23714

Запись, чтение и составление выражений

Конспект урока

Математика и математический анализ

Цели урока: формировать представление о математических выражениях как о словах математического языка повторить понятия числового и буквенного выражения учить делать перевод текстов с русского языка на математический и наоборот повторить и закрепить приёмы устных вычислений нумерацию натуральных чисел смысл сложения и вычитания взаимосвязь между ними сложение и вычитание многозначных чисел решение задач понятие периметра многоугольника развивать внимание логическое мышление способности к обобщению исследовательские умения...

Русский

2013-08-05

40.5 KB

99 чел.

Вариант конспекта урока по математике (5-6 класс)

для апробации на экспериментальных

площадках ассоциации «Школа 2000…»

Тема урока: «Запись, чтение и составление выражений».

Тип урока: «открытие» нового знания.

Урок составил: учитель Зайцева Т.В., г. Москва, шк. 1159.

Цели урока: формировать представление о математических выражениях как о «словах» математического языка, повторить понятия числового и буквенного выражения, учить делать «перевод» текстов с русского языка на математический, и наоборот, повторить и закрепить приёмы устных вычислений, нумерацию натуральных чисел, смысл сложения и вычитания, взаимосвязь между ними, сложение и вычитание многозначных чисел, решение задач, понятие периметра многоугольника, развивать внимание, логическое мышление, способности к обобщению, исследовательские умения, речь, познавательные интересы.

1. Самоопределение к деятельности.

– Вот и наступил новый учебный год. Вы стали на год старше, и перешли в среднюю школу. Много интересного вы узнаете в этом году на уроках математики. Мы будем «открывать» новые знания, учится анализировать и оценивать свою деятельность. Успех нашей работы будет зависеть от того, как мы дружно будем с вами работать и доверять друг другу. Сегодня мы с вами начнём повторять материал начальной школы, но наряду с повторением мы обязательно узнаем, что-то интересное.

  1.  Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

На доске произвольным образом прикреплены карточки со следующими символами (каждый символ на отдельной карточке):

М   Т   (    А    Е    +   )    b   d   М   И   5  А  9   Т     Ы  Р   Ж   Е      Я   f    А   Е   С   (    Ч    Е    К   )    И    Н    И    В

– Ребята, скажите, пожалуйста, что за карточки прикреплены на доске? (Карточки с буквами русского алфавита, карточки со знаками арифметических действий, карточки с буквами латинского алфавита, карточки с цифрами и карточки, на которых изображены скобки.)

– Как вы думаете, на какие две группы можно разбить эти карточки с символами? (В одну группу выделить все карточки с буквами русского алфавита, а все остальные карточки – в другую группу.)

  1.  Выявление причин затруднений и постановка учебной цели.

– Пожалуйста, покажите, что получится. (Двое учащихся на доске «разносят» карточки по группам по предложенному признаку.)

На доске получается:

М   Т   А   Е   М   И                     (   5   (   +    )   d

А   Т   Ы   Р   Ж   Е                       b    f   )           9

Я   А   Е   С   Ч   Е

К   И   Е   Н   И   В

– Какие символы оказались в первой группе? (Это буквы русского алфавита.)

– Как мы можем использовать буквы русского алфавита? (Из них можно составлять слова, фразы, предложения.)

– Хорошо, попробуйте составить из этих букв фразу, состоящую из двух слов. (МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ)

– Так какая же тема нашего урока? (Математические выражения.)

Тема урока записывается в тетрадях.

  1.  Построение проекта выхода из затруднения.

– А какие символы оказались во второй группе? (Скобки, цифры, знаки арифметических действий и буквы латинского алфавита.)

– Где используются эти символы? (В математике.)

– Как же мы можем их назвать? (Буквы математического алфавита.)

– А раз у нас есть математический алфавит, значит, мы можем составлять «слова» математического языка. Используя данные символы, составьте несколько «слов» математического языка.

Работа идёт по группам, каждая группа записывает свои варианты на выданных листах, после окончания работы листы вывешиваются на доску.

– Скажите, что вы записали? (Математические выражения.)

– Как же можно определить математические выражения? Что такое математические выражения? (Математические выражения – это «слова» математического языка, которые составляются из цифр, букв латинского алфавита, знаков арифметических действий и скобок.)

– С математическими выражениями вы уже встречались в начальной школе. Вспомните, какие бывают математические выражения? (Числовые выражения и буквенные выражения.)

– Какие выражения называют числовыми? (Числовые – это те выражения, которые составлены из чисел, знаков, скобок.)

– Какие выражения называют буквенными? (Буквенные – это те выражения, в которых есть буквы.)

Если среди вывешенных на доске выражений есть и числовые, и буквенные, то можно попросить учащихся выписать в тетради отдельно числовые и буквенные выражения. Можно предложить учащимся записать в тетрадях свои варианты числового и буквенного выражений.

– Прочитайте получившиеся выражения. (Несколько учащихся читают свои выражения.)

– Важно уметь не только читать готовые математические выражения, но и составлять их, то есть «переводить» с русского языка на математический.

Разобрать таблицу, приведённую в учебнике на странице 3. Здесь же следует поговорить о тех случаях, когда при записи математических выражений опускается знак умножения, и упомянуть о том, что числовой множитель пишут перед буквенным множителем.

  1.  Первичное закрепление во внешней речи.

№ 1 (3, 4, 5, 6, 7, 8).

№ 2

№ 3

№ 5 (устно).

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу на листах с печатной основой.


Заполни таблицу:

На русском языке

На математическом

языке

Произведение числа 13 и

суммы чисел 27 и 91.

m( n – k )

Частное числа 143 и разности

чисел 67 и 54.

(a + b):5

Разность числа 135 и частного

чисел 105 и 7.

После самостоятельного заполнения таблицы работа проверяется по эталону.

7. Включение новых знаний в систему знаний

№ 6 (дополнительно найти значения получившихся выражений).

№ 7

№ 9

№ 10

Работу можно организовать по группам.

  1.  Рефлексия урока.

– С чем мы сегодня работали? (С математическими выражениями).

– Что нового вы узнали о математических выражениях? (Что математические выражения - это «слова» математического языка).

– А из чего составляются эти «слова»? (Из цифр, букв, скобок и знаков арифметических действий).

– А какие бывают математические выражения? (Числовые выражения и буквенные выражения).

– Чем они отличаются друг от друга? (В числовых выражениях букв нет, а в буквенных выражениях некоторые числа обозначены буквами).

– А что нового вы узнали про запись математических выражений? (При записи некоторых математических выражений можно «сэкономить» на знаках умножения).

– А теперь возьмите какую-нибудь цветную ручку, карандаш или фломастер и отметьте знаком « + » те высказывания, с истинностью которых вы согласны:

Данная тема мне понятна.

Я хорошо понял, что такое математические выражения.

Я знаю, как читать математические выражения.

Я сумею «перевести» текст с русского языка на математический.

В самостоятельной работе у меня всё получилось.

Я доволен своей работой на уроке.

У каждого ученика карточка с фразами. Дети отмечают и показывают учителю.

– Молодцы!

Домашнее задание:

Глава 1, параграф 1, п.1, №№ 8, 27, 29 (один на выбор, дополнительно найти значения получившегося выражений).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9483. Снотворные средства. Анальгетики 27.93 KB
  Снотворные средства (продолжение) Бромизовал (Бромурал) Седативное действие Легкое снотворное Детям - при хорее, коклюше Входит в состав Паглюферала Т.к. в составе бром, может оказывать раздражающее действие на слизистые ...
9484. Наркотические анальгетики 28.96 KB
  Наркотические анальгетики Продолжение Обзор препаратов в сравнении с Морфином. Кодеин (Метилморфин) Внутрь: БД 50% (биодоступность) - хорошая, у морфина всего 24%. Анальгезирующее действие, по сравнении. С морфином, меньше в 6-10 раз. А противо...
9485. Ненаркотические анальгетики. Психотропные средства 29.31 KB
  Ненаркотические анальгетики Производное анальгина - парацетамол - считается самым безопасным анальгетиком Нет противовоспалительного действия, т.к. ингибирует ЦОГ-3 в ЦНС, в периферических тканях синтез простогландинов не нарушается....
9486. Транквилизаторы. Психостимуляторы и антидепрессанты 28.76 KB
  Транквилизаторы Механизм действия: Анатомический субстрат - лимбическая система, гипоталамус, РФ ствола мозга, таламические ядра ГАМК-ергическое торможение - бензодизепиновые рецепторы рецепторы ГАМК ГАМК - реали...
9487. Антидепрессанты. Антигистаминные средства 43.56 KB
  Антидепрессанты Ниаламид - ингибитор МАО Производное гидразида изоникотиновой кислоты – ГИНК Устраняет боль при стенокардии, НТН (невралгия тройничного нерва) Эффект - через 7-14 дней психостимулирующее дейст...
9488. Бронхолитики. Отхаркивающие средства 30.26 KB
  Бронхолитики СБО (синдром бронхиальной обструкции): Аллергические заболевания (астматический бронхит, БА) ХОБЛ Инфекционно-воспалительные заболевания (бронхит, пневмония, ОРВИ) Пороки развития бронхолегочной системы ...
9489. Средства, влияющие на ЖКТ 32.65 KB
  Средства, влияющие на ЖКТ Группы препаратов: Рвотные и противорвотные Средства, влияющие на аппетит Желчегонные, гепатопротекторы Слабительные Средства, влияющие на секрецию желез желудка Средства заместительной т...
9490. Средства, влияющие на свертывание крови и фибринолиз 30.11 KB
  Средства, влияющие на свертывание крови и фибринолиз Препараты, препятствующие свертыванию крови, при тромбозах: антиагриганты, антикоагулянты, фибринолитики. Вторая группа средств, способствующая свертыванию, это гемостатики, коагулянты, ингибиторы...
9491. Сердечные гликозиды 29.2 KB
  Сердечные гликозиды Кардиотоники - средства, увеличивающие сократительную способность миокарда. Негликозидной структуры - короткодействующие, только при острых состояниях: Адреналина гидрохлорид (г/х) Добутамин (мимети...