23599

Автоматизация анализа письменного текста: основные подходы к решению проблемы

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

ТБД автоматизированная система инвентаризации и машинного представления терминологической лексики и ее семантизации в системах машинного и человекомашинного речевого общения. Научные задачи: моделирование терминологической системы РЯ как системы подсистем построение общенаучных и общетеоретических тезаурусов исследование русской терминологии Типы традиционного использования ТБД: справочноинформационное обслуживание специалистов различных областей знания обеспечение традиционного перевода научнотехнической литературы обеспечение АСОТ...

Русский

2013-08-05

16 KB

1 чел.

Билет 14

1. Автоматизация анализа письменного текста: основные подходы к решению проблемы.

Существует 2 основные стратегии решения проблемы:

1. модульный подход - последовательный анализ по уровням (морфологический, синтаксический, семантический, прагматический)

2. интегральный подход (более современный и более адекватный, Р. Шенк)

1.   Системы модульного типа (Леонтьева):

модуль морфологического анализа

-> полное морф. представление

модуль синтаксического анализа

-> полное синт.представление

модуль семантического анализа

-> частичное (фрагментарное) представл.

прагматический анализ

(пока не реализован)

Для широких ПО может быть использован в нескольких системах:

СМП (SYSTRAN)

системах извлечения знаний

ИПС

2.   Системы интегрального типа

Концептуальный анализ

->

фрагментарные концептуальные представления:

морф.анализ

синт.анализ

сем. анализ

сценарии, фреймы. планы.

Ищет в тексте диагностические слова

заполняет пустые слоты в сценарии

делает ряд концептуальных выводов (inferences) о смысле текста (в результате чего способна отвечать на поставленные вопросы по содержанию)

на определенных этапах подключает процедуры

нельзя получить уровневое представление

тексты узко ограниченной тематики

Пример: интегральная система анализа Шенка:

1. MARGE (Memory Response Generation in English) - обработка концептуальной информации.  В основе лежит теория концептуальных зависимостей - комплексная теория человеческого мышления.

Работает в двух режимах:

перефразирование (перевод входной фразы на ЯКЗ)

концептуальный вывод

2. Модель SAM (Script Applying Mechanism) является компьютерной программой, которая позволяет понимать связность текста за счет применения сценариев:

 POLITICS (ведет диалог, моделирует политическую идеологию)

 PAM  -> TALE-SPIN - порождение сказок

 FRUMP - машинное реферирование сообщений на нескольких языках, чтение , опирающееся на понятие интереса (Integral Partial Parser)

2. Терминологические банки данных: структуры, функции, методы построения.

ТБД - автоматизированная система инвентаризации и машинного представления терминологической лексики и ее семантизации в системах машинного и человеко-машинного речевого общения. Это единая служба с удобным доступом, описывающая все сведения о термине и ликвидирующая неравномерность описания терминологии.

Научные задачи:

моделирование терминологической системы РЯ как системы подсистем

построение общенаучных и общетеоретических тезаурусов

исследование русской терминологии

Типы традиционного использования ТБД:

справочно-информационное обслуживание специалистов различных областей знания

обеспечение традиционного перевода научно-технической литературы

обеспечение АСОТ, включая системы машинного перевода

лингвистическое обеспечение авт. систем информации

обеспечение работ по упорядочению терминологии

подготовка и издание терминологических словарей

унификация определенных терминов

подготовка научных отчетов о составе РЯ

Организационная структура ТБД:

терминологические центры

службы переводов (переводческая функция)

службы стандартизации (нормативная функция)

университеты (исследовательская функция)

всероссийские органы НТИ (по АСУ и ИПС)

Функциональная структура ТБД:

1. Головной ТБД - справочно-поисковый аппарат  по видовым банкам данных:

ведение коммуникативного формата данных

организация и руководство работами по передаче данных в ТБД

обработка и ввод данных

обслуживание предприятий

2. Специализированные ТБД (сбор, хранение , обработка информации), могут включать существующие ТБД, словарно-терминологические службы НТИ:

отбор представительного массива источников

ввод и обновление терминологической информации в БД

передача информации другим СТБД и ГТБД

эксплуатация СТБД в соответствии с конкретными задачами организации.

ТБД состоит из ряда массивов, которые называются подфондами.

Подфонды - массивы терминов, которые создаются и хранятся в центральном органе МФРЯ (Машинный фонд РЯ) на базе массивов первичного типа.

Подфонды:

специальных и межотраслевых терминов, фигурирующих в отдельных отраслях знаний и деятельности

общенаучных и общетехнических терминов

терминоэлементов (используются в нескольких терминосистемах).

3. Примеры оформления сложных документов (сноски, газетная верстка, колонтитулы и т. д) в MS Word 5.0.

Сноски:

1. курсор на месте символа ссылки на сноску

2. Format, Footnote

3. в поле reference mark ввести ссылку на сноску (не более 28 символов)

4. enter

5. ввести текст сноски (до нескольких абзацев)

перемещение между сноской и текстом: Jump Footnote

использование окна сносок: Esc W S F

переход из окна в окно: F1

местоположение сносок:

по умолчанию - на той же стр., где ссылка

 Format Division Layout: same page, end

Газетная верстка:

колонки:

1. Options: Show Layout Yes или Alt-F4

2. Esc Format Division Layout

колонтитулы:

1. курсор в начало документа

2. ввести текст + enter

3. курсор внутрь текста или выделить текст

4. Esc Format Running Head: Position:

Top Bottom None Odd Even First      Alignment: left margin Edge-of-paper

5. enter

Быстрое создание колонтитулов:

1-3 - то же самое

4. верхний  колонтитул: Ctrl+F2

нижний колонтитул: Alt+F2

На каждой странице может быть не более двух колонтитулов: верхний и нижний

Выравнивание колонтитулов: Format Paragraph или Alt C, Alt R.

Вывод номера страницы/даты:

1. курсор в то место колонтитула, где будет страница.

2. набрать page/date

3. F3 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57566. Traditional Chinese medicine 104.5 KB
  TCM therpy lrgely consists of Chinese herbl medicine cupuncture dietry therpy nd tui n mssge. Prior to this Chinese medicine ws minly prcticed within fmily linege systems. The term Clssicl Chinese medicine CCM usully refers these medicl prctices tht rely on theories nd methods dting from before the fll of the Qing Dynsty 1911.
57567. Використання вбудованих функцій під час опрацювання табличних даних із застосуванням до розв’язування економічних задач. Бінарний урок з інформатики та економіки 256 KB
  Мета: сформувати первинні навички використання розрахункових функцій; розвивати логічне мислення; формувати акуратність та уважність у введенні складних формул.
57568. Інтегрований урок Психологія і ОБЖ. Умій володіти собою 64 KB
  Визнати що інша людина унікальна і бачить світ поіншому. Сівши зручно в крісло заплющивши очі розслабивши тіло людина проговорює про себе формули навіювання формули залежать від того чого людина прагне досягти...
57569. Перетворення симетрії у просторі. Симетрія в природі і будівництві 179.5 KB
  Використовуючи комп’ютер на уроках математики, слід пам’ятати, що комп’ютер лише засіб, який допомагає в навчанні, що він не повинен звільнити учня від роздумів. Комп’ютер повинен звільнити учня тільки від механічної знайомої роботи і звільнити час для роздумів та творчого пошуку.
57570. Тригонометричні функції числового аргументу 93 KB
  Мета уроку: Навчальна: Закріпити знання і вміння учнів застосувати тригонометричні формули для спрощення тригонометричних виразів; Розвиваюча: розвивати увагу, логічне мислення, пам’ять, культуру математичного мовлення...
57571. Ділення і множення десяткових дробів 85 KB
  Мета: узагальнити та систематизувати уміння та навички учнів виконувати дії з десятковими дробами; розвивати увагу, логічне мислення учнів; формувати пізнавальну компетентність...
57572. Задачі на відсотки. Дихання – найважливіша функція людського організму 43.5 KB
  Мета: Формувати вміння та навички учнів працювати з відсотками, розв’язувати задачі на відсотки: знаходження відсотків від числа та числа за його відсотком; розвивати навички усних обчислень...
57573. Мандрівка океаном Всесвіту 55.5 KB
  Організаційний момент Вступ Учитель Оріон син грецького бога морів Посейдона був хоробрим і вправним мисливцем. Інструктаж з техніки безпеки Учитель Перед початком подорожі нам обов’язково треба повторити правила роботи з основними пристроями.
57574. Арифметична прогресія, її властивості. Формула n – го члена 56 KB
  Мета уроку: Ввести поняття арифметичної прогресії розглянути її властивості; вивести формулу n-го члена та навчити учнів застосовувати її до розв’язування задач.