23598

Метаязыки формального описания семантических структур

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Метаязыки формального описания семантических структур. Семантические метаязыки различаются: по объекту который они описывают морфема лексема словосочетание предложение текст в целом. по аспекту языковой структуры который они отражают: парадигматический аспект синтагматический аспект Сходимость МЯ возможность переводить с одного МЯ на другой. значение словосочетаний исследуется в парадигматическом аспекте при помощи тех же МЯ описания что и лексемы в синтагматическом плане: язык лексических параметров и функций Апресян понятие...

Русский

2013-08-05

17.5 KB

5 чел.

Билет 13

1. Метаязыки формального описания семантических структур.

Семантические метаязыки различаются:

по объекту, который они описывают (морфема, лексема, словосочетание, предложение, текст в целом).

по аспекту языковой структуры, который они отражают: (парадигматический аспект

синтагматический аспект)

Сходимость МЯ - возможность переводить с одного МЯ на другой.

По описываемому объекту:

1. значение морфем МЯ

МЯ компонентного анализа (Найда, Апресян, Катс)

МЯ пресуппазиционного анализа (прототипический анализ): если высказывание подвергнуть отрицанию, то отрицается только имплицитно выраженная часть, то, что не отрицается - ассерция

2. значение лексем исследуется

в синтагматичсеком аспекте - сочетаемость лексем:

 теория семантической валентности, понятие модели управления (Апресян)

в парадигматическом аспекте:

 глубинные падежи (агенс, интсрументалис ...), падежная рамка Филлмора

3. значение словосочетаний исследуется

в парадигматическом аспекте при помощи тех же МЯ описания, что и лексемы,

в синтагматическом плане:

 язык лексических параметров и функций (Апресян), понятие лекс. параметра связано с понятием устойчивой сочетаемости слов в словосочетании

4. значение предложения

в парадигматическом аспекте:

 семантическая сеть (Скрэгг: "Семантическая сеть как модель памяти")

 язык исчисления предикатов (Дж. Лакофф "Постулаты речевого общения",  импликация, пресуппозиция, пропозиция, условия искренности. условия мотивированности)

5. значение текста в целом

в парадигматическом аспекте используются такие макроструктуры, как сценарии. фреймы, планы, сцены,

фрейм - базовая структура представления знаний

сценарий динамический - набор фреймов, развертывающийся во времени.

семантическая сеть ()

Чейф: - теория организации памяти

три вида памяти:

поверхностная (surface)

кратковременная (shallow)

долговременная (deep)

иерархия событий -> иерархия событий различной личностной значимости

личностная зависимость

понятие текущего сознания (consciousness)

 язык концептуальных зависимостей (Шенк)

 язык шаблонов (templates, Уилкс:)

6. процессы

понимания (Шенк)

вербализации (Маккьюин)

Роджер Шенк: знания не могут быть истолкованы в лингвистических терминах -> язык концептуальных зависимостей: P-Trans (физическое перемещение), M-Trans (интеллектуальное перемещение).

Шенком была постулирована независимость языкового представления от ЕЯ, тем не менее язык КЗ оказался привязан к поверхностному синтаксису английского языка.  Каждое высказывание запускает цепочку концептуальных выводов (inferences), позволяющих правильно понимать ситуацию (Мила была голодна, она взяла путеводитель Митчелина).

Модель SAM (Script Applying Mechanism) является компьютерной программой, которая позволяет понимать связность текста за счет применения сценариев:

 POLITICS (ведет диалог, моделирует политическую идеологию)

 PAM  -> TALE-SPIN - порождение сказок

 FRUMP - машинное реферирование сообщений на нескольких языках, чтение , опирающееся на понятие интереса (Integral Partial Parser)

Категории, встречающиеся у Шенка:

интерес

объяснение

память (организация концептуальной памяти)

ожидание

 понимание движимого ошибками

Уилкс, "Анализ предложений английского языка": вводит единую форму представления - шаблон (template), интуитивным соответствием которого можно считать базисную форму представления "агенс - действие - объект.  Шаблоны строятся из более мелких блоков - формул, соответствующих толкованиям отдельных лексем. Для того, чтобы построить полное сем. представление текста (сем. блок), шаблоны объединяются с помощью структур более высокого уровня - надшаблонов (paraplates) и правил вывода умозаключений;

каждая из готовых структур построена на базе 80 атомарных сем. элементов, а также функций и предикатов, задаваемых на этом множестве.

система на LISPe, переводит тексты с англ. на фр.

для разрешения неоднозначности используется цепь умозаключений

нет синтаксического анализа в обычном понимании, сразу переходит к сем. представлениям; не содержит в явном виде никакой синт. информации, только формула (Ф), которая имеет вид ДЗ; главным считается самый правый элемент Ф, который задает фундаментальную категорию для всей Ф.

содержит глубинные падежные элементы

большая гибкость при описании смысла, чем у метода Фодора и Катса, в которых нет глубинных падежных элементов

шаблоны имеют вид сети, состоящей из Ф

шаблон состоит из 3 узлов: агенс, действие. объект.

2. Гипертекстовые системы

Гипертекст - это текст. смысловые элементы которого могут читаться в разной последовательности.

Последовательность чтения - произвольная.  Между текстовыми фрагментами указаны разрешенные переходы.  Как правило, от одного фрагмента можно перейти к нескольким другим. Читать можно с любого элемента в разных направлениях. Компьютеры позволяют мгновенно переходить от одного фрагмента текста к другому, что позволяет читать нелинейные так же легко, как линейные.

Гипертекст - компьютаризованный нелинейный текст.  Нельсон и Энгельбарт впервые реализовали ГТ в конце 60 гг.

Особенности ГТ  по сравнению с традиционными нелинейными текстами (текст с комментариями, ссылками, энциклопедия):

1. явная выраженность сетевой структуры: узлы (текстовые фрагменты) и связи (возможность перехода от одного ТФ к другому -> навигация).  Связь может быть однонаправленной от фрагмента к комментарию или двунаправленной между двумя фрагментами. Связь может носить иерархический характер - от общего к целому.

Пользовательский интерфейс:

 переход - не более двух клавиш

пользователь должен иметь средства ориентации: При каждом узле дается оглавление - локальная ориентация. Глобальная ориентация - наглядное изображение структуры гипертекстов ой сети, в которой помечается путь, пройденный пользователем

 многооконная система позволяет видеть одновременно несколько ФТ на экране.

2. открытость гипертекста (для включения новых ФТ, читатель может выступать соавтором)

Пример ГТ: изобразительная и звуковая система Гипермедиа (комплексное использование информации разной природы, синтез разных искусств)

 Динамический ГТ постоянно дополняется новыми текстовыми фрагментами (необходимо находить связи для поступающих извне ФТ)

ГТ - сама форма организации материала и технология, без которой невозможна его организация.  Гт - накопление информации в БД, доступ к данным - через запросы. связь важна для пользователя, поэтому в БД ГТ системы нет заранее установленных связей.  Выдача информации - воспроизведение фрагментов сетей, сформированных к этому моменту в БД.  выдаются отд. узлы и участки сети в графической форме вместе с маршрутами движения. В ГТ сети можно легко отражать идеи участников проекта, для дальнейшего изучения их в интерактивном режиме сразу несколькими участниками.

4 вида ГТС (обзор Конилина):

1. библиотечные макросистемы (шире, чем поиск литературы) XANADU, Нельсон система хранения и актуализации информации), TEXTNET (принцип динамического упорядочения, перечень узлов)

2. средства исследования проблем: IBIS, Риштель (аспекты, позиции, аргументы); ; JOG (изучение справочной энциклопедической литературы, выведение страниц)

3. системы для просмотра БД (подобны библиотечным. но меньше, служат для получения справочных данных) Browsing Systems, WE среда нужна для описания системы просмотра, легкость доступа, добавление новой информации не разрешено

4. системы широкого назначения (экспериментирование в разл. направлениях): INTERMEDIA фирмы XEROX

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85482. Ю.Збанацький «Гвардії Савочка» 1.7 MB
  Вчити учнів виразно читати та розуміти текст, навчати добору робочого матеріалу до роботи над текстом, розвивати читацькі інтереси учнів, навички стислого переказу, увагу, мовлення. Збагатити знання учнів про мужність народу в роки Великої Вітчизняної війни, участь у ній дітей, виховувати глибоку вдячність...
85483. Особенности развития мышления у подростков в условиях раннего выбора профильного обучения 1.48 MB
  В то же время повсеместное внедрение профильного обучения осуществляется на основе имеющихся образовательных ресурсов учебных заведений, которые далеко не всегда отвечают задачам модернизации образования – в этом случае может происходить простое натаскивание учащихся тем же педагогом за счет увеличения количества часов.
85484. Модель современного школьного издания 495 KB
  Среди наиболее часто называемых проблем современной молодёжи, решению которых также могут способствовать школьные СМИ, нередко упоминается её низкий интерес к чтению и к осмысленной работе с информацией вообще.
85485. Совершенствование методического обеспечения принятия решений о привлечении и погашении заимствований в системе управления государственным (региональным) долгом субъекта РФ на этапе её реформирования 760 KB
  Критерий привлечения заемных средств для финансирования капитальных расходов бюджета субъекта РФ. Критерий принятия решений о досрочном погашении долговых обязательств субъекта РФ в условиях избытка платежеспособности бюджета. Методика расчета относительной стоимости капитальных расходов бюджета.
85487. Улучшение качества предлагаемых услуг и повышения эффективности использования капитала на ОАО «Приморье-64» 878.5 KB
  Главным определяющим признаком основных фондов выступает способ перенесения стоимости на продукт постепенно: в течение ряда производственных циклов частями: по мере износа. Износ основных фондов учитывается по установленным нормам амортизации сумма которой включается в себестоимость продукции.
85488. Внедрение CRM-системы для автоматизации отдела продаж на примере компании ООО «Актив Групп» 1.63 MB
  И сегодня большинство руководителей компаний начали понимать, что одна оптимизация производства уже не решает проблему выживания. Особенно это заметно в сфере услуг, где компании зависят не столько от качества самих продуктов или услуг, сколько от совершенства механизмов взаимодействия компании со своими клиентами.
85489. Разработка АРМ работника отдела сбыта на примере ЗАО «Луганский трубный завод» 985.5 KB
  Программа осуществляет обработку заказов для каждого из грузополучателей и выдачу результатов по остаткам спецификаций на печать. Программа работают совместно с ПО, осуществляющим выдачу результатов запросов на экран монитора и принтер.
85490. Анализ системы документооборота в ОАО «Сбербанк России» 1.94 MB
  В рамках автоматизации процесса обработки документа в организации начиная с момента его создания или получения и заканчивая моментом отправки корреспонденту или завершения исполнения и списания в дело должно быть обеспечено осуществление следующих функций: во-первых регистрация входящих в организацию документов...