23542

Генетическая классификация языков мира: необходимый минимум для студентов I курса

Научная статья

Иностранные языки, филология и лингвистика

Для перечисленных ниже языков полезно знать не только то к какой группе и семье они относятся но и где на них говорят с точностью до страны или хотя бы континента A. Языки Евразии включая циркумполярную область Индоевропейская семья более 400 языков Албанский Армянский Греческий древне и новогреческий Кельтские: бретонский корнский валлийский ирландский шотландский и др. Тохарские мертвые: тохарский А и тохарский Б Уральская семья более 30 языков Прибалтийскофинские: финский эстонский ливский водский карельский...

Русский

2013-08-05

47.5 KB

0 чел.

Генетическая классификация языков мира:

необходимый минимум для студентов I курса

Следует иметь в виду, что в большинстве случаев название языка является достаточно условным обозначением группы родственных образований («диалектов», «говоров», «национальных вариантов» и т.п.), иногда с очень значительными внутренними различиями (как в случае армянского, норвежского, хинди и мн. др.). Такие случаи специально не оговариваются.

Для перечисленных ниже языков полезно знать не только то, к какой группе и семье они относятся, но и где на них говорят (с точностью до страны или хотя бы континента!)

 A. Языки Евразии (включая циркумполярную область)

Индоевропейская семья (более 400 языков)

Албанский

Армянский

Греческий (древне- и новогреческий)

Кельтские: бретонский, корнский, валлийский, ирландский, шотландский и др.; мертвые: галльский и др.

Германские: скандинавские (исландский, фарерский, датский, шведский, норвежский), английский, нидерландский, фризский, африкаанс, немецкий, идиш; мертвые: готский и др.

Италийские (мертвые): латинский, оскский, умбрский и др.

Романские: итальянский, сардский, португальский, галисийский, испанский, каталанский, окситанский (провансальский), французский, ретороманский, румынский и др.

Индоарийские: хинди, урду, панджаби, гуджарати, цыганский (романи),  бенгальский, ассамский, сингальский, маратхи и др.; мертвые: санскрит, пали и др.

Дардские: кашмири и др.

Иранские: осетинский, памирские (шугнанский, ваханский и др.), пушту, белуджский, новоперсидский (фарси, дари и др.), таджикский, курдский, татский и др.; мертвые: авестийский, древнеперсидский, скифский, согдийский и др.

Балтийские: латышский, литовский; мертвые: прусский и др.

Славянские: восточные – русский, белорусский, украинский; западные – чешский, словацкий, польский, кашубский, верхнелужицкий, нижнелужицкий; южные – болгарский, македонский, словенский, сербохорватский; мертвые: старославянский, полабский.

Анатолийские (мертвые): хеттский и др.

Тохарские (мертвые): тохарский А и тохарский Б

Уральская семья (более 30 языков)

Прибалтийско-финские: финский, эстонский, ливский, водский, карельский, вепсский, ижорский и др.

Саамский

Финно-волжские: мордовские (эрзя, мокша); марийские (горный, луговой)

Финно-пермские: коми-зырянский, коми-пермяцкий, удмуртский

Угорские: хантыйский, манси, венгерский

Самодийские: ненецкий, энецкий, нганасанский, селькупский

Алтайская семья (более 60 языков)

Японский

Корейский

Тунгусо-маньчжурские: маньчжурский, эвенский, эвенкийский, нанайский, удэгейский и др.

Монгольские: монгольский (халха), бурятский, калмыцкий и др.

Тюркские: чувашский; «карлукские» (уйгурский, узбекский и др.); «сибирские» (алтайский, тувинский, хакасский, якутский и др.); «огузские» (турецкий, азербайджанский, туркменский, гагаузский и др.); «кыпчакские» (казахский, киргизский, ногайский, караимский, балкарский, башкирский, татарский и др.); мёртвые: булгарский, печенежский

Чукотско-камчатская семья: чукотский, корякский, алюторский; ительменский

Эскимосско-алеутская семья (около 30 языков)

Эскимосские: группа инуит (гренландский и др.), группа юпик (сиреникский, науканский и др.)

Алеутский

Дравидийская семья (более 70 языков): тамильский, малаялам, каннада, телугу, брагуи и др.

Картвельская семья: грузинский, сванский, мингрельский, лазский

Северокавказская семья (более 30 языков)

Нахско-дагестанские:

Нахские: бацбийский, ингушский, чеченский

Дагестанские: аваро-андо-цезские (аварский, андийский, цезский и др.), лакский, даргинский, лезгинские (лезгинский, табасаранский, агульский, арчинский, цахурский, удинский и др.)

Абхазо-адыгские: абхазский, абазинский, адыгейский, кабардинский (черкесский), убыхский

Мертвые: агванский; хуррито-урартский (принадлежность к СК семье остается гипотетической)

Енисейская семья: кетский и др. (в настоящее время мертвые)

Китайско-тибетская семья (более 350 языков)

Китайский (более 10 крупных «диалектов»)

Тибето-бирманские: невари, тибетский, каренский, бирманский, лису, лаху, манипури (мейтей) и др.

Австроазиатская семья (более 150 языков)

Мон-кхмерские: кхмерский, кхаси, палаунг и др.

Вьет-мыонгские: вьетнамский, мыонг и др.

Никобарские: никобарский и др.

Мунда: сантали, мундари и др.

Таи-кадайская семья (около 70 языков): тайский, лаосский и др.

 B. Языки Африки (включая Ближн. Восток и часть Средиземноморья)

Афразийская семья (около 400 языков)

Берберские: кабильский, тамазихт, тамашек и др.

Чадские: хауса и др. (около 200 языков!)

Кушитские: сомали, оромо, беджа и др.

Омотские: волайтта и др.

Семитские: новоассирийский (айсорский), арабский, мальтийский, иврит, эфиосемитские (амхарский, тигре, тигринья, гураге и др.); мертвые:  аккадский (ассиро-вавилонский), арамейский, финикийский, древнееврейский и др.

Мертвые: древнеегипетский, новоегипетский (коптский)

Семья Нигер-Конго (около 1400 языков)

Манде: бамана, сусу, кпелле и др.

Атлантические: фула (фульфульде), волоф, серер и др.

Догон

Гур: море, сенуфо и др.

Кру: гребо и др.

Ква: эве-фон, акан (тви-ашанти-фанти) и др.

Бенуэ-Конго: бантоидные (в том числе банту – суахили, лингала, конго, рунди, ганда, шона, гереро, зулу, дуала и др.); йоруба, игбо и др.

Адамауа-убангийские: банда, гбайа, нгбака, занде и др.

Кордофанские

Нило-сахарская семья (около 200 языков)

Центрально-суданские: сара, багирми и др.

Восточно-суданские: нубийские (донгола и др.), нилотские (масаи, шиллук, динка, нуэр, ланго и др.) и др.

Сахарские: канури и др.

Сонгай: сонгай и др.

Койсанская семья (около 30 языков): нама, кунг и др.

 C. Языки Австралии и Океании (включая Новую Гвинею)

Австронезийская семья (более 1200 языков)

Формозские: цоу, атайал, рукаи и др.

Океанийские: в том числе фиджийский и полинезийские (тонга, самоа, маори, таитянский, гавайский и др.), микронезийские, новокаледонские, языки вануату и др.

Западные: в том числе чаморро, филиппинские (тагальский, илокано и др.), малайско-яванские (малайский, индонезийский, яванский, малагасийский и др.)

Неавстронезийские языки Новой Гвинеи и прилегающих островов («папуасские») включают около 750 языков (объединяемых в макро-семьи трансновогвинейскую, сепик-раму, и ряд более мелких изолированных семей или групп). Наиболее крупными языками (или группами близкородств. диалектов) считаются дани, энга и чимбу; в лингвистической литературе известны также языки асмат, хуа, арапеш, йатмул, калам, йимас, кобон, насиои (Бугенвилльские о-ва) и др.

Языки Австралии (около 250) включают семью пама-ньюнга (около 180 языков, в том числе аранта, дьирбал, валпири, кайардилд, гугу-йаландьи и др.) и ряд изолированных языков или мелких групп.

 C. Языки Северной, Центральной и Южной Америки

Наиболее крупные семьи Северной Америки:

Атабаскская (около 40 языков): в том числе группа апачских языков, включающих самый большой по числу говорящих язык навахо

Салишская (около 30 языков): белла-кула, комокс, скомиш, чехалис, калиспел и др.

Алгонкинская (около 30 языков): делавер, оджибва, кри, меномини, шайен, блэкфут и др.

Юто-ацтекская (около 60 языков): шошоне, команче, хопи, кора, ацтекский (науатль) и др.

Менее крупными, но территориально значительными семьями являются также:

Сиу (менее 20 языков): мандан, дакота (лахота), омаха и др.

Ирокезская (около 10 языков): чероки, тускарора, сенека, могавк и др.

Мускоги (менее 10 языков): чоктав, алабама, семинол и др.

По нескольку языков насчитывают семьи: цимшианская, вакашская, каддо, чинук, помо, винту, юманская и др.

Наиболее крупные семьи Центральной и Южной Америки:

Отомангская (более 170 языков): отоми, мистекский, сапотекский и др.

Майя (около 70 языков): группы майя (юкатекский майя, цельталь, хакальтекский и др.) и киче (мам, киче и др.)

Чибча (более 20 языков): чибча, матагальпа, сумо, мискито и др.

Карибская (около 30 языков): карибский, панаре, хишкарьяна и др.

Аравакская (около 60 языков): гуахиро, ашенинка, паликур и др.

Же (около 30 языков): тимбира, кайапо, каинганг, бороро и др.

Тукано (около 20 языков): тукано, туйука и др.

Тупи (около 70 языков): парагвайский гуарани, сирионо, тупинамба и др.

Кечуа (более 40 языков): группа кечуа, аймара и др.

Менее значительны семьи пано, намбиквара, маку, пеба-ягуа, мура-пирахан и др.

D. Наиболее важные языки-изоляты:

Живые: баскский, бурушаски, нивхский, юкагирский1, айнский (практически, мертвый)

Мертвые: шумерский, этрусский, эламский2

1 Согласно ряду гипотез, может быть отнесен к уральской семье.

2 Существует гипотеза о близости эламского к давидийским языкам.

5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27390. Коммуникативно-познавательная основа русского языка 80 KB
  Коммуникативный принцип предусматривает: осмысление и реализацию основной функции языка быть средством общения; развитие умения ориентироваться в ситуациях общения понимать цель и результат общения собеседников контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения; знакомство с различными системами общения устными и письменными речевыми и неречевыми; формирование представления о тексте как результате продукте речевой деятельности; развитие у учащихся желания потребности создавать собственные тексты...
27391. Психолого-педагогические основы методики обучения грамоте 69 KB
  Что же собой представляет метод обучения В литературе существуют различные подходы к определению этого понятия: 1это способ деятельности учителя и учащихся; 2совокупность приемов работы; 3путь по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; 4 система действий учителя и учащихся и т.Овладение грамотой – первый этап школьного обучения детей в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения и письма. Перекодировка о которой сказано выше является главным предметом методики обучения грамоте поэтому...
27392. В методике выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации 48 KB
  Аналитический этап характеризуется тем что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца разорваны и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву соотнести ее со слогомслиянием подумать куда надо причитать буквы вне слияния озвучить каждый увиденный графический слог т. Однако учитель должен помнить что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности.Синтетический этап предполагает что все три компонента чтения синтезируются т.
27394. Принципы русской орфографии 35 KB
  Морфологическийединообразие написания морфем все случаи безуд гл оглушеине или озвончение согл традиционное произношение Решение орфогрфической задачи по морфологическому принципу состоит в том чтобы реюбенок зналд образ слова кот искажен фонетически 2. Традиционный Относятся все лсоварные слова правописание жиши чаща чущуИспользовать принципы запоминания 4. Принцип дифференциации значений лексический грамматический смысловой КомпаниякампанияподжегподжогСлова омофоны 5. Принцип аббревиации Практически не изуч в нач школе...
27395. Морфемика – изучает состав слова 96 KB
  Развитие интереса детей к языку через состав слова. Выяснение как сделаны слова в р. Вопрос о причинах ошибок которые допускают дети при разборе слова по составу специально изучали психологи Л.
27396. Методика обучения морфологии в начальных классах 69 KB
  Во II классе вводятся понятия частей речи сообщаются некоторые признаки частей речи в III и IV классах склонение имен существительных прилагательных спряжение глаголов значения форм частей речи вплоть до значений падежей временных и личных форм.; местоимения притяжательные указательные вопросительные возвратное; наречия времени места образа действия. Слова категории состояния при разборе по частям речи квалифицируются как наречия.
27397. Синтаксис – раздел грамматики 59 KB
  Одним из направлений в работе над предложением в начальных классах является формирование умения оформлять предложения в письменной речи употребление прописной буквы в начале предложения постановка знаков препинания в простых предложениях осложненных однородными членами в сложносочиненных сложноподчиненных и бессоюзных предложениях. Изучение синтаксиса способствует развитию речи так как помогает правильно строить предложения выбирать выразительные виды словосочетаний и предложений которые наиболее подходят для нужного в данной ситуации...
27398. Совершенствование речевой деятельности младших школьников 165 KB
  В начальной школе детей обучают чтению письму речи устной и письменной – это есть формирование специфических речевых умений и навыков то есть видов речевой деятельности. Совершенствование речевой деятельности школьников предполагает формирование четырех обобщенных умений: а ориентироваться в ситуации общения в том числе осознавать свою коммуникативную задачу; б планировать содержание сообщения; в формулировать собственные мысли и понимать чужие; г осуществлять самоконтроль за речью восприятием ее собеседником а также за пониманием...