23718

Значение выражения

Конспект урока

Математика и математический анализ

Какие выражения ещё мы учились составлять и записывать Буквенные выражения. Сегодня на уроке мы продолжим работать с буквенными выражениями. Как вы думаете что можно делать с буквенными выражениями Находить их значения.

Русский

2013-08-05

66 KB

12 чел.

Вариант конспекта урока по математике (5-6 класс)

для апробации на экспериментальных

площадках ассоциации «Школа 2000…»

Тема: «Значение выражения».

Тип урока: урок рефлексии.

Основная цель:

1) Тренировать способность к чтению и составлению буквенных выражений, нахождению их значений при данных значениях букв.

2) Тренировать способность к рефлексии собственной деятельности.

3) Повторить и закрепить зависимости между компонентами и результатами арифметических действий, соотношение между единицами площади и действия с ними, формулы периметра и площади прямоугольника.

  1.  Самоопределение к деятельности.

– Здравствуйте, ребята!

– Что мы повторяли на прошлом уроке? (Нахождение значений числовых выражений, порядок действий, алгоритмы вычислений).

– Какие выражения ещё мы учились составлять и записывать? (Буквенные выражения).

– Сегодня на уроке мы продолжим работать с буквенными выражениями.

– Как вы думаете, что можно делать с буквенными выражениями? (Находить их значения).

– Какую тему мы запишем в тетрадях? (Нахождение значений буквенных выражений)

– Молодцы!

  1.  Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

1. – Известно, что . Не выполняя умножения, найдите произведения чисел:

24·  6 =       (144)             24 · 4 =       (96)           24 · 3 =  (72)

– Расставьте значения выражений, включая исходное, в порядке убывания. (144, 120, 96, 72.)

– Что интересного вы можете рассказать о полученном ряде чисел? (Все числа четные; их можно разбить на группы: двузначные и трехзначные, круглые и некруглые; расположены в порядке убывания; уменьшаются на 24.)

– Продолжите ряд на два числа. (144, 120, 96, 72, 48, 24.)

– Назовите наибольшее и наименьшее число. (Наибольшее 144, наименьшее 24).

– На сколько 144 больше 24? (На 120). На сколько 24 меньше 144? (На 120).

– Дайте характеристику числу 120. (120 – трехзначное число, содержит 1 сотню и 2 десятка, предыдущее 119, последующее – 121, сумма цифр – 3, сумма разрядных слагаемых – 100 + 20.)

2. – Рассмотрите выражения. Можно ли утверждать, что значения выражений каждого столбика будут одинаковыми?

160 – 40    37 + 83  

170 – 50    38 + 82  

180 – 60    39 + 81  

190 – 70    40 + 80  

Основываясь на взаимосвязи между компонентами и результатами сложения и вычитания, учащиеся должны обосновать, что в первых двух столбиках значения выражения будут одинаковыми. Можно предложить им продолжить закономерность своими примерами.

Что же касается третьего столбика, то значения выражений зависят от значений переменной t. Достаточно привести пример, опровергающий данное предложение, для одного значения t. Например, при t = 10 значения уменьшаемого увеличиваются на 10, а вычитаемого – на 20, поэтому значения данных выражений будут уменьшаться на 10.

3. Самостоятельная работа.

Запишите выражение и найдите его значение при m = 35 и d = 7: «Частное разности чисел m и 7 и числа d».

Перед выполнением самостоятельной работы случаи возможных затруднений фиксируются на доске и индивидуально:

Составление выражения

Подстановка значений переменных

Вычисления

После выполнения работы учащиеся сверяют решения с подробным образцом, данным на доске или на кодоскопе. По мере проверки учащиеся подчёркивают карандашом место несовпадения с предъявленным образцом и заполняют второй столбец своей таблицы. Если задание выполнено точно так же, как на образце, то в таблице против соответствующего номера они ставятся знак "+", а если есть расхождения, то фиксируют их знаком "?".

№ задания

Выполнено

("+", или "?")

алгоритма

Исправлено в процессы работы

Исправлено

в самостоятельной работе

Подробный образец:

(m – 7) : d

Если m = 35, d = 7, то (35 – 7) : 7 = 4

  1.  Локализация места затруднения.

Тем учащимся, которые верно выполнили задание, предлагается эталон для того, что бы они ещё раз проанализировали свою работу.

Эталон.

1) Составим выражение.

Выражение начинаем читать с последнего действия, значит второе действие нахождение частного. Делимом является разность m и 7 (m – 7), делителем является d. Получили выражение: (m – 7) : d

2) Находим значение выражения.

Что бы найти значение буквенного выражения надо: 1) вместо букв подставить соответствующие им значения, т.е. вместо m подставить число 35, вместо d число 7; 2) найти значение получившегося числового выражения.

     1       2

(35 – 7) : 7 = 4

  1.  35 – 7 = 28 (Используем правило вычитания двузначных чисел с переходом через разряд, (30 + 5) – 7 = (30 – 7) + 5 = 23 + 5 = 28)
  2.  28 : 7 = 4 (Используем табличное деление)

Дальше им предлагается выполнить дополнительное задание: №№ 43, 44.

На эти задание готовится подробный образец и эталон, что бы учащиеся, выполняющие задания могли проверить свою работу (варианты предлагаются ниже).

  1.  Построение проекта выхода из затруднения.

Организация работы с учащимися, допустившими ошибки.

– Ребята, вы выяснили, в каком месте задания вы допустили ошибку?

– Какую цель необходимо поставить перед собой? (Выяснить причину допущенной ошибки и исправить её).

– Что, значит, определить причину ошибки? (Определить, на какой алгоритм допущена ошибка).

– Как вы будете исправлять ошибку? (Надо переделать задание и опять сравнить с образцом).

– А, если у вас опять не совпадёт с образцом? (Тогда надо повторить правило, на которое допущена ошибка, и снова выполнить задание).

– А если вы не сможете самостоятельно исправить ошибку? (Обратиться к эталону).

– Определив алгоритм, при использовании, которого вы допустили ошибку, занесите результаты в третий столбик таблицы. Приступайте к работе.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу над ошибками, учитель на данном этапе выступает в качестве консультанта. Если им удаётся самостоятельно исправить ошибку, они заполняют четвёртый столбик таблицы. По окончании работы учащиеся получают эталоны и ещё раз анализируют свою работу.

5. Обобщение причин затруднений во внешней речи.

Учитель последовательно выясняет у кого из детей, на какой алгоритм были допущены ошибки и эти алгоритмы проговариваются во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Запишите выражение и найдите его значение при а = 49 и с = 14: «Сумма числа а и частного чисел 28 и с».

После выполнения задания, учащиеся проверяют по эталону и в пятом столбике таблицы ставят «+» или «?».

Эталон.

1) Составим выражение.

Выражение начинаем читать с последнего действия, значит второе действие нахождение суммы. Первым слагаемым является число а, вторым слагаемым является частное чисел 28 и с. Получили выражение: а + 28 : с (может быть вариант а + (28 : с))

2) Находим значение выражения.

Что бы найти значение буквенного выражения надо: 1) вместо букв подставить соответствующие им значения, т.е. вместо а подставить число 49, вместо с число 17; 2) найти значение получившегося числового выражения.

   2        1

а + 28 : с =

  1.  28 : 14 = 2 (Используем внетабличное деление)
  2.  49 + 2 = 51 (Используем алгоритм сложение двузначных чисел с переходом через разряд, (49 + 1) + 1 = 50 + 1 = 51)

7. Включение в систему знаний и повторение.

Тем учащимся, кто без ошибок выполнил первую самостоятельную работу и учащимся, верно, выполнившим вторую самостоятельную работу предлагается № 48

1) a см2 = 100a мм2; 2) b а = 1000000b дм2; 3) с дм2 = 100 см2; 4) d га = 10000 м2

Тем учащимся, кто допустил ошибки при выполнении второй самостоятельной работы предлагается выполнить № 39 (4)

4) 240 : d – 4(m + n)

            2      4   3       1

Если d = 1, m = 15, n = 5, то 240 : 1 – 4(15 + 5) = 160.

  1.  15 + 5 = 20;
  2.  240 : 1 = 240;
  3.  4•20 = 80;
  4.  240 – 80 = 160

Эталон выполнения дополнительного задания.

№ 43.

 20 марок

отдал  осталось

а марок  ?

Что бы найти часть надо из целого вычесть известную часть: 20 – a.

При a больше 20 задача не имеет смысла, т.к. нельзя отдать больше марок, чем есть в наличии. При a = 25 не имеет смысла, при a =  не имеет смысла, т.к. количество марок может выражаться только натуральным числом.

№ 44.

(18 – x) : x

Если x = 1, то (18 – 1) : 1 = 17;

Если x = 2, то (18 – 2) : 2 = 8;

Если x = 3, то (18 – 3) : 3 = 5;

Если x = 6, то (18 – 6) : 6 = 2;

Если x = 9, то (18 – 9) : 9 = 1;

Выражение не имеет смысла при x больше 18 и равно 0, т.к. мы не можем вычесть из числа больше самого числа, и делить на 0 нельзя.

При x = 5 имеет смысл: (18 – 5) : 5 = 13 : 5 = ;

при x = 20 не имеет смысла, т. к. 20 > 18;

при x = 0 не имеет смысла, т.к. делить на 0 нельзя.

8. Рефлексия деятельности.

– Какая была цель нашего урока? (Повторить алгоритмы составления и нахождения значения буквенного выражения).

– Те, кто допускал ошибки при выполнении задания, какая перед вами стояла цель? (найти ошибку, понять её причину и исправить).

– Кто из вас достиг цели? (Учащиеся высказываются).

– Дайте анализ своей деятельности (Учащиеся по желанию делают анализ по плану, предложенному им: 1) У меня сегодня всё получалось, я не допускал ошибок;

2) Я допустил ошибки в первой самостоятельной работе (перечислить ошибки);

  3) Я исправил допущенные ошибки в процессе работы над ними;

4) Я не смог самостоятельно исправить ошибки, но исправил их с помощью эталона;

  5) Я без ошибок справился со второй самостоятельной работой;

6) Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (перечислить их);

7) Я выполнил дополнительное задание (перечислить выполненные номера);

  8) В дополнительном задании я допустил ошибки (перечислить их);

  9) Мне необходимо поработать над…

Из предложенных пунктов учащиеся выбирают те, которые соответствуют их деятельности.

Домашнее задание.

№№ 55, 58.

5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34467. Искусство постимпрессионизма. Особенности изобразительного языка. Основные представители течения (Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген) 21.89 KB
  Основные представители течения Поль Сезанн Винсент Ван Гог Поль Гоген Художники которых в истории искусства именуют постимпрессионистами Сезанн Ван Гог и Гоген не были объединены ни общей программой ни общим методом. затем уехал в родной Прованс г. Постимпрессионистом называют и великого голландца Винсента Ван Гога 1853 1890 художника воплотившего душевную смятенность современного человека. Только после 30 лет Ван Гог целиком посвящает себя живописи.
34468. Основные художественные направления в искусстве первой половины ХХ века. Фовизм. Экспрессионизм. Кубизм. Футуризм. Абстракционизм. Сюрреализм 22.45 KB
  Основные художественные направления в искусстве первой половины ХХ века. ярко прослеживаются на искусстве Франции явившейся родиной фовизма кубизма и его разновидности пуризма она дала своих дадаистов сюрреалистов абстракционистов. Сюрреалистическое направление в искусстве родилось как философия потерянного поколения чья молодость совпала с Первой мировой войной. Теория сюрреализма строилась на философии интуитивизма Анри Бергсона интуиция единственное средство познания истины ибо разум здесь бессилен и акт творчества имеет...
34469. Быт и культура древнеславянских народов. Мифология древних славян. Культовые сооружения. Идолы 45.5 KB
  Некоторые Боги древних славян: Род богсоздатель видимого мира. Род родил Сварога великого бога который довершил творение мира. Сварог богсоздатель земли и небес. Велес один из величайших богов древнего мира сын Рода брат Сварога.
34470. Искусство Киевской Руси: принятие христианства, язык и письменность, фольклор, архитектура и изобразительное искусство, литература 22 KB
  Время развития Киевской Руси эпоху культурного дуализма период перемен когда старые культурные основы заменяются новыми в результате чего на первый план выходят внутренние противоречия. Причиной тому было введение на Руси христианства. Введение на Руси христианства привело не только к религиозному дуализму он существовал пока новая вера не была принята всей нацией но и к культурному дуализму в целом.
34471. Ростово-суздальская живопись. Периодизация. Влияние исторических событий на формирование живописного языка 42.5 KB
  Густые темносиние вишневые зеленые насыщенные краски сочетаются в иконах с белыми яркокрасными с золотом пробелов и фонов. В иконах этого времени чувствуются поиски русского национального типа лица Широкое в скулах и суживающиеся книзу округлое лицо Богоматери с ее небольшими глазами и тонким длинным но мягко закругленным внизу носом. Примеры икон домонгольского периода Богоматерь Великая Панагия найденная в Ярославле Ярославская Оранта Дмитрий Солунский из Дмитрова Спас Нерукотворный из Ростова Богоматерь...
34472. Искусство русского централизованного государства к.15 – н.16вв.: Деятельность В.Д. Ермолина. Формирование архитектурного ансамбля Московского Кремля. Архитектура Московского централизованного государства 54 KB
  Формирование архитектурного ансамбля Московского Кремля. При Иване III идет активная перестройка Кремля. Одним из архитекторов и реконструкторов старого Московского Кремля был Василий Ермолин. Ермолину было поручено возобновление белокаменных стен Московского Кремля.
34473. Живопись Феофана Грека 37.5 KB
  Из произведений Феофана Грека работавшего не покладая рук сохранилась только одна документально подтвержденная работа роспись церкви Спаса Преображения в Новгороде 1378 год. В образах Феофана огромная сила эмоционального воздействия в них звучит трагический пафос. Манера письма Феофана резкая стремительная темпераментная.
34474. Живопись Андрея Рублева 41.5 KB
  Образы Рублева навевают нам воспоминания об утерянной райской жизни об утерянном покое счастье и гармонии со вселенной. В творчестве Рублева отчетливее всего выразились мечты русского народа о самом хорошем человеке об идеальной человеческой красоте. Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека в его нравственные силы в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов.
34475. Живопись Дионисия 41 KB
  Вот в такое время освобожденной обновляемой Руси как нельзя кстати пришелся светлый талант Дионисия его умение создавать праздничный настрой духа его сочные краски. Художественные тенденции последней трети XV начала XVI веков к праздничному декоративизму рафинированной утонченности и каноническому догматизму нашли в лице Дионисия тонкого истолкователя. О творчестве Дионисия в московский период можно судить только по двум произведениям: по иконе Божией Матери Одигитрия и по иконе Апокалипсис.