23729

Признаки делимости на 10, на 5, на 2

Конспект урока

Математика и математический анализ

Что общего в числах полученного ряда Все числа кратны 5. Эти числа оканчиваются на 0. Приведите пример четного числа удовлетворяющего неравенству x 80. Какие остатки могут получаться при делении числа на 100.

Русский

2013-08-05

44.5 KB

11 чел.

Вариант конспекта урока по математике (5-6 класс)

для апробации на экспериментальных площадках

ассоциации «Школа 2000…».

Тема урока: «Признаки делимости на 10, на 5, на 2».

Тип урока: «открытие» нового знания.

Основные цели: тренировать способность к доказательству общих утверждений на примере признаков делимости на 100, 4 и 25; тренировать способность к использованию признаков делимости на 2, 5 и 10 для решения задач; повторить и закрепить деление с остатком, решение уравнений и задач на одновременное движение.

1. Самоопределение к деятельности.

– Какие признаки мы изучали на прошлом уроке? (Признаки делимости на 2, на 5 и на 10).

– Сегодня мы посмотрим, как можно использовать знания этих признаков для выполнения заданий и рассмотрим другие признаки делимости.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

1.– Угадайте правило, по которому составлен ряд выражений:

4m;  4m – 5; 4m – 5•2; 4m – 5•3; … (Вычитаемое умножается на 0; 1; 2; 3 и т.д.)

– Можно ли утверждать, что при любом натуральном m значения всех выражений данного ряда кратны 2? (Кратно 2 при всех m первое и третье выражения, а не кратны 2 второе и четвёртое.)

Проанализируйте выражения и определите, как изменяются их значения. (Уменьшаются на 5.)

– Проверьте с помощью вычислений при т = 25. (100; 95; 90; 85.)

– Что общего в числах полученного ряда? (Все числа кратны 5.) Докажите. (Последняя цифра у всех чисел – 0 или 5.)

– Какие из этих чисел кратны 10? (100, 90.) Докажите. (Эти числа оканчиваются на 0.)

– Запишите следующее выражение и прочитайте его. ( – разность 4т и произведения чисел 3 и 4.)

– Каково значение полученного выражения при т = 25? (Значение этого выражения можно найти разными способами: 85 – 5 = 80, или 25 · 4 – 5 · 4 = 80, или 4 · (25 – 5) = 80.)

2. – Приведите пример четного числа, удовлетворяющего неравенству x > 80. Сформулируйте признак делимости на 2.

3. – Какие остатки могут получаться при делении числа на 100?. Допишите равенства:

524 = 5 · 100 + ... (24)

3891 = 38 · 100 + ... (91)

69 475 = 694 · 100 + ... (75)

– Какие из этих чисел делятся на 100, 4, 25? Обоснуйте свой ответ, пользуясь свойствами делимости. (На 100 не делится ни одно число, на 4 делится на число 524, на 25 делится число 69 475).

– Попробуйте записать выражения, стоящие в правой части равенств, в общем виде. (100а + b.)

– Что обозначает в полученном выражении число b? (Число, состоящее из двух последних цифр данного числа).

– Сформулируйте гипотезу о признаках делимости на 100, 4, 25.

4. Индивидуальное задание.

Докажите сформулированные вами признаки делимости в общем виде для четырехзначных чисел.

I   в а р и а н т

Докажите, что число кратно 100 тогда и только тогда, когда в его записи на конце стоят два нуля.

II   в а р и а н т

Докажите, что число делится на 4 тогда и только тогда, когда две его последние цифры образуют двузначное число, кратное 4.

III   в а р и а н т

Докажите, что число делится на 25 тогда и только тогда, когда две его последние цифры образуют двузначное число, кратное 25.

3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

– В чём у вас затруднение? (Возможны варианты ответов: не смогли записать модель четырёхзначного числа, не знаем, как доказать указанное утверждение).

– Скажите, а необходимо доказать эти утверждения и если да, то почему? (Доказать необходимо, потому, что утверждения общего вида и, что бы ими пользоваться надо доказать их истинность для всех натуральных чисел).

– А где мы можем пользоваться данными признаками? (В заданиях на определение делится ли число на 4, на 25, на 100 или нет).

– Какая, цель нашего урока? (Доказать данные утверждения для всех натуральных чисел).

– Сформулируйте тему урока. (Признаки делимости на 4, на 25, на 100).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

– Запишите модель четырёхзначного числа. (1000a + 100b + 10с + d).

– Что вы можете сказать о делимости этого числа на 100? (первое слагаемое 1000a делиться на 100, т.к. 1000 делиться на 100, второе слагаемое делится на 100, т.к. множитель 100 делится на 100, про третье и четвёртое слагаемое мы ни чего сказать не можем).

– Какие значения может принимать с d? (с и d может быть равно любой цифре от 0 до 9).

– При каком значении с и d оно разделится на 100? (Только при с равном 0 и d равном 0).

– Сформулируйте утверждение, которое мы доказали. (Если две последние цифры числа 0, то число делится на 100).

– Поменяйте в данном высказывании местами тему и рему. (Если число делится на 100, то его последние цифры 00).

– Используя данную модель докажите сформулированное утверждение. (Нам дано число 1000a + 100b + 00, каждое слагаемое делится на 100, значит и сумма разделится на 100, т.е. число делится на 100).

– Запишите это утверждения, используя знак равносильности.

На доске:

      

– Докажите в группах два, оставшихся утверждения, используя туже модель четырёхзначного числа. (Учащиеся небольшое время работают в группах, а затем аналогично доказательство проговаривается вслух).

Первое и второе слагаемое делится по свойству делимости произведения на 4, два последних слагаемых делятся на 4 если в сумме они будут равны числу, которое делится на 4. Первое и второе слагаемое делится на 25 по свойству делимости произведения, два последних слагаемых делятся на 25 если в сумме они будут равны числу, которое делится на 25.

– Какие числа делятся на 25? (00; 25; 50; 75)

– Запишите аналогичным образом формулировки признаков делимости на 25 и на 4.

В тетрадях и на доске появляются записи:

      

      

– Что общего во всех трёх признаках? (Чтобы определить делимость числа на 25, на 4 и на 100, надо посмотреть на две последние цифры и если они образуют число, делящиеся на указанные числа, то число делится на него).

5. Первичное закрепление во внешней речи.

№ 550 (3,4).

Учащиеся выполняют задание у доски, обосновывая свои действия, формулируя соответствующий признак.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

У каждого ученика на карточке написаны числа

653800; 678750; 7835016; 939175; 10032; 106000; 2455; 123456.

Заполните таблицу:

На 4

На 25

На 100

Такая же таблица с правильными ответами есть на закрытой части доски.

После самопроверки проводится анализ ошибок, ещё раз проговариваются признаки.

Эталон.

На 4 делятся числа: 653800; 7835016; 10032; 106000; 123456 т.к. последние цифры этих чисел делятся на 2, образуют числа, делящиеся на 4.

На 25 делятся числа: 653800; 678750; 939175; 106000; 2455, т.к. последние цифры в этих числах образуют числа, делящиеся на 25.

На 100 делятся числа 653800; 106000, т.к. последние цифры у чисел 00.

7. Включение в систему знаний и повторение.

№№ 555.

8. Рефлексия деятельности.

– Что нового узнали? (Мы узнали признаки делимости на 4, на 25, на 100).

– Для чего нужны признаки делимости? (Что бы по виду числа, не выполняя деления определить, делится ли число на 4, на 25 или на 100).

– С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

– Оцените свою работу на уроке. (Можно использовать вопросы, предложенные на первых уроках).

Домашнее задание: п.2.3.1.; №№ 568; 556; 569 (3).

4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18975. Фирменный стиль: понятие и содержание 40 KB
  Фирменный стиль: понятие и содержание Фирменный стиль это совокупность устойчиво воспроизводимых отличительных характеристик общения манер поведения традиций свойственных фирме позиционирующих ее в коммуникационном пространстве современной экономики. Фирменны...
18976. Содержание организационной (корпоративной) культуры предприятия 52 KB
  Содержание организационной корпоративной культуры предприятия Большинство авторитетных специалистов в области бизнеса соглашаются с тем что организации как и нации имеют свою культуру. Для описания этого понятия пользуются различными терминами близкими по смыс...
18977. Лоббизм – эффективная ПР-технология 170.5 KB
  Лоббизм эффективная ПРтехнология Лоббирование это влияние заинтересованных групп на принятие решений властными структурами. Термин происходит от английского Lobby коридор так как попытки давления на законодателей часто проводились в коридорах связанных с зако...
18978. ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 128 KB
  ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМ СЧИСЛЕНИЯ Вся информация в ЭВМ представляется в виде чисел. Выразив эти числа в какой-либо системе счисления можно получить код основанный на данной системе счисления. Для пон...
18979. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ЭВМ 188 KB
  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ЭВМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СИМВОЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ Поскольку байт имеет 256 различных состояний то с помощью 1 байта можно закодировать 256 различных символов. Состояние байта числа от 0 до 25510 или 0 до 3778 или от 0 до FF16 при этом будет представля
18980. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЧАСТИ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ЭВМ. МИКРОПРОЦЕССОР 242 KB
  ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЧАСТИ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ЭВМ. МИКРОПРОЦЕССОР СТРУКТУРА ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА Все современные ЭВМ используют микропроцессорную технику которая характеризуется большой интеграцией электронных элементов на единицу площади. Одним из следствий ...
18982. ВНУТРЕННЯЯ ПАМЯТЬ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ЭВМ 98 KB
  ВНУТРЕННЯЯ ПАМЯТЬ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ЭВМ СТРУКТУРА ПАМЯТИ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА Обрабатываемые данные и выполняемая программа должны находиться в запоминающем устройстве памяти ЭВМ куда они вводятся через устройства ввода. Ёмкость памяти измеряется в ве
18983. ВНЕШНЯЯ ПАМЯТЬ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ЭВМ 117 KB
  ВНЕШНЯЯ ПАМЯТЬ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ЭВМ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЙ ПАМЯТИ Внешняя память ВЗУ предназначена для долговременного хранения больших объемов данных и программного обеспечения и обмена ими с оперативной памятью. В настоящее время структура и технич...