23600

Когнитивная лингвистика и ее основные исследовательские программы

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Когнитивная лингвистика и ее основные исследовательские программы. Когнитивная наука некий раздел научного знания центральное понятие которого знание и репрезентация исследовательская дисциплина изучающая устройство человеческого сознания используя различные способы репрезентации и компьютерную метафору совокупность современных эмпирических знаний направленных на поиск ответов на давние эпистимологические вопросы особенно о природе знания Когнитивная лингвистика подход который допускает в лигвитсике применение методов когнитивной...

Русский

2013-08-16

19.5 KB

2 чел.

Билет 15

1. Когнитивная лингвистика  и ее основные исследовательские программы.

Когнитивная наука

 некий раздел научного знания, центральное понятие которого знание и репрезентация

 исследовательская дисциплина изучающая устройство человеческого сознания, используя различные способы репрезентации и компьютерную метафору

 совокупность современных эмпирических знаний, направленных на поиск ответов на давние эпистимологические вопросы, особенно о природе знания

Когнитивная лингвистика - подход, который допускает в лигвитсике применение методов когнитивной науки.

Когнитивная наука изучает устройство и функционирование концептуальных структур в человеческом сознании, обеспечивающее специфическое для человека взаимодействие с другими людьми и окружающим миром в целом.

КН возникла как реакция на господство позитивистских установок (обезличенная наука, например, мат. логика - постулаты сложнее самих высказываний). В 60-70 гг. произошла ревизия идей позитивизма в пользу реализма и учета человеческого фактора.

Началом КН можно считать 11 сентября 1956, когда в г. Кембридж штата Масачусетс открылся семинар по теории информации, где были зачитаны работа Ньюэлла и Саймона "Logic Theoretic", в которой исследовались процессы принятия административных решений (в последствие эта работа была удостоена Нобелевской премии по экономике).

Характерные черты когнитивной науки:

 междисциплинарность (существует комплекс наук, которые называются когнитивными: когнитивная лингвистика, когнитивная философия, когитология)

 использование репрезентации знаний в качестве центрального понятия

 использование компьютерной метафоры (сначала аппаратная hardware компьютерная метафора: человеческий мозг подобен компьютеру; затем программная software компьютерная метафора: в сознании человека существуют структуры подобные компьютерным программам; одно из доказательств - наличие кратковременной и долговременной памяти у человека;)

 обращение к когнитивным структурам (сценариям и фреймам)

 исследовательский метод - вычислительный эксперимент (термин Герберта Саймона) - метод интроспекции, т.е. наблюдения над языком.

пониженный интерес к культурным и социологическим аспектам функционирования знаний

Метанаучные элементы и ценности (вся совокупность представлений о предмете, которые в рамках данной научной концепции считаются истинными и не могут быть фальсифицированными (аксиомы)):

В основе КН лежит реалистическая традиция: человеческое мышление познаваемо и к нему могут быть применены конкретные исследовательские методы.  Это воплощается в понятии материально символьная система. Она состоит из символов - материальных образований, которые могут выступать в качестве выражений.  Символьная структура - набор процессов создания, модификации и операций с выражениями.

Предполагается, что существует некоторый уровень анализа, на котором можно отвлечься от физической природы вещей, некоторый уровень изучения психических функций человека, отличный от нейро-хирургического, - уровень концептуальных репрезентаций. Репрезентативный уровень оперирования символьными системами не зависит от материального носителя информации. Он изучается с других уровней.

Когнитивные единицы:

концепты

пропозиции

схемы (типа гештальдов)

динамические фреймы (сценарии)

Когнитивная лингвистика - выяснение лингвистической адекватности когнитивных построений.

 

Основные исследовательские программы КН:

1. Программа Чейфа - теория организации памяти

три вида памяти:

 поверхностная (surface)

 кратковременная (shallow)

 долговременная (deep)

 иерархия событий -> иерархия событий различной личностной значимости

   личностная зависимость

понятие текущего сознания (consciousness)

текущее сознание

восприятие

поверх. память

кратк. память

долговр. память

воображаемое событие

2. Программа Роджера Шенка и его учеников (Stanford, конец 60-нач. 70 гг.): MARGE (Memory Response Generation in English) - обработка концептуальной информации.  В основе лежит теория концептуальных зависимостей - комплексная теория человеческого мышления.

Работает в двух режимах

перефразирование (перевод входной фразы на ЯКЗ)

концептуальный вывод

Шенк утверждал, что знания не могут быть истолкованы в лингвистических терминах и разработал язык концептуальных зависимостей: P-Trans (физическое перемещение), M-Trans (интеллектуальное перемещение).

Шенком была постулирована независимость языкового представления от ЕЯ, тем не менее язык КЗ оказался привязан к поверхностному синтаксису английского языка.  Каждое высказывание запускает цепочку концептуальных выводов (inferences), позволяющих правильно понимать ситуацию (Мила была голодна, она взяла путеводитель Митчелина).

Модель SAM (Script Applying Mechanism) является компьютерной программой, которая позволяет понимать связность текста за счет применения сценариев:

 POLITICS (ведет диалог, моделирует политическую идеологию)

 PAM  -> TALE-SPIN - порождение сказок

 FRUMP - машинное реферирование сообщений на нескольких языках, чтение , опирающееся на понятие интереса (Integral Partial Parser)

Достижения Шенка:

процедурная адекватность

демонстрация роли знаний в процессе понимания ЕЯ

построение ряда конкретных когнитивных моделей

демонстрация роли когнитивных ожиданий в понимании

Категории, встречающиеся у Шенка:

интерес

объяснение

память (организация концептуальной памяти

ожидание

понимание движимого ошибками

3. Программа Джорджа Лакоффа:

 порождающая семантика

 лингвистические гештальды (целое - не есть сумма частей)

 теория семантического прототипа (базисный уровень)

 теория метафоры (неосознанные и творческие когнитивные процессы)

Эксперименциальная лингвистика

1. Концептуализация двух сортов:

 базового уровня (семантика прототипов)

 образные схемы (image schemas): контейнер, вместилище; путь; контакт; часть-целое

2. Когнитивные творческие процессы:

 метафоризация

 метонимия

 схематизация

категоризация

3. Когнитивные нетворческие (базовые) процессы

 фокусировка

 сканирование

 сдвиг точки зрения

4. Теория ментальных пространств

пространство прошлого

пространство будущего

 непосредственное действие (?)

 вымышленная ситуация

4. Программа Тальми об отношении грамматики к мышлению

Грамматика - одна из когнитивных сфер человека.

Цели:

Изучение семантико-постранственных отношений

Фигура и фон

Изучение каузативов (пить - поить)

Когнитивные категории:

1. измерение:

недискретность

пространство

материя

время

деятельность

дискретность

предметы

события

2. плексность (plexity):

униплексность

Он вздохнул

мультиплексность

Она вздыхала

3.   граничный статус:

неограниченные сущности

вода

спать

ограниченные сущности

море

одеваться

4.   расчлененность:

дискретные сущности

недискретные сущности

 

5.   Степень распространения:

ограниченная

лестница

неограниченная

река

6.   Модель дистрибуции

Категория динамики сил задумана тальми как обобщение казуальности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51569. Гармония в музыке 35 KB
  Конечно и мне будет вряд ли под силу провести Вас по всему этому пути хотя бы потому что не могу услышать Вашей реакции Ваших упражнений на клавиатуре и т. И даже в Ваших земных бытовых часто откровенно мелочных страстях и делах неизбежно работают те же законы что и там в этой сверкаючей черноте. А тогда разве не очевидно что та ничем неразрушимая симметрия и логичность мира которая поражает Ваши глаза конечно же живет и в Вас самих. И Ваши клетки и Ваши чувства и Ваши желания все это выстроено столь же тщательно как и все во...
51570. Название круглых сотен 50 KB
  Цель: Сформировать понятие сотни. Сформировать способность к счету сотнями, Сформировать знание способам их названия и записи, Сформировать умение сложению и вычитанию круглых сотен. Оборудование: интерактивная доска, презентация.
51571. Открытый урок «перевод» 97 KB
  I think I believe To my mind In my opinion I gree I do not quite gree I disgree It’s right You re not quite right You re mistken How right you re Excuse me but Would you kindly repet Полилог дискуссия за круглым столом Говорим по очереди S 1 монолог по 2 человека The first trend is the diversity in students. Students hve of course lwys been diverse. Whether in the pst or in the present dy students lern t unique pces show unique personlities nd lern in their own wys. Now more thn ever techers re likely to serve...
51572. ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ 49.5 KB
  14 лет Завоевание Земли и раздел ее между коленами Вход в Землю ИзраиляИеhошуа БинНун Книга Иеhошуа история за воевания и раздела земли Период Судей 1З11 вв. Власть Судей не постоянная и не наследственная ГидеонШимшон Самсон Дебора Пророк ШмуэльСамуил Книга Судей история народа в этот периодШмуэльКнига Рут история семьи ДавидаШмуэль Период объединен ного царства 10 в. 80 лет Создание и расцвет объединенного еврейского царства со столицей в Иерусалиме царь Шауль Саул царь Давид царь Шломо СоломонПостроение Первого...
51574. Конструирование диагностико-проектировочной и ценностно-ориентировочной деятельности педагога 183 KB
  Конструирование диагностико проектировочной и ценностноориентировочной деятельности педагога. Ведущие задачи диагностикопроектировочного этапа педагогической деятельности. Задачный характер педагогической деятельности. Коллективное планирование как обязательное условие жизнедеятельности детского коллектива.
51575. Пути повышения рентабельности предприятия (на примере ООО «Телепласт») 1.34 MB
  Рентабельность - это важнейший показатель в экономике. Понимание ее сути, механизмов работы и практического применения в экономической деятельности дает возможность решения многих задач в работе компании.
51577. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 78.5 KB
  ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Урок русского языка достигнет своей цели если он вызовет у учащихся интерес к изучаемому предмету заставит их не только слушать учителя но и активно самостоятельно работать. Нужно исходить из реальных Возможностей всего класса в целом и индивидуальных особенностей отдельных учащихся. Разрабатывая систему уроков особенно важно выделить в ней так называемые трудные случаи на которые должно быть вовремя обращено внимание учащихся. У некоторых учащихся трудности могут встретиться при...