23671

Системы искусственного интеллекта. Изучение базовых команд и конструкций CLIPS

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Решение: defrule datainput initialfact = printout t crlf Vvedite chislo dnei do zacheta tseloe znachenie: bind days read assert days days printout t crlf Vvedite chislo nesdelannyh laboratornyh rabot v bind works read assert works works printout t crlf Vvedite temperaturu na ulitse: bind temper read assert temper temper printout t crlf Est\' li na ulitse osadki da 1 net 0: bind rain read assert rain rain printout t crlf Is there any white rabbit da 1 net...

Русский

2015-01-29

91.5 KB

34 чел.

Федеральное агентство по образованию.

Санкт-Петербургский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции

Государственный Электротехнический Университет «ЛЭТИ»

Кафедра Вычислительной Техники

Лабораторная работа № 1

по дисциплине

«Системы искусственного интеллекта»

Выполнили:

тов. Гладилин Г.

тов. Гречухин М.

группа 3371

Проверил:

Пантелеев Михаил

Георгиевич

Санкт-Петербург, 2007


Задание

1. Изучение базовых команд и конструкций CLIPS.

1.1. Запустить систему CLIPS (файл clipswin.exe). Активизировать окно просмотра текущего списка фактов (подпункт “Facts Window” пункта “Windows” главного меню). Выполнить следующую последовательность действий, фиксируя после каждого шага состояние списка фактов:

  1.  сбросить систему в исходное состояние командой (clear);
  2.  выполнить начальную установку командой (reset) или комбинацией клавиш Ctrl-U;
  3.  ввести 3 любых упорядоченных факта командой (assert), например: CLIPS> (assert (n n) (m m) (p p));
  4.  повторно выполнить сброс командой (reset);
  5.  установить 3 ранее вводимых упорядоченных факта в качестве исходных фактов, используя конструкцию (deffacts);
  6.  выполнить сброс командой (reset).

1.2. Активизировать дополнительно окно просмотра агенды (подпункт “Agenda Window” пункта “Windows” главного меню). Выполнить следующую последовательность действий, фиксируя после каждого шага состояния списка фактов и агенды:

  1.  используя конструкцию (defrule), ввести три правила, такие, что антецеденты первых двух правил сопоставляются с комбинацией фактов, заданных ранее конструкцией (deffacts), а консеквенты этих правил добавляют новые факты, сопоставляемые с антецедентом третьего правила. Пусть, например, X, Y и Z – факты, заданные конструкцией (deffacts). Тогда структура вводимых правил может быть представлена следующим образом:

X & Y => V;

Y & Z  => W;

V & W => U;

  1.  выполнить по шагам активизацию правил (используя «горячую» комбинацию Ctrl-T).

2. Разработка демонстрационной экспертной системы.

2.1. Сформировать, пользуясь редактором clipsedt.exe, базу знаний демонстрационной ЭС и сохранить ее в файле rulebase.clp. ЭС должна вырабатывать рекомендации студенту накануне зачета и иметь четыре входные переменные («число дней до зачета», «количество несделанных лабораторных работ (в %)», «температура на улице» и «наличие осадков»), две промежуточные («свободное время» и «погода») и выходную переменную («рекомендуемые действия»). Диаграмма зависимости переменных показана на рисунке, в скобках указаны возможные имена переменных:

Общее количество правил в БЗ должно быть не менее 25. Количество значений переменных должно выбираться таким образом, чтобы БЗ отвечала требованию полноты, т.е. содержала правила, соответствующие любым сочетаниям значений переменных в левых частях правил. Например, если переменная «свободное время» имеет 3 значения («отсутствует», «мало» и «много»), а переменная «погода» – 2 значения («плохая» и «хорошая»), то максимальное число правил для определения переменной «действие» будет равно 6.

Решение:

(defrule data-input

 (initial-fact)

=>

 (printout t crlf "Vvedite chislo dnei do zacheta (tseloe znachenie): ")

 (bind ?days (read))

 (assert (days ?days))

 (printout t crlf "Vvedite chislo nesdelannyh laboratornyh rabot (v %) ")

 (bind ?works (read))

 (assert (works ?works))

 (printout t crlf "Vvedite temperaturu na ulitse: ")

 (bind ?temper (read))

 (assert (temper ?temper))

 (printout t crlf "Est' li na ulitse osadki? (da - 1/net - 0): ")

 (bind ?rain (read))

 (assert (rain ?rain))  

 (printout t crlf "Is there any white rabbit? (da - 1/net - 0) //HASN'T Realized: "))

(defrule R1

(days ?days)

(works ?works)

(test (= ?works 0))

=>

(printout t crlf crlf "Vse uzhe sdelano." crlf)

(assert (freetime "infinity"))

(assert (freetimecnst 0)))

(defrule R2

(days ?days)

(works ?works)

(test (and (and(> ?days 5) (<= ?days 7)) (and (<= ?works 50) (> ?works 0) )))

=>

(printout t crlf crlf "Svobodnogo vremeni mnogo" crlf)

(assert (freetime "mnogo"))

(assert (freetimecnst 1)))

(defrule R3

(days ?days)

(works ?works)

(test (and (and(> ?days 5) (<= ?days 7)) (and (<= ?works 100) (> ?works 50) )))

=>

(printout t crlf crlf "Svobodnogo vremeni ne ochen' mnogo" crlf)

(assert (freetime "ne_ochen"))

(assert (freetimecnst 2)))

(defrule R4

(days ?days)

(works ?works)

(test (and (and(> ?days 3) (<= ?days 5)) (and (<= ?works 50) (> ?works 0) )))

=>

(printout t crlf crlf "Svobodnogo vremeni mnogo" crlf)

(assert (freetime "mnogo"))

(assert (freetimecnst 1)))

(defrule R5

(days ?days)

(works ?works)

(test (and (and(> ?days 3) (<= ?days 5)) (and (<= ?works 100) (> ?works 50) )))

=>

(printout t crlf crlf "Svobodnogo vremeni ne ochen' mnogo" crlf)

(assert (freetime "ne_ochen"))

(assert (freetimecnst 2)))

(defrule R6

(days ?days)

(works ?works)

(test (and (= ?days 3) (and ( > ?works 0 ) (<= ?works 50) )))

=>

(printout t crlf crlf "Svobodnogo vremeni ne ochen' mnogo" crlf)

(assert (freetime "ne_ochen"))

(assert (freetimecnst 2)))

(defrule R7

(days ?days)

(works ?works)

(test (and (= ?days 3) (and ( > ?works 50 ) (<= ?works 100) )))

=>

(printout t crlf crlf "Svobodnogo vremeni sovsem nemnogo. Pora delat'" crlf)

(assert (freetime "pora_dalat"))

(assert (freetimecnst 3)))

(defrule R8

(days ?days)

(works ?works)

(test (and (= ?days 2) (and ( > ?works 0 ) (<= ?works 33) )))

=>

(printout t crlf crlf "Svobodnogo vremeni ne ochen' mnogo" crlf)

(assert (freetime "ne_ochen"))

(assert (freetimecnst 2)))

(defrule R9

(days ?days)

(works ?works)

(test (and (= ?days 2) (and ( > ?works 33 ) (<= ?works 66) )))

=>

(printout t crlf crlf "Svobodnogo vremeni sovsem nemnogo. Pora delat'" crlf)

(assert (freetime "pora_dalat"))

(assert (freetimecnst 3)))

(defrule R10

(days ?days)

(works ?works)

(test (and (= ?days 2) (and ( > ?works 66 ) (<= ?works 100) )))

=>

(printout t crlf crlf "Svobodnogo vremeni net -- ne uspevaem" crlf)

(assert (freetime "finish"))

(assert (freetimecnst 4)))

(defrule R11

(days ?days)

 (works ?works)

(test (and (= ?days 1) (and ( > ?works 0 ) (<= ?works 25) )))

=>

(printout t crlf crlf "Svobodnogo vremeni ne ochen' mnogo" crlf)

(assert (freetime "ne_ochen"))

(assert (freetimecnst 2)))

(defrule R12

(days ?days)

 (works ?works)

(test (and (= ?days 1) (and ( > ?works 25 ) (<= ?works 50) )))

=>

(printout t crlf crlf "Svobodnogo vremeni sovsem nemnogo. Pora delat'" crlf)

(assert (freetime "pora_dalat"))

(assert (freetimecnst 3)))

(defrule R13

(days ?days)

 (works ?works)

(test (and (= ?days 1) (and ( > ?works 50 ) (<= ?works 100) )))

=>

(printout t crlf crlf "Svobodnogo vremeni net -- ne uspevaem" crlf)

(assert (freetime "finish"))

(assert (freetimecnst 4)))

(defrule R14

 (days ?days)

(works ?works)

(test (and (= ?days 0) ( > ?works 0 )))

=>

(printout t crlf crlf "Nu kogda-to ono bylo. A seichas uzhe ne vazhno" crlf)

(assert (freetime "ppc"))

(assert (freetimecnst 5)))

(defrule R15

(temper ?temper)

(rain ?rain)

(test (> ?temper 25))

=>

(printout t crlf crlf "Pogoda ochen' horoshaya " crlf)

(assert (weather "v-good"))

(assert (weathercnst 1)))

(defrule R16

(temper ?temper)

 (rain ?rain)

(test (and(and(>= ?temper 5)(< ?temper 25)) (= ?rain 0)) )

=>

(printout t crlf crlf "Pogoda horoshaya " crlf)

(assert (weather "good"))

(assert (weathercnst 2)))

(defrule R17

 (temper ?temper)

(rain ?rain)

(test (and(and(>= ?temper 5)(< ?temper 25)) (<> ?rain 0)) )

=>

(printout t crlf crlf "Pogoda plohaya " crlf)

(assert (weather "bad"))

(assert (weathercnst 3)))

(defrule R18

(temper ?temper)

(rain ?rain)

(test (<= ?temper 5) )

=>

(printout t crlf crlf "Pogoda ochen' plohaya " crlf)

(assert (weather "v-bad "))

(assert (weathercnst 4)))

(defrule R19

(weathercnst ?weathercnst)

(freetimecnst ?freetimecnst)

(test (and(< ?freetimecnst 3)(= ?weathercnst 1)))

=>

(printout t crlf crlf "Mozhno idti gulyat'" crlf)

(assert (act "go")))

(defrule R20

(weathercnst ?weathercnst)

(freetimecnst ?freetimecnst)

(test (= ?freetimecnst 5))

=>

(printout t crlf crlf "Po povodu pogodi ne znayu, no uchit' uje pozdno" crlf)

(assert (act "nth")))

(defrule R21

(weathercnst ?weathercnst)

(freetimecnst ?freetimecnst)

(test (= ?freetimecnst 0))

=>

(printout t crlf crlf "Po povodu pogodi ne znayu -- gotovsya k sleduyuchey sessii..." crlf)

(assert (act "botan")))

(defrule R22

(weathercnst ?weathercnst)

(freetimecnst ?freetimecnst)

(test (and(= ?freetimecnst 4)(<> ?weathercnst 5)))

=>

(printout t crlf crlf "Nado uchit'!" crlf)

(assert (act "learn")))

(defrule R23

(weathercnst ?weathercnst)

(freetimecnst ?freetimecnst)

 (test (and(= ?freetimecnst 3)(= ?weathercnst 2)))

=>

(printout t crlf crlf "Luchshe uchit'sya" crlf)

(assert (act "learn")))

(defrule R24

(weathercnst ?weathercnst)

(freetimecnst ?freetimecnst)

(test (and(= ?freetimecnst 2)(= ?weathercnst 2)))

=>

(printout t crlf crlf "As u wish" crlf)

(assert (act "auw")))

(defrule R25

(weathercnst ?weathercnst)

(freetimecnst ?freetimecnst)

(test (and(= ?freetimecnst 1)(= ?weathercnst 2)))

=>

(printout t crlf crlf "As u wish" crlf)

(assert (act "auw")))

(defrule R26

(weathercnst ?weathercnst)

(freetimecnst ?freetimecnst)

(test (and( or (= ?freetimecnst 2)( = ?freetimecnst 1))(= ?weathercnst 3)))

=>

(printout t crlf crlf "Luchshe uchit'" crlf)

(assert (act "glearn")))

(defrule R27

(weathercnst ?weathercnst)

(freetimecnst ?freetimecnst)

(test (and(= ?freetimecnst 3)(= ?weathercnst 3)))

=>

(printout t crlf crlf "Luchshe uchit'" crlf)

(assert (act "glearn")))

(defrule R28

(weathercnst ?weathercnst)

(freetimecnst ?freetimecnst)

(test (and(> ?freetimecnst 0) (= ?weathercnst 4)))

=>

(printout t crlf crlf "Luchshe uchit'" crlf)

(assert (act "glearn")))


Пример выполнения программы:

Вывод:

  1.  Основные возможности и базовые команды среды CLIPS изучены.
  2.  Разработана рабочая экспертная система.

  1.  

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53173. Умный хозяин 127 KB
  Осень – пора богатого урожая, его пестрые краски мы видим на нашем рынке. Поработаем со стихотворением С. Михалкова «Овощи» и узнаем, что хозяйка купила на базаре, по цвету овощей выберем себе настроение...
53174. Конкурсна програма на 8 березня «Найвродливіша, найкмітливіша господарочка» 244.5 KB
  2 вед Усіх затьмарять сьогодні красою Ви мабуть згодні зі мною Тож ми радо всім побажаєм: Щоб сонце світило мирно і ясно А наші жінки щоб були прекрасні 1 вед Доброго дня шановні гості учителі та учні нашої школи 2 вед Сьогодні ми зібралися з вами в цій святковій залі щоб провести конкурс краси і молодості. 1 вед Є у нашій школі мама Над всіма найголовніша Треба їй про все подбати...
53175. Світове господарство. Міжнародний географічний поділ праці 141 KB
  Міжнародний географічний поділ праці. Мета: сформувати в учнів систему уявлень про поняття світове господарство міжнародний поділ праці всесвітня інтеграція ; систематизувати знання учнів про закономірності розвитку світового господарства та його структуру; розвивати навички роботи з картою та комп'ютером; сприяти розвитку глобального світосприйняття учнів; формувати комунікативні інформаційні полікультурні соціальні компетентності; сприяти розвитку економічного мислення учнів; виховувати пізнавальний інтерес до предмету. Міжнародний...
53177. Український етикет. Традиції гостинності і вітання на Україні 42.5 KB
  Діти стають у коло разом з вчителем і вітають один одного хором: Привітаємо сонечко: Здрастуй золотаве Усміхнемось один одному Поглянемо ласкаво Хай сьогодні в кожне серце Зустріч додасть тепла А ми друзів привітаємо Побажаємо добра Вчитель: Любі діти у наш клас Завітали люди щирі. Діти разом: Добрий день в добрий час Заходьте будь ласка до нас Дівчина: Гість у дім радість з ним. Діти а в який гарний день прийшли до нас дорогі гості А скажіть будь ласка яке сьогодні число Який день тижня Яка чудова пора року гостює в...
53178. ПРАВИЛА ГОСТИННОСТІ 43.5 KB
  Арбуз в перекладі з тюркської мови огірок віслюка Ведучий 1 Читання ось найкраща розвага. А ось прикрасити кімнату плакатами виготовленими власноруч ми можемо. Ось і читання і розвага: загадки відгадуємо скоромовки швидко вимовляємо. Ось осінні оси ось Я пасу осінніх ос Мала Маринка має мячик маленький мячик мяко скаче.
53179. В гостях у первой учительницы 30.5 KB
  Дорогие друзья Накануне прекрасного весеннего праздника Международного женского дня мы решили провести устный журнал в вашем классе где ваша учительница Наталья Борисовна была и у многих из нас первой. Итак страница первая Цветы любимой учительнице В весенний день когда все ожидают Прекрасный женский праздник в нетерпенье В семье и в классах обсуждают Какой сюрприз преподнести на удивленье Наталья Борисовна Кроме живых цветов мы дарим Вам особый букет: из сказаний и легенд о цветах художественное чтение на музыкальном...
53180. Учимся интересно, говорим правильно 70 KB
  К таким умениям и навыкам можно отнести следующие: умение фиксировать внимание на фонетических особенностях звучащего слова; умение анализировать свою речь с позиций правильности неправильности и оценки дикции; умение давать аргументированную оценку речи других; умение читать и говорить правильно подражая звучащему образцу; внятно и отчетливо произносить звуки и слова; читать написанное с орфоэпической подготовкой и без таковой; правильно и рационально пользоваться орфоэпическими словарями в которых есть произносительные...
53181. Велика Британія в 19 столітті – народження традицій 929 KB
  Queen Victoria came to the throne as a young woman in 1837 and reigned until her death in 1901. Because of the growth of parliamentary government she was less powerful than previous sovereigns but as queen and empress she ruled over more lands and peoples than any previous monarch. Furthermore, she enjoyed the respect and affection of her British subjects.