23593

Типы экспериментальных методов в лингвистике

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Типы экспериментальных методов в лингвистике Экспериментальные методы в лингвистике это методы позволяющие изучать факты языка в условиях. что текст как таковой будучи данностью не может быть объектом ЭМ; именно поэтому ЭМ не применимы к изучению истории языка особенностей стиля автора и т. Объектом ЭМ является человек носитель языка порождающий текст воспринимающий тексты и выступающий как информант для исследователя. в лингвистическом эксперименте исследователь может иметь в качестве подобного объекта самого себя или других...

Русский

2013-08-05

17.5 KB

25 чел.

Билет 10

1. Типы экспериментальных методов в лингвистике

Экспериментальные методы в лингвистике - это методы , позволяющие изучать факты языка в условиях. управляемых и контролируемых исследователем. Философской основой применения экспериментальных методов в лингвистике является тезис о единстве теоретического и эмпирического уровней познания.

В современной лингвистике термин "экспериментальный метод" не является четким; лингвисты часто говорят об эксперименте там, где имеет место наблюдение, прежде всего наблюдение над текстами (письменными и устными).  Существенно. что текст как таковой, будучи данностью не может быть объектом ЭМ; именно поэтому ЭМ не применимы к изучению истории языка, особенностей стиля автора и т.п. в этих случаях следует говорить о наблюдении. Объектом ЭМ является человек - носитель языка, порождающий текст, воспринимающий тексты и выступающий как информант для исследователя. в лингвистическом эксперименте исследователь может иметь в качестве подобного объекта самого себя или других носителей языка; в первом случае следует говорить об интроспекции, во втором - об объективном эксперименте.

Экспериментальная работа с информантами (нередко в сочетании с наблюдением) непосредственно в среде носителей языка называется обычно полевой лингвистикой.

Историю применения ЭМ в лингвистике можно разделить на три периода:

1.  Активное освоение ЭМ в фонетике, акцент на сходстве ЭМ в лингвистике и точных науках (труды Богородицкого, Щербы, Матусевича)

2. Осознание ЭМ в лингвистике как важнейшего способа получения данных о живом языке вообще , включая его морфологию. синтаксис, семантику, а также проблемы языковой нормы, языкового общения, патологий речевого развития и т.д.  эта научная программа была впервые сформулирована Щербой ("О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании")

3. Реализация указанной научной программы, и как следствие углублении методологических разработок (Апресян, Фрумкина).  В социолингвистике и психолигвистике ЭМ занимают доминирующие место.

Последовательное применение ЭМ в исследовании языка и речевых процессов сделало необходимым использование статистических методов при планировании эксперимента и обработке результатов (лингв. статистика).  существенно. что лигвист, изучающий речевое поведение человека, имеет дело с объектом, равным ему самому по сложности.  В силу этого отношение исследователь - объект в лингвистике превращается в симметричное отношение между двумя исследователями: информант может иметь свою теорию об экспериментаторе и соответственно изменять свое поведение в процессе эксперимента, что может негативно повлиять на результаты Э.  Особой сферой использования ЭМ являются машинные эксперименты, проверяющие адекватность формализованных действующих моделей языка.

Процесс Э:

общая задача

рабочая гипотеза

формальные выводы, изменения

новые гипотезы

Цель Э - проверка гипотез. Человек не должен знать целевую установку экспериментатора.

Типы экспериментов:

 моделирующие эксперименты (в социолингвистике): порождается ряд гипотез, отбираются социальные параметры, которые варьируются

 имитационные эксперименты (лабораторные) - имитация усеченной действительности

 натурные эксперименты включают условия, позволяющие демонстрировать поведение, максимально похожее на реакцию в аналогичной естественной ситуации.

Типы методов (по количеству информантов):

 индивидуальный

 межгрупповой

 многоуровневый, многофакторный

(Хофман) Экспериментальные методы в семантике:

 ассоциативный эксперимент - испытуемому дается слово-стимул и предлагается реагировать на это слово первым пришедшим в голову словом или словосочетанием

 метод семантического дифференциала (экспер. семантика) - один из методов построения субъективных сем. пространств ( градуированные оценочные шкалы)

 метод классификации (в психолигвистике - испытуемым предлагается разбить материал на произвольное количество классов.)

 эксперимент п членению денотативного континуума (Фрумкина: смысловые отношения в группе слов цветообозначений + Лабов "Структура денотативных значений" - сосуды - cup, bowl, glass -> размытость и взаимозависимость денотативных границ; модели, основанные на компонентном анализе, не объясняют вышеназваного свойства, вывод - более адекватна теория прототипов, которая только начинает применяться в семантике).

2. Эволюция систем автоматизированного перевода.

1947 г.  - Memorandum by Warren Weaver об автоматическом переводе

1954 г. - Джорджтаунский эксперимент (Массачусетс)

Типы систем:

системы машинного перевода (СМП)

системы человеко машинного перевода (АС)

ТБД

Три поколения СМП (условная классификация, Марчук не признавал деления на поколения):

I поколение:

содержали полный алгоритм морфологического анализа

имели имели алгоритм снтаксического анализа, но всегда одновариантный

синтез - блок морфологического синтеза, болк синтаксического синтеза

в словарной статье - только переводной эквивалент, остальная информация - в алгоритмах

работа только в пакетном режиме

II поколение (SYSTRAN, АМПАК, Georgetown System, ):

мощный блок синтаксическогоанализа и синтеза

многовариантный синтаксический анализ

увеличение числа и объема словарных статей: ПЭ + синтаксические модели управления и сочетаемости (информация об управлении должна находится в словаре, а не в алгоритме)

недостаточное внимание семантике ( нет сем. дефиниций, моделей упраления в терминах сем. классов)

работа и пакетном и в интерактивном режимах

III поколение (ЭТАП-1 (350 слов), ЭТАП-2 (4000 слов), модель "Смысл-текст", Апресян):

широкое использование семантики на всех уровнях: в словаре, алгоритме

только исследовательские системы, нет ни одной промышленной

Марчук "Проблемы МП" - 3 периода, Слокум "Обзор разработок по МП":

1. 1946 - 1957

выдвинута концепция языка как кода

созданы первые машинные словаридля МП

разработана общая концепция МП (алгоритмы наализа и синтеза, рпограммное обеспечение)

опробованы первые СМП

повышенный интерес к проблеме, связанный с надеждами на возможность скоростного высококачественного перевода текстов любого типа, щедрое финансирование

2. 1957 - 1967

доклад консультативного Комитета по автоматизированной обработке ЕЯ (ALPAC) при Национального Академии Наук США - доказана невозможность полностью автоматизированного высококачественного перевода -> свертывание разработок, сокращение финансирования текущих исследований (но не долгосрочных)

успешные попытки промышленной эксплуатации СМП

широкие теоретические исследования: возникла идея языка-посредника, методика контекстного анализа для рзрешения основных лигв. проблем.

3. 1967 - настоящее время

возрождение интереса к МП

Люксембург, конференция "Преодоление языковых барьеров"

активная промышленная эксплуатация СМП

Развитие МП происходило согласно гегелевской триаде - тезис, антитезис, синтез.

СМП

АС

ТБД

SYSTRAN (1070, автор -Peter Toma, 15 пром. пар языков, пакетный режим работы, язык посредник Interlingua, 200.000 - 300.000 )

АНРАП (ВЦП), СПРИНТ  PC, ЭТАП-1 (Апресян, модель "Смысл-текст", словарь -350 слов), ЭТАП-2, словарь -4000 слов

EURODICAUTOM (1.200.000 заголовков)

LEXIS   (1.500.000)

SIEMENS  (1.500.000)

TERMIUM (> 2 млн.)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79183. Экологический дискурс технознания 29.5 KB
  Проблемы негативных социальных и других последствий техники проблемы этического самоопределения инженера возникли с самого момента появления инженерной профессии. Сегодня человечество находится в принципиально новой ситуации когда невнимание к проблемам последствий внедрения новой техники и технологии может привести к необратимым негативным результатам для всей цивилизации и земной биосферы. Кроме того мы находимся на той стадии научнотехнического развития когда такие последствия возможно и необходимо хотя бы частично предусмотреть и...
79184. Техника и технознание в рамках синергетической парадигмы. Техника как самоорганизующаяся система 22.5 KB
  Шеррингтон называл синергетическим или интегративным согласованное воздействие нервной системы спинного мозга при управлении мышечными движениями. Забуский в 1967 году пришёл к выводу о необходимости единого синергетического подхода понимая под этим совместное использование обычного анализа и численной машинной математики для получения решений разумно поставленных вопросов математического и физического содержания системы уравнений[3]. Синергетический подход в естествознании Основные принципы Природа иерархически структурирована в...
79185. Техника и технознание в футурологических теориях. Особенности развития техники в постиндустриальном обществе 15.58 KB
  Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества. Капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Теория технотронного общества по З.Бжезинскому социологическая концепция исходящая из того что новые технологии и электроника являются решающим фактором социально-экономических изменений и социального прогресса конвергенции различных систем и предопределяют вступление общества в технотронную эру.
79186. Философский дискурс техники и технознания, его сущность, предмет и специфика в общей системе философского знания. Философия науки и философия техники в их соотношении 38 KB
  Здесь переплетается несколько критических путей развития естествознания и технознания: развитие теории подобия освоение новых форм подобия физических процессов в том числе на основе принципов симметрии спиральноколиброванных фиббоначиевыми рядами процессов развития в природе освоение технологий гибридного моделирования в том числе на основе теории гибридных интеллектуальных систем В. Венда; развитие термодинамического и вышедшего из него синергетического моделирования; развитие теории планирования эксперимента на базе...
79187. Техника как объект философской рефлексии: типология основных концепций. Смысл и сущность технической деятельности. Проблема технико-технологической демаркации 41 KB
  Сам Поппер характеризует свои интересы в этой области следующим образом: В то время меня интересовал не вопрос о том когда теория истиннаldquo; и не вопрос когда теория приемлема Я поставил перед собой другую проблему. Отсюда следовало что любая теория претендующая на то чтобы быть научной должна быть выводима из опыта. Любая развитая теория формулируется не для реальных а для идеальных объектов. Теория строится на базе предпосылок прямо противоречащих опыту.
79188. Проблематика генезиса техники и научного статуса технознания. Историко-философские проблемы развития науки и техники, типология основных подходов 46.5 KB
  Историкофилософские проблемы развития науки и техники типология основных подходов. В современной литературе по философии техники можно выделить следующие основные подходы к решению проблемы изменения соотношения науки и техники: 1 техника рассматривается как прикладная наука; 2 процессы развития науки и техники рассматриваются как автономные но скоординированные процессы; 3 наука развивалась ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов; 4 техника науки во все времена обгоняла технику повседневной жизни;...
79189. Специфика технознания, философско-методологические аспекты соотношения с фундаментальной и прикладной наукой 34 KB
  Выявление специфики технических наук осуществляется обычно следующим образом: технические науки сопоставляются с естественными и общественными науками и параллельно рассматривается соотношение фундаментальных и прикладных исследований. При этом могут быть выделены следующие позиции: 1 технические науки отождествляются с прикладным естествознанием; 2 естественные и технические науки рассматриваются как равноправные научные дисциплины; 3 в технических науках выделяются как фундаментальные так и прикладные исследования. Технические науки...
79190. Техническая и научная рациональность в их соотношении. Типология рациональных обобщений в технознании, историческая эволюция и современные тенденции 54 KB
  Техническая и научная рациональность в их соотношении. Эффективность лишь самый общий признак рациональных действий и если сводить рациональность лишь к нему то можно впасть в ошибку слишком широкого определения. Рациональность это свойство выбора между альтернативами поведения человека: осмысление им окружающей действительности и последующие действия могут в большей или меньшей степени ей соответствовать. Рациональность категория мышления отражающая следование при достижении цели обусловленным эффективностью методологических нормам...
79191. Проблематика соотношения рационального и иррационального в технознании. Техника как артефакт 41.5 KB
  Именно здесь выступает контур грандиозной картины: как без внешних принуждений и насилия привести человека к хорошей и счастливой жизни в разреженном воздухе рациональности Отсюда вытекает дополнительный пункт при рассмотрении ошибки в дискурсе о рациональности. пища тоже; явления же первой природы интересуют нас или как сырье то есть опять как момент техники или как экологические условия параметры которых мы должны поддерживать для жизни человека а следовательно это тоже продукт нашей деятельности или как эстетический феномен...