23514

Морфемика. Морфонология. Словообразование

Книга

Иностранные языки, филология и лингвистика

Оглавление Объяснительная записка 4 Словоизменительные аффиксы и принципы их вычленения 6 Формообразовательные аффиксы и принципы их вычленения 12 Словообразовательные аффиксы и принципы их вычленения 21 Корень как главная морфема в структуре слова 32 Полный морфемный анализ 35 Разбор по составу 38 Библиографический список 39 Объяснительная записка Морфемика – это лингвистическая дисциплина изучающая систему морфем языка типы морфем их строение сочетаемость и морфемную структуру слова. Одним из важнейших результатов изучения курса...

Русский

2013-08-05

254 KB

17 чел.

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Иркутский государственный университет

Морфемика. Морфонология. Словообразование

Учебно-методическое пособие

Часть 1. Морфемика

Иркутск 2004


Печатается по решению редакционно-издательского совета

Иркутского государственного университета

УДК

ББК

Пономарева Н.В., Ташлыкова М.Б. Морфемика. Морфонология. Словообразование. Учеб.-метод. пособие. – Часть 1. Морфемика. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2004. – 40 с.

Пособие посвящено описанию принципов морфемной сегментации слов и словоформ; содержит алгоритмы отдельных этапов морфемного анализа, а также подробную характеристику каждого этапа с необходимыми теоретическими комментариями, примерами, заданиями для самостоятельной работы и образцами их выполнения.

Предназначено для студентов 3 курса факультета филологии и журналистики дневной и заочной форм обучения (отделение «Русский язык и литература»).

Рецензенты: канд. филол. наук, доц.  И.Б.Барамыгина,

канд. филол. наук, доц. О.В.Артемьева

© Пономарева Н.В., Ташлыкова М.Б., 2004.

© Иркутский государственный университет, 2004.


Оглавление

Объяснительная записка

4

Словоизменительные аффиксы и принципы их вычленения

6

Формообразовательные аффиксы и принципы их вычленения

12

Словообразовательные аффиксы и принципы их вычленения

21

Корень как главная морфема в структуре слова

32

Полный морфемный анализ

35

Разбор по составу

38

Библиографический список

39


Объяснительная записка

Морфемика – это лингвистическая дисциплина, изучающая систему морфем языка (типы морфем, их строение, сочетаемость) и морфемную структуру слова.

Одним из важнейших результатов изучения курса морфемики является умение дать морфемный анализ любого слова. Это умение опирается на теоретические представления о природе морфемы как знаковой единицы, о специфике плана содержания и плана выражения морфемы, о парадигматическом устройстве морфемы (и, следовательно, о морфах как ее речевых реализациях), о функциональных типах аффиксальных морфем и принципах сегментации слов и словоформ.

Цель настоящего пособия – последовательно представить этапы установления морфемной структуры слова и предложить систему тренировочных заданий и упражнений, способствующих овладению навыками самостоятельного морфемного анализа.

Общая характеристика морфемного анализа

Предмет анализа

Словоформа

Цель

Выявить все морфы и субморфы в составе данной словоформы

Задачи

1. Выявить словоизменительные аффиксы.

2. Выявить формообразовательные аффиксы.

3. Выявить словообразовательные аффиксы.

4. Охарактеризовать тип корня.

5. Выявить субморфы.

Схематический результат

анализа

Формула морфемного строения словоформы.

Последовательность этапов морфемного анализа опирается на определенные принципы и задается соответствующими алгоритмами. Каждый этап сопровождается развернутыми комментариями.

При освоении каждого этапа рекомендуется, опираясь на данные образцы, детально прорабатывать все предлагаемые в пособии задания, обращаться к рекомендованным учебным пособиям, словарям, академической грамматике и другой научной литературе (см. список на с. 39).


Принятые обозначения

Символы морфем:

  •  R - корень;
  •  pr - префикс;
  •  s - суффикс;
  •  s - нулевой суффикс;
  •  pt - постфикс;
  •  i - интерфикс;
  •  f - флексия;
  •  f – нулевая флексия
  •  sb – субморф.

Графические обозначения:

префикс;

   корень;

    суффикс;

   нулевой суффикс;

постфикс;

   интерфикс;

    флексия;

_   субморф;

основа слова;

   ← направление мотивации

Принятые сокращения

СИА – словоизменительные аффиксы

ФОА – формообразовательные аффиксы

СОА – словообразовательные аффиксы

П 1 – производящее слово

П 2 – производное слово

ДПНВ – действительное причастие настоящего времени

ДППВ – действительное причастие прошедшего времени

СПНВ – страдательное причастие настоящего времени

СППВ – страдательное причастие прошедшего времени

ДНСВ – деепричастие несовершенного вида

ДСВ – деепричастие совершенного вида


Словоизменительные морфемы и принципы их вычленения

Словоизменительную функцию в русском языке выполняет флексия.

Естественно поэтому, что флексия выделяется только у изменяемых частей речи и отсутствует у неизменяемых.

Изменяемость слова зависит от его принадлежности к определенному грамматическому классу. В современном русском языке воплотиться набором словоформ способны такие представители класса самостоятельных слов, как существительные, прилагательные, глаголы, числительные, местоимения. Наречия, служебные слова и междометия, а также отдельные существительные, прилагательные и некоторые формы глаголов (инфинитив, деепричастие, императив совместности) являются неизменяемыми.

Для того чтобы выделить флексию, необходимо ввести словоформу в словоизменительную парадигму (СИП). Важно помнить, что СИП – только часть всей морфологической парадигмы той или иной части речи. В СИП входят словоформы, полностью тождественные по лексическому значению. В процессе создания текста каждая из этого набора словоформ выбирается с целью удовлетворить потребности синтаксиса, но не с целью отразить изменения в реальной действительности. Именно поэтому, например, СИП имени существительного – падежная в рамках числа: выбор правильной падежной формы задается нормами русского синтаксиса, а выбор формы числа определяется ситуацией в реальном мире. Таким образом, СИП специфичны для каждой части речи:

Существительное

падежная в рамках числа

Прилагательное

полное

родо-падежно-числовая

краткое

родо-числовая

Глагол

настоящего / будущего времени

лично-числовая

прошедшего времени / сослагательного наклонения

родо-числовая

повелительного

наклонения

числовая

Местоимение

местоимение-существительное

падежная

местоимение-прилагательное

родо-падежно-числовая

Числительное

количественное

падежная

порядковое

родо-падежно-числовая

Таким образом, основной набор СИП современного русского языка следующий:

  1.  падежная в рамках числа: имена существительные;
  2.  падежная: количественные числительные (кроме один, два), местоимения-существительные (кроме он);
  3.  числовая: глаголы повелительного наклонения (императив адресата);
  4.  лично-числовая: глаголы настоящего/ будущего времени;
  5.  родо-числовая: глаголы прош. времени и сослагательного наклонения, краткие имена прилагательные, краткие причастия;
  6.  родо-падежно-числовая: имена прилагательные, полные причастия, порядковые числительные, местоимения-прилагательные.

Алгоритм выделения окончания.

  1.  Определить, к какому слову (изменяемому или нет) относится данная словоформа.

Ввести словоформу в словоизменительную парадигму.

  1.  Если в финали словоформы есть йот, определить, к какой части словоформы он относится.
  2.  Вычленить изменяемые отрезки словоформ и выделить их как окончания.

Образец.

Волнением.

  1.  Словоформа представляет лексему волнение. Это изменяемое имя существительное.
  2.  СИП имени существительного падежная в рамках числа, значит: им.п. волнение, род.п. волнения, дат.п. волнению, вин.п. волнение, твор.п. волнением, предл.п. (о) волнении (число единственное).
  3.  В словоформе есть йот: волнениj-э, волнениj-а, волнениj-у, волнениj-э, волнениj-эм, значит, йот в основе.

4. Следовательно, окончание в словоформе волнением выделяется следующим образом: волнениj эм.

Аналогично:

  •  пятью (количественное числительное, СИП падежная, йот в окончании, ср. пять, пяти), следовательно: пят jу;
  •  весёлому (полное имя прилагательное, СИП родо-падежно-числовая, ср. весёлый, весёлая), следовательно: весёл ому;
  •  запишите (глагол повелительного наклонения (императив адресата), СИП числовая, ср. запиши), следовательно: запиши те;
  •  свою (местоимение-прилагательное, СИП родо-падежно-числовая, йот в основе, ср., своj, своjим, своjэй), следовательно: своj у;
  •  вылетает (глагол наст. времени, СИП лично-числовая, йот в основе, ср. вылетаjэм, вылетаjут), следовательно: вылетаj эт;
  •  медвежий (притяжательное имя прилагательное, СИП родо-падежно-числовая, йот в основе, ср. медвежj-а, медвежj-у, медвежj), следовательно: медвежий ٱ;
  •  шестьдесят (количественное числительное, СИП падежная, ср. шестидесяти, шестьюдесятью), следовательно: шестьٱдесятٱ.

Задание 1

Определите статус финальных морфов в приведенных словах.

1) Лая - злая, 2) объём - конём, 3) братья - статья, 4) соберём - водоём, 5) сбруя - буржуя, 6) возьми - детьми, 7) нить - копнить, 8) домком - дымком, 9) скорпионья - спросонья, 10) петушком - волоком, 11) болит - байкалит, 12) улей - полей, 13) музей - князей, 14) иней - тюленей, 15) реликвии - впоследствии, 16) олений - весенний, 17) драконий - цирконий, 18) двух - петух, 19) паркета - букета, 20) ногу - помногу, 21) балет - колет, 22) кино - вино, 23) замысел - повисел, 24) беру - ведру.

Образец: островٱ - кучер ов

Задание 2

  1.  Введите омоформы в предложения или словосочетания.
  2.  Выделите в омоформах флексии.

1) Стих, 2) души, 3) стекло, 4) покрой, 5) это, 6) косой, 7) строй, 8) пожалуй, 9) права, 10) споём, 11) отцов, 12) красней, 13) семью, 14) подогрев, 15) стали, 16) мой, 17) полей, 18) устав, 19) словом, 20) дам, 21) мыло, 22) голов, 23) поцелуй, 24) шей.

Образец: Клейٱ обои тщательнее. - Это очень хороший клейٱ.

Задание 3

1.Выделите в приведенных словах флексии.

  1.  Распределите слова на группы по тождеству флексий.

1) Продай, невзначай, стай, бабай, урожай, ругай, лай, край, свай, включай, ходатай, чай, чай, почитай, глашатай, ай, трамвай, наливай, сарай, рай, моргай.

2) Чей, водолей, взашей, мышей, целей, волей-неволей, пропотей, сельдерей, змей, ручей, загустей, веселей, обогрей, идей, хорей, аллей, загорелей, злодей, не болей, лотерей, удалей.

Примечание: тождественными являются такие флексии, у которых совпадают и форма, и значение.

Образец: к одной группе будут относиться слова продай и ругай, т.к. продайٱ - ругайٱ, а нулевое окончание имеет значение ед.числа.

Задание 4

Определите морфемный статус и значение отрезка -о- в словах:

зло (сущ.), зло (прилаг.), зло (нареч.), злонамеренный.

Задание 5

Одинакова ли морфная структура конечных отрезков следующих слов:

Надю, ладью, кладью, адью, солью, солью, солю, соболью, болью, меню, сменю, авеню, теменью, темню.

Задание 6

Определите морфемный статус конечных отрезков в рифмующихся словах каждого отрывка:

  •  положь-ка, Антошка, пол-ложки картошки;
  •  кто икорочку и курочку, а кто горечко и корочку;
  •  кто не поленится, у того и поленница.

Задание 7

Распределите слова на три группы: с материально выраженной флексией, с нулевой флексией и без флексии.

1) Статья, РТР, ночь, коснутся, коснуться, МХАТ, полёт, напролёт, нехотя, колибри, статуя, ООН, свеча, конвой, боевой, крючья, бордо, заплыв, заплыв, КВН, кабаний, осенний, по-тихому, вертолёт, засоли, нараспев.

2) Печень, очень, ИГУ, гостья, сучья, чешуя, МИД, спустя, засев, посев, РСФСР, во-первых, салями, ручка, ТЮЗ, крайний, бараний, припой, скупой, хаки, ложь, ручка, пешеходный, метнутся, метнуться, запели.


Задание 8

Разграничьте пары слов по совпадению-несовпадению звукового состава флексий.

1) Зола – земля, 2) горячий – телячий, 3) друзей – язей, 4) волчью - речью, 5) ружью – рожью, 6) правами – вами, 7) свечою – рукою, 8) красная – синяя.

Образец: листья - река: листjа - река (по звуковому составу окончания тождественны); людьми - костями: люд’ми - кост’ами (по звуковому составу окончания не совпадают).

Задание 9

Слова с нулевыми окончаниями сгруппируйте по тождеству флексий.

Стол, стрел, весел, поел, умён, трон, стен, он, дан, знать, знать, опять, пять, треть, зять, покрой, покрой, сырой, твой, такой, дуй, оленей, семей, бараний, печь, печь, плачь, навзничь.

Примечание: сначала выделите окончания во всех приведенных словах, а затем распределите слова с нулевыми окончаниями на группы с одинаковым значением флексии.

Задание 10

1.Выделите окончания во всех словоформах приведенных ниже текстов.

2.Охарактеризуйте флексии выделенных слов по образцу.

(1). «Филология есть связь всех связей… Слово связано с любыми формами бытия, с любым познанием бытия. Отсюда ясно, что филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры. Значение и творчество оформляются через слово, и через преодоление косности слов рождается культура» (Д.С.Лихачев).

(2). «С незапамятных времен человек знает о себе, что он – предмет, достойный самого пристального внимания, но именно к этому предмету во всей его целостности, со всем, что в нем есть, он как раз и боится приступить», - писал М.Бубер. Когда барьер был преодолен, изменился сам взгляд на положение человека в мире. Язык, а не природа, по выражению Хайдеггера, стал для него «домом бытия». Язык не только отражает, но и создает ту реальность, в которой обитает человек… Путь к осмыслению феномена человека лежит не столько через естественные науки, сколько через естественные языки. Природе подчинен физический человек, но она ничего не знает о духовной личности. «Нам так хорошо в мире природы, - писал Ф.Ницше, - потому что у нее нет о нас мнения». Но у человека оно есть. И не только мнение, но и знание. Оно отражено в языке. Передавая знание, язык в то же время формирует сознание. «Именно в языке и благодаря языку человек конституируется как субъект, ибо только язык придает реальность, свою реальность, которая есть свойство быть, - понятию «Эго» – мое я» (Э.Бенвенист).

(3). «Итак, слову необходима мотивированность, поэтому язык развил несколько её типов. Самая распространённая - морфологическая мотивированность, или грамматическое значение. Оно присуще каждому слову без исключения. И если мы даже не знаем значения слова, то по его морфологической форме можем все же высказать об этом значении кое-какие суждения. Академик Л.В.Щерба для иллюстрации своих лекций по грамматическому значению придумал смешную фразу: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка» (А.П.Журавлев).

Образец. Городٱ, наполненный  спешащими  куда-то людьми, сверху казалٱся большим муравейником , который , проснувшись утром, не знаjэт отдыха и покоjа весьٱ деньٱ.

Наполненный: СИП родо-падежно-числовая; окончание -ый, материально выраженное, регулярное, завершает словоформу.

Казалٱся: СИП родо-числовая; окончание нулевое, регулярное, разрывает основу.

Не знаjэт: СИП лично-числовая; окончание -эт, материально выраженное, регулярное, завершает словоформу.

Отдыха: СИП падежная в рамках числа; окончание , материально выраженное, регулярное, завершает словоформу.

Весьٱ: СИП родо-падежно-числовая; окончание нулевое, регулярное, завершает словоформу.

Сверху: СИП отсутствует; окончание отсутствует.


Формообразовательные аффиксы и принципы их вычленения

Формообразовательную функцию в русском языке выполняет ряд суффиксов и постфиксов, участвующих в создании так называемых грамматически обусловленных словоформ. К ним относятся такие глагольные формы, как причастия, деепричастия, инфинитив, повелительное наклонение и страдательный залог, а также степени сравнения имен прилагательных. Словоформы других частей речи формообразовательных аффиксов в своем составе не имеют.

Грамматически обусловленные словоформы образуются по своим правилам.

Формы степеней сравнения образуются от основы положительной степени.

Глагольные формы образуются от двух исходных основ: основы настоящего и прошедшего времени, которые извлекаются из форм 3 лица множественного числа и мужского рода прошедшего времени соответственно.

Типология глагольного формообразования

От основы настоящего времени образуются:

  •  повелительное наклонение;
  •  действительные причастия настоящего времени (ДПНВ);
  •  страдательные причастия настоящего времени (СПНВ);
  •  деепричастия несовершенного вида (ДНСВ);
  •  страдательный залог настоящего времени;

От основы прошедшего времени образуются:

  •  инфинитив;
  •  действительные причастия прошедшего времени (ДППВ);
  •  страдательные причастия прошедшего времени (СППВ);
  •  деепричастия совершенного вида (ДСВ);
  •  страдательный залог прошедшего времени.


Типология формообразовательных аффиксов

Первая ступень формообразования

Формообразовательные суффиксы

Исходная основа

Грамматически обусловленная форма

Суффикс

Примеры

Полного качественного прилагательного

Компаратив

-ее/-ей

-е, -ше

Длинн-ый → длинн-ее

Превосходная

степень

-ейш-

-айш-

Глубок-ий → глубоч-айш-ий

Глагольная основа настоящего / будущего времени

Повелительное

наклонение

Побуждение

Побуждение к совместному действию

-и-

--

-ем-

-ом-

-им-

Пиш-ут пиш-и

Встан-ут встань-

Сделаj-ут сделаj-эм!

Споj-ут споj-ом!

Посид-ят посид-им!

ДПНВ

-ущ-

-ащ-

Вед-ут вед-ущ-ий

Лет-ят лет-ящ-ий

СПНВ

-эм-

-ом-

-им-

Решаj-ут решаj-эм-ый

Вед-ут вед-ом-ый

Привоз-ят привоз-им-ый

ДНСВ

-а-

Говор-ят говор-я

Глагольная основа прошедшего времени

Инфинитив

-ть

-ти

-чь

Реша-л реша-ть

Нес нес-ти

Берег бере-чь

ДППВ

-вш-

-ш-

Реша-л реша-вш-ий

принес принес-ш-ий

СППВ

-т-

-нн-

-онн-

-энн-

Мы-л мы-т-ый

Прочита-л прочита-нн-ый

Реши-л реш-енн-ый

Построи-л постро-енн-ый

ДСВ

-в-

-вши-

-ши-

Написа-л написа-в

Подума-л подума-вши

Принес принес-ши


Формообразовательные постфиксы

Исходная

форма

Вторичная форма

Постфикс

Примеры

Наст. / буд. время

Страдательный

залог наст. / буд. времени

-ся/-сь

Преподаватель читает лекцию → Лекция читает-ся преподавателем

Прошедшее время

Страдательный

залог прошедшего времени

-ся/-сь

Преподаватель читал лекцию → Лекция читала-сь преподавателем

Вторая ступень формообразования

Формообразовательные постфиксы

Исходная

форма

Вторичная форма

Постфикс

Примеры

Повелительное наклонение

Повелительное наклонение: побуждение + фамильярность

- ка

Спой, спойте  

спой-ка спойте-ка

Императив совместности

Императив совместности:побуждение +вежливость

-те

споем - споемте

Третья ступень формообразования

Формообразовательные постфиксы

Исходная

форма

Вторичная

форма

Постфикс

Примеры

Императив совместности с постфиксом

-ТЕ

Императив

совместности

-ка

споемте - споемте-ка


Алгоритм выделения формообразовательных аффиксов

  1.  Определить, является словоформа грамматически обусловленной или нет. (Если нет, формообразовательные аффиксы в ней отсутствуют).
  2.  Если да, выделить основу данной словоформы, указать, от какой основы или какой исходной формы она образуется.
  3.  Сопоставить базовую основу и основу анализируемой словоформы (исходную словоформу и данную), вычленить различающийся элемент = ФОА.

Образец.

Говорите.

  1.  Словоформа повелительного наклонения со значением побуждения (Говорите, пожалуйста, громче), грамматически обусловленная.
  2.  Основа словоформы говори -; образуется от основы настоящего времени говор – (ят).
  3.  В результате сопоставления основ говори -, говор’- можно вычленить формообразовательный суффикс –и-.

Говорите.

Словоформа настоящего времени, 2 лицо, множественное число (О чем вы говорите?). Грамматически не обусловленная, следовательно, ФОА отсутствуют.

Это здание строится уже третий год.

  1.  Словоформа страдательного залога настоящего времени, грамматически обусловленная.
  2.  Образуется от соотносительной формы действительного залога строит.
  3.  В результате сопоставления форм строится – строит можно вычленить формообразовательный постфикс –ся.

Он хорошо разбирается в технике.

Словоформа действительного залога, грамматически не обусловленная; следовательно, ФОА отсутствуют.

Мечтающий.

  1.  Действительное причастие настоящего времени, грамматически обусловленная словоформа.
  2.  Основа словоформы мечтаjущ; образуется от основы настоящего времени мечатаj-(ут).
  3.  В результате сопоставления основ мечтаjущ- - мечта- вычленяется формообразовательный суффикс –ущ-.

Размечтавшись.

  1.  Деепричастие совершенного вида, грамматически обусловленная словоформа.
  2.  Основа словоформы размечтавшись образуется от основы прошедшего времени размечта – (л – ٱ) – ся.
  3.  В результате сопоставления основ размечтавшись – размечта – ся вычленяется формообразовательный суффикс –вши.

Грамматическая структура словоформы

Флексия и формообразовательные аффиксы оформляют грамматическую структуру словоформы. Она выявляется в ходе следующей процедуры:

а) указать грамматическое значение словоформы1;

б) ввести словоформу в словоизменительную парадигму, выделить флексию, дать ее характеристику;

в) отметить, грамматически обусловленная словоформа или нет;

г) если да, выделить основу данной словоформы, указать, от какой основы или какой исходной формы она образуется;

д) сопоставить базовую основу и основу анализируемой словоформы (исходную словоформу и данную), вычленить различающийся элемент = ФОА.

е) указать, какую лексему представляет.

Образец.

Напишите

а) Повелительное наклонение со значением побуждения; мн.число;

б) СИП – числовая; окончание ТЕ , регулярное, завершает словоформу;

в) словоформа грамматически обусловленная;

г) основа напиши -; образуется от основы настоящего времени напиш- (ут);

д) в результате сопоставления основ напиши - - напиш- вычленяется ФОА –И;

е) представляет лексему написать.

Болея

а) Деепричастие несовершенного вида;

б) СИП отсутствует. Окончание отсутствует;

в) словоформа грамматически обусловленная;

г) основа болеjа образуется от основы настоящего времени болеj-(ут);

д) в результате сопоставления основ болеjа – болеj- вычленяется ФОА –А.;

е) представляет лексему болеть.

Увлекшийся

а) Действительное причастие прошедшего времени, мужской род, именительный падеж, единственное число;

б) СИП родо-падежно-числовая. Окончание -ИЙ, материально выраженное, регулярное, разрывает основу;

в) грамматически обусловленная;

г) основа увлекш-ся образуется от основы прошедшего времени увлек- (ٱ)-ся;

д) в результате сопоставления основ увлекш-ся - увлек- (ٱ)-ся вычленяется ФОА –Ш-.

Е) представляет лексему увлечься.

Валя симпатичнее Татьяны.

а) Сравнительная степень имени прилагательного;

б) СИП отсутствует, окончание отсутствует;

в) грамматически обусловленная;

г) основа симпатичнее образуется от основы симпатичн-(ый);

д) в результате сопоставления основ симпатичнее - симпатичн-(ый) вычленяется ФОА -ЕЕ;

е) представляет лексему симпатичный.

Грамматическую структуру слова можно представить схематически, соблюдая указанную выше последовательность действий. Обязательно представить следующие этапы:

  •  выделить окончание (если оно есть);
  •  если словоформа является грамматически обусловленной, в скобках описать этап формообразования;
  •  после двоеточия дать начальную форму лексемы.

Образец.

Расцветающ ий (расцветаj - + ФОА – ущ): расцветать.

Перестроенн ые (перестрои-л + ФОА –енн): перестроить.

Перестро ят: перестроить.

Присядьٱ (присяд-ут +ФОА Ø): присесть.

Заговорив (заговори-л + ФОА –в): заговорить.

Заговорилٱ: заговорить.

Интереснее (интересн-ый + ФОА –ее): интересный.

Висяч ие: висячий.

Задание 1

В следующих словоформах в соответствии с алгоритмом выделите формообразовательные аффиксы, если они есть.

Приходите, приходит, приходить, приходя, приходивший, прихожу, приходила, приходим, приходящий, приходи, приходили.

Задание 2

Выявите грамматическую структуру следующих словоформ (в полном варианте, см. с. 16).

Легкостью, подними, зачеркнутый, работа пишется абитуриентами, загодя, задумчивый, думая, они обнимаются, споемте же скорее!, написавший, пойте, сильный, смотрит, эта книга интереснее, вчера, дело закончено.

Задание 3

Выявите грамматическую структуру следующих словоформ (схематически, см. с. 17).

Запомнившийся, немного погодя, морского, дом строился этой бригадой достаточно долго, слегка, смелее, заходивший, собака кусается, принимает, работа сделана, выпустив, подписанный документ, дочерью.

Задание 4

Найти в тексте все грамматически обусловленные словоформы, выявить их грамматическую структуру (в первом варианте – полностью, в остальных – схематически).

  1.  Что, если я, заворожённый,

Сознанья оборвавший нить,

Вернусь домой уничижённый, -

Ты можешь ли меня простить?

Ты, знающая дальней цели

Путеводительный маяк,

Простишь ли мне мои метели,

Мой бред, поэзию и мрак?

Иль можешь лучше: не прощая,

Будить мои колокола,

Чтобы распутица ночная

От родины не увела? (А.Блок).

2) Не видав Вас в глаза, хочу сказать Вам: милый друг, берегитесь Елисейских полей; пока есть в нас кровь и юность - будем верны будущему. Чем сильнее наша верность, тем ближе наше будущее.

3) Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сёл. (А.Блок).

4)  …Погонщик возник неизвестно откуда.

В пустыне, подобранной небом для чуда

По принципу сходства, случившись ночлегом,

Они жгли костер. В заметаемой снегом

Пещере, своей не предчувствуя роли,

Младенец дремал в золотом ореоле

Волос, обретавших стремительно навык

Свеченья – не только в державе чернявых,

Сейчас, - но и вправду, подобно звезде,

Покуда земля существует: везде. (И. Бродский).

Задание 5

Образуйте все грамматически обусловленные формы от следующих глаголов.

Читать, строить, выходить, написать, расплавить, передумать, веселить, ходить, запутаться, поверить, удвоить, опробовать, помахать, оценить, застрелиться, повернуться, вычеркнуть, усиливаться, сочинить, решать.

Образец.

Рисовать.

От основы настоящего времени  рисуj-ут образуются формы:

  •  повелит.наклонение, императив адресата - рисуй (ФОА Ø), рисуй-ка (ФОА Ø + -КА);
  •  повелит.наклонение, императив совместности - рисуjэм (ФОА -ЭМ), рисуjэмте (ФОА -ЭМ- + -ТЕ), рисуjэмте-ка (ФОА -ЭМ- + -ТЕ + -КА);
  •  ДПНВ - рисуjущий (ФОА -УЩ-);
  •  СПНВ - рисуjэмый (ФОА -ЭМ-);
  •  ДНСВ - рисуjа (ФОА -А-);

от основы прошедшего времени рисова-л образуются формы:

  •  инфинитив - рисовать (ФОА -ТЬ),
  •  ДППВ - рисовавший (ФОА -ВШ-),
  •  СППВ - рисованный (ФОА -НН-).

Задание 6

Образуйте от данных глаголов все возможные формы причастий, определите причину отсутствия какой-либо формы.

Знакомиться, наклеить, обниматься, дорешать, отмечать, спешить, молодеть, рычать, придумать, смеяться, выходить, заплатить, стукнуть, летать, подписаться, напечатать, подкупить, закрасить, стеклить, зацветать.

Образец.

Купить

ДПНВ не образуется, т.к. глагол сов.вида.

СПНВ не образуется, т.к. глагол сов.вида.

ДППВ - купивший (купи-л +ФОА -ВШ-).

СППВ - купленный (купи-л +ФОА -ЕНН-).

Бежать.

ДПНВ - бегущий (бег-ут +ФОА -УЩ-).

СПНВ не образуется, т.к. глагол непереходный.

ДППВ - бежавший (бежа-л +ФОА -ВШ-).

СППВ не образуется, т.к. глагол непереходный.

Примечание. 

Существуют два основных ограничения на образование форм причастий. Возможность образования причастия зависит от:

  •  вида глагола: от глаголов совершенного вида не образуются формы причастий совершенного вида;
  •  переходности глагола: от непереходных глаголов не образуются формы страдательных причастий.

Кроме того, есть и несистемные (языковые) ограничения на образование форм причастий: от глагола отвечать, например, не образуется форма страдательного причастия прошедшего времени.


Словообразовательные аффиксы и принципы их вычленения

Словообразовательную функцию в русском языке выполняют префиксы, суффиксы, интерфиксы и постфиксы, участвующие в создании производных слов. Непроизводные слова словообразовательных аффиксов в своем составе не имеют2.

Словообразовательные аффиксы, участвуя в формировании лексического значения, характеризуют не отдельную словоформу, а лексему в целом, поэтому прежде чем приступить к их выделению, следует привести словоформу к ее словарному виду.

СОА вычленяется в результате сопоставления производной и производящей основ, ср.:

  •  столярничать образовано от столяр; основа производного слова (далее – П 2)3 столярнича-, основа производящего слова4 (далее П 1) столяр-; в результате вычленения совпадающей части столяр выделяется элемент –нича, следовательно, это словообразовательный суффикс;
  •  бездельничать образовано от бездельник; основа П 2 бездельнича-, основа П 1 бездельник-; в результате вычленения совпадающей части бездельник (чередование к // ч) выделяется элемент –а, следовательно, это словообразовательный суффикс.

Правильное выделение словообразовательного аффикса (= форманта) предполагает умение а) найти производящую единицу; б) соотнести производную и производящую основу; в) учесть возможность морфонологических преобразований участвующих в словообразовании морфем.

А) Критерии определения производящего

1. Производящим является слово, более простое по форме и по смыслу, чем данное, и максимально близкое данному в формальном и смысловом отношении. Как правило, производное слово можно истолковать через производящее.

Например, определяя производящее для слова учительница, можно рассмотреть несколько вариантов: «женщина, которая учит» (и тогда мотиватор учить), и «женщина-учитель» (тогда мотиватор учитель). Следует остановиться на втором варианте, так как он предпочтительнее в формальном отношении: отрезок основы, совпадающий с основой данного для анализа слова, более протяженный. Итак: учительница учитель.

Рассуждая аналогичным образом, устанавливаем словообразовательные пары:

оправдание оправдать

подготовленность подготовленный

перевооружить вооружить

землевладельческий землевладелец

расшифровка расшифровать

NB: если формально близкий вариант не соотносится с анализируемым словом по смыслу, следует искать другую мотивирующую единицу.

Так, определяя производящее для слова приангарский, следует остановиться не на формально близком варианте ангарский, а на существительном Ангара, так как значение анализируемого слова легко может быть определено через данное существительное – «расположенный возле реки Ангары». Истолковать значение анализируемого производного через прилагательное не представляется возможным. Аналогично:

забайкальский Байкал

приозерный озеро

Таким образом, основной способ поиска производящего слова – найти слово, формально близкое к данному, и сформулировать дефиницию с его участием.

2. При равной формальной сложности и разных лексических значениях сопоставляемых слов производным является то, которое характеризуется большей семантической сложностью.

Примеры.

Производящим для слова физик является существительное физика. Хотя основы обоих рассматриваемых слов обладают равной формальной протяженностью, первое семантически обусловлено вторым, а не наоборот: «физик – ученый, занимающийся физикой». Аналогично:

ботаник ботаника

математик математика

3. В парах типа бегать – бег, синий – синь (при тождестве лексических значений глагола и существительного, прилагательного и существительного) производящими являются соответственно глагол и прилагательное, хотя на первый взгляд основы существительных обладают меньшей формальной протяженностью. Аргумент: значение действия первично для глагола и вторично для существительного; значение признака первично для прилагательного и вторично для существительного. Поэтому:

бег бегать

синь синий

Аналогично:

вход входить

отлов отловить

ширь широкий

высь высокий

NB: словообразовательным формантом в этих случаях является нулевой суффикс. Аргументы: эти существительные производные; словообразовательное значение отвлеченного действия и отвлеченного признака выражаются в языке синонимичными аффиксами (ср.: украшение украшать, штопка штопать, синева синий, доброта добрый). Подробнее см. учебник под ред. В.А.Белошапковой, с. 256 – 259.

4. При совпадении лексических и грамматических значений сопоставляемых слов производящим является стилистически окрашенное, независимо от формальной сложности основы.

Примеры.

корабел корабельщик

гуманитар гуманитарий

маг магнитофон

5. Существительные, обозначающие лицо женского пола, в системе языка мотивируются существительными, обозначающими лицо мужского пола (ср.: студентка студент, учительница учитель, поэтесса поэт и т.п.). Поэтому при формальном равенстве основ в случаях типа ученица ученик, а также при возможности соотнесения с другим словом: комсомолка (комсомолец? комсомол?) мотивирующим признается существительное, обозначающее лицо мужского пола.

Б) Определив мотивирующую единицу, следует указать ее основу. Иногда основа непосредственно мотивирующего формального варианта заключена не в начальной форме слова, а в какой-либо словоформе.

Примеры.

Глагол пламенеть мотивируется существительным пламя; непосредственно мотивирующий формальный вариант основы – пламен’- (из словоформы пламени).

Прилагательное материнский мотивируется существительным мать; непосредственно мотивирующий формальный вариант основы – матер’- (из словоформы матери).

Примечание.

В некоторых случаях мотивационные отношения могут быть осложнены.

Во-первых, это происходит при расхождении формальной и смысловой производности (см. подробнее учебник под ред. В.А.Белошапковой, с. 304-305).

Во-вторых, - при наличии неединственной мотивации (др. термины: множественная производность, полимотивация, двойная мотивация). В таких случаях производная основа может быть возведена с равной степенью вероятности к нескольким производным, каждое из которых удовлетворяет формально-смысловому критерию.

Примеры.

Слово перерегистрация может быть возведено как к мотивирующему регистрация («повторная регистрация»), так и к слову перерегистрировать («действие по глаголу»).

Аналогично:

проверка проверить

проверять

переобуваться   переобувать

обуваться

Тренировочное упражнение

Определите производящее слово, выделите основы П 2 и П 1, укажите формант (= словообразовательный аффикс).

Светло, знание, обогреть, злость, желтеть, пригород, встречаться, непогода, добела, ход, премилый, разбег, серебряный, высь, полярный, ахнуть, московский, влюбиться, октябренок, утюжить, безводье.

В) При сопоставлении основ производящего и производного необходимо учитывать, что в процессе словопроизводства могут происходить разного рода морфонологические преобразования на стыке морфем.5.

Законы русской морфонологии не допускают сочетания некоторых звуков на стыке морфем. Поэтому, например, возможно образование типа пила пилка, стена стенка, но недопустимо рука *рукка, нога *ногка и т.п. Для устранения подобных явлений используются чередования, наращения, усечения и наложения.

1. Список типичных чередований.

К//Ч: рука ручка

Г//Ж: нога ножка

Х//Ш: сухой сушить

Д//Ж: водить вожак

Д//ЖД: водить вождение

Ц//Ч: лицо личико

С//Ш: просить прошение

З//Ж: поразить поражение

t//t’: ли[с]а ли[с’]енок

сло[н] сло[н’]иха

хит[р]ый хит[р’]ец

Б//БЛ’: озлобить озлобление

В//ВЛ’: ловить ловля

М//МЛ’: кормить кормление

П//ПЛ’: ослепить ослепление

Чрезвычайно широко представлено в русском языке чередование гласного с нулем звука.

лев львиный (Е//#)

лоб лбище (О//#)

шапка шапочка (К//Ч, #//О)

(Подробнее о явлении чередования см. учебник под ред. В.А.Белошапковой, с.278-282).

2. Наложение (интерференция морфов) – это совмещение конца одного и начала другого морфа.

Примеры:

регби  регбист (суффикс –ист- естественно выделить на фоне одноструктурных образований типа футбол  футболист, волейбол  волейболист, шахматы  шахматист). Звук –И- оказывается принадлежностью и корня, и суффикса.

Аналогично:

сосна сосняк (суффикс -няк- - на фоне: береза березняк, ива  ивняк). Звук -Н- принадлежит и корню, и суффиксу.

3. Усечение имеет место тогда, когда в состав производного слова входит не вся основа производящего, а только какая-то ее часть.

Примеры.

саботаж  саботировать

соло  солист

самбо  самбист

рано  ранний

премиjа премиальный

 

4. Наращение.

4.1. Наращение основы.

Для глаголов, например, наиболее типично наращение исходной основы за счет тех согласных, которые формирую основу настоящего времени.

Примеры.

кладка ← класть (кладут)

плывун ← плыть (плывут)

брадобрей ← брить (бреют) 

4.2. Наращение аффиксальной морфемы.

Сравним ряд производных слов:

лондонский Лондон + -ск-

орловский Орел + -овск-

американский Америк-а +анск-

Форманты данных производных различаются. Однако семантический анализ показывает, что для выражения значения «относящийся к тому, что названо мотивирующим словом», достаточно сегмента –СК- (ср. также: псковский, минский и т.п.). Следовательно, элементы –ОВ- в орловский, -АН- в американский собственного значения не имеют и потому не могут быть признаны самостоятельными морфемами. Они входят в состав суффикса как незначимое наращение.

Часть морфа, не имеющая самостоятельного значения, но участвующая в словообразовании вместе с каким-либо морфом, называется субморфом.

Для того чтобы выявить субморф в составе корневой морфемы, необходимо подобрать слова с другими формальными вариантами корня.

Примеры:

материнскиймать (ср.: матери, матерью), следовательно, -ЕР- - субморф в составе корня;

космический ← космос (космос – слово непроизводное, следовательно, корень равен основе: космос-; в производном этот корень выступает в усеченном виде косм-, следовательно, -ОС- - субморф в составе корня космос-).

уточка ← утка (ср. утиныйутка; утка – слово непроизводное, значит, корень равен основе: утк-; в производном уточка этот корень в результате чередований приобретает вид уточ-; в производном утиный корень выступает в усеченном виде ут-; следовательно, -К- (-ОЧ-) – субморф в составе корня утк- / уточ-).

Для того чтобы выявить субморф в составе аффиксальной морфемы, необходимо подобрать одноструктурные слова со сходным значением и сопоставить форманты.

Примеры:

спасениjэ спасать. Формант –ениj-. Ср. пениjэ петь. Формант –ниj-. В обоих случаях значение, выражаемое формантом, - отвлеченное действие. Следовательно, в первом случае –е- субморф в составе суффикса.

сестринский сестра. Формант –инск-. Ср. братский   брат. Формант –ск-. В обоих случаях значение, выражаемое формантом, - принадлежность тому, кто назван мотивирующим словом. Следовательно, в первом случае –ин- - субморф в составе суффикса.


Тренировочное упражнение

Определите производящее слово, выделите основы П 2 и П 1, укажите формант (= словообразовательный аффикс); морфонологические преобразования производящей основы и форманта.

Образец: космический космос

а) Чередование М//М’, усечение ОС в производящей основе.

б) Ср.: апрельский апрель. Субморф –иче- в составе суффикса

–ическ-.

Речной, таксист, пленарный, воскресенье, улыбка, подсолнечный, француженка, барашек, сочинский, буржуазный, смешливый, минимальный, бочонок, дегтярный, новосибирец, червячок, смоленский, продажа, кофейный, утятина, выговаривать, плотничать, квашня, разбалтывать, высь, скрипичный, масочка, гвоздичный.

В составе производной основы может быть несколько словообразовательных аффиксов. Корректность их выделения обеспечивается построением и анализом словообразовательной цепочки. Словообразовательная цепочка – это ряд слов, выстроенных таким образом, что каждое последующее является производящим для предыдущего. Попарное сопоставление членов словообразовательной цепочки (первого со вторым, второго с третьим, третьего с четвертым и т.д.) позволяет выделить все словообразовательные аффиксы.

Примечание: возможны два вида записи цепочек: в строчку и в столбик. Второй вариант отличается максимальной наглядностью.

Примеры

Разбинтовываниjэ  разбинтовывать разбинтовать бинтовать бинт

Другой вариант записи:

1. Разбинтовывание

2. разбинтовывать

3. разбинтовать

4. бинтовать

5. бинт

На первом шаге сопоставляются основы слов первой пары (1-2): разбинтовываниj-разбинтовыва-. Общая часть - разбинтовыва-, следовательно, вычленяется суффикс –ниj-.

На втором шаге сопоставляются основы слов второй пары (2-3): разбинтовыва-разбинтова-. Общая часть разбинтов-, следовательно, суффикс –ыва-.

На третьем шаге сопоставляются основы слов третьей пары (3-4): разбинтова-бинтова-. Общая часть бинтова-, следовательно, вычленяется префикс –раз-.

На четвертом шаге сопоставляются основы слов четвертой пары (4-5): бинтова-бинт-. Общая часть бинт-, следовательно, вычленяется суффикс –ова-.

Результаты анализа словообразовательной цепочки отражаются в оформлении структуры данного для анализа слова. В составе производной основы разбинтовываниj- выделяются следующие СОА: суффиксы -ниj-, -ыва-, -ов- (суффикс –ова-, вычлененный на четвертом шаге анализа, претерпел усечение гласного) и префикс раз-; раз-бинт-ов-ыва-ниj-.

Аналогично:

заинтересовываться

заинтересоваться

интересоваться

интересовать

интерес

 (Результат анализа: за-интерес-ов-ыва-ся)

обольстительно

обольстительный

обольстить

льстить

лесть

(Результат анализа: обо-льст-и-тельн-о)

по-предрассветному

предрассветный

рассвет

рассветать

светать

свет

 (Результат анализа: по-пред-рассвет-н-ому)

раздробленность

раздробленный

раздробить(ся)

дробить

дробь

 (Результат анализа: раз-дробл’-енно-ость)


Задание 1

Найдите в каждом ряду четвертое лишнее, аргументируйте свой ответ:

1) приток, песок, курок, теремок;

2) токарь, слесарь, лекарь, пекарь;

3) нектарник, коровник, краник, стражник;

4) пшеница, союзница, кляузница, поленница;

5) подозрение, подождать, подорвавший, подолбить.

Задание 2

Для каждого слова найдите производящее; распределите слова на группы по тождеству словообразовательного форманта.

  1.  Паяльник, пыльник, пододеяльник, выпускник, светильник, защитник, вопросник, рубильник, подсвечник, умывальник, кипятильник, работник, морковник, шиповник, шутник, творожник, молчальник, сотрудник, союзник, купальник.
  2.  Смотритель, строитель, попечитель, учитель, повелитель, вредитель, покровитель, просветитель, губитель, спаситель, гонитель, расширитель, закрепитель, обличитель, распространитель, раздражитель, вдохновитель.
  3.  Воспитательный, питательный, утомительный, мечтательный, сознательный, желательный, двигательный, значительный, измерительный, испытательный, владетельный, удивительный, внушительный, изобразительный, неудовлетворительный, последовательный, уважительный, прикрепительный, обвинительный.
  4.  Болельщик, котельщик, чистильщик, сигнальщик, табельщик, туннельщик, белильщик, рисовальщик, могильщик, вышивальщик, точильщик, бурильщик, тральщик, ныряльщик, угольщик, курильщик, корабельщик, текстильщик, тесальщик, сеяльщик.
  5.  Барышничать, бездомничать, безобразничать, гончарничать, деликатничать, жадничать, жеманничать, крохоборничать, лентяйничать, монтажничать, нахлебничать, наивничать, нервничать, осторожничать, попугайничать, посредничать, разбойничать, садовничать, сентиментальничать, скромничать, столярничать, фокусничать, художничать, ябедничать.
  6.  Надоить, надбавка, надоить, надеть, надорвать, надушить, надломленность, надоблачный, надобность, наделять, надвинуть, надменность, надпилить, надрыв, наделить, надежный, надомный, надрезать, надымить, надсмотрщик, надел, надворный, надбровный, надвигать, надзиратель, надоумить.
  7.   Недовесок, недосыпание, недостоверность, недоверчивость, недолюбливать, недоразумение, недостача, недотрога, недомолвка, недоумение, недоступность, недомерок, недооценка.
  8.  Подешеветь, подлость, поддержка, подлинный, подглядеть, подвесной, подвал, подвижный, подбивать, подвиг, подвигать, подгруппа, подвижничество, подбородок, подарок, подгонка, подраздел, подрастать, подоходный, подруга, подрядчик, подпасок, подробный, подошва, подорвать, подозрение.

Задание 3

В каждой группе слов найдите производные, непосредственно образованные от (1) веселый, (2) говорить, (3) краска, (4) легкий. Укажите, с помощью каких СОА образовано каждое из найденных слов.

  1.  Весело, повеселеть, развеселиться, превеселый, веселеть, увеселение, весельчак, навеселе, увеселительный, невесело.
  2.  Говор, неговорливый, выговаривать, договариваться, договор, оговорка, говорильня, наговориться, оговорить, сговорчивый, громкоговоритель, скороговорка, разговорчивый, приговорить.
  3.  Красочный, красильщик, краситель, красочно, краскопульт, лакокрасочный, красить, окрашивание, покраска, раскрасочный, нитрокраска.
  4.  Легонький, легко, облегчение, полегоньку, легковушка, легкость, легковой, налегке, облегченно, легковес, легкомыслие, легкорастворимость, легковер.

Задание 4

Найдите ошибки в построении словообразовательной цепочки, аргументируйте свой ответ; дайте правильный вариант, выделите все СОА.

  1.  Имя → именинник → именинница → именины.
  2.  Кормить → подкормить → подкормочный → подкормка.
  3.  Крыло → окрылённо → окрылённый → окрылить
  4.  Помощь → беспомощно → беспомощный → беспомощность.
  5.  Каприз → капризный → капризница → капризник.
  6.  Много → немного → понемногу → понемножечку → понемножку.
  7.  Писать → письмо → письменно → письменность → письменный.
  8.  Мять → разминать → разминочный → разминка.
  9.  Низкий → унизительный → унизить → унизительно.
  10.  Готовить → готовый → заготовительный → заготовить.

Задание 5

Для каждого слова составьте словообразовательные цепочки, выделите все словообразовательные аффиксы.

Изменчивость, пренеприятный, подписаться, руководительница, предательство, раскулачивать, соразмерность, украшательский, изначально, ознакомительный, примиренческий, раскручиваться, золотоискательский, безошибочно, неощутимо, оформительница, непоследовательный, ушестерить.

Задание 6

Определите статус и значение указанного отрезка в приведенных словах.

1) -ИН- : ялтинский, пианино, медицина, буженина, осетрина, крестьянин, гостиный, антигриппин, инвариант, интурист, иной, Пушкин, мамин, соломина, домина.

2) -ОВ- : отцов (сущ.), отцов (прилаг.), домов, орловский, псковский, сыновья, Иванов, чаёвничать, овчарня, сыновий.

3) -И- : шестидесятник, шестидесятые, шестидесяти, шестиклассник, шестиглавый, шестисот, шестисотый, шестисотлетие, шеститомник.


Корень как главная морфема в структуре слова

Принципы вычленения корня

В результате всех предшествующих этапов анализа становится возможным выделение корня. Корень равен основе непроизводного слова. Поэтому в большинстве случаев предшествующий этап работы позволяет без затруднений выделить корень: он равен основе того слова, которое стоит в исходе словообразовательной цепи. (См. рассмотренные выше примеры посинеть, разбинтовывание, заинтересовываться, обольстительно, по-предрассветному и т.п.).

Однако из этого правила есть два исключения.

Первое касается тех случаев, когда в вершине словообразовательной цепи стоит непроизводный глагол. Сравним глаголы синить – ходить, синеть – гореть, увлекать – читать. Первые члены анализируемых пар – слова производные. В результате сопоставления с производящими синий, увлечь в их структуре легко выявляются элементы –И-, -Е-, -А-, которые выполняют деривационную функцию и выражают значения: «наделять признаком» (синить), «приобретать признак» (синеть), «длительно совершать действие» (увлекать). Следовательно, названные элементы являются полноценными суффиксами. Вторые члены пар – слова непроизводные. Элементы –И-, -Е-, -А- не выполняют деривационной функции и не выражают словообразовательного значения. Поэтому существует мнение, согласно которому эти элементы не оцениваются как суффиксы, а включаются в состав корня. Есть, однако, другое представление, согласно которому данные сегменты все же следует считать самостоятельными суффиксальными морфемами, наделенными особым – классифицирующим - значением (они относят глагол к тому или иному спряжению). Если принять эту точку зрения, основа непроизводного глагола окажется состоящей из суффикса (= тематической гласной) и корня.

Второе исключение из общего правила выделения корневой морфемы связано с непроизводными словами типа добавить – прибавить – отбавить – убавить. В подобных словах значение словообразовательных аффиксов достаточно отчетливо ощущается носителем языка (ср.: долить, присоединить, отпить, урезать). Поэтому выделение префиксальных морфов представляется оправданным и влечет за собой выделение особых корней, не существующих в свободном виде, а как бы прикрепленных к своему аффиксальному окружению. Такие корни называются связанными и обнаруживаются не в результате анализа словообразовательной цепи, а в ходе процедуры сопоставления. Аналогично: свергнуть, отвергнуть, низвергнуть; обуть – разуть; одеть – надеть – раздеть и т.д.

Выделив корень, следует подобрать группу однокоренных корней с различными аффиксами: это поможет выявить тип корня (свободный или связанный).

Задание 1

Распределите слова с омонимичными корнями на группы по значению корня.

  1.  Горюшко, горевать, предгорный, горемыка, обгорать, плоскогорье, угореть, горец, горесть, горючий, горка, горестно, возгореться, горевать, горный, горелка.
  2.  Губной, губительный, душегубец, губастый, погубить, плоскогубцы, губищи, губитель.
  3.  Виноватый, винный, виновность, обвинитель, извиниться, безвинный, винцо, винодел, невиновный, винишко.
  4.  Наводнение, верховод, провода, водянка, паводок, сверхпроводимость, подводный, завод, предводитель, обезводеть, водица, заводить, водохранилище.
  5.  Носище, сношенность, носильщик, носовитый, подноска, преподносить, кривоносый, подношение, переносица, носовик, носитель.
  6.  Толкание, столковаться, толкун, затолкнуть, перетолковать, толкование, столковаться, ядротолкатель, толковый, толчок, толкователь, истолкование.

Задание 2

Опираясь на приведенную выше процедуру, выделите корни в следующих словах.

Безграмотный, безвольный, безалаберный, пригреть, привет, природа, пристроить, превеселый, препятствие, подорожник, папоротник, прапорщик, расклейщик, табунщик, рыбачить, посетить, белеть, копировать, закаливать.

Задание 3

Выделите корни; распределите слова на группы по тождеству корней.

Древесный, деревянный, деревенщина, деревцо, деревушка, дерево, древко, деревенский, деревенька, деревенеть, деревня, древесина.

Задание 4

Выделите корни в приведенных словах, подчеркните исторические чередования.

Бить - бойня - бей, друг - дружить - друзья, жать - сжимать - сожму, крыть - покров - крой, купить - купля - купленный, ловить - ловля, молодой - младший, мыть - мою - мойка, начать - начну - начинать, носить - нести - занашивать, огород - ограда, пить - пойло - пей, ходить - хождение - похаживать.

Образец: снег - снеж-ный.

Задание 5

Распределите слова на две группы: со связанными корнями и со свободными корнями, докажите наличие того или другого корня.

Агитация, типизация, изоляция, ассоциация, коронация, трансляция, фильтрация, пульсация, модификация, эксплуатация, пигментация, ампутация, суффиксация, медитация, имитация, презентация, корпорация, фиксация, аргументация, йотация.

Образец: в слове спекул’-ация корень связанный, т.к. спекул’-ация ← спекул’-ировать, ср. спекул’ - ант; в слове госпитал’-изация корень свободный , т.к. госпитал’-изация ← госпитал’-изировать ← госпиталь.

Задание 5

Выпишите слова со связанными корнями.

Спрыгнуть, свергнуть, скинуть, надеть, надуть, отдать, отнять, отбавить, вонзить, ввергнуть, вплести, влить, раздеть, разжать, разнять, разуть, разрыть, пронзить, проклясть, пронять, прибавить, придать, прибавить, низвести, низвергнуть, низложить.

Образец: в слове о-де-ть корень связанный, т.к. о-де-ть - н-ад-еть - раз-де-ть.

Умение последовательно вычленять словоизменительные, формообразовательные, словообразовательные аффиксы и корень слова и словоформы позволяет корректно выполнять полный морфемный анализ и разбор по составу.


Полный морфемный анализ

1. Определить ЛЗ словоформы.

2. При необходимости привести к виду, удобному для анализа: указать йотацию, мягкость на морфемных швах.

3. Выявить грамматическую структуру словоформы:

а) указать грамматическое значение;

б) ввести словоформу в словоизменительную парадигму, выделить флексию, дать ее характеристику;

в) отметить, грамматически обусловленная словоформа или нет;

г) если да, указать, от какой основы она образована, с помощью какого формообразовательного аффикса;

д) какую лексему представляет.

4. Выявить основу лексемы, указать, производная она или нет, членимая или нет. Для производной основы построить словообразовательную цепь, выявить словообразовательные аффиксы, указать их значение.

5. Выявить остальные компоненты структуры, если они есть:

а) подобрать группу однокоренных слов с различными аффиксами; отделить аффиксы от уникальных или связанных корней, указать тип корня;

б) выявить в составе корня субморфы, привлекая слова с другими формальными вариантами корня;

в) выявить в составе аффиксов субморфы, привлекая слова с другими формальными вариантами данных аффиксов;

г) выявить случаи наложения.

6. Записать структуру данной словоформы, представить формулу ее строения.

Образцы

Переобувайся

1. ЛЗ «обувайся заново».

2. переобуваj-ся.

3. а) повелительное наклонение, значение побуждения, единственное число;

б) СИП – числовая, окончание нулевое, регулярное, разрывает основу;

в) грамматически обусловленная словоформа;

г) образуется от основы настоящего времени (переобуваj-ут-ся + ФОА –-).

д) представляет лексему переобуваться.

4. Основа лексемы переобуваться: переобува - ся, производная, членимая. Словообразовательная цепь:

переобуваться переобувать (или: обуваться) обувать обуть

СОА: -СЯ «обращенность действия на себя»;

-ВА- «длительность»;

ПЕРЕ- «заново».

5. а) Ср.: обуть – разуть, следовательно, -У- - связанный корень;

б) субморфов в корне нет;

в) ср. обувать – обуваj-ут, следовательно, - субморф J в составе суффикса;

г) случаев наложения нет.

6. Пере-об-у-ваj—о-о-ся.

Pr-pr-R-s(sb)-s-f-pt

О материнской любви

1. ЛЗ «свойственный матери».

2. материнск-ой

3. а) имя прилагательное в форме женского рода, единственного числа, предложного падежа;

б) СИП родо-падежно-числовая; флексия  ОЙ  материально выраженная, регулярная, завершает словоформу.

в) словоформа грамматически не обусловленная;

д) представляет лексему материнский.

4. Основа лексемы материнский: материнск-, производная, членимая. Словообразовательная цепь:

материнский мать (формально мотивирующий вариант – матери)

СОА: -ИНСК- «относящийся, свойственный».

5. а) ср.: мать – матери - материнство. Корень свободный;

б) ср.: мать – матери, следовательно, -ЕР- субморф в составе корня;

в) ср. : материнский – братский, следовательно, -ИН- субморф в составе суффикса;

г) случаев наложения нет.

6. Матер’-инск’-ий

R(sb)-(sb)sf

Воспламеняющийся костер

1. ЛЗ: «начинающий гореть».

2. воспламеняющ-ий-ся

3. а) действительное причастие настоящего времени в форме мужского рода, единственного числа, именительного падежа;

б) СИП: родо-падежно-числовая; флексия  ИЙ  материально выраженная, регулярная, разрывает основу;

в) словоформа грамматически обусловленная;

г) образуется от основы настоящего времени (воспламеняj-ся + ФОА –УЩ-);

д) представляет лексему воспламеняться.

4. Основа слова воспламеняться: воспламеня-ся, производная, членимая. Словообразовательная цепь:

Воспламеняться            воспламениться

воспламенять    воспламенить  

пламя (пламени)

СОА: -СЯ «обращенность действия на себя»;

ВОС- - -И- «совершить действие с предметом, названным мотивирующим словом»;

-А- «несовершенный вид.»

5. а) ср.: пламя – пламени – пламенный - пламенеть. Корень плам’- пламен’ свободный;

б) ср.: пламя – пламени, следовательно, -ЕН- субморф в составе корня;

в) ср.: воспламенять – воспламеняj-ут, следовательно, -J- субморф в составе суффикса;

г) случаев наложения нет.

6. Вос-пламен’-аj-ущ-ий-ся

Pr-R(sb)-s(sb)-s-f-pt

Перевооружением

1. ЛЗ: “приобретением нового оружия».

2. перевооружениj-эм

3. а) существительное среднего рода в форме единственного числа, творительного падежа.

б) СИП: падежная в рамках числа; флексия  ЭМ  материально выраженная, регулярная, завершает словоформу;

в) словоформа грамматически не обусловленная;

д) представляет лексему перевооружение.

4. Основа лексемы перевооружение: перевооружениj, производная, членимая. Словообразовательная цепь:

перевооружение перевооружить вооружить оружие

СОА: -ЕНИJ- «отвлеченное действие»;

ПЕРЕ- «заново»

ВО- «снабдить»

5. а) ср.: оружие – оружейник - безоружный. Корень оружиj, оруж-, свободный;

б) ср оружиj - оруж, следовательно, -ИJ- усекаемый субморф в составе корня;

в) ср.: перевооружениj-э – знаниj-э, следовательно, -е- субморф в составе суффикса;

г) случаев наложения нет.

6. Пере-во-оруж-ениj-эм

pr-pr-R- s (sb) -f

Слова для самостоятельного морфемного анализа

Перенасытившийся, загазованностью, заготовительница, переформировывая, притормаживание, раскраснеться, троечница, тарификационный, встрясочка, переосвидетельстоваться, отпечатываясь, притоптывающий, не переутомляйся.

Разбор по составу

Этот вид анализа представляет собой упрощенный и формализованный вид полного морфемного анализа. Его задача – выявить все морфы и субморфы в составе словоформы. Разбор по составу опирается на процедуры, предусмотренные в схеме полного морфемного анализа, но все они осуществляются в свернутом виде.

Последовательность разбора по составу

1. Выделить окончание (если оно есть).

2. Если словоформа является грамматически обусловленной, в скобках описать этап формообразования.

3. После двоеточия дать начальную форму лексемы, которую представляет данная словоформа; построить словообразовательную цепь; выделить словообразовательные аффиксы.

4. Выделить все морфы и субморфы в составе предложенной словоформы.

Примеры

Подкрепите-ка (подкреп-ят + ФОА –И- + ФОА –КА): подкрепить крепкий. [Результат анализа: под-креп-и-те-ка]

Размолачивая (размолачиваj-ут + ФОА –А): размолачивать размолотить молотить [Результата анализа: раз-молач-и-ваj-а]

Неподготовленностью: неподготовленность неподготовленный поготовленный подготовить готовить готовый [Результат анализа: не-под-готовл-енн-ость’-jу]

Тренировочные упражнения

Сделать разбор по составу следующих словоформ.

Подкрадывающийся, пианистка, недостаточно, недоплачивая, законспектируй, молчаливостью, морщинистый, заледеневшую, разгрузочный, сожалением, переключайте-ка, содержательность, по-былинному, прищелкивая, предусмотрительно, обленившийся, многодневный, классифицировала, тетради проверяются преподавателем.


Библиографический список

Учебники и справочники

Земская Е.А. Современный русский язык: Словообразование. -М., 1973.

Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов / В.А.Белошапкова, Е.А.Брызгунова, Е.А.Земская и др.; Под ред. В.А.Белошапковой. – М.: Высш. шк., 1989.

Русская грамматика. М., 1980. Т. 1.

Немченко В.Н. Основные понятия морфемики в терминах. – Красноярск, 1985.

Немченко В.Н. Основные понятия словообразования в терминах. – Красноярск, 1985.

Словари

Мейеров В.Ф., Шкляров В.Т. Русское слово в составе словообразовательного гнезда. – Иркутск, 1979.

Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М.: Просвещение, 1987.

Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 х т. – М.: Рус. яз., 1985.

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь. – М.: Просвещение, 1991.

Дополнительная литература

Ермакова О.П. Лексические значения производных слов в русском языке. – М., 1984.

Кубрякова Е.С. Типы языковых значений: Семантика производного слова. – М.: Наука, 1981.

Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. – М., 1977.

Мейеров В.Ф. Внутрисловные грамматические показатели. – Иркутск, 1977.

Мейеров В.Ф. Флексийные морфемы как комплексный грамматический показатель. – Иркутск, 1980.

Мейеров В.Ф., Кашевская Ю.И. Формообразование в современном русском языке. – Иркутск, 1980.

Милославский И.Г. Вопросы словообразовательного синтеза. – М., 1980.

Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке. – М., 1977.

Морфемика. Морфонология. Словообразование.

Часть 1. Морфемика.

Учебно-методическое пособие

Пономарёва Наталья Владимировна

Ташлыкова Марина Борисовна

Редактор Э. А. Хребтова

Подписано в печать 4.02.2004. Формат 60х90 1/16. Бумага газетная.

Поз.     . Печать офсетная. Усл. печ.л.2,3. Уч.-изд. л. 2,1.

Тираж 200 экз. Зак.

Редакционно-издательский отдел

Иркутского государственного университета

664000, Иркутск, бульвар Гагарина, 36

1 Задачи морфемного анализа требуют указания только тех грамматических категорий, которые получают морфемное выражение.

2 Исключение составляют непроизводные, но членимые слова; о них см. с 32.

3 Другие термины для обозначения производного– мотивированное слово, дериват.

4 Другие термины для обозначения производящего – мотивирующее слово, мотиватор.

5 Явления морфемного шва будут подробно рассмотрены во второй части учебного пособия; здесь представим их конспективно – в той мере, в которой их необходимо учитывать для корректного выделения словообразовательных морфем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14488. Столкновение интересов США и КНР на глобальном и региональном уровне 24.54 KB
  Столкновение интересов США и КНР на глобальном и региональном уровне. Китай и США являются великими державами современности. Каждая из этих стран стремится увеличить своё влияние как на глобальном уровне так и в различных регионах. РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Существует 2 ...
14489. Концепция Большого Ближнего Востока во внешней политике США 16.96 KB
  Концепция Большого Ближнего Востока во внешней политике США Географически под Большим Ближним Востоком подразумевалась обширная территория государств с преобладающим мусульманским населением: от Марокко до Пакистана включительно и от Турции до Судана. Заявленная це
14490. Стратегия нового Шелкового пути: проблемы и перспективы 30.66 KB
  Стратегия нового Шелкового пути: проблемы и перспективы Инициатива Новый Шелковый путь о которой Клинтон впервые объявила в своём выступлении в Ченнаи в Индии 20 июля 2011года предусматривает создание сети торговых и транспортных коридоров которые будут проходить че...
14491. Политика США в Центральной Азии. Концепция «Шелкового пути» 16.27 KB
  Политика США в Центральной Азии. Концепция Шелкового пути. В начале 90х США стали пытаться обособить страны ННГ новых независимых госв от России путем развития государственности и переориентации на запад. С 94г. Начинается освоение ЦА нефтедобывающими компаниями
14492. Политика США в Западном полушарии. Интеграционные проекты США 17.91 KB
  Политика США в Западном полушарии. Интеграционные проекты США Сложно выделить в истории Соединённых Штатов Америки такой период когда бы они не проявляли геополитического интереса в отношении своих ближайших соседей – латиноамериканских государств. Выразителем го...
14493. Арктическая политика США (90-е гг. XX в. - 10 -е гг. XXI в.) 18.12 KB
  Арктическая политика США 90е гг. XX в. 10 е гг. XXI в. Интересы США в Арктике можно сгруппировать в несколько блоков. Вопервых – военностратегические в том числе: ПРО и раннее предупреждение; развертывание наземных и морских систем для стратегической переброски; страт
14494. Интересы ЕС в ЛА. Саммиты ЕС-ЛА. Политика ЕС – как фактор интеграции в регионе 21.53 KB
  Интересы ЕС в ЛА. Саммиты ЕСЛА. Политика ЕС – как фактор интеграции в регионе. Ибероамериканские саммиты. Основы трансрегионального сотрудничества ЛКА и ЕС Интересы: Динамичное развитие региональных интеграционных процессов. Углубление политического диалога ...
14495. Международные программы развития Африки и роль стран ЕС в развитии региона 17.82 KB
  Международные программы развития Африки и роль стран ЕС в развитии региона В период формирования Европейского союза европейские страны имевшие бывшие колонии за пределами Европы стремились сохранить свои особые отношения с ними. Таким образом возникла идея ассоциа...
14496. Интересы и политика США в Африке 22.87 KB
  Интересы и политика США в Африке В последние годы ведущие державы мира уделяют повышенное внимание реализации своей политики в Африке. Наибольшую активность на континенте проявляют Соединенные Штаты стремясь к усилению здесь своего влияния и укреплению как военнопол...