23608

Понятие уровня в теоретической и прикладной лингвистике

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Членение на уровни в рамках теоретической лингвистики: фонемный морфемный лексический уровень слова синтаксический уровень предложения Уровнеобразующими свойствами обладают только те единицы языка которые подчиняются правилам уровневой сочетаемости т. Уровень языка следует отличать от уровня анализа языка фаз или этапов рассмотрения языка. В лингвистической практике онтологический уровень языка и процедурный уровень анализа операционный нередко смешиваются хотя между ними нет прямого соответствия. Городецкий К проблеме...

Русский

2013-08-16

13.5 KB

2 чел.

Билет 5

1. Понятие уровня в теоретической и прикладной лингвистике

Идея уровневой организации языка получила широкое распространение  в сер. 20 гг. сначала в в американской дескриптивистской лингвистике, а позднее и в других направлениях, в том числе в отечественной лингвистике.

(ЛЭС) Уровни языка - некоторые части языка; подсистемы общей языковой системы, каждая из которых характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их использование и группировку в различные классы и подклассы.

Членение на уровни в рамках теоретической лингвистики:

фонемный

морфемный

лексический (уровень слова)

синтаксический (уровень предложения)

Уровнеобразующими свойствами обладают только те единицы языка, которые подчиняются правилам уровневой сочетаемости, т.е. обладают способностью вступать в парадигматические и синтагматические отношения только с единицами того же уровня.  С единицами другого уровня единицы какого-либо уровня вступают только в иерархические отношения типа "состоит из ...", "входит в ...".  Так фонемы могут образовать классы и сочетаться в речевой цепи только с фонемами, морфемы - с морфемами, слова - только со словами.  В тоже время фонемы входят в звуковые оболочки морфем, морфемы - в слова, слова - в предложения.  Группировки единиц языка внутри уровней , например. фонем (гласные и согласные), морфем (корневые, аффиксальные), слов (знаменательные. служебные и т.д.) не являются уровнеобразующими.

Уровень языка следует отличать от уровня анализа языка - фаз или этапов рассмотрения языка.  В лингвистической практике онтологический уровень языка и процедурный уровень анализа (операционный) нередко смешиваются, хотя между ними нет прямого соответствия.  Уровни анализа зависят от целей и задач исследования, т.е. во многом определяются точкой зрения исследователя на изучаемый объект.

(Городецкий, К проблеме семантической типологии): Уровень языка - это совокупность сходно функционирующих единиц вместе со связывающих их отношениями.

Структура языка делится на два относительно замкнутых (самостоятельных и независимых) плана: план выражения и план содержания, внутри каждого из которых различают индивидуальный набор уровней, т.е. уровни плана содержания не изоморфны уровням плана выражения (полисемия, омонимия, синонимия; русским гласным не соответствуют никакие единицы ПС).

Как и языковая структура в целом уровни управляют обеими сторонами речевой деятельности анализом и синтезом, являясь их структурной основой, однако не следует привязывать языковой уровень к конкретной процедуре анализа/синтеза.  Языковой уровень - лингвистическая универсалия.

Состав уровней ПВ:

1) уровень фонемы 

2) уровень морфемы

3) уровень слова

4) уровень словосочетания

5) уровень предложения

Состав уровней ПС:

1) морфо-семантический уровень (единицы - значения морфем)

2) лексико-семантический уровень (единицы - лексемы (значения слов)

Различаются в размере соответствующих формальных единиц.

Морфема - наименьший двуплановый речевой отрезок с ПС состоит


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38823. Оценка экономической эффективности мероприятий по снижению пожарного риска 4.56 MB
  Определение расчетных величин пожарного риска на объекте осуществляется на основании: анализа пожарной опасности объекта; определения частоты реализации пожароопасных ситуаций; построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития; оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития; наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий сооружений и строений. Количественной мерой возможности реализации пожарной опасности объекта является риск гибели людей в...
38824. ПІДВИЩЕННЯ ЕФЕКТИВНОСТІ ДІЯЛЬНОСТІ ДП «ЗАРІЧНЕНСЬКИЙ ЛІСГОСП» 741.09 KB
  Теоретичні аспекти підвищення ефективності господарської діяльністі підприємства. Суть поняття ефективності та аналізу господарської діяльності підприємства. Фактори підвищення ефективності діяльності підприємства. Диверсифікація як один із заходів вдосконалення господарської діяльності підприємства.
38825. Транснаціональні корпорації в конкурентному середовищі національної економіки ( на прикладі України) 1.49 MB
  Діяльність ТНК в конкурентному середовищі приймаючої країни . ДІЯЛЬНІСТЬ ТНК В КОНКУРЕНТНОМУ СЕРЕДОВИЩІ УКРАЇНИ 2. Передумови входження ТНК на український ринок харчової промисловості. Стратегії діяльності ТНК на вітчизняному ринку харчової промисловості53 РОЗДІЛ 3.
38827. Особенности нервной системы подростков, занимающихся спортивными единоборствами (на примере самбо и кикбоксинга) 273 KB
  2 Особенности нервной системы детей школьного возраста 1.3 Изменения свойств нервной системы у детей и подростков под влиянием различных факторов 1.4 Влияние свойств нервной системы на двигательные способности человека 1.
38829. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ 271.5 KB
  Выпускная квалификационная работа (ВКР) и курсовая работа являются самостоятельной творческой работой студента, и выполняются на основе знаний, умений и навыков, полученных при освоении целого ряда фундаментальных, профессиональных и специальных дисциплин.