23721

Метод весов

Конспект урока

Математика и математический анализ

Что интересного вы можете рассказать о полученном ряде чисел Назовите самое большое число из данного ряда. 109 Назовите самое маленькое число из этого ряда. Замените число 25 суммой разрядных слагаемых разными способами. Вспомните как была построена математическая модель 10х y = xy 52 для задачи 5: Задумано двузначное число которое на 52 больше суммы своих цифр.

Русский

2013-08-05

45.5 KB

7 чел.

Вариант конспекта урока по математике (5-6 класс)

для апробации на экспериментальных

площадках ассоциации «Школа 2000…»

Тема урока: «Метод весов»

Тип урока «открытие» нового знания.

Основная цель:

1) Тренировать способность к работе с текстом и к использованию изученных методов решения уравнений.

2) Повторить и закрепить понятие множества, тренировать способность к переводу условия задачи на математический язык, к рефлексивному анализу собственной деятельности.

1. Самоопределение к деятельности.

– С каким методом решения уравнения мы познакомились на прошлом уроке? (Методом «весов»).

– Какие уравнения удобно решать таким методом? (Уравнения, в левой и правой чисти которых находятся неизвестные).

– Сегодня мы продолжим работать с такими уравнениями и посмотрим какие задачи мы сможем решать, используя метод «весов».

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

1. – Сравните выражения. Что вы можете сказать о результатах, не выполняя вычислений?

218 : 2

208 : 2

198 : 2

188 : 2

(Частное будет уменьшаться на 5, делимое уменьшается на 10. делитель не меняется)

– Установите закономерность и придумайте два следующих выражения. (178 : 2, 168 : 2.)

– Вычислите и запишите полученные результаты. (109, 104, 99, 94, 89, 84.)

– Что интересного вы можете рассказать о полученном ряде чисел?

– Назовите самое большое число из данного ряда. (109)

– Назовите самое маленькое число из этого ряда. (84)

– Сравните 109 и 84. Поставьте необходимые вопросы. (На сколько 109 больше 84, на сколько 84 меньше 109).

– Замените число 25 суммой разрядных слагаемых разными способами. (20 + 5 = 2•10 + 5)

2. – Какие методы решения уравнений вам известны?

– Каким методом удобно решить уравнение: d + 52 = 4d + 25? Решите его.

3. Индивидуальное задание.

Вспомните, как была построена математическая модель 10х + y = xy + 52 для задачи 5: «Задумано двузначное число, которое на 52 больше суммы своих цифр. Какое число задумано?».

Используя построенную математическую модель, решите задачу 5.

3. Выявление причины затруднения, постановка цели деятельности.

– Почему вы смогли выполнить задание? (В уравнении два неизвестных, а мы такие уравнения раньше не решали).

– Какой метод можно использовать для решения уравнения? (Метод проб и ошибок, но для этого потребуется много времени, т.к. придётся проверять каждую цифру в разной комбинации с другими цифрами).

– Какую задачу мы поставим перед собой на сегодняшний урок? (Найти короткий путь работы с моделью такого вида).

– Какая цель поиска метода решения уравнения? (Если в уравнении останется одна переменная, то мы сможем применить метод «весов»).

– Сформулируйте тему урока. (Использование известных методов решения уравнений для работы с 5 задачей).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

– Что мы проводим для поиска более быстрого пути решения уравнения? (Надо провести анализ данного уравнения).

10х + y = xy + 52

– Что вы можете сказать о правой части равенства? (Правая часть больше или равна 52)

– Что вы можете сказать о левой части равенства? (Она то же больше или равна 52)

– Что вы используете, что бы сделать такой вывод? (Метод «весов»).

– Какое наименьшее значение может принимать x? (x может принимать значение, равное 5).

– Запишите уравнение, которое вы получите после подстановки в него x = 5.

10•5 + y = 5y + 52.

50 + y = 5y + 52.

– Что вы можете сказать о решении уравнения? (Это уравнение не имеет решения, т.к. правая часть всегда больше левой части).

– Что дальше будем делать? (Подставим вместо x число 6).

Можно к доске вызвать ученика, для того, что бы выполнять дальнейшие действия, а можно организовать эту работу в группах.

Если x = 6, то 10•6 + y = 6y + 52.

 60 + y = 6y + 52.

Используем метод «весов»:

 60 + y – y = 6y + 52 – y;

 60 = 5y + 52;

 5y = 60 – 52;

 5y = 8   y – не существует.

Если x = 7, то 10•7 + y = 7y + 52.

 70 + y =76y + 52.

Используем метод «весов»:

 70 + y – y =76y + 52 – y;

 70 = 6y + 52;

 6y = 70 – 52;

 6y = 18;

 y = 18 : 6;

 y = 3

Искомое число 73.

Если x = 8, то 10•8 + y = 8y + 52.

 80 + y = 8y + 52.

Используем метод «весов»:

 80 + y – y = 8y + 52 – y;

 80 = 7y + 52;

 7y = 80 – 52;

 7y = 28;

 y = 28 : 7;

 y = 4

Искомое число84.

Если x = 9, то 10•9 + y = 9y + 52.

 90 + y = 9y + 52.

Используем метод «весов»:

 90 + y – y = 9y + 52 – y;

 90 = 8y + 52;

 8y = 90 – 52;

 8y = 38   y – не существует.

Ответ: 73; 84.

– Составьте алгоритм решение модели задачи, относящейся к пятому типу. (1) Проанализировать уравнение; 2) Вместо одной из переменных подставить первую определённую цифру; 3) Решить, получившееся уравнение методом «весов»).

5. Первичное закрепление во внешней речи.

№ 181 (2)

Один учащийся составляет модель и проводит анализ уравнения. Затем по одному ученику на каждый, рассматриваемый случай.

10x + y = xy + 25;

Правая и левая часть уравнения больше или равна 25.

Если x = 2, то 10•2 + y = 2y + 25;

20 + y = 2y + 25;

20 + y – y = 2y + 25 - y;

20 = y + 25  y – не существует.

Если x = 3, то 10•3 + y = 3y + 25;

30 + y = 3y + 25;

30 + y – y = 3y + 25 - y;

30 = 2y + 25;

2y = 30 – 25;

2y = 5   y – не существует.

Если x = 4, то 10•4 + y = 4y + 25;

40 + y = 4y + 25;

40 + y – y = 4y + 25 - y;

40 = 3y + 25;

3y = 40 – 25;

3y = 15;

y = 15 : 3;

y = 5  искомое число 45.

Если x = 5, то 10•5 + y = 5y + 25;

50 + y = 5y + 25;

50 + y – y = 5y + 25 - y;

50 = 4y + 25;

4y = 50 – 25;

4y = 25  y – не существует.

Если x = 6, то 10•6 + y = 6y + 25;

60 + y = 6y + 25;

60 + y – y = 6y + 25 - y;

60 = 5y + 25;

5y = 60 – 25;

5y = 35

y = 35 : 5;

y = 7  искомое число 67.

Если x = 7, то 10•7 + y = 7y + 25;

70 + y = 7y + 25;

70 + y – y = 7y + 25 - y;

70 = 6y + 25;

6y = 70 – 25;

6y = 45  y – не существует.

Если x = 8, то 10•8 + y = 8y + 25;

80 + y = 8y + 25;

80 + y – y = 8y + 25 - y;

80 = 7y + 25;

7y = 80 – 25;

7y = 55  y – не существует.

Если x = 9, то 10•9 + y = 9y + 25;

90 + y = 9y + 25;

90 + y – y = 9y + 25 - y;

90 = 8y + 25;

8y = 90 – 25;

8y = 65  y – не существует.

Ответ: 45; 67.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

№ 181 (1)

Эталон.

10x + y – задуманное число, xy – произведение его цифр.

10x + y = xy + 66

Правая и левая часть больше или равна 66.

Если x = 6, то 10•6 + y = 6y + 66;

60 + y = 6y + 66;    Вычтем из обеих частей y.

60 + yy = 6y + 66 - y;   Упростим левую и правую часть.

60 = 5y + 66;  y – не существует, т.к. правая часть больше 66, а левая равна 60.

Если x = 7, то 10•7 + y = 7y + 66;

70 + y = 7y + 66;    Вычтем из обеих частей y.

70 + yy = 7y + 66 - y;   Упростим левую и правую часть.

70 = 6y + 66;     Найдём неизвестное слагаемое.

6y = 70 – 66;

6y = 4   y – не существует.

Если x = 8, то 10•8 + y = 8y + 66;

80 + y = 8y + 66;    Вычтем из обеих частей y.

80 + yy = 8y + 66 - y;   Упростим левую и правую часть.

80 = 7y + 66;     Найдём неизвестное слагаемое.

7y = 80 – 66;

7y = 14;     Найдём неизвестный множитель.

y = 14 : 7;

y = 2   искомое число: 82.

Если x = 9, то 10•9 + y = 9y + 66;

90 + y = 9y + 66;    Вычтем из обеих частей y.

90 + yy = 9y + 66 - y;   Упростим левую и правую часть.

90 = 8y + 66;     Найдём неизвестное слагаемое.

8y = 90 – 66;

8y = 24;     Найдём неизвестный множитель.

y = 24 : 8;

y = 3   искомое число: 93.

Ответ: 82; 93.

После самопроверки проводится анализ и исправление, допущенных ошибок.

7. Включение в систему знаний и повторение.

№ 194.

Третья модель.

№ 191.

а) С = {1; 2; 4; 8} D = {1; 3; 9};

б) C  D = 1; 2; 3; 4; 8; 9 C  D = 1;

C

в) Верно;

г) 1 является делителем любого числа.

8. Рефлексия деятельности.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Мы узнали, как работать с одним уравнением, содержащим две переменные).

– Какие методы использовались при решении уравнения? (Подстановка числового значения в буквенное равенство, метод «весов», упрощение уравнений и нахождение неизвестного компонента).

– Проанализируйте и оцените свою работу на уроке.

Для анализа можно предложить перечень вопросов аналогичных вопросам, предложенным на уроках по теме: «Значение выражения».

Домашнее задание: 1.2.3.; №№ 196, 201, 198 (оставшийся).

5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78750. Перья штампуют из той же стали, которая завтра пойдет на штыки 96.5 KB
  Напряжение физических и духовных сил во время войны рождало как примеры величайшего героизма и самопожертвования так и примеры низкого коварства и подлости. И бравый генерал лихо блиставший на учениях до войны бестолково и растерянно мечущийся на дороге войны загубив всю свою армию.
78751. Гра «Що? Де? Коли?» По життю і творчості Тараса Шевченка 170.5 KB
  Портрет Т.Г.Шевченка, виставка книжок; дзиґа, конверти із запитаннями, мультимедійна дошка. Гра проходить між командами, які формуються на основі класів. Попередньо капітани команд отримують домашнє завдання: розробити презентацію за одною із тем («Т.Шевченко - художник», «Т. Шевченко у Києві», «Значення творчості Т. Шевченка» тощо)
78752. Я люблю українську мову 74.5 KB
  Мета: узагальнити знання студентів з рідної мови; удосконалювати навики колективної роботи; розвивати творчі здібності, навики виразного читання, виробляти сталий інтерес до рідної мови, плекати почуття національної гідності, віри у творчі сили народу, формувати внутрішню потребу постійного удосконалення мовної культури.
78753. Літературна розважальна програма для учнів 10-х класів 35 KB
  Кожна пара повинна представити себе: від першої особи розповісти про тих літературних героїв імена яких вони носитимуть до кінця гри. Чи була ця пара щасливою чи хтось став на заваді цьому щастю. Кожна пара повинна написати про автора та твір героями якого вони є роки життя місце...
78754. Сценарій святкового заходу, присвяченого Т.Г. Шевченку 60 KB
  Мета: виховання любові до рідної мови, скарбів поетичного слова, України, вшанування пам’яті видатного художника слова, патріота України - Т.Г.Шевченка, формування культури мовлення через красу й багатство рідної мови, пропагування творчості обдарування рідного краю.
78755. ВОНИ ПЕРШИМИ РИНУЛИСЬ В БІЙ... 85 KB
  Мета: навчальна – закріпити знання студентів про чорнобильську трагедію, ознайомити з біографіями пожежників, ліквідаторів наслідків аварії на ЧАЕС, впроваджувати елементи екологічного виховання...
78756. Сражаюсь, верую, люблю! 100 KB
  На сцене в противоположних углах стоят стулья с участниками со стороны Э. Асадова и Б. Окуджавы, а так же два юноши и две девушки в стилизованых костюмах. На экране появляються первые слайды презентации Под музику «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» выходят ведущие вечера.
78757. Я люблю Україну 144 KB
  Мета: навчальна – поглибити знання учнів про Україну, її символи, традиції, впроваджувати елементи естетичного виховання культури спілкування; розвивальна – розвивати українське мовлення учнів, культуру поведінки; уміння приймати рішення в нестандартних ситуаціях, колективну творчість...
78758. Сценарий выступления 11 класса на выпускном вечере 70.5 KB
  Есть за домами за лесами Маленькая страна. Маленькая страна Маленькая страна Каждый расскажет и покажет Вот она вот она На сцену поднимается ещё одна выпускница девочки берутся за руки и вместе поют вторую часть припева.