чита-льн-ый, чита-лън'-а, от основы инфинитива молоти-ть образовано слово молоти-лк-а. В качестве словообразовательной базы при отглагольном словообразовании выступает преимущественно основа инфинитива, однако возможно образование новых слов и от основы настоящего времени, например, не-знай-к-а, лей-к-а, тело-грей-к-а. Так же образуются новые слова от лексических основ других частей речи: мор'-э - мор'-ак, мор-ск-ой; красн-ът - краен '-э-тъ, красн-от-а.

Формообразующая основа представляет собой часть слова, которая служит базой для словоизменения (формообразования и формоизменения) или содержит в своем составе формообразующий суффикс. Так, основа глагола настоящего времени является базой для образования форм причастий настоящего времени действительного (читаj-ущ-ий, говор'-ащ-ий) и страдательного (читаj-эм-ый, вед-ом-ый, чт'-им-ый) залога; от основы инфинитива, например, чита- (из чита-ть) образуются формы прошедшего времени: чита-л, чита-л-а, чита-л-о, чита-л-и, - изменяющиеся по роду и числу; формы причастий прошедшего времени действительного (чита-вш-ий, вошед-ш-ии) и страдательного (вынес '-энy-ый, согну-т-ый) залога.

Формообразующая и лексическая основы могут быть материально тождественны. Так, например, основа инфинитива служит базой для словообразования (победи-ть – победи-тель; спас-ти – спас-ителъ) и формообразования (победи-ть – победи-я, победи-вш-ий; спас-ти и спас-ш-ий, спас'-они-ый) основа существительного книг- (из книга) тоже бифункциональна: она является формообразующей, если иметь в виду ряд образованных от нее словоформ: книг-а, книг'-и, книг'-э, книг-у, книг-ой и т.д., и словообразующей, если иметь в виду ряд образованных от нее слов: книж-к-а, книж'-иц-а, книж-энцщ-а, книж'-ник, книж-н-ый. Таким образом, две равные материально основы различаются только по выполняемой ими функции.

Формообразующие основы протяженнее лексической в тех случаях, когда содержат в своем составе формообразующие суффиксы; например, в словоформе победивший формообразующая основа победивш- за счет грамматического суффикса -вш- сложнее лексической основы победи-. Формообразующие основы, в составе которых имеются формообразующие суффиксы, могут быть изменяемыми, т.е. служащими базой для формоизменения, и неизменяемыми. К изменяемым относятся формообразующие основы форм глаголов повелительного наклонения (прос-и-# - прос-и-те, держ-и-# - держ-и-те), форм прошедшего времени глаголов, форм сослагательного наклонения, полных и кратких причастий, форм превосходной степени прилагательных. Формообразующие суффиксы имеются и у существительных, например, суффикс -j- в формах множественного числа типа деревь-j-a, колъ-j-a и т.п.; суффикс -им-, образующий основу единственного числа типа крестъян-ин, бояр-ин (ср. с основой множ. числа, которая и является лексической: крестьян'-э, крестьян-ский, крестьян-ство; бояр'-э, бояр-ский, бояр-ство). Суффиксами различаются основы единственного и множественного числа имен типа кот'-онок - кот'-ат-а, on'-онок - on'-ат-а. К неизменяемым формообразующим основам относятся: инфинитив, деепричастие, формы сравнительной степени (компаратив) качественных прилагательных, наречий, категории состояния. Поскольку неизменяемые основы не могут служить базой для формоизменения, то они ассоциируются с формообразующими основами лишь самим фактом наличия в их составе грамматического суффикса.

Общая основа слова (или просто основа слова в традиционном смысле этого термина, установившегося в школьной практике) – это часть словоформы без окончания и суффикса инфинитива, например: школ-а, зелен-ый, поющ-ий, пел-#, пе-тъ, ид-ти. Общая основа материально может совпадать как с формообразующей, так и с лексической и устанавливает границу между формообразованием и формоизменением. Исключение составляет лишь инфинитив, в составе которого общая основа имеет в соответствии с определением меньшую протяженность в сравнении с формообразующей основой. С этим, видимо, связаны неоднократные попытки переименовать суффикс неопределенной формы глагола -ть (-ти) во флексию из соображений скорее методического, чем теоретического характера.

В связи с тем, что в большинстве случаев общая и формообразующая основы формально тождественны, следует осознать то содержательное функционально значимое различие названных терминов, которое объясняло бы необходимость каждого из них и практическую невозможность замены одного другим. Дело в том, что оппозиция «лексическое – грамматическое» в слове может получить адекватное отражение на структурном уровне лишь в сопоставлении «лексическая основа – формообразующая основа» именно потому, что понятие формообразующей основы предельно охватывает изменяемую часть слова как факт структуры и как функцию. Подмена второго члена структурной оппозиции термином «общая основа» приводит к сужению грамматической части лексической единицы. Так, например, это приводит к тому, что при анализе форм типа читающий после отделения окончания -ий вычленяется основа читающ-, якобы выражающая лексическое значение и противопоставляемая этим флексии, которой приписывается в сущности роль единственного средства выражения грамматического значения слова. Несоответствие такого членения на лексическую и грамматическую части слова достаточно очевидно, поскольку реально лексическое значение выражается лексической основой читай-, а грамматическое словоизменительной частью -ущ-ий. Таким образом, термин «общая основа» имеет в большей мере операционное значение. Понятие общей основы удобно при деривационном анализе, поскольку последний обращен к начальной форме слова, основа которой редко содержит формообразующие суффиксы.

Словообразовательный анализ

В качестве основных вопросов СО анализа производной лексике выступают:

  1.  установление СО производности слова
  2.  Определение принадлежности слова к синхронически производной лексике (ех: мех-мешок – не синхронически производное слово)
  3.  Определение способа СО производного слова
  4.  Определение СО модели производного слова и возможных ее вариантов.
  5.  Определение СО значения и принадлежности к тому или иному СО типу или подтипу.

Схема анализа:

  1.  начальная форма слова
  2.  определить производное или непроизводное
  3.  подобрать мотивирующее слово
  4.  выделить производящую базу, формант, его тип
  5.  отметить морфонологические явления
  6.  определить способ СО, указать СО значение
  7.  охарактеризовать СО модель
  8.  определить тип деривации: а) синтаксический, б) лексический.

Синхроническое и диахроническое словообразование

Изучение языка можно проводить в двух принципиально разных аспектах: синхроническом и диахроническом.

В синхроническом аспекте язык изучается как определенным образом организованная система средств человеческого общения, действующая в тот или иной период времени. Задача такого изучения – описать устройство языка, вскрыть механизм его действия. При синхронном изучении не ставится вопрос о том, почему именно так сложился язык, какие изменения в предшествующем периоде привели к современному состоянию.

Цель диахронического языкознания – изучение языка как продукта исторического развития, исследование изменений, происходящих в системе языка на протяжении того или иного отрезка времени.

Синхроническое СО изучает отношения существующих единиц, диахроническое – процессы превращения одних единиц в другие.

Морфонологические особенности словообразования

Морфонология – раздел языкознания, изучающий связи между фонологией и морфологией, т.е. использование фонологических средств в словоизменении и словообразовании.

Задача морфонологии – установить:

а) фонемный состав морфов разных видов

б) правила соединения морфов в слове, т.е. условия взаимоприспособления морфов при их объединении

в) порядок следования морфов.

На морфемном шве может происходить 4 вида явлений:

  1.  чередование фонем
  2.  интерференция
  3.  наложение
  4.  усечение производящей основы

Чередование

А) чередования фонем, определяемые грамматическими позициями, называют грамматическими (=морфологическими, традиционными, историческими). Ех: рука – ручной, писать – пишу. Чередовании к/ч перед –и- и чередование с/ш перед флексией 1 л ед ч –у- обусловлены грамматической формой слова.

Б) изменение звуков, наблюдаемые в словах второй группы, в отличие от грамматических чередований, определяются фонетической позицией в слове и, следовательно, отличаются всеобщностью, т.е. не ограничиваются какими-то грамматическими формами, а обнаруживаются во всех случаях, когда налицо определенная фонетическая позиция. Так, в первом приударном слоге о всегда чередуется с а, звонкие согласные всегда оглушаются перед глухими и на конце слова. Это явление называется позиционным чередованием. В результате грамматических чередований изменяется фонемный состав слова, а в результате позиционных изменений состав фонем в слове не меняется, меняются только аллофоны.

Чередования могут быть продуктивными и непродуктивными. Продуктивные обнаруживают регулярность, подобную регулярности позиционных фонетических изменений звуков, но обуславливаются они не фонетической, а грамматической позицией. Очевидно, что единичность, неповторимость противоречит самой сущности чередований, так что называть это чередованиями не будем.

Среди тождественных по значению морфов, совпадающих по фонемному составу и различающихся лишь конечной и начальной фонемой, есть явления двух родов:

  1.  не имеющие ничего общего с чередованиями, т.к. противопоставление несовпадающих фонемне только единично, но и по своему характеру не похоже на нормальные чередования, ех: шкаф – шкап, галоша – калоша, матрац – матрас.
  2.  близкие к чередованиям, т.к. хотя противопоставление несовпадающих фонем и не повторяется в других словах, но оно аналогично по своему характеру чередованиям, т.е. уникально лишь с количественной т.з. Ех: друг – друзья.
    •  Позиция перед Й типична для русских чередований
    •  Распределение по формам слова типично для русских чередований
    •  Для фонем г и з характерно участие в других видах чередований (ср. чередования г/ж, з/ж)

Усечение

Усечение производящей основы при аффиксальном СО – один из видов взаимоприспособления морфем, стоящий в одном ряду с чередованием фонем и интерфиксацией. Усечения бывают морфологическими и фонологическими.

Цель усечений – избежать нарушения каких-либо законов морфологии, а именно:

  1.  устранить скопление согласных на морфемном шве, т.е. облегчить суффиксу, начинающемуся согласным, присоединение к основе.
  2.  устранить скопление гласных на морфемном шве, т.е. придать основе на гласный, имеющей несвойственное русскому языку строение, более привычный для СО вид.

При СО от основ существительных происходит два вида усечений:

  1.  усечение конечных гласных основы несклоняемых существительных. Есть две возможности сделать их основу более обычной доя русского СО: подвергнуть усечению конечный гласный или прибавить к основе интерфикс: жалюзи-й-ный – жалюзный. От  нарицательных: либретто – либреттист, самбо – самбист; от собственных: франко – франкист, Сухуми – сухумский.
  2.  усечение конечных суффиксов и субморфов, включающих согласные или сочетания с согласными. От нарицательных: девчонка – девчонский, козырек – козырять, жулик – жульничать, тунеядец – тунеядствовать, юродивый – юродствовать, кастрат – кастрировать, техника – технизация. От собственных: камчатка – камчатский,, Пятихатка – пятихатский.

Производные от основ прилагательных обычно не включают суффиксы и субморфы производящих прилагательных ск, н, к, ок:

  1.  в сущ с –щина, ех: вульгарщина, популярщина
  2.  в именах лиц на –щик, ех: радиактивщик
  3.  в сущ на –к(а), ех: Третьяковка
  4.  в сущ на –ыш, ех: крепыш
  5.  в сущ на –ик, ех: любопытик
  6.  в сущ на ист, ех: пародоксалист
  7.  в отвлеченных сущ с нулевой флексией, ех: глубь, ширь
  8.  в глаг на –ова(ть), ировать, изировать, ех: нейтрализировать
  9.  в глаг на –ну, ух: крепнуть
  10.  в глаг на нулевую флексию, ех: проредить, разжидить
  11.  в глаг на еть, ех: робеть, редеть.

Наложение

Интерференция – особый вид гаплологии (т.е. исчезновение одного из двух тождественных слогов, непосредственно следующих друг за другом). Наложение морфов – СО гаплология – один из видов взаимоприспособления морфов на границе морфем.

Наложение происходит:

А) на стыке основы и суффикса: лиловый+оватый=лиловатый. В производных от основ на гласный: такси+ист=таксист, Мэри+ин= Мэрин

Б) стыке основы и интерфикса: динамо+овский=динамовский, НАТО+овский=натовский.

Интерференция может происходить и при усечении производящей основы: радио – радист

В) основы и основы: знаменосец, муравьед, некрасовед

НО: наложение морфов может отсутствовать при встрече двух тождественных фонемили 2х тождественных слогов в составе сложного слова – на стыке интерфикса и начала основы: красноносый, длинноногий, круглолицый.

Наложение может происходить у:

  1.  глаголов, производимых с помощью суффикса –нича от существительных без –ник: лентяйничать, школьницать, разбойничать
  2.  прилагательных с чат, производимых от основ существительныхк сущ с основами на к, ц, чередующимися с ч перед суффиксом: рукавчатый, матерчатый.

Опрощение

Опрощение – морфологический процесс, в результате которого слово со сложным морфологическим составом утрачивает значение отдельных своих морфологических частей и становится простым символом данного предст-я, ех: вкус, забыть.

Т.о. при опрощении связь слова с родственными словами утрачивается, в результате чего оно обособляется от них. Опрощение – исторический процесс, играющий важную роль в языке. Опрощение приводит к тому, что слово утрачивает свою внутреннюю форму и приобретает целостное немотивированное значение, границы между морфемами стираются. Благодаря опрощению язык пополняется новыми корневыми формами, которые становятся новыми центрами СО гнезд.

Звуковые изменеия – способствуют

Причины – семантические изменения, выпадение из языка родственных слов .

Переразложение

Переразлодение – перемещение границ морфем в составе слова. Чаще между окончанием и основой. Между основой и суффиксом: был суф –ик стал –ник – умник, ник- нич – нича. Между суф и приставкой – сън, кън, вън – к нему, с ней, в нем. Это н по аналогии проникало и в слова с приставками, не имеющими н: разнять, отнять, занять, обнять.

Усложнение

Усложнением называется превращение в ходе развития языка ранее непроизводной основы слова в производную, членимую на морфемы. В результате этого процесса одна морфема распадается на две.

Усложнение представляет собой явление двух типов:

1. Усложнение основы по аналогии: так голл. zondec было заимствовано как непроизводное, но по аналогии с ножик, пальчик и др. возникло понимание этого слова как уменьшительно-ласкательного. В результате возникло слово зонт, которое исторически производно от слова зонтик, но с точки зрения синхронного словообразования является мотивирующим для слова зонтик ('малый зонт'). Аналогичные изменения произошли в парах: фляга – фляжка, дояр – доярка. Данный случай усложнения принято называть редеривацией, или обратным словообразованием (образование новых слов как производящих).

2. Усложнение заимствованных слов, связанное с образованием от них производных. Например, слово гравюра, заимствованное из французского языка и первоначально осознававшееся в русском языке как слово с непроизводной основой, после появления в лексической системе слов грав-ирова-ть, грав-ёр стало члениться на морфемы: грав-юр-а. Аналогичные изменения претерпело существительное космос (космонавт, космический).

Декорреляция

Термин «декорреляция» следует понимать двояко:

1. Изменение семантических связей слова при сохранении его словообразовательной структуры. Например: пекло – исконно образовано с помощью суффикса л(о) от пекъ 'смола', в современном русском языке понимается как мотивированное глаголом печь. Супесь исторически произошло от песь со значением 'песок' приставочным способом, в настоящее время понимается как мотивированное словом песок и образованное приставочно-суффиксальным способом (нулевая суффиксация).

2. Изменение функциональной значимости аффиксальных морфем при переходе слова в другую часть речи. Например: пиш-ущ-ий (письмо) прич. и пиш-ущ-ая (машинка) прил., в первом случае выделенный суффикс является формообразующим, во втором - словообразующим; ничьj(нач. форма ничей) мест., у которого выделенный аффикс является флексией, и нареч. вничьj-у, в составе которого аффикс -j- выступает в качестве компонента словообразовательного форманта.

=народная этимология.

Словообразовательное значение

СО значение – это значение СО ряда, выражаемое тем или иным формантом при наличии СО связей между производящим и производным словом.

СО значение – это значение, выраженное группой слов одинаковой структуры, общего строения, характерного для класса слов. Ех: название лица по действию.

СО значение отличается от лексического, которое определяется соотнесенностью слова с соответствующим понятием и индивидуально для каждого слова. СО значение, подобно грамматическому, не является принадлежностью одного слова. Оно имеет специальные показатели – форманты, которые выделяются при сопоставлении производной и производящей основ. Непроизводные слова СО значений не имеют.

СО может формально совпадать с лексическим или грамматическим, но при этом оно, как правило, уточняет, корректирует, дополняет и то, и другое значение, ех: железный – сделанный из железа. При определении наиболее общих типов СО значения учитывается и характер мотивирующих основ, и их лексическое и грамматическое значения.

При мотивации названий предметов или признаков формируются значения:

  1.  Предмет или признак по отношению к другому предмету или признаку. Название носителя признака (юнец)
  2.  модификационное СО значение. Суть – в добавлении к значению мотивирующего слова небольшого семантического компонента – уменьшительность, женскость, начинательность.
  3.  транспозиционное СО значение. Мотивированное слово наделяется грамматической семантикой части речи, отличной от семантики мотивирующего слова без изменения других компонентов его значения. Ходить – ходьба, желтизна, смел.

Словообразовательный тип

СО тип – совокупность производных слов, характеризующихся одинаковыми СО связями,  единым СО значение и СО средством. Ех: доброта, краснота, дурнота, прямота.

СТ представляет собой единство 3х СО признаков производных слов:

  1.  соотнесенность с прилагательным (красота)
  2.  глаголы с приставкой со (соболезновать)
  3.  прилагательные с прист над – надбровный.

Нарушение этого единства ведет к образованию на базе одного СТ омонимичных СТ. ЕХ: обеззубеть – беззубый, зубы,

Словообразовательная модель

СО модель – формально – семантический образец порождения новообразований. В ее основе лежит схема строения производных слов, относящаяся к одному СО типу. Бывают продуктивные и непродуктивные.

Словообразовательные пара, цепь, парадигма, гнездо

Простейшая из комплексных единиц - словообразовательная пара: соотношение производной и производящей основ: белый - белить, регулировать - регулировщик, пионер - пионерка, чернила - чернильница, писать - переписать, красавица - раскрасавица. Словообразовательные пары, между которыми имеются тождественные формальные и семантические отношения, входят в один словообразовательный тип.

Совокупность производных, упорядоченная так, что каждая предыдущая единица является непосредственно производящей для последующей, называется словообразовательной цепью (или цепочкой). Эта комплексная единица выявляет ступенчатый характер русского словообразования. Она демонстрирует синтагматические отношения между однокоренными словами. Слова в цепи связаны отношениями последовательной производности.

Совокупность производных, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на одной ступени словопроизводства, называют словообразовательной парадигмой (СП).

Словообразовательные цепи и парадигмы являются. составными частями наиболее сложной и многочленной единицы словообразования-словообразовательного гнезда. Они взаимодополняют друг друга и реализуют парадигматические и синтагматические связи слов в гнезде. В своей совокупности цепи и парадигмы и являются тем строительным мате риалом гнезда, который позволяет вскрыть его сложную иерархическую организацию. Словообразовательное гнездо - это иерархически организованная, упорядочу ченная совокупность всех производных базового слова. Дадим в качестве примера гнездо прилагательного готовый (с некоторыми сокращениями), отчетливо показывающее ступенчатый характер русского словообразования и сложную иерархическую организацию гнезда '.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4171. Особенности работы аккумуляторов 29.5 KB
  Первым кто открыл возможность получения тока иным, чем электризация трением, способом был итальянский ученный Луиджи Гальвани (1737-1798). Однажды он заметил, что лапка мёртвой лягушки пришла в движение при соприкосновении с её нервом стального скал...
4172. Формирование здоровья глухих детей 123.5 KB
  Введение. Здоровье – это состояние полного социального биологического и психологического благополучия, когда функции всех органов и систем органов уравновешены с природой и окружающей средой, отсутствуют какие-либо болезненные состояния и физич...
4173. Функциональная асимметрия правого и левого полушарий мозга 86.5 KB
  Введение Изучение функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга началось в середине 19 века на пациентах с очаговыми поражениями головного мозга, обусловленных кровоизлияниями и черепно-мозговыми травмами. Было установлено, что поврежд...
4174. Международная торговля: Сравнительные преимущества 84 KB
  Теории международной торговли Проблемы международной торговли интересовали ученых и политиков еще в те времена: когда иные направления экономической теории еще небыли развиты. Доктрина меркантилизма была с XVI века до середины XVIII века, тогда м...
4175. Михаил Павлович Гастфер 60.5 KB
  Михаил Павлович Гастфер. В одной из аудиторий Московского государственного института культуры идет лекция по технической библиографии. Преподаватель, пожилой, но прямой и подтянутый человек, читает вдохновенно и образно. Он во всеоружии мыслей, факто...
4176. Создание топографических планов масштаба 1:5000 81 KB
  При создании топографических планов методами стереотопографической, комбинированной, и фототеодолитной съёмки выполняется комплекс камеральных работ. Полный комплекс этих работ при стереотопографической съёмке включает в себя составление тех проекта...
4177. МЧС и гражданская оборона 116.5 KB
  История российской гражданской обороны Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1918-1932 гг. Впервые возможность дезорганизации тыла появилась в годы мировой войны 1914 гг., когда в ходе военных действий нашла применение боевая авиация, с...
4178. Роль государственной собственности в промышленно развитых странах 268 KB
  Введение. Изучение опыта государственного участия в экономическом развитии передовых стран мира интересно и познавательно само по себе. Но для нас существует еще и проблема использования такого опыта с учетом ошибок предшественников, его адаптации к...
4179. Рынок труда и механизм его функционирования 130 KB
  Введение. Рынок труда является одним из наиболее сложных рынков, которые существуют и функционируют. В отличие от других рынков специфика этого рынка состоит в том, что здесь объектом контрактов выступает сам человек, его способность к труду. Сфера ...