23702

Международное экологическое право

Конспект урока

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

басня Крылова Лебедь рак и щука карта мира выставка литературы по теме Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Нормативные документы: Конституция РФ Федеральный закон РФ Об охране окружающей среды Указ Президента РФ О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития Рамочная Конвенция ООН об изменении климата Международное соглашение Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Наше поколение стало свидетелем драматических событий...

Русский

2013-08-05

56.5 KB

5 чел.

“Я верю, что жизнь едина и мир един. Все проблемы среды обитания тесно переплетены. Демграфический взрыв, нищета, невежество, болезни, загрязнение планеты, накопление ядерного оружия, биологические и химические способы массового уничтожения – всё это составляет единый прочный круг.

Каждая из этих проблем важна и требует неотложного решения, но решать их поочерёдно – пустое дело”.

Индира Ганди.

Цели урока:

сформировать у учащихся знания о международном экологическом праве;

развивать умение логически мыслить, работать с дополнительными источниками информации, использовать в работе информационные технологии;

формировать экологическое мировоззрение и экологическую культуру.

Оборудование:

ПК,

мультимедийный проектор,

учебное электронное издание “Экология” Московского Государственного института электроники и математики, 2004 г.,

басня Крылова “Лебедь, рак и щука”,

карта мира,

выставка литературы по теме “Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды”.

Нормативные документы:

Конституция РФ, Федеральный закон РФ “Об охране окружающей среды”,

Указ Президента РФ “О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития”,

Рамочная Конвенция ООН об изменении климата,

Международное соглашение Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: беседа, использование иллюстраций, использование компьютерной демонстрации, анализ таблицы, тестирование.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Есть замечательное высказывание Индиры Ганди: “Я верю, что жизнь едина и мир един. Все проблемы среды обитания тесно переплетены. Демографический взрыв, нищета, невежество, болезни, загрязнение планеты, накопление ядерного оружия, биологические и химические способы массового уничтожения – всё это составляет единый прочный круг. Каждая из этих проблем важна и требует неотложного решения, но решать их поочерёдно – пустое дело”.

Наше поколение стало свидетелем драматических событий, которые изменили природу отношений человека с окружающей его средой. Стремительный рост народонаселения Земли, а также научно-технический прогресс способствуют усилению воздействия человека на окружающую среду. Человечество должно осознать, что взаимосвязь его и Земли резко изменила свой характер, что разрушение окружающей среды может иметь глобальные последствия, а единственный выход из создавшегося положения – это не воздействие на окружающую среду, а взаимодействие с ней.

Сегодня всё чаще мы слышим такие слова как международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, международное экологическое право. Что же стоит за этими словами, каким смыслом наполнены эти выражения, почему и зачем возникла потребность развития отдельной отрасли – международного экологического права?

Сегодня на уроке я хочу предложить вам, ребята, провести параллель между событиями в басне И. Крылова “Лебедь, рак и щука” и проблемами международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и выяснить в чём их сходство и различия. Для этого я попрошу напомнить нам содержание басни (ученик делает литературный анализ произведения). Приложение 2.

А теперь вернёмся к проблеме международного сотрудничества.

I. Введение (обоснование темы)

Давайте попытаемся ответить на ряд вопросов (вопросы демонстрируются на экране компьютера или на доске):

Сможет ли человек безгранично долго пользоваться “завоёванными” правами?

(Человек в ближайшем будущем не сможет воспользоваться завоёванными правами, т. к. само развитие человеческого общества ставит выживание человека под реальную серьёзную угрозу.)

Какое право граждан, закреплённое Конституцией, вы считаете наиболее актуальным на сегодняшний день? Найдите в тексте Конституции РФ статью, закрепляющую это право.

(На первое место сейчас выдвигается право на жизнь, на среду и условия труда, не угрожающие её существованию. Статья 42 “Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии…”)

Какое условие экологической безопасности человечества должно соблюдаться обязательно?

(Тесное сотрудничество в области охраны окружающей среды как можно большего числа государств.)

Вывод 1. Для сохранения и восстановления благоприятной окружающей среды в глобальном масштабе как главного условия обеспечения экологических прав человека и возникает потребность в формировании такой самостоятельной отрасли права, как международное экологическое право.

Задание учащимся: на основе понятия “экологическое право” попробуйте сформулировать определение “ международное экологическое право”.

II. Основные “вехи” формирования международного экологического права

(демонстрация слайдов на компьютере: диск “Экология” - НФПК, Московский Государственный институт электроники и математики, 2004 г., раздел “Законодательная и нормативная база”; одновременно “флажками” на политической карте мира отмечаются названные страны)

1875 год – Австро-Венгрия и Италия приняли Декларацию об охране птиц.

В 1972 году были впервые сформулированы принципы международного экологического права в декларации Стокгольмской конференции.

1988 год – Всемирная хартия природы продолжила формирование принципов международного экологического права.

1989 год – Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 44/23 "Десятилетие международного права Организации Объединенных Наций". В ней отмечается вклад ООН в содействие "более широкому принятию и уважению принципов международного права" и в поощрение "прогрессивного развития международного права и его кодификации".

1992 год – подписана Рамочная Конвенция ООН об изменении климата. Принята Декларация по окружающей среде и развитию, которая преследует цель установления глобального партнёрства путём создания сотрудничества между государствами, заключения международных соглашений, обеспечивающих уважение интересов всех народов и защиту окружающей среды.

1994 год – Рамочная конвенция об изменении климата (1992 г.) стала международным договором, когда ее подписала 50-е государство - Португалия.

1997 год – Принят Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (Киото, Япония).

В последние годы Россия принимает всё более активное участие в международном правоохранительном сотрудничестве, реализации решений международных организаций по охране окружающей природы.

В Законе РФ “Об охране окружающей природной среды” изложены основные принципы международного сотрудничества Российской Федерации в этой области.

В 2003 году в Москве по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина состоялась Всемирная конференция по изменению климата, в которой приняли участие учёные, представители природоохранительных ведомств и общественных организаций многих стран мира. Выступая на открытии конференции В.В. Путин, в частности, сказал: “…Россия активно призывает к скорейшей ратификации Киотского протокола…

Мы не раз убеждались, что постоянный международный диалог позволяет находить ключи к решению глобальных проблем современности.

Сегодня партнёрство служит нашим интересам, приносит реальную пользу всем странам, без всякого преувеличения – всему человечеству”.

Вывод 2. Экологическое право относительно молодая отрасль международного права, необходимость которой признаётся всеми странами мира. Россия принимает активное участие в международных проектах.

III. Государства как субъекты международного экологического права

Краткие презентации учащихся.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

- Раньше, чем другие странах начала осуществлять на практике принципы экологической оценки хозяйственной продукции;

- В основе английского экологического законодательства – законы об охране окружающей среды 1990 и 1995 годов

- (Анализ таблицы “Сравнение комплексных законов об охране окружающей среды”. Приложение 3).

- Процедура ИКЗ (интегрированного контроля загрязнений) – процедура установлений отношений между предпринимателем и государством. Положения ИКЗ обязывают лиц, связанных с наиболее загрязняющими производствами обращаться за предварительным разрешением в природоохранный орган. В заявке рассматривается общее воздействие всех сбросов во все среды. Предприниматель должен объявить о факте такого обращения в средствах массовой информации. Детализированная информация вносится в реестр, который предоставляется для проверки природоохранными органами. В разрешении природоохранный орган обязан указать условия, которые необходимо выполнять для достижения целей, главной из которых является обеспечение использования “наилучших доступных технологий, не влекущих увеличения затрат” для предотвращения или минимизации эмиссии веществ любую из природных сред. В случае если предприниматель нарушил технологический процесс и допустил загрязнение окружающей среды, природоохранный орган имеет право наказать виновное лицо.

Европейский союз принял Директиву об интегрированном предотвращении загрязнений и контроле 24 сентября 1996 года. Эта Директива требует исполнения положений системы, подобно британской системе ИКЗ, но в несколько меньшем объёме и внедряется во всех государствах ЕС.

Однако не все страны внедрили Директиву. Так, Федеральный Кабинет Германии одобрил, но задержал выполнение Директивы, настаивая на доработке проекта. Европейская Комиссия вынуждена была обратиться в Европейский суд с просьбой наложить на Германию штраф 237 тыс. евро за каждый день задержки.

ИКЗ является одним из кирпичиков европейского экологического законодательства. Он важен для всех государств-членов совместно и, более того, для каждого из них в отдельности.

КАНАДА

- Закон об охране окружающей среды 1988 года. Закон призван установить правовые меры защиты канадцев от всех форм загрязнения с помощью управления на федеральном уровне использованием химических загрязнителей. Закон регулирует вопросы обращения с токсичными и другими опасными для человека химическими соединениями.

- (Анализ таблицы “Сравнение комплексных законов об охране окружающей среды” Приложение 3).

НИДЕРЛАНДЫ

- Закон о природопользовании 1992 года. Положения закона охватили все экологические вопросы.

- (Анализ таблицы “Сравнение комплексных законов об охране окружающей среды” Приложение 3).

- В Нидерландах при подготовке проектов разрешительной документации основываются на так называемом принципе АЛАРА, означающем, что воздействие на окружающую среду должно быть ограничено настолько, насколько это возможно при рациональном подходе к соотношению экологических и экономических интересов.

РОССИЯ

- Закон “Об охране окружающей среды” от 10.01.2002 года. Федеральный закон №7. Самый молодой закон по сроку действия, базируется на современных концепциях устойчивого развития, коэволюции общества и природы. Особое внимание уделено вопросам экологизации сознания, формированию экологической культуры в обществе, воспитанию бережного отношения к природе, рациональному использованию природных ресурсов.

- (Анализ таблицы “Сравнение комплексных законов об охране окружающей среды” Приложение 3). Имеет более стройную структуру в отличие от комплексных законов Великобритании и Канады.

Вывод 3. Во всех рассматриваемых государствах приняты комплексные законы об охране окружающей среды, что обусловлено единством природы и необходимостью комплексного подхода к окружающей среде. Существенные различия в содержании комплексных законов связаны с национальными особенностями развития экологического законодательства, традициями законотворчества.

Несколько слов к вопросу о ратификации Киотского протокола.

- На конференции так называемой Рамочной конвенции ООН по изменению климата 86 стран договорились ограничить выбросы в атмосферу веществ и газов, способствующих образованию так называемого “парникового эффекта”. Для разных стран была установлена разная квота по допустимому загрязнению окружающей среды – в зависимости от степени развитости “загрязняющей” промышленности. Так, для США квота установлена в размере 36%, для России – 17%, для Японии – 9%, для Германии – 7%, для Великобритании – 4%. США должны были к 2012 году сократить эмиссию “неэкологичных” газов на 7%. Однако, хотя американцы приняли участие в Киотских соглашениях, впоследствии дали обратный ход. Новый президент Джордж Буш назвал достигнутые в Киото договорённости “принципиально ошибочными”, поскольку они предъявляют наиболее сильные требования к индустриальным державам, а не к Китаю и Индии, чья экономика развивается более быстрыми темпами. Буш сказал, что Америка не откажется от борьбы с “климатической опасностью”, но будет делать это самостоятельно, без оглядки на другие страны.

Парламенты европейских стран это соглашение ратифицировали, как и парламенты десятков других стран, включая индустриальных гигантов вроде Японии.

Ребята, давайте вернёмся к тексту басни И.Крылова и отметим те моменты басни, которые созвучны с рассматриваемой нами проблемой (Работа с текстами басни).

Вывод 4. Для успешного решения экологических проблем в глобальном масштабе необходимо объединение большего числа государств.

IV. Закрепление. Тестовая работа. (Приложение 1)

Итог урока.

Окончание второго тысячелетия современной эры в истории человечества совпадает с началом нового этапа развития международного права. Рассуждения о пользе международного права или сомнения в его необходимости сменяются всеобщим признанием этой правовой системы в качестве объективной реальности, которая существует и развивается независимо от субъективной воли людей.

Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1989 году резолюцию 44/23 "Десятилетие международного права Организации Объединенных Наций". В ней отмечается вклад ООН в содействие "более широкому принятию и уважению принципов международного права" и в поощрение "прогрессивного развития международного права и его кодификации". Признается, что на данном этапе необходимо укреплять главенство права в международных отношениях, для чего требуется содействовать его преподаванию, изучению, распространению и более широкому признанию.

VI. Комментирование оценок, домашнего задания.

Урок может сопровождаться показом презентации. Приложение 4.

Список литературы:

Бринчук М.М. Экологическое право. – М., 2000.

Ерофеев Б.В. Экологическое право России. – М.: Юрист, 1998.

Желудков А. Экологическое право России. – М.: Приор, 1999.

Виноградов А. К вопросу о ратификации Киотского протокола // География и экология в школе XXI века. – 2004. – № 1.

Выстробец Е.А. Комплексные законы России, Великобритании, Канады и Нидерландов об охране окружающей среды // Использование и охрана природных ресурсов в России. – 2004. – № 3.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46626. Основные понятия терминов «Энергосбережение», «энергосберегающая политика государства», «энергоэффективность» 22.93 KB
  Энергоэффективность это количественная характеристика показатель предполагающий максимальное использование способности энергии совершать работу. Понятие энергии. Энергетические ресурсы это материальные объекты в которых сосредоточен тот или иной вид энергии пригодной к экономически обоснованной для практического использования на данном этапе развития науки и техники. Топливноэнергетический комплекс Республики Беларусь включает системы добычи транспорта хранения производства и распределения основных видов энергоносителей: природного...
46627. Издательские портфели 23 KB
  не по заказу издательства но которые могут быть приняты к изданию. Состоит из произведений находящихся на разных стадиях производственного процесса до сдачи тиража в книготорговую сеть или поступления его на склад издательства. Портфельный запас обеспечивает нормальную работу издательства и планомерный выпуск книг. Портфельный запас обеспечивающий нормальную работу издательства и планомерный выпуск книг нормативный портфельный запас определяется путем умножения среднего объема однодневного выпуска в целом по издательству или по разделам...
46628. Сучасні лінгвістичні словники як основне джерело фахової та мовної інформації 23 KB
  Сучасні лінгвістичні словники як основне джерело фахової та мовної інформації. Особливу категорію складають лінгвістичні або філологічні словники. Залежно від того з якої точки зору воно розглядається лінгвістичні словники бувають різних типів: тлумачні словники перекладні словники термінологічні етимологічні словники орфографічні словники орфоепічні словники іншомовних історичні діалектологічні фразеологічні словники синонімічні частотні словники власних імен обернені або зворотні словники топонімічні словники. Лінгвістичні...
46629. Fairs and Exhibitions 23 KB
  Every year a lot of international, national and specialized exhibitions and fairs are held in different countries of the world. The number of countries and companies who take part in them is growing from year to year and the scope of fairs and exhibitions is becoming larger
46631. Устойчивость функционирования объектов экономики 23.45 KB
  На устойчивость работы объекта экономики в ЧС влияют: надежность защиты работающих от поражающих факторов; способность объекта противостоять в определенной степени поражающим факторам; защищенность объекта от вторичных поражающих факторов пожаров взрывов заражений СДЯВ затоплений; надежность системы снабжения всем необходимым для производства продукции сырьем топливом электроэнергией водой и т.; устойчивость и непрерывность управления производством; подготовленность объекта к ведению спасательных и неотложных...
46632. Кабинет изобразительного искусства, требования к нему и его роль в учебно-познавательном процессе 23.5 KB
  2Несколько групп требований: санитарно гигиенич полосвещениемебель; худож эстетич стилевое единство оформления; Отражение содержание учебного предмета материал технич оснащение; Учебн оборудование наличие технич средств обучения Практический Нагл Словесн Работа с книгой Видео метод Опыт Упражнение Учебнопро изводитель ный труд Иллюстрация Демонстрация Наблюдения учащихся Объяснение Разъяснение Рассказ Беседа Инструктаж Лекция Дискуссия Диспут Чтение Изучение Реферирование Беглый просмотр Цитирование Изложение Составление плана...