23596

Типы лингвистических моделей; основные требования к ним и критерии их оценки

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

по гносеологическому статусу: модели языка модели лингвистических знаний различные фонетические школы модели деятельности лингвиста 4. по отраженному аспекту языка и речевой деятельности: Модели различаются не только по направленности на определенный объект но и по используемым средствам моделирования алгоритму или исчислению Алгоритм строгая последовательность предписывающих правил Исчисление множество разрешающих правил порядок выполнения не важен анализирующие модели моделируют процесс понимания используют логическое средство...

Русский

2013-08-05

12.5 KB

3 чел.

Билет 12

1. Типы лингвистических моделей; основные требования к ним и критерии их оценки.

Модель в лингвистике - искусственно создаваемое лингвистом реальное или мысленное устройство, воспроизводящее, имитирующее своим поведением (обычно в упрощенном виде) поведение оригинала в лингвистических целях.

Типы лингвистических моделей:

1.  по охвату структуры языка:

общие (глобальные) стремятся охватить весь язык: <VG> (vocabulary, grammar)

частные: фонетическая модель русского языка, модель системы гласных

2.   по типологическому статусу:

универсальные стремятся охватить все языки мира: <VG>

специфические характерны для определенного языка или группы языков: мягкость - твердость согласных рус. языка (не действует в англ., франц.)

3. по гносеологическому статусу:

модели языка

модели лингвистических знаний различные фонетические школы

модели деятельности лингвиста

4. по отраженному аспекту языка и речевой деятельности:

Модели различаются не только по направленности на определенный объект, но и по используемым средствам моделирования (алгоритму или исчислению)

Алгоритм - строгая последовательность предписывающих правил

Исчисление - множество разрешающих правил (порядок выполнения не важен)

анализирующие модели моделируют процесс понимания, используют логическое средство алгоритм

синтезирующие модели моделируют процесс вербализации, смысла речевого отрезка

порождающие модели автор Хомский объект моделирования - множество правильных речевых отрезков составляются правила различения приемлемого и неприемлемого; логический средство - исчисление
; не служат выражением смысла; на выходе - цепочки элементов (грамм. правильных предложений)

собственно структурные модели основа всех остальных объект моделирования - структура языка как таковая; логический аппарат - логика отношений и классов. Пример: грамматический словарь Железняка

5. по конечной цели исследования 

теоретические

описательные

прикладные

6. по используемым методам

математические модели

психологические модели

социологические модели

7. по функциональному статусу

абстрактно обобщающие модели

действующие

8. по используемым материальным средствам

графические

символьные

компьютерные

Частная модель обычно входит в набор частных моделей, описывающий определенный уровень языка:

1. фонологический уровень

2. морфологический уровень

3. синтаксический

4. лексико-семантический

Основные теоретические требования к модели:

1. полнота модели - способность отражать все факты, на которые она рассчитана, на охват которых она претендует

2. простота - удобство, использования как можно меньшего числа средств (символов, правил) для достижения поставленной научной цели

3. объяснительная сила - способность модели вскрывать причины наблюдаемых фактов и предсказывать новые факты (например. модели исторического изменения слова; системы машинного перевода в очень малой степени объяснительные)

4. адекватность - свойство максимальной похожести на моделируемый объект, на оригинал, можно свести к объяснительной силе или теоретико-множественному соответствию

5. экономность - экономичное использование энергетических и временных ресурсов при применении модели

6. точность - возможность выполнения операций представляемым моделью формальным аппаратом

7. эстетические свойства - красота модели

Прикладные критерий: главное - удобство модели.  Для моделирования языка очень важны логические средства реализации модели (компьютерное воплощение модели).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71857. Расчет рабочей площадки 6.7 MB
  Сбор нагрузок. Определение расчетных усилий в сечениях балки. Назначение высоты сечения балки. Назначаем высоту стенки hw = 1500 мм. Назначение размеров сечения стенки. Определение размеров сечения поясов.
71858. Один вариант усложненного и два варианта нормального типа балочной клетки 1.26 MB
  Сбор нагрузок Определение расчетных усилий в сечениях балки Назначение высоты сечения балки. Назначение размеров сечения стенки Определение размеров сечения поясов Изменение сечения полки Расчет поясных швов Проверка местной устойчивости элементов балки...
71859. Творчество Т. Гейнсборо 16.01 KB
  В первую очередь Гейнсборо интересовали пейзажи. Гейнсборо всегда считал себя пейзажистом но пейзажи не приносили дохода так как не были популярны. Около 1749 года Гейнсборо создаёт произведение в котором он впервые соединяет портрет и пейзаж портрет четы Эндрюс.
71860. Творчество У. Хогарта 14.43 KB
  Многие свои произведения художник испытавший на себе влияние идей философов Просвещения подчинил задаче воспитания с помощью художественного творчества нравственного начала в человеке и искоренения пороков. В 1764 году художник выпустил свою последнюю гравюру Конец или Бездна.
71861. Творчество Ж.-Б. Грёза 14.49 KB
  В жанре семейного быта с его драмами у Грёза совсем немного соперников во французской живописи. Картины Грёза были гравированы лучшими мастерами среди которых Леба Флипар и Массаротец. В 1868 году на родине Грёза в Тюрню ему воздвигнут памятник.
71862. Творчество Ж.О. Фрагонара 13.76 KB
  В больших исторических картинах Фрагонара мало оригинальности; в его пейзажах природа является слишком переиначенной и приукрашенной; зато жанровые его картины хотя и не чуждые манерности пленяют зрителя умно изобретённой композицией грациозностью рисунка изящностью...
71863. Творчество Ф. Буше 17.31 KB
  Творчество Буше живописца исключительно многогранно он обращался каллегорическим и мифологическим сюжетам изображал деревенские ярмарки и фешенебельную парижскую жизнь писал жанровые сцены пасторали пейзажи портреты.
71864. Творчество Рембрандта 14.96 KB
  Работы Рембрандта чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств. Однако именно искусство Рембрандта заключает итог общих поисков и по существу представляет собой завершение всего развития...
71865. Творчество Ф. Сурбарана 15.05 KB
  В 1628-1630 годах Сурбаран пишет цикл картин о святом Педро Ноласко и цикл картин о жизни св. В самом начале своей деятельности поставив себе за правило писать не иначе как с натуры Сурбаран не отступал от этого правила в течение всей своей жизни.