23691

Основы теории и методики музыкального образования детей школьного возраста

Конспект урока

Музыка

Николо Паганини Каприс №24 amoll ор. звучит фрагмент Большой этюд №6 по Капрису Паганини №24 транскрипция Тема Д: Это звучит фортепиано музыка изначально написана наверное для другого инструмента. Кто же он вы знаете слайд Д: Никколо Паганини. У: Прозвучала тема одного из самых знаменитых произведений Паганини – каприса №24 ля минор для скрипки соло фрагмент в исполнении скрипки.

Русский

2013-08-05

117 KB

7 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

КОНСПЕКТ

Открытого урока музыки

к государственному экзамену по дисциплине

«Основы теории и методики музыкального образования детей школьного возраста»

                                                                                               Выполнила студентка 641 группы

                                                                                               Гевейлер Людмила Владимировна

                                                                                               Проверили:

                                                                                               Руководитель практики:

                                                                                               Жукова Н.А.  

                                                                                                 ______________/подпись/

                                                                                               Учитель музыки:

                                                                                                                 ______________/подпись/

                                                                                                               Преподаватель основного

                                                                                                               музыкального инструмента

                                                                                                               Павлова Н.А.

                                                                                                                 ______________/подпись                     

                                                                                                                Преподаватель дирижирования

                                                                                                                Степаненкова М.А.

                                                                                                                 ______________/подпись/

                                                                                                                Преподаватель вокала

                                                                                                                Сайфудинов Р.М.

                                                                                                                 ______________/подпись/

                                                                                               Антонова Г.В.

                                                                                                 

                                                                                     

2013

Дата проведения урока: 20.02. 2013

Школа № 22

Класс 7

Тема четверти: «Музыкальная драматургия».

Тема урока: «Драматургия контрастных вариаций».

Тип урока: Углубление темы.

Цель урока: Формировать представление учащихся о развитии музыкальных образов в их взаимосвязи -  музыкальной драматургии  контрастного типа на примере музыки Н.Паганини.

Музыкальный материал урока:

1. Музыка Е.Крылатова, слова Ю.Энтина «Ваши глаза».

2. Николо Паганини «Каприс №24 a-moll» ор.1.

3. Музыка К. Брейтбурга, сл. С.Сашина «Русский парень». 

Драматургия урока:

 - завязка: вступительное слово, повторение темы четверти, песня «Ваши глаза»;

-  развитие и кульминация: Н.Паганини «Каприс», слушание, беседа.

- развязка: Подведение итогов, обобщение темы урока. Заключительный этап исполнения песни «Русский парень».

музыкальный материал

Задачи по каждому разделу урока, музыкальному произведению

Методы и приемы по каждому виду музыкальной деятельности

Учебно-дидактический материал

Время по каждому разделу

Е.Крылатов, сл. Ю.Энтина «Ваши глаза»

Образовательная:

-учить выразительному исполнению песни.

Развивающая:

-развивать вокально-хоровые навыки: дикция, чувство ритма и темпа, ансамбль;

Воспитательная:

-воспитывать эмоциональную культуру исполнения.

-практический метод;

-образное слово.

Ноты;

Фортепиано

Вст. слово

3 мин.

10 мин.

  Н.Паганини «Каприс» ор. 1 №24

    a-moll;

 современная обработка

(В.Зинчук, В. Мей)

Образовательные:

- Познакомить учащихся с новыми понятиями («каприс», «виртуоз»);

- Закрепить понятие  «тема с вариациями», «музыкальная драматургия»;

Закрепить понятия - «вариации», характерные особенностями и классификацией вариаций;

- Закрепить полученные знания на предыдущих уроках о музыкальной драматургии;

- познакомить с понятием «каприс».   

Развивающие:

-Учить детей сопоставлять характеристики тем произведения и выявлять особенности их взаимосвязи.

  •  развивать ассоциативное мышление;
  •  развитие познавательного интереса  учащихся, обогащение музыкально-слухового и исполнительского опыта;

Воспитательные:

-Воспитывать культуру восприятия, воспитывать эстетический вкус;  

- воспитание любви к классической музыке.

-словесный (беседа, рассказ);

-наглядный (показ слайдов в презентации);

-практический

-метод;

-размышления о музыке;

-сравнительный анализ средств выразительности в музыке;

-метод сопереживания;

Диск, Проектор,

Хрестоматия (ноты)

20 мин

Песня «Русский парень»,

Муз. К.Брейтдург, сл.С.Сашина.

Образовательная:

- Выразительно исполнять песню в соответствии с характером

Развивающая: 

-Рразвивать вокально-хоровые навыки в процессе исполнения песен: чисто интонировать, ансамблевые навыки (слаженность), петь в соответствии с ритмом и темпом.

Воспитательная:

- Воспитывать интерес к музыке.

-Воспитывать ответственное отношение к жизни.

-Практический;

- образное слово.

-разучивание текста песни и мелодии по фразам;

-вычленение трудных мест песни;

Фонохрестоматия

(ноты),

Фортепиано.

Фонограмма «минус»

10 мин.

Итоги

3 мин

ХОД УРОКА:

У: Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним  тему четверти?

Д:   «Музыкальная драматургия».

У:  Правильно.  На предыдущих уроках  мы говорили о драматургии в музыке разных жанров – симфонической, камерной. Какие  произведения, жанры вы запомнили?

Д.: Увертюра «Эгмонт», «Венгерские напевы» А.Эшпая.

У.: Ребята, а что такое музыкальная драматургия?

Д.: Музыкальная драматургия – это последовательность, сопоставление или столкновение музыкальных образов, образующих динамику музыкального звучания.

У.:В жизни мы встречаем различные характеры, ситуации, образы. Все они разные, но все взаимодействуют друг с другом. В музыке происходит почти тоже самое, так как в музыке и воплощается сама жизнь. И, значит, мы наблюдаем явление музыкальной драматургии – то есть определенного взаимодействия между различными характерами, образами, и в целом – их жизнь.

Сегодня мы будем говорить и размышлять о музыке, связанной с миром романтических чувств и переживаний в жизни человека, их роли в музыке. А что это подразумевает?

Д.: первая любовь, симпатии, дружба…

У.: Чувства человека, как и он сам, развиваются, взаимодействуют с миром чувств других людей, рождая новые.

У.: Начнем урок со знакомства с новой песней – это песня Евгения Крылатова на слова Юрия Энтина «Ваши глаза». Послушайте и определите, о чем здесь рассказывается. Как будут связаны чувства героев и вашими переживаниями.

Показ песни. Беседа.

У: Ребята, о чем поется в этой песне? Какой характер?

Д: Жизни, школьной поре, переживаниях, поддержке молодых взрослыми, дружбе. 

У.: Какая история раскрывается в этой песне?

Д.:. История …

У: А какое здесь  настроение?

Д: Легкая грусть, задумчивость…

У.: Давайте разучим первый куплет.

Разучивание.

 

(разучивание по фразам; показ учителя, затем ребята; исполнение 1 куплета под аккомпанемент).

(итог по песне).

У: Все события нашей жизни имеют свое начало, а затем развитие. Как будто недавно вы переступили порог школы, а сегодня вступаете в пору взросления, ищете свой путь. Можно ли сказать, что вы постоянно меняетесь, но при этом всегда остается что-то главное?

Д: Да.

У: А как называется явление видоизмененного повторения? Чтобы вам помочь, напомню, что когда вы решаете контрольную, например, по математике, то материалы, которые раздает учитель, немного отличаются друг от друга, но в целом идет проверка одной темы.

Д: Это варианты, вариации.

У: Правильно! Оно означает внешнее изменение формы при неизменной сущности. А что ещё может означать понятие «вариации» в жизни? (для примера - иллюстрации на слайде)

Д: Изменение человека с возрастом или обстоятельствами, развитие каких-то событий.

У: Верно.  Вы знакомы с понятием «вариации» в музыке?

Д: Да.

У: Музыка вообще не бывает без варьирования. Это закон. Такой же закон, как и то, что музыка не бывает без повторения, а где повторение -  там и изменение. Таким образом, латинское слово variatio  - означает «изменение» (слайд).  

Форма вариаций и сам этот музыкальный жанр очень популярны у композиторов. Остроумно сочиненные вариации обычно вызывают живейший интерес у слушателей, поскольку очень наглядно демонстрируют мастерство и изобретательность композитора. (слайд) 

Вариациями называют такое произведение, которое состоит из темы и нескольких её изменённых воспроизведений (вариаций). Как правило, в вариациях сохраняется структура темы, ее форма, а варьированию подвергается инструментальная фактура. Каждая вариация пересказывает тему на особый лад. А у последней задача – окончательно поставить точку. Любопытно, что варьируя музыку, композитор тем самым её и утверждает, закрепляет в памяти. Изменяя, он как бы рассматривает её с разных сторон, старается увидеть все её возможности, убедиться в её красоте и совершенстве.

Вариации имеют длиннейшую историю существования, это одна из старейших музыкальных форм. Зародились они в народной музыке и широко используются в ней, например, у рожечников, балалаечников, гармонистов.   Народные песни, танцы очень часто выступают в качестве темы для вариаций.

У: Произведения каких авторов, в которых встречаются вариации, вы помните,?

Д: Кабалевский, Чайковский, Бетховен, Лист. (слайд)

(что-то напомнить музыкой)

У: Часто композиторы избирают в качестве Темы для последующих вариаций не только народную мелодию, но и музыку другого композитора. Так произошло с одной знаменитой музыкальной темой, о которой и пойдет дальше речь. Эта тема и имя ее автора знакомы и вам. Послушайте фрагмент музыкального произведения и определите, является ли это оригиналом, или это произведение написано изначально для другого инструмента.

(звучит фрагмент /«Большой этюд №6 по Капрису Паганини №24», транскрипция/ Тема)

Д: Это звучит фортепиано, музыка изначально написана, наверное, для другого инструмента.

У: Да, произведение, фрагмент которого прозвучал,  называется «Этюд», его автор – венгерский композитор и пианист Ференц Лист Именно его фортепианная транскрипция и привлекла внимание к этой музыке других композиторов.

т. Но в основе лежит знаменитое произведение, написанное итальянским автором. Кто же он, вы знаете? (слайд)

Д: Никколо Паганини. Итальянский скрипач-виртуоз1 и композитор.

У: Прозвучала тема одного из самых знаменитых произведений Паганини – каприса №24 ля минор для скрипки соло (фрагмент в исполнении скрипки). Про этого скрипача можно рассказывать очень долго – его жизнь была сложной и даже таинственной, связанной с постижением тайн скрипки, совершенствованием мастерства. Имя Паганини – символ скрипичного искусства. (слайд) Ярчайший представитель романтизма в музыке, Паганини был в то же время глубоко национальным художником. Его творчество во многом исходит из художественных традиций итальянского народного и профессионального музыкального искусства.

У.: Паганини рано стал сочинять - уже в восьмилетнем возрасте написал скрипичную сонату и ряд трудных вариаций. (слайд) На концертах маэстро исполнял только собственные сочинения, создавая неповторимые импровизации и не отступая от своего правила - «Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали». Выступления Н.Паганини оказали сильное воздействие на многих музыкантов, в числе которых был и Ф.Лист. Концерты этого удивительного скрипача  произвели на Листа «впечатление сверхъестественного чуда». Лист был не только ошеломлен, изумлен и восхищен; он словно переродился. Он был охвачен неукротимой страстью к работе, и эта страсть горела в нем дни и ночи.

У.: Что такое «каприс»?

Д.: Сочинение в свободной форме.

У.: В этом жанре фантазия автора значит больше, чем законы композиции. Паганини написал цикл из 24 каприсов под впечатлением от искусства итальянского скрипача и композитора Антонио Локателли (1695–1764), который в 1733 г. издал сборник “Искусство новой модуляции (Загадочные каприсы)”. Этих каприсов в нем было 24! В знак почтения к великому предшественнику, Паганини в своем первом каприсе цитирует один из каприсов Локателли. Каприсы были единственным опубликованным при жизни произведением Паганини. Он отказывался издавать другие сочинения, желая сохранить в тайне свой метод работы

В авторском прекрасном кратком посвящении к каприсам  - «24 Capricci per il violino solo, dedicati agli artisti» (слайд) - Паганини хотел выразить «я доступен лишь для артистов». Каприсы Паганини совершили переворот в скрипичном языке, скрипичной выразительности. Он добился предельной концентрации выразительности в сжатых построениях, спрессовывая художественный смысл в тугую пружину, что стало характерным для всего его творчества, в том числе и исполнительского стиля. Контрасты тембров, регистров, звучаний, образных сопоставлений, ошеломляющее разнообразие эффектов свидетельствовали о нахождении Паганини своего собственного языка. Уже Первый каприс покоряет импровизационной свободой, красочным использованием возможностей скрипки. Завершает цикл знаменитый Двадцать четвёртый каприс - ля-минор - цикл миниатюрных вариаций на тему, близкую стремительной тарантелле, в которой явственно проступают народные интонации. Этот Каприс требует от скрипача владения всеми исполнительскими средствами, такими как (слайд- игра октавами, невероятная беглость исполнения гамм (в том числе минорных, причем двойными нотами в терцию и дециму и арпеджио), скачков на всевозможные интервалы, виртуозной игры в высоких позициях).

Тема каприса № 24 отличается яркой характерностью, волевым импульсом, благородством духа, ясностью и несокрушимой логикой своей гармонии (слайд -ноты). В ней всего двенадцать тактов, и в ее двухчастном строении уже содержится элемент вариационности: вторая половина является вариантом мотива, уже имеющегося в первой части. (исполнить на фортепиано)

У.: Тема сегодня уже звучала. И сейчас мы послушаем каприс целиком. Ваша задача – не только услышать изменения мелодии Темы, о которых уже сообщалось, но и  установить количество этих изменений – вариаций (дано 14, столько ли их будет), а также сравнить параметры изменений темы (темп, лад, регистр, динамика, штрихи). Отметить наиболее ярко проявившееся изменение. Отразите это в карточках. Первоначальный энергичный образ – Тема, и как он будет меняться в развитии.

Слушаниеаудио или видеозапись??

Н.Паганини. Каприс №24 ля минор для скрипки соло

тема

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ритм

Регистр

Штрихи

Динамика

лад

Певучий Характер

звучания

Драматургия

принцип

Поставить знак «+», если замечено изменение. Определить количество вариаций (обвести цифру и т.д.).

Беседа. Анализ работы с карточками.

У: Весь каприс представляет собой тему с одиннадцатью вариациями и кодой, заменяющей собой традиционную для подобного цикла двенадцатую вариацию.

Вариант заполнения

тема

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ритм

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Регистр

+

+

+

+

Штрихи

+

+

+

+

+

+

Динамика

+

+

+

лад

+

Певучий Характер

звучания

+

+

Драматургия

принцип

контраст

У: Не смотря на все изменения средств выразительности, сохранил ли первоначальный образ, данный в теме, свои основные черты?

Д: Да, музыкальный образ остался энергичным, устремленным по характеру, преобладало активное звучание.

У: Какой принцип драматургии здесь был реализован – конфликт или контраст.

Д: Контраст.

У: Как это можно объяснить по отношению к развитию образа?

Д: Это показ возможностей инструмента. Музыка приобретает новое звучание. Образ драматизируется, насыщается страстными чувствами.

У: Современники Паганини считали эти каприсы неисполнимыми, пока не услышали их в его исполнении. Уже тогда композиторы-романтики - Р. Шуман, Ф. Лист, позже И. Брамс - пытались использовать изобретенные Паганини технические приемы в своих фортепианных произведениях. Оказалось, что лучший и наиболее впечатляющий способ это сделать — поступить так, как поступил сам Паганини, то есть написать вариации таким образом, чтобы каждая из вариаций демонстрировала тот или иной технический прием.

У.: Итак, мы послушали гениальную музыку Паганини. Существует не менее двух десятков вариационных циклов на эту тему. Среди упомянутых авторов, -  С. Рахманинов, Ф. Бузони, И. Фридман, К. Шимановский, А. Казелла, В. Лютославский… И даже Эндрю Ллойд Уэббер, автор знаменитой рок-оперы “Иисус Христос — суперзвезда”. На тему каприса № 24 он написал 23 вариации для виолончели и рок-ансамбля. В наши дни этот каприс звучит во множестве современных обработок, может быть, вы слышали такие исполнения российского гитариста Виктора Зинчука, или скрипачки Ванессы Мей – на электроскрипке Многие современные музыканты, выступающие на эстраде, создавали и создают свои обработки на известные классические произведения прошлого.

Вот один из примеров, определите, что нового появится в звучании каприса в другой интерпретации, сохранится ли образ и характер музыки Паганини.

Слушание Зинчук –Мей?? аудио видео, 

Беседа, анализ.

У: какие современные черты вы слышите?

Д: звучит современно, ритмичная  интересная музыка.

У: Для чего Виктор Зинчук исполняет обработки классической музыки (Познакомить слушателя с шедеврами муз).

У: теперь подведем итог:

-Что такое «каприс», для чего существует этот род творчества?

- Какое влияние оказала музыка Паганини на молодого Ф.Листа?

- С Н.Паганини написал цикл из  24 каприсов, как называется форма каприса №24?

- Какие новые характеристики (грани) появились в музыке в развитии от вариации к вариации?

У: Ребята, о каких чувствах человека мы с вами говорили сегодня?

Д: Возвышенных, страстных, светлых.

У: Верно, это возвышенные, светлые, чувства и переживания, которые испытывает каждый человек в своей жизни.

Есть общие темы, волнующие людей из века в век. Своим искусством Н.Паганини даже способствовал освободительному движению в Италии в первой половине 19 века. Он называл скрипку «моя пушка».

События, связанные с военными действиями, происходят до сих пор, и помогает в жизни нам всегда песня, воспоминания о семье. Давайте вспомним песню, которую вы уже разучивали на прошлых уроках - «Русский парень».

(повторение 1 куплета целиком; целостное исполнение под «минус» - перед целостным исполнением с ребятами дать установку на характер, темп, ансамблевые установки,  дать настройку на тонику).

                                       

Исполнение

Итог:

У: Сегодняшний наш урок был посвящен выражению чувств и переживаний человека в жанрах инструментальной музыки. Мы отмечали, как могут эти чувства развиваться, то есть проявляется явление музыкальной драматургии. В музыке, с которой мы сегодня встретились, «встречались» вместе чувства разных людей, но развитие этих чувств и образов было единым. Песня, написанная каким-либо автором, вызывает отклик у других людей, ее исполнение – это тоже новое развитие. А музыка Н.Паганини, переосмысленная для фортепиано Ф.Листом – это тоже новая грань развития образа.        

Оценки за урок.

                                                                                                

1 Виртуоз (ит. virtuoso - букв. доблестный, мужественный) - музыкант-исполнитель, в совершенстве владеющий своим инструментом или голосом, легко, с блеском преодолевающий любые технические трудности. Виртуозность - мастерство и техническое совершенство музыкального исполнения.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24511. Реализация (создание) процессов и потоков 14.71 KB
  Одной из основных подсистем мультипрограммной ОС является подсистема управления процессами и потоками которая занимается их созданием и уничтожением поддерживает взаимодействие между ними а также распределяет процессорное время и другие ресурсы между одновременно существующими процессами и потоками. Подсистема управления процессами взаимодействует с другими подсистемами ОС ответственными за управление ресурсами: подсистемой управления памятью подсистемой вводавывода файловой системой. Создать процесс – значит создать дескриптор...
24512. Планирование и диспетчеризация процессов и потоков. Вытесняющие и невытесняющие алгоритмы планирования 26.96 KB
  Планирование и диспетчеризация процессов и потоков.Планирование и диспетчеризация потоков На протяжении существования процесса выполнение его потоков может быть многократно прервано и продолжено. Планирование потоков включает в себя решение двух задач: определение момента времени для смены текущего активного потока; выбор для выполнения потока из очереди готовых потоков. Существует множество различных алгоритмов планирования потоков посвоему решающих каждую из приведенных выше задач.
24513. Алгоритмы планирования, основанные на квантовании, приоритетах, смешанные алгоритмы 92.27 KB
  В соответствии с этой концепцией каждому потоку поочередно для выполнения предоставляется ограниченный непрерывный период процессорного времени – квант. Смена активного потока происходит в следующих случаях: поток завершился и покинул систему; произошла ошибка; поток перешел в состояние ожидания; исчерпан квант процессорного времени отведенный данному потоку. Поток который исчерпал свой квант переводится в состояние готовность и ожидает когда ему будет предоставлен новый квант процессорного времени а на выполнение в...
24514. Планирование в системах реального времени 20.19 KB
  Планирование облегчается тем что в системах реального времени весь набор выполняемых задач известен заранее часто также известно времени выполнения задач моменты активизации и т. Если нарушение сроков выполнения задач не допустимо то система реального времени считается жесткой система управления ракетой или атомной электростанцией система обработки цифрового сигнала при воспроизведении оптического диска. Для периодической задачи все будущие моменты запроса можно определить заранее путем прибавления к моменту начального запроса величины...
24515. Мультипрограммирование на основе прерываний. Механизм прерываний 25.58 KB
  Мультипрограммирование на основе прерываний. Механизм прерываний.Мультипрограммирование на основе прерываний. Назначение и типы прерываний.
24516. Необходимость синхронизации процессов и потоков. Критическая секция 19.14 KB
  Необходимость синхронизации процессов и потоков.4 Синхронизация процессов и потоков. В многозадачной ОС синхронизация процессов и потоков необходима для исключения конфликтных ситуаций при обмене данными между ними разделении данных доступе к процессору и устройствам вводавывода. Пренебрежение вопросами синхронизации процессов выполняющихся в многозадачной системе может привести к неправильной их работе или даже к краху системы.
24517. Способы реализации взаимных исключений путем запрещения прерываний, использования блокирующих переменных, системных вызовов 103.83 KB
  Поток при входе в критическую секцию запрещает все прерывания а при выходе из критической секции снова их разрешает. Это самый простой но и самый неэффективный способ так как опасно доверять управление системой пользовательскому потоку который может надолго занять процессор а при крахе потока в критической области крах потерпит вся система потому что прерывания никогда не будут разрешены. Для синхронизации потоков одного процесса программист может использовать глобальные блокирующие переменные к которым все потоки процесса имеют прямой...
24518. Назначение и использование семафоров 46.4 KB
  Пусть буферный пул состоит из N буферов каждый из которых может содержать одну запись рис. Для решения задачи введем три семафора: e – число пустых буферов; f – число заполненных буферов; b – блокирующая переменная – двоичный семафор используемый для обеспечения взаимного исключения при работе с разделяемыми данными в критической секции. Использование семафоров для синхронизации потоков Здесь операции Р и V имеют следующее содержание: Ре – если есть свободные буферы то уменьшить их количество на 1 если нет то перейти в состояние...