23690

Растровое кодирование графической информации

Конспект урока

Информатика, кибернетика и программирование

1 слайд 2. 2 слайд В компьютере мы можем хранить всю информацию а где именно в памяти 3 слайд. 4 слайд Что же вы хотите узнать при изучении данного вопроса 5 слайд Мы узнаем как же кодируется графическая информация в памяти компьютера. 6 слайд.

Русский

2013-08-05

23.89 KB

9 чел.

Растровое кодирование графической информации

Мазеева Татьяна Александровна
учитель математики и информатики
МОУ СОШ №3 города Николаевска Волгоградской области.

Цель:

  1.  Обучающая:
  2.  познакомить учащихся с видами графических изображений; с методом растрового кодирования графической информации, как способом кодирования графической информации
  3.  усвоить понятие пиксель
  4.  освоить основные приемы представления изображений в памяти компьютера.
  5.  Развивающая: 
  6.  развитие логического мышления, внимания, усидчивости, информационной культуры, самостоятельности
  7.  Воспитывающая: 
  8.  повышать и развивать интерес к предмету “информатика”, развивать воображение, уметь анализировать, сравнивать, строить по аналогии

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный: репродуктивный, самостоятельная работа.

Оборудование: IBM PC, мультимедийный проектор, экран, доска, раздаточные карточки, учебник 6 класс и рабочая тетрадь – автор Л. Босова.

Учитель приветствует класс.

Ход урока

1. Организационный момент – 1 мин. (1 слайд)

2. Актуализация знаний – 5 минут.

  1.  Визуальная проверка домашнего задания.
  2.  Ответить на вопросы:
  3.  Перечислите основные устройства компьютера. (2 слайд)
  4.  В компьютере мы можем хранить всю информацию, а где именно? (в памяти) (3 слайд).
  5.  Пользователи, обращаясь к памяти компьютера имеют дело с файлами и папками, содержащими самые разнообразные программы и данные. Но, в то же время для компьютера не имеет значения, какие именно данные хранятся в его памяти. Мы знаем, что независимо от вида все данные представляются в памяти компьютера в некотором виде. В каком? (в двоичном)
  6.  Назовите виды данных. (числовые, текстовые, звуковые, видео, графические)
  7.  На странице 28 учебника, ответить на вопросы №3 и №4.

3. Мотивация- 2 мин.

Каким же образом можно представить в цифровом виде графическую информацию?

Этим вопросом мы и займемся на уроке, тема которого: «Кодирование графической информации». (лучше, если ученики скажут ее сами). (4 слайд)

Что же вы хотите узнать при изучении данного вопроса?  (5 слайд)

  1.  Мы узнаем как же кодируется графическая информация в памяти компьютера.
  2.  Познакомимся с видами компьютерной графики и особенностями кодирования одного из них.
  3.  Проведем эксперименты на практике.

4. Объяснение нового материала– 17 мин.

Что вы понимаете под графической информацией? (картинки, рисунки, фото, изображения на экране телевизора и монитора компьютера и т.д.) (6 слайд).

Для того, чтобы понять как же кодируется графическая информация, рассмотрим, как формируется изображение на экране монитора.

В зависимости от способа формирования изображений на экране монитора, графическую информацию принято подразделять на растровую и векторную. Запишем схему. (7 слайд)

Остановимся подробнее на растровом изображении.

Из чего же оно состоит? (точки, квадратики) (8 слайд)

Эти точки принято называть пикселями.

Запишем: Пиксель – наименьший элемент изображения на экране компьютера. (9 слайд)

Размер экранного пикселя около 0,0018дюйма, а дюйм равен 2,54см, но дюймы бывают разные.

Вот и первое задание на дом: Найти чему равен в см дюйм в различных странах мира.

Таким образом, мы выяснили, что растровое изображение формируется из определенного количества строк, а каждая строка, в свою очередь, содержит определенное количество точек, которые называются пикселями.

С растровой графикой вы встречаетесь очень часто, достаточно привести в  примеры цифровой фотоаппарат, сотовый телефон и т.п.

Скажите, увеличивая фотографию на фотоаппарате или телефоне, что с ней происходит? (она становится нечеткой, размытой, появляются квадратики)

Заметьте, что одна и та же фотография на различных моделях фотоаппаратов или телефонов становится нечеткой в различное время.

От чего это зависит?

Это зависит от количества точек на экране, что называется разрешением экрана.

Итак, степень четкости изображения зависит от количества строк на весь экран и количества точек в строке. То есть чем больше пикселей, тем четче и лучше изображение.

Посмотрите внимательно на саму картинку. На что она похожа? Что вам напоминает? (мозаику)

Действительно, растровый рисунок похож на мозаику, в которой каждый элемент (пиксель) закрашен определенным цветом.

Рассмотрим черно-белую картинку. Подумайте, как закодировать этот двухцветный рисунок? (10 слайд)

Принято каждую пустую (белую) клеточку рисунка кодировать нулем, а закрашенную (черную) – единицей. Давайте так и сделаем в наших тетрадях.

Какой двоичный код получается у этого рисунка, сверьтесь с кодом на странице 24 вашего учебника.

С помощью приложения Калькулятор (KDE-Прочие-Калькулятор KCals) переведите в двоичную систему счисления числа: 195, 198, 220, 240, 248, 206, 195, 195. (11 слайд). Запишите их друг под другом, разряд под разрядом. У вас получился двоичный код некоторого изображения. Нарисуем его, начиная с левого верхнего угла, если есть 1, то закрашиваем клеточку, если есть 0, то не закрашиваем.

Что получилось? (буква К). Сверимся с учебником на 24 странице.

Самостоятельно поработаем в рабочих тетрадях: №37 стр. 29-30 и №39 стр. 31-32 (первую таблицу делает первый вариант, а вторую – второй вариант). Проверяем, меняясь тетрадями. (13, 14 слайд)

Мы рассматривали черно – белые картинки, где каждая точка рисунка могла быть закрашена или нет. В этом случае для одного пикселя нужно всего лишь один бит памяти. Запишем это. (15 слайд)

Физкультминутка – 1минута (16 слайд)

А как же быть с цветными изображениями? (17 слайд)

При цифровом представлении цветных изображений каждый пиксель кодируется цепочкой из 24 нулей и единиц. Это позволяет различать более 16 миллионов цветов оттенков.

Богатая палитра цветов современных компьютеров, телевизоров получается смешением взятых в определенной пропорции трех основных цветов: красного, синего и зеленого (18 слайд). На кодирование каждого из них отводится по 8 битов, в которых можно записать двоичные коды 256 различных оттенков.

5. Практическая работа – 10 мин.

Проведем эксперименты:

Эксперимент №1

  1.  запустите графический редактор GIMP (KDE – Графика – растровый графический редактор GIMP). (19 слайд)
    1.  Выполните команду: Файл – Диалоги – Цвета и нажмите на кнопку Шкала. (20 слайд)
    2.  Попробуйте вводить различные значения счетчика основных цветов. Какие при этом получаются цвета?  (21 слайд)
    3.  Заполните таблицу (см. таблица основных цветов. docx)  (22 слайд) 

Эксперимент №2

  1.  Запустите графический редактор Kolor Paint (KDE – Прочие – Графика – графический редактор Kolor Paint).
  2.  Откройте файл Образец.gif из папки своего класса. (23 слайд)
  3.  Увеличьте масштаб, поставив галочку на 400% в пункте меню Вид – Масштаб.  (24 слайд)
  4.  Увеличьте исходный рисунок в 8 раз. (25 слайд)
  5.  Выполните: Вид – Показать сетку. Что стало с рисунком? (разбился на квадратики) (26 слайд)
  6.  Выберите инструмент Карандаш и с его помощью попробуйте сделать цвет глаз вместо голубых зелеными. (27 слайд)
  7.  Уменьшите масштаб до 200% и проследите за вашими изменениями. (28 слайд)
  8.  Выйдите из программы, не сохраняя документ, для этого нажмите кнопку Отклонить. (29 слайд)

6. Итог– 2 мин. (30 слайд)

  1.  Ответить на вопросы:

С какими видами графики мы познакомились?

Как называются точки, из которых состоит растровый рисунок?

Каким образом кодируется черно-белое изображение?

  1.  Оценки за урок

7. Домашнее задание – 2 мин.

§1.3 стр. 23-27

Рабочая Тетрадь: №37 стр. 29-30 и №39 стр. 31-32 доделать, №38 стр. 30-31

Доп. : чему равен дюйм в разных странах мира?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82705. Як Шевченко у футболі, забиваемо ми голи 269 KB
  Мета: навчальна: ознайомити учнів з поняттями досягнення; обговорити складові успіху; на прикладах відомих людей показати шлях до здійснення мети; поглиблювати знання людей про видатних людей; розвивальна: розвивати вміння аналізувати і робити висновки; розвивати навички пошукової активності...
82706. Милосердя в нашому житті 183 KB
  Мета: розкрити поняття милосердя; поглибити знання учнів про милосердя і безкорисливість; виховувати повагу добре ставлення до оточуючих; розвивати вміння доводити свою думку аналізувати свої вчинки та вчинки інших; формувати навички творчої роботи; розвивати навички синтезу та аналізу дослідницькі...
82707. Природа навколо нас 245 KB
  Діти сьогодні у нас особливий урок урок краси доброти і милосердя. Діти читають вірші про довкілля 1 учень. Запрошую вас діти на театральну стежинку до театру. учні тричі дзвонять у дзвіночок Бажаю вам діти веселої гри та вдячних глядачів.
82708. М.Трублаїні «Про дівчинку Наталочку і сріблясту рибку» 439 KB
  Мета: вчити правильно висловлювати свої думки, характеризувати героїв казки; удосконалювати діалогічне мовлення; розвивати увагу, пам’ять, спостережливість, уміння переказувати за малюнковим планом виховувати моральні принципи, дружбу, товариськості і взаємодопомоги.
82709. Мандрівка у творчість Наталі Забіли 57.5 KB
  Мета: формування ключових компетентностей: вміння вчитися – самоорганізовуватися до навчальної діяльності у взаємодії; загальнокультурної – дотримуватися норм мовленнєвої культури, зв’язно висловлюватися в контексті змісту, вникати в суть прочитаного; соціальної – здатність працювати в групі...
82710. Чорна кішка, або магічне число сім 59 KB
  Мета: вдосконалювати вміння орієнтуватися в структурі тексту, аналізувати й виділяти головне у творі, формувати вміння висловлювати власні судження, оцінювати свої висловлювання та думки інших, аналізувати їх і робити висновки; розвивати критичне мислення, зв’язне мовлення, техніку читання...
82711. Хоч не пишно, аби затишно. Українська народна казка «Рукавичка» 169 KB
  Мета: поглиблювати знання учнів про казку як вид усної народної творчості вчити виділяти в тексті дійових осіб спостерігати за структурою і сюжетом казки; розвивати навички діалогічного мовлення правильно інтонувати речення; вдосконалювати техніку читання учнів використовуючи різні види робіт над текстом...
82712. Безпека в школі. Правила поведінки в школі 95 KB
  Мета: вчити учнів аргументувати необхідність безпечної поведінки в школі для збереження життя й здоровя вирішувати конфліктні ситуації мирним шляхом; спонукати школярів до виконання правил безпечної поведінки в школі; виховувати відповідальність за свої вчинки.
82713. Добро все переможе 89.5 KB
  Мета. Розширити, уточнити, закріпити уявлення учнів про добро, дружбу, товаришування, розвивати товариські почуття, готовність бути доброзичливим, формувати у дітей соціальну компетентність, високу духовність, моральну чистоту, орієнтувати учнів на цінності особистості, виховувати добрі та поважні...