23600

Когнитивная лингвистика и ее основные исследовательские программы

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Когнитивная лингвистика и ее основные исследовательские программы. Когнитивная наука некий раздел научного знания центральное понятие которого знание и репрезентация исследовательская дисциплина изучающая устройство человеческого сознания используя различные способы репрезентации и компьютерную метафору совокупность современных эмпирических знаний направленных на поиск ответов на давние эпистимологические вопросы особенно о природе знания Когнитивная лингвистика подход который допускает в лигвитсике применение методов когнитивной...

Русский

2013-08-16

19.5 KB

3 чел.

Билет 15

1. Когнитивная лингвистика  и ее основные исследовательские программы.

Когнитивная наука

 некий раздел научного знания, центральное понятие которого знание и репрезентация

 исследовательская дисциплина изучающая устройство человеческого сознания, используя различные способы репрезентации и компьютерную метафору

 совокупность современных эмпирических знаний, направленных на поиск ответов на давние эпистимологические вопросы, особенно о природе знания

Когнитивная лингвистика - подход, который допускает в лигвитсике применение методов когнитивной науки.

Когнитивная наука изучает устройство и функционирование концептуальных структур в человеческом сознании, обеспечивающее специфическое для человека взаимодействие с другими людьми и окружающим миром в целом.

КН возникла как реакция на господство позитивистских установок (обезличенная наука, например, мат. логика - постулаты сложнее самих высказываний). В 60-70 гг. произошла ревизия идей позитивизма в пользу реализма и учета человеческого фактора.

Началом КН можно считать 11 сентября 1956, когда в г. Кембридж штата Масачусетс открылся семинар по теории информации, где были зачитаны работа Ньюэлла и Саймона "Logic Theoretic", в которой исследовались процессы принятия административных решений (в последствие эта работа была удостоена Нобелевской премии по экономике).

Характерные черты когнитивной науки:

 междисциплинарность (существует комплекс наук, которые называются когнитивными: когнитивная лингвистика, когнитивная философия, когитология)

 использование репрезентации знаний в качестве центрального понятия

 использование компьютерной метафоры (сначала аппаратная hardware компьютерная метафора: человеческий мозг подобен компьютеру; затем программная software компьютерная метафора: в сознании человека существуют структуры подобные компьютерным программам; одно из доказательств - наличие кратковременной и долговременной памяти у человека;)

 обращение к когнитивным структурам (сценариям и фреймам)

 исследовательский метод - вычислительный эксперимент (термин Герберта Саймона) - метод интроспекции, т.е. наблюдения над языком.

пониженный интерес к культурным и социологическим аспектам функционирования знаний

Метанаучные элементы и ценности (вся совокупность представлений о предмете, которые в рамках данной научной концепции считаются истинными и не могут быть фальсифицированными (аксиомы)):

В основе КН лежит реалистическая традиция: человеческое мышление познаваемо и к нему могут быть применены конкретные исследовательские методы.  Это воплощается в понятии материально символьная система. Она состоит из символов - материальных образований, которые могут выступать в качестве выражений.  Символьная структура - набор процессов создания, модификации и операций с выражениями.

Предполагается, что существует некоторый уровень анализа, на котором можно отвлечься от физической природы вещей, некоторый уровень изучения психических функций человека, отличный от нейро-хирургического, - уровень концептуальных репрезентаций. Репрезентативный уровень оперирования символьными системами не зависит от материального носителя информации. Он изучается с других уровней.

Когнитивные единицы:

концепты

пропозиции

схемы (типа гештальдов)

динамические фреймы (сценарии)

Когнитивная лингвистика - выяснение лингвистической адекватности когнитивных построений.

 

Основные исследовательские программы КН:

1. Программа Чейфа - теория организации памяти

три вида памяти:

 поверхностная (surface)

 кратковременная (shallow)

 долговременная (deep)

 иерархия событий -> иерархия событий различной личностной значимости

   личностная зависимость

понятие текущего сознания (consciousness)

текущее сознание

восприятие

поверх. память

кратк. память

долговр. память

воображаемое событие

2. Программа Роджера Шенка и его учеников (Stanford, конец 60-нач. 70 гг.): MARGE (Memory Response Generation in English) - обработка концептуальной информации.  В основе лежит теория концептуальных зависимостей - комплексная теория человеческого мышления.

Работает в двух режимах

перефразирование (перевод входной фразы на ЯКЗ)

концептуальный вывод

Шенк утверждал, что знания не могут быть истолкованы в лингвистических терминах и разработал язык концептуальных зависимостей: P-Trans (физическое перемещение), M-Trans (интеллектуальное перемещение).

Шенком была постулирована независимость языкового представления от ЕЯ, тем не менее язык КЗ оказался привязан к поверхностному синтаксису английского языка.  Каждое высказывание запускает цепочку концептуальных выводов (inferences), позволяющих правильно понимать ситуацию (Мила была голодна, она взяла путеводитель Митчелина).

Модель SAM (Script Applying Mechanism) является компьютерной программой, которая позволяет понимать связность текста за счет применения сценариев:

 POLITICS (ведет диалог, моделирует политическую идеологию)

 PAM  -> TALE-SPIN - порождение сказок

 FRUMP - машинное реферирование сообщений на нескольких языках, чтение , опирающееся на понятие интереса (Integral Partial Parser)

Достижения Шенка:

процедурная адекватность

демонстрация роли знаний в процессе понимания ЕЯ

построение ряда конкретных когнитивных моделей

демонстрация роли когнитивных ожиданий в понимании

Категории, встречающиеся у Шенка:

интерес

объяснение

память (организация концептуальной памяти

ожидание

понимание движимого ошибками

3. Программа Джорджа Лакоффа:

 порождающая семантика

 лингвистические гештальды (целое - не есть сумма частей)

 теория семантического прототипа (базисный уровень)

 теория метафоры (неосознанные и творческие когнитивные процессы)

Эксперименциальная лингвистика

1. Концептуализация двух сортов:

 базового уровня (семантика прототипов)

 образные схемы (image schemas): контейнер, вместилище; путь; контакт; часть-целое

2. Когнитивные творческие процессы:

 метафоризация

 метонимия

 схематизация

категоризация

3. Когнитивные нетворческие (базовые) процессы

 фокусировка

 сканирование

 сдвиг точки зрения

4. Теория ментальных пространств

пространство прошлого

пространство будущего

 непосредственное действие (?)

 вымышленная ситуация

4. Программа Тальми об отношении грамматики к мышлению

Грамматика - одна из когнитивных сфер человека.

Цели:

Изучение семантико-постранственных отношений

Фигура и фон

Изучение каузативов (пить - поить)

Когнитивные категории:

1. измерение:

недискретность

пространство

материя

время

деятельность

дискретность

предметы

события

2. плексность (plexity):

униплексность

Он вздохнул

мультиплексность

Она вздыхала

3.   граничный статус:

неограниченные сущности

вода

спать

ограниченные сущности

море

одеваться

4.   расчлененность:

дискретные сущности

недискретные сущности

 

5.   Степень распространения:

ограниченная

лестница

неограниченная

река

6.   Модель дистрибуции

Категория динамики сил задумана тальми как обобщение казуальности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35714. ЧУДО СВОИМИ РУКАМИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 2.42 MB
  В древние времена когда ткань только стала распространяться игольницы изготавливались при помощи любой ткани и бумаги которые перекладывались между собой. Позднее игольницы изготавливались из дерева или слоновой кости и между ними располагалась бархатная материя где хранились булавки иголки. Игольницыподушечки Игольницыподушечки часто создаются рукодельницами в декоративных целях. Игольницы украшают вышивкой аппликацией вместо ткани может использоваться вязка.
35715. Декоративная роспись по стеклу. Творческий проект 95.5 KB
  Такой находкой оказалась декоративная роспись по стеклу. Новизна этого проекта в том что техника росписи по стеклу до недавнего времени мало использовалась в украшении интерьера. Любовь к живописи по стеклу в частности увлечение изделиями в стиле модерн пришло ко мне недавно.
35716. Изготовление мягкой игрушки в технике вязания спицами или крючком. Вязаные котята 897.5 KB
  Спицы Спицы это основной инструмент вязальщицы. В зависимости от того из какого материала они выполнены спицы могут быть аллюминиевые стальные деревянные костяные пластмассовые и др. Спицы должны быть абсолютно гладкими чтобы петли по ним могли легко скользить и иметь удобный для работы конец не слишком тупой и не слишком острый. Поэтому если для работы вам нужны тонкие спицы отдайте предпочтение стальным т.
35717. Изготовление и дизайн предметов интерьера. (техника лепки из солёного теста) 98.5 KB
  За основу взята проектная идея: Изготовление декоративного панно для украшения домашнего интерьера. Цель проекта: Выполнить панно для жилого или офисного помещения в соответствии с его стилем. Панно выполненное своими руками замечательно дополнит интерьер любой комнаты и пополнит коллекцию творческих работ воспитанников. Ранее учащиеся коллектива Хлебная сказка уже изготавливали картины из соленого теста на различную тематику поэтому данное панно будет гармонировать с остальными.
35718. Изготовить жилет и аксессуары к нему. Творческий проект 2.27 MB
  Подготовка нитей. Особо изысканные кружева плелись из золотых нитей и применялись для отделки одежды знатных вельмож. Пояса 456 – плетутся с добавлением разноцветных нитей это мне не подходит. Материал: 10 мотков капроновых ниток средней толщины 35 мм в диаметре; Нарезка нитей: для полочки – 20 нитей по 4 м 50 см; 10 нитей по 3 м 50 см; 4 нити основы по 020м 1 нить основы 015 м; 7 нитей основы по 025 м.
35720. Мои жизненные планы и профессиональная карьера 39 KB
  Строганова Факультеты: истории и теории изобразительного искусства; декоративноприкладного искусства дизайна интерьеров и оборудования.СанктПетербургская художественнопромышленная академия Факультеты: дизайна менеджмента; промышленного дизайна; графического дизайна; дизайна мебели; дизайна моды.Уральская государственная архитектурнохудожественная академия Факультеты: архитектуры и дизайна. Результаты экзаменов: рисунок – 5 живопись – 5 русский язык и литература – 4 композиция – 5 Средний балл для поступления на факультет дизайна был...
35721. Творчий проект «Совок» 23.5 KB
  Юрківці Юрковецька загальноосвітня школа ІІІІ ступенів Творчий проект Слюсарна ножівка Виконав учень 9 класу Олексюк Сергій Заставнівський район Чернівецька область Керівник: Пчелінцев В.