23667

Изучение стратегий разрешения конфликтов в продукционных системах

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

При реализации прямого вывода в продукционных базах знаний машина логических выводов сопоставляет левые части антецеденты правил с базой данных и помещает правила антецеденты которых удовлетворяются в агенду конфликтное множество. Когда правило становится активным условия в его левой части удовлетворяются оно помещается в агенду в соответствии со следующими правилами: 1. Вновь активизируемые правила помещаются над всеми правилами с более низкой значимостью salience и ниже всех правил с более высокой значимостью. Если в результате...

Русский

2013-08-05

43.5 KB

3 чел.

Лабораторная работа № 3

Изучение стратегий разрешения конфликтов в продукционных системах.

Общие сведения.

При реализации прямого вывода в продукционных базах знаний машина логических выводов сопоставляет левые части (антецеденты) правил с базой данных и помещает правила, антецеденты которых удовлетворяются, в агенду (конфликтное множество). Агенда представляет собой список всех правил, условия которых удовлетворяются, но которые еще не были выполнены. Агенда работает аналогично стеку - правило, которое должно быть выполнено первым является верхним правилом в агенде. Когда правило становится активным (условия в его левой части удовлетворяются), оно помещается в агенду в соответствии со следующими правилами:

1. Вновь активизируемые правила помещаются над всеми правилами с более низкой значимостью (salience) и ниже всех правил с более высокой значимостью.

2. Для определения места среди правил равной значимости используется текущая стратегия разрешения конфликта.

3. Если в результате добавления или удаления факта одновременно активизируются несколько правил и шаги 1 и 2 не позволяют выполнить упорядочение, то эти правила упорядочиваются между собой произвольно (но не случайно).

Значимость позволяет пользователю назначать правилу приоритет, который учитывается при его выборе из агенды. Первым активизируется правило с наивысшей значимостью. Значимость может принимать целое значение в диапазоне от -10000 до +10000. По умолчанию значимость правила равна 0. Для явного назначения правилу значимости используется оператор:

(declare <rule- salience>).

Этот оператор может добавляться в левую часть правила и должен размещаться перед первым условным элементом, например:

(defrule test-1

(declare (salience 99))

(fire test-1)

=>

(printout t "Rule test-1 firing." crlf))

Значимости может назначаться значение в один из трех моментов: при определении правила, при активизации правила и в каждом цикле выполнения (последние два случая соответствуют динамической значимости). По умолчанию значение значимости назначается только при определении правила. Для изменения такого поведения может использоваться команда set-salience-evaluation.

В CLIPS поддерживается семь стратегий разрешения конфликтов: вглубь” (depth), вширь” (breadth), простоты” (simplicity), сложности” (complexity), lex, mea и случайного выбора (random). По умолчанию используется стратегия вглубь. Текущая стратегия может быть установлена командой set-strategy, при этом агенда переупорядочивается на основе новой стратегии. Синтаксис команды:

(set-strategy <strategy>),

где <strategy>::= depthbreadthsimplicitycomplexitylexmearandom   

По умолчанию используется стратегия depth.

Стратегиявглубь”. Вновь активируемые правила помещаются в агенду над всеми правилами такой же значимости. Например, пусть факт f-1 активирует правила rule-1 и rule-2, а факт f-2 активирует правила rule-3 и rule-4. Тогда если f-1 устанавливается раньше, чем f-2, то rule-3 и rule-4 окажутся в агенде выше правил rule-1 и rule-2. Однако положение правила rule-1 относительно правила rule-2 и правила rule-3 относительно правила rule-4 будет произвольным.

Стратегиявширь”. Вновь активируемые правила помещаются ниже всех правил с такой же значимостью. Например, пусть факт f-1 активирует правила rule-1 и rule-2, а факт f-2 активирует правила rule-3 и rule-4. Тогда, если f-1 устанавливается раньше, чем f-2, то rule-1 и rule-2 окажутся в агенде выше правил rule-3 и rule-4. Однако, положение правила rule-1 относительно правила rule-2 и правила rule-3 относительно правила rule-4 будет произвольным.

Стратегия “простоты”. Среди правил одинаковой значимости, вновь активируемые правила помещаются над всеми правилами с равной или большей специфичностью (specificity). Специфичность правила определяется числом сравнений, которые должны быть выполнены в левой части правила. Каждое сравнение с константой или предварительно связанной переменной увеличивает специфичность на единицу. Каждый вызов функции, сделанный из левой части правила в условном элементе с предикатным ограничением (:), ограничением возвращаемым значением (=) или УЭ-проверкой (test) увеличивает специфичность на единицу. Булевы функции “и”, “или”, “не” не увеличивают специфичность правила, но их аргументы увеличивают. Вызовы функций, выполняемые из функций не увеличивают специфичность. Например, следующее правило:

(defrule example

(item ?x ?y ?x)

(test (and (numberp ?x) (> ?x (+ 10 ?y)) (< ?x 100)))

=>)

имеет специфичность 5 (считаются операторы (item ?x ?y ?x),  ?x,  numberp,  >,  <).

Стратегия “сложности”. Среди правил одинаковой значимости, вновь активируемые правила помещаются над всеми правилами с равной или меньшей специфичностью.

Стратегия LEX. Для определения места правила в агенде среди правил одинаковой значимости в первую очередь используется новизна образцов, активизирующих данное правило. Каждый факт и экземпляр помечаются временным тегомдля указания его новизны по отношению ко всем другим фактам и экземплярам в системе. Для определения местоположения правила в агенде образцы (факты или экземпляры), связанные с активацией каждого правила сортируются по убыванию новизны. Правило с более поздним образцом помещается выше правил с более ранними образцами. Чтобы определить относительный порядок размещения двух правил, отсортированные временные теги этих образцов, активирующих эти правила, сравниваются попарно начиная с самых больших значений. Сравнение продолжается до тех пор, пока не будет обнаружено, что временной тег одной активации больше соответствующего временного тега другой активации. Правило с большим значением временного тега помещается в агенду выше другого правила.

Если одно правило имеет больше образцов, чем другое, а все сравниваемые временные теги идентичны, то правило с большим числом временных тегов помещается выше. Если два правила имеют равную новизну, правило с более высокой специфичностью помещается выше правила с более низкой специфичностью.

Стратегия MEA. Для определения места правила в агенде среди правил равной значимости в первую очередь используется временной тег образца, связанного с первым условием в правиле. Правило, у которого временной тег первого образца (условного элемента) больше временных тегов первых образцов других правил, помещается в агенду выше них. Если временные теги первых образцов равны, то для определения места правила используется стратегия LEX.

Стратегия случайного выбора (Random Strategy). Каждой активации сопоставляется случайное число, которое используется для определения ее местоположения в агенде среди активаций равной значимости. Это случайное число сохраняется, когда стратегия изменяется, так что при возврате к случайной стратегии восстанавливается тот же порядок (среди активаций, которые находились в агенде, когда стратегия была изменена).  

Порядок выполнения работы.

1. Используя редактор clipsedt.exe сформировать с помощью конструкции deffacts исходный набор из пяти произвольных фактов (далее обозначаемых (a), (b), (c), (d) и (e)).

2. В соответствии с вариантом задания (табл. 1) сформировать набор правил, где (n), (m), (p), (r), (s) и (t) – некоторые произвольно выбранные факты (в квадратных скобках указана значимость правила). Сохранить подготовленные конструкции в файле <file_name>.clp.

Таблица 1

Варианты БЗ для исследования стратегий разрешения конфликтов

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

(a)(b)=>(m) [5000]

(a)(c)=>(n) [6000]

(b)(c)(d)=>(p) [5000] (a)(d)(c)=>(r) [6000]

(m)(n)=>(s) [6000]

(n)(p)(r)=>(t) [5000]

(a)(d)(e)=>(m) [5000] (c)(d)=>(p) [5000]

(c)(b)(d)=>(r) [6000] (b)(a)=>(n) [6000]

(p)(m)=>(t) [6000]

(r)(p)(m)=>(s) [5000]

(a)(b)(c)=>(r) [5000] (e)(c)(d)=>(p) [5000]

(a)(b)=>(m) [5000]

(a)(e)=>(n) [5000]

(m)(n)(r)=>(s) [5000] (m)(p)=>(t) [6000]

(e)(d)(a)=>(p) [8000] (b)(d)=>(m) [8000]

(a)(c)=>(n) [8000]

(a)(d)(b)=>(r) [8000]

(m)(p)=>(t) [6000]

(a)(n)(r)=>(s) [6000]

Вариант 5

Вариант 6

Вариант 7

Вариант 8

(a)(d)(e)=>(p) [6000] (b)(c)=>(m) [7000]

(d)(a)=>(n) [7000]

(e)(d)(c)=>(r) [6000]

(b)(n)=>(s) [7000]

(n)(p)(r)=>(t) [7000]

(c)(d)(a)=>(m) [4000] (c)(e)=>(p) [4000]

(c)(b)(d)=>(r) [4000] (b)(a)=>(n) [4000]

(p)(c)=>(t) [6000]

(a)(p)(m)=>(t) [5000]

(b)(c)(d) =>(r) [3000]

(a)(b)=>(m) [3000]

(e)(c)(d)=>(p) [3000] (a)(e)=>(n) [3000]

(m)(e)(r)=>(t) [5000] (m)(b)=>(s) [5000]

(a)(b)(c)=>(r) [2000] (e)(c)(d)=>(p) [2000]

(a)(d)=>(m) [3000]

(a)(e)=>(n) [3000]

(c)(n)(r)=>(t) [4000] (m)(d)=>(s) [5000]

3. Загрузить среду CLIPS (файл clipswin.exe). Активизировать окна “Facts Window” и Agenda Window”. С помощью команды Load Constructs меню File (или «горячей» комбинации Ctrl-L) загрузить факты и правила из файла <file_name>.clp.

4. Выполнить начальную установку командой (run) («горячая» комбинация - Ctrl-U). Зафиксировать состояние списка фактов и агенды.

5. Выполнить в пошаговом режиме обработку правил («горячая» комбинация - Ctrl-T), фиксируя после каждого шага состояние агенды и списка фактов.

6. Повторить действия п. 4 и 5 при различных стратегиях разрешения конфликтов. Для изменения стратегий использовать пункт Options менюExecution. Зафиксировать и объяснить полученные результаты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9659. Направления государственного регулирования 32.5 KB
  Направления государственного регулирования. Коммерческая деятельность, как и любая иная предпринимательская деятельность, в значительной степени регулируется государством. Прежде всего это относится к правовым основам, особенностям создания и функци...
9660. Правовая и нормативная база государственного регулирования коммерческой деятельности 36 KB
  Правовая и нормативная база государственного регулирования коммерческой деятельности. Коммерческое право - совокупность правовых норм, разработанных для обслуживания товарного оборота и регулирующих взаимоотношения между профессиональными предп...
9661. Стимулирование коммерческой деятельности 26.5 KB
  Стимулирование коммерческой деятельности. В наше время предприятия более чем когда-либо вынуждены изыскивать новые и эффективные способы увеличения объема продаж. Для этого они в своей коммерческой деятельности прибегают к стимулированию. В течение ...
9662. Стандартизация деятельность по установлению правил и характеристик 47 KB
  Стандартизация. Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение ко...
9663. Лицензирование. Государственная регистрация субъектов предпринимательства 49.5 KB
  Лицензирование. Эффективным средством воздействия государственных органов и органов местного самоуправления на предпринимательство является государственная регистрация субъектов предпринимательства и лицензирование отдельных видов деятельности. Отеч...
9664. Сертификация продукции и услуг 52 KB
  Сертификация продукции и услуг. Сертификация - это деятельность специальных органов исполнительной власти, прошедших государственную регистрацию в качестве системы сертификации в порядке, установленном Госстандартом России. Сертификация устанавливае...
9665. Экспертиза и гигиеническая оценка товаров 47 KB
  Экспертиза и гигиеническая оценка товаров. Сертификация услуг представляет собой процедуру подтвержденная соответствия, посредством которой независимая от исполнителя услуг и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что...
9666. Регистрация и аттестация продукции и услуг 32 KB
  Регистрация и аттестация продукции и услуг. Государственная регистрация продукции осуществляется на основании статьи 43 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ста...
9667. Правила торговли 62.5 KB
  Правила торговли Определение внешнеторговой деятельности дается в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ О государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Под ней понимается предпринимательская деятельность в области междун..