23691

Основы теории и методики музыкального образования детей школьного возраста

Конспект урока

Музыка

Николо Паганини Каприс №24 amoll ор. звучит фрагмент Большой этюд №6 по Капрису Паганини №24 транскрипция Тема Д: Это звучит фортепиано музыка изначально написана наверное для другого инструмента. Кто же он вы знаете слайд Д: Никколо Паганини. У: Прозвучала тема одного из самых знаменитых произведений Паганини – каприса №24 ля минор для скрипки соло фрагмент в исполнении скрипки.

Русский

2013-08-05

117 KB

8 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

КОНСПЕКТ

Открытого урока музыки

к государственному экзамену по дисциплине

«Основы теории и методики музыкального образования детей школьного возраста»

                                                                                               Выполнила студентка 641 группы

                                                                                               Гевейлер Людмила Владимировна

                                                                                               Проверили:

                                                                                               Руководитель практики:

                                                                                               Жукова Н.А.  

                                                                                                 ______________/подпись/

                                                                                               Учитель музыки:

                                                                                                                 ______________/подпись/

                                                                                                               Преподаватель основного

                                                                                                               музыкального инструмента

                                                                                                               Павлова Н.А.

                                                                                                                 ______________/подпись                     

                                                                                                                Преподаватель дирижирования

                                                                                                                Степаненкова М.А.

                                                                                                                 ______________/подпись/

                                                                                                                Преподаватель вокала

                                                                                                                Сайфудинов Р.М.

                                                                                                                 ______________/подпись/

                                                                                               Антонова Г.В.

                                                                                                 

                                                                                     

2013

Дата проведения урока: 20.02. 2013

Школа № 22

Класс 7

Тема четверти: «Музыкальная драматургия».

Тема урока: «Драматургия контрастных вариаций».

Тип урока: Углубление темы.

Цель урока: Формировать представление учащихся о развитии музыкальных образов в их взаимосвязи -  музыкальной драматургии  контрастного типа на примере музыки Н.Паганини.

Музыкальный материал урока:

1. Музыка Е.Крылатова, слова Ю.Энтина «Ваши глаза».

2. Николо Паганини «Каприс №24 a-moll» ор.1.

3. Музыка К. Брейтбурга, сл. С.Сашина «Русский парень». 

Драматургия урока:

 - завязка: вступительное слово, повторение темы четверти, песня «Ваши глаза»;

-  развитие и кульминация: Н.Паганини «Каприс», слушание, беседа.

- развязка: Подведение итогов, обобщение темы урока. Заключительный этап исполнения песни «Русский парень».

музыкальный материал

Задачи по каждому разделу урока, музыкальному произведению

Методы и приемы по каждому виду музыкальной деятельности

Учебно-дидактический материал

Время по каждому разделу

Е.Крылатов, сл. Ю.Энтина «Ваши глаза»

Образовательная:

-учить выразительному исполнению песни.

Развивающая:

-развивать вокально-хоровые навыки: дикция, чувство ритма и темпа, ансамбль;

Воспитательная:

-воспитывать эмоциональную культуру исполнения.

-практический метод;

-образное слово.

Ноты;

Фортепиано

Вст. слово

3 мин.

10 мин.

  Н.Паганини «Каприс» ор. 1 №24

    a-moll;

 современная обработка

(В.Зинчук, В. Мей)

Образовательные:

- Познакомить учащихся с новыми понятиями («каприс», «виртуоз»);

- Закрепить понятие  «тема с вариациями», «музыкальная драматургия»;

Закрепить понятия - «вариации», характерные особенностями и классификацией вариаций;

- Закрепить полученные знания на предыдущих уроках о музыкальной драматургии;

- познакомить с понятием «каприс».   

Развивающие:

-Учить детей сопоставлять характеристики тем произведения и выявлять особенности их взаимосвязи.

  •  развивать ассоциативное мышление;
  •  развитие познавательного интереса  учащихся, обогащение музыкально-слухового и исполнительского опыта;

Воспитательные:

-Воспитывать культуру восприятия, воспитывать эстетический вкус;  

- воспитание любви к классической музыке.

-словесный (беседа, рассказ);

-наглядный (показ слайдов в презентации);

-практический

-метод;

-размышления о музыке;

-сравнительный анализ средств выразительности в музыке;

-метод сопереживания;

Диск, Проектор,

Хрестоматия (ноты)

20 мин

Песня «Русский парень»,

Муз. К.Брейтдург, сл.С.Сашина.

Образовательная:

- Выразительно исполнять песню в соответствии с характером

Развивающая: 

-Рразвивать вокально-хоровые навыки в процессе исполнения песен: чисто интонировать, ансамблевые навыки (слаженность), петь в соответствии с ритмом и темпом.

Воспитательная:

- Воспитывать интерес к музыке.

-Воспитывать ответственное отношение к жизни.

-Практический;

- образное слово.

-разучивание текста песни и мелодии по фразам;

-вычленение трудных мест песни;

Фонохрестоматия

(ноты),

Фортепиано.

Фонограмма «минус»

10 мин.

Итоги

3 мин

ХОД УРОКА:

У: Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним  тему четверти?

Д:   «Музыкальная драматургия».

У:  Правильно.  На предыдущих уроках  мы говорили о драматургии в музыке разных жанров – симфонической, камерной. Какие  произведения, жанры вы запомнили?

Д.: Увертюра «Эгмонт», «Венгерские напевы» А.Эшпая.

У.: Ребята, а что такое музыкальная драматургия?

Д.: Музыкальная драматургия – это последовательность, сопоставление или столкновение музыкальных образов, образующих динамику музыкального звучания.

У.:В жизни мы встречаем различные характеры, ситуации, образы. Все они разные, но все взаимодействуют друг с другом. В музыке происходит почти тоже самое, так как в музыке и воплощается сама жизнь. И, значит, мы наблюдаем явление музыкальной драматургии – то есть определенного взаимодействия между различными характерами, образами, и в целом – их жизнь.

Сегодня мы будем говорить и размышлять о музыке, связанной с миром романтических чувств и переживаний в жизни человека, их роли в музыке. А что это подразумевает?

Д.: первая любовь, симпатии, дружба…

У.: Чувства человека, как и он сам, развиваются, взаимодействуют с миром чувств других людей, рождая новые.

У.: Начнем урок со знакомства с новой песней – это песня Евгения Крылатова на слова Юрия Энтина «Ваши глаза». Послушайте и определите, о чем здесь рассказывается. Как будут связаны чувства героев и вашими переживаниями.

Показ песни. Беседа.

У: Ребята, о чем поется в этой песне? Какой характер?

Д: Жизни, школьной поре, переживаниях, поддержке молодых взрослыми, дружбе. 

У.: Какая история раскрывается в этой песне?

Д.:. История …

У: А какое здесь  настроение?

Д: Легкая грусть, задумчивость…

У.: Давайте разучим первый куплет.

Разучивание.

 

(разучивание по фразам; показ учителя, затем ребята; исполнение 1 куплета под аккомпанемент).

(итог по песне).

У: Все события нашей жизни имеют свое начало, а затем развитие. Как будто недавно вы переступили порог школы, а сегодня вступаете в пору взросления, ищете свой путь. Можно ли сказать, что вы постоянно меняетесь, но при этом всегда остается что-то главное?

Д: Да.

У: А как называется явление видоизмененного повторения? Чтобы вам помочь, напомню, что когда вы решаете контрольную, например, по математике, то материалы, которые раздает учитель, немного отличаются друг от друга, но в целом идет проверка одной темы.

Д: Это варианты, вариации.

У: Правильно! Оно означает внешнее изменение формы при неизменной сущности. А что ещё может означать понятие «вариации» в жизни? (для примера - иллюстрации на слайде)

Д: Изменение человека с возрастом или обстоятельствами, развитие каких-то событий.

У: Верно.  Вы знакомы с понятием «вариации» в музыке?

Д: Да.

У: Музыка вообще не бывает без варьирования. Это закон. Такой же закон, как и то, что музыка не бывает без повторения, а где повторение -  там и изменение. Таким образом, латинское слово variatio  - означает «изменение» (слайд).  

Форма вариаций и сам этот музыкальный жанр очень популярны у композиторов. Остроумно сочиненные вариации обычно вызывают живейший интерес у слушателей, поскольку очень наглядно демонстрируют мастерство и изобретательность композитора. (слайд) 

Вариациями называют такое произведение, которое состоит из темы и нескольких её изменённых воспроизведений (вариаций). Как правило, в вариациях сохраняется структура темы, ее форма, а варьированию подвергается инструментальная фактура. Каждая вариация пересказывает тему на особый лад. А у последней задача – окончательно поставить точку. Любопытно, что варьируя музыку, композитор тем самым её и утверждает, закрепляет в памяти. Изменяя, он как бы рассматривает её с разных сторон, старается увидеть все её возможности, убедиться в её красоте и совершенстве.

Вариации имеют длиннейшую историю существования, это одна из старейших музыкальных форм. Зародились они в народной музыке и широко используются в ней, например, у рожечников, балалаечников, гармонистов.   Народные песни, танцы очень часто выступают в качестве темы для вариаций.

У: Произведения каких авторов, в которых встречаются вариации, вы помните,?

Д: Кабалевский, Чайковский, Бетховен, Лист. (слайд)

(что-то напомнить музыкой)

У: Часто композиторы избирают в качестве Темы для последующих вариаций не только народную мелодию, но и музыку другого композитора. Так произошло с одной знаменитой музыкальной темой, о которой и пойдет дальше речь. Эта тема и имя ее автора знакомы и вам. Послушайте фрагмент музыкального произведения и определите, является ли это оригиналом, или это произведение написано изначально для другого инструмента.

(звучит фрагмент /«Большой этюд №6 по Капрису Паганини №24», транскрипция/ Тема)

Д: Это звучит фортепиано, музыка изначально написана, наверное, для другого инструмента.

У: Да, произведение, фрагмент которого прозвучал,  называется «Этюд», его автор – венгерский композитор и пианист Ференц Лист Именно его фортепианная транскрипция и привлекла внимание к этой музыке других композиторов.

т. Но в основе лежит знаменитое произведение, написанное итальянским автором. Кто же он, вы знаете? (слайд)

Д: Никколо Паганини. Итальянский скрипач-виртуоз1 и композитор.

У: Прозвучала тема одного из самых знаменитых произведений Паганини – каприса №24 ля минор для скрипки соло (фрагмент в исполнении скрипки). Про этого скрипача можно рассказывать очень долго – его жизнь была сложной и даже таинственной, связанной с постижением тайн скрипки, совершенствованием мастерства. Имя Паганини – символ скрипичного искусства. (слайд) Ярчайший представитель романтизма в музыке, Паганини был в то же время глубоко национальным художником. Его творчество во многом исходит из художественных традиций итальянского народного и профессионального музыкального искусства.

У.: Паганини рано стал сочинять - уже в восьмилетнем возрасте написал скрипичную сонату и ряд трудных вариаций. (слайд) На концертах маэстро исполнял только собственные сочинения, создавая неповторимые импровизации и не отступая от своего правила - «Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали». Выступления Н.Паганини оказали сильное воздействие на многих музыкантов, в числе которых был и Ф.Лист. Концерты этого удивительного скрипача  произвели на Листа «впечатление сверхъестественного чуда». Лист был не только ошеломлен, изумлен и восхищен; он словно переродился. Он был охвачен неукротимой страстью к работе, и эта страсть горела в нем дни и ночи.

У.: Что такое «каприс»?

Д.: Сочинение в свободной форме.

У.: В этом жанре фантазия автора значит больше, чем законы композиции. Паганини написал цикл из 24 каприсов под впечатлением от искусства итальянского скрипача и композитора Антонио Локателли (1695–1764), который в 1733 г. издал сборник “Искусство новой модуляции (Загадочные каприсы)”. Этих каприсов в нем было 24! В знак почтения к великому предшественнику, Паганини в своем первом каприсе цитирует один из каприсов Локателли. Каприсы были единственным опубликованным при жизни произведением Паганини. Он отказывался издавать другие сочинения, желая сохранить в тайне свой метод работы

В авторском прекрасном кратком посвящении к каприсам  - «24 Capricci per il violino solo, dedicati agli artisti» (слайд) - Паганини хотел выразить «я доступен лишь для артистов». Каприсы Паганини совершили переворот в скрипичном языке, скрипичной выразительности. Он добился предельной концентрации выразительности в сжатых построениях, спрессовывая художественный смысл в тугую пружину, что стало характерным для всего его творчества, в том числе и исполнительского стиля. Контрасты тембров, регистров, звучаний, образных сопоставлений, ошеломляющее разнообразие эффектов свидетельствовали о нахождении Паганини своего собственного языка. Уже Первый каприс покоряет импровизационной свободой, красочным использованием возможностей скрипки. Завершает цикл знаменитый Двадцать четвёртый каприс - ля-минор - цикл миниатюрных вариаций на тему, близкую стремительной тарантелле, в которой явственно проступают народные интонации. Этот Каприс требует от скрипача владения всеми исполнительскими средствами, такими как (слайд- игра октавами, невероятная беглость исполнения гамм (в том числе минорных, причем двойными нотами в терцию и дециму и арпеджио), скачков на всевозможные интервалы, виртуозной игры в высоких позициях).

Тема каприса № 24 отличается яркой характерностью, волевым импульсом, благородством духа, ясностью и несокрушимой логикой своей гармонии (слайд -ноты). В ней всего двенадцать тактов, и в ее двухчастном строении уже содержится элемент вариационности: вторая половина является вариантом мотива, уже имеющегося в первой части. (исполнить на фортепиано)

У.: Тема сегодня уже звучала. И сейчас мы послушаем каприс целиком. Ваша задача – не только услышать изменения мелодии Темы, о которых уже сообщалось, но и  установить количество этих изменений – вариаций (дано 14, столько ли их будет), а также сравнить параметры изменений темы (темп, лад, регистр, динамика, штрихи). Отметить наиболее ярко проявившееся изменение. Отразите это в карточках. Первоначальный энергичный образ – Тема, и как он будет меняться в развитии.

Слушаниеаудио или видеозапись??

Н.Паганини. Каприс №24 ля минор для скрипки соло

тема

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ритм

Регистр

Штрихи

Динамика

лад

Певучий Характер

звучания

Драматургия

принцип

Поставить знак «+», если замечено изменение. Определить количество вариаций (обвести цифру и т.д.).

Беседа. Анализ работы с карточками.

У: Весь каприс представляет собой тему с одиннадцатью вариациями и кодой, заменяющей собой традиционную для подобного цикла двенадцатую вариацию.

Вариант заполнения

тема

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ритм

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Регистр

+

+

+

+

Штрихи

+

+

+

+

+

+

Динамика

+

+

+

лад

+

Певучий Характер

звучания

+

+

Драматургия

принцип

контраст

У: Не смотря на все изменения средств выразительности, сохранил ли первоначальный образ, данный в теме, свои основные черты?

Д: Да, музыкальный образ остался энергичным, устремленным по характеру, преобладало активное звучание.

У: Какой принцип драматургии здесь был реализован – конфликт или контраст.

Д: Контраст.

У: Как это можно объяснить по отношению к развитию образа?

Д: Это показ возможностей инструмента. Музыка приобретает новое звучание. Образ драматизируется, насыщается страстными чувствами.

У: Современники Паганини считали эти каприсы неисполнимыми, пока не услышали их в его исполнении. Уже тогда композиторы-романтики - Р. Шуман, Ф. Лист, позже И. Брамс - пытались использовать изобретенные Паганини технические приемы в своих фортепианных произведениях. Оказалось, что лучший и наиболее впечатляющий способ это сделать — поступить так, как поступил сам Паганини, то есть написать вариации таким образом, чтобы каждая из вариаций демонстрировала тот или иной технический прием.

У.: Итак, мы послушали гениальную музыку Паганини. Существует не менее двух десятков вариационных циклов на эту тему. Среди упомянутых авторов, -  С. Рахманинов, Ф. Бузони, И. Фридман, К. Шимановский, А. Казелла, В. Лютославский… И даже Эндрю Ллойд Уэббер, автор знаменитой рок-оперы “Иисус Христос — суперзвезда”. На тему каприса № 24 он написал 23 вариации для виолончели и рок-ансамбля. В наши дни этот каприс звучит во множестве современных обработок, может быть, вы слышали такие исполнения российского гитариста Виктора Зинчука, или скрипачки Ванессы Мей – на электроскрипке Многие современные музыканты, выступающие на эстраде, создавали и создают свои обработки на известные классические произведения прошлого.

Вот один из примеров, определите, что нового появится в звучании каприса в другой интерпретации, сохранится ли образ и характер музыки Паганини.

Слушание Зинчук –Мей?? аудио видео, 

Беседа, анализ.

У: какие современные черты вы слышите?

Д: звучит современно, ритмичная  интересная музыка.

У: Для чего Виктор Зинчук исполняет обработки классической музыки (Познакомить слушателя с шедеврами муз).

У: теперь подведем итог:

-Что такое «каприс», для чего существует этот род творчества?

- Какое влияние оказала музыка Паганини на молодого Ф.Листа?

- С Н.Паганини написал цикл из  24 каприсов, как называется форма каприса №24?

- Какие новые характеристики (грани) появились в музыке в развитии от вариации к вариации?

У: Ребята, о каких чувствах человека мы с вами говорили сегодня?

Д: Возвышенных, страстных, светлых.

У: Верно, это возвышенные, светлые, чувства и переживания, которые испытывает каждый человек в своей жизни.

Есть общие темы, волнующие людей из века в век. Своим искусством Н.Паганини даже способствовал освободительному движению в Италии в первой половине 19 века. Он называл скрипку «моя пушка».

События, связанные с военными действиями, происходят до сих пор, и помогает в жизни нам всегда песня, воспоминания о семье. Давайте вспомним песню, которую вы уже разучивали на прошлых уроках - «Русский парень».

(повторение 1 куплета целиком; целостное исполнение под «минус» - перед целостным исполнением с ребятами дать установку на характер, темп, ансамблевые установки,  дать настройку на тонику).

                                       

Исполнение

Итог:

У: Сегодняшний наш урок был посвящен выражению чувств и переживаний человека в жанрах инструментальной музыки. Мы отмечали, как могут эти чувства развиваться, то есть проявляется явление музыкальной драматургии. В музыке, с которой мы сегодня встретились, «встречались» вместе чувства разных людей, но развитие этих чувств и образов было единым. Песня, написанная каким-либо автором, вызывает отклик у других людей, ее исполнение – это тоже новое развитие. А музыка Н.Паганини, переосмысленная для фортепиано Ф.Листом – это тоже новая грань развития образа.        

Оценки за урок.

                                                                                                

1 Виртуоз (ит. virtuoso - букв. доблестный, мужественный) - музыкант-исполнитель, в совершенстве владеющий своим инструментом или голосом, легко, с блеском преодолевающий любые технические трудности. Виртуозность - мастерство и техническое совершенство музыкального исполнения.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6587. Человек и природа. Экологическое сознание и перспективы цивилизации 29.32 KB
  Человек и природа Общество и природа в истории философии. Экологическое сознание Перспективы цивилизации Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом - целостной системой человеческого общежития - и пр...
6588. Человек как предмет философии. Сущность и содержание антропосоциогенеза 31.99 KB
  Человек как предмет философии. Проблема человека в истории философии. Сущность и содержание антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке. Немецкому философу-просветителю Иоганну Гердеру, в трудах которого философия в...
6589. Ценности человеческого существования. Человек в системе мира. Человек и Космос 26.73 KB
  Ценности человеческого существования. Учение о ценностях. Проблема жизни и смерти. Человек в системе мира. Человек и Космос. Человек чуть ли не постоянно находится в состоянии поиска ответа на знаменитый вопрос Сократа: Что есть благо...
6590. Свобода и ответственность личности. Бегство от свободы и вседозволенность 30.91 KB
  Свобода и ответственность личности. Свободен ли человек? Проблема выбора. Бегство от свободы. Вседозволенность. Свобода - нравственный императив. Свобода - одно из важнейших понятий философии. О свободе (независимости и самостоятельн...
6591. Сознание и познание. Познание, истина, практика 34.34 KB
  Сознание и познание Сущность и возникновение сознания. Познание, истина, практика. Сознание существует как субъективная реальность, как идеальное, оно проявляет себя как отношение к действительности, но в то же время - оно есть реальное дело, к...
6592. Наука и ее роль в жизни общества. Функции, особенности и методы научного познания 29.91 KB
  Наука и ее роль в жизни общества Функции, особенности и методы научного познания. Стадии и уровни научного познания. НТР и моральные проблемы. Наука - это особая сфера человеческой деятельности, направленная на добывание, осмысление, системати...
6593. Человек и общество. Общество как процесс. Человек и история. 36.58 KB
  Человек и общество. Общество как система. Общество как процесс. Человек и история. Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, историей, традициями и культурой. Основное предназначение обще...
6594. Духовная жизнь общества. Общественное сознание 30.87 KB
  Духовная жизнь общества. Общественное сознание. Основные формы духовной жизни общества. Общественное сознание и его формы. Основными формами духовной жизни общества принято считать мораль, право, религию, науку, искусство. Мораль - это...
6595. Человек и культура. Культура и цивилизация 33.62 KB
  Человек и культура. Культура и цивилизация. Структура культуры. Функции культуры. Культура и цивилизация. Культура делится на различные типы, виды, формы. Внутренняя структура культуры содержит два слоя: материальную и духовную культ...