23713

Задачи для самопроверки (подготовка к контрольной работе)

Конспект урока

Математика и математический анализ

– Какие свойства чисел используются при упрощении буквенных выражений Переместительное сочетательное распределительное. На доске: – Какие методы работы с моделями мы знаем Нахождение значений выражений решение уравнений используя распределительное свойство метод проб и ошибок метод полного перебора решение уравнений методом весов. 1 16x – 7x – 2x = x16 – 7 – 2 = 7x; Используем распределительное свойство умножения относительно вычитания ac – bc = ca – b 2 x : 5 Количество варенья в одной...

Русский

2013-08-05

99 KB

7 чел.

Тема: Задачи для самопроверки (подготовка к контрольной работе).

Тип урока: рефлексия.

Основная цель: повторить и закрепить учебный материал по теме: «Математические выражения и модели»;

тренировать способность к рефлексии собственной деятельности.

1. Самоопределение к деятельности.

– Какие темы мы изучали на прошедших уроках? (Математические выражения, математические модели).

– На следующем уроке у нас контрольная работа. Какая цель стоит перед нами сегодня на уроке? (Нам необходимо подготовиться к контрольной работе).

– Что, значит, подготовиться к контрольной работе? (Повторить изученный материал, выявить то, что ещё плохо усвоено).

2. Актуализация знаний.

1. № 207.

Учащиеся читают условие задачи. Указывают на соответствующую модель, обосновывая свой выбор.

– Что является математической моделью условия задачи? (Математическое выражение).

– Какие бывают математические выражения? (Числовые и буквенные).

– Какие операции мы умеем выполнять с математическими выражениями? (Упрощать, находить значение числовых выражений, и буквенных выражений при данных значениях, в ходящих в них букв).

– Что необходимо знать для нахождения значения числовых выражений? (Порядок действий).

В процессе диалога на доске появляются таблицы.

          

           

            

№ 215.

Составьте программу действий.

– Какие алгоритмы надо знать для нахождения значения? (Алгоритмы действий с многозначными числами).

– Какие свойства чисел используются при упрощении буквенных выражений? (Переместительное, сочетательное, распределительное).

№ 209 (1, 2)

– Что необходимо уметь делать, что бы решить задачу? (Алгоритм решения задачи).

– Каков алгоритм решения любой задачи? (1) Внимательно прочти задачу; 2) Проанализируй условие и составь графическую модель (отрезок, таблица); 3) Составь математическую модель; 4) Реши модель; 5) ответь на вопрос задачи; 6) Запиши ответ).

– Какие типы задач мы учились решать? (Задачи, в которых моделью является числовое или буквенное выражение, уравнение вида ax + bx = c, вида x(x +a) = c, два уравнения с двумя переменными, одно уравнение с двумя переменными).

На доске:

            

            

– Какие методы работы с моделями мы знаем? (Нахождение значений выражений, решение уравнений, используя распределительное свойство, метод проб и ошибок, метод полного перебора, решение уравнений методом «весов»).

На дочке:

           

                                                   

– Что необходимо помнить при использовании метода проб и ошибок? (Необходимо доказывать, отсутствие других корней).

Самостоятельная работа.

1) № 209 (3);

2) № 210 (1);

3) № 211;

4)* № 212;

5)* № 213 (одну на выбор).

Учащиеся выполняют первые три задания, 4 и 5 задания для учащихся, не допустивших ошибки.

После выполнения работы учащиеся сверяют решения с подробным образцом, данным на доске или на кодоскопе.

Подробный образец.

  1.  16x – 7x – 2x = x(16 – 7 – 2) = 7x;
  2.  y : (x : 5)

Если y = 36, x = 15, то 36 : (15 : 5) = 12

Ответ: 12 банок.

  1.  x + 2x + 4x = 35;

7x = 35;

x = 35 : 7;

x = 5

2•5 = 10 (ст.) – собрала Ира;

4•5 = 20 (ст.) – собрала Лена.

Ответ: Катя собрала 5 стаканов, Ира – 10 стаканов, Лена – 20 стаканов.

4)* 1 способ:      2 способ:

x(x + 4) = 32.      x(x - 4) = 32

Если x = 4, то 4•(4 + 4) = 32 (в)   Если x = 8, то 8•(8 - 4) = 32 (в)

Если x < 4, то x(x + 4) < 32.    Если x < 8, то x(x - 4) < 32

Если x > 4, то x(x + 4) > 32.    Если x > 8, то x(x - 4) > 32

(4 + 8) 2 = 24 (см)

Ответ: периметр равен 24 см.

5)*

1) 10x + y = xy + 36

Если x = 3, то 10•3 + y = 3y + 36

30 + y = 3y + 36;

30 = 2y + 36;  y – не существует

Если x = 4, то 10•4 + y = 4y + 36

40 + y = 4y + 36;

40 = 3y + 36;

3y = 40 – 36;

3y = 4   y – не существует

Если x = 5, то 10•5 + y = 5y + 36

50 + y = 5y + 36;

50 = 4y + 36;

4y = 50 – 36;

4y = 14   y – не существует

Если x = 6, то 10•6 + y = 6y + 36

60 + y = 6y + 36;

60 = 5y + 36;

5y = 60 – 36;

5y = 24   y – не существует

Если x = 7, то 10•7 + y = 7y + 36

70 + y = 7y + 36;

70 = 6y + 36;

6y = 70 – 36;

6y = 34   y – не существует

Если x = 8, то 10•8 + y = 8y + 36

80 + y = 8y + 36;

80 = 7y + 36;

7y = 80 – 36;

7y = 44   y – не существует

Если x = 9, то 10•9 + y = 9y + 36

90 + y = 9y + 36;

90 = 8y + 36;

8y = 90 – 36;

8y = 54   y – не существует

Ответ: нет такого числа

2)   xy = 48       xy = 48

  (x + 2)(y – 4) = 48      (x - 4)(y + 2) = 48

x

1

2

3

4

6

8

y

48

24

16

12

8

6

x

6

8

12

16

24

48

y

8

6

4

3

2

1

x = 4, y = 12      y = 4, x = 12

Ответ: 4 ученика, по 12 гирлянд.

По мере проверки учащиеся подчёркивают карандашом место несовпадения с предъявленным образцом и заполняют второй столбец своей таблицы. Если задание выполнено точно так же, как на образце, то в таблице против соответствующего номера они ставятся знак "+", а если есть расхождения, то фиксируют их знаком "?".

№ задания

Выполнено

("+", или "?")

алгоритма

Исправлено в процессы работы

Исправлено

в самостоятельной работе

3. Локализация места затруднения.

Тем учащимся, которые верно выполнили задание, предлагается эталон для того, что бы они ещё раз проанализировали свою работу, а затем дополнительное задание по звёздочкой.

Эталон.

1) 16x – 7x – 2x = x(16 – 7 – 2) = 7x;  Используем распределительное свойство умножения относительно вычитания,

 ac – bc = c(a – b)

2) x : 5      Количество варенья в одной банке.

y : (x : 5)    Что бы найти значение данного

выражения надо вместо букв подставить соответствующие им значения.

       2   1

Если y = 36, x = 15, то 36 : (15 : 5) = 12 1) 15 : 5 = 3; 2) 36 : 3 = 12

Ответ: 12 банок.

   35 ст.

3)

      Катя        Ира     Лена

 x       2x         4x

Что бы найти целое надо сложить части:

x + 2x + 4x = 35;  Используем распределительное свойство умножения относительно сложения,

 ac + bc = c(a + b)

x(1 + 2 + 4) = 35;

7x = 35;    Что бы найти неизвестный множитель

надо произведение разделить на известный множитель.

x = 35 : 7;

x = 5     Катя нашла 5 стаканов малины.

2•5 = 10 (ст.) – собрала Ира;  Она собрала в 2 раза больше Кати.

4•5 = 20 (ст.) – собрала Лена.  Она собрала в 4 раза больше Кати.

Ответ: Катя собрала 5 стаканов, Ира – 10 стаканов, Лена – 20 стаканов.

4)* 1 способ:      2 способ:

Длина, в см

Ширина, в см

Площадь, в см2

x + 4

x

x(x + 4) или 32

Длина, в см

Ширина, в см

Площадь, в см2

x

x - 4

x(x - 4) или 32

Применяем метод проб и ошибок: Подбираем значение переменной до тех пор, пока равенство не будет верным.

x(x + 4) = 32.      x(x - 4) = 32

Если x = 4, то 4•(4 + 4) = 32 (в)   Если x = 8, то 8•(8 - 4) = 32 (в)

Доказываем, что других решений нет.

Если x < 4, то x(x + 4) < 32.    Если x < 8, то x(x - 4) < 32

Если x > 4, то x(x + 4) > 32.    Если x > 8, то x(x - 4) > 32

Длина: 8 см; ширина: 4 см    Длина: 8 см; ширина: 4 см

P = (a + b)•2

(4 + 8) 2 = 24 (см)

Ответ: периметр равен 24 см.

5)*

1) Обозначим цифру десятков буквой x, цифру единиц буквой y.

Двузначное число: 10x + y.

Произведение цифр числа: xy

10x + y = xy + 36

Правая и левая часть больше или равна 36, наименьшее значение, которое может принимать переменная x: 3, подставляем это значение в уравнение.

Если x = 3, то 10•3 + y = 3y + 36

30 + y = 3y + 36;

Вычитаем из обеих частей y:

30 + y – y = 3y + 36 - y;

Упрощаем левую и правую части, используя распределительное свойство:

30 = 2y + 36;

Левая часть больше 36, а правая равна 30, y – не существует

Если x = 4, то 10•4 + y = 4y + 36

40 + y = 4y + 36;

Вычитаем из обеих частей y:

40 + y – y = 4y + 36 - y;

Упрощаем левую и правую части, используя распределительное свойство:

40 = 3y + 36;

Находим неизвестное слагаемое.

3y = 40 – 36;

3y = 4;

4 не делится нацело на 3, y – не существует

Если x = 5, то 10•5 + y = 5y + 36

50 + y = 5y + 36;

Вычитаем из обеих частей y:

50 + y – y = 5y + 36 - y;

Упрощаем левую и правую части, используя распределительное свойство:

50 = 4y + 36;

Находим неизвестное слагаемое.

4y = 50 – 36;

4y = 14;

14 не делится нацело на 4, y – не существует

Если x = 6, то 10•6 + y = 6y + 36

60 + y = 6y + 36;

Вычитаем из обеих частей y:

60 + y – y = 6y + 36 - y;

Упрощаем левую и правую части, используя распределительное свойство:

60 = 5y + 36;

Находим неизвестное слагаемое.

5y = 60 – 36;

5y = 24;

24 не делится нацело на 5, y – не существует

Если x = 7, то 10•7 + y = 7y + 36

70 + y = 7y + 36;

Вычитаем из обеих частей y:

70 + y – y = 7y + 36 - y;

Упрощаем левую и правую части, используя распределительное свойство:

70 = 6y + 36;

Находим неизвестное слагаемое.

6y = 70 – 36;

6y = 34;

34 не делится нацело на 6, y – не существует

Если x = 8, то 10•8 + y = 8y + 36

80 + y = 8y + 36;

Вычитаем из обеих частей y:

80 + y – y = 8y + 36 - y;

Упрощаем левую и правую части, используя распределительное свойство:

80 = 7y + 36;

Находим неизвестное слагаемое.

7y = 80 – 36;

7y = 44;

44 не делится нацело на 7, y – не существует

Если x = 9, то 10•9 + y = 9y + 36

90 + y = 9y + 36;

Вычитаем из обеих частей y:

90 + y – y = 9y + 36 - y;

Упрощаем левую и правую части, используя распределительное свойство:

90 = 8y + 36;

Находим неизвестное слагаемое.

8y = 90 – 36;

8y = 54;

54 не делится нацело на 8, y – не существует

Ответ: нет такого числа

2) 1 способ

Количество учащихся

Количество гирлянд, изготовленных одним человеком

Количество гирлянд

В действительности

x

y

xy или 48

Могло быть

x + 2

y - 4

(x + 2)(y – 4) или 48

2 способ

Количество учащихся

Количество гирлянд, изготовленных одним человеком

Количество гирлянд

В действительности

y

x

xy или 48

Могло быть

y + 2

x - 4

(y + 2)(x – 4) или 48

1 способ       2 способ

       xy = 48       xy = 48

  (x + 2)(y – 4) = 48      (x - 4)(y + 2) = 48

Значение y не может быть меньше  Значение y не может быть меньше  или равно 4.      или равно 4.

x

1

2

3

4

6

8

y

48

24

16

12

8

6

x

6

8

12

16

24

48

y

8

6

4

3

2

1

Подставляем соответствующие значения во второе уравнение и находим пару, при которой будет получаться верное равенство.

x = 4, y = 12      y = 4, x = 12

Ответ: 4 ученика, по 12 гирлянд.

Пока сильные учащиеся выполняют дополнительное задание, с остальными учащимися проводится следующая работа.

– Кто не выполнил первое задание?

– Что, необходимо использовать при выполнении этого задания? (Распределительное свойство умножения относительно сложения).

– Кто во втором задании не составил выражение?

– Кто составил выражение, но ошибся при нахождении значения выражения?

– Кто не составил математическую модель?

– Кто не решил уравнение?

–Какую цель вы ставите для себя на этом уроке? (Определить причину ошибки и исправить её).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

– Что, значит, определить причину ошибки? (Определить, на какой алгоритм допущена ошибка).

– Как вы будете исправлять ошибку? (Надо переделать задание и опять сравнить с образцом).

– А, если у вас опять не совпадёт с образцом? (Тогда надо повторить правило, на которое допущена ошибка, и снова выполнить задание).

– А если вы не сможете самостоятельно исправить ошибку? (Обратиться к эталону).

– Определив алгоритм, при использовании, которого вы допустили ошибку, занесите результаты в третий столбик таблицы. Приступайте к работе.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу над ошибками, учитель на данном этапе выступает в качестве консультанта. Если им удаётся самостоятельно исправить ошибку, они заполняют четвёртый столбик таблицы. По окончании работы учащиеся получают эталоны и ещё раз анализируют свою работу.

5. Обобщение причин затруднений во внешней речи.

Учитель последовательно выясняет у кого из детей, на какой алгоритм были допущены ошибки и эти алгоритмы проговариваются во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  1.  Упростите выражение: 8с – 2с – 5с.
  2.  № 210 (2).
  3.  Построй математическую модель задачи и ответь на поставленный вопрос:

« В магазин привезли 180 кг бананов, персиков и апельсинов. Бананов было в 4 раза больше, чем персиков, а апельсинов – 55 кг. Сколько бананов привезли в магазин?».

Учащиеся выбирают те задания, в которых они допустили ошибки. После самопроверки по эталону заполняется последний столбик таблицы.

Эталон.

1) 8с – 2с – 5с = с(8 – 2- 5) = 1с = с   Используем распределительное свойство умножения относительно вычитания,

 ac – bc = c(a – b)

2) В неделе 7 дней. На один день необходимо n : 7 батонов, на 4 дня

(n : 7)•4    Что бы найти значение данного

выражения надо вместо букв подставить соответствующие им значения.

             1     2

Если n = 280, то (280 : 7)•4 = 160   1) 280 : 7 = 40; 2) 40•4 = 160

Ответ: 160 батонов.

3)   180 кг

        Бананы Персики Апельсины

 4x x  55

4x + x + 55 = 180;    Упрощаем левую часть уравнения,

применяя распределительное свойство

умножения относительно сложения

(4 + 1)x + 55 = 180;

5x + 55 = 180;     Находим неизвестное слагаемое.

5x = 180 – 55;

5x = 125;     Находим неизвестный множитель.

x = 125 : 5;

x = 25      Привезли персиков.

4•25 = 100 (кг)

Ответ: привезли 100 кг бананов.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Разобрать решение заданий со звёздочкой.

8. Рефлексия деятельности.

– Какая была цель нашего урока? (Подготовится к контрольной работе).

– Те, кто допускал ошибки при выполнении задания, какая перед вами стояла цель? (Найти ошибку, понять её причину и исправить).

– Кто из вас достиг цели? (Учащиеся высказываются).

– Дайте анализ своей деятельности (Учащиеся по желанию делают анализ по плану, предложенному им: 1) У меня сегодня всё получалось, я не допускал ошибок;

2) Я допустил ошибки в первой самостоятельной работе (перечислить ошибки);

  3) Я исправил допущенные ошибки в процессе работы над ними;

4) Я не смог самостоятельно исправить ошибки, но исправил их с помощью эталона;

  5) Я без ошибок справился со второй самостоятельной работой;

6) Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (перечислить их);

7) Я выполнил дополнительное задание (перечислить выполненные номера);

  8) В дополнительном задании я допустил ошибки (перечислить их);

  9) Мне необходимо поработать над…

Из предложенных пунктов учащиеся выбирают те, которые соответствуют их деятельности.

Домашнее задание: 1) для тех, кто допускал ошибки в 1 задании: № 209 (1);

       2) для тех, кто допускал ошибки в 2 задании: № 210 (3);

       3) № 208 – всем;

       4) № 215 – всем.

8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54145. Формирование самообразовательной компетентности учащихся 9-ых классов способами математики 260.5 KB
  Вы будете знать: историю развития понятия функции разные способы преобразования графиков функций новые методы решения систем уравнений и неравенств второй степени и высших степеней; уметь: исследовать и строить графики квадратичных функций которые содержат переменную под знаком модуля решать неравенства и уравнения с параметрами проводить сравнительный анализ разных методов решения обобщать и систематизировать полученную информацию писать рефераты выбирать и работать с дополнительной литературой. Головне видво1989 елевая установка...
54146. Диференційований підхід при вивченні дисципліни «Вища математика» 55.5 KB
  Він направлений на те щоб навчити студентів розуміти загальні завдання навчання організовано працювати допомагаючи один одному формувати відчуття честі колективу і здатність відстоювати її. Принцип диференційованого індивідуального підходу до студентів обумовлений особливостями індивідуального розвитку типів вищої нервової діяльності а також прагненням найкращим чином розвивати в процесі навчання творчі сипи і здібності студентів. За малої кількості навчальних годин орієнтація на максимум засвоєння навчального матеріалу практично...
54147. ВІДПОЧИНОК ПОРУЧ З МАТЕМАТИКОЮ 77 KB
  У теплий червневий вечір мешканці вулиці Абхазька міста Дніпропетровська стали свідками незвичайного. З рюкзаками та чемоданами у гуртожиток Дніпропетровського обласного ліцею-інтернату фізико-математичного профілю стали збиратися юнаки та дівчата. Це дійсно було дивним, бо давно вже канікули.
54148. Сценарій проведення гри-конкурс «Математичне асорті» 89.5 KB
  Мета: Розвивати та поглиблювати інтерес учнів до математики, виховувати згуртованість, повагу до товаришів та їхньої думки. Сприяти формуванню та розвитку інтелектуальних здібностей.
54149. ФОРМУВАННЯ ПІЗНАВАЬНОГО ІНТЕРЕСУ ТА ПІЗНАВАЛЬНОЇ АКТИВНОТІ УЧНІВ ПОЧАТКОВИХ КЛАСІВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ТА ЧИТАННЯ 505 KB
  Мета сучасної української школи – створити максимально сприятливі умови для розвитку індивідуальності, для формування творчих здібностей кожного учня. У кожної дитини є індивідуальні особливості памяті, уваги, мислення. Активізуючи їх, я визначаю пізнавальні можливості і стимулюю пізнавальний інтерес.
54150. Анализ кредиторской задолженности 211 KB
  Эффективное управление кредиторской задолженностью предприятия на сегодняшний день является одной из первоочередных и актуальных задач для решения которых требуется провести исследования в этой области.
54151. ТИЖДЕНЬ МАТЕМАТИКИ 80 KB
  Шановні студенти Ми зібралися тут не тільки з’ясувати хто краще уміє вирішувати задачі головоломки рахувати а ще і для того щоб довідатися багато нового цікавого. Завдання вікторини написані на окремих аркушах кожний з яких містить малюнок Шановні студенти Дозвольте запропонувати вам невелику логічну задачу. Шановні студенти Чи не можете ви пояснити причину настільки дивного на перший погляд рішення математика Шановні студенти Відомо що всі тіла на Місяці в 6 разів менше ніж на Землі. Яке устаткування ви візьмете із...
54153. КОНКУРС ВЕСЕЛЫХ МАТЕМАТИКОВ 32.5 KB
  Сколько лыжников посещают хор Найдите пятую степень числа 2. Сколько денег досталось каждому Разделить на две части 25 рублей так чтобы одна часть была в 49 раз больше другой. Сколько лет человеку Если к возрасту моего сына прибавить столько и еще полстолько то получится 10 лет. Сколько лет сыну Сколько в 1 кубическом метре кубических сантиметров Исполняются номера художественной самодеятельности.