23672

Разработка гибридных интеллектуальных систем в среде MatLab

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Постановка задачи: С помощью адаптивной сети нечеткого вывода аппроксимировать функцию: y = 2x2 Ход работы: Исходные данные для обучения нейросети: Структура нейросети имеет вид: Процесс обучения нейронной сети: Результат обучения нейронной сети: Число эпох 40 Значение ошибки 11296 Просмотр поверхности соответствующей системы нечеткого вывода: Правила сгенерированной системы нечеткого вывода: Результаты аппроксимации с помощью сети: x y Y y y δy 04 032 0322 0002000 0006250 16 512 59 0780000 0152344 28 1568 152 0480000...

Русский

2013-08-05

174.5 KB

8 чел.

Министерство Образования Российской Федерации

Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет

Кафедра ТК

Отчет по лабораторной работе №5

по курсу «Системы искусственного интеллекта»

на тему «Разработка гибридных интеллектуальных систем в среде MatLab»

Выполнили:  студенты гр. Т28-420

 

Проверила:   Габдуллина Э.Р.

Уфа 2006


Лабораторная работа № 5

Разработка гибридных интеллектуальных систем в среде MatLab

Цель работы: 

Исследование процесса  разработки адаптивной системы нейро-нечеткого вывода для аппроксимации зависимости, описываемой некоторой математической функцией.

Постановка задачи: 

С помощью адаптивной сети нечеткого вывода аппроксимировать функцию: y = 2x2

Ход работы:

Исходные данные для обучения нейросети:

Структура нейросети имеет вид:

Процесс обучения нейронной сети:

Результат обучения нейронной сети:

Число эпох

40

Значение ошибки

1,1296

Просмотр поверхности соответствующей системы нечеткого вывода:

Правила сгенерированной системы нечеткого вывода:


Результаты аппроксимации с помощью сети:

x

y

Y*

| y - y* |

δy

0,4

0,32

0,322

0,002000

0,006250

1,6

5,12

5,9

0,780000

0,152344

2,8

15,68

15,2

0,480000

0,030612

4

32

31,5

0,500000

0,015625

5,2

54,08

54,8

0,720000

0,013314

6,4

81,92

81,7

0,220000

0,002686

7,6

115,52

115

0,520000

0,004501

8,8

154,88

156

1,120000

0,007231

Изменение функций принадлежности:

Функция принадлежности

Исходные параметры

Скорректированные параметры

A1

A2

A1

A2

In1mf1

1.951

2.567

2,851

3,067

In1mf2

2.082

6.455

2,782

6,355

In1mf3

1.871

8.907

2,771

8,407


Результаты аппроксимации с помощью скорректированной сети:

X

y

Исходная сеть

Скорректированная сеть

y*

| y - y* |

Δy

y*

| y - y* |

δy

0,4

0,32

0,322

0,002000

0,006250

0,33

0,010000

0,031250

1,6

5,12

5,9

0,780000

0,152344

5,12

0,000000

0,000000

2,8

15,68

15,2

0,480000

0,030612

15,7

0,020000

0,001276

4

32

31,5

0,500000

0,015625

32

0,000000

0,000000

5,2

54,08

54,8

0,720000

0,013314

54,1

0,020000

0,000370

6,4

81,92

81,7

0,220000

0,002686

81,9

0,020000

0,000244

7,6

115,52

115

0,520000

0,004501

116

0,480000

0,004155

8,8

154,88

156

1,120000

0,007231

155

0,120000

0,000775

В результате добавления нового правила нарушается структура сети и ошибка не корректируется в процессе ее обучения:

Вывод:

В ходе проделанной работы был исследован процесс  разработки адаптивной системы нейро-нечеткого вывода для аппроксимации зависимости, описываемой некоторой математической функцией.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82534. Особенности памяти у детей с нарушениями слуха 36 KB
  Образный материал глухие школьники непосредственно запоминают более успешнее чем слышащие так как у них зрительный опыт богаче. Но в то же время можно встретить в литературе данные что в дошкольном возрасте глухие хуже запоминают места расположения предметов в младшем школьном возрасте – путают места расположения предметов сходных по изображению или реальному функциональному назначению. Глухие школьники младших классов применяют вспомогательные средства для запоминания. При запоминании ряда сходных предметов глухие плохо умеют...
82535. Особенности памяти у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 33 KB
  При обследовании и лечении детей с ДЦП в возрасте от года до 15 лет выявлено что недостаточность ВПФ по типу психического недоразвития и ЗПР отмечена в среднем в 407 случаев. Анализ особенностей памяти у детей с диплегической формой ДЦП показал что ребята лучше запоминали смысловые структуры чем изолированные цифры и слова. При гиперкинетической форме ДЦП у детей выявлены трудности запоминания в слухоречевой модальности.
82536. Особенности памяти у детей с нарушениями интеллекта 28.5 KB
  Замский умственно отсталые дети усваивают новое очень медленно быстро забывают воспринятое не умеют вовремя воспользоваться приобретёнными знаниями и умениями на практике. Ослабление активного внутреннего торможения обусловливающее недостаточную концентрированность очагов возбуждения делает воспроизведение учебного материала многими умственно отсталыми детьми крайне неточным. Чаще всего физиологической основой забывчивости умственно отсталых детей является не угасание условных связей как при обычном забывании а временное внешнее...
82537. Особенности памяти у детей с нарушениями речи 40 KB
  Наиболее специфична следовательно значима для развития речи слуховая память. Без моторной памяти невозможно освоение экспрессивной речи устной и письменной. Зрительная память необходима для освоения письменной речи а также для связи между первой и второй сигнальной системами.
82538. Мышление, его виды и мыслительные операции 35 KB
  В зависимости от характера деятельности и ее конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. Однако по степени своей сложности по требованиям которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека все виды мышления не уступают друг другу. Виды мышления: Нагляднодейственное мышление представляет собой совокупность способов и процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами. Необходимые для мышления образы представлены в...
82539. Особенности мышления у детей с нарушениями речи 30 KB
  Одним из самых трудных является вопрос о первичности речи и мышления об оценке структуры мышления у лиц с речевыми расстройствами. Практика и экспериментальные исследования показывают что мышление страдает в наибольшей степени при системных нарушениях речи алалии препятствующей его развитию и афазии затрудняющей его проявление. Важное практическое значение имеют достаточно часто встречающиеся особенно в последнее время сочетания расстройств речи и мышления.
82540. Особенности мышления у детей с ДЦП 32.5 KB
  Зачастую нагляднообразное и словеснологическое мышление начинает развиваться практически без фундамента нагляднодейственного мышления. Недостаточность нагляднодейственного мышления приводит к недостаточности в формировании других более сложных форм мыслительной деятельности. Нагляднообразное мышление обычно формируется на основе нагляднодейственного мышления и чувственного опыта ощущения и восприятие.
82541. Особенности мышления у детей с нарушениями интеллекта 29 KB
  Современные исследования показали что у умственно отсталых имеются довольно грубые нарушения в условно рефлекторной деятельности нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов которое выражается в том что они меньше чем их нормальные сверстники испытывают потребность в познании. Все эти операции у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.
82542. Особенности мышления у детей с нарушениями слуха 33.5 KB
  У глухих детей обнаруживаются значительные индивидуальные различия в развитии их мышления. Около одной четвертой части всех глухих детей имеют уровень развития наглядного мышления соответствующий уровню развития этого вида мышления у слышащих сверстников. Кроме того небольшое число глухих детей около 15 каждой возрастной группе по уровню развития словесно логического мышления приближается к средним показателям слышащих сверстников.