23600

Когнитивная лингвистика и ее основные исследовательские программы

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Когнитивная лингвистика и ее основные исследовательские программы. Когнитивная наука некий раздел научного знания центральное понятие которого знание и репрезентация исследовательская дисциплина изучающая устройство человеческого сознания используя различные способы репрезентации и компьютерную метафору совокупность современных эмпирических знаний направленных на поиск ответов на давние эпистимологические вопросы особенно о природе знания Когнитивная лингвистика подход который допускает в лигвитсике применение методов когнитивной...

Русский

2013-08-16

19.5 KB

3 чел.

Билет 15

1. Когнитивная лингвистика  и ее основные исследовательские программы.

Когнитивная наука

 некий раздел научного знания, центральное понятие которого знание и репрезентация

 исследовательская дисциплина изучающая устройство человеческого сознания, используя различные способы репрезентации и компьютерную метафору

 совокупность современных эмпирических знаний, направленных на поиск ответов на давние эпистимологические вопросы, особенно о природе знания

Когнитивная лингвистика - подход, который допускает в лигвитсике применение методов когнитивной науки.

Когнитивная наука изучает устройство и функционирование концептуальных структур в человеческом сознании, обеспечивающее специфическое для человека взаимодействие с другими людьми и окружающим миром в целом.

КН возникла как реакция на господство позитивистских установок (обезличенная наука, например, мат. логика - постулаты сложнее самих высказываний). В 60-70 гг. произошла ревизия идей позитивизма в пользу реализма и учета человеческого фактора.

Началом КН можно считать 11 сентября 1956, когда в г. Кембридж штата Масачусетс открылся семинар по теории информации, где были зачитаны работа Ньюэлла и Саймона "Logic Theoretic", в которой исследовались процессы принятия административных решений (в последствие эта работа была удостоена Нобелевской премии по экономике).

Характерные черты когнитивной науки:

 междисциплинарность (существует комплекс наук, которые называются когнитивными: когнитивная лингвистика, когнитивная философия, когитология)

 использование репрезентации знаний в качестве центрального понятия

 использование компьютерной метафоры (сначала аппаратная hardware компьютерная метафора: человеческий мозг подобен компьютеру; затем программная software компьютерная метафора: в сознании человека существуют структуры подобные компьютерным программам; одно из доказательств - наличие кратковременной и долговременной памяти у человека;)

 обращение к когнитивным структурам (сценариям и фреймам)

 исследовательский метод - вычислительный эксперимент (термин Герберта Саймона) - метод интроспекции, т.е. наблюдения над языком.

пониженный интерес к культурным и социологическим аспектам функционирования знаний

Метанаучные элементы и ценности (вся совокупность представлений о предмете, которые в рамках данной научной концепции считаются истинными и не могут быть фальсифицированными (аксиомы)):

В основе КН лежит реалистическая традиция: человеческое мышление познаваемо и к нему могут быть применены конкретные исследовательские методы.  Это воплощается в понятии материально символьная система. Она состоит из символов - материальных образований, которые могут выступать в качестве выражений.  Символьная структура - набор процессов создания, модификации и операций с выражениями.

Предполагается, что существует некоторый уровень анализа, на котором можно отвлечься от физической природы вещей, некоторый уровень изучения психических функций человека, отличный от нейро-хирургического, - уровень концептуальных репрезентаций. Репрезентативный уровень оперирования символьными системами не зависит от материального носителя информации. Он изучается с других уровней.

Когнитивные единицы:

концепты

пропозиции

схемы (типа гештальдов)

динамические фреймы (сценарии)

Когнитивная лингвистика - выяснение лингвистической адекватности когнитивных построений.

 

Основные исследовательские программы КН:

1. Программа Чейфа - теория организации памяти

три вида памяти:

 поверхностная (surface)

 кратковременная (shallow)

 долговременная (deep)

 иерархия событий -> иерархия событий различной личностной значимости

   личностная зависимость

понятие текущего сознания (consciousness)

текущее сознание

восприятие

поверх. память

кратк. память

долговр. память

воображаемое событие

2. Программа Роджера Шенка и его учеников (Stanford, конец 60-нач. 70 гг.): MARGE (Memory Response Generation in English) - обработка концептуальной информации.  В основе лежит теория концептуальных зависимостей - комплексная теория человеческого мышления.

Работает в двух режимах

перефразирование (перевод входной фразы на ЯКЗ)

концептуальный вывод

Шенк утверждал, что знания не могут быть истолкованы в лингвистических терминах и разработал язык концептуальных зависимостей: P-Trans (физическое перемещение), M-Trans (интеллектуальное перемещение).

Шенком была постулирована независимость языкового представления от ЕЯ, тем не менее язык КЗ оказался привязан к поверхностному синтаксису английского языка.  Каждое высказывание запускает цепочку концептуальных выводов (inferences), позволяющих правильно понимать ситуацию (Мила была голодна, она взяла путеводитель Митчелина).

Модель SAM (Script Applying Mechanism) является компьютерной программой, которая позволяет понимать связность текста за счет применения сценариев:

 POLITICS (ведет диалог, моделирует политическую идеологию)

 PAM  -> TALE-SPIN - порождение сказок

 FRUMP - машинное реферирование сообщений на нескольких языках, чтение , опирающееся на понятие интереса (Integral Partial Parser)

Достижения Шенка:

процедурная адекватность

демонстрация роли знаний в процессе понимания ЕЯ

построение ряда конкретных когнитивных моделей

демонстрация роли когнитивных ожиданий в понимании

Категории, встречающиеся у Шенка:

интерес

объяснение

память (организация концептуальной памяти

ожидание

понимание движимого ошибками

3. Программа Джорджа Лакоффа:

 порождающая семантика

 лингвистические гештальды (целое - не есть сумма частей)

 теория семантического прототипа (базисный уровень)

 теория метафоры (неосознанные и творческие когнитивные процессы)

Эксперименциальная лингвистика

1. Концептуализация двух сортов:

 базового уровня (семантика прототипов)

 образные схемы (image schemas): контейнер, вместилище; путь; контакт; часть-целое

2. Когнитивные творческие процессы:

 метафоризация

 метонимия

 схематизация

категоризация

3. Когнитивные нетворческие (базовые) процессы

 фокусировка

 сканирование

 сдвиг точки зрения

4. Теория ментальных пространств

пространство прошлого

пространство будущего

 непосредственное действие (?)

 вымышленная ситуация

4. Программа Тальми об отношении грамматики к мышлению

Грамматика - одна из когнитивных сфер человека.

Цели:

Изучение семантико-постранственных отношений

Фигура и фон

Изучение каузативов (пить - поить)

Когнитивные категории:

1. измерение:

недискретность

пространство

материя

время

деятельность

дискретность

предметы

события

2. плексность (plexity):

униплексность

Он вздохнул

мультиплексность

Она вздыхала

3.   граничный статус:

неограниченные сущности

вода

спать

ограниченные сущности

море

одеваться

4.   расчлененность:

дискретные сущности

недискретные сущности

 

5.   Степень распространения:

ограниченная

лестница

неограниченная

река

6.   Модель дистрибуции

Категория динамики сил задумана тальми как обобщение казуальности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56025. Синквейн на уроках математики (на примере работ учащихся 7 класса) 156.5 KB
  Для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков учащимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Но как развить такие важные умения? Ответ на данный вопрос: создание математических синквейнов.
56026. Іван Сірко 2.93 MB
  Література: історичні пісні перекази про Івана Сірка повість М. Мотивація навчальної діяльності учнів Загудів степ запорозький Як Чорнеє море Понеслися запорожці Облавою в поле Ой не вітер в полі грає Не орел літає Ото ж Сірко з товариством...
56027. Система усних вправ як засіб реалізації проблеми дидактичної підтримки процесу навчання математики 122.5 KB
  Поряд із підготовкою учнів які в подальшому у своїй професійній діяльності будуть користуватися математикою важливим стає забезпечення деякого гарантованого рівня підготовки усіх школярів незалежно від спеціальності яку вони оберуть в майбутньому. Вони розвивають в учнів уважність спостережливість ініціативу підвищують дисципліну і викликають інтерес до роботи. Усні вправи дають можливість без великих затрат часу багаторазово програвати типові ситуації та прийоми міркувань проводити роботу з формування логічної та мовної культури...
56028. Виды упражнений по совершенствованию техники чтения учащихся начальной школы 72.5 KB
  Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности как средство самовоспитания и саморазвития но и как сложный комплекс умений и навыков имеющий...
56029. Скандинавія 57 KB
  Нормани зявлялися біля европейського узбережжя на своїх кораблях під червоними або полосатими парусами зі страшними головами змій чи драконів на кормі. Учні працюють зі слайдом № 5 та відповідають на питання вчителя : Де знаходиться Скандинавський півострів Хто такі нормани Які народи виокремлилися від норманів Чим займалися нормани і чому Як у різних країнах називали цей народ Робота з текстом підручника с. Які були...
56030. Брейн-ринг «Знання – це скарб» 48.5 KB
  Саме для цього потрібно частіше відступати від стандартного методу викладання і шукати нові форми подання навчального матеріалу. Представлення команд супроводжувались презентацією кожного з учасників а щоб раціонально розрахувати людські ресурси ми обрали лише одного ведучого.
56031. Здоров’я – найдорожчий скарб 53.5 KB
  Мета: поглибити поняття про те, що для людини головне – це здоровя. Створити умови для закріплення знань учнів з питань здорового способу життя; розширити поняття про те, що від здоровя дітей залежить здоровя нації, а значить благополуччя і добробут всієї України, її майбутнє.
56032. Здоров`я - це скарб 44 KB
  Unser Zeil ist heute tiber die Rolle des Sportes und tiber die Rolle des Sportes und tiber die gesunde Lebensweise zu sprechen und am Ende der Stunde unseren kleinem Schulem die Vorschl ge zu diesem Thema zu prasentieren.
56033. Від цікавого до складного 78 KB
  Смак до вивчення математики приходить під час розв?язування задач, які потребують логічного мислення, просторової уяви та кмітливості. Таке заняття цікаве, але водночас і складне.