23723

Метод проб и ошибок

Конспект урока

Математика и математический анализ

Основная цель: 1 Тренировать способность к использованию метода проб и ошибок для решения уравнений. Какие уравнения мы учились решать на прошлом уроке Уравнения вида x x а = b Что мы использовали при решении уравнений Метод проб и ошибок. Сегодня мы на уроке проанализируем на сколько хорошо вы усвоили метод проб и ошибок.

Русский

2013-08-05

69.5 KB

67 чел.

Вариант конспекта урока по математике (5-6 класс)

для апробации на экспериментальных

площадках ассоциации «Школа 2000…»

Тема урока: «Метод проб и ошибок».

Тип урока: рефлексия.

Основная цель:

1) Тренировать способность к использованию метода проб и ошибок для решения уравнений.

2) Повторить и закрепить прикидку и оценку частного, прием письменного деления в столбик.

1. Самоопределение к деятельности.

– Какие уравнения мы учились решать на прошлом уроке? (Уравнения вида x (x + а) = b)

– Что мы использовали при решении уравнений? (Метод проб и ошибок).

– Сегодня мы на уроке проанализируем на сколько хорошо вы усвоили метод проб и ошибок.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

1. Математический диктант.

Найдите число, которое на 100 меньше произведения чисел 125 и 4. (400.)

Найдите два числа, зная, что их сумма равна 400 и одно больше другого в 3 раза. (100, 300.)

Найдите произведение двух чисел, первое из которых в 2 раза больше 4, а второе – в 2 раза меньше 50. (200.)

– Расставьте полученные числа в порядке возрастания. (100, 200, 300, 400.)

– Что интересного вы можете сказать о полученном ряде чисел?

– Установите закономерность и продолжите ряд на три числа. (100, 200, 300, 400, 500, 600, 700.)

– Назовите число из полученного ряда, которое в натуральном ряду чисел стоит между 199 и 201. (200.) Дайте характеристику этому числу.

– Придумайте числовые выражения, сумма в которых равна 200.

2. – Подумайте, значения каких выражений можно вычислить при t = 200, x = 4, z = 2:

        .

– Можно ли сказать, не вычисляя, значения каких выражений равны между собой? Почему?

3. Самостоятельная работа.

При каких значениях а верно равенство:

1) ;  2) (а – 20)(а + 40) = 16 000

Подробный образец.

Если а = 5, то 5  (5 + 35) = 200 (В)

Если а < 5, то а(а + 35) < 200;

Если а > 5, то а(а + 35) > 200;

Если а = 120.то (120 – 20)(120 + 40) = 16 000 (В)

Если а < 120, то (а – 20)(а + 40) < 16 000;

Если а > 120, то (а – 20)(а + 40) > 16 000;

После выполнения работы учащиеся сверяют решения с подробным образцом, данным на доске или на кодоскопе. По мере проверки учащиеся подчёркивают карандашом место несовпадения с предъявленным образцом и заполняют второй столбец своей таблицы. Если задание выполнено точно так же, как на образце, то в таблице против соответствующего номера они ставятся знак "+", а если есть расхождения, то фиксируют их знаком "?".

№ задания

Выполнено

("+", или "?")

алгоритма

Исправлено в процессы работы

Исправлено

в самостоятельной работе

3. Локализация места затруднения.

Тем учащимся, которые верно выполнили задание, предлагается эталон для того, что бы они ещё раз проанализировали свою работу.

Эталон.

Для выполнения задания используем метод проб и ошибок, который заключается в том, что вместо переменной подставляем любые значения и проверяем является ли взятое значение корнем уравнения, и проводим эту работу до тех пор пока не получим верное равенство, затем доказываем, что найденный корень единственный.

1) ;  2) (а – 20)(а + 40) = 16 000

Если а = 5, то 5  (5 + 35) = 200;

5  40 = 200;

200 = 200 (В)

Если а < 5, то а(а + 35) < 200;

Если а > 5, то а(а + 35) > 200;

а = 5

2). Если а = 120.то (120 – 20)(120 + 40) = 16 000;

   100  160 = 16 000;

   16 000 = 16 000 (В)

Если а < 120, то (а – 20)(а + 40) < 16 000;

Если а > 120, то (а – 20)(а + 40) > 16 000;

а = 120

Дополнительное задание: № 168 (5)

На эти задание готовится подробный образец и эталон, что бы учащиеся, выполняющие задания могли проверить свою работу (варианты предлагаются ниже).

С остальными учащимися проводится следующая работа.

– Кто не нашёл корень в первом уравнении?

– Кто нашёл корень, но не провёл доказательство?

– Кто не нашёл корень во втором уравнении?

– Кто нашёл корень, но не провёл доказательство?

–Какую цель вы ставите для себя на этом уроке? (Определить причину ошибки и исправить её).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

– Что, значит, определить причину ошибки? (Определить, на какой алгоритм допущена ошибка).

– Какие правила мы используем при выполнении такого задания? (Алгоритм использования метода проб и ошибок, алгоритм нахождения буквенного выражения, алгоритм нахождения числового выражения).

– Как вы будете исправлять ошибку? (Надо переделать задание и опять сравнить с образцом).

– А, если у вас опять не совпадёт с образцом? (Тогда надо повторить правило, на которое допущена ошибка, и снова выполнить задание).

А если вы не сможете самостоятельно исправить ошибку? (Обратиться к эталону).

– Определив алгоритм, при использовании, которого вы допустили ошибку, занесите результаты в третий столбик таблицы. Приступайте к работе.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу над ошибками, учитель на данном этапе выступает в качестве консультанта. Если им удаётся самостоятельно исправить ошибку, они заполняют четвёртый столбик таблицы. По окончании работы учащиеся получают эталоны и ещё раз анализируют свою работу.

5. Обобщение причин затруднений во внешней речи.

Учитель последовательно выясняет у кого из детей, на какой алгоритм были допущены ошибки и эти алгоритмы проговариваются во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Решите уравнение методом проб и ошибок:

x(x + 4) = 32

После выполнения задания, учащиеся проверяют по эталону и в пятом столбике таблицы ставят «+» или «?».

Эталон.

Для выполнения задания используем метод проб и ошибок, который заключается в том, что вместо переменной подставляем любые значения и проверяем является ли взятое значение корнем уравнения, и проводим эту работу до тех пор пока не получим верное равенство, затем доказываем, что найденный корень единственный.

Если x = 4, то 4 (4 + 4) = 32;

  4  8 = 32;

  32 = 32 (В)

Если x < 4, то x(x + 4) < 32;

Если x > 4, то x(x + 4) > 32

x = 4

7. Включение в систему знаний и повторение.

№ 168 (6)

Длина (в м)

Ширина (в м)

Площадь (в м2)

Квадрат

x

x

?

Прямоугольник

x + 5

x - 1

(x + 5)( x – 1) или 91

(x + 5)( x – 1) = 91

Если x = 8, то (8 + 5)(8 – 1) = 91;

  13  7 = 91;

  91 = 91 (В)

Сторона квадрата равна 8 м

8  8 = 64 (м2)

Ответ: площадь квадрата 64 м2

Эталон выполнения дополнительного задания.

№ 168 (5)

Длина (в см)

Ширина (в см)

Площадь (в см2)

Квадрат

x

x

Прямоугольник

x + 3

x - 4

(x + 3)( x – 4) или 30

(x + 3)( x – 4) = 30

Если x = 7, то (7 + 3)(7 – 4) = 30;

  10  3 = 30;

  30 = 30 (В)

Сторона квадрата равна 7 см

Ответ: сторона квадрата 7 см

№ 172, 175.

8. Рефлексия деятельности.

– Какая была цель нашего урока? (Проверить усвоения метода проб и ошибок).

– Те, кто допускал ошибки при выполнении задания, какая перед вами стояла цель? (Найти ошибку, понять её причину и исправить).

– Кто из вас достиг цели? (Учащиеся высказываются).

– Дайте анализ своей деятельности (Учащиеся по желанию делают анализ по плану, предложенному им: 1) У меня сегодня всё получалось, я не допускал ошибок;

2) Я допустил ошибки в первой самостоятельной работе (перечислить ошибки);

  3) Я исправил допущенные ошибки в процессе работы над ними;

4) Я не смог самостоятельно исправить ошибки, но исправил их с помощью эталона;

  5) Я без ошибок справился со второй самостоятельной работой;

6) Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (перечислить их);

7) Я выполнил дополнительное задание (перечислить выполненные номера);

  8) В дополнительном задании я допустил ошибки (перечислить их);

  9) Мне необходимо поработать над…

Из предложенных пунктов учащиеся выбирают те, которые соответствуют их деятельности.

Домашнее задание: 1.2.3.; №№ 177(2); 178 (б); 179 (одно из нерешённых).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64444. Розвиток світового фінансового ринку в аспекті формування глобального економічного простору 372.5 KB
  Зростає глобальна пропозиція капіталу і забезпечується розвиток внутрішнього фінансового ринку що підвищує можливості перерозподілу фінансових ресурсів створює нові фінансові інструменти і підвищує...
64445. ПАТОГЕНЕТИЧНІ МЕХАНІЗМИ НЕВИНОШУВАННЯ ТА ЙОГО ЛІКУВАННЯ ПРИ ІСТМІКО-ЦЕРВІКАЛЬНІЙ НЕДОСТАТНОСТІ І ВАГІНАЛЬНИХ ІНФЕКЦІЯХ 192 KB
  Проведення хірургічної корекції ІЦН до розвитку її виразних клінічних проявів забезпечує позитивний ефект тому розробка діагностичних і прогностичних критеріїв реалізації ІЦН залишається в центрі уваги і потребує подальших досліджень для вирішення цього...
64446. СТАНОВЛЕННЯ ЕТНІЧНОЇ ПСИХОЛОГІЇ ЯК ГАЛУЗІ НАУКОВОГО ЗНАННЯ: ІСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧНИЙ ВИМІР 6 MB
  Активні процеси усвідомлення національної історії, культури, науки, які відбуваються в Україні, стимулюють зростання потреби в структуризації етнопсихологічних знань. Зростання національної самосвідомості підвищує актуальність дослідження...
64447. МОДЕЛІ ТА МЕТОДИ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ АКТИВНОЇ ВІДМОВОСТІЙКОЇ КУТОВОЇ СТАБІЛІЗАЦІЇ ДИСКОПОДІБНОГО ЛІТАЮЧОГО ВИРОБУ 1.05 MB
  Крім зазначених складностей має місце необхідність моделювання та розробки методів відбивання аварійних ситуацій системи стабілізації ДПЛВ в режимі реального часу шляхом забезпечення працездатності в умовах невизначеності функціонування...
64448. СТВОРЕННЯ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ТЕХНОЛОГІЇ ЗАХИСТУ ЦІННИХ ПАПЕРІВ НА ОСНОВІ КОДУЮЧИХ СТРУКТУР АДАМАРА 704.5 KB
  Незважаючи на його ефективність метод не вдається зреалізувати поліграфічним способом оскільки для розпізнавання зображення необхідно виконувати двовимірне перетворення Адамара.
64449. ЗАПОБІГАННЯ СХОДУ З РЕЙОК СПЕЦІАЛЬНОГО РУХОМОГО СКЛАДУ ШЛЯХОМ СТВОРЕННЯ КОМПЛЕКСНОЇ СИСТЕМИ ПРОТИДІЇ 262 KB
  Досягнення поставленої мети вимагає вирішення таких завдань: аналіз наукових публікацій у галузі динаміки залізничних екіпажів і моделювання взаємодії колеса з рейкою; математичне моделювання взаємодії колеса та рейки за умови рівноваги візка...
64450. Діагностика та ендоскопічне лікування туберкульозу трахеї та бронхів 186.5 KB
  Підвищення ефективності лікування хворих на туберкульоз у тому числі з із туберкульозним ураженням ураженням трахеї та бронхів залишається актуальним питанням фтизіатрії і пульмонології.
64451. Підвищення ефективності робочих процесів екскаваторів поздовжнього копання в складних ґрунтових умовах 305.5 KB
  Причиною цього є складність розробки вязких липких суглинистих та глинистих ґрунтів в літній час а також ґрунтів що частково промерзли в зимовий неможливість очищення робочих органів екскаваторів від налиплого та намерзлого ґрунту повторне перенесення його в розроблені виїмки.
64452. Підвищення ефективності експлуатації відцентрових насосів у системі водопостачання житлово-комунального господарства 2.55 MB
  Частка енергії що споживається приводом насоса за різними джерелами оцінюється від 18 до 22 усієї електроенергії що використовується в господарстві країни. Зменшення енергоспоживання окремого насоса при забезпеченні ним певних значень напору і витрати досягається за рахунок підвищення ККД.