23690

Растровое кодирование графической информации

Конспект урока

Информатика, кибернетика и программирование

1 слайд 2. 2 слайд В компьютере мы можем хранить всю информацию а где именно в памяти 3 слайд. 4 слайд Что же вы хотите узнать при изучении данного вопроса 5 слайд Мы узнаем как же кодируется графическая информация в памяти компьютера. 6 слайд.

Русский

2013-08-05

23.89 KB

9 чел.

Растровое кодирование графической информации

Мазеева Татьяна Александровна
учитель математики и информатики
МОУ СОШ №3 города Николаевска Волгоградской области.

Цель:

  1.  Обучающая:
  2.  познакомить учащихся с видами графических изображений; с методом растрового кодирования графической информации, как способом кодирования графической информации
  3.  усвоить понятие пиксель
  4.  освоить основные приемы представления изображений в памяти компьютера.
  5.  Развивающая: 
  6.  развитие логического мышления, внимания, усидчивости, информационной культуры, самостоятельности
  7.  Воспитывающая: 
  8.  повышать и развивать интерес к предмету “информатика”, развивать воображение, уметь анализировать, сравнивать, строить по аналогии

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный: репродуктивный, самостоятельная работа.

Оборудование: IBM PC, мультимедийный проектор, экран, доска, раздаточные карточки, учебник 6 класс и рабочая тетрадь – автор Л. Босова.

Учитель приветствует класс.

Ход урока

1. Организационный момент – 1 мин. (1 слайд)

2. Актуализация знаний – 5 минут.

  1.  Визуальная проверка домашнего задания.
  2.  Ответить на вопросы:
  3.  Перечислите основные устройства компьютера. (2 слайд)
  4.  В компьютере мы можем хранить всю информацию, а где именно? (в памяти) (3 слайд).
  5.  Пользователи, обращаясь к памяти компьютера имеют дело с файлами и папками, содержащими самые разнообразные программы и данные. Но, в то же время для компьютера не имеет значения, какие именно данные хранятся в его памяти. Мы знаем, что независимо от вида все данные представляются в памяти компьютера в некотором виде. В каком? (в двоичном)
  6.  Назовите виды данных. (числовые, текстовые, звуковые, видео, графические)
  7.  На странице 28 учебника, ответить на вопросы №3 и №4.

3. Мотивация- 2 мин.

Каким же образом можно представить в цифровом виде графическую информацию?

Этим вопросом мы и займемся на уроке, тема которого: «Кодирование графической информации». (лучше, если ученики скажут ее сами). (4 слайд)

Что же вы хотите узнать при изучении данного вопроса?  (5 слайд)

  1.  Мы узнаем как же кодируется графическая информация в памяти компьютера.
  2.  Познакомимся с видами компьютерной графики и особенностями кодирования одного из них.
  3.  Проведем эксперименты на практике.

4. Объяснение нового материала– 17 мин.

Что вы понимаете под графической информацией? (картинки, рисунки, фото, изображения на экране телевизора и монитора компьютера и т.д.) (6 слайд).

Для того, чтобы понять как же кодируется графическая информация, рассмотрим, как формируется изображение на экране монитора.

В зависимости от способа формирования изображений на экране монитора, графическую информацию принято подразделять на растровую и векторную. Запишем схему. (7 слайд)

Остановимся подробнее на растровом изображении.

Из чего же оно состоит? (точки, квадратики) (8 слайд)

Эти точки принято называть пикселями.

Запишем: Пиксель – наименьший элемент изображения на экране компьютера. (9 слайд)

Размер экранного пикселя около 0,0018дюйма, а дюйм равен 2,54см, но дюймы бывают разные.

Вот и первое задание на дом: Найти чему равен в см дюйм в различных странах мира.

Таким образом, мы выяснили, что растровое изображение формируется из определенного количества строк, а каждая строка, в свою очередь, содержит определенное количество точек, которые называются пикселями.

С растровой графикой вы встречаетесь очень часто, достаточно привести в  примеры цифровой фотоаппарат, сотовый телефон и т.п.

Скажите, увеличивая фотографию на фотоаппарате или телефоне, что с ней происходит? (она становится нечеткой, размытой, появляются квадратики)

Заметьте, что одна и та же фотография на различных моделях фотоаппаратов или телефонов становится нечеткой в различное время.

От чего это зависит?

Это зависит от количества точек на экране, что называется разрешением экрана.

Итак, степень четкости изображения зависит от количества строк на весь экран и количества точек в строке. То есть чем больше пикселей, тем четче и лучше изображение.

Посмотрите внимательно на саму картинку. На что она похожа? Что вам напоминает? (мозаику)

Действительно, растровый рисунок похож на мозаику, в которой каждый элемент (пиксель) закрашен определенным цветом.

Рассмотрим черно-белую картинку. Подумайте, как закодировать этот двухцветный рисунок? (10 слайд)

Принято каждую пустую (белую) клеточку рисунка кодировать нулем, а закрашенную (черную) – единицей. Давайте так и сделаем в наших тетрадях.

Какой двоичный код получается у этого рисунка, сверьтесь с кодом на странице 24 вашего учебника.

С помощью приложения Калькулятор (KDE-Прочие-Калькулятор KCals) переведите в двоичную систему счисления числа: 195, 198, 220, 240, 248, 206, 195, 195. (11 слайд). Запишите их друг под другом, разряд под разрядом. У вас получился двоичный код некоторого изображения. Нарисуем его, начиная с левого верхнего угла, если есть 1, то закрашиваем клеточку, если есть 0, то не закрашиваем.

Что получилось? (буква К). Сверимся с учебником на 24 странице.

Самостоятельно поработаем в рабочих тетрадях: №37 стр. 29-30 и №39 стр. 31-32 (первую таблицу делает первый вариант, а вторую – второй вариант). Проверяем, меняясь тетрадями. (13, 14 слайд)

Мы рассматривали черно – белые картинки, где каждая точка рисунка могла быть закрашена или нет. В этом случае для одного пикселя нужно всего лишь один бит памяти. Запишем это. (15 слайд)

Физкультминутка – 1минута (16 слайд)

А как же быть с цветными изображениями? (17 слайд)

При цифровом представлении цветных изображений каждый пиксель кодируется цепочкой из 24 нулей и единиц. Это позволяет различать более 16 миллионов цветов оттенков.

Богатая палитра цветов современных компьютеров, телевизоров получается смешением взятых в определенной пропорции трех основных цветов: красного, синего и зеленого (18 слайд). На кодирование каждого из них отводится по 8 битов, в которых можно записать двоичные коды 256 различных оттенков.

5. Практическая работа – 10 мин.

Проведем эксперименты:

Эксперимент №1

  1.  запустите графический редактор GIMP (KDE – Графика – растровый графический редактор GIMP). (19 слайд)
    1.  Выполните команду: Файл – Диалоги – Цвета и нажмите на кнопку Шкала. (20 слайд)
    2.  Попробуйте вводить различные значения счетчика основных цветов. Какие при этом получаются цвета?  (21 слайд)
    3.  Заполните таблицу (см. таблица основных цветов. docx)  (22 слайд) 

Эксперимент №2

  1.  Запустите графический редактор Kolor Paint (KDE – Прочие – Графика – графический редактор Kolor Paint).
  2.  Откройте файл Образец.gif из папки своего класса. (23 слайд)
  3.  Увеличьте масштаб, поставив галочку на 400% в пункте меню Вид – Масштаб.  (24 слайд)
  4.  Увеличьте исходный рисунок в 8 раз. (25 слайд)
  5.  Выполните: Вид – Показать сетку. Что стало с рисунком? (разбился на квадратики) (26 слайд)
  6.  Выберите инструмент Карандаш и с его помощью попробуйте сделать цвет глаз вместо голубых зелеными. (27 слайд)
  7.  Уменьшите масштаб до 200% и проследите за вашими изменениями. (28 слайд)
  8.  Выйдите из программы, не сохраняя документ, для этого нажмите кнопку Отклонить. (29 слайд)

6. Итог– 2 мин. (30 слайд)

  1.  Ответить на вопросы:

С какими видами графики мы познакомились?

Как называются точки, из которых состоит растровый рисунок?

Каким образом кодируется черно-белое изображение?

  1.  Оценки за урок

7. Домашнее задание – 2 мин.

§1.3 стр. 23-27

Рабочая Тетрадь: №37 стр. 29-30 и №39 стр. 31-32 доделать, №38 стр. 30-31

Доп. : чему равен дюйм в разных странах мира?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15308. Буклет. Растровый редактор Gimp 2.98 MB
  Лабораторная работа № 5. Растровый редактор Gimp Вариант 6 Задание к лабораторной роботе: Выполнить задание по инструкции Творчески доработать картинку добавить чтото свое В отчет: Текстовый фал тема название задания скриншот картинки Файл рисунка...
15309. Футбольный мяч. Растровый редактор Gimp 440.5 KB
  Лабораторная работа № 5. Растровый редактор Gimp Вариант 7 Задание к лабораторной роботе: Выполнить задание по инструкции Творчески доработать картинку добавить чтото свое В отчет: Текстовый фал тема название задания скриншот картинки Файл рисун...
15310. Календарь. Растровый редактор Gimp 2.61 MB
  Лабораторная работа № 5. Растровый редактор Gimp Вариант 8 Задание к лабораторной роботе: Выполнить задание по инструкции Творчески доработать картинку добавить чтото свое В отчет: Текстовый фал тема название задания скриншот картинки Файл рисунка...
15311. Газетный лист. Растровый редактор Gimp 3.08 MB
  Лабораторная работа № 5. Растровый редактор Gimp Вариант 9 Задание к лабораторной роботе: Выполнить задание по инструкции Творчески доработать картинку добавить чтото свое В отчет: Текстовый фал тема название задания скриншот картинки Файл рисунка...
15312. Создание библиотеки символов компонентов 1.04 MB
  Лабораторная работа №1. Создание библиотеки символов компонентов. Цель работы: научиться создавать различные библиотеки символов компонентов. Порядок выполнения работы: Настройка символьного редактора Создание символа компонента Ход работы: ...
15313. Создание библиотеки корпусов компонентов 226.87 KB
  Лабораторная работа №2. Создание библиотеки корпусов компонентов. Цель работы: научиться создавать различные библиотеки корпусов компонентов. Ход работы: Из менеджера проектов начальное окно я запустил программу редактора печатных плат Pcbnew. В ней на верхней ...
15314. Создание схемы электрической принципиальной 350.09 KB
  Лабораторная работа №3. Создание схемы электрической принципиальной. Цель работы: используя ранее созданные библиотеки символов и корпусов компонентов создать электрическую принципиальную схему генератора прямоугольных импульсов. Ход работы: Создание элек...
15315. Управление кнопками в AVR 71 KB
  Лабораторная работа №2 Управление кнопками в AVR Цель работы: написать для микроконтроллера программу мигания светодиодом в зависимости от нажатия кнопки на языке программирования С согласно варианта. На первой лабораторной работе научились подавать напряжение но...
15316. Настройка портов ввода-вывода в CodeVision AVR 77.5 KB
  Настройка портов вводавывода в CodeVision AVR Рассмотрим примеры настройки портов в CodeVision AVR DDRB=0×02; данная запись означает что вторая ножка порта В настроена как выход но откуда взялось это число Для начала переведем данную запись в более понятный нам вид: приставка 0...