23513

Русское слово в свете структурно-семантического описания (словообразовательный и морфемный анализ)

Книга

Иностранные языки, филология и лингвистика

Роженцова Словообразовательный и морфемный анализ как способ исследования структурносемантических особенностей производного слова Одним из важнейших результатов изучения курса морфемики и словообразования современного русского языка является умение дать словообразовательный и морфемный анализ любого слова. Это умение опирается на теоретические представления о том по каким законам строятся слова в языке как функционируют морфемы как организуется значение производного слова и т. При освоении каждого этапа рекомендуется опираясь на данные...

Русский

2013-08-05

240.5 KB

11 чел.

Министерство образования Российской Федерации

Иркутский государственный университет

Русское слово

в свете структурно-семантического описания

(словообразовательный и морфемный анализ)

Методические указания

Иркутск 1999


Печатается по решению научно-методического совета

Иркутского государственного университета

Пособие посвящено описанию структурно-семантического своеобразия производного слова, содержит алгоритмы словообразовательного и морфемного анализа, а также подробную характеристику каждого этапа анализа с необходимыми теоретическими комментариями, примерами, заданиями для самостоятельной работы и образцами их выполнения.

Предназначено для студентов 3 курса факультета филологии и журналистики (отделение «Русский язык и литература»).

Составитель: канд. филол. наук, доц. М.Б.Ташлыкова (кафедра

русского языка и общего языкознания)

Рецензенты: канд. филол. наук И.Б.Барамыгина,

канд. филол. наук Л.Н.Роженцова


Словообразовательный и морфемный анализ как

способ исследования структурно-семантических

особенностей производного слова

Одним из важнейших результатов изучения курса морфемики и словообразования современного русского языка является умение дать словообразовательный и морфемный анализ любого слова. Это умение опирается на теоретические представления о том, по каким законам строятся слова в языке, как функционируют морфемы, как организуется значение производного слова и т.д. Как и всякий другой вид лингвистического анализа, словообразовательный и морфемный анализ имеют совершенно определенные цели и задачи и свой собственный предмет исследования.

Словообразовательный

анализ

Морфемный

анализ

Предмет анализа

Лексема

Словоформа

Цель

Определить, КАК (в формальном и семантическом отношении образовано данное слово)

Выявить все морфы и субморфы в составе данной словоформы

Задачи

1. Установить, от чего и с помощью чего образовано

данное слово.

2. Определить словообразовательный тип и словообразовательное значение.

3. Охарактеризовать тип семантической соотносительности между производным и производящим.

1. Выявить словоизменительные аффиксы.

2. Выявить формообразовательные аффиксы.

3. Выявить словообразовательные аффиксы.

4. Охарактеризовать тип корня.

5. Выявить субморфы.

Схематический результат анализа

Формула словообразовательного типа, по которому образовано слово.

Формула морфемного строения словоформы.

Последовательность этапов словообразовательного и морфемного анализа задается соответствующими алгоритмами (см. с. 4 и с. 25 соответственно). Каждый этап сопровождается развернутыми комментариями.

При освоении каждого этапа рекомендуется, опираясь на данные образцы, детально прорабатывать все предлагаемые в пособии задания, обращаться к рекомендованным учебным пособиям, словарям, академической грамматике и другой научной литературе (см. список на с. 39).

Принятые обозначения

Символы частей речи:

  •  S - имя существительное;
  •  A - имя прилагательное;
  •  Num - имя числительное;
  •  Pron - местоимение;
  •  V - глагол;
  •  Adv - наречие;
  •  In - междометие, звукоподражательные слова

Символы морфем:

  •  R - корень;
  •  pr - префикс;
  •  s - суффикс;
  •  s - нулевой суффикс;
  •  pt - постфикс;
  •  i - интерфикс;
  •  f - флексия;
  •  f – нулевая флексия
  •  sb – субморф.

Графические обозначения:

префикс;

    корень;

    суффикс;

    нулевой суффикс;

постфикс;

   интерфикс;

    флексия;

_   субморф;

основа слова;

    направление мотивации

Словообразовательный анализ

1. Привести словоформу к виду, удобному для анализа:

а) дать начальную форму;

б) указать основу с транскрипцией финали;

в) определить ЛЗ анализируемого ЛСВ.

2. Установить источник мотивации:

а) найти мотивирующую единицу;

б) указать ее основу, основу непосредственно мотивирующего формального варианта;

в) определить ЛЗ мотивирующего ЛСВ.

Дополнительно: при необходимости указать на:

*расхождение формальной и смысловой мотивации;

*полимотивированность.

3. Указать формант и способ словообразования.

4. Выявить дополнительные средства словообразования:

а) средства приспособления основы к аффиксу (сопоставить основы мотивирующего и мотивированного слов);

б) средства приспособления аффикса к основе (привлечь слова с другими формальными вариантами аффиксов).

5. Представить словообразовательную структуру данного слова и формулу соответствующего словообразовательного типа.

6. Определить словообразовательное значение.

7. Охарактеризовать производное с точки зрения:

а) соотношения грамматического значения производного и производящего (транспозиционная – нетранспозиционная деривация);

б) равенства – неравенства ЛЗ производного и производящего (синтаксическая – лексическая деривация);

в) типа семантических отношений между производным и производящим (чистая транспозиция – модификация – мутация - эквивалентность).

8. Указать способ участия семантики производящего в создании значения производного:

*входит в ЛЗ производного полностью или

*входит в ЛЗ производного определенными семами (какими? по принципу метафорической или метонимической мотивации?).

Комментарий к позиции № 1

Привести словоформу к виду, удобному для анализа.

А) Как отмечалось выше (с. 3), объектом словообразовательного анализа является слово, поэтому первым шагом является выяснение того, какую лексему представляет предложенная словоформа. Вся процедура СА применяется к начальной форме, своей у каждой части речи (именительный падеж единственного числа имени существительного, именительный падеж единственного числа мужского рода имени прилагательного, инфинитив глагола и т.д.).

Б) При определении основы слова следует особое внимание уделить ее финальной части. Если слово оканчивается буквой-йотоносителем, следует определить, к какой части (основной или флексийной) относится йот (подробнее см. тему «Алгоритм выделения окончания», с. 26 ).

В) В речи слово функционирует в одном из своих лексико-семантических вариантов. На уровне ЛСВ существуют все системные отношения (синонимия, антонимия и т.п.). В деривационные отношения также вступают лексико-семантические варианты. Поэтому в ходе словообразовательного анализа необходимо иметь в виду точное лексическое значение анализируемого слова.

Комментарий к позиции №2

Установить источник мотивации.

А) Критерии определения мотивирующего слова.

1. Мотивирующим является слово, более простое по форме и по смыслу, чем данное, и максимально близкое данному в формальном и смысловом отношении. Как правило, мотивированное слово можно истолковать через мотивирующее.

Примеры.

Определяя производящее для слова учительница, можно рассмотреть несколько вариантов: «женщина, которая учит» (и тогда мотиватор учить), и «женщина-учитель» (тогда мотиватор учитель). Следует остановиться на втором варианте, так как он предпочтительнее в формальном отношении: отрезок основы, совпадающий с основой данного для анализа слова, более протяженный. Итак:

  учительница учитель.

Рассуждая аналогичным образом, устанавливаем словообразовательные пары:

оправдание оправдать

подготовленность подготовленный

перевооружить вооружить

землевладельческий  землевладелец

расшифровка расшифровать

NB: если формально близкий вариант не соотносится с анализируемым словом по смыслу, следует искать другую мотивирующую единицу.

Примеры.

Определяя производящее для слова приангарский, следует остановиться не на формально близком варианте ангарский, а на существительном Ангара, так как значение анализируемого слова легко может быть определено через данное существительное – «расположенный возле реки Ангары». Истолковать значение анализируемого производного через прилагательное не представляется возможным. Аналогично:

забайкальский Байкал

приозерный озеро

Таким образом, основной способ поиска производящего слова – найти слово, формально близкое к данному, и сформулировать дефиницию с его участием.

2. При равной формальной сложности и разных лексических значениях сопоставляемых слов производным является то, которое характеризуется большей семантической сложностью.

Примеры.

Производящим для слова физик является существительное физика. Хотя основы обоих рассматриваемых слов обладают равной формальной протяженностью, первое семантически обусловлено вторым, а не наоборот: «физик – ученый, занимающийся физикой». Аналогично:

ботаник ботаника

математик математика

3. В парах типа бегать – бег, синий – синь (при тождестве лексических значений глагола и существительного, прилагательного и существительного) производящими являются соответственно глагол и прилагательное, хотя на первый взгляд основы существительных обладают меньшей формальной протяженностью. Аргумент: значение действия первично для глагола и вторично для существительного; значение признака первично для прилагательного и вторично для существительного. Поэтому:

бег бегать

синь синий

Аналогично:

вход входить

отлов отловить

ширь  широкий

высь высокий

NB: словообразовательным формантом в этих случаях является нулевой суффикс. Аргументы: эти существительные производные; словообразовательное значение отвлеченного действия и отвлеченного признака выражаются в языке синонимичными аффиксами (ср.: украшение украшать, штопка штопать, синева синий, доброта добрый). Подробнее см. учебник под ред. В.А.Белошапковой, с. 256 – 259.

4. При совпадении лексических и грамматических значений сопоставляемых слов производящим является стилистически окрашенное, независимо от формальной сложности основы.

Примеры.

корабел корабельщик

гуманитар гуманитарий

маг магнитофон

5. Существительные, обозначающие лицо женского пола, в системе языка мотивируются существительными, обозначающими лицо мужского пола (ср.: студентка студент, учительница учитель, поэтесса поэт и т.п.). Поэтому при формальном равенстве основ в случаях типа ученица ученик, а также при возможности соотнесения с другим словом: комсомолка (комсомолец? комсомол?) мотивирующим признается существительное мужского рода.

Б) Определив мотивирующую единицу, следует указать ее основу. Иногда основа непосредственно мотивирующего формального варианта заключена не в начальной форме слова, а в какой-либо словоформе.

Примеры.

Глагол пламенеть мотивируется существительным пламя; непосредственно мотивирующий формальный вариант основы – пламен’- (из словоформы пламени).

Прилагательное материнский мотивируется существительным мать; непосредственно мотивирующий формальный вариант основы – матер’- (из словоформы матери).

В) На следующем этапе анализа необходимо определить значение того ЛСВ, в котором мотивирующее слово вступило в деривационный процесс.

Примечание.

В некоторых случаях мотивационные отношения могут быть осложнены.

Во-первых, это происходит при расхождении формальной и смысловой производности (см. подробнее учебник под ред. В.А.Белошапковой, с. 304-305).

Во-вторых, - при наличии неединственной мотивации (др. термины: множественная производность, полимотивация, двойная мотивация). В таких случаях производная основа может быть возведена с равной степенью вероятности к нескольким производным, каждое из которых удовлетворяет формально-смысловому критерию.

Примеры.

Слово перерегистрация может быть возведено как к мотивирующему регистрация («повторная регистрация»), так и к слову перерегистрировать («действие по глаголу»).

Аналогично:

проверка проверить

проверять

переобуваться   переобувать

обуваться

Таким образом, второй шаг словообразовательного анализа сосредоточен на выявлении мотивирующего слова и его основы.

Комментарий к позиции № 3

Указать формант и способ словообразования.

На этом этапе следует сопоставить основы производного и производящего; «вычесть» из производной основы часть, формально совпадающую с производящей, и, учитывая возможные чередования, выделить формант – оставшийся в основе деривата элемент, выполняющий роль словообразовательного средства.

Примеры.

стиральный  стирать, суффиксальный способ.

знаниjе  знать, суффиксальный способ.

подогреть  греть, префиксальный способ.

Приангарjе   Ангара, префиксально-суффиксальный способ.

умываться  умывать, постфиксальный способ.

набегаться  бегать, префиксально-постфиксальный способ.

NB: На одном деривационном шаге может присоединиться только один суффикс, или один префикс, или один префиксально-суффиксальный комплекс и т.п. Поэтому, например, в слове вальсировать, мотивированном словом вальс суффикс –ирова-, в слове космический, образованном от космос, суффикс –ическ- и т.п.

Тренировочные упражнения

1. Определить мотиватор, формант и способ словообразования:

Светло, знание, бродяжничать, обогреть, озорничать, злость, подосиновик, желтеть, пригород, встречаться, объезд, учительствовать, непогода, добела, премилый, разбег, серебряный, проседь, полярный, предновогодний, ахнуть, московский, прикоснуться, влюбиться, октябренок, утюжить, сверхусилие, безводье, раздвоиться.

2. По сборнику упражнений под ред. В.А.Белошапковой выполнить упражнения № 291, 324, 325, 326, 327, 329

Комментарий к позиции № 4

Выявить дополнительные средства словообразования.

В русском языке процесс деривации зачастую сопровождается различными морфонологическими явлениями, которые служат дополнительными средствами словообразования. Все они могут быть разбиты на две группы.

А) Средства приспособления основы к аффиксу.

Законы русской морфонологии не допускают сочетания некоторых звуков на стыке морфем. Поэтому, например, возможно образование типа пила пилка, стена стенка, но недопустимо рука рукка, нога ногка и т.п. Для устранения подобных явлений используются чередования, усечения и наложения.

1. Список типичных чередований.

К//Ч: рука ручка

Г//Ж: нога ножка

Х//Ш: сухой сушить

Д//Ж: водить вожак

Д//ЖД: водить вождение

Ц//Ч: лицо личико

С//Ш: просить прошение

З//Ж: поразить поражение

t//t’: ли[с]а ли[с’]енок

сло[н] сло[н’]иха

хит[р]ый хит[р’]ец

Б//БЛ’: озлобить озлобление

В//ВЛ’: ловить ловля

М//МЛ’: кормить   кормление

П//ПЛ’: ослепить   ослепление

Чрезвычайно широко представлено в русском языке чередование гласного с нулем звука.

лев львиный (Е//#)

лоб лбище (О//#)

шапка шапочка (К//Ч, #//О)

(Подробнее о явлении чередования см. Уч. под ред. В.А.Белошапковой, с.278-282).

2. Усечение имеет место тогда, когда в состав производного слова входит не вся основа производящего, а только какая-то ее часть.

Примеры.

саботаж  саботировать

соло  солист

самбо  самбист

рано  ранний

премиjа премиальный

3. Наложение (интерференция морфов) – это совмещение конца одного и начала другого морфа.

Примеры:

регби  регбист (суффикс –ист- естественно выделить на фоне одноструктурных образований типа футбол  футболист, волейбол  волейболист, шахматы  шахматист). Звук –И- оказывается принадлежностью и корня, и суффикса.

Аналогично:

сосна сосняк (суффикс -няк- - на фоне: береза березняк, ива  ивняк). Звук -Н- принадлежит и корню, и суффиксу.

Таким образом, прежде чем выделять формант, принципиально важно сопоставить основы с целью выявить средства приспособления основы к аффиксу.

Б) Средства приспособления аффикса к основе.

Главное из них - субморф. Это отдельная часть морфа, не имеющая самостоятельного значения, но участвующая в словообразовании вместе с каким-либо морфом.

Сравним ряд производных слов:

лондонский Лондон

орловский Орел

американский Америка

Форманты данных производных различаются. Однако семантический анализ показывает, что для выражения значения «относящийся к тому, что названо мотивирующим словом», достаточно сегмента –СК- (ср. также: псковский, минский и т.п.). Следовательно, элементы –ОВ- в орловский, -АН- в американский собственного значения не имеют и потому не могут быть признаны самостоятельными морфемами. Они входят в состав суффикса как незначимое наращение, или субморф

Таким образом, для того чтобы выявить средства приспособления аффикса к основе, необходимо подобрать одноструктурные слова со сходным значением и сопоставить форманты.

Примеры.

Спасениjэ спасать. Формант –ениj-. Ср. пениjэ петь. Формант –ниj-. В обоих случаях значение, выражаемое формантом, - отвлеченное действие. Следовательно, в первом случае –е- субморф в составе суффикса.

Сестринский сестра. Формант –инск-. Ср. братский   брат. Формант –ск-. В обоих случаях значение, выражаемое формантом, - принадлежность тому, кто назван мотивирующим словом. Следовательно, в первом случае –ин- - субморф в составе суффикса.

Тренировочное упражнение

В составе приведенных ниже слов выявить дополнительные (морфонологические) средства образования.

Образец: космический космос.

а) Чередование М//М’, усечение ОС в производящей основе.

б) Ср.: апрельский апрель. Субморф –иче- в составе суффикса –ическ-.

Речной, таксист, пленарный, воскресенье, улыбка, подсолнечный, француженка, барашек, сочинский, буржуазный, смешливый, минимальный, бочонок, дегтярный, новосибирец, червячок, смоленский, продажа, кофейный, утятина, выговаривать, плотничать, квашня, разбалтывать, высь, скрипичный, масочка, гвоздичный.

Комментарий к позиции № 5

Представить словообразовательную структуру данного слова в виде формулы словообразовательного типа.

На этом шаге подводится первый итог анализа, в ходе которого были установлены все формальные характеристики словообразовательного акта. Этот итог формулируется в виде записи, отражающей словообразовательную структуру данного слова и формулу соответствующего словообразовательного типа. В формуле словообразовательного типа с помощью специальных символов (см. список сокращений) указывается часть речи производящего слова и формант.

Примеры.

киевлянин  Киев   S  S + s

аффиксальный  аффикс  A  S + s

космический  космос  A  S + s

набегаться бегать   V  pr + V + pt

высоко  высокий   Adv  A + s

ломкий  ломать   A  V + s

Тренировочное упражнение

Определите мотивирующее слово и формант, запишите формулу словообразовательного типа.

Образец: колониальный  колонийа,  A   S + s

Бродяжничать, тряпье, скрипач, моржонок, привстать, строитель, строительство, суффиксоид, нахохотаться, иркутянин, торможение, застенчивость, предпраздничный, разбойничать, злобствовать, артистизм, по-новому, тройной, завтрашний, обниматься.

Комментарий к позиции №6

Определить словообразовательное значение.

Словообразовательное значение (СЗ) – это значение, общее для всех производных данного словообразовательного типа.

Своеобразие СЗ отчетливо видно при его сопоставлении с лексическим (ЛЗ) и грамматическим значением (ГЗ).

ЛЗ – индивидуальное, конкретное значение данного слова.

Ср. писатель – человек, который пишет художественные произведения;

Учитель – человек, который учит детей;

Строитель – человек, который строит здания и сооружения.

ГЗ – предельно обобщенное значение, свойственное всем словам данной части речи.

Все вышеприведенные слова имеют общее ГЗ «предмет». Это же значение имеют и такие, например, существительные, как хитрец, умница, ученик, красота, построение и т.п.

Таким образом, ГЗ объединяет чрезвычайно большую группу слов в один класс. ЛЗ дифференцирует, отделяет одно слово от другого.

СЗ занимает как бы промежуточное положение. Оно объединяет те слова, которые, имея одинаковую словообразовательную структуру, характеризуются также одним и тем же смысловым соотношением со своими производящими.

Так, слова писатель, учитель, строитель образованы от глаголов с помощью одного и того же суффикса –тель- и связаны со своими производящими однотипно. Все они имеют значение «человек, который совершает действие, названное мотивирующим глаголом». На этом основании все анализируемые слова объединяются в один словообразовательный тип, характеризующийся одним СЗ. К этому же типу относятся, например, существительные преподаватель, угнетатель, создатель и т.п. Различаясь лексическим значением, они объединяются одинаковым смысловым отношением к своим производящим.

Это смысловое отношение может быть описано по-разному, с учетом различных уровней абстракции в характеристике производного и производящего слова. Поэтому говорят о семантической структуре словообразовательного типа. В дальнейшей работе будем учитывать три уровня абстракции и выделять соответственно три иерархически организованных типа словообразовательного значения: грамматико-словообразовательное (ГСЗ), субкатегориально-словообразовательное (СубСЗ), и собственно словообразовательное (ССЗ).

При определении смыслового соотношения между производным и производящим на уровне ГСЗ учитывается только их грамматическая семантика, обусловленная принадлежностью к той или иной части речи.

Так, например, производное существительное может быть образовано от другого существительного (слоненок слон), от прилагательного (хитрец  хитрый), от глагола (бегун бегать). Категориально-грамматическая семантика производных – «предмет», производящих – «предмет», «признак» и «процесс» соответственно. Таким образом, в первом случае имеет место смысловое соотношение «предмет мотивируется по предмету», во втором – «предмет по признаку», в третьем – «предмет по процессу». Именно в таких терминах формулируется ГСЗ.

Аналогично:

осенний осень    «признак по предмету»;

синеватый синий  «признак по признаку»;

влюбчивый влюбиться  «признак по процессу»;

партизанить партизан  «процесс по предмету»;

синеть синий    «процесс по признаку»;

дописать писать   «процесс по процессу».

Следующий уровень абстракции при определении СубСЗ связан с уточнением понятия «предмет».

В категории «предмет» выделяются следующие подкатегории (= субкатегории, отсюда обозначение этого вида СЗ): «лицо» (= «человек»), «натурфакт» (природный предмет или явление природы), «артефакт» (предмет, изготовленный человеком в своих целях), «отвлеченный предмет». Важно, что данные субкатегории выделяются только внутри категории предмета, который может быть обозначен существительным. Следовательно, этот тип словообразовательного значения определяется лишь в тех случаях, когда в составе словообразовательной пары есть имя существительное.

Примеры СубСЗ.

сапожник сапог   «лицо по артефакту»;

ловушка ловить   «артефакт по действию»;

белок белый    «натурфакт по признаку»;

разбойничать разбойник «действие по лицу»;

подоконник окно   «артефакт по артефакту».

Дальнейшая конкретизация смыслового соотношения между производным и производящим осуществляется на уровне собственно словообразовательного значения (ССЗ).

Эта конкретизация происходит двумя способами.

А) Если в словообразовательной паре есть имя существительное, учитывается, какую функциональную роль оно выполняет.

Примеры.

Работник работать (мотивационное отношение: «тот, кто [сам!] работает»). Следовательно, ССЗ «субъект действия, названного мотивирующим глаголом».

Ученик учить (мотивационное отношение: «тот, кого учат»). Следовательно, ССЗ «объект действия, названного мотивирующим глаголом».

Сторожка сторожить (мотивационное отношение: «место, где сторожат»). Следовательно, ССЗ «место действия, названного мотивирующим глаголом».

Пилить пила (мотивационное отношение: «действовать пилой»). Следовательно, ССЗ «действовать орудием, названным мотивирующим существительным».

Царапина царапать (мотивационное отношение «то, что получилось в результате действия царапанья»). Следовательно, ССЗ «результат действия, названного мотивирующим глаголом».

NB. Типичные функциональные роли существительного – субъект, объект, место, результат, орудие (инструмент, средство). Наиболее отчетливо эти роли проявляются при сочетании существительного с глаголом. Поэтому такие формулировки ССЗ наиболее удобны, когда в словообразовательной паре есть глагол и существительное.

Б) Если же словообразовательную пару образуют другие части речи, необходимая конкретизация осуществляется иным путем. Возможный алгоритм:

  •  истолковать ЛЗ данного производного с помощью производящего (синеть – становиться синим);
  •  подобрать одноструктурные производные и истолковать их аналогичным образом (краснеть – становиться красным, белеть – становиться белым);
  •  исключить из толкований конкретные ЛЗ, сохраняя то общее, что есть во всех частных дефинициях («становиться таким, приобретать признак, названный мотивирующим прилагательным»).

NB: в таких формулировках ССЗ обязательно должна присутствовать отсылка к мотивирующему слову.

Примеры.

ковкий ковать (такой, который легко ковать) Ср.:

ломкий ломать (такой, который легко ломать);

шаткий шатать (такой, который легко шатать).

Следовательно, ССЗ «такой, который легко поддается действию, названному мотивирующим глаголом».

обезоружить оружие (лишить оружия). Ср.:

обезводить вода (лишить воды);

обезглавить голова (лишить головы).

Следовательно, ССЗ «лишить того, что названо мотивирующим существительным».

дописать писать (закончить писать). Ср.:

дорешать решать (закончить решать);

дочитать читать (закончить читать).

Следовательно, ССЗ «завершить действие, названное мотивирующим глаголом».

NB: В таких формулировках ССЗ ключевое понятие всегда сигнализирует о частеречной принадлежности производного слова. Ср.: «совершать действие», «такой, который», «то, что», «становиться», «завершить», «начать» и т.п.

Тренировочные упражнения

1. Определите СЗ следующих слов.

Образец: гитарист гитара

ГСЗ «предмет по предмету»;

СубСЗ «лицо по артефакту»;

ССЗ «субъект по объекту, названному мотивирующим существительным».

Мечтательный мечтать

ГСЗ «признак по процессу»;

СубСЗ –

ССЗ «склонный к действию, названному мотивирующим глаголом».

Партизанить партизан

ГСЗ «процесс по предмету»;

СубСЗ «действие по лицу»;

ССЗ «совершать действие, свойственное тому, кто назван мотивирующим существительным».

Набегаться, англичанин, вызывающе, разбег, пробежка, премилый, сказочник, хоккеист, крикнуть, игривый, уработаться, малышок, школьница, разволноваться, уклончивый, подоконник, физик, бездорожье, бревенчатый, хитрец, резец, утюжить, сонный.

2. Подобрать примеры к словообразовательным типам, имеющим следующее ССЗ: признак по отношению к обстоятельству; состоящий из того количества частей, которое названо мотивирующим числительным; отсутствие того, что названо мотивирующим существительным; приобретать качество, названное мотивирующим прилагательным; предмет, совмещающий свойства двух предметов, названных двумя мотивирующими существительными; признак, совмещающий свойства двух признаков, названных двумя мотивирующими прилагательными; находящийся под предметом, названным мотивирующим существительным; действовать как лицо, названное мотивирующим существительным.

3. Подобрать иллюстрации к данным типам, сформулировать их ССЗ.

S + -щин(а), A + -ыш-, без- + S+-j(э), со- + S, V + -тельн(ый), A + -ец, S + -е(ть), S + -а(ть).

Комментарий к позиции № 7

Охарактеризовать семантические отношения между производным и производящим.

На данном этапе словообразовательного анализа устанавливаются семантические соотношения между производящей и производной единицами.

А) Соотношение категориально-грамматического значения производного и производящего.

Если в процессе словообразования на базе одной части речи создается другая часть речи, то есть преобразуется категориально-грамматическая семантика, налицо транспозиционная, или межкатегориальная деривация (= транспозиция, перевод одной части речи в другую). Если же части речи производного и производящего совпадают, то это деривация нетранспозиционная, внутрикатегориальная.

Б) Соотношение лексических значений производного и производящего.

ЛЗ мотивирующего слова в некоторых случаях может быть тождественно значению мотивированного слова во всех его компонентах, кроме грамматического. Так, семантически равноправны выражения «Я бегаю» и «Я занимаюсь бегом»; «синее небо» – «синева неба» и т.п. Процесс деривации в подобных случаях осуществляется не ради создания нового смысла, нового ЛЗ, а с целью решения синтаксических задач. Производные такого рода помогают достичь синтаксического разнообразия, представить старое содержание в новой грамматической форме. Это обеспечивает языку возможность рационально строить тексты, акцентируя те смыслы, который в каждом конкретном случае хочет выразить говорящий. Именно поэтому такая деривация получила название синтаксической. 

Словообразовательные типы, обслуживающие синтаксическую деривацию.

  •  Отглагольные существительные со значением отвлеченного действия (S  V + s): пение петь, стройка строить, выход выходить, жатва жать и т.п.
  •  Отадъективные существительные со значением отвлеченного признака (S A + s): синева синий, доброта добрый, белизна белый, высь высокий, легкость легкий и т.п.
  •  Отглагольные и отсубстантивные относительные прилагательные со значением широкого отношения к предмету (A  S + s, A  V + s): лесной лес, осенний осень, стиральный стирать, читальный читать и т.п.
  •  Наречия, образованные от имен прилагательных:

Adv  A + s, Adv  pr + А + s): высоко высокий, по-глупому глупый, налегке легкий и т.п.

Чаще лексические значения производного и производящего не совпадают. В процессе деривации создается новый смысл. Такая деривация получила название лексической. При лексической деривации ЛЗ производного может отличаться от ЛЗ производящего в разной степени.

В) На характере различий в ЛЗ строится третье соотношение.

Чистая транспозиция имеет место при синтаксической деривации, когда, как отмечалось выше, происходит простой перевод лексической семантики из одной грамматической формы в другую (см. все примеры синтаксических дериватов).

Отношения модификации возникают при лексической деривации в том случае, когда ЛЗ производного отличается от ЛЗ производящего каким-то семантическим «довеском» который закономерно и последовательно появляется при реализации следующих словообразовательных типов:

* ЛЗ производного = ЛЗ производящего + «женскость»:

учительница = учитель + «женскость». Аналогично: поэтесса, актриса, секретарша, студентка и т.п.

* ЛЗ производного = ЛЗ производящего + «невзрослость»:

слоненок = слон + «детеныш». Аналогично: львенок, утенок.

* ЛЗ производного = ЛЗ производящего + «субъективная оценка»:

глуповатый = глупый + «неполнота признака»;

хитрющий = хитрый + «высокая степень проявления признака»;

миленький = милый + «субъективное отношение»;

столик = стол + «маленький» (или «субъективное отношение»).

Аналогично: домище, преоригинальный, шапочка и т.п.

* ЛЗ производного = ЛЗ производящего + «единичность / собирательность»:

соломина = солома + «единичный экземпляр»;

тряпье = тряпка + «совокупность». Аналогично: крестьянство, снежинка, казачество и т.п.

* ЛЗ производного = ЛЗ производящего + «пространственно-временные характеристики действия»:

подумать = думать + «некоторое время»;

додумать = думать + «закончить»;

вылетать = летать + «наружу»;

влетать = летать + «внутрь».

Аналогично: приехать, поговорить, заползти, отлететь, запеть и т.п.

Отношения мутации возникают тогда, когда лексическая семантика производного слова существенно отличается от семантики производящего. Это может иметь место и при транспозиционной (межкатегориальной), и при нетранспозиционной (внутрикатегориальной) деривации.

Примеры:

Подоконник окно, читатель читать, влюбчивый влюбиться, глупец глупый, синеть синий и т.п.

Отношения эквивалентности характеризуют те производные слова, которые тождественны своим производящим и по лексическому, и по грамматическому значению. Это возможно в следующих группах случаев:

* аббревиация (ИГУ = Иркутский государственный университет);

* усечение (магнитофон = маг, заведующий = зав);

* универбация, т.е. стяжение подчинительного словосочетания в одно слово (зарубежная литература = зарубежка, зачетная книжка = зачетка, мультипликационный фильм = мультик и т.п.).

Тренировочные упражнения

1. Охарактеризуйте следующие производные с семантической точки зрения.

Образец.

Закурить курить: деривация нетранспозиционная, лексическая, отношения модификации.

Тракторист, рассказывать, льдина, ходьба, уклончивый, строитель, размечтаться, перечитать, проезд (запрещен), суффиксоид, спуск (корабля на воду), Васильевский спуск, ООН, ломкий, кожаный, бродяга, разговорчивый, опилки, медвежонок, спасательный.

2. По сб. упражнений под ред. В.А.Белошапковой выполните упражнение № 311.

3. Из следующего ряда слов выберите производные модификационного типа: гитарист, вчерашний, льдинка, керосинка, свинина, мамина, метка, котлетка, бусинка, повышение, погрузить, погрузчик, комсомолка, «Комсомолка», перечитать, перестройка.

Комментарий к позиции № 8

Указать способ участия семантики производящего в создании значения производного.

Значение производящего слова всегда в той или иной мере организует семантику производного. Как правило, ЛЗ производящего слова входит в ЛЗ производного в полном объеме, всеми своими семантическими компонентами. Ср.: существительное стол «предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках», мотивируя слово столик, сохраняет в его составе как интегральный, так и дифференциальные компоненты своего значения. Аналогично: окно  подоконник, лес  лесной и т.п.

В некоторых случаях дело обстоит иначе.

Глагол столбенеть имеет значение «терять способность двигаться от душевного потрясения, цепенеть»; ЛЗ мотиватора столб – «бревно, толстый брус, укрепленный стоймя». Совершенно очевидно, что ни интегральная, ни дифференциальная сема не мотивируют значения производного слова. Последнее ассоциативно соотносится с «неподвижностью» столба, и можно утверждать поэтому, что мотивационно актуальной оказывается потенциальная сема производящего слова.

Существительное змея имеет два значения: 1) «пресмыкающееся с извилистым телом»; 2) «о коварном злом человеке». В словообразовательном гнезде этой лексемы присутствуют слова змеистый «извилистый»; змеиться «виться, извиваться»; змеевик «изогнутая труба». Все эти производные опираются на первое значение производящего, но не на ядерную его сему, а на потенциальную: «извивающееся тело». Эта сема становится ядерной в двух первых примерах и дифференциальной в третьем.

Механизм образования слов с подобными значениями аналогичен механизму создания лексической метафоры: в обоих случаях имеет место опора на ассоциативное сходство предметов реального мира, в обоих случаях менее значимый семантический компонент становится на место более значимого. Поэтому, характеризуя деривационные процессы такого рода, можно говорить о явлении метафорической мотивации. Под метафорической мотивацией предлагается понимать такое мотивационное отношение между производным и производящим словами, при котором семантика производного слова опирается на ассоциативную, потенциальную семантику производящего, причем в самом процессе словопроизводства происходит смена ранга мотивационно актуальной семы: потенциальный компонент значения становится ядерным или, по крайней мере, дифференциальным.

(Иное понимание метафорической мотивации см. учебник, с.242).

В некоторых случаях значение производного слова строится иначе.

Глагол госпитализировать «помещать в больницу для лечения» мотивируется существительным госпиталь «больница, преимущественно военная». В системе языка слово госпиталь является видовым обозначением по отношению к родовому больница. Организуя семантику производного слова, оно как бы укрупняет свое значение, расширяя его от видового до родового, и ЛЗ глагола означает не «помещать в госпиталь», но «помещать в любую больницу». Этот семантический механизм аналогичен именованию целого по части в синекдохе (ср.: голова животного – стадо в 100 голов). Поэтому мотивационные отношения такого рода будем называть метонимическими. Таким образом, под метонимической мотивацией будем понимать такое мотивационное отношение между производным и производящим, при котором производящее слово «делегирует» производному не видовой, а родовой компонент своей семантики или наоборот.

Тренировочное упражнение

Определить способ участия семантики мотивирующего слова в создании значения производного.

Образец: ишачить «выполнять тяжелую работу»; мотивирующее слово ишак «осел» реализует в производном потенциальную сему «тот, кто выполняет тяжелую работу»; способ мотивации – метафорический.

Леденец «прозрачная и твердая конфета без начинки»; мотивирующее слово лед «замерзшая и затвердевшая вода» реализует в производном потенциальную сему «прозрачность»; способ мотивации – метафорический.

Бесформенный «не имеющий определенной формы, ясных очертаний»; мотивирующее слово форма «внешнее очертание, наружный вид предмета» реализует в производном часть своей семантики: «определенная форма, ясный, очерченный внешний вид». Часть именуется по целому, способ мотивации – метонимический.

Львенок «детеныш льва»; мотивирующее слово лев «крупное хищное животное сем. кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов» реализует в производном все основные семантические компоненты. Тип мотивации – прямая.

Капустница (бабочка), ноготки, ноготки (растения), горячиться, ледник, морозить, пропесочить, песочница, масленок, маслить, умаслить, сломать, уломать, глазунья, глазница, сглазить, наушники.

Полный словообразовательный анализ

Образцы

Удлинением

1.а) удлинение;

б) удлинениj-э;

в) «увеличение длины».

2. а) удлинять;

б) удлиня-;

в) «увеличивать длину».

3. удлинениj  удлиня-, способ суффиксальный.

4. а) усечение –а- в мотивирующей основе;

б) ср. удлинениj-э - пениj-э, следовательно –э- субморф в составе суффикса.

5. S  V + s.

6.ГСЗ предмет по процессу;

СубСЗ отвлеченный предмет по действию;

ССЗ отвлеченное название действия, обозначенного мотивирующим глаголом.

7.а) деривация транспозиционная;

б) синтаксическая;

в) отношения чистой транспозиции.

8. Семантика производящего входит в значение производного полностью, способ мотивации – прямой.

Столбенеющий

1. а) столбенеть;

б) столбене-;

в) «терять способность двигаться от душевного потрясения».

2. а) столб;

б) столб-;

в) «бревно, толстый брус, укрепленный стоймя».

3. столбене  столб, способ суффиксальный.

4. а) чередование Б//Б’;

б) ср. столбенеть – звереть, следовательно, -ен- субморф в составе суффикса.

5. V  S + s.

6. ГСЗ процесс по предмету;

СубСЗ действие по натурфакту;

ССЗ становиться подобным тому, что названо мотивирующим существительным.

7. а) деривация транспозиционная;

б) лексическая;

в) отношения мутации.

8. ЛЗ производящего входит в ЛЗ производного своей потенциальной семой «неподвижность», способ мотивации –метафорический.

О таксисте

1. а) таксист;

б) таксист-;

в) «водитель такси».

2. а)такси;

б) такси;

в) «автомобиль с оплатой по таксе».

3. таксист  такси, способ суффиксальный.

4. а) -

б) ср. автомобилист автомобиль, следовательно, наложение конечного –и- в мотивирующей основе и начального –и- в суффиксе.

5. S  S + s.

6. ГСЗ предмет по предмету;

СубСЗ лицо по артефакту;

ССЗ тот, кто совершает действие над тем, что названо мотивирующей основой.

7.  а) деривация нетранспозиционная;

б) лексическая;

в) мутация.

8. ЛЗ производящего входит в ЛЗ производного полностью, способ мотивации – прямой.

Бесхарактерный

1. а) бесхарактерный;

б) бесхарактерн-;

в) «безвольный, легко поддающийся чужим влияниям».

2. а) характер;

б) характер-;

в) «совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении».

3. бесхарактерн-  характер, префиксально-суффиксальный способ.

4. а-;

б) –;

5. A  pr + S + s.

6. ГСЗ признак по предмету;

СубСЗ признак по натурфакту;

ССЗ лишенный того, что названо мотивирующим существительным.

7.  а) деривация транспозиционная;

б) лексическая;

в) мутация.

8. ЛЗ производящего организует ЛЗ производного по принципу «именование целого по части», способ мотивации – метонимический.

Обезвредив

1. а) обезвредить;

б) обезвреди-;

в) «сделать безвредным».

2. Двойная мотивация.

Рассматривается решение № 1.

а) вред;

б) вред-;

в) «ущерб, порча».

3. Обезвреди-  вред-, префиксально-суффиксальный способ.

4.  а) Д//Д’;

б) - .

5. V  рr + S + s.

6. ГСЗ процесс по предмету;

СубСЗ действие по отвлеченному предмету;

ССЗ лишить того, что названо мотивирующим существительным.

7. а) деривация транспозиционная;

б) лексическая;

в) мутация.

8. ЛЗ производящего входит в ЛЗ производного полностью, способ мотивации – прямой.

Решение № 2

2. а) безвредный;

б) безвредн-;

в) «не причиняющий вреда».

3. обезвреди - безвредн-, префиксально-суффиксальный способ.

4.  а) Д//Д”, усечение –н- в мотивирующей основе;

б) - .

5. V  pr + A + s.

6. ГСЗ процесс по признаку;

СубСЗ – ;

ССЗ наделить признаком, названным мотивирующим прилагательным.

7 а) деривация транспозиционная;

б) лексическая;

в) мутация.

8. ЛЗ производящего входит в ЛЗ производного полностью, способ мотивации – прямой.

Слова для самостоятельного словообразовательного анализа: островитянин, француженка, барашек, продажа, эмоциональный, сгоряча, учительствовать, притормозить, зубчатый, окаменеть, водянистый, головастик, разрешение, светский.


Морфемный анализ

1. Определить ЛЗ словоформы

2. При необходимости привести к виду, удобному для анализа: указать йотацию, мягкость на морфемных швах.

3. Выявить грамматическую структуру словоформы:

а) указать грамматическое значение;

б) ввести словоформу в словоизменительную парадигму, выделить флексию, дать ее характеристику;

в) отметить, грамматически обусловленная словоформа или нет;

г) если да, указать, от какой основы она образована, с помощью какого формообразовательного аффикса;

д) какую лексему представляет.

4. Выявить основу лексемы, указать, производная она или нет, членимая или нет. Для производной основы построить словообразовательную цепь, выявить словообразовательные аффиксы, указать их значение.

5. Выявить остальные компоненты структуры, если они есть:

а) подобрать группу однокоренных слов с различными аффиксами; отделить аффиксы от уникальных или связанных корней, указать тип корня;

б) выявить в составе корня субморфы, привлекая слова с другими формальными вариантами корня;

в) выявить в составе аффиксов субморфы, привлекая слова с другими формальными вариантами данных аффиксов;

г) выявить случаи наложения.

6. Записать структуру данной словоформы, представить формулу ее строения.

Комментарий к позиции № 1

Определить ЛЗ словоформы.

Как отмечалось ранее (см. с. 6), в словообразовании участвует ЛСВ, поэтому правильный морфемный анализ возможен только при точном понимании смысла рассматриваемой единицы.

Комментарий к позиции № 2

Привести к виду, удобному для анализа.

Этот этап необходим для точной морфонологической характеристики составляющих словоформу морфов, поэтому следует быть особенно внимательным к буквам-йотоносителям, твердым и мягким согласным на морфемных швах.

Комментарий к позиции № 3

Выявить грамматическую структуру словоформы.

А) На этом шаге анализа выявляются те структурные элементы словоформы, которые позволяют ей вписаться в текст (словоизменительные аффиксы) и акцентировать те или иные характеристики лексического значения (формообразовательные аффиксы).

Поэтому следует, во-первых, отметить те составляющие грамматического значения анализируемой словоформы, которые в принципе могут получать морфемное выражение: падеж и число существительного, род, число и падеж у полного имени прилагательного, род и число – у краткого; время, наклонение, лицо (род), число у глагола и т.д.

Б) Для того чтобы выделить флексию, необходимо ввести словоформу в словоизменительную парадигму (СИП). Важно помнить, что СИП – только часть всей морфологической парадигмы той или иной части речи. В СИП входят словоформы, полностью тождественные по лексическому значению. В процессе создания текста каждая из этого набора словоформ выбирается с целью удовлетворить потребности синтаксиса, но не с целью отразить изменения в реальной действительности. Именно поэтому, например, СИП имени существительного – падежная в рамках числа: выбор правильной падежной формы задается нормами русского синтаксиса, а выбор формы числа определяется ситуацией в реальном мире. Таким образом, СИП специфичны для каждой части речи.

СИП имени существительного – падежная в рамках числа.

СИП имен прилагательных:  полных – родо-падежно-числовая;

кратких – родо-числовая.

СИП глаголов:   настоящего времени – лично-числовая;

прошедшего времени – родо-числовая;

повелительного наклонения – числовая.

СИП местоимений-существительных и количественных числительных

падежная;

СИП местоимений-прилагательных и порядковых числительных

родо-падежно-числовая.

Алгоритм выделения окончания

1. Определить, к какому слову (изменяемому или нет) относится данная словоформа.

2. Ввести словоформу в словоизменительную парадигму.

3. Если на стыке основы и окончания есть йот, определить, к какой части словоформы он относится.

Образец.

Батарея (батареjа, батареjу),   следовательно: батареj-а.

Листья (листjа, листjэв, листjами),  следовательно: листj-а.

Ручью (ручjу, ручjа, ручjом),   следовательно: ручj-у.

Ночью (ночjу, ночи),    следовательно: ноч-jу.

Друзей (друзjа, друзjами),   следовательно: друзей-

Ферзей (ферзи, ферзями),   следовательно: ферз-ей.

Свежий (свежая, свежее, свежие),  следовательно: свеж-ий.

Медвежий (медвежjа, медвежjу),  следовательно: медвежий-.

Колючий (колючая, колючее),  следовательно: колюч-ий.

Птичий (птичjа, птичjу),   следовательно: птичий-.

Приходите (приходят),    следовательно: приход-ите.

Приходил (приходила, приходили),  следовательно: приходил-.

Улыбается (улыбаjусь),   следовательно: улыбаj-эт-ся.

Приходите (приходи),    следовательно: приходи-те.

Встань (встаньте),    следовательно: встань-.

Чей (чjа, чjу),     следовательно: чей-.

Его (jэму),      следовательно: j-эго.

Кто (кого, кому),     следовательно: кт-о.

Двух (два, двум),     следовательно: дв-ух.

Шестьдесят (шестидесяти),   следовательно: шестьдесят.

Пятнадцатый (пятнадцатая),   следовательно: пятнадцат-ый.

Тренировочные упражнения

Выделить окончания во всех словоформах.

1. Я, реликвия, свая, голодая, благодаря, даря, зря, гнедой, удой, мой, немой, не мой, поцелуй (сущ. и глаг.), трое, втрое, кабаре, вью, вою, ночью, ничью, девичий, рабочий, раздели, раздели, разделите, разделите, разделив.

2. Ходите, ходите, учащийся, болеро, семеро, кое-что, батюшки (сущ. и межд.), троньте, батюшкин, простой (сущ. и прил.), сойди, сойдясь, пятнадцать, трехсот, наибольший, чья-нибудь, течь (сущ. и глаг.), трио, Виктор Гюго, междуречье, семью (сущ. и числ.).

3. Магическая сила слова заключается в его способности вызывать представления, образы. Оно невидимый представитель вещей, воспринимаемых пятью чувствами. По его заклинанию появляются люди, предметы, не существующие вовсе.

В) Грамматически обусловленные словоформы, сохраняя лексическое значение лексемы, представляют его в особом ракурсе, акцентируют тот или иной оттенок смысла. Например, личная форма глагола представляет действие как процесс (пишет), причастие – как признак, (пишущий) повелительное наклонение – как побуждение к действию (пиши) и т.п. Грамматически обусловленными являются формы причастий, деепричастий, повелительного наклонения, страдательного залога, инфинитива, сравнительной и превосходной степени прилагательного.

Г) Грамматически обусловленные словоформы образуются по своим правилам. Базовые основы глагольного формообразования – основы настоящего и прошедшего времени, которые извлекаются из форм 3 лица множественного числа и мужского рода прошедшего времени соответственно. Формы степеней сравнения образуются от основы положительной степени. Формообразовательные аффиксы устанавливаются при сопоставлении основы данной словоформы и базовой основы.

Типология глагольного формообразования

От основы настоящего времени образуются:

  •  повелительное наклонение;
  •  действительные причастия настоящего времени (ДПНВ);
  •  страдательные причастия настоящего времени (СПНВ);
  •  деепричастия несовершенного вида (ДНСВ);
  •  страдательный залог настоящего времени;

От основы прошедшего времени образуются:

  •  инфинитив;
  •  действительные причастия прошедшего времени (ДППВ);
  •  страдательные причастия прошедшего времени (СППВ);
  •  деепричастия совершенного вида (ДСВ);
  •  страдательный залог прошедшего времени.

Представим особенности глагольного формообразования в виде сводных таблиц.

Формообразующие постфиксы глагольных форм

Исходная

форма

Грамматически обусловленная форма

Постфикс

Примеры

Повелит. накл. совм. действие

Повелит накл.: побуждение + совместность+ вежливость

-те

Споём споёмте

Повелительное наклонение

Повелит. накл.:

побуждение + фамильярность

-ка

Спой, спойте спой-ка спойте-ка

Глагол в форме наст. – прош. времени

Глагол страд. Залога

-ся, -сь

Преподаватель читает лекцию Лекция читается преподавателем

Формообразующие суффиксы глагольных форм

Исходная основа

Грамматически обусловленная форма

Суффикс

Примеры

Наст. врем.

Повелительн. наклонение

Побуждение

Побуждение к совместному действию

-И-

--

-ем-

-ом-

-им-

Пиш-ут пиши

Встан-ут встань

Сделаj-ут сделаjэм!

Споj-ут споjом!

Посид-ят посидим!

ДПНВ

-ущ-

-ащ-

Вед-ут ведущий

Лет-ят летящий

СПНВ

-эм-

-ом-

-им-

Решаj-ут решаjэмый

Вед-ут ведомый

Привоз-ят привозимый

ДНСВ

-а-

Говор-ят говоря

Прошед.

Время

Инфинитив

-ть

-ти

-чь

Реша-л решать

Нес нести

Берег беречь

ДППВ

-вш-

-ш-

Реша-л решавший

принес принесший

СППВ

-т-

-нн-

-онн-

-энн-

Мы-л мытый

Прочита-л прочитанный

Реши-л решенный

Построи-л построенный

ДСВ

-в-

-вши-

-ши-

Написа-л написав

Подума-л подумавши

Принес принесши

Д) Каждая словоформа представляет определенную лексему. Главный представитель лексемы именуются ее начальной формой.

Таким образом, позиции 3 а – 3 д ориентированы на выявление словоизменительных и формообразующих аффиксов и переход к анализу лексемы.

Примеры

Напишите

Повелительное наклонение со значением побуждения; мн.число.

СИП – числовая. Окончание ТЕ , регулярное, завершает словоформу.

Словоформа грамматически обусловленная.

Образована от основы настоящего времени напиш-ут + ФОА –И-.

Представляет лексему написать.

Встань-ка

Словоформа повелительного наклонения со значением побуждения + фамильярность, единственное число.

СИП числовая. Окончание нулевое, регулярное, разрывает основу.

Грамматически обусловленная.

Образуется от основы настоящего времени встан-ут + ФОА + -КА.

Представляет лексему встать.

Летучие

Прилагательное, множественное число, именительный падеж.

СИП родо-падежно-числовая. Окончание  ИЕ , материально выраженное, регулярное, завершает словоформу.

Грамматически не обусловленная.

Представляет лексему летучий.

Болея

Деепричастие несовершенного вида.

СИП отсутствует. Окончание отсутствует.

Грамматически обусловленная.

Образуется от основы настоящего времени болеj-ут + ФОА –А.

Представляет лексему болеть.

Увлекшийся

Действительное причастие прошедшего времени, мужской род, именительный падеж, единственное число.

СИП родо-падежно-числовая. Окончание  ИЙ , материально выраженное, регулярное, разрывает основу.

Грамматически обусловленная.

Образуется от основы прошедшего времени увлек-ся + ФОА –Ш-.

Представляет лексему увлечься.

Ария исполняется знаменитым певцом.

Страдательный залог настоящего времени, 3 лицо, ед.ч.

СИП – лично-числовая. Окончание  ЭТ ,материально выраженное, регулярное, разрывает основу.

Грамматически обусловленная.

Образована от формы 3 лица настоящего времени (исполняет + ФОА –СЯ).

Представляет лексему исполнять.

Решенной задачей.

Страдательное причастие прошедшего времени, ж.р., ед.ч., тв.п.

СИП родо-падежно-числовая. Окончание  ОЙ , материально выраженное, регулярное, завершает словоформу.

Грамматически обусловленная.

Образуется от основы прошедшего времени (реши-л + ФОА –ОНН-).

Представляет лексему решить.

Валя симпатичнее Татьяны.

Сравнительная степень имени прилагательного.

СИП отсутствует, окончание отсутствует.

Грамматически обусловленная.

Образуется от основы симпатичн-ый + ФОА –ЕЕ.

Представляет лексему симпатичный.

Тренировочные упражнения

1. Выявить грамматическую структуру следующих словоформ.

Расцветающий, напечатай-ка, напечатает, работа проверяется, ребенок моется, пойдем в столовую!, прилетев, прилечу, подписанный, замолчавший, замечтавшись, подумайте, заснеженный, эта задача труднее первой, увлекаюсь, лекция читалась профессором.

2. Выбрать из текста грамматически обусловленные словоформы, выявить их грамматическую структуру.

А) Упрямство рождено ограниченностью нашего ума: мы неохотно верим тому, что выходит за пределы нашего кругозора.

Б) Сквозь изменчивость и шаткость, как будто царящие в мире, проглядывает некое скрытое сцепление событий, некий извечно предопределенный Порядок, благодаря которому все идет по заранее предначертанному пути.

В) Подражание всегда несносно, и подделка нам неприятна теми самыми чертами, которые пленяют в оригинале.

Комментарий позиции № 4

Выявить основу лексемы, указать, производная она или нет, членимая или нет. Для производной основы построить словообразовательную цепь, выявить словообразовательные аффиксы, указать их значение.

Основная задача данного этапа анализа – выявить словообразовательные аффиксы. Поэтому объектом описания является лексема, точнее, ее основа. Во-первых, следует отметить, производная она или нет, членимая или нет (о разграничении данных понятий см. учебник под ред. В.А.Белошапковой с. 259-276).

Если основа производная, для выявления словообразовательных аффиксов строится словообразовательная цепочка. Важно помнить, что каждое звено в цепочке устанавливается на основании критериев определения производящего слова (см. с. 6-8).

Попарное сопоставление членов словообразовательной цепочки (первого со вторым, второго с третьим, третьего с четвертым и т.д.) позволяет выделить все словообразовательные аффиксы.

Примечание: возможны два вида записи цепочек: в строчку и в столбик. Второй вариант отличается максимальной наглядностью.

Примеры

Разбинтовываниjэ  разбинтовывать разбинтовать бинтовать бинт

Другой вариант записи:

Разбинтовывание

разбинтовывать

разбинтовать

бинтовать

бинт

заинтересовываться

заинтересоваться

интересоваться

интересовать

интерес

обольстительно

обольстительный

обольстить

льстить

лесть

по-предрассветному

предрассветный

рассвет

рассветать

светать

свет

раздробленность

раздробленный

раздробить(ся)

дробить

дробь

Завершением данного этапа анализа является характеристика всех выделенных словообразовательных аффиксов.

Примеры

посинеть синеть синий

Суффикс –Е- выражает значение становления признака; префикс ПО- - завершения действия.

перечитывание  перечитывать перечитать читать

Суффикс –НИJ- выражает значение отвлеченного действия, суффикс –ЫВА- выражает значение длительности действия, префикс ПЕРЕ- - повторного осуществления действия.

Тренировочное упражнение

Составьте словообразовательные цепочки, выделите словообразовательные аффиксы, укажите их значения. (Если последняя задача вызывает затруднения, обращайтесь к Русской грамматике).

Изменчивость, пренеприятный, подписаться, руководительница, предательство, раскулачивать, соразмерность, украшательский, изначально, ознакомительный, примиренческий, раскручиваться, золотоискательский, безошибочно, неощутимо, оформительница, непоследовательный, ушестерить.

Комментарий к позиции № 5

Выявить остальные компоненты структуры, если они есть.

А) В результате всех предшествующих этапов анализа становится возможным выделение корня. Корень равен основе непроизводного слова. Поэтому в большинстве случаев предшествующий этап работы позволяет без затруднений выделить корень: он равен основе того слова, которое стоит в исходе словообразовательной цепи. (См. рассмотренные выше примеры посинеть, разбинтовывание, заинтересовываться, обольстительно, по-предрассветному и т.п.).

Однако из этого правила есть два исключения.

Первое касается тех случаев, когда в вершине словообразовательной цепи стоит непроизводный глагол. Сравним глаголы синить – ходить, синеть – гореть, увлекать – читать. Первые члены анализируемых пар – слова производные. В результате сопоставления с производящими синий, увлечь в их структуре легко выявляются элементы –И-, -Е-, -А-, которые выполняют деривационную функцию и выражают значения: «наделять признаком» (синить), «приобретать признак» (синеть), «длительно совершать действие» (увлекать). Следовательно, названные элементы являются полноценными суффиксами. Вторые члены пар –слова непроизводные. Элементы –И-, -Е-, -А- не выполняют деривационной функции и не выражают словообразовательного значения. Поэтому существует мнение, согласно которому эти элементы не оцениваются как суффиксы, а включаются в состав корня. Есть, однако, другое представление, согласно которому данные сегменты все же следует считать самостоятельными суффиксальными морфемами, наделенными особым – классифицирующим - значением (они относят глагол к тому или иному спряжению). Если принять эту точку зрения, основа непроизводного глагола окажется состоящей из суффикса (= тематической гласной) и корня.

Второе исключение из общего правила выделения корневой морфемы связано с непроизводными словами типа добавить – прибавить – отбавить – убавить. В подобных словах значение словообразовательных аффиксов достаточно отчетливо ощущается носителем языка (ср.: долить, присоединить, отпить, урезать). Поэтому выделение префиксальных морфов представляется оправданным и влечет за собой выделение особых корней, не существующих в свободном виде, а как бы прикрепленных к своему аффиксальному окружению. Такие корни называются связанными и обнаруживаются не в результате анализа словообразовательной цепи, а в ходе процедуры сопоставления. Аналогично: свергнуть, отвергнуть, низвергнуть; обуть – разуть; одеть – надеть – раздеть и т.д.

Выделив корень, следует подобрать группу однокоренных корней с различными аффиксами: это поможет выявить тип корня (свободный или связанный).

Б) На следующем шаге анализа следует проверить, нет ли в составе корня субморфов. Для этого привлекаются слова с другими формальными вариантами корня.

Примеры:

материнский – мать – матери, следовательно, -ЕР- - субморф в составе корня;

уточка – утка – утиный, следовательно, -К- (-ОЧ-) – субморф в составе корня;

космос – космический - космонавт, следовательно –ОС- - субморф в составе корня.

В) На этом этапе следует проверить, нет ли субморфов в составе словообразовательных аффиксов, выделенных на 4 шаге анализа. При этом используется процедура, описанная на с.10-11.

Г) При характеристике морфемной структуры слова важно также отметить случаи наложения, если они имели место. (Подробнее см. с. 10 настоящего пособия).

Комментарий к позиции № 6

Записать структуру данной словоформы, представить формулу ее строения.

Результатом морфемного анализа является выявление всех компонентов структуры словоформы (СИА, ФОА, СОА, корня, субморфов). В итоге структура словоформы записывается с помощью принятых условных обозначений.

Полный морфемный анализ

Образцы

Переобувайся

1. ЛЗ «обувайся заново».

2. переобуваj-ся.

3. а) повелительное наклонение, значение побуждения, единственное число;

б) СИП – числовая, окончание нулевое, регулярное, разрывает основу;

в) грамматически обусловленная словоформа;

г) образуется от основы настоящего времени (переобуваj-ут-ся + ФОА –-).

д) представляет лексему переобуваться.

4. Основа лексемы переобуваться: переобува - ся, производная, членимая. Словообразовательная цепь:

переобуваться переобувать (или: обуваться) обувать обуть

СОА: -СЯ «обращенность действия на себя»;

-ВА- «длительность»;

ПЕРЕ- «заново».

5. а) Ср.: обуть – разуть, следовательно, -У- - связанный корень;

б) субморфов в корне нет;

в) ср. обувать – обуваj-ут, следовательно, - субморф J в составе суффикса;

г) случаев наложения нет.

6. Пере-об-у-ваj—о-о-ся.

Pr-pr-R-s(sb)-s-f-pt

О материнской любви

1. ЛЗ «свойственный матери».

2. материнск-ой

3. а) имя прилагательное в форме женского рода, единственного числа, предложного падежа;

б) СИП родо-падежно-числовая; флексия  ОЙ  материально выраженная, регулярная, завершает словоформу.

в) словоформа грамматически не обусловленная;

д) представляет лексему материнский.

4. Основа лексемы материнский: материнск-, производная, членимая. Словообразовательная цепь:

материнский мать (формально мотивирующий вариант – матери)

СОА: -ИНСК- «относящийся, свойственный».

5. а) ср.: мать – матери - материнство. Корень свободный;

б) ср.: мать – матери, следовательно, -ЕР- субморф в составе корня;

в) ср. : материнский – братский, следовательно, -ИН- субморф в составе суффикса;

г) случаев наложения нет.

6. Матер’-инск’-ий

R(sb)-(sb)sf

Воспламеняющийся костер

1. ЛЗ: «начинающий гореть».

2. воспламеняющ-ий-ся

3. а) действительное причастие настоящего времени в форме мужского рода, единственного числа, именительного падежа;

б) СИП: родо-падежно-числовая; флексия  ИЙ  материально выраженная, регулярная, разрывает основу;

в) словоформа грамматически обусловленная;

г) образуется от основы настоящего времени (воспламеняj-ся + ФОА –УЩ-);

д) представляет лексему воспламеняться.

4. Основа слова воспламеняться: воспламеня-ся, производная, членимая. Словообразовательная цепь:

Воспламеняться            воспламениться

воспламенять    воспламенить  

пламя (пламени)

СОА: -СЯ «обращенность действия на себя»;

ВОС- - -И- «совершить действие с предметом, названным мотивирующим словом»;

-А- «несовершенный вид.»

5. а) ср.: пламя – пламени – пламенный - пламенеть. Корень плам’- пламен’ свободный;

б) ср.: пламя – пламени, следовательно, -ЕН- субморф в составе корня;

в) ср.: воспламенять – воспламеняj-ут, следовательно, -J- субморф в составе суффикса;

г) случаев наложения нет.

6. Вос-пламен’ аj-ущ-ий-ся

Pr-R(sb)-s(sb)-s-f-pt

Перевооружением

1. ЛЗ: “приобретением нового оружия».

2. перевооружениj-эм

3. а) существительное среднего рода в форме единственного числа, творительного падежа.

б) СИП: падежная в рамках числа; флексия  ЭМ  материально выраженная, регулярная, завершает словоформу;

в) словоформа грамматически не обусловленная;

д) представляет лексему перевооружение.

4. Основа лексемы перевооружение: перевооружениj, производная, членимая. Словообразовательная цепь:

перевооружение перевооружить вооружить оружие

СОА: -ЕНИJ- «отвлеченное действие»;

ПЕРЕ- «заново»

ВО- «снабдить»

5. а) ср.: оружие – оружейник - безоружный. Корень оружиj, оруж-, свободный;

б) ср оружиj - оруж, следовательно, -ИJ- усекаемый субморф в составе корня;

в) ср.: перевооружениj-э – знаниj-э, следовательно, -е- субморф в составе суффикса;

г) случаев наложения нет.

6. Пере-во-оруж-ениj-эм

pr-pr-R-(sb)s-f

Слова для самостоятельного морфемного анализа

Перенасытившийся, загазованностью, заготовительница, переформировывая, притормаживание, раскраснеться, троечница, тарификационный, встрясочка, переосвидетельстоваться, отпечатываясь, притоптывающий, не переутомляйся.

Разбор по составу

Этот вид анализа представляет собой упрощенный и формализованный вид полного морфемного анализа. Его задача – выявить все морфы и субморфы в составе словоформы. Разбор по составу опирается на процедуры, предусмотренные в схеме полного морфемного анализа, но все они осуществляются в свернутом виде.

Последовательность разбора по составу

1. Выделить окончание (если оно есть).

2. Если словоформа является грамматически обусловленной, в скобках описать этап формообразования.

3. После двоеточия дать начальную форму лексемы, которую представляет данная словоформа; построить словообразовательную цепь; выделить словообразовательные аффиксы.

4. Выделить все морфы и субморфы в составе предложенной словоформы.

Примеры

Подкрепите-ка (подкреп-ят + ФОА –И- + ФОА –КА): подкрепить крепкий.

Размолачивая (размолачиваj-ут + ФОА –А): размолачивать размолотить молотить

Неподготовленностью:  неподготовленность неподготовленный поготовленный подготовить готовить готовый

Тренировочные упражнения

Сделать разбор по составу следующих словоформ.

Подкрадывающийся, пианистка, недостаточно, недоплачивая, законспектируй, молчаливостью, морщинистый, заледеневшую, разгрузочный, сожалением, переключайте-ка, содержательность, по-былинному, прищелкивая, предусмотрительно, обленившийся, многодневный, классифицировала, тетради проверяются преподавателем.


Литература

Учебники и справочники

Земская Е.А. Современный русский язык: Словообразование. -М., 1973.

Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов / В.А.Белошапкова, Е.А.Брызгунова, Е.А.Земская и др.; Под ред. В.А.Белошапковой. – М.: Высш. шк., 1989.

Русская грамматика. М., 1980. Т. 1.

Немченко В.Н. Основные понятия морфемики в терминах. – Красноярск, 1985.

Немченко В.Н. Основные понятия словообразования в терминах. – Красноярск, 1985.

Словари

Мейеров В.Ф., Шкляров В.Т. Русское слово в составе словообразовательного гнезда. – Иркутск, 1979.

Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М.: Просвещение, 1987.

Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 х т. – М.: Рус. яз., 1985.

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь. – М.: Просвещение, 1991.

Дополнительная литература

Ермакова О.П. Лексические значения производных слов в русском языке. – М., 1984.

Кубрякова Е.С. Типы языковых значений: Семантика производного слова. – М.: Наука, 1981.

Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. – М., 1977.

Мейеров В.Ф. Внутрисловные грамматические показатели. – Иркутск, 1977.

Мейеров В.Ф. Флексийные морфемы как комплексный грамматический показатель. – Иркутск, 1980.

Мейеров В.Ф., Кашевская Ю.И. Формообразование в современном русском языке. – Иркутск, 1980.

Милославский И.Г. Вопросы словообразовательного синтеза. – М., 1980.

Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке. – М., 1977.

Русское слово

в свете структурно-семантического описания

(словообразовательный и морфемный анализ)

Методические указания

Ташлыкова Марина Борисовна

Редактор Э. А. Хребтова

Подписано в печать                . Формат 60х90 1/16. Бумага газетная.

Поз.     . Печать офсетная. Усл. печ.л.       Уч.-изд. л.      

Тираж        экз. Зак.

Редакционно-издательский отдел

Иркутского государственного университета

664000, Иркутск, бульвар Гагарина, 36